Гречанинов хоровое творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья.

Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет; зато успел поучиться и в Москве — у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге у Римского-Корсакова, в чьем классе композиции Гречанинов провел три года — с 1890 по 1893-й.

Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.

Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими концертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон.

В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанинова — в праздновании приняли участие известный церковный хор И. И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку.

“Уезжая за границу, — вспоминает он в автобиографии, — я не знал, останусь ли я там навсегда или вернусь обратно в Россию, а потому квартиру свою с роялем, нотной и книжной библиотекой, архивом и многими ценными для меня и дорогими вещами я оставлял все как было”.

Больше в Россию он не вернулся.

С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года.

Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov

С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг.
А. Гречанинов

В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен — русских, башкирских, белорусских.

24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.

До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет.

Александр Тихонович Гречанинов — русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. Заслуженный артист РСФСР.

В те годы Гречанинов был невзрачным молодым человеком с наружностью вроде причётника или дьячка, с козлиной бородкой и залепленным чёрным пластырем глазом (он в раннем отрочестве потерял один глаз, но о причинах никогда не говорил)…

Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Начались мои почти ежедневные посещения Публичной библиотеки и увлекательно-сосредоточенная работа в тишине уютного зала для чтения. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В. В. Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причем старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку.

Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года — стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако не вся творческая жизнь Гречанинова проходила одинаково гладко.

…он стал водить дружбу с Вячеславом Ивановым, писать музыку на его тексты, а также на тексты русских поэтов-символистов. В музыке Гречанинова появились слабые и робкие, чрезвычайно неуверенные попытки обогатить свою гармоническую палитру „под Дебюсси“ или хотя бы „под Ребикова“. Всё это в высшей степени было наивно и никак не соответствовало его стилю и музыкальному и душевному. Он был сам человек в высшей степени простой и несложный, психологически наивный, менее всего у него могло быть контакта с символистами, людьми мудрёными, путаными, усложнёнными. И музыкальный модернизм шёл к нему, как „корове седло“. Его очарование было в первобытной простоте музыкального чувства, в той оставшейся для него небольшой порции ещё не высказанных в музыке простых и искренних эмоций, которую не успели воплотить его музыкальные предки — Чайковский, Римский-Корсаков. Впрочем, он, видимо, и сам почувствовал, что этот мир не для него, и в последующих произведениях опять вернулся к первоначальной своей палитре.

…Музыканты из породы „консерваторов“ почти не бывали у Скрябина. Их мысли и настроения были слишком далеки от скрябинского мира, а его мир был слишком далёк от чисто „музыкантских интересов“. За всё время моего близкого отношения со Скрябиным ни разу не застал у него крупных наших композиторов „других лагерей“ — ни разу не видел Гречанинова, Метнера, раз встретил Танеева и два раза — Рахманинова…

Тем не менее, прохладное отношение к творчеству Скрябина и практически полное отсутствие личного контакта не помешало Гречанинову, как человеку глубоко православному, активно участвовать в панихиде и похоронах после скоропостижной кончины Скрябина весной 1915 года.

Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.

…В эпоху „юности советской власти“ ему было тяжело. Политически он был наивен как ребёнок. Так же, как он радовался, что его романсы распевает императрица, так же при первых „громах революции“ он немедленно сочинил гимн свободной России и так же радовался, что его с успехом исполняют. Успех его музыки — вот что его интересовало. В то время, когда началось просачивание русских музыкантов за границу — а это началось почти одновременно с водворением советской власти, — он на некоторое время как-то застрял: Рахманинов, Метнер, Черепнин и Прокофьев успели смыться ранее. Раз, помню, я его встретил на улице и спросил, почему он не попытается, как многие другие, получить командировку или просто выезд за границу. Он на меня посмотрел недовольно и сказал — я хорошо помню эти слова: — Россия — моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её.

Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад.

В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк.

Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества.

Искусство русского зарубежья… Навсегда горькая и больная тема. …Как долго в своём отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам как Рахманинов, Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнины.

Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.

Александр Тихонович Гречанинов (13.10.1864, Москва – 04.01.1956, Нью Йорк), выдающийся русский композитор конца XIX – первой половины XX столетий, известен прежде всего как автор монументальных хоровых произведений и один из виднейших представителей новой русской школы церковного пения. Ценность таланта и творчества композитора уже в начале XX века были по достоинству оценены современниками.

Стиль Гречанинова очень гармонично вписался в музыкальную жизнь России первых десятилетий XX века. Его произведения остаются весьма актуальными и охотно исполняемыми и в наши дни. Духовные сочинения А.Т. Гречанинова отличают определенные стилистические особенности, на которые он опирался в своем творчестве: использование старинных церковных и древнерусских распевов, значительное обновление гармонического и интонационного языков, использование переменных размеров, раскрытие и усиление содержательности духовных текстов посредством музыкально – выразительных средств.

Список литературы

1. Кашкин Н.Д. Очерк истории русской музыки. М., 1908.

3. Гречанинов А.Т. Моя жизнь. New York, 1951.

6. Гречанинов А.Т. Письмо к издателю // Московские Ведомости. 1900. 26 февраля. № 56. С. 3.

7. Паисов Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.

8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) / Сост. А.А. Наумов, М.П. Рахманова. М., 2002.

Открытие хорового наследия Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) также состоялось сравнительно недавно, когда Петербургская хоровая капелла под управлением известного дирижера В.А. Чернушенко спела хоровой цикл “Страстная Седмица”. Справедливости ради отметим, что имя Гречанинова вовсе не было под запретом. Композитор упоминался (правда, вскользь) в книгах и учебниках.

Работа состоит из 1 файл

Гречанинов.doc

Творчество А.Т.Гречанинова

Открытие хорового наследия Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) также состоялось сравнительно недавно, когда Петербургская хоровая капелла под управлением известного дирижера В.А. Чернушенко спела хоровой цикл “Страстная Седмица”. Справедливости ради отметим, что имя Гречанинова вовсе не было под запретом. Композитор упоминался (правда, вскользь) в книгах и учебниках. Неоднократно переиздавались его детские фортепианные пьески. Однако большинство духовных произведений мастера, а также музыка, написанная Гречаниновым в эмиграции, не были известны даже специалистам. Поэтому для большинства слушателей Гречанинов представлялся композитором малоинтересным, а посему заслуженно забытым.

Между тем Гречанинов - один из основоположников (наряду с А.Д. Кастальским) Нового направления в русской духовной музыке. В его творчестве переплелись традиции XIX в. и новые установки школы Синодального училища. Тяготея к сценическим жанрам, композитор отдал дань как крупной эпической оперной форме (“Добрыня Никитич”), так и импрессионистской музыкальной драме (“Сестра Беатриса”). Однако наиболее ярко его одаренность проявилась в сфере духовной музыки, которую Гречанинов писал с конца XIX в. до середины XX в. Большая часть духовных произведений, созданных в России, раскрывает стремление композитора воплотить не форму, а содержание древнерусских распевов, вникнуть в самую суть духовных песнопений.

Гречанинов родился 13 октября 1864 г. в простой русской семье. Родители композитора за год до рождения мальчика перебрались в Москву из маленького провинциального городка Перемышля.

Профессиональные музыкальные занятия будущий композитор начал поздно, но успел поучиться у таких корифеев Московской консерватории, как В.И. Сафонов, А.С. Аренский, СИ. Танеев. Окончил же Гречанинов Петербургскую консерваторию в возрасте 29 лет у Н.А. Римского-Корсакова.

Жизнь Гречанинова была долгой, и судьба его не раз делала крутые повороты. С 1896 г. он вновь стал жить в Москве. Композитор написал музыку к знаменитым спектаклям Художественного театра “Царь Федор Иоаннович”, “Смерть Иоанна Грозного”. Наибольший успех у публики и критики имела его музыка к сказке А.Н. Островского “Снегурочка”, где Гречанинов с честью выдержал невольное сравнение с опусами П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Тогда же началась его педагогическая карьера как учителя музыки. Гречанинов работал в музыкальных школах, в том числе в школе Гнесиных. Среди его сочинений появляются детские пьесы и детские оперы: “Елочкин дом”, “Теремок”, “Кот, петух и лиса”. В 1903 г. на сцене Большого театра прозвучала опера “Добрыня Никитич”, весьма понравившаяся публике. Стали популярными романсы Гречанинова на стихи Пушкина, Тютчева, Блока, Вяч. Иванова. Постепенно он вошел в число известных московских композиторов. Самой яркой и значительной областью творчества Гречанинова была церковная музыка. Среди его духовных сочинений четыре литургии, Всенощное бдение, шесть месс, цикл “Страстная Седмица”, кантаты, мотеты, арии, псалмы.

Позднее появились хоры “Воскликните Господеви” и “Волною морскою”. Летом 1902 г. была написана “Литургия св. Иоанна Златоуста” № 2. Исполненная в концерте духовной музыки в зале Дворянского собрания, она имела большой успех.

Вершиной духовной музыки Гречанинова является литургический цикл “Страстная Седмица” (1912), состоящий из тринадцати частей, созданных на тексты песнопений Страстной недели (от понедельника до субботы). Тексты объединены идеей “предожидания” великого праздника Пасхи. В музыке сочинения сплелись интонации древнерусских распевов с колоритом, рожденным под влиянием экстатической образности и утонченного лиризма искусства “серебряного века”. Кульминацией цикла стал его монументальный финал.

Хоровая музыка была естественной творческой стихией Гречанинова. И все же, написав две литургии, “Страстную Седмицу”, Всенощную, сложные хоры, в то числе “Внуши, Боже, молитву мою” (слайд № 7), он, по его собственным словам, исчерпал технические средства, какие мог дать хор a capella. Ему захотелось расширить выразительные возможности церковной музыки, соединить человеческий голос со звучанием оркестра.

Первым из таких произведений, ознаменовавших поворот к инструментализму в церковной музыке, был псалом в сопровождении симфонического оркестра. Позднее композитор дополнил псалом другими хорами, составив таким образом кантату “Хвалите Бога”, с большим успехом исполненную в 1915 г. в Москве и Петербурге. С этого сочинения начинается новый этап в творчестве Гречанинова, этап, который можно было бы назвать “музыкальным экуменизмом”1.

Композитор никогда не относился к числу музыкантов, замыкавшихся на чисто творческих проблемах. Политические события февраля 1917 г. чрезвычайно его взволновали. Весть о Февральской революции и конце монархического режима Гречанинов, как и большая часть российской интеллигенции воспринял с энтузиазмом. Творческим откликом на эти события стал “Гимн Свободной России”, написанный Гречаниновым. Первую поэтическую строчку композитор взял из стихотворения Ф.К. Сологуба, а весь остальной текст по его просьбе сочинил К.Д. Бальмонт.

Одним из замечательных сочинений Гречанинова является “Демественная литургия”, написанная в том же 1917 г. для голоса с клавишным инструментом. Древнее название “демественная” означает здесь “домашняя”. Рождение “Демественной литургии” было связано с идеей создания церковной музыки для домашнего музицирования, а в широком смысле - идеей приобщения народа “к настоящему высокому искусству”.

Композитор сочинял эту литургию осенью 1917 г., в страшные дни восстания в Москве. “Горьковатость музыки "аллилуйя" в запричастном стихе, не соответствующая, может быть, значению этого слова, и объясняется ужасными переживаниями, связанными с этой эпохой”, - писал Гречанинов. И далее: “Большевики победили. Начинается жизнь нищенская, полная всевозможных лишений. Жизнью даже назвать нельзя период тогдашнего нашего злосчастного существования”.

В 1925 г. Гречанинов эмигрировал из России. Разрыв с Родиной был болезненным; в его письме 1930 г. композитор признавался: “Временами у меня тоска невыносимая по Родине, по близким; кажется, бросил бы все и, несмотря ни на какие благоразумные соображения, прикатил бы в Москву”

Исторический словарь - Гречанинов Александр Тихонович

Краткая биография

Гречанинов, тридцатилетний

Читайте также: