Групповое поведение и групповая динамика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Связанные понятия

Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися.

Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Теория социальной идентичности — теория, описывающая направление индивидуального знания о принадлежности к определенной социальной группе, имеющее эмоциональное и оценочное значение для индивида и его членства в группе. Развитие теории социальной идентичности тесно связано с польским социологом Анри Тэшфелом. Согласно этой теории, осознание человеком его места в социуме базируется на отнесении себя к определенной социальной группе. По мнению Тэшфела, осознание группового членства реализуется посредством.

Межли́чностные отноше́ния — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Упоминания в литературе

Динамическая арт-терапевтическая группа, как правило, функционирует как закрытая, что означает, что на протяжении всего процесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической (или аналитической) она называется в связи с тем, что в процессе работы с такой группой важную роль играет фактор групповой динамики . Ведущий стремится поддерживать взаимодействие между участниками и развитие группы как социальной системы, активно используя для этого изобразительные средства и иные формы невербальной экспрессии.

2) особенности группового поведения – связаны со многими параметрами: особенности корпоративной культуры – ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива; феномены групповой динамики – этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта;

Связанные понятия (продолжение)

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Социальное представление — категория, представляющая собой сеть понятий, утверждений, умозаключений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия. Термин возник в рамках концепции социальных представлений французского социального психолога Сержа Московичи. С помощью социальных представлений человек как член социальной группы активным образом переосмысливает все происходящие в его социальном контексте явления и процессы.

Организационное поведение (англ. organizational behaviour) — систематическое изучение и применение на практике знаний о том, как люди (индивиды и группы) взаимодействуют внутри организации. Организационное поведение — базисная научная дисциплина о причинах и факторах поведения людей в организации; область научных исследований, при которых используют теорию, методы и принципы различных дисциплин, с целью изучения индивидуальных представлений, ценностей, поступков при работе в группах и в целой организации.

Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путём применения властных полномочий и санкций.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование.

В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей.

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Другими словами, фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации. Фрейм — это.

Психология девиантного поведения — психологическая научная дисциплина, изучающая сущность, генез и функционирование поведения, отклоняющегося от общепринятых стандартов и норм (моральных, религиозных, возрастных, этнических и пр.). Такое поведение обусловлено либо дезадаптивным развитием психики и личностных свойств (например, агрессивности, самоуничижения, выученной беспомощности и пр.), либо гиперспособностями, либо определенным психическим состоянием человека (например, переживанием утраты, депрессией.

Самоактуализа́ция (от лат. actualis — действительный, настоящий; самовыражение) — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация.

Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом (1902—1987), американским психотерапевтом, который радикально перевернул основное понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом самому себе.

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Социальное познание (англ. social cognition) — сложный, комплексный процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Атрибуция (лат. attributio — приписывание) — психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.

Используются два связанных, но отличающихся понятия психических ресурсов человека.

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Практическая психология (в XIX веке — опытная п.) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.

Интернализа́ция (от лат. interims — внутренний) — процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.

Ролевая теория (или теория ролей) – теория в социологии и социальной психологии, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых индивидом или вынуждено выполняемых социальных функций и моделей поведения – ролей, обусловленных социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.Она объединяет ряд подходов к рассмотрению таких черт человеческого поведения, как тенденции к формированию типовых моделей поведения, или ролей, которые могут быть предусмотрены при.

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет.

Невроти́зм (нейроти́зм) — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников.

Психологическая резилентность (от англ. resilience — упругость, эластичность) — Резильентность — это врожденное динамическое свойство личности, лежащие в основе способности преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путем. Несмотря на то, что это свойство врожденное, его можно развивать.

Долгосрочное иссле́дование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной.

Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым.

Метапсихология (нем. Metapsychologie) — термин, применительно к психоанализу, предложенный З. Фрейдом для обозначения общего теоретического фундамента данной дисциплины, а также описания подхода к изучению психики в рамках основанной науки.

Индиви́д, индиви́дуум (лат. individuum — неделимый) — отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.

Упоминания в литературе (продолжение)

Социальная психология организационного поведения [С.А. Липатов, МГУ, ГУ ВШЭ]. В статье рассматриваются субъективные факторы организационного поведения, роль социальной психологии в их изучении. Организация является одной из важнейших сфер приложения социально-психологических знаний. В организации связаны воедино многие психологические феномены и процессы – процессы групповой динамики и лидерства, феномены индивидуальной конформности, межличностных отношений и межгрупповых взаимодействий, группового фаворитизма, способы социального познания и оценки ситуаций и т. д. Все это ставит задачу формулирования целостной системы механизмов социально-психологической регуляции организационного поведения на всех уровнях анализа: индивидуальном, групповом, межгрупповом и организационном. Весьма перспективным для решения данной задачи представляется концептуальный подход социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера, согласно которому индивиды определяют себя в терминах своего членства в социальной группе (или группах) и такое восприятие себя влияет на их социальное поведение и межгрупповые отношения. В последние годы с позиций самокатегоризации индивидов в социальном контексте стали переосмысливаться многие традиционные проблемы организационной психологии и доказываться важность изучения социальной идентичности работников для понимания большинства организационных процессов. В данном направлении исследований особое внимание уделяется исследованию организационной идентификации.

Участники такой группы заняты какой-то общей деятельностью или работают над принятием совместного решения. Роль ведущего в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой динамики для более быстрого и более эффективного достижения намеченной цели. К этому типу групп, в частности, относятся разнообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т. п. Примером рабочей группы в образовательной системе может быть группа детей или подростков, разрабатывающая план проведения мероприятия, школьники, работающие над совместным учебным проектом.

Сегодня исследователи все чаще обращаются к теме групповой идентичности и групповой динамики как значимых факторов эффективности психологического воздействия (Латынов, 2012б). Если ранее психологическое воздействие исследовалось в ограниченном спектре социальных ситуаций относительно непродолжительных контактов незнакомых людей, то в последние десятилетия стали изучаться интегральные эффекты информационно-психологического воздействия, приемы воздействия, а также факторы, определяющие их выбор и использование. Неудовлетворенность лабораторными экспериментами усилила интерес к выявлению социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, влияющих на использование стратегий и тактик воздействия, возрос интерес к его кросс-культурной специфике.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики .

Сейчас уже множество специалистов, включая преподавателей, студентов и аспирантов, работают над проблемой делового общения в Интернете и переписки по электронной почте, групповой динамики виртуальных команд, выявления и распространения невыраженных знаний в организациях. В связи с развитием виртуальных форм работы актуальным становится обучение в сети.

• организация – развивающаяся социальная система, к которой применимы все законы групповой динамики ;


Что представляют собой основные процессы групповой динамики

Групповая динамика (ГД) – это процесс общего характера, который реализуется в компании посредством постоянно совершающихся действий. Под ГД можно подразумевать процессы, когда в сообществе формируется единое мнение или тактика поведения всех членов группы, способы взаимодействиями между людьми внутри сообщества или выбор лидера. Также к понятию ГД относится групповое давление, которое можно наблюдать во время принятия решения или достижения поставленной цели.

Главный способ взаимодействия между членами группы - коммуникация. Она выражается, как каналы, с помощью которых информация передается и распределяется внутри сообщества. Часто именно через коммуникацию совершается принятие решения, которое впоследствии влияет на деятельность всех членов сообщества.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процесс коммуникации тесно переплетен с некоторыми коммуникативными моделями:

  • Параллельные индивидуальные связи. На определенном этапе работа членов сообщества определяется тем, что они должны уложиться в дедлайн, использовать конкретные ресурсы, ориентироваться на показатели и добиваться определенного результата.
  • Кооперативные индивидуальные коммуникативные взаимосвязи. Эффективность работы всех сотрудников тесно связана между собой, и находится в прямой зависимости, играет одинаково важную роль. Если негативные сдвиги будут обнаружены в одной из подструктур, можно с уверенностью утверждать, что последствия изменений отобразятся на всех других подструктурах сообщества. То же самое касается и положительных изменений - если одна из подструктур добьется значимых результатов, это положительно скажется на всех остальных подструктурах.
  • Корпоративно-сетевые взаимосвязи. Сообщества не могут действовать без одновременного или предшествующего действия со стороны других сообществ, что еще раз подтверждает важность связи отдельных групп между собой в процессе реализации поставленной цели.

Важная часть ГД- групповое давление. Это явление, когда общество контролирует одного из его членов. Групповое давление позволяет поддерживать и формировать полезные типы поведения, с помощью которых группа может быстро и эффективно достичь поставленных целей. Групповое давление становиться причиной 2 явлений - консолидация и трансформизм.

Консолидация - это процесс, во время которого все члены сообщества объединяются, чтобы достичь поставленной цели. Консолидация - не постоянное явление. Нередко после достижения цели группы распадаются. Конформизм - это беспрекословное принятие принятых обществом норм и ценностей, даже если не соответствуют собственным суждениям человека. Конформизму отводится важная роль в ГД, так как он позволяет объединить членов сообщества с учетом общности идеи.

ГД, как процесс

Первая стадия - податливость. Каждый член сообщества начинает поддаваться другим членам, мнению эксперта или большинства. На этой стадии человек становится восприимчивым к другим мнениям, но это не означает, что он начинает действовать исключительно на усмотрение группы. Индивид может принимать во внимание мнение большинства, но не беспрекословно руководствоваться им. Человек сам решает, как ему поступать - прислушиваться к себе, или к мнению остальных членов группы. Под влиянием мнений, люди формируют начальные группы на добровольной основе, но по прежнему сохраняют способность формировать собственную точку зрения, и при принятии решений в первую очередь руководствоваться именно ей.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Вторая стадия - идентификации. В этот период можно наблюдать, как все участники группы принимают друг друга. Каждый член группы готовится не формально, но осознанно и с пониманием выслушивать точку зрения других членов сообщества, принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. На этой стадии формируется общность сообщества, каждый его член начинает чувствовать себя частью целого, несмотря на то, что мнения по поводу отдельных вопросов могут не совпадать, или отдельные члены группы не воспринимаются индивидом.


— цели группы;
— нормы группы;
— позиция ведущего;
— структура группы и проблема лидерства;
— сплоченность группы;
— фазы развития группы.

ЦЕЛИ ГРУППЫ

Они зависят, с одной стороны, от того, в какую более общую систему деятельности включена группа, а с другой — от методологической ориентации разработчика программы личностных особенностей группы.
Например, цель групп социально-психологического тренинга — совершенствование уже имеющихся и приобретение новых коммуникативных навыков; цель групп сензитивности — развитие навыков социальной чувствительности и взаимопонимания; цель балинтовских групп — оказание и получение профессиональной поддержки от коллег-психологов, обмен опытом работы и т.д.
Ведущий, наряду с явными, декларируемыми целями, может преследовать свои, скрытые цели, осознаваемые им в разной степени. Наличие скрытых целей может принести участникам группы значительный вред, поэтому ведущий должен ясно осознавать свои личностные особенности, потребности и проблемы, с тем чтобы минимизировать их влияние на групповой процесс или же использовать их в качестве союзников. Иными словами, ведущий группы должен быть психотерапевтически проработан и иметь опыт работы в группе в качестве участника.

НОРМЫ ГРУППЫ

ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО

Определяется целями группы и личностным стилем руководителя. При этом чем более структурирован групповой процесс, тем более директивен ведущий.
Директивный стиль руководства характерен для групп поведенческого тренинга, направленных на приобретение конкретных навыков.
Кратохвил описывает пять основных ролей группового психотерапевта, которые применимы и к другим направлениям групповой работы:

— лидер — открыто проявляет свою власть, оказывает постоянное воздействие на членов группы;
— аналитик — ведет себя пассивно, не проявляет себя, не выражает никаких чувств и оценок с целью формирования реакций переноса и выражения агрессивных чувств. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников;
— комментатор — время от времени обобщает и комментирует все, что происходит в группе. Служит своеобразным зеркалом, отражающим происходящие процессы;
— эксперт — о своих чувствах не говорит, но время от времени стимулирует групповой процесс, предлагая что-либо сделать. Координирует обсуждение, вовлекает в него пассивных участников, объясняет все, чего участники не знают, и обучает тому, что они не умеют;
— аутентичная личность — ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства.

Роль ведущего может меняться на разных этапах существования группы в зависимости от решаемых задач.

ПОЗИЦИЯ УЧАСТНИКА

Участники группы также могут занимать разные позиции. Широко известна классификация групповых ролей Р. Шиндлера:

— лидер — побуждает группу к действиям, ведет за собой;
— эксперт — имеет какие-то знания или навыки, которые вызывают уважение, анализирует, высказывает собственное мнение;
— конформист — пассивный участник, избегающий ответственности и стремящийся остаться незаметным. Часто во всем соглашается с лидером;
— аутсайдер — отстает от группы в силу слабых способностей или страха самовыражения;
— оппозиционер — противник, активно выступающий против лидера.

Роли, демонстрируемые участниками в групповом процессе, как правило, отражают реальную жизненную позицию человека. Одной из задач многих групп является расширение репертуара ролей, играемых людьми в различных жизненных ситуациях.

СПЛОЧЕННОСТЬ

Под сплоченностью понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах.
К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. Развитию сплоченности уделяется особое внимание, поскольку она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач. Для стимулирования сплоченности используют специальные психотехнические приемы, направленные на совместное переживание сильных положительных или отрицательных эмоций. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками.
Следует помнить, что важно поддерживать динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением, иначе группа может остановиться в своем развитии, не достигнув значимых групповых целей. Поэтому в ряде случаев сплоченность можно рассматривать как сопротивление изменениям, которое нуждается в специальном осознании и проработке.

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

Это периоды групповой деятельности, отличные друг от друга позициями и чувствами участников, определяющими психологическую атмосферу в группе.
Обычно выделяют три фазы развития группы.

Ориентация и зависимость. Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.

Конфликты и протест. Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Особенно явно проявляются протестные реакции в слабоструктурированных группах. Опыт работы показывает, что в нашей культуре людям гораздо легче выражать негативные, отрицательные чувства, чем положительные. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы.

Сплоченность и сотрудничество. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности.
По мнению Кратохвила, группа не всегда проходит три фазы развития. Возможен путь, где ведущий сначала организует и направляет активность группы, помогает выработать нормы, а затем постепенно с позиции руководителя переходит на позицию наблюдателя.
В кратковременных группах (8—18 часов) трудно в полной мере отследить эволюцию фаз групповой работы. В более продолжительных группах, особенно ориентированных на личностное развитие участников, эти фазы наблюдаются достаточно четко.
Наш опыт проведения различных тренинговых групп показывает, что законы групповой динамики по-прежнему действуют. На них не влияют ни погода, ни изменение политической ситуации. С одной стороны, это дает ощущение стабильности, а с другой — сообщает о том, насколько сильно мы зависим от кого-то. Есть над чем подумать.

Феномен групповой динамики определяется неоднозначно. М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению.

Этот процесс объясняет принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе; образование стихийных или неформальных групп.

Развитие групповой динамики как направления в теории малых групп и социальной технологии связано с именем К. Левина.

Каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов.

При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

Если рассматривать группу как целое, то закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух законов:

1) целое доминирует над его частями. Группа — это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов; извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена; каждый член признает, что он зависит от всех других членов;

2) отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы; человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит.

В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Понятие групповой динамики включает пять основных элементов и несколько дополнительных.

Основные элементы – цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы.

Дополнительные элементы – создание подгруппы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой.

Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт.

В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур.

Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.

Малая группа может рассматриваться в трех качествах: как среда для изменения членов группы; как объект изменений; как агент изменений (когда используются организационные усилия группы).

Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе.

Характер изменений, которые происходят в малой группе, можно проследить при рассмотрения проблем развития группы.

Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции.

Возникла теория развития группы Г. Шеппарда.

Она построена на осмыслении процессов, которые происходят в группах тренинга.

Идея развития группы: выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем.

Каждая группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

Соприкосновение с реальными группами заставило авторов обратить внимание на ту сторону функционирования группы, которая ранее не исследовалась.

Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей для ее членов); обязательства группы по отношению к членам); преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

На основе критериев фиксируются периоды в жизни группы и соответствующие им позиции членов.

Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом системно-процессуальной модели развития группы.

Введено понятие стадий (периодов) развития группы, которые различаются по набору критериев.

Каждая стадия связана со сменой состава группы.

Факторами смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и принятие членом группы ее реальности.

В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению ориентаций личности: коллективизм – индивидуализм.

Они рассматриваются как полярные понятия.

Индивидуализм порождает специфические нормы поведения индивида в группе: ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность.

Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют.

Читайте еще:

А теперь разделите общее количество баллов, набранных вами по каждой модальности, на шесть (по числу вопросов), чтобы получить среднее значение. Отметьте, в котором из трех случаев вы получили наибольшее количество баллов. Возможно, какая-то одна модальность будет у вас гораздо менее выражена.

Весьма важным дополнением к этим методам, поскольку они занимаются процессами, является пользование предметными продуктами психической жизни. В языке, в мифах, в литературе и в искусстве, во всех исторических действованиях вообще мы видим перед собою как бы объективированную психическую жизнь.

Считается, что наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Когда француз хочет о чем-то сказать, что это – верх изысканности, утонченности, он, соединив кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. И с другой стороны, если француз.

Другая, едва убедившись в индифферентности к ней возлюбленного, заболела воспалением мозга и быстро умерла.

Некоторые замечают измену партнера, другие полностью слепы и готовы поклясться, что в их отношениях все отлично. Энджи, консультант по моде из Нью-Йорка, знает об этом не понаслышке. Она и ее муж Адам отметили шестую годовщину свадьбы, только что купили свой первый дом и пытались зачать ребенка.

2. Выключите ваше имя в аффирмацию. Пишите и/или проговаривайте аффирмацию по отношению к себе в первом втором, третьем лице, например

3) детский партнер выполняет в браке с родительским партнером роль ребенка, который ведет себя спонтанно и непосредственно, часто проявляет свою слабость и беспомощность

Эриксон использует поведенческие формы вмешательства, базируясь на нескольких предпосылках. В их число входят: 1) наблюдение, согласно которому любое изменение этих паттернов повлечет за собой новые формы взаимодействия и опыта, поскольку формы человеческого поведения носят ПАТТЕРНОВЫЙ характер.

Не только ваша аудитория должна верить в то, что вы делаете. Вы тоже должны в это верить. Именно поэтому эксперименты с иллюзиями, на первый взгляд такие простые, лучше всего помогут вам поверить в себя и выработать необходимые навыки.

Дальше еще хуже: карьера идет в гору, и те же самые подружки отворачиваются от тебя, как от белой вороны, с которой толком и о мужиках-детях-тряпках не поговоришь. Круг общения замыкается на сослуживцах, а мужчины все чаще кажутся тебе непроходимо тупыми, если только они чего-то не достигают в.

Читайте также: