Греко латинское грамматическое учение кратко

Обновлено: 30.06.2024

1. История языкознания – это история вычленения языка в качестве самостоятельного предмета изучения из синкретичной науки античности и поисков тех аспектов исследования, которые вскрывали бы сущность устройства языка и его функционирования.

2. В современном понимании язык – это важнейшая универсальная естественная семиотическая система, обладающая признаками целостности, иерархической организации, функциональной целесообразности, естественного непрерывного развития, обусловленная в своем существовании связью с мышлением человека, общественно обусловленная.

4. Лингвистика стала зарождаться с началом письменности. Выдел-ся 2 периода: донаучный, научный. В основе деления - цель, с которой исследователь подходит к языку (пропистаь правила или исследовать природу языка). Граница 19 века. Но есть и переходная зона: Пор-Рояль (понять общие принципы и прописать нормы фр. яз).

5. Античность (3 традиции: ант., китай., индий.) - средневековье (языки религий) - новое время (расцвет нац. языков).

6. 19в - историческое языкознание (аспект родства языков), 2/3 20в - структурализм (аспект устройства языка), 3/3 - функционализм (язык как коммуникация).

Внешние и внутренние факторы развития языкознания.

1. Внутренние факторы, влияющие на развитие лингвистики: 1)тип эмпирической базы создаваемой теории (один язык, несколько - 17 век Пор-Рояль); 2)тип языка-описания; 3)логика развития самой науки.

2. Внешние факторы: 1)своеобразие общественно-языковой ситуации, в рамках которой создается теория; 2)тип гносеологического контекста эпохи, в котором создается теория (мифологическая/логико-дисурсивная карт. мира).

Письменность как тип интерпретации языка.

1. Письменность - вторичная знаковая система. Графема несет инф-ю о мире. Тип письма зависит от того, что обозначает знак. Графема расчленяет поток речи на элементы и производит, т.о., первичный анализ речи.

2. Лингвистика стала зарождаться с началом письменности. Письменность = уже интерпретация речи: 1)пиктография (коммуникативная единица), 2)идеография (слово/понятие), 3)слоговое (речевое деление на слоги), 4)звуко-буквенное (фонемное).

3. Эволюция письменности привела к большей информативной емкости, т.к. число графем сократилось, а информацию можно передавать самую разнообразную.

4. С возникновением письма язык интерпретируется через свою письменную фиксацию. "Грамматика" - "наука о письме". Грамматики создавались практического типа: как писать.

Греко-римская лингвистическая традиция. Внутренние и внешние факторы, определяющие своеобразие лингвистической традиции средиземноморья. Грамматическое искусство. Философский период грамматического искусства

1. В Др. Греции: 6-5вв до н.э., время становления полисной системы, переход от мифологической картины мира к логико-дискурсивной. Светский характер обществ. и культ. жизни. Авторитет разума и закона, который творится этим разумом. Знание светское, а не сакральное. Наличествует письменность.

2. Сложности перехода от мифа к логосу: 1)нечеткое разделение субъекта и объекта; 2)нет причинно-следственных связей; 3)разграничение времени творения и профанного; 4)сущность мифа не в объяснении, а в переживании мира; 5)цель философии - объяснить мироустройство.

3. В мифологии слово было равно вещи (это можно увидеть в X мандале "Ригвед" - "Гимн речи": язык-речь предстает в мифе как то, что создано богами и несет в себе образ создателя). В философии же вопрос о соотношении имени и вещи поставлен как проблема.

5. Сократ: в первичных именах звучание имени соответствует непосредственно сути имени, в поздних именах это соответствие обеспечивается через ряд опосредствований первичными именами. Имена вещам дает ономотет-законодатель, этот законодатель должен уметь воплощать в звуках и слогах идею, создавая то имя, которое в каждом случае назначено от природы. Либо же он должен давать имя, исходя из соц. договора, и следить потом за его исполнением.

6. В античности создан канон грамматического описания для всей Европы, современный лингвист продолжает пользоваться им.

7. Два этапа развития: 1) философский – вопросы грамматики рассматриваются в пределах проблем философии, формирующейся теории познания (логика Аристотеля, логико-философская система стоиков); 2) филологический – вопросы грамматики разрабатываются в пределах заказа, формируемого практикой филологической трактовки памятников письменности (Александрийская школа грамматики)

8. Интерес к грамматике был вызван заботой об эффективности речи. Начиная с логического учения Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), логика оказалась тесно связанной с языком и его теорией.

9. Язык для Аристотеля – это то, что открывает мышление, его скрытое бытие.

13. Рема - сказуемое-глагол; онома - имя, объект суждения. Прочие именные и глагольные формы выделялись в класс – отклонения, или падения имени, падежа (косв. падежи, императив, не наст. время, наречие, степени сравнения).

14. Член - артикль, местоимение; связка - союз и предлог.

15. III – I в. до н.э. – эпоха эллинизма. Из стоиков-языковедов особо выделились Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский. Стоики полагали, что логика должна изучать не только понятия, суждения, умозаключения, но и словесные способы их выражения. Отсюда возникает интерес к семантико-функциональной стороне языка.

16. В анализе звуковой структуры ничего принципиально нового. Достижения в морфологии. Хрисипп выделяет пять частей речи – глагол, союз (союз и предлог), член (местоимение и артикль), имя собственное, имя нарицательное.

18. Падеж интерпретируется ими как семантическая категория, свойственная склоняемым частям речи. Выделили 5 падежей, дали им названия.

19. Создали систему времен: настоящее время – настоящее продолжающееся, имперфект – прошедшее продолжающееся, перфект – настоящее законченное, плюсквамперфект – прошедшее законченное. Прошедшее неопределенное - аорист, будущее неопределенное.

20. Синтаксис. Предложение - "полное самодовлеющее высказывание". Сказуемое + имя в падежной форме. Осознают первичную значимость сказуемого и классифицируют по нему предложения:

– непереходный активный (студент гуляет);

– непереходный неактивный (студенту скучно);

– переходный активный (Сократ любит дочь);

– переходный неактивный (Сократу жаль Диогена).

Простые и сложные предложения выделили и классифицировали по типу соотношения между частями.

Греко-римская лингвистическая традиция. Филологическая традиция грамматического описания. Александрийская школа.

1. В античности создан канон грамматического описания для всей Европы, современный лингвист продолжает пользоваться им.

2. Два этапа развития: 1) философский – вопросы грамматики рассматриваются в пределах проблем философии, формирующейся теории познания (логика Аристотеля, логико-философская система стоиков); 2) филологический – вопросы грамматики разрабатываются в пределах заказа, формируемого практикой филологической трактовки памятников письменности (Александрийская школа грамматики).

3. Разработка формальных аспектов морфологии греческого языка – одна из основных заслуг Александрийской грамматической школы. Для этой школы характерна и интенсивная лексикографическая практика. Создаются разные типы словарей, объединяющих – устаревшие слова – глоссы, непонятные слова – лексисы.

4. Спор об аналогии и аномалии. Термин "аномалия" ввели стоики. Она обозначала отклонение грамматической формы от предметного значения (Афины, Фивы). При вопросе о правильном склонении возникла проблема: в текстах слишком много вариантов. Воспользовались принципом аналогии (сходные склонениях от сходных форм). Сторонниками теории аналогии были Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский.

6. Спор заставли выявить все признаки, влияющее на склонение: грамматический род имени, количество слогов, место ударения, простое или сложное слово.

7. "Искусство грамматики" Дионисия Фракийца. Ее структура- образец для последующих грамматик.

а)Что есть грамматика?

б)Информация о чтении, требования к чтению (ударение, интонация);

в)Морфология: 8 ч.р.: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз.

г) Имя определяется как склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело – например, камень; вещь – например, воспитание) и высказываемое как общее и как частное: общее – например человек; частное – например, Сократ). Акциденции: род (м, ж, с, общий, совместный), падеж, производность, ЛГР, число.

д) Глагол определяется как беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание. Признаки: время, лицо, число, наклонение, залог.

е) Артикль определяется как падежная часть речи, которая стоит до и после имен. Выделяют акциденции: род, число, падеж.

ж) Наречие также считается отдельной частью речи, определяется как несклоняемая часть речи, которая характеризует глагол или добавляет что-либо к нему. Выделяется 26 видов наречий по значению.

8. О дальнейшем развитии грамматической мысли мы можем судить по произведениям Аполлония Дискола (2 в. н.э.). Выделяет 8 чр и выстраивает их в опр. порядке: имя - глагол - причастие - артикль (примыкает к ним) - местоимение - предлог - наречие - союз. Части речи делятся на изменяемые и неизменяемые. Изменяемые делятся на спрягаемые и склоняемые.

9. Достижения в синтаксисе: разрабатывается синтаксис словосочетания, в центре внимания находятся сочетаемостные свойства слова: соединение артикля с именем, сочетаемость местоимений, управление глагола предложными формами.

В греческом языкознании на исходе V в. до н.э. и после этого времени к вопросу о соотношении имени и вещи обращались многие мыслители, в том числе Платон, Аристотель, Хрисипп, Эпикур и др. Эту лингвистическую проблему восприняли и древние римляне.

В греческой философии в трудах Парменида и Гераклита Эфесского ставится вопрос о том, обладает ли человеческая речь возможностью выразить объективную действительность. Парменид считает, что человеческая речь ложна в самой своей основе; для него мысль и предмет мысли – одно и то же, мысль – это всегда мысль о предмете. Мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Гераклит уверен, что человеческая речь может выразить объективную действительность. Он исходит из того, что любое явление представляет собой единство противоположностей. Он считает полностью соответствующими природе вещей только те имена, которые охватывают, именуют предметы и явления в единстве противоположностей. В учениях этих философов можно обнаружить элементы, которые ведут к формированию новой точки зрения – об условной связи между предметом и его названием, которая возникает по договоренности (по договору).

Грамматика

Древняя Греция:

1) софисты

Одно из центральных мест – обучение ораторскому искусству. Подошли к решению проблемы языковой нормы.

Протагор – первый греческий мыслитель, высказавший некоторые представления о грамматическом строе, различил 3 рода имени – муж., жен. и вещный, 4 типа высказывания – вопрос, ответ, поручение, просьбу.

2) Платон: рассматривал логику и грамматику на равных правах. Дал первую классификацию слов. Предложение-суждение включает: словесно выраженный субъект предложения, т.е. имя, и словесно выраженный предикат предложения, т.е. сказуемое, глагол. Все слова разделил на имя и глагол.

3) Аристотель: разделил все слова на имя, глагол и служебные части речи (незначащие, лишенные значения). Впервые говорит о падежах. Глагол- только формы настоящего времени, прошедшее и будущее время – это падежи глагола.

4) стоики: выделили область языковых значений; распредилили слова на семантической и синтаксической основах, Хрисипп установил 5 частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, член (объединяющий местоимения и артикли); пересмотрели идею падежей Аристотеля, выделили 5 падежей; исследовали предложение, дали классификацию предложений; наблюдения в области синтаксиса; разные глагольные времена.

Именно стоики создали предпосылки к развитию науки о языке и заложили основы для формирования морфологии и синтаксиса.

5) Александрийская школа: возникла в III в. до н.э. сделала переворот в изучении частей речи; в определении частей речи преобладали морфологические признаки в сочетании с семантическими. Выдвинули 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз. Классификация имен на основании их лексико-грамматических признаков. Дали определении слова, предложения. Все морфологические изыскания были изложены в книгах Дионисия Фракийца, Аполлония Дискола. Аполлоний выдвинул определение синтаксиса; соединение слов в предложении, закономерности сочетаний слов.

Древний Рим

1) Марк Теренций Варрон (II-Iв. н.э.):написал полную римскую грамматику; разграничил словоизменение и словообразование; установил типы склонений и спряжений латинского языка.

Лексикологии, стилистика.

- разграничил два типа многозначности: отделил омонимию от полисемии.

- дал определение метафоры и поставил вопрос об изучении механизма семантических изменений – как изменяются значения слов

- много внимания уделял выразительным средствам языкам

- с именем Аристотеля связывают начало поэтики, риторики, стилистики художественного текста.

2) вопросы синонимии: впервые в трудах софистов

3) интерес к этимологии: Стоики: выделяли 3 принципа наименования (по сходству, смежности и контрасту). Хрисипп (III в. до н.э.) – изложение принципов наменации.

- предлагает метод этимологического анализа: нужно исследовать слова по лексическим группам на основе классификации вещей

- определил трудности, с которыми сталкивается этимолог в установлении этимона

- привлекает диалектный материал и другие языки

Лексикография:

Греческая лексикография

· Демократ (классическая эпоха античности): собирали и истолковывали устаревшие слова -> создавались Глоссы (древние словарь)

· Эпоха эллинизма III – I в. до н.э.: составляли словари вышедших из употребления слов на основе памятников. Словари к текстам Гомера.

Римская лексикография:

- римские словари-справочники: 20 глав, в каждой главе – конкретная задача

- тематические словари (наименования кораблей, виды одежды, разновидности сосудов – описание в словарях самих вещей)

- словари синтаксической сочетаемости (синтаксические конструкции с примерами)

Фонетика

Интерес к фонетике проявлял Демокрит. С концом V в. до н.э. связывают наблюдения над особенностями образования звуков и попытки создания их классификации. В древней Греции фонетические исследования с самого начала отличались тем, что они проводились в тесной связи с теорией музыки и включались в метрику. Много внимания ритмике и метрике уделяли представители пифагорейской школы. Значительный шаг был седлан Аристотелем: он более подробно характеризует звуки речи, используя при этом как акустические, так и артикуляционные признаки.

Вклад греко-латинского языкознания в европейскую науку:

· Существенный вклад в развитие письма

· Зарождение и становление разделов языкознания (риторика, стилистика, поэтика, вопросы лексикологии и лексикографии идр.

· Основы лингвистической терминологии

· Традиции исследования литературных текстов

Философские проблемы языка одинаковы во всех школах, практическое изучение языка – разное: Китай – лексикография; индия – фонетика; Средиземноморье – грамматика.

№5. Внутренняя периодизация лингвистики средневековья, общая характеристика периода позднего средневековья и Возрождения. 5. Внутренняя периодизация лингвистики средневековья, общая характеристика периода позднего средневековья и Возрождения.

Периодизация средневековья (СР):

1. 2 половина II – III вв.: происходят серьезные историко-политические и историко-культурные процессы: укрепление племенных союзов; оживление местных традиций, языков. Зарождается учение ранних христианских теологов патристика – учение о церкви.

2. XVI – середина XVII в.: разложение феодализма -> смена типа мышления, обновление духовной жизни; изменение языковой ситуации с началом формирования языков народностей.

Внутренняя периодизация СР:

1. Раннее СР – со второй половины II – III в. до XI – XII вв.

2. Позднее СР – с XII в. до XIV в.

3. Возрождение – с XIV в. до конца XVI – середины XVII в.

Говоря о лингвистических учениях СР, следует выделить два направления: практическое – собственно описание различных аспектов разных языков, создание грамматик, словарей, письменности, и теоретическое – постановка и решение проблем языка в рамках теологических учений.

Сходство развития теоретической мысли СР и античности: проблемы теории языка возникли в рамках общих размышлений о бытии мира, в попытке осмыслить его происхождение и законы существования. Однако в античном мире языковедческие проблемы были частью философии, тогда как в СР – частью теологии.

Фундаментальные различия идей СР и античности:

Средневековое мышление – теоцентрично: Бог – является абсолютной основой всего сущего. Оценка любого явления мира осуществляется с позиции религиозных доктрин.

Античность – стихийный материализм: мир создался каким-то образом. Оценка осуществлялась через доказательства, непротиворечивые постулаты.

ПОЗДНЕЕ СР

В эпоху позднего СР происходят существенные изменения в интеллектуальной жизни общества. В 12 -13 вв. возникают новые центры культуры и образования – университеты. В университетах помимо семи artes liberals (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), которые были в античности, начали изучать теологию, право и медицину. Движущей в средневековой учености стала логика (или диалектика) (перевод трудов Аристотеля). С созданием университетов возобновился интерес к латинским авторам: Вергилий, Овидий, Марциала и др. Составлялись антологии античных авторов, создавались краткие глоссы, комментарии к древним текстам.

В Западной Европе еще с 11 века начала развиваться схоластика, которая стремилась дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, теологическим проблемам путем применения логического метода доказательства. В рамках схоластики возникла дискуссия о природе общих идей, или общих понятий (универсалий), начало которой было положено в трудах отцов церкви, писавших об основных христианских догматах – о сущности Троицы и акте Творения.

Схоластический спор об универсалиях восходит к учению св. Аврелия Августина (354-430) об идеях, которые содержатся в самом бытии Божием, в его сущности до сотворенных Им вещей.

Компромиссные позиции:

· Умеренные номиналисты (или концептуалисты): Пьер Абеляр (1079-1142): ни вещи, ни слова не универсальны, универсально высказывание (предложение, выражение, речь), в предложении нельзя одну веь приписывать другой, а можно только сообщить нечто общее.

(греко-латинская традиция, средиземноморская традиция) — традиция описания и иссле­до­ва­ния языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. — 6 в. н. э.

А. я. т. сложилась на материале описания двух языков — греческого и латыни, но ориен­та­ция на изучение реализации в языке логических категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления.

Древняя Греция – это одно из основных мест, где в течение нескольких веков были сформированы предпосылки и истоки зарождения всей европейской культуры. Древние греки в процессе создания своих работ достигли таких результатов (главных с точки зрения лингвистики), как создание своих систем письма, развитие философии языка, поэтики, стилистики и риторики. А грамматика, которая была создана древними греками, стала праматерью всех современных грамматик Европы.

Южная территория Балканского полуострова и близлежащие острова в конце третьего тысячелетия до нашей эры были заселены протогреческими племенами, которые образовали множество небольших государств. Наибольшего прогресса достигли греческие государства на острове Крит.

Именно там берёт начало древнегреческая лингвистическая мысль. Было создано сходное с египетским критское письмо, которое эволюционировало от пиктографического к иероглифическому. А впоследствии (около XVIII века до нашей эры) было создана новая система – курсивное линейное письмо А слогового типа.

Государственные образования на Крите переживали период бурного развития. Это касалось и вопросов, связанных с культурой и языком. Однако в 1470 году до нашей эры произошла тектоническая катастрофа, которая привела к гибели критской (минойской) цивилизации.

Развитие языка на материковой Греции

На материке же в это время формировалась (относительно позднее и медленнее), так называемая, элладская цивилизация, временные рамки которой приблизительно составляют 3000 и 1000 лет до нашей эры. Наибольшего расцвета материковая Греция достигла в середине второго тысячелетия до нашей эры. Тогда же появилось слоговое письмо Б, которое стало результатом приспособления ахейцами критского письма к своему диалекту.

После победоносной для ахейцев троянской войны на рубеже XIII—XII веков до нашей эры элладские государства подверглись вторжением с севера других греческих племён. В результате Греция по большей части стала развиваться через города-государства. Они способствовали более интенсивному экономическому и культурному росту, которые повлекли за собой рост численности греческого населения и, как следствие, необходимость образования колоний далеко за пределами Греции.

Готовые работы на аналогичную тему

Для древнегреческого языкознания это обернулось знакомством с финикийским письмом, на основе которого был создан греческий алфавит со специальными знаками для гласными. Появление письменности спровоцировало повышение интереса к проблемам языка, в частности, особое развитие получили риторика, поэтика, философия языка.

Впервые в истории древнегреческой лингвофилософской мысли осмыслить значения слов пытались поэты VIII века до нашей эры Гомер и Гесиод. Рефлексия над языком вылилась в образовании этимологии. Первоначально древние греки считали, что между словами и обозначаемыми ими предметами существует естественная, неразрывная связь. Однако с V века до нашей эры древнегреческая философия языка активно продвигала мнение о существовании чисто условной связи между предметом и его названием.

Большое внимание лингвофилософской мысли Древней Греции было уделено практическим аспектам использования языка, что проявлялось в следующих процессах:

  • зарождение в V веке до нашей эры науки об ораторском искусстве – риторики;
  • использование чтений классических и уже устаревающих поэтических текстов в качестве главного метода обучению языку;
  • комментирование указанных выше текстов, что выразилось в формировании филологии;
  • сбор старинных и инодиалектных слов (объединяемых под одним понятием – глоссы) и их объяснение;
  • интенсивное изучение звукового строя языка, обеспеченное результатами теории музыки, ритмики и метрики.

В целом проводившиеся в Древней Греции лингвистические исследования характеризовались замкнутостью на материалах только греческого языка, что было свойственно и последующим этапам развития античной лингвистической мысли.

Вклад Платона и Аристотеля в развитие лингвистической мысли

Наиболее значительный вклад в развитие древнегреческой философии и теории языка внесли философ Платон и его ученик Аристотель.

Ученик Платона Аристотель (387-322 года до нашей эры) считается подлинным основоположником античной языковедческой традиции.

Аристотель был сторонником условной связи между вещью и её именем, между словом и представлением. Однако он предостерегал от злоупотребления словами, поскольку возможно такое явление, как многозначность (включающая омонимию и полисемию). Он исследовал встречающиеся в многозначных словах типы связей значений.

Аристотель делил звуки речи на гласные, полугласные и безгласные, а ударение – на острое и среднее. Он предложил использовать для изучения фонетических явлений помимо акустических, но и артикуляционные признаки.

1. История языкознания – это история вычленения языка в качестве самостоятельного предмета изучения из синкретичной науки античности и поисков тех аспектов исследования, которые вскрывали бы сущность устройства языка и его функционирования.

2. В современном понимании язык – это важнейшая универсальная естественная семиотическая система, обладающая признаками целостности, иерархической организации, функциональной целесообразности, естественного непрерывного развития, обусловленная в своем существовании связью с мышлением человека, общественно обусловленная.

4. Лингвистика стала зарождаться с началом письменности. Выдел-ся 2 периода: донаучный, научный. В основе деления - цель, с которой исследователь подходит к языку (пропистаь правила или исследовать природу языка). Граница 19 века. Но есть и переходная зона: Пор-Рояль (понять общие принципы и прописать нормы фр. яз).

5. Античность (3 традиции: ант., китай., индий.) - средневековье (языки религий) - новое время (расцвет нац. языков).

6. 19в - историческое языкознание (аспект родства языков), 2/3 20в - структурализм (аспект устройства языка), 3/3 - функционализм (язык как коммуникация).

Внешние и внутренние факторы развития языкознания.

1. Внутренние факторы, влияющие на развитие лингвистики: 1)тип эмпирической базы создаваемой теории (один язык, несколько - 17 век Пор-Рояль); 2)тип языка-описания; 3)логика развития самой науки.

2. Внешние факторы: 1)своеобразие общественно-языковой ситуации, в рамках которой создается теория; 2)тип гносеологического контекста эпохи, в котором создается теория (мифологическая/логико-дисурсивная карт. мира).

Письменность как тип интерпретации языка.

1. Письменность - вторичная знаковая система. Графема несет инф-ю о мире. Тип письма зависит от того, что обозначает знак. Графема расчленяет поток речи на элементы и производит, т.о., первичный анализ речи.

2. Лингвистика стала зарождаться с началом письменности. Письменность = уже интерпретация речи: 1)пиктография (коммуникативная единица), 2)идеография (слово/понятие), 3)слоговое (речевое деление на слоги), 4)звуко-буквенное (фонемное).

3. Эволюция письменности привела к большей информативной емкости, т.к. число графем сократилось, а информацию можно передавать самую разнообразную.

4. С возникновением письма язык интерпретируется через свою письменную фиксацию. "Грамматика" - "наука о письме". Грамматики создавались практического типа: как писать.

Греко-римская лингвистическая традиция. Внутренние и внешние факторы, определяющие своеобразие лингвистической традиции средиземноморья. Грамматическое искусство. Философский период грамматического искусства

1. В Др. Греции: 6-5вв до н.э., время становления полисной системы, переход от мифологической картины мира к логико-дискурсивной. Светский характер обществ. и культ. жизни. Авторитет разума и закона, который творится этим разумом. Знание светское, а не сакральное. Наличествует письменность.

2. Сложности перехода от мифа к логосу: 1)нечеткое разделение субъекта и объекта; 2)нет причинно-следственных связей; 3)разграничение времени творения и профанного; 4)сущность мифа не в объяснении, а в переживании мира; 5)цель философии - объяснить мироустройство.

3. В мифологии слово было равно вещи (это можно увидеть в X мандале "Ригвед" - "Гимн речи": язык-речь предстает в мифе как то, что создано богами и несет в себе образ создателя). В философии же вопрос о соотношении имени и вещи поставлен как проблема.

5. Сократ: в первичных именах звучание имени соответствует непосредственно сути имени, в поздних именах это соответствие обеспечивается через ряд опосредствований первичными именами. Имена вещам дает ономотет-законодатель, этот законодатель должен уметь воплощать в звуках и слогах идею, создавая то имя, которое в каждом случае назначено от природы. Либо же он должен давать имя, исходя из соц. договора, и следить потом за его исполнением.

6. В античности создан канон грамматического описания для всей Европы, современный лингвист продолжает пользоваться им.

7. Два этапа развития: 1) философский – вопросы грамматики рассматриваются в пределах проблем философии, формирующейся теории познания (логика Аристотеля, логико-философская система стоиков); 2) филологический – вопросы грамматики разрабатываются в пределах заказа, формируемого практикой филологической трактовки памятников письменности (Александрийская школа грамматики)

8. Интерес к грамматике был вызван заботой об эффективности речи. Начиная с логического учения Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), логика оказалась тесно связанной с языком и его теорией.

9. Язык для Аристотеля – это то, что открывает мышление, его скрытое бытие.

13. Рема - сказуемое-глагол; онома - имя, объект суждения. Прочие именные и глагольные формы выделялись в класс – отклонения, или падения имени, падежа (косв. падежи, императив, не наст. время, наречие, степени сравнения).

14. Член - артикль, местоимение; связка - союз и предлог.

15. III – I в. до н.э. – эпоха эллинизма. Из стоиков-языковедов особо выделились Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский. Стоики полагали, что логика должна изучать не только понятия, суждения, умозаключения, но и словесные способы их выражения. Отсюда возникает интерес к семантико-функциональной стороне языка.

16. В анализе звуковой структуры ничего принципиально нового. Достижения в морфологии. Хрисипп выделяет пять частей речи – глагол, союз (союз и предлог), член (местоимение и артикль), имя собственное, имя нарицательное.

18. Падеж интерпретируется ими как семантическая категория, свойственная склоняемым частям речи. Выделили 5 падежей, дали им названия.

19. Создали систему времен: настоящее время – настоящее продолжающееся, имперфект – прошедшее продолжающееся, перфект – настоящее законченное, плюсквамперфект – прошедшее законченное. Прошедшее неопределенное - аорист, будущее неопределенное.

20. Синтаксис. Предложение - "полное самодовлеющее высказывание". Сказуемое + имя в падежной форме. Осознают первичную значимость сказуемого и классифицируют по нему предложения:

– непереходный активный (студент гуляет);

– непереходный неактивный (студенту скучно);

– переходный активный (Сократ любит дочь);

– переходный неактивный (Сократу жаль Диогена).

Простые и сложные предложения выделили и классифицировали по типу соотношения между частями.

Греко-римская лингвистическая традиция. Филологическая традиция грамматического описания. Александрийская школа.

1. В античности создан канон грамматического описания для всей Европы, современный лингвист продолжает пользоваться им.

2. Два этапа развития: 1) философский – вопросы грамматики рассматриваются в пределах проблем философии, формирующейся теории познания (логика Аристотеля, логико-философская система стоиков); 2) филологический – вопросы грамматики разрабатываются в пределах заказа, формируемого практикой филологической трактовки памятников письменности (Александрийская школа грамматики).

3. Разработка формальных аспектов морфологии греческого языка – одна из основных заслуг Александрийской грамматической школы. Для этой школы характерна и интенсивная лексикографическая практика. Создаются разные типы словарей, объединяющих – устаревшие слова – глоссы, непонятные слова – лексисы.

4. Спор об аналогии и аномалии. Термин "аномалия" ввели стоики. Она обозначала отклонение грамматической формы от предметного значения (Афины, Фивы). При вопросе о правильном склонении возникла проблема: в текстах слишком много вариантов. Воспользовались принципом аналогии (сходные склонениях от сходных форм). Сторонниками теории аналогии были Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский.

6. Спор заставли выявить все признаки, влияющее на склонение: грамматический род имени, количество слогов, место ударения, простое или сложное слово.

7. "Искусство грамматики" Дионисия Фракийца. Ее структура- образец для последующих грамматик.

а)Что есть грамматика?

б)Информация о чтении, требования к чтению (ударение, интонация);

в)Морфология: 8 ч.р.: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз.

г) Имя определяется как склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело – например, камень; вещь – например, воспитание) и высказываемое как общее и как частное: общее – например человек; частное – например, Сократ). Акциденции: род (м, ж, с, общий, совместный), падеж, производность, ЛГР, число.

д) Глагол определяется как беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание. Признаки: время, лицо, число, наклонение, залог.

е) Артикль определяется как падежная часть речи, которая стоит до и после имен. Выделяют акциденции: род, число, падеж.

ж) Наречие также считается отдельной частью речи, определяется как несклоняемая часть речи, которая характеризует глагол или добавляет что-либо к нему. Выделяется 26 видов наречий по значению.

8. О дальнейшем развитии грамматической мысли мы можем судить по произведениям Аполлония Дискола (2 в. н.э.). Выделяет 8 чр и выстраивает их в опр. порядке: имя - глагол - причастие - артикль (примыкает к ним) - местоимение - предлог - наречие - союз. Части речи делятся на изменяемые и неизменяемые. Изменяемые делятся на спрягаемые и склоняемые.

9. Достижения в синтаксисе: разрабатывается синтаксис словосочетания, в центре внимания находятся сочетаемостные свойства слова: соединение артикля с именем, сочетаемость местоимений, управление глагола предложными формами.

Читайте также: