Греческая мифология культурология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основой античной художественной культуры стала древнегреческая мифология. Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремления объяснить окружающий мир. Для нее свойственны представления о всеобщей одушевленности природы и политеизм, которых отличают религиозное сознание древнего общества в целом.

На раннем этапе развития античного мира человек воспринимал окружающее в беспорядочном, хаотичном виде. Всё вокруг материализуется, одушевляется, населяется непонятными слепыми силами. Сама земля кажется живым источником всего сущего, включая небо. Так, считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и жизненное начало Эрос). Гея породила звездное небо – Уран, который стал ее супругом и первым владыкой мира.

С переходом к патриархату, когда власть человека над природой возрастает, в греческой мифологии появились герои . Они расправляются с чудовищами, некогда пугавшими воображение людей: Аполлон убивает пифийского дракона, Персей побеждает Медузу Горгону, Эдип разгадывает загадку Сфинкс. В этот же период греческие боги выстраиваются в иерархический ряд по образцу патриархальной общины во главе с верховным божеством – Зевсом.

По мере развития греческих полисов оформляются представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным городом-государством: Зевса – с Олимпией, Аполлона – с Дельфами и т.д. Кроме того, боги становятся покровителями всех видов человеческой деятельности. Так, Деметра почиталась как богиня земледелия, Гермес – бог торговли, Аполлон – покровитель певцов, поэтов и художников.

По мифологическим представлениям, место пребывания верховных божеств греческого пантеона – гора Олимп (отсюда понятие олимпийские боги ). Олимпийские боги антропоморфны, то есть созданы по образу и подобию человека. Отличаясь от простых людей бессмертием и могуществом, они подвластны человеческим страстям.

К сюжетам греческих мифов постоянно обращается мировое искусство, находя в них примеры проявления высочайших человеческих достоинств. Во имя человечества на страшные муки идет Прометей; не колеблясь, отдает жизнь Альцеста, чтобы спасти мужа; двадцать лет хранит верность Одиссею Пенелопа; образец всех нравственных и физических совершенств – бесстрашный Геракл.

Следующее поколение: Аполлон – бог света и искусства, Афина – богиня мудрости, Афродита – богиня красоты, Арес – бог войны и т. д. К этому же поколению относятся титан Атлант, державший на своих плечах небесный свод, и Прометей, давший огонь людям и за это прикованный к Кавказской скале по приказу Зевса.

У Мнемозины – богини памяти – от Зевса родились 9 муз: Урания – муза астрономии, Клио – муза истории, Каллиопа – муза эпоса, Эвтерпа – муза лирической поэзии, Полигимния – муза гимнов, Эрато – муза любовной поэзии, Терпсихора – муза танца, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии.

Есть в греческой мифологии герои, не являющиеся богами, такие как полубог Геракл. Знаменитые 12 подвигов совершены им с целью достичь того, о чем мечтал Гильгамеш, – бессмертия.

Греческая мифология была гораздо более развита по сравнению с предыдущими, хотя многие сюжеты повторяются. Так, миф о Деметре, вынужденной ежегодно спускаться в Аид, заменяя свою дочь Персефону, напоминает мифы об Осирисе и Инанне. Штайнер интерпретирует миф о Деметре как символ души и ее вечного превращения в смене рождений и смертей.

Греческая мифология – самая четкая, логичная, последовательная и яркая, и поэтому не случайно именно она прорвала собственные рамки и превратилась в философию. Психея превратилась в понятие души, Афродита – в понятие любви и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

МИФОЛОГИЯ КРОВИ

МИФОЛОГИЯ КРОВИ Возьмем теперь второй постулат расистов. 2. Эти черты поведения передаются по наследству, так что ни один представитель данных групп не может быть их лишен и никогда не в силах отделаться от них. Из всей мистики, которая зачумляла человечество бесчисленные

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Вo всех рабовладельческих обществах способ материального производства основывался на физическом труде рабов, лишенных всех юридических и имущественных прав. Но история Древней Греции — особая

Мифология Ницше

Мифология Ницше Человека не может тронуть содержание, которое он по своему характеру в корне не приемлет. Поэтому Ницше, в отличие от Гегеля, Шеллинга, Бахофена, никогда не видел в мифах глубины, точно так же как, в отличие от Кьеркегора, никогда не достигал своей мыслью

4. Мифология

4. Мифология Но и на этом неоплатоническая концепция единого не кончалась. Дело в том, что тогдашний неоплатоник, познавший внутреннюю сладость восхождения к первоединому, уже терял всякое противоположение субъекта и объекта. Поэтому он, субъект, вмещал в себе решительно

1. Мифология

1. Мифология Любители античности будут осчастливлены тем, что для такой универсальной античной категории, как гармония, имеется специальный мифологический образ, который тоже носил имя гармонии.а) Оказывается, что Гармония была не больше и не меньше, как дочерью Ареса и

6. Поэзия и мифология

6. Поэзия и мифология Итак, миф не есть поэтический образ; их разделяет характер свойственной тому и другому отрешенности. Но для полного уяснения этого взаимоотношения поставим такой вопрос: возможен ли поэтический образ без мифического и возможен ли мифический образ

b) мифология возможна без поэзии

b) мифология возможна без поэзии b) Труднее ответить на вторую половину поставленного выше вопроса: возможна ли мифология без поэзии? Не должен ли образ быть сначала поэтическим, а потом уже, после прибавления некоторых новых моментов, мифическим? Или сходство между

a) символика и мифология полов;

a) символика и мифология полов; a) "Есть какое-то тайное, невыразимое, никем еще не исследованное не только соотношение, но полное тождество между типичными качествами у обоих полов их половых лиц (детородных органов) с их душою в ее идеале, завершении. И слова о «слиянии

Что такое мифология?

Мифология и цивилизация

Мифология и жертвы

Мифология и жертвы У всех так называемых примитивных народов важнейшие обряды связаны с жертвоприношениями духам. А. Ельчанинов пишет, что «покинутые дома или места погребения, могилы немедленно становятся священными местами, где воздвигается алтарь (если этим алтарем

Индийская мифология

Китайская мифология

Мифология и религия

Мифология и религия О мифах европейских народов узнаем по средневековому эпосу, основу которого они составляли. В эпосе, выросшем из героической песни, сказочно-фантастическое (мифологическое) не отделено от реального. Самый известный немецкий эпос – «Песнь о

II. Мифология природы

II. Мифология природы На всем протяжении своей истории литература соотносится с мифологическим наследием первобытности и древности. Интерес к мифу и его воздействию на словесное творчество активно проявился в XIX веке. Достаточно вспомнить западную романтическую


Греческая мифология развивалась вместе с историей общиннородового общества, поэтому она никак не может быть представлена в виде раз навсегда данной, застывшей картины, прекрасной в своей неизменности, где вне времени и пространства находят себе место вечно пирующие на Олимпе бессмертные боги, а смертные люди призваны совершать героические подвиги на земле. Чтобы такая картина появилась в представлении древнего человека, должно было пройти немало времени, измеряемого тысячелетиями. Начинается греческая мифология не с прекрасных богов и героев, а с мира смутного и страшного, где ни о богах, ни о героях нет ещё и помину. Греческая мифология имеет периоды своего развития, которые в кратчайшем виде можно назвать доклассическим, или архаическим, и классическим, или героическим.


Архаический идол из Беотии. VIII в. до н. э. Терракота. Берлин. Государственные музеи

Первый период греческой мифологии начинается в сумраке тысячелетий и завершается ко II тысячелетию до н. э., о чём свидетельствуют, главным образом, археологические данные, подкрепляющие исторические источники.

Второй период греческой мифологии охватывает, в основном, II тысячелетие до н. э., достигая расцвета в середине этого тысячелетия и завершаясь в его конце мифами о гибели героического поколения.
Старая наивная мифология уходит в небытие вместе с родовым строем, когда в первой трети I тысячелетия возникает классовое рабовладельческое общество и создаются принципиально новые формы жизни.

Мифологические сюжеты и образы приобретают в дальнейшем развитии греческой культуры вплоть до конца античности художественные и идеологические функции. Однако не они являются предметом нашей книги. Нас интересует живой мифологический процесс, поэтому, принимая во внимание эти грандиозные сдвиги социально-исторических и мифологических пластов, остановимся подробнее на указанных выше периодах.


I. Доклассический период

Главные определения
Доклассический период развития греческой мифологии совпадает с периодом собирательско-охотиичьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего, наиболее законченно выражая жизнь древнейшей материнской общины, период связан с матриархально-родовым строем. В связи с этим доклассический период мифологии именуют также мифологией матриархата.Так как это древнейший период, то он вполне может называться архаическим (греч. arche — начало, отсюда и греч. archaios — архаический, древний).


1900-1700гг. до н.э-пифас из Кносского дворца на острове Крит

Древнейшая ступень мифологии именуется к тому же доолимпийской или дофессалийской. А что же это такое? Неужели были времена, когда и горы Олимп на севере Греции, в Фессалии, не существовало? Нет, и Фессалия и Олимп существовали. Более того, Олимп не один, их несколько, и не только тот, самый главный — в Фессалии, но и в Малой Азии (Аикия и Мизия), на острове Кипр (целых два Олимпа), на юге Греции (в Лаконике и Аркадии), на западе Греции (в Элиде, вблизи Олимпии).

1600 г. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.Сосуд с изображением осьминога с острова Крит. XVI в. до н. э. Гераклеон. Музей

Вся природа, и всё то, что есть на земле, оказывалось живым и даже одушевленным. Всякое же физическое тело и вообще любой предмет, понятый как нечто живое, является не чем иным, как фетишем — «предмет, вещь«, почему архаический период мифологии можно назвать также фетишистским культом неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.

Древнейшая мифология не знает человеческих форм, она доантропоморфна, дочеловечна, а будучи порождением природы, где все живет своей тайной и неведомой жизнью — и камень, и животное, и растение, — эта мифология с полным правом обозначается не только как фетишистская, но еще и как фетишистски-анимистическая (лат. animus — дух, anima — душа), а детальнее как зооморфная (греч. dzoon — животное) и фитоморфная (греч. phyton — растение). А поскольку всеобщее одушевление, анимизм, предполагает наличие примитивных человеческих праформ, ещё не отделенных от животного и растения, так же как не отделён от них и сам человек, то и архаическая мифология именуется микс-антропической, то есть состоящей из смешения образов живой природы с человеческими формами.


Кентавр. Килик Пинфия. Около 510 г. до н. э. Карлсруэ. Музей

Таким образом, перед нами возникает интереснейший комплекс наименований, зная смысл которых, уже можно сразу в целостном виде представить специфику доклассической мифологии.

Специфика доклассической мифологии.

Главное, на что приходится обратить здесь внимание, — это слияние архаического человека с природным миром, не разделенность человека из природного бытия, ощущение себя, как часть всего животного мира, как частью природы, порождением одной и той же материи — матери Земли.

Становятся понятными и мифы о превращениях одного существа в другое, то, что именуют оборотничеством.

Если и человек, и животное, и растение, и водная стихия мыслятся единой природной материей, то нет никакой разницы между формами, которые принимает то или иное существо. В архаических мифах человек с легкостью превращается в серого волка, оборачивается сизой птицей, течет быстрой речкой, не меняя своей единой со всем миром сущности.

Одним из важнейших принципов архаической мифологии является господство в мире несоразмерности, беспорядочности, дисгармонии, доходящей до ужаса, принцип, не предусматривающий никакой определенной формы для порождений природы. Это станет понятным, если учесть, что в период собирательства и охоты, когда человек, пользуясь готовым продуктом, проявляет себя достаточно пассивно, природная жизнь воспринимается им как смутное, не расделённое, беспорядочное течение явлений, без твердо очерченных образов и границ, когда человек не может себе представить жизненную силу вне того или иного предмета или существа, независимо от её носителя, как некую вечную сущность.

Вот почему каждая частица природы, все её порождения сменяют друг друга в бесконечном чередовании жизни и смерти, ибо вечна только сама мать-земля, из лона которой все появляется на свет и которая принимает в себя всех уходящих в небытие.

Далее… Первые порождения мифов. Архаический фетишизм, магия и оборотничество.

Греческая античная мифология со всеми богами — источник всего. Греки объясняли в мифологии возникновение мира и отношения, происходящие в нем через призму взаимоотношения богов. Однако не только для греков мифология была своего рода наукой о мировой истории роли богов. Она создала целое европейское представление о его порядке. Это, помимо Библии, один из фундаментов европейской культуры и искусства, религиозной жизни. Она создала понятия и темы, на которые опирались в более поздние эпохи, относящиеся к античности. Это, несомненно, одна из величайших вещей, оставленных после себя греками, и из которых можно узнать о них самих. Тем не менее, она очень разнообразна при этом может быть запутанной. Что нам на самом деле известно о ней?

Греческие боги

Греческая мифология

Мифология отражала жизнь, сознание людей того времени и социальные отношения, сложившиеся между ними. Именно через мифы и легенды, мир, населенный богами, героями и чудовищами, греки объясняли себе, природные стихии, функционирование мира и все то, что они не могли охватить разумом. Она заменяла им учение о предыстории, изображая историю мира из первобытного, известного всем хаоса. В Древней Греции скептически относились к богатству: считалось, что заработать деньги гораздо проще, чем заслужить доброе имя и славу. В древнегреческой мифологии нередко встречаются случаи, когда бедный человек из народа брал верх над богатой аристократией, которая не имела авторитета и уважения среди греков.

Мифология также изображает исторические события, которые, даже приукрашенные и полные фантастики (например, Илиада Гомера), являются источником знаний о битвах и войнах в истории древних греков.

Греческая мифология и мифологии других культур

Следует понимать, что греческая мифология является довольно сложной для исследования, поскольку она чрезвычайно разнообразна и неоднозначна (совсем как предсказания Дельфийского оракула и даже их переводы, которые делали жрецы). Причина — положение страны и ее история. На греческих землях многие народы присутствовали годами, а государственное устройство в Греции в то время основывалось на городах-государствах (полисах), которые бесчисленное количество раз территориально изменялись их жителями. Это привело к тому, что версии мифов не были последовательными и часто даже противоречивыми. Поэтому трудно говорить об одной версии мифа, которую можно принять за истину. Очень часто в соседних деревнях почитали совершенно разных божеств. Кроме того, благодаря расположению своей страны и увлечению судоходством, греки постоянно общались с египтянами и народами Азии. И таким образом заимствовали значительную часть верований. Поэтому в греческих мифах можно обнаружить много элементов, общих с мифологиями и религиями других культур (например, шумерской или вавилонской).

То, что в христианском мире называется Адом, в Элладе именовали Тартаром. Согласно преданиям, именно в это далекое и мрачное место боги отправляли нечестивцев и преступников, обрекая их души на вечные страдания. Тартар располагался ниже подземного царства Аида – самое глубокое и темное место во Вселенной, а Стикс – одна из рек подземного царства, в котором обитали души умерших.

Читайте также: