Гражданская война в византии 1341 1347 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сын на­ме­ст­ни­ка Пе­ло­пон­не­са, со­рат­ник и бли­жай­ший со­вет­ник императора Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га, при ко­то­ром сто­ял во гла­ве пра­ви­тель­ст­ва. По­сле смер­ти Ан­д­ро­ни­ка был про­воз­гла­шён им­пе­ра­то­ром в Ди­ди­мо­ти­хе (26 октября 1341 года) и всту­пил в борь­бу за власть с ре­гент­ст­вом при ма­ло­лет­нем Ио­ан­не V Па­лео­ло­ге (вдов­ст­вую­щая императрица Ан­на Са­вой­ская, ме­га­ду­ка Алек­сей Апо­кавк, пат­ри­арх Ио­анн XIV Ка­ле­ка), опи­ра­ясь на под­держ­ку маг­на­тов Фра­кии и Фес­са­лии, а так­же на во­енную по­мощь сер­бов и ту­рок (эми­ра Ай­ды­на Уму­ра и ос­ман­ско­го сул­та­на Ор­ха­на). Иоанн VI Кантакузин не су­мел ов­ла­деть Фес­са­ло­ни­кой, где раз­вер­ну­лось дви­же­ние зи­ло­тов, но по­сле ги­бе­ли Алек­сея Апо­кав­ка (1345) одер­жал по­бе­ду в гражданской вой­не (1341-1347 годы). 2 февраля 1347 года он всту­пил в Кон­стан­ти­но­поль, где был по­втор­но ко­ро­но­ван (21 мая 1347 года; пер­вую ко­ро­на­цию про­вёл 21 мая 1346 в Ад­риа­нопо­ле пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский) как со­пра­ви­тель Ио­ан­на V, же­нив­ше­го­ся на до­че­ри Иоанна VI Кантакузин Еле­не.

Ам­би­ци­оз­ные пла­ны Иоанна VI Кантакузина и его со­вет­ни­ков по воз­ро­ж­де­нию ве­ли­чия Ви­зантийской им­пе­рии по­тер­пе­ли пол­ный крах. В 1348 году в Ви­зан­тии рас­про­стра­ни­лась эпи­де­мия чу­мы, в 1349 году по­зор­но про­иг­ра­на вой­на с ге­ну­эз­ской ко­ло­ни­ей Га­ла­той, сербский царь Сте­фан Ду­шан тес­нил ви­зан­тий­цев в Ма­ке­до­нии, ве­не­ци­ан­ско-ви­зантийская борь­ба с Ге­ну­ей окон­чи­лась не­удач­но (1352 год). В 1352 году на­ча­лась гражданская вой­на, в хо­де ко­то­рой Иоанн VI Кантакузин, не­смот­ря на под­держ­ку ту­рок-ос­ма­нов (впер­вые за­кре­пив­ших­ся в это вре­мя на Ев­ропейском кон­ти­нен­те, в Гал­ли­по­ли), по­тер­пел по­ра­же­ние от дос­тиг­ше­го со­вер­шен­но­ле­тия Ио­ан­на V и был вы­ну­ж­ден от­речь­ся от пре­сто­ла. При­няв мо­на­ше­ст­во с име­нем Ио­а­саф, он жил в Ман­ган­ском и Хар­сиа­нит­ском мо­на­сты­рях, по­се­щал сво­его сы­на Ма­нуи­ла Кан­та­ку­зи­на, со­хра­нив­ше­го власть в ка­че­ст­ве дес­по­та Ми­ст­ры (1347-1380 годы). Влия­ние экс-им­пе­ра­то­ра на ре­лигиозные и по­ли­тические де­ла со­хра­ня­лось до его кон­чи­ны.

У Иоанна VI Кантакузина и его суп­ру­ги Ири­ны бы­ло 6 де­тей, в том числе Мат­фей (со­пра­ви­тель в 1353/1354-1357 годах), дес­пот Ма­ну­ил, им­пе­рат­ри­ца Еле­на и Фео­до­ра, став­шая в 1346 году од­ной из жён сул­та­на Ор­ха­на.

Сочинения:

Historiarum libri IV / Ed. L. Schopen. Bonnae, 1828–1832. Vol. 1–3; Migne PG. T. 154;

Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo Patriarcha Latino epis­tulis septem tradita / Ed. E. Voordeckers, F. Tin­ne­feld. Turnhout; Leuven, 1987;

Бе­се­да с пап­ским ле­га­том. Диа­лог с иу­де­ем и дру­гие со­чи­не­ния / Пер. с греч. Г. М. Про­хо­ро­ва. СПб., 1997.

Иллюстрация:

Двой­ной порт­рет Иоан­на VI Кан­та­ку­зи­на – Иоаса­фа. Ми­ниа­тю­ра из ру­ко­пи­си бо­го­слов­ских трак­та­тов Иоан­на VI Кан­та­ку­зи­на. 1370–75. На­цио­наль­ная биб­лио­те­ка (Па­риж). Архив БРЭ.

В июне 1346 года участник латинской коалиции генуэзец Симоно Виньози захватил Хиос. Направленный против него во главе флота итальянец Фоччолати вместо похода к Хиосу захватил генуэзское торговое судно и привел его в Константинополь. Возмущенные генуэзцы Галаты перекрыли поставки продовольствия в столицу и в городе начался голод. Анна пообещала генуэзцам выдать им Фоччолати на расправу. Фоччолати вступил в сговор с Кантакузином, и в ночь на 3 февраля 1347 года открыл его войскам ворота Константинополя. За день до этого Анна Савойская низложила Иоанна Калеку и возвела вместо него на патриарший престол исхиата Исидора. Лидер исхиатов Палама был выпущен из тюрьмы.
8 февраля 1347 года было подписано соглашение, согласно которому вся власть должна была в течение десяти лет оставаться в руках Кантакузина. Затем Иоанн V должен был стать равноправным соправителем Иоанна VI Кантакузина. Дочь Кантакузина Елена стала женой Иоанна V Палеолога[15]. Объявлялась всеобщая амнистия, в то же время запрещалось требовать возмещения имущества, расхищенного или разрушенного в ходе войны. Однако, богатства приверженцев Кантакузина, у них изъятые во время войны, должны были быть возвращены их владельцам. 13 мая 1347 года константинопольским патриархом была проведена новая коронация Кантакузина и его жены Ирины.
Политико-экономическое положение Византии в результате войны резко ухудшилось. Большая часть западных владений была занята сербами, а остатки византийских земель в Эпире, Фессалии и Македонии были изолированы. Фессалоника, находившаяся под властью зилотов, отказалась признать власть Кантакузина[15]. Морея, в которой правил сын Кантакузина Мануил фактически стала независимой. Часть северной Фракии перешла к болгарам, а оставшаяся часть была полностью разграблена. Византия потеряла контроль над Эгейским морем. Генуэзцы захватили обе Фокеи (Старую и Новую), Хиос, Самос, Никарию, Панагию.
Флот практически не существовал. Казна была пуста. Заложенные за 30 тысяч дукатов венецианцам драгоценные камни императорского венца так никогда и не были выкуплены. Место драгоценностей в императорском убранстве заняли позолота и стеклянные подделки.

The Civil War in Byzantium (1341-1347) was one of the largest political events in the history of the Byzantine Empire, an armed conflict of a political, social and religious nature. The parties to the conflict were supporters of the juvenile emperor John V Palaeologus, who supported their zealots and barlaamites and supporters of his regent, who later proclaimed himself emperor John VI of Cantacuzen, and the palamites who supported him. The conflict involved not only forces within the Byzantine Empire, but also neighboring peoples and states. During 1347-1348. all the Greek lands were seized by a plague. Due to the sharp decline in population, the civil war was suspended for several years. The result of the war was the final weakening of the empire, which from now on could not seriously resist the Turks, and after 106 years it ceased to exist.

After the death of Emperor Andronicus III (June 15, 1341), the juvenile John V Palaeologus was crowned. However, the actual power remained in the hands of one of the most noble and wealthy landowners of Thrace, the great domestic John Cantacuzen, who became regent of the minor emperor. He relied on a large provincial aristocracy and army. Its military center was Didimotika, a powerful Thracian fortress. Officials and trade and craft circles of the capital served as an opposition to him. However, while Andronicus III occupied the throne, the opposition was forced to put up with the dominance in the capital of the large provincial nobility, since an act against Cantacuzin would mean a rebellion against the emperor himself. Now the political situation has changed. The opposition was headed by: Anna of Savoy, mother of John V Palaeologus, Patriarch John Kaleka (April) Alexey Apokavk is an influential dignitary of common origin, formerly an old associate of Kantakuzin. Apokavk was in charge of state finances and state salt mines, then was the great duke of the Byzantine fleet. He contributed a large sum to the construction of a navy and won a number of victories in clashes with Turkish squadrons that impeded Byzantine trade. He was able to organize against the provincial aristocrats not only the highest metropolitan officials�


Отношения византийской и русской культур в определенном смысле парадоксальны. Несмотря на общую религию – православие – и пришедшую вместе с ней книжность, бросается в глаза, что политический, социальный и экономический строй как Киевской Руси и княжеств периода раздробленности, так и московского периода не имеет почти ничего общего с византийским. Несомненно, это долгое время затрудняло подражание Византии даже в сфере придворного церемониала и монархической идеологии – оно началось только после брака Ивана III с Софьей Палеолог, то есть уже после падения Второго Рима. Затем сознательная ориентация на византийский политический опыт, совершенно нехарактерная для русского Средневековья, постепенно усиливалась в течение XVI и XVII веков вплоть до Петра I. Иван IV, Алексей Михайлович, патриарх Никон, Федор Алексеевич по своему политическому имиджу сознательно приближались к византийским образцам. Это тем более поразительно, что в указанные два столетия в сфере культуры Россия наоборот все дальше отходила от Византии и все более приближалась к западной культуре. Новейшие исследования Александра Камчатнова показывают, какое огромное влияние на всю русскую книжность и образованность в XIV–XV веках оказал византийский исихазм. Болгарский ученик святого Григория Синаита Феодосий создал так называемую Тырновскую школу письменности, влияние традиций которой в России ощущалось вплоть до петровских реформ, но все же шло на убыль к XVII веку.

Несмотря на эти усилия, к началу XX века византийское наследие в России оставалось в значительной степени лозунгом, мифологемой с минимумом конкретно‑исторического содержания.

Вместе с тем один аспект возрождения исихазма в XX веке, на который практически не обращают внимания, настоятельно требует осмысления. Речь идет о политическом измерении исихазма. Безразличен ли монаху, ищущему спасения своей души и молящемуся за весь мир в пустынном уединении, политический и общественный строй государства? Или же здесь можно говорить о каких-то вполне определенных предпочтениях?

Существует тенденция подчеркивать антиплатонический смысл паламитского учения о нетварных энергиях. Сторонники этого мнения полагают, что если возможность умной молитвы и обожения доступна каждому человеку, то не только церковная и политическая, но и космическая и ангельская иерархия становятся неважны. Однако такая позиция противоречит как самому факту иерархического строя видимой Церкви, так и учению Ареопагитского корпуса об иерархии Церкви невидимой – учению, безусловно, авторитетному для основателей исихазма.

Однако есть и еще один аргумент. Политическая и геополитическая ориентация как святого Григория Паламы и других отцов священнобезмолвствующих XIV века, так и их последователей XX века была совершенно однозначной и определенной.

С самого первого дня борьба паламизма с варлаамизмом была абсолютно неотделима от политической и социальной борьбы, развернувшейся в Византии в середине XIV века и вылившейся в разрушительную гражданскую войну 1341–1347 годов.

В этой борьбе не на жизнь, а на смерть столкнулись не просто два придворных клана, как это часто бывало, а два движения с широкими общественными базами и полярными мировоззрениями.

Разумеется, следует иметь в виду, что в гражданской войне 1341–1347 годов отдельные лица переходили из одного лагеря в другой, настроение населения и даже духовенства отдельных городов также часто менялось, а Сербия и Болгария вмешивались в войну то на стороне Кантакузинов (вначале), то на стороне Палеологов (в конце), к немалым территориальным выгодам сербского короля Стефана Душана. Однако это нисколько не отменяет указанной выше тенденции: победа программы Палеологов значила движение Византии в сторону философии Ренессанса, постепенной секуляризации и обуржуазивания, победа программы Кантакузинов предполагала движение в направлении, прямо противоположном духу еще не наступившего тогда Модерна.

Роль айдынского эмира Умура и османского султана Орхана, решительно выступивших на стороне Иоанна Кантакузина, стала решающей в войне – точно так же, как роль язычников-монголов ранее оказалась судьбоносной для спасения России от западного наступления в XIII веке и от возможности подъема собственной русской протобуржуазии. Во время гражданской войны 1341–1347 годов турки, в отличие от сербов и болгар, не стремились захватить куски византийской территории. Воины малоазийских бейликов не раз срывали наступление Апокавка и Палеологов и прямо вступили в схватку с крестоносцами, которые разрушили Смирну под предлогом, сходным с сегодняшними предлогами для западной агрессии против многих стран мира.

Действительно, религиозные и философско-богословские учения неотъемлемы от социально-политических практик, причем связь здесь взаимная.

Читайте также: