Гражданское общество и демократия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государство – это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов, это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеет монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.

Признаки государства

  • территориальная организация;
  • публичный характер власти (наличие систем органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления);
  • суверенитет (независимость от других государств);
  • сбор налогов;
  • существование системы права;
  • наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), данный признак появился стечением развития государств.

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции:
  • экономическая – организация, координация, регулирование экономических процессов в стране;
  • социальная – удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья;
  • правовая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя;
  • политическая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса;
  • культурно-воспитательная и идеологическая – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ;
  • экологическая – с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.
Внешние функции:
  • защита интересов общества на международной арене,
  • оборона страны,
  • взаимовыгодное сотрудничество,
  • участие в решении глобальных проблем,
  • миротворческие акции.
Формы государства.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Формы государства:
  • форма правления,
  • форма территориального устройства,
  • форма политического режима.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти (то есть кому принадлежит власть).

Виды форм правления:
Монархия.

Монархия (единовластие, самодержавие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства- монарха (короля, царя, шаха, императора).

Виды монархии:
  • абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия);
  • дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал);
  • парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция).
Признаки монархии
  • существование единоличного главы государства (король, царь, кесарь);
    • власть монарха — полная, верховная, суверенная, безраздельная или ограниченная;
  • трон занимается в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву или в порядке родства (фамильному праву);
    • правление монарха — бессрочное, пожизненное;
    • деяния монарха неподсудны, личность — неприкосновенна (свободен от юридической ответственности);
    • поддерживается мифом о сакральности (божественности) власти
Неограниченная монархия:
  • отсутствие представительных учреждений народа,
  • единственным носителем суверенитета государства является монарх.

Ограниченная монархия – вид монархии, при которой наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.

Виды ограниченной монархии :
  • дуалистическая – монарх делит законодательную власть с парламентом.
  • конституционная или парламентская – и законодательная , и исполнительная власти ограничены. Монарх царствует, но не правит.

Республика.

Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство). В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок.

Признаки республики:
  • выборность власти;
  • срочность, то есть избирается на определённый срок;
  • зависимость от воли избирателей.
  • широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;
    • участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов — всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни;
    • разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;
    • наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан
Виды республики:
  • президентская (Аргентина, Бразилия, США, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.);
  • полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция Финляндия, Польша, Болгария и др.);
  • парламентская (Германия, Италия, Турция, Израиль, Индия, Италия, Швейцария и др.).

Виды республики различаются в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно.

Формы государственно — территориального устройства.

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:
  • унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
  • федеративное (от лат. foedus — союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки:

  • территориальное единство государства. Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных госуцдарств6 Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.

Конфедерация.

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Государственно-правовой режим.

Государственно-правовой режим – способ осуществления власти, совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Признаки политического режима:
Типы политических режимов:
  • демократический,
  • недемократический (тоталитарный или авторитарный).
Признаки демократического режима:
  • власть народа (демократия), непосредственная и представительная демократия (непосредственная – народ прямо участвует во власти, например, в выборах, референдумах; представительная – передаёт свои властные полномочия выборным представителям народа); прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
  • всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
  • наличие правового государства, построенного на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения;
  • признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям;
  • многопартийность, наличие легальной оппозиции (то есть разрешённой законом);
  • разрешено все, что не запрещено законом;
  • большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически;
  • защита прав и свобод граждан;
  • в отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности;
  • смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер;
Признаки авторитарного режима:
  • государством руководит узкий круг людей — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами;
  • жёсткий контроль политической сферы, в остальных сферах -относительная свобода, но под чётким контролем органов власти;
  • политический плюрализм;
  • многопартийность, допускается оппозиция, но её деятельность определена чёткими рамками;
  • права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере, закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности;
  • в экономике обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой;
  • доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений;
  • карательные органы являются важным элементом государственного аппарата;
  • органы контроля строго подчинены закону.
Признаки тоталитарного режима:
  • полнота власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер,
  • полное господства государства над личностью, над обществом,
  • полный контроль государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека,
  • насаждение идеи вождизма, культа личности руководителя государства;
  • фактическое отсутствие независимой судебной власти;
  • наличие единственной обязательной официальной идеологии;
  • господство одной партии, отрицание оппозиции,
  • запрещено все, что не разрешено законом,
  • права и свободы граждан лишь декларируются (то есть формально есть в законах, а в реальности не соблюдаются), люди беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство;
  • централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью, жёсткая производственная дисциплина;
  • карательные органы контролируют все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.
Разновидности тоталитарного режима.

Деспотический режим – это полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму, тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Фашистский режим основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Обычно сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

ДЕМОКРАТИЯ.

Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.

Предпосылки демократии:
  • рыночная экономика,
  • многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности,
  • значительное место среднего класса в социальной структуре общества,
  • высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам,
  • высокая степень развития общей и политической культуры, значительная социальная и политическая активность людей, добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.
Признаки демократии:
Институты демократии

Институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы и ценности:

  • институты представительной (институт парламентаризма) и прямой демократии;
  • органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • институт права;
  • политические партии, общественно-политические организации и др.
Формы демократии .

Формы демократии отличаются способом осуществления народом своей власти:

Прямая демократия – это непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни через выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Народ сам осуществляет свои права.

Представительная демократия – возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.

Референдум.

Референдум – голосование, выражение воли народа по общественно значимым вопросам; является одним из важных институтов непосредственной демократии.

Цель референдума – обеспечение народовластия, то есть непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами.

Типы референдумов по предмету проведения:
  • конституционный — на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки;
  • законодательный — на всенародное голосование выносится проект закона или действующий закон;
  • консультативный — проводится с целью выявления общественного мнения по принципиальному вопросу государственной жизни.
Референдумы по степени обязательности проведения:
  • обязательный — предметом референдума являются вопросы, отнесенные Конституцией к исключительному решению в результате всенародного опроса;
  • факультативный — проводится с целью выявления общественного мнения по конкретному вопросу, интересующему определенную часть населения региона .

Предметом референдума могут быть вопросы:

  • имеющие существенное значение для определения политики государства

вовне (международно-правовые вопросы), — вхождение страны в определенные межгосударственные структуры, сообщества, например, о членстве страны в Европейском сообществе;

  • имеющие существенное значение для совершенствования системы управления внутри (административно-правовые вопросы), — решение вопросов управленческого характера, например, изменение административно-территориального деления.
Ценности демократии:
  • защита интересов людей,
  • возможность жить людям согласно их собственным законам,
  • гарантированность личной свободы и прав человека,
  • равенство всех перед законом,
  • моральная ответственность людей за их политические решения,
  • политическое равенство,
  • свободные и честные выборы,
  • справедливое судопроизводство,
  • толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью,
  • предотвращение деспотизма.
Гражданское общество.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Гражданское общество – это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Гражданское общество — система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Современное капиталистическое общество является чрезвычайно сложной и динамичной социальной системой. Самым общим и предварительным образом его можно охарактеризовать как общество, имеющее следующие черты:

– оно возникает спонтанно и не воплощает никакого предварительного замысла, не имеет глобальной, обязательной для всех членов общества цели;

– оно не контролирует из единого центра все стороны своей жизни;

– координация в нем достигается не за счет подчинения некоей общей цели и единому центру, а за счет соблюдения универсальных правил поведения;

– экономической основой этого общества являются частная собственность и частное предпринимательство, децентрализованная рыночная система и конкуренция;

– его индивиды автономны и располагают защищаемой законом сферой частной жизни, в пределах которой они вправе самостоятельно принимать любые решения на свой собственный страх и риск;

– индивиды обладают безусловными и неотчуждаемыми фундаментальными правами и свободами, в числе которых свобода мысли и свобода слова, свобода создания ассоциаций и организаций, свобода совести, свобода передвижения, свобода выбора страны проживания и др.;

– это многопартийное общество, в котором политические партии не имеют никаких непосредственных публично-властных полномочий;

– представительные органы государственной власти и местного самоуправления избираются населением;

– законодательная, исполнительная и судебная власти отделены друг от друга.

Центральными в общем описании капиталистического общества являются понятия: гражданское общество, правовое государство, много – партийность, демократия, разделение властей, частная собственность, рынок, автономия и суверенитет личности и др. Эти понятия тесно связаны друг с другом и образуют систему, в которой изменение смысла одного из них сопровождается изменением смыслов всех остальных. В дальнейшем будут рассмотрены некоторые из этих понятий, позволяющие в первом приближении охарактеризовать капитализм как современную форму индивидуалистического общества.

Гражданское общество – это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти. Гражданское общество включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, а именно – экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, национальные, религиозные отношения и т. д. Являясь противовесом государству, гражданское общество как совокупность различных и достаточно сильных неправительственных институтов выполняет роль миротворца и арбитра между основными группами интересов и сдерживает стремлением государства к доминированию и атомизации общества.

В капиталистическом обществе государство не вмешивается в частную жизнь людей, не навязывает им единую идеологию и единую систему ценностей. Многообразные интересы людей реализуются через их совместные действия, для организации которых люди вступают в добровольные, неподотчетные государству объединения и ассоциации. Негосударственные, неправительственные организации, отражающие интересы людей, не входят в официальную статистику и с трудом поддаются учету. Так, по некоторым данным только в США деятельность сотен тысяч подобных организаций финансируется более чем 25 тыс. благотворительных фондов. В Норвегии на каждые шесть жителей приходится по одной неправительственной организации.

Гражданские ассоциации способствуют развитию у своих членов духа сотрудничества, солидарности и преданности обществу. Индивиды, добровольно включающиеся в группу с широким разбросом целей и предпочтений среди ее членов, приобретают не только навыки кооперации и ощущение гражданской ответственности за коллективные начинания, но и невольно учатся самодисциплине, терпимости и уважительному отношению к мнению других.

Государство всегда стремится подмять под себя граждан, сузить сферу их нерегламентированной деятельности, разобщить и атомизировать их. Гражданское общество, будучи противовесом государства, стремится ограничить его деятельность политической сферой, оставляя все остальные области жизни свободному выбору индивидов. Гражданское общество не позволяет государству расширять сферу своей деятельности и распространять ее на нравственные, духовные, религиозные, национальные и другие отношения людей. Поглощение гражданского общества государством составляет одну из характерных черт тоталитаризма.

Капиталистическое государство является, как подчеркивал Гегель, условием для создания гражданского общества. Это государство формулирует законы, ограждающие индивидов и их добровольные объединения от вмешательства со стороны органов государственной власти. Это не означает, однако, вопреки Гегелю, что государство стоит неизмеримо выше гражданского общества. Гражданское общество со своей стороны оказывает постоянное воздействие на государство, воздействие, без которого государство никогда не пошло бы на значительное ограничение сферы своей компетенции. Главным механизмом этого обратного воздействия гражданского общества на государство является демократия – периодическое доминирование управляемых над управляющими. Это противостояние и одновременно взаимозависимость государства и гражданского общества можно представить в виде схемы:

государство – > законы – > гражданское общество;

гражданское общество – > демократия – > государство.

Коммунистическое государство, осуществлявшее коренную перестройку экономической, социальной и духовной жизни общества, не предполагало ни разделения экономики и политики, ни автономии и суверенитета своих индивидов. Это государство лишило гражданское общество всех его функций и поглотило его. Гражданское общество на долгие десятилетия перестало быть противовесом государства, получившего полный контроль над всеми сторонами жизни коммунистического общества. Становление в современной России гражданского общества – основа и гарантия необратимости демократических преобразований. Только в гражданском обществе существуют условия, которые заставляют людей принимать социальный порядок добровольно, без страха. Гражданское общество и государство должны находиться в постоянном динамическом равновесии. Резкое ослабление, в сущности, уничтожение гражданского общества привело в недавнем прошлом к гипертрофированному росту государства, сделавшегося тоталитарным. Ослабление государства ведет к разрастанию гражданского общества и падению управляемости им.

Для описания взаимодействия гражданского общества и государства можно воспользоваться различием между коммунитарными и структурными социальными отношениями[263].

Социальная жизнь – это процесс, включающий последовательное переживание общины и структуры, равноправия и неравенства. Коммунитарные отношения – отношения равных во всем людей, структурные отношения – это отношения по должностям, статусам и социальным ролям, открыто предполагающие неравенство людей.

Структурный характер носят отношения между начальниками и подчиненными, между учителями и их учениками, между родителями и их детьми и т. п. Структурность – это антикоммунитарность, неравенство индивидов, многообразие их классификаций и противопоставлений по статусу, роли, должности, собственности, полу, одежде и т. д.

Коммунитарные отношения только в редких случаях проявляются в чистом виде. Обычно они переплетаются со структурными отношениями. Например, в семье, где все ее члены в общем-то равны, есть вместе с тем дети и родители. Коммунитарные отношения выражают глубинную сущность человека – единство всех людей, их родовую общность. В известном смысле они фундаментальнее структурных отношений: президент компании, его жена и его шофер в первую очередь люди, существа, принадлежащие к одному виду животных, а уже затем и на этой основе – разные люди, различающиеся своими должностями, ролями и статусами. Коммунитарные отношения выражают сущностную и родовую связь между людьми, без которой немыслимо никакое общество.

Одним из главных источников структуризации общества является государство; основной источник коммунитарных социальных отношений – гражданское общество[268]. Государство привносит упорядоченность в гражданское общество, ограждает его от вмешательства, задает правила его игры. С другой стороны, гражданское общество периодически обновляет и освежает структурные отношения, устанавливаемые и оберегаемые государством. Инструментом этого воздействия гражданского общества на государство является демократия. Демократические выборы органов государственной власти – это краткие, периодически повторяющиеся периоды безраздельного доминирования гражданского общества над государством, коммунитарных отношений над структурными. Итогом этого господства равенства над иерархией является обновленное государство, способное в течение определенного периода находиться в известной гармонии с гражданским обществом.

Понятия демократии и гражданского общества неразрывно связаны, таким образом, друг с другом. Полноценная демократия возможна лишь в том случае, если есть устойчивое гражданское общество, способное использовать ее в качестве инструмента обновления государства. С другой стороны, само существование гражданского общества, руководствующегося в своей жизни правилами, установленными государством, является стабильным и продуктивным, если в распоряжении гражданского общества есть демократия как решающее средство его воздействия на государство. Эта связь демократии с развитым гражданским обществом является ключом к пониманию демократии и объяснением того, почему в тех странах, где государство не имеет в качестве своего противовеса устойчивого гражданского общества, демократия оказывается неэффективной, а иногда даже вредной.

Обычно демократия (в буквальном переводе с греческого – народовластие) определяется как общественный строй, при котором власть в руках народа. Это – поверхностное определение, не удовлетворявшее уже ни Платона, ни Аристотеля, различавших демократию, регулируемую законами, и демократию, лишенную правил. В последнем случае народ, т. е. большинство, попадая под влияние демагогов, устанавливает свою неограниченную власть над теми, кто остался в меньшинстве[269].

Демократия как периодическое кратковременное безраздельное господство коммунитарных отношений над структурными с целью изменения и обновления последних является эффективной только в условиях индивидуалистического общества. Она зарождается в древнегреческом демократическом обществе и достигает своего расцвета в развитом капиталистическом обществе. Демократия – это немногие дни и часы, когда все без исключения члены общества становятся равны друг другу (в качестве избирателей) с тем, чтобы путем своего свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в измененной форме, постоянно существующее между ними неравенство.

Коллективистическому обществу нет необходимости прибегать к демократии для обновления своей структуры. Если даже оно сохраняет демократические процедуры, как это было в коммунистическом обществе, демократия становится чисто формальной. Участие в выборах делается не только правом граждан, но и их обязанностью, выбор предлагается сделать из одного, безальтернативного кандидата, итоги голосования подводятся людьми, уполномоченными на это господствующей элитой, и т. д. Национал-социалистическое коллективистическое общество вообще презрительно относилось к демократии и не находило нужным проводить какие-то, хотя бы формально-демократические выборы.

Обеспечению равновесия структурных и коммунитарных отношений в коллективистическом обществе призвана способствовать так называемая повседневная демократия: регулярные собрания, на которых, по идее, может выступить каждый; многолюдные демонстрации и митинги; праздники, которых чрезвычайно много; дни выборов без выбора, всегда оформляемые как праздник, и т. п.

Демократия предполагает, далее, возможность открытой, ничем не ограниченной дискуссии. Чтобы последняя могла осуществляться на основе полной осведомленности, необходимы свобода прессы, собраний, свобода слова.

Демократия предполагает также писаную или неписаную конституцию, ограждающую свободу, права человека и правовое государство от посягательств со стороны временно пребывающей у власти партии большинства.

Демократия требует отделения политики от экономики и мировоззренческих проблем, разделения властей и эффективно функционирующей судебной системы и т. д.

Перечисление условий, при которых демократия остается эффективным инструментом свободного общества, показывает, что демократия всегда реализуется в определенном социальном контексте и не сводится ко всеобщему избирательному праву, отдающему власть победившему на выборах большинству.

Демократия всегда существует в определенном социальном контексте, поэтому естественно, что ее формы, размах и эффективность меняются с изменением этого контекста.

Можно отметить, в частности, постепенное становление демократии в тех странах, которые сейчас представляются образцами демократического устройства. В 1787 г. Конституция США предоставляла право голоса примерно 120 тыс. граждан при населении 3 млн. человек. Во Франции в 1814 г. оказалось 100 тыс. избирателей при населении 30 млн. человек. Ко времени Первой мировой войны число избирателей в большинстве стран Европы приблизилось к 30–40%. Женщины в Европе получили право голоса после Первой мировой войны. В Великобритании – с 1928 г. В католических странах – Бельгии, Италии, Франции – это произошло после Второй мировой войны. Англичанки сначала голосовали с 30 лет (мужчины с 21 года). Последней европейской страной, разрешившей женщинам голосовать (в 1971 г.) была Швейцария. В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. дополнительный голос имели крупные менеджеры и лица с высшим образованием. До семидесятых годов в большинстве стран Европы возраст самых молодых избирателей составлял 21 год, затем под влиянием молодежного движения он был снижен до 18 лет. В Люксембурге до сих пор лишены права голоса содержатели публичных домов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Государство и гражданское общество Cтруктура гражданского общества — 182 Бюрократия и гражданское общество — 184 Политические партии — 185

4. Государство и гражданское общество Cтруктура гражданского общества — 182 Бюрократия и гражданское общество — 184 Политические партии — 185 Закрытые и открытые общества в их отношении к гражданам В предыдущих параграфах мы выяснили, что государство всегда — в большей

Бюрократия и гражданское общество

Переход семьи в гражданское общество

Переход семьи в гражданское общество § 181Семья естественным образом, преимущественно благодаря принципу личности, разделяется на множество семей, которые ведут себя как самостоятельные конкретные личности и поэтому относятся внешне друг к другу. Или, иначе говоря,

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО [1989]

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО [1989] Итак, каково в наши дни быть профессором в Советском Союзе?Я не слишком много преподаю. В Советском Союзе преподавательская и исследовательская деятельности строго разведены.Вы хотели бы больше преподавать?Нет, не при тех условиях, что

Глава вторая. Гражданское общество

Глава вторая. Гражданское общество § 22Понятие права как сила, располагающая властью и независимая от побуждений единичности, обладает действительностью только в гражданском обществе.§ 23Семья представляет собой естественное общество, члены которого связаны любовью,

"ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО"

"ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО" Не все то, что возникало в коммунистическом человейнике, соответствовало его социальной организации. Многое возникало под влиянием извне и на основе некоммунистических явлений человейника. Более того, развитие человейника на основе

Гражданское благосостояние

Гражданское благосостояние Перечисленные выше положения не выражали интересы абсолютного монарха или знати. Они служили прежде всего интересам растущей буржуазии, стремившейся защитить частную инициативу и обеспечить право частной собственности. При этом целью

1. гражданское общество как улыбка Чеширского кота

2. гражданское общество как политикосоциологическая реальность

2. гражданское общество как политикосоциологическая реальность Как мы можем теоретически обобщенно представить эти наши эмпирические наблюдения реальных исторических явлений гражданского общества? Какая реальность стоит за данным понятием? Ставя этот вопрос, не

3. гражданское общество как утопия

Глава 21 Анатомия управления. Иерархия. Правящая элита и общество. Преступность. Монархия и демократия. Мобилизация масс. Аккумулирование энергии масс

Глава 21 Анатомия управления. Иерархия. Правящая элита и общество. Преступность. Монархия и демократия. Мобилизация масс. Аккумулирование энергии масс Монархическое правление счастливей и надежней республиканской: оно не требует от граждан чрезвычайностей, и может

Гражданское Общество (Cité)

Гражданское Общество (Cit?) Совокупность индивидуумов, подчиненных одному и тому же высшему закону. Следовательно, определяющим гражданское общество понятием является власть, а не наоборот. Отсюда войны, завоевания и встречаемое ими противодействие. Вопрос всегда стоит

Гражданское Состояние (Etat Civil)

Гражданское Состояние (Etat Civil) Состояние, обратное природному; жизнь в обществе, предполагающая наличие власти и

Хэй, надеюсь, вы готовы вникать в очередную интересную тему для ЕГЭ простым языком. Тема демократии особенно часто встречается в заданиях второй части. Давайте разберемся с ней раз и навсегда, чтобы вы выполняли все задания на максимум.

Если исходить из происхождения этого слова (от греч. dеmos — народ и krаtos — власть), то смысл этого понятия очевиден — народовластие или власть народа. В нынешнее время очень много стран именно с демократическим политическим режимом. В каждой стране демократия имеет свои формы и проявляется по-разному. Тем не менее, именно данному полит. режиму отводится отдельная тема в ЕГЭ по обществознанию (это вам не авторитаризм с тоталитаризмом).

Несмотря на различные проявления демократии, существуют общие признаки, присущие абсолютно каждой, в той или иной степени. Их и рассмотрим ниже:

  1. Высшей ценностью демократии является человек, его права и свободы. Признание человека, его жизни, чести, достоинства, личной неприкосновенности, свободы высшей ценностью определяет все остальные ценности демократии, принципы, на которых она строится, признаки, отличающие её от других политических режимов
  2. Народ признается источником власти. Власть осуществляется для народа и от имени народа; всем предоставляются равные возможности для участия в политической жизни. Равенство в правах, в том числе политических, и равенство перед законом создаёт равные возможности для участия граждан в политической власти, приобретения ими того или иного политического статуса (принцип равноправия всех граждан)
  3. Принцип большинства с защитой интересов меньшинства. Понятно, что принять решение, которое удовлетворяло каждого гражданина – невозможно. Данный принцип отражает компромисс, присущий именно демократии.
  4. Принцип политического плюрализма (это и многопартийность, и многообразие идеологий, убеждений и ценностей). Демократия – прежде всего, отражается в толерантности и мирного сосуществования различного.
  5. Система разделения властей (ее основоположником был Монтескье), при которой различные ветви государственной власти независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры, отличает демократию от других типов политических (государственных) режимов.
  6. Принцип гласности. Подразумевает открытость деятельности политических институтов, уведомление граждан о всех важных событиях и планах развития. Без соблюдения этого принципа невозможно и участие граждан в политике.

Именно при демократии появилось правовое государство, так как сформировались все необходимые для этого условия.

Пройдемся также и по признакам правового государства. Из них и вытекает определение.

  1. Верховенство право – граждане, должностные лица и организации обязаны подчиняться закону
  2. Гарантия прав и свобод человека – они признаются высшей ценностью, гарантируются и реализуются
  3. Взаимная ответственность гос-ва и гражданина. Гражданин обязуется соблюдать закон, а государство призвано обеспечить права граждан с помощью специальных средств (создание правоохранительных органов, к примеру).
  4. Система разделения властей – о ней я писала выше (в демократии).

Правовое государство предусматривает обязательное наличие гражданского общества. Так как защита прав и свобод граждан является его основной функцией, становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Гражданским обществом называют совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы и потребности граждан в различных сферах.

Основные институты гражданского общества:

— профсоюзы (объединения представителей определенной профессии для защиты прав)

— общества защиты прав (потребителей, животных, к примеру)

В данной статье охвачены все аспекты, которые связаны с темой демократии. Признаки демократии и правового гос-ва очень схожи, запомнить их не трудно. Вообще, одно невозможно без другого – демократия без правового гос-ва, правовое гос-во без гражданского общества и наоборот.

Оставить Комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

blank

Выбери тему

Самые популярные записи

StudyWay

Помощь

© 2021 StudyWay. Все права защищены.

Записаться можно через Instagram

Для этого напиши в Direct (в личку) кодовое слово «Пробный«

Что за курс и что тебя там будет ждать?

12 мощнейших онлайн занятий по 2 часа в формате вебинаров.
Содержание вебинара: повторение предыдущей темы, теория, перерыв и практика.

Воркбук (рабочая тетрадь)абсолютно к каждому уроку со всей необходимой теорией к этой теме и практикой.

Личный куратор — это твой помощник во всех учебных вопросах.
Они занимаются проверкой твоих домашних заданий, поддерживают и мотивируют двигаться дальше, даже когда хочется сдаться.

blank

На собственной онлайн платформе тебя ждут
Домашние задания, которые необходимо решать после каждого занятия.
Все задания построены на базе создателей ЕГЭ — Котова / Лискова.

К каждому тестовому вопросу будет подробный разбор от главного куратора.
А задания, где необходимо оценить ответ (вторая часть) — будет проверять твой личный куратор и писать подробный комментарий про ошибки

Ты будешь двигаться сообща с однокурсниками, поддерживая и мотивируя друг друга.
За лучшую командную успеваемость всей команде будут выделены призы в конце каждого месяца (скидка на обучение, стикерпаки и т.д).

blank

Личный помощник — это твой верный друг и помощник, который поможет тебе со всеми техническими вопросами, ответит на вопросы про поступление, да и просто может обсудить какие-то личные вопросы, поделиться переживаниями.

blank

Там ты сможешь найти:
Банк теории, банк планов, банк аргументов, курсы по работе со всей второй частью, термины, курсы по саморазвитию, полезные лайфхаки и всю подробную информация о ЕГЭ.

Игровая система на нашей платформе StudyWay👇

За выполнение заданий получаешь баллы (XP).

При достижении нового уровня у тебя открываются новые персонажи из Marvel, DC Comics, Игра престолов и Star Wars, а также на каждом новом уровне тебя ждут призы от нашей школы.

blank
blank

Основная ценность курса
1. Изучение теории и практики с учетом изменений в ЕГЭ 2022
2. Заложение фундамента и основы предмета
3. Прохождение всей теории для первой части
4. Нарешивание всех возможных типов заданий
5. Повышение результата с 0 до 60 баллов

Дополнительные домашние задания
необходимо выполнять. Это значительно повысит твою успеваемость и улучшит показатели.

Дополнительное объяснение
твой личный куратор объяснит тебе тему повторно, если останется что-то не понятным

Групповые зачеты
у тебя будут зачеты с твоим личным куратором в мини группах по 5 человек. Там спрашиваются пройденные темы, термины и так далее.

Карта памяти
будешь восполнять все пройденные в удобной интеллект карте и в конце учебы у тебя выйдет файл с полноценной теорией по всем темам и разделам.

Персональный звонок куратору
1 раз в месяц ты можешь позвонить своему куратору и обсудить все волнующие тебя вопросы в течении 20 минут.

Секретный квест
1 раз в месяц ты будешь созваниваться с другим учеником курса и проводить совместные зачеты, тем самым познакомишься с новыми ребятами из других городов, уберешь страхи знакомства, повторишь и закрепишь пройденные темы.

1.1 Почему не все страны избирают путь демократического развития?

Демократический режим – это режим, при котором население страны участвует в осуществлении власти посредством прямой демократии. Возможность граждан влиять на политику государства, на методы воздействия государства на поведение граждан не всегда входит в интересы власти. Невозможно всем угодить. Всегда найдется тот, кто будет против того или иного решения. А за этим последуют демонстрации, митинги, стачки.

Ситуация в странах с демократическим режимом непредсказуема. Я, думая, что государство заинтересовано, прежде всего, в осуществлении контроля над гражданами, а при демократическом режиме это невозможно, так как здесь общество имеет право на частную жизнь, защищенную от посторонних, в том числе и от государства.

При демократическом режиме граждане обладают широкими возможностями воздействия на политику государства: путем направления своих представителей в государственные органы в результате свободных выборов; непосредственно выражая своё отношение к политике государства через референдумы, митинги, демонстрации, пикеты, а также используя средства массовой информации. Конечно, это входит в интересы самих граждан, но не каждое государство готово принять этот режим. Поэтому не все страны избирают путь демократического развития.

1.2 Демократия в России и зарубежных странах: сходства и различия

В результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-45 г.г. утвердился новый строй, названный народной демократией; характерной чертой была многопартийность, не допускалась деятельность фашистских партий, значительную роль играли коммунистические и рабочие партии.

Переход России к демократии осложнялся следующими факторами:

1) проблема разделения власти

2) отсутствие собственного опыта общественного обустройства на демократических началах

3) внутренняя слабость правящих кругов, не умевших реализовать процесс преобразований

4) осуществление этих преобразований бессистемно, исторически случайными силами и лицами

5) опора правительства на внешние силы, которые были заинтересованы в ослаблении России

Таким образом, такая политическая система по меркам Европы не является вполне демократической, можно сказать, это своеобразный симбиоз западной и советской политической модели.

Переход России и других стран к демократии окончательно разрушило иллюзию, согласно которой демократия представляет собой такое состояние общества, достигнув которого, оно вступает на путь благополучного развития. Демократия оказалась инструментом для решения проблем общества, который можно применять умело – тогда он ведет к разрешению проблем и конфликтов, или не очень умело – тогда он ведет к усугублению имеющихся проблем и конфликтов.

1.3 Некоторые считают, что толерантность очень близка к равнодушию. Согласны ли вы с этим?

Нет, я с данным высказыванием не согласна. Толерантность – это не безразличие, а уважение взглядов других людей на разные предметы и явления. Все люди разные, у всех разная религия, разные взгляды на жизнь, разные интересы. Бывает, что это совпадает у различных людей, а бывает, и нет. Но это не значит, что тот человек, взгляды на жизнь с которым у меня не совпадают, мне не интересен. Я по отношению к нему проявляю толерантность, но не безразличие. Я могу пообщаться с этим человеком, узнать о его представлениях, и хоть его не понимаю, но проявляю интерес (а не безразличие), тем самым толерантность. Это два разных понятия, и важно их не путать.

2. Права человека

2.1 Что общего и в чем различия между правами человека и фундаментальными свободами?

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах – права и свободы человека считаются самыми важными.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Пока человек жив, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина.

Язык международных документов и наше законодательство применяет понятие "права человека" и "фундаментальные свободы". В чем же сходство и отличие этих понятий?

Различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения, как человека, как гражданина государства.

Понятие "свобода" в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу её самостоятельности, защищают от вмешательства в её внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги, со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

Говоря о юридических характеристиках прав человека нужно различать "права и свободы человека" в объективном и субъективном смысле, также как это имеет место в понимании права вообще.

В объективном смысле права и свободы человека – это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих её положение, правила взаимоотношений между людьми, отношение личности и государства.

В субъективном смысле права и свободы человека – это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством действия, поступка, поведения.

2.2 Какими принципами должны руководствоваться люди в общении между собой для соблюдения прав человека?

Люди, общаясь между собой, не должны противоречить соответствующим нормам права. Поведение – это основа законности и правопорядка. Общаясь люди должны руководствоваться принципами здравого смысла и логики действий, соблюдая общепризнанные постулаты: не убий, не укради, возлюби ближнего своего… Уважать людей, да и вообще не действуя аморально. У всех равные права и свободы, а значит люди должны общаться между собой не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

2.3 Как вы понимаете право на неприкосновенность частной жизни? Приведите примеры

На мой взгляд, право на неприкосновенность частной жизни нужно рассматривать не в единственном направлении, а в нескольких сразу. Так, например, по моему мнению, это в первую очередь, право каждого индивида на свою личную жизнь, влияние на которую может оказывать лишь он сам, но не как не другие лица. Также это право, которое не допускает вмешательства лица со стороны государства, организаций, юридических и физических лиц. Но кроме этого, безусловно, столь же важным пунктом этого права является право на неприкосновенность семейной жизни, а также многого другого.

Так, например, можно выделить следующие ключевые моменты:

1) Неприкосновенность жилища – охрана от вторжения на личную территорию проживания. Это право включает защиту от неправомерного разрушения жилища, беспокоящих действий.

2) Неприкосновенность коммуникаций – право на собственную физическую неприкосновенность, а также защита от посягательств на средства коммуникаций(почта, телефон, Интернет, электронная почта)

3) Физическая и психическая неприкосновенность – право не подвергаться принудительному вмешательству со стороны медицины, а также от унизительного обращения – т.е. психического вмешательства.

4) Информационная неприкосновенность – запрет на разглашение информации о личности: личные и семейные тайны, а также все тайны, скрытые от посторонних лиц.

5) Неприкосновенность семейной жизни – запрет на вмешательство в семейные дела.

Так, например, если человек болеет какой-либо болезнью, то медицина должна ему обеспечить неразглашение информации о его болезни, т.к. любое разглашение личной информации такого рода, является нарушением права на неприкосновенность частной жизни.

2.4 Какими способами можно отстаивать свои права?

Все гражданские права подлежат защите.

Субъективное право на защиту – это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера для восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

Способы защиты гражданских прав классифицируются следующим образом:

1) самозащита (необходимая оборона, крайняя необходимость);

Самозащита гражданских прав – совершение лицом не закрепленных законом действий, направленных на охрану прав и интересов конкретного лица или иных лиц и государством в целом (фактически действия собеседника, направлены на охрану имущества, либо действия, совершенные в состоянии необходимой обороны или в условиях крайней необходимости). Действия лица в процессе самозащиты с причиненным вредом.

2) меры оперативного воздействия на нарушителя;

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав – средства, применяемые к правонарушителю непосредственно управомоченным лицом (без обращения за защитой права к компетентным государственным органам). Эти меры носят правоохранительный характер, или совершены в соответствии с законодательством. Их применение носит односторонний характер (задержка выдачи груза получателю до оплаты).

3) меры правоохранительного характера, применяемые к правонарушителям компетентными органами.

Меры правоохранительного характера, применяемые к правонарушителям государством, – это способы защиты гражданских прав, применяемые государственными органами юрисдикционной форме (судебном и административном порядках).

2.5 Что вы знаете об институте Уполномоченного по правам человека в РФ и Ростовской области?

Конституция РФ 1993 года предусматривает новый для нашего государства правовой институт – Уполномоченного по правам человека. Необходимость в специальном федеральном конституционном законе по осуществлению и охран прав человека и гражданина, назрела давно.

Президентом РФ 26 февраля 1997 года подписан Федеральный закон "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", который был принят ГД РФ 25 декабря 1996 года и 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации. Но понадобилось почти 15 месяцев, прежде чем на эту должность был назначен Уполномоченный по правам человека РФ. Им стал депутат ГД – О. О. Миронов.

Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.

3. Конституция и государство

3.1 В чем, с вашей точки зрения, должна проявляться лояльность гражданина по отношению к государству? Как соотносятся лояльность и патриотизм?

С моей точки зрения лояльность граждан по отношению к государству проявляется в соблюдении законов, порядка и прав как гражданских, так и экономических, политических, социальных, духовных и личных, выполнение своих обязанностей. Возьмем Россию. Граждане, проживающие в России, не зависимо от гражданства, должны соблюдать конституцию РФ, блюсти Уголовный кодекс, быть законопослушными. Все, кто нарушил какие-либо законы, и понесли за это наказание – проявили себя не лояльно по отношению к государству.

Как соотносятся лояльность и патриотизм? Человек, относящийся лояльно к государству, как рассматривалось в первом вопросе, соблюдает законы и порядок во всех его аспектах. Патриотизм же, это преданность отечеству и народу, любовь к родине. А к соблюдению законов патриотизм не как не относится.

3.2 Что необходимо сделать первоначально – подготовить людей к конституции или ввести конституционное правление для изменения психологи населения?

Я считаю. Что надо сразу ввести конституционное правление, так как только в этом случае, можно будет проверить надежность власти и силу, с которой изменяется психология населения. Также, в этом случае люди сразу начнут осознавать главные основы новой власти и её преимущества над предшествовавшем режимом.

Люди во время существования СССР привыкли к ущемлению своих прав, недостаточному обеспечению необходимым (продуктами питания, жильем и т.д.), вообщем разрухе вокруг них. Но после распада СССР и появления РФ (а также конституции строя) многие люди получили свободу в своих действиях и начали получать больше необходимых для жизни ресурсов. Люди начали выходить на митинги, создавать свои фирмы, покупать больше еды и разнообразных вещей. Также их права начали в полной мере защищать в судах, повысились расходы на многие социальные нужды (здравоохранение, соцзащита и др.). И, наконец, люди смогли создавать свои партии, профсоюзы. Это дало им уверенность в том, что все начало изменяться в лучшую сторону и больше никогда не станет так, как было раньше.

Сейчас тенденция улучшения социальной обстановки и уровня жизни продолжает расти в лучшую сторону, государство все эффективнее борется с бедностью, демографической проблемой с помощью как денег, так и конституционного права. Так же конституция признает, что единственный носитель суверенитета и единственный источник власти в нашей стране – народ. Раньше такого не было. К этому стоит добавить и закрепленное право народов РФ на самоопределение, ведь раньше их судьбу решала верхушка власти. Так что я считаю, что сначала становления нового государства эффективней будет сразу ввести конституционное правление, а не подготовлять народ к принятию этого строя.

Читайте также: