Гуревич константин маркович вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 05.07.2024

отечественный психолог. Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, в 1928 г. учился на педагогическом отделении института им. А. Бубнова. В 1932 г. окончил психотехническое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, учился в аспирантуре Московского государственного института психологии. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме воли, выполненную под руководством А.Н. Леонтьева. Работал в лаборатории Б.М. Теплова над проблемами психофизиологических различий. С 1968 г. — заведующий лаборатории Института психологии. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию. Профессор. Специалист по проблемам психофизиологических различий и психодиагностики. Предложил комплексный подход к профессиональной пригодности, в котором сочетается анализ социальных факторов развития профессионала, в частности профессиональных требований и престижности профессии, с одной стороны, и психофизиологических особенностей, с другой.

Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. 1970; (Ред.) Психофизиологические вопросы становления профессионала. 1974; Психодиагностика. 1981; (Ред.) Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. 1975 (совм. с В.И. Лубовским); (Ред.) Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977 (совм. с Ю.Л. Сыэрда).


Доктор психологических наук, профессор. Почётный академик Российской академии образования.

Главный научный сотрудник Психологического института РАО.

Авторитетный и известнейший специалист в области дифференциальной психофизиологии и психологии, стоявший у истоков отечественной психологической диагностики.

Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, затем лаборантом и ассистентом в психотехнической лаборатории А.А. Толчинского.

С 1928 г. учился на педологическом отделении 2-го Московского МГУ (с 1930 г. - Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова, сейчас - Московский педагогический государственный университет), в 1930 г. перевелся на психотехническое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, которое окончил в 1932 г.

Работал в лаборатории профконсультации Института организации и охраны труда до 1936 г., когда вышло Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. и психотехнические лаборатории были закрыты.

Работая по приглашению К.К. Платонова, участвовал в организации учебной подготовки в Качинском военно-летном училище вместе с К.К. Платоновым и С.Г. Геллерштейном, эта работа быстро прервалась из-за начавшихся репрессий в авиации.

В 1937 г. был приглашен в аспирантуру Московского Государственного института психологии. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме воли, выполненную под руководством А.Н. Леонтьева.

Читал курсы педагогики и психологии в Московском педагогическом институте, затем - в Удмуртском педагогическом институте, в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

С 1949 г. - старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психофизиологии НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО).

С 1968 г. заведовал созданной им лабораторией психофизиологических проблем профессиональной пригодности НИИ ОПиПП АПН СССР.

Профессиональная пригодность трактуется К.М. Гуревичем как качество личности, представляющее собой совокупность индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих общественно необходимую трудовую эффективность и удовлетворение своим трудом. Успешность и быстрота её формирования зависят от трёх основных факторов: природных данных, особенностей профессиональной мотивации и полноты и адекватности специальных знаний и умений. В рамках этого подхода акцент смещается с проблем отбора на вопросы развития профессионально важных качеств специалиста, его индивидуального стиля деятельности.

В 1960-1970 гг. преподавал на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, читал лекции по проблемам профессиональной пригодности.

Начиная с 1970-х гг. основной областью профессиональных интересов К.М. Гуревича становится психодиагностика, ее методологические основания и методический арсенал.

Был инициатором и организатором первой научной конференции по психодиагностике, которая состоялась в 1974 г. в Таллинне.

К.М. Гуревич выдвинул предположение, что при конструировании диагностических методик должны быть реализованы современные подходы к пониманию индивидуальной психики как продукту онтогенетического развития, в ходе которого индивид усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений. Разработал концепцию социально-психологических нормативов, согласно которой процесс развития определяется объективно сложившимися требованиями, которые общество предъявляет к своим членам, эти требования составляют целостную систему, влияя на установки, ценности и мировоззрение, на содержание и уровень умственного развития, на психологический облик человека в целом, на его личность и индивидуальность.

Константин Маркович Гуревич (19 октября 1906, Самара — 14 ноября 2007, Москва) — советский психолог. Профессор. Работал в психофизиологической лаборатории Б. М. Теплова, затем исследовал проблемы дифференциальной психологии.

Сочинения

  • Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. 1970
  • Психофизиологические вопросы становления профессионала. 1974
  • Психодиагностика. 1981
  • Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. 1975 (совместно с В. И. Лубовским)
  • Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977 (совместно с Ю. Л. Сыэрда)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Константин Маркович Гуревич" в других словарях:

Гуревич Константин Маркович — Константин Маркович Гуревич психолог Дата рождения: 19 октября 1906 Место рождения: Самара Дата смерти: 14 ноября 2007 Место смерти … Википедия

Гуревич, Константин Маркович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гуревич. Константин Маркович Гуревич психолог Дата рождения: 19 октября 1906(1906 10 19) … Википедия

Гуревич Константин Маркович — (род. 19.10.1906, Самара) отечественный психолог. Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, в 1928 г. учился на педагогич … Психологический словарь

Гуревич Константин Маркович — (род. 19.10.1906, Самара) отечественный психолог. Биография. Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, в 1928 г. учился на педагогическом отделении… … Большая психологическая энциклопедия

Гуревич, Константин Маркович — (р. 1906) почетный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Психологического института РАО. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 468) См. также Российская… … Педагогический терминологический словарь

Гуревич, Константин Маркович — (1906 г.р.) Российский психолог, доктор психологических наук (1971), профессор, почетный член Российской Академии Образования. Закончил психотехническое отделение педагогического факультета Ленинградского Государственного педагогического… … Кто есть кто в российской психологии

Гуревич, Константин — Константин Маркович Гуревич психолог Дата рождения: 19 октября 1906 Место рождения: Самара Дата смерти: 14 ноября 2007 Место смерти … Википедия

Константин Гуревич — Константин Маркович Гуревич психолог Дата рождения: 19 октября 1906 Место рождения: Самара Дата смерти: 14 ноября 2007 Место смерти … Википедия

Гуревич К. — Константин Маркович Гуревич психолог Дата рождения: 19 октября 1906 Место рождения: Самара Дата смерти: 14 ноября 2007 Место смерти … Википедия

Гуревич К. М. — Константин Маркович Гуревич психолог Дата рождения: 19 октября 1906 Место рождения: Самара Дата смерти: 14 ноября 2007 Место смерти … Википедия

Константин Маркович Гуревич

19 октября 1906 г. - 14 ноября 2007 г.


Ушел из жизни Константин Маркович Гуревич. Выдающийся учёный, истинный интеллигент, интереснейший человек, удивительная личность.

Вклад Константина Марковича в развитие психологической науки весом и значим. Диапазон его научных интересов и исследований широк: от проблем психофизиологии и психогенетики , дифференциальной психологии до прикладных аспектов формирования профессионала. Но любимым его детищем была психологическая диагностика. Константина Марковича по праву можно назвать патриархом отечественной психодиагностики. Он стоял у ее истоков в 20-е гг. прошлого века, был одним из инициаторов и активным участником ее возрождения в 70-е гг., он – автор новых теоретических принципов и концепций этой науки.

Вся научная жизнь Константина Марковича была связана с Психологическим институтом РАО, в котором он проработал 60 лет. Его любили и уважали все, кому посчастливилось с ним общаться. Незаурядный ум, мудрость, широкая эрудиция, доброжелательность, потрясающая деликатность удивляли и притягивали к нему людей на протяжении всей его долгой жизни. Многие находились под обаянием Константина Марковича, воспринимали его как уникальную и светлую личность.

Уход такого человека – тяжёлая и невосполнимая утрата. Память о Константине Марковиче, его образ сохранятся в сердцах его коллег, учеников и всех тех, кому выпало счастье его знать.

Читайте также: