Гуарино гуарини биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Гуарино Гуарини да Верона (1374–1460) – известнейший гуманистический педагог, ученый. Родился Гуарино в Вероне в семье ремесленника – резчика по металлу. В возрасте 12 лет потерял отца и остался на попечении матери, которая приложила все силы, чтобы дать сыну образование. Учился Гуарино сначала в родном городе, затем в Падуе, где, возможно, слушал Конверсини да Равенна; сблизился с падуанскими гуманистами, в частности с Верджерио. В 1403–1408 гг., будучи на службе у венецианского торговца и государственного деятеля Паоло Цане, был в Греции, где выучил греческий язык у сына (или племянника) Мануила Хризолора. По возвращении преподавал греческий во Флоренции, где его слушали видные гуманисты. В 1414 г. уехал в Венецию, там открыл школу по изучению греческого; среди его учеников около года был Витторино да Фельтре; обучая Витторино греческому, Гуарино сам учился у него латинскому. В 1418 г. после женитьбы Гуарино вернулся в родную Верону, где занимался преподаванием. По примеру гуманистического педагога Гаспарино Барциццы, который еще в Падуе заложил форму школы-интерната, Гуарино взял учеников в свой дом в Вероне, воспитывая их вместе со своими детьми (у Гуарино было 12 детей) и вывозя летом за город, на свою виллу в Вальполичелло.

У Гуарино учились будущие гуманисты Эрмолао Барбаро, Ян Панноний (из Венгрии), ученики из Далмации, Германии, Чехии, Польши, Франции, Англии. Девять лет правления его воспитанника Леонелло д’Эсте были благоприятным временем для Феррары: государство не вело войн, при дворе не было раздоров, несколько раз снижались налоги, бедняки в голодные годы получали хлеб и мясо; Феррара стала центром гуманистической культуры, ко двору привлекались гуманисты и художники.

Гварини - мастер замысловатых архитектурных решений. Краткая биографическая справка из жизни архитектора. Церковь Сан-Лоренцо, размеры её мавританских куполов. Палаццо Кариньяно, Турин. Главные особенности композиционной сложности работ Гварини.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.08.2012
Размер файла 12,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат по теме:

Гварино Гварини: биография и работы

Много путешествовал, посетил Лиссабон и Прагу. Опубликовал четыре трактата на математические и астрономические темы. Как архитектор находился под влиянием Борромини. При постройке церкви Божественного Провидения в Лиссабоне и палаццо Кариньяно в Турине проявил себя незаурядным мастером замысловатых архитектурных решений.

Гварини был одним из немногих архитекторов XVII века, ценивших готику и учившихся у средневековых зодчих. В то же время он опирался в своих архитектурных проектах на знание стереометрии, среди всех геометрических форм отдавая предпочтение овалу.

Гварино Гварини (1624-1683), известный также под именем Камилло Гуарини - итальянский священник, архитектор, математик и теолог, работал преимущественно в Турине. По его проектам и книгам по архитектуре учились архитекторы позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе. Гварини опирается на блестящее владение геометрией и его творческая фантазия создает сложные пространственные образы. Эти способности он проявляет при проектировании церквей с центричной и продольной схемами планов, а также в архитектуре зданий светского характера.

Гварино Гварини родился в Модене 17 января 1624 года. Он впервые попал в Рим в то время, когда Борромини работал над интерьером своей церкви Сан-Карло алле кватро фонтане. Гварини стал профессором философии в Мессине (Сицилия). Здесь он спроектировал несколько церквей, которые все были разрушены землетрясением.

За время службы при дворе герцога в Савойе Гварини построил (или предоставил чертежи) по крайней мере шесть церквей и часовен, пять дворцов и городские ворота; издал шесть книг, две по архитектуре и четыре по математике и астрономии; разработал чертежи дворца для герцога баварского и маркграфа баден-ского.

В Турине Гварини проявляет себя как автор смелых архитектурных проектов, превосходящих даже творчество Борромини, его произведения отличаются исключительной композиционной сложностью. По степени напряженности форм, барочной декоративности они могут быть сопоставлены лишь с работами Борромини.

Его продольные церкви - среди которых самой впечатляющей была церковь Санта-Мария Дивина Провиденца в Лиссабоне, разрушенная в 1755 году при землетрясении - благодаря своим скрытым световым источникам и переплетенным пространствам послужили моделью для дальнейшего развития строительства церквей в Центральной Европе.

В 1660-е гг. Гварини усваивает, систематизирует и углубляет новые пространственные приемы баррочных храмов. В своих зданиях он располагает рядом, как это делал до него Мансар, взаимосвязанные пространственные отсеки, контуры которых обретают устойчивость лишь при соприкосновении друг с другом. В лиссабонской церкви Непорочного зачатия, поставленные под углом опоры придают всему зданию совершенно необычный волнообразный облик. Наконец, Гварини пренебрегает вертикальной унификацией и визуально разделяет те архитектурные элементы, которые составляют каркас здания, - иными словами, решительно вступает на дорогу, ведущую к дематериализации сводов. Подобные эксперименты представляют собой возврат к некоторым принципам эпохи Ренессанса, когда архитекторы в борьбе со стрельчатой аркой стали вновь использовать массивные стены и четко разделять опоры - и частности, при помощи ордера, антаблемент которого подчеркивал визуальную значимость горизонтальных линий.

С 1662 года он преподавал теологию в Париже. Здесь Гварини начал строить новую церковь. Путешествуя, Гварини повидал готические церкви Франции и мавританские мечети Кордовы в Испании. Он был законченным космополитом. Биография Гварини служит превосходной иллюстрацией тесной связи между искусством и математикой в эпоху позднего барокко. Опубликованные им работы говорят о том, что он в значительной мере предугадал открытие начертательной геометрии, которое было сделано веком позже и принадлежит Гаспару Монжу.

Благодаря переезду Гварини в Турин в 1666 г., город становится одним из центров искусства. Вершина творчества Гварини - церковь Сан Лоренцо и палаццо Кариньяно в Турине. В церкви Сан-Лоренцо (1666-1687) и капелле Санта-Синдоне (1667-1690) в Турине, Гуарини, работая над центральным планом, превратил купола в кружева, сплетенные из каменной кладки сводов. Итальянский архитектор водружает над скромным барабаном невидимый снаружи "купол" из скрещенных арок и несоразмерно большую колоколенку. Купола Гварини в Турине как в часовне Святого Суария, так и в церкви Сан-Лоренцо, обретают форму только в сочетании архитектурных структур с размещенными вокруг них светоносными ячейками. Композиции в виде звезд, боковое освещение, сплетение линий и дематериализация свода образуют оптическое устройство, в котором визуальный эффект достигается прежде всего за счет игры света.

Палаццо Карильяно (1679) бесспорно является шедевром Гуарини в области проектирования дворцовой архитектуры. Сохранился его проект храма для Праги, созданный в 1679 г. и оставшийся, однако, нереализованным.

Самая важная работа Гварини была выполнена им в Турине, где он жил с 1666 году до самой смерти. Он исполнял обязанности аббата в своем монашеском ордене и одновременно инженера на службе герцога Савойского. Самые красивые его дворцы и церкви построены им в Турине. Одно из его поздних произведений, палаццо Кариньяно (1680), служит примером того, каким образом Гварини добивался в области моделировки почти такой же пластики, как Борромини. Влияние этого палаццо с изогнутыми очертаниями фасада и пластичными формами лестничных пролетов, оказанное на дворцовую архитектуру Южной Германии позднейшего периода, несомненно. Большой, эллиптический в плане вестибюль служит центром, к которому привязаны все остальные элементы проекта палаццо Кариньяно. Внутреннее движение стен вестибюля, описывающих эллипс, переходит на стены лестничных пролетов, примыкающих к вестибюлю двумя крылами справа и слева, и переносится с них на все элементы волнообразной наружной стены. Однако, несмотря на архитектурную мощь, которую продемонстрировал Гварини в этой работе, принятая им планировка интерьера не приблизилась к решению специфических проблем гражданской архитектуры, с которым столкнулись архитекторы того времени.

В Сан-Лоренцо Гварини использовал чисто архитектурные средства, чтобы выразить полное пренебрежение силой тяжести. В пределах квадратного основания он продолжил существующую в архитектуре традицию, но, достигнув кольца в основании купола, Гварини дал волю фантазии. Переплетение пересекающихся арок как бы паутиной закрывает отверстие. Арки пересекают одна другую, образуя восьмиугольник звезд. Тем самым создается впечатление, что расположенный под арками световой фонарь таинственным образом висит в воздухе. В действительности он опирается на восьмиугольник, образованный их пересечением. Можно с уверенностью сказать, что купол церкви Сан-Лоренцо никогда бы не был создан, если бы Гварини не был знаком с куполами над молитвенными нишами в мечети аль Хаким-Моше в Кордове. Эти купола были сооружены к концу тысячелетия, точнее, в 965 году. Те же методы конструирования были применены в куполе Сан-Лоренцо. Он также был возведен над прямоугольным основанием с использованием системы переплетающихся арок, образующих при пересечении восьмиугольную звезду, на которую опирается световой фонарь, как бы парящий в воздухе.

Но размеры мавританских куполов представляются весьма скромными по сравнению с шедевром дерзновенного мастерства Гварини. Переплетающиеся арки Сан-Лоренцо смонтированы из длинных массивных каменных балок - способ опасный и трудоемкий. Создатель Сан-Лоренцо предъявлял к конструкции такие требования, которые почти превосходили все достижения в данной области в то время. Ни один из архитекторов последующих времен не дерзнул повторить прием, использованный Гварини при создании этой церкви.

Конструкцией Сан-Лоренцо технические возможности эпохи были полностью исчерпаны, что совпало с этапом, когда прогресс архитектуры начал сменяться упадком. Гварини умер 6 марта 1683 года в Милане, немного не дожив до шестидесяти лет.

гварини архитектор церковь купол

Церковь Сан-Лоренцо (Турин)

10 августа 1557 года, в День Святого Лоренцо, Эммануэль Филиберто из Савы и его двоюродный брат Филипп II Испанский выиграли битву при Санкт Квентине. Они обещали, что в случае победы построят церковь в честь Сан-Лоренцо. Эммануэль Филиберто, вернувшись в Турин, построил эту удивительную церковь на Пьяццо Кастелло, и посвятил благое дело Святому мученику Лоренцо.

Церковь Сан-Лоренцо не имеет фасада, и если бы не купол, было бы трудно предположить, что это религиозная обитель. Отсутствие фасада в течение длительного времени было источником дискуссий и споров. Предполагают, что фасад не был построен, дабы не нарушить симметрию площади.

Особенно ценным в церкви является великолепный алтарь новаторского стиля, построенный в 1680 году, считающийся одним из замечательных в Европе. Цвет чудесному интерьеру придают столбцы из полихромного мрамора. Будучи небольшой, по размерам, церковь особенно ценится за свою чрезвычайно интимную атмосферу.

Палаццо Кариньяно, Турин. Гварино Гварини

Палаццо Кариньяно, построенное великим архитектором Гварино Гварини в 1679 г., заслужило признание самого прекрасного городского дворца второй половины XVII века в Италии.

Благодаря вздымающемуся фасаду, внушительной двойной изогнутой лестнице и двойному куполу в улавной гостиной дворец производит неизгладимое впечатление.

В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения.

Гварино Гварини родился в Модене 17 января 1624 года. Он впервые попал в Рим в то время, когда Борромини работал над интерьером своей церкви Сан-Карло алле кватро фонтане. Гварини стал профессором философии в Мессине (Сицилия). Здесь он спроектировал несколько церквей, которые все были разрушены землетрясением.

С 1662 года он преподавал теологию в Париже. Здесь Гварини начал строить новую церковь. Усилия его, однако, не увенчались успехом подобно тому, как это было в Сицилии церковь пострадала от пожара в период строительства, и здание так и не было завершено. Путешествуя, Гварини повидал готические церкви Франции и мавританские мечети Кордовы в Испании. Он был законченным космополитом. Никогда не теряя связи со своей страной и со своей эпохой, он воспринимал прошлое во всех его эстетические проявлениях.

Нет ничего более характерного для этого периода позднего барокко, чем широко распространенное совмещение в одном лице художника и ученого, экспериментатора-архитектора и специалиста в области математики. Здесь проявляется удивительное единство, существующее между методом мышления и характером восприятия, более того, здесь существует прямая связь между художественным познанием мира и математическими знаниями. Как только появлялась новая математическая концепция, она тут же находила выражение в области искусства.

Биография Гварини служит превосходной иллюстрацией тесной связи между искусством и математикой в эпоху позднего барокко. Он был не только архитектором и ученым, но и в равной степени весьма одаренным математиком. Опубликованные им работы говорят о том, что он в значительной мере предугадал открытие начертательной геометрии, которое было сделано веком позже и принадлежит Гаспару Монжу.

Самая важная работа Гварини была выполнена им в Турине, где он жил с 1666 году до самой смерти. Он исполнял обязанности аббата в своем монашеском ордене и одновременно инженера на службе герцога Савойского. Самые красивые его дворцы и церкви построены им в Турине. Одно из его поздних произведений, палаццо Кариньяно (1680), служит примером того, каким образом Гварини добивался в области моделировки почти такой же пластики, как Борромини.

Влияние этого палаццо с изогнутыми очертаниями фасада и пластичными формами лестничных пролетов, оказанное на дворцовую архитектуру Южной Германии позднейшего периода, несомненно. Большой, эллиптический в плане вестибюль служит центром, к которому привязаны все остальные элементы проекта палаццо Кариньяно. Внутреннее движение стен вестибюля, описывающих эллипс, переходит на стены лестничных пролетов, примыкающих к вестибюлю двумя крылами справа и слева, и переносится с них на все элементы волнообразной наружной стены.

Пьяцца Кастелло, Турин

Однако несмотря на архитектурную мощь, которую продемонстрировал Гварини в этой работе, принятая им планировка интерьера даже не приближается к решению специфических проблем гражданской архитектуры, с которым столкнулись архитекторы того времени. Главные творческие силы итальянской архитектуры этого периода были сосредоточены на решении интерьеров церквей. С точки зрения техники строительства все их необузданное воображение устремлялось на оформление огромных внутренних пространств. Это общее суждение остается справедливым и для Гварини.

Цель Гварини состояла в том, чтобы архитектурными средствами выразить характерные для периода барокко представления о таинственном и бесконечном. Периоду барокко присуще увлечение конструкциями, которые как будто преодолели силу тяжести. Все средства искусства, включая эффекты, создаваемые цветными источниками света, были направлены на создание этого волнующего впечатления. В Риме была построена капелла, где световой фонарь купола покоился на плечах изваяния, изображавшего ангела.

В Сан-Лоренцо Гварини использовал чисто архитектурные средства, чтобы выразить полное пренебрежение силой тяжести. В пределах квадратного основания он продолжает существующую в архитектуре традицию, но, достигнув кольца в основании купола, Гварини дает волю фантазии. Переплетение пересекающихся арок как бы паутиной закрывает отверстие. Арки пересекают одна другую, образуя восьмиугольник звезд. Тем самым создается впечатление, что расположенный под арками световой фонарь таинственным образом висит в воздухе. В действительности он опирается на восьмиугольник, образованный их пересечением.

Палаццо Кариньяно, Турин

Впечатление бесконечно уходящего вверх пространства достигнуто не применением эффектов, создающих иллюзию бескрайней перспективы, либо живописным изображением неба на куполе, но исключительно архитектурными средствами. Свет, который проникает сквозь филигранные грани восьмиугольной звезды, создает эффект, благодаря которому все окружающее кажется нематериальным.

Можно с уверенностью сказать, что купол церкви Сан-Лоренцо никогда бы не был создан, если бы Гварини не был знаком с куполами над молитвенными нишами в мечети аль Хаким-Моше в Кордове. Эти купола были сооружены к концу тысячелетия, точнее, в 965 году. Те же методы конструирования были применены в куполе Сан-Лоренцо. Он также был возведен над прямоугольным основанием с использованием системы переплетающихся арок, образующих при пересечении восьмиугольную звезду, на которую опирается световой фонарь, как бы парящий в воздухе.

Но размеры мавританских куполов представляются весьма скромными по сравнению с шедевром дерзновенного мастерства Гварини. Переплетающиеся арки Сан-Лоренцо смонтированы из длинных массивных каменных балок - способ опасный и трудоемкий. Создатель Сан-Лоренцо предъявлял к конструкции такие требования, которые почти превосходили все достижения в данной области в то время. Ни один из архитекторов последующих времен не дерзнул повторить прием, использованный Гварини при создании этой церкви.

Конструкцией Сан-Лоренцо технические возможности эпохи были полностью исчерпаны, что совпало с этапом, когда прогресс архитектуры начал сменяться упадком.

Гварини умер 6 марта 1683 года в Милане, немного не дожив до шестидесяти лет.

История жизни Гварино Гварини

Последняя стадия развития позднего барокко отражена в работах Гварино Гварини в Турине. Гварини, скромный монах и знаменитый ученый, родился в Модене почти на четверть века позднее Борромини и Бернини. Он впервые попал в Рим в то время, когда Борромини работал над интерьером своей церкви Сан Карло алле кватро фонтане.

Гварини стал профессором философии в Мессине (Сицилия). Здесь он запроектировал несколько церквей., которые все были разрушены землетрясением. С 1662 г. он преподавал теологию в Париже. Здесь Гварини начал строить новую церковь. Усилия его, однако, не увенчались успехом подобно тому, как это было в Сицилии: церковь пострадала от пожара в период строительства и здание так и не было завершено.

Путешествуя, Гварини повидал готические церкви Франции и мавританские мечети Кордовы в Испании. Он был законченным космополитом. Хотя никогда не терял связи со своей страной и со своей эпохой, он воспринимал прошлое во всех его эстетических проявлениях.

Нет ничего более характерного для этого периода позднего барокко, чем широко распространенное совмещение в одном лице художника и ученого, экспериментатора-архитектора и специалиста в области математики. Здесь проявляется удивительное единство, существующее между методом мышления и характером восприятия, более того, здесь существует прямая связь между художественным познанием мира и математическими знаниями.

Как только появлялась новая математическая концепция, она тут же находила выражение в области искусства. Так, например, интегральное исчисление, которое в законченном виде было сформулировано к концу XVII в., нашло архитектурный эквивалент в сложнейших разработках объемов, сооруженных одновременно. Биография Гварини служит превосходной иллюстрацией тесной связи между искусством и математикой в эпоху позднего барокко.

Он был не только архитектором и ученым, он был в равной степени весьма одаренным математиком. Опубликованные им работы говорят о том, что он в значительной мере предугадал открытие начертательной геометрии, которое было сделано веком позже и принадлежит Гаспару Монжу (1746-1818).


Гуарино Гуарини (полное имя Камилло Гуарино Гуарини ) ( Модена , 1624 — Милан , 1683 ) — итальянский театинский священник XVII века , математик , писатель и архитектор .

Он спроектировал множество общественных и частных зданий в Турине — дворцы герцога Савойского, королевскую церковь Сан-Лоренцо (1666–1680), большую часть часовни Сантиссима Синдоне (1688 г.), включающую более ранние работы Кастелламонте, дворец Кариньяно. (1679-1685) — и другие, общественные и церковные, в Модене , Мессине , Вероне , Вене , Праге , Лиссабоне и Париже.

Он получил стилистическое влияние от Франческо Борромини и, в свою очередь, повлиял на своего ученика Филиппо Джувара и его ученика Бернардо Виттоне .

биография

Период обучения

Гуарино Гуарини вступил в театинский орден в 1639 году и в том же году переехал в Рим , чтобы пройти послушничество , где до 1647 года изучал теологию , философию , математику и архитектуру . В Риме он познакомился с архитектурой Франческо Борромини , тогда еще живого, что впоследствии глубоко повлияло на его творчество и, в частности, на его ранние проекты. [ 1 ]

В 1647 году он вернулся в Модену , где был рукоположен в священники и назначен профессором философии в доме своего Ордена. Он также начал свою работу в качестве архитектора, участвуя в строительстве нового Дома Ордена и церкви, посвященного Святому Винсенту , для которого было предложено его дизайнерское вмешательство. [ 2 ] Так это или нет, но в те годы в Модене он смог завершить свое обучение непосредственным опытом работы на стройках.

В 1655 году, когда ему было всего тридцать лет, он был назначен настоятелем (директором) Casa Teatina в Модене, но был вынужден уйти в отставку с этой должности из-за немилости, оказанной ему будущим герцогом Альфонсо д'Эсте III. ради которого Гуарини покинул ваш родной город.

десятилетие путешествий

Десятилетие между 1655 и 1666 годами характеризовалось поездками за пределы Италии и постоянной сменой штаб-квартиры в ордене, когда он работал сначала профессором теологии, философии и математики, а затем также архитектором. В этот период он познакомился с различными архитектурными культурами.

Сначала он был в Парме, а затем в Гуасталле, где его присутствие было задокументировано в 1655 году. Нет никаких документов для более позднего периода до 1660 года, когда он опубликовал моральную трагикомедию La pietà trionfante в Мессине . Выдвигались гипотезы о поездках в Прагу, Лиссабон [ 3 ] и Испанию, на обратном пути из которых он останавливался бы в Мессине, хотя мог быть в Мессине и до 1660 г. Однако, по имеющимся документам, он действовал в Мессине с 1660 г. до 1662 г., где, помимо преподавания в Театинской школе и развития интереса к математике и литературе, он спроектировал завершение церкви Сантиссима Аннунциата. , примыкающий к Коллегии театинцев, хотя позже была построена церковь Сан-Филиппо Нери . Все эти постройки были разрушены во время землетрясения 1908 года .

В 1662 году он ненадолго вернулся в Модену, но осенью 1662 года уехал в Париж , которому было поручено руководить работами над театинской церковью Святой Анны ла Рояль, строительство которой уже было начато другими архитекторами. Гуарини полностью изменил проект и после многих трудностей взялся за него, так и не закончив его полностью; ныне утраченное здание было снесено в 19 веке.

Во Франции он расширил свои знания, выразив интерес к готической архитектуре, работам Мансара и исследованиям проективной геометрии Жирара Дезарга. В Париже он издал том Placita philosophica , что принесло ему известность в религиозной сфере и свидетельствовало о настойчивости его занятий философией и наукой.

Что касается двух других проектов Гуарини за пределами Италии, Санта-Мария-да-Альтёттинг в Праге и Богоматерь Божьего Провидения в Лиссабоне , оба из которых в настоящее время исчезли, неясно, были ли они связаны с поездками на Пиренейский полуостров и в Центральную Европу . даже не определено время проекта.

в Турине

Он переехал в 1666 году в Турин , первоначально призванный заботиться о театинской церкви Сан-Лоренцо. Вскоре его призвали на работу в Дом Савойи , для которого он между 1667 и 1690 годами построил , среди прочего, Капеллу делла Сакра Синдоне в апсиде Туринского собора .

Пьесы

Церковь Сантиссима Аннунциата


Франческо Сикурецца, Церковь Сантиссима-Аннунциата -и-каса-де-лос-Театинос-ан-Месина, ан Виды и возвышенности города Месина , 1768 г.

Этим зданием мезонина Гуарини представил, по сути, барокко на Сицилии , вызвав недоумение своих современников. [ 4 ] Проект Гуарини, должно быть, учитывал ранее существовавший корпус, который он должен был завершить, и другую ориентацию внешнего пространства, поэтому фасад представляет собой необычный поворот, разрешенный введением колокольни в асимметричном положении. Фасад, состоящий из нескольких наложенных порядков, имеет пирамидальный силуэт и поверхность, которая станет образцом для многих церквей на Сицилии в 18 веке . Интерьер церкви характеризуется куполом , который предвосхитил купол, построенный позже в Турине.

Часовня Святой Плащаницы


Часовня Святой Плащаницы ( итал . Cappella della Sacra Sindone ) расположена в апсиде Туринского собора и соприкасается с Королевским дворцом . В цилиндрический корпус он вставил три подвески , поддерживающие барабан , где расположены окна, чередующиеся с выпуклыми нишами; сам купол определяется ребрами которые переплетаются, ломая поверхность купола и рассеянный свет через многочисленные окна, которые любопытным образом выходят за пределы конструкции, в которой барабан закрыт извилистой линией, содержащей окна. Большой оригинальностью является кульминация в виде пагоды , полученная путем постепенного сокращения используемых концентрических элементов. Недавно здание сильно пострадало от пожара и подверглось особо сложной восстановительной реставрации .

Читайте также: