Гражданское право золотой орды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

Государственный строй. Верховная, деспотическая по существу власть в государстве принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Часто борьба за ханский престо носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайными ил открытыми убийствами претендентов.

Хан прежде всего являлся верховным собственником и распорядителе всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения все высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мир, Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и прУ кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин-биев. Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Золотая Орда — государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина, или Чингисхана (ок. 1155—1227), и его потомков. Внук Чингисхана Батый (1208—1255) образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях — Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства.

Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский.

Наряду с тюркизацией монголов в Золотой Орде с конца XIII в. началась исламизация ее населения. Решающим в деле распространения ислама было царствование Узбек-хана (1312—1340).

Огромная Золотоордынская империя подчинила себе раздробленную Русь. В 1243 г. русские князья поехали в Орду и признали власть хана Батыя над собой. Власть Золотой Орды признал и русский митрополит.

Закономерным явлением стал процесс постепенного дробления и распада Золотой Орды. В середине XV в. из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства, затем образовались Астраханское и Сибирское ханства.

Государственный строй. Золотая Орда являлась феодальной монархией. Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану. Хотя его власть носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве (мог раздавать землю родичам и должностным лицам), возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.

Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.

Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии). В их ведении находились различные отрасли государственного управления. Диваны состояли из секретарей, называвшихся битакчи. Наиболее важным был диван, ведавший доходами и расходами. В этом диване находился особый документ с перечнем поступлений с отдельных областей и городов, называвшийся дедотаром.

Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь. В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана.

Военное ведомство возглавлял бекляри-бек, который направлял деятельность эмиров, темников, тысячников. Он был старшим из эмиров, которых всего было четыре.

Еще одно влиятельное должностное лицо — букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи.

В центральном аппарате государства несли службу даруги и баскаки. Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Войско в Золотой Орде строилось по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч во главе с темниками и на тысячи, делившиеся на сотни и десятки. Высший командный состав — темники и тысячники — состоял из царевичей и знатных нойонов.

Сословная иерархия. Характеризуя общественный строй Золотой Орды, следует сказать, что четкой сословной организации, в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Господствующее положение в феодальном обществе Золотой Орды занимал аристократический род потомков Чингисхана — так называемые царевичи. Это был довольно многочисленный род, владевший всей землей в стране. Ему принадлежали огромные стада, дворцы. Подобно ханам, члены этого рода давали своим подвластным людям ярлыки. Царевичи имели преимущественное право занятия высших государственных постов. Они, по существу, определяли внутреннюю и внешнюю политику государства.

На следующей ступени военно-феодальной иерархии Золотой Орды стояли нойоны, или беки. Они вели свое происхождение от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели огромные стада, множество слуг и зависимых людей. От своих владений они получали огромные доходы — до 100—200 тыс. динаров в год. Нойоны назначались на ответственные государственные и военные должности — темников, тысячников, баскаков. Им давались тарханные грамоты, освобождавшие от различных повинностей. Знаками их власти были ярлыки и найцзы (знак повеления, приказа, верительной грамоты в виде тонкой пластины).

Дальше шли нукеры — дружинники крупных феодалов. Они занимали средние и низшие должности в военно-административном аппарате — сотников, десятников. Это позволяло им извлекать значительные доходы с населения тех территорий, на которых они были размещены.

К средним феодалам относились и тарханы, получившие от хана тарханные грамоты, в которых им устанавливались привилегии. Они были свободны от податей и предавались суду после совершения девяти проступков.

К привилегированной части общества относилось духовенство. наибольшими привилегиями обладало мусульманское духовенство. Его представители были не только богатейшими людьми, но и занимали важные должности в административном и судебном аппарате.

Кроме кочевников, в земледельческих районах Золотой Орды жили феодально-зависимые крестьяне — сабанчи и уртакчи. Сабанчи жили сельскими общинами, несли натуральные и другие повинности на феодалов, а также обрабатывали выделенные им участки. Уртакчи (издольщики) — кабальные люди — обрабатывали землю феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах жили ремесленники и торговцы, которые платили городским властям подати, несли другие повинности.

В Золотой Орде существовало рабство. Основным источником рабства был плен. Груд рабов применялся во всех отраслях хозяйства. Однако рабы зачастую превращались в крепостных крестьян. Их сажали на землю, наделяли средствами производства и постепенно рабы становились сабанчи.

Право. Основным источником права в Золотой Орде был составленный Чингисханом сборник правовых норм, получивший название Великой Ясы. Ее дошедшие до нас нормы в большей степени относятся к уголовному праву. Они свидетельствуют о крайней жестокости в отношении правонарушителей. Чаще всего упоминается смертная казнь и наказание палками.

За измену Яса Чингисхана предусматривала смертную казнь. К имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью.

Смертная казнь предусматривалась за супружескую неверность, скотоложство и некоторые другие преступления и производилась, как правило, публично путем улавливания на веревке, подвешенной на шее верблюда или лошади, а также волочения лошадьми.

Наследование имущества происходило таким образом, что старший сын получал больше младших, меньший сын наследовал хозяйство отца.

Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права — ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (кадии), которые судили по шариату, а также яргучи. выносившие решения на основе Великий Ясы Чингисхана.

Сообщество Империал: Правовая система Золотой Орды - Сообщество Империал

Imperial

Imperial


Великая Яса Чингисхана заключала в себе постановления и нормы, относящиеся, прежде всего, к уголовному и административному праву. Но в ней содержались также нормы, относящиеся к международному, государственному семейному, наследственному и судебному праву.

Ясой утверждалось, что верховная власть сосредоточена в лице хана, а ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Только монголы составляли государственно-дееспособный народ в империи, но только в период междуцарствия они могли в полной мере осуществлять свои политические права, принимая участие в избрании нового хана. С избранием хана политическая роль народа кончалась.

Система преступлений по Ясе включала следующие их виды:
1) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев;
2) преступления против хана и государства;
3) преступления против жизни, свободы и интересов частных лиц.

К первой группе относились: притеснение любой из существующих церквей или духовенства; намеренная ложь (вероятно, лжесвидетельство); оскорбление ритуалистического характера (осквернение воды, пепла); убой скота в нарушение установленного монгольского обычая; прелюбодеяние; содомия и зоофилия.

Во вторую группу входили: злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников; нарушение крепостного устава; нарушения воинской дисциплины; нарушение Ясы вообще.

Третья группа преступлений включала: преступления против жизни и свободы частных лиц; увод или принятие чужого раба или пленника; конокрадство и увод скота; злостное банкротство.

Яса определяла и систему наказаний. Основной целью наказания являлось физическое уничтожение преступника. В качестве дополнительных целей признавались: временное устранение преступника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе, и устрашение преступника путем телесного наказания или денежного штрафа (пени). Причем ответственность за некоторые виды преступлений распространялась не только на преступника, но и на членов его семьи.

За большинство преступлений назначалась смертная казнь, и в частности: за измену хану, неповиновение хану, феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток. Смертная казнь полагалась также за убийство (в некоторых случаях), супружескую неверность, скотоложество, подсматривание за поведением других, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел, ложь перед старшими в суде, за третье банкротство и т.д.

За конокрадство смертная казнь назначалась в случае, если виновный не в состоянии уплатить пеню в десятикратном размере: виновный в краже лошади должен был вернуть не только краденую лошадь, но и отдать сверх того десяток своих лошадей. Если у вора не было лошадей, он обязан был продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего.

Применялись и другие виды наказаний. Так, к заключению и ссылке приговаривались лица ханской крови за нарушение Ясы. Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части. Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мелкие нарушения воинского или охотничьего устава. Пеня (штраф) налагалась за некоторые убийства: 40 золотых монет за убийство мусульманина, цена осла – за убийство китайца. Штрафом наказывались и преступления против собственности.

Великая Яса Чингисхана включала крепостной устав, в котором все население обязывалось службой государству, каждый занимал свое место в войске и податной системе, и с этого места он не мог уйти (кстати, этот принцип в XVI-XVII вв. был заимствован московской властью).

Однако, отдельные группы населения были изъяты из общей крепостной и податной повинности: церковь (и мусульманская, и православная), ремесленники, врачи, юристы (по соображениям особой ценности для государства). Изъятие осуществлялось на основе ханских ярлыков, которые должны были возобновляться при каждой смене власти в Золотой Орде.

Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется, ни на кого возлагать чрезмерных тягостей. Равенство в труде требует равенства в пище, поэтому Яса воспрещала, кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Одним из основных разделов Ясы являлся воинский устав. Устанавливалось, что:
а) военная подготовка (упражнение в бое саблями и копьями, стрельба из лука) есть обязанность каждого монгола;
б) армия должна быть организована единообразно, по десятичной системе; категорически запрещается самовольный переход из одной части в другую;
в) в случае мобилизации воины должны являться в полном снаряжении, с комплектом оружия и рабочих инструментов; если мужчина уклоняется от повинности, его заменяет жена или другая женщина из его рода;
г) дисциплина должна поддерживаться неукоснительно: за каждое упущение положено взыскание; каждый военачальник должен беспрекословно подчиняться приказу хана, будь то приказ о смертной казни его самого;
д) работу в армии между людьми необходимо распределять справедливо.

Основной задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле хана или, при отказе их от подчинения, путем войны.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. Владельцы поместий должны были нести вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным, поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Однако юрт (дом) отходил младшему сыну, который, и, женившись, продолжал жить с родителями. Остальное имущество делилось в равных долях между всеми сыновьями. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.

Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (рабынь) считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжении отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигавшегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила (рода), являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некотором преимуществе сыновей от старших жен и законных жен у мусульман.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого явилось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупал невесту из семьи или рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданное. Размер выкупа и приданного, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей жениха и невесты.

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, его должны были увещевать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали до тех пор, пока он не раскается.

Заключение и влияние правовой системы Золотой Орды на правовую систему Московского княжества. (раскрыть)

Наличие Ясы, как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законотворчества. Но оно имело лишь вспомогательное значение, и было направлено на удовлетворение местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В таком порядке ханы Золотой Орды издавали большое количество устных и письменных распоряжений и предписаний, известных под названием ярлыков. Они были обязательны для всего населения, в том числе для феодальной знати, и подлежали немедленному и беспрекословному исполнению. Среди них можно выделить указы, требовавшие возвращения беглого раба законному собственнику, регламентировавшие работу ямской (почтовой) службы, проведение переписей, установление податных титулов. Однако, все ярлыки прямо ссылались на Великую Ясу как основной источник правоспособности ханов.

Правовая система, принесенная Чингисханом и его преемни­ками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные правовые системы.

Великая Яса Чингисхана заключала в себе постановления и нормы, относящиеся, прежде всего, к уголовному и административному праву. Но в ней содержались также нормы, относящиеся к международному, государственному семейному, наследственному и судебному праву.

Ясой утверждалось, что верховная власть сосредоточена в лице хана, а ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Только монголы составляли государственно-дееспособный народ в империи, но только в период междуцарствия они могли в полной мере осуществлять свои политические права, принимая участие в избрании нового хана. С избранием хана политическая роль народа кончалась.

Система преступлений по Ясе включала следующие их виды:

преступления против религии, нравственности и установленных обычаев;

преступления против хана и государства;

преступления против жизни, свободы и интересов частных лиц.

К первой группе относились: притеснение любой из существующих церквей или духовенства; намеренная ложь (вероятно, лжесвидетельство); оскорбление ритуалистического характера (осквернение воды, пепла); убой скота в нарушение установленного монгольского обычая; прелюбодеяние; содомия и зоофилия.

Во вторую группу входили: злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников; нарушение крепостного устава; нарушения воинской дисциплины; нарушение Ясы вообще.

Третья группа преступлений включала: преступления против жизни и свободы частных лиц; увод или принятие чужого раба или пленника; конокрадство и увод скота; злостное банкротство.

Яса определяла и систему наказаний. Основной целью наказания являлось физическое уничтожение преступника. В качестве дополнительных целей признавались: временное устранение преступника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе, и устрашение преступника путем телесного наказания или денежного штрафа (пени). Причем ответственность за некоторые виды преступлений распространялась не только на преступника, но и на членов его семьи.

За большинство преступлений назначалась смертная казнь, и в частности: за измену хану, неповиновение хану, феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток. Смертная казнь полагалась также за убийство (в некоторых случаях), супружескую неверность, скотоложество, подсматривание за поведением других, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел, ложь перед старшими в суде, за третье банкротство и т.д.

За конокрадство смертная казнь назначалась в случае, если виновный не в состоянии уплатить пеню в десятикратном размере: виновный в краже лошади должен был вернуть не только краденую лошадь, но и отдать сверх того десяток своих лошадей. Если у вора не было лошадей, он обязан был продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего.

Применялись и другие виды наказаний. Так, к заключению и ссылке приговаривались лица ханской крови за нарушение Ясы. Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части. Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мелкие нарушения воинского или охотничьего устава. Пеня (штраф) налагалась за некоторые убийства: 40 золотых монет за убийство мусульманина, цена осла – за убийство китайца. Штрафом наказывались и преступления против собственности.

Великая Яса Чингисхана включала крепостной устав, в котором все население обязывалось службой государству, каждый занимал свое место в войске и податной системе, и с этого места он не мог уйти (кстати, этот принцип вXVI-XVIIвв. был заимствован московской властью).

Однако, отдельные группы населения были изъяты из общей крепостной и податной повинности: церковь (и мусульманская, и православная), ремесленники, врачи, юристы (по соображениям особой ценности для государства). Изъятие осуществлялось на основе ханских ярлыков, которые должны были возобновляться при каждой смене власти в Золотой Орде.

Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется, ни на кого возлагать чрезмерных тягостей. Равенство в труде требует равенства в пище, поэтому Яса воспрещала, кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Одним из основных разделов Ясы являлся воинский устав. Устанавливалось, что:

а) военная подготовка (упражнение в бое саблями и копьями, стрельба из лука) есть обязанность каждого монгола;

б) армия должна быть организована единообразно, по десятичной системе; категорически запрещается самовольный переход из одной части в другую;

в) в случае мобилизации воины должны являться в полном снаряжении, с комплектом оружия и рабочих инструментов; если мужчина уклоняется от повинности, его заменяет жена или другая женщина из его рода;

г) дисциплина должна поддерживаться неукоснительно: за каждое упущение положено взыскание; каждый военачальник должен беспрекословно подчиняться приказу хана, будь то приказ о смертной казни его самого;

д) работу в армии между людьми необходимо распределять справедливо.

Основной задачей международного правамонголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле хана или, при отказе их от подчинения, путем войны.

Имущественные отношенияв Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. Владельцы поместий должны были нести вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным, поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Однако юрт (дом) отходил младшему сыну, который, и, женившись, продолжал жить с родителями. Остальное имущество делилось в равных долях между всеми сыновьями. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.

Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (рабынь) считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжении отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигавшегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.

Семейно-брачное правомонголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некотором преимуществе сыновей от старших жен и законных жен у мусульман.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого явилось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупал невесту из семьи или рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданное. Размер выкупа и приданного, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей жениха и невесты.

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, его должны были увещевать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали до тех пор, пока он не раскается.

Наличие Ясы, как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законотворчества. Но оно имело лишь вспомогательное значение, и было направлено на удовлетворение местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В таком порядке ханы Золотой Орды издавали большое количество устных и письменных распоряжений и предписаний, известных под названием ярлыков. Они были обязательны для всего населения,в том числе для феодальной знати, и подлежали немедленному и беспрекословному исполнению. Среди них можно выделить указы, требовавшие возвращения беглого раба законному собственнику, регламентировавшие работу ямской (почтовой) службы, проведение переписей, установление податных титулов. Однако, все ярлыки прямо ссылались на Великую Ясу как основной источник правоспособности ханов.

Правовая система, принесенная Чингисханом и его преемни­ками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные правовые системы.

Читайте также: