Гражданская война в бирме кратко

Обновлено: 02.05.2024

С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром).

В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты.

– Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа.



Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества.

Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море.

Ситуация особенно обострилась после того, как в октябре прошлого года десятки человек атаковали три мьянманских погранпоста, в результате девять пограничников были убиты. После этого в штат Ракхайн были введены войска. Более 20 тыс человек бежали в Бангладеш. В феврале 2017 года был опубликован доклад ООН, созданный на основе опросов беженцев: в нем приводятся шокирующие факты внесудебных расправ над рохинджа со стороны местных националистов, а также силовиков, групповых изнасилований и т. д.


После стихийного митинга мусульман у посольства Мьянмы в Москве в защиту единоверцев митинг прошел и в Грозном — в нем приняли участие около миллиона человек.


Мьянма – государство многонациональное. Примерно половину населения составляют бирманцы (мьянманцы) – буддийский народ, стоявший у истоков государственности страны. Остальная часть населения представлена многочисленными народностями, относящимися к монголоидной расе и говорящими на тибето-бирманских, тайских, мон-кхмерских языках.

Во время британского колониального владычества англичанам удавалось играть на противоречиях между бирманцами как основным и государствообразующим народом страны, и многочисленными национальными меньшинствами, которые бирманцам противопоставлялись именно с целью превращения их в опору колониального режима. Естественно, что провозглашение суверенитета Бирмы было воспринято национальными меньшинствами как шанс к собственной национальной независимости. Тем более, что сепаратистские настроения активно подогревались англичанами, пообещавшими перед уходом колониальной администрации независимость нескольким бирманским штатам.

С давних времен южные карены подвергались культурному влиянию соседних монов. Моны – ныне один из наиболее мирных народов Бирмы – проживали на территории страны задолго до того, как ее заселили собственно бирманцы. Именно моны – родственники кхмеров – создали первые государства в Нижней Бирме. Естественно, что последующая экспансия бирманцев с севера и разгром монских королевств, сопровождавшийся вырезанием наиболее пассионарной части монов, способствовали не только усмирению монских земель, но и бегству части монов в соседние каренские земли. С тех пор феодальная верхушка каренов подвергалась монскому влиянию, впитывая, в том числе, и ненависть к центральной бирманской власти.

Христиане – карены положительно воспринимались британскими колонизаторами и имели преимущества в поступлении на военную и гражданскую службу. В годы японской оккупации Бирмы карены активно сопротивлялись новым властям, действуя под руководством англичан. Именно к этому времени относится и начало вооруженной конфронтации прояпонской Армии независимости Бирмы, из которой впоследствии и выросла вся послевоенная бирманская элита, и каренских формирований. В отместку за участие каренов в войне на стороне англичан, японцы и союзные им (до 1944 г.) бирманцы уничтожали каренские деревни, убивали мирное население, что также не могло не отразиться на взаимоотношениях двух народов.

Несмотря на то, что британская колониальная администрация пообещала решить после войны вопрос о каренской государственности, в действительности к этому не было предпринято никаких шагов. Более того, напряженность в отношениях между руководством бирманских социалистов и каренскими вождями нарастала. В вооруженных силах Бирмы к моменту провозглашения независимости служило много каренских военнослужащих – бывших британских солдат. По понятным причинам власть стремилась избавиться от каренской компоненты в армии. Так, был смещен и арестован генерал Дан Смит – карен по национальности, занимавший пост начальника штаба бирманской армии.

Первое время каренским повстанцам удавалось настолько серьезно атаковать бирманские позиции, что мировая общественность сомневалась в самой перспективе существования Бирмы как единого унитарного государства. В частности, в 1949 году карены осаждали бирманскую столицу Янгон (Рангун), не говоря уже о полном контроле над территорией штата Карен.

Каренский национальный союз не только вел боевые действия против бирманского правительства руками своего вооруженного крыла – национально-освободительной армии, но и стремился к развитию инфраструктуры на подконтрольных территориях. В меру возможностей создавались новые школы, лечебные учреждения, упорядочивалась торговля между населенными пунктами. Усилия бирманской армии по нейтрализации каренских формирований осложнялись тем, что последние отступали в горы, контролировать которые у центрального правительства не было никаких возможностей. В результате бирманцы отыгрывались на мирном населении каренских деревень, которое поддерживало своих повстанцев и являлось последним ресурсной и людской базой. За годы противостояния более миллиона человек покинули свои деревни и стали беженцами в соседнем Таиланде.

Стремление каренов к отделению от Бирмы росло тем сильнее, чем жестче действовали правительственные войска в отношении мирного населения штата Карен. Уничтожение мирных граждан, репрессии против приверженцев христианской религии, использование запрещенных мин – все это в изобилии присутствовало в войне бирманского правительства и Каренского национального союза.

Как и бывает в подобных конфликтах, на каренов делали ставку и другие государства – прежде всего, США и Великобритания, которые покровительствовали каренскому движению как естественному способу ослабления центральной бирманской власти. Значительную помощь каренскому национальному сопротивлению оказывал и соседний Таиланд. Между Таиландом и Бирмой наблюдалось давнее военно-политическое соперничество, уходящее своей историей вглубь веков, когда бирманцам даже удалось на некоторое время нанести тайскому королевству поражение и занять его столицу. Естественно, что карены в данной ситуации рассматривались руководством Таиланда как прекрасный инструмент для ослабления векового соперника, тем более заигрывавшего с социалистической идеологией.

К 1990-м гг. относится и раскол каренского национального движения по религиозному признаку – буддисты обвинили доминировавших христиан в дискриминации и посягательстве на свои интересы и сформировали собственную Демократическую каренскую буддистскую армию, которая достаточно быстро оказалась на стороне своих единоверцев – центральной бирманской власти. Одновременно появились и более радикальные и экзотические отколы от Каренского национального союза – Каренской национально-освободительной армии.

Примечательно, что более умеренное и многочисленное крыло каренского сопротивления, консолидировавшееся вокруг Каренской национально-освободительной армии, непримиримость братьев Хту оценило негативно – надежды на мирный исход борьбы за независимость не оставляют даже воевавших десятилетиями в джунглях ветеранов каренского движения.

Вывод из вышеизложенного обзора каренского вооруженного сопротивления можно сделать следующий. Пока активность каренского национального движения соответствовала интересам соседнего Таиланда, англичан и американцев, маячивших за спиной бангкокского правительства, оно рассматривалось как национально-освободительное, достойное не только сочувствия и заверений в моральной поддержке, но и вполне ощутимой материальной и военной помощи.

Скучный сборник (С)-тат на разнообразные темы для личного интереса. За редким исключением..)

September 2014

S M T W T F S
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Гражданская война в Бирме

Причины, цели и ход гражданской войны в Бирме


  • Период британского колониального господства привел к появлению в экономике страны рыночного сектора и кризису архаичных социальных отношений в бирманской деревне.
  • К моменту провозглашения независимости в 1948 году огромные массивы земли по всей стране, особенно в Нижней Бирме, находились под контролем индийских ростовщиков-четтьяров, а также бирманских помещиков, жестоко эксплуатировавших массы бедного и среднего крестьянства.
  • Популярности бирманских коммунистов, которые в 1949 году овладели вторым городом страны — Мандалаем и контролировали большую часть центральных районов Бирмы, способствовали их обещания быстро и жестко решить земельный вопрос и другие социальные противоречия.
  • Неспособность коммунистических лидеров жестко контролировать свои отряды и пресекать злоупотребления в отношении мирного населения, их взаимные распри и раздоры с этносепаратистами привели в 50-е годы к ослаблению прокоммунистических симпатий в крестьянстве. Установилось шаткое равновесие между правительственными и повстанческими силами.
  • После военного переворота 1962 года диктатор Бирмы генерал Не Вин провел радикальную аграрную реформу, которая ликвидировала кабальную аренду, и установил в стране государственную монополию на торговлю рисом. Индийских ростовщиков-землевладельцев изгнали из страны и вместе с ними Бирму покинула большая часть многочисленной индийской диаспоры. В результате аграрных преобразований середины 60-х годов прекратилось прогрессирующее разорение бирманских крестьян — большинства населения страны.
  • Стабилизация обстановки в деревне обусловила постепенный переход крестьянства Верхней Бирмы — главной базы коммунистов — на сторону правительства.
  • Это позволило Не Вину добиться и военного перелома в гражданской войне, который произошел в 1968—1970 годах с гибелью харизматичного лидера КПБ(БФ) Такин Тан Туна и капитуляцией главы КПБ(КФ) Такина Со.
  • Все дальнейшие попытки коммунистов переломить ситуацию в свою пользу не увенчались успехом. Они окончательно перестали пользоваться поддержкой этнических бирманцев и оказались оттеснены в отдаленные северо-восточные районы близ границы с Китаем. Происходившие здесь в 70 — 80-е серьезные бои между повстанцами и правительственными войсками (нередко с 2-3 тысячами убитых с обеих сторон) обескровили бирманских коммунистов, которые лишились своих последних сторонников среди отсталых народностей Ва и Кокан. В апреле 1989 года восстание этих племен против бирманской верхушки КПБ вынудило последнюю бежать в Китай; оно поставило точку в шедшей с 1948 года борьбе коммунистов за власть над Бирмой.
  • Поражение бирманских коммунистов — главной оппозиционной силы Бирмы — сделало замирение правительства с этническими повстанцами вопросом времени.
  • Либерализация экономики после военного переворота 1988 года вкупе с появлением у государства в 2000-е значительных газовых доходов серьезно ослабили правую оппозицию (радикальные городские слои, этносепаратистов) и обеспечили дальнейшую стабилизацию обстановки в стране.
  • Широкое участие представителей национальных меньшинств Бирмы в обсуждении и принятии Конституции 2008 года подвело черту в бирманской гражданской войне.
  • Достижение в 2011 году компромисса между военными и правой оппозицией (включение Национальной Лиги за демократию в реформируемую политическую систему), а также примирение в январе 2012 года правительства Мьянмы с Каренским Национальным Союзом — самой мощной и непримиримой группировкой этносепаратистов — позволяет считать Гражданскую войну в Бирме (Мьянме) в целом закончившейся.

Действующие силы гражданской войны

Все противники крайних мер во внутренней и внешней политике: гражданская и военная бюрократия, рядовые военные разных национальностей, на отдельных этапах — национальная буржуазия и крестьяне-середняки. Основную тяжесть гражданской войны вынесли на себе вооруженные силы Бирмы, руководимые их создателем генералом Не Вином.

Правительственная армия Бирмы (Мьянмы), непрерывно воевавшая на протяжении более чем 60 лет, к настоящему моменту стала одной из сильнейших в Юго-Восточной Азии (наряду с вьетнамской). Несмотря на возросшие корпоративность и кастовость, армия сумела сохранить в своей основе дух и традиции национально-освободительной борьбы против колонизаторов. Патриотизм, верность родине, защита интересов страны были и остаются важными элементами воспитательной работы, проводимой в бирманской армии. Твердые морально-политические устои военных помогли проправительственным силам одержать верх в гражданской войне. В ходе ее военное сословие стало господствующей силой во внутренней жизни Бирмы и по сей день не имеет внутри страны серьезных конкурентов.

Пестрая масса сторонников быстрых и простых решений как лекарства от всех бед:

-средние и беднейшие слои бирманского крестьянства, которые до аграрной реформы середины 60-х годов массово стекались под знамена бирманских коммунистов (КПБ Красного флага — более радикальная и КПБ Белого флага — более массовая и умеренная), обещавших немедленное разрешение земельного вопроса в стране;

-часть национальной буржуазии и шедшие за ней городские маргиналы, недовольные отменой после переворота 1962 года демократических свобод и подавлением частного сектора экономики;

-вооруженные группировки национальных меньшинств.

С момента обретения независимости (и даже раньше) на территории Бирмы и соседних стран действовало огромное число этнических группировок, которые входили в конфликты между собой, воевали с правительственными войсками, заключали союзы, самораспускались, побеждали, терпели поражения, рассеивались и вновь собирались под другим названием. Полную картину действовавших партизанских группировок трудно воссоздать.

Наиболее острая борьба происходила на территории Шан, где действовала китайская армия Гоминьдана, бирманские коммунисты, субсидируемые из Китая, несколько различных освободительных армий, и к борьбе подключались группировки из Лаоса и Таиланда.

Основным предметом спора были опиумные поля и рынки сбыта опиума. В 1996 году правительственные войска взяли Хомонг, оплот одной из наиболее сильных группировок, и лидер Кун Са Армии Мон-Тай (MTA) был арестован. Хотя часть группировок были нейтрализованы, а часть — заключили перемирие, проблему области Шан нельзя назвать решённой.

В 1989 году Коммунистическая Партия Бирмы распустилась, и контроль над её территориями перешёл к Объединённой армии Государства Ва (UWSA). Другие силы, действующие на территории Шан — Армия Мон-Тай (MTA), Армия Восточной Шан (ESSA) и Армия Национально-Демократического Альянса Мьянма (MNDAA).

Карен

Непримиримую позицию занимал Бо Мя, лидер Каренского Национального Союза (KNU). В Каренской национальной области борьба принимала более политический характер с целью достижения независимости, и оппозиционеры запрещали на своей территории производство и торговлю наркотиками. В 1997 правительственные войска заняли столицу оппозиции Манепло, и удалось достичь перемирия. Генерал Бо Мя ушёл в отставку, передав управление своему сыну Нердах Мя. Насколько устойчиво перемирие, можно судить по недавним событиям 2005, когда делегация Карен вместе с генералом Бо Мя отправилась в Рангун на переговоры и была очень тепло встречена. Правительство Бирмы устроило также праздник по случаю юбилея Бо Мя.

Сам генерал комментировал ситуацию так: сейчас ни правительство, ни оппозиция не могут победить друг друга, и обе стороны удовлетворены миром. Падение Манепло в 1995 было обусловлено сепаратным мирным соглашением союзных армий соседних республик, которые ради мира не стали поддерживать Карен и разрушили альянс. В 2012 году КНС примирился с правительством и прекратил вооруженную борьбу за независимость.

Аракан

На территории Аракан действует Национальный Объединённый Фронт Аракан (NUFA). Народ рохинджа — мусульманское меньшинство — объединён в Организацию Солидарности Рохингья. Немало мусульман бежало от преследований в Бангладеш.

На территории Чин действует Национальный Фронт Чин (CNF), который не подписывал мирных соглашений с правительством Бирмы, и до сих пор ведёт борьбу и блокирует индийскую границу. CNF поддерживается также за границей, CNF не ведёт террористической деятельности и пытается добиться международного признания. Нет фактов о взаимодействии CNF с партизанскими группировками в прилегающих индийских штатах, хотя CNF взаимодействует с родственными племенами на территории Индии и Бангладеш.

Качин

На территории Качин действует Организация Независимой Качин (KIO). Хотя KIO и подписала соглашение о прекращении огня, она не разоружается и продолжает деятельность, связанную с выращиванием опиума и торговлей героином.

В августе 1948 руководитель Каренни У Би Хту был убит военными по приказу центрального правительства за его несогласие вступить в Бирманский Союз.

В 1957 сторонники независимости сформировали партию Национальную Прогрессивную Партию Каренни (KNPP), которая сформировала Армию Каренни (KA). Эта армия продолжает сопротивление до настоящего времени, за исключением короткого периода прекращения огня в 1995. Против ней выступают партии Новая Земельная Партия Кайя (KNLP) и Фронт Национального Освобождения Каренни (KNPLF), которые сейчас вступили в союз с центральным правительством Бирмы.

В 1976 правящие в Бирме военные предприняли акцию по насильственному переселению деревень каренни, чтобы лишить сопротивляющуюся армию поддержки, в нарушение гражданских прав населения. По оценкам, переселению подверглось 50,000 каренни. Тысячи человек бежало в Таиланд.

Хотя переговоры о прекращении огня регулярно возобновляются, по ситуации на 2005 окончательного соглашения не найдено и вооружённые столкновения то и дело возникают снова.

События и современное состояние гражданской войны


  • Этнические бирманцы отошли от массового участия в вооруженной борьбе с правительством еще в 70-е — 80-е годы.
  • Национальные меньшинства Бирмы, потерпев ряд поражений от правительственных сил, приняли активное участие в обсуждении и принятии Конституции 2008 года, которая упорядочивает систему управления в национальных областях страны и включает вооруженные этнические формирования в состав бирманской армии.
  • Невзирая на возможные в будущем отдельные конфликты, гражданскую войну в Бирме (Мьянме) в настоящий момент можно считать законченной.

Posted on May. 3rd, 2013 at 03:44 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Люди из народности рохинджа проходят рисовые поля после перехода бангладешской границы. 1 сентября 2017

Мьянма (до 1989 года — Бирма) обрела независимость от Великобритании в 1948 году.

Мьянма — многонациональное государство. Порядка 70% ее населения — собственно бирманцы (самоназвание "бама"), а более четверти — представители других коренных этнических групп. В семи национальных областях, превышающих по площади половину территории страны, сосредоточены небирманские этносы. На протяжении всего периода независимости именно эти национальные области служили ареной сепаратистских движений и мятежей.

Мьянма — буддистская страна. Тем не менее в ней живут и мусульмане, в основном потомки переселенцев из современных Индии и Бангладеш.

В 1962-2010 годах власть в Мьянме была в руках военных правительств, которые силой подавляли сепаратизм и этнический национализм. Система военного правления ограничивала и антиисламское крайне националистическое движение собственно бирманцев, основной национальности Мьянмы, созданное в 1980-е годы экстремистски настроенными буддийскими монахами.

Приход к власти в 2011 году первого за 50 лет выборного правительства ослабил давление государства как на национальные меньшинства, так и на крайних националистов.

Крайне националистические организации коренных народностей Мьянмы, точка зрения которых очень популярна в стране, требуют изгнания из Мьянмы всех "нелегальных мигрантов", особенно мусульман по вероисповеданию.

Особую остроту в Мьянме имеет проблема рохинджа — этнических бенгальцев, живущих в основном на севере мьянманской Ракхайнской национальной области на границе с Бангладеш. Бенгальцы были переселены в Ракхайн британской колониальной администрацией еще в XIX — начале XX веков. По словам бирманских историков, название народности "рохинджа", образованное от названия штата Ракхайн, появилось только в 1950-х годах. Так выходцы из Бенгалии стали называть себя, претендуя на то, что они являются коренным населением штата. Конфликты между местным населением и вновь прибывшими мигрантами начались еще в XIX веке и продолжаются до сих пор.

В 1940-х годах возникло движение рохинджа, стремившихся присоединиться к государству Пакистан, которое британцы собирались сформировать на территориях колониальной Индии, населенных мусульманами.

В 1948 году получившая независимость Бирма официально объявила военное положение регионе. В результате серии спецопераций рохинджа были загнаны в джунгли на границе с Восточным Пакистаном (позже Бангладеш).

К 1961 году бирманская армия подавила большую часть моджахедов в штате, однако в 1970-х, после создания экстремисткой Партии освобождения рохинджа и Патриотического фронта рохинджа партизанская война вспыхнула с новой силой.

В последующие десятилетия война между рохинджа и бирманскими войсками то вспыхивала, то угасала.

Международные гуманитарные организации осуждали военный режим за ограничение прав рохинджа и оказывали им разностороннюю помощь, что прибавляло рохинджа уверенности в противостоянии с мьянманскими властями и мьянманцами в целом.

В Ракхайне или, как его еще называют, Аракане сейчас живет около миллиона рохинджа. По закону о гражданстве от 1983 года, рохинджа не признаются гражданами страны, следовательно, лишены всех гражданских прав, в том числе и возможности получить медицинскую помощь и образование. Значительная их часть насильственно содержится в специальных резервациях — центрах для перемещенных лиц.

Погромы 2012 года привели, по официальным данным, к гибели 200 человек (половина из них была мусульманами, а половина — буддистами). По данным ООН, примерно 5,3 тысячи домов и культовых сооружений были разрушены. В регионе было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. В июне 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте.

После нескольких нападений вооруженных групп рохинджа на пограничные и полицейские посты в штате, вооруженные силы Мьянмы проводили регулярные операции по "зачистке" ряда территорий штата от боевиков. В марте 2017 года в докладе экспертной комиссии ООН по вопросу рохинджа было заявлено, что в штате Ракхайн "с большой вероятностью могли быть совершены преступления против человечности, вплоть до этнических чисток". Мьянма отказалась признавать достоверными выводы доклада.

Кризисы, связанные с гонениями на рохинджа, приводили к массовому исходу беженцев. В частности, 2015 году почти 25 тысяч рохинджа были вынуждены покинуть страну, они устремились в Бангладеш, Таиланд, Индонезию и Малайзию.

В 2017 году произошло обострение конфликта в Мьянме. 25 августа 2017 года в стране начались боевые действия между силами безопасности и боевиками-рохинджа. Причиной послужило нападение радикалов на несколько полицейских постов и армейские казармы в штате Ракхайн. В заявлении армии Мьянмы, опубликованном 1 сентября, говорится, что с 25 августа произошло 90 боестолкновений, в ходе которых было уничтожено 370 боевиков. Потери среди правительственных сил составили 15 человек. Мьянма также обвинила боевиков в убийстве 14 мирных жителей.

Операция против рохинджа, вызвала массовое бегство мирного населения из районов боевых действий. Правительство Мьянмы эвакуирует из опасных зон местных буддистов, а мусульманам-рохинджа приходится искать себе убежище в соседней Бангладеш.

Читайте также: