Гражданская община рима кратко

Обновлено: 02.07.2024

Разделение гражданского населения было основано на попечительстве (curia конечно одного происхождения с curare — община coerare, koiranow); десять попечительств составляли общину; каждое попечительство выставляло сто пехотинцев (отсюда mil-es, как equ-es — тысячный), десять всадников и десять советников. В соединенных общинах каждая из них естественно являлась частью (tribus) целой общины (на умбрском и оскском языках — tota), и основная цифра внутреннего деления повторялась столько раз, сколько было таких частей. Хотя это деление первоначально относилось к личному составу гражданства, но оно также применялось к поземельной собственности в той мере, в какой эта собственность была вообще раздроблена. Не подлежит сомнению, что кроме такого разделения на части существовали и куриальные участки, так как в числе тех немногих, дошедших до нас по преданию названий курий, которые, по-видимому, были родовыми, как например Faucia, встречаются и местные, как например Veliensis; каждая из последних в эти древнейшие времена общинного землевладения охватывала известное число родовых участков, о которых уже говорилось ранее. Эта организация встречается в самом простом своем виде в тех латинских или гражданских общинах, которые возникли под римским влиянием в более позднюю пору; в каждой из этих общин было по сто советников (centumviri). Те же нормы встречаются и в древнейших преданиях о том, что в разделенном на три части Риме было тридцать курий, триста всадников, триста сенаторов, три тысячи домов и столько же пехотных солдат.

Нет ничего более достоверного, чем то, что эта древнейшая форма государственного устройства возникла не в Риме, а была исконным учреждением у всех латинов, быть может, даже до их разделения на племена. Достойная в подобных вопросах доверия римская конституционная традиция, у которой известно происхождение всех других делений гражданства, считала, что только куриальное деление возникло вместе с возникновением города; вполне согласуется с этим и то, что куриальная организация существовала не в одном Риме, а по открытой недавно схеме латинского общинного устройства была существенною принадлежностью латинского городского права. Основой этой схемы было и оставалось разделение на курии. Что “части” не имели в ней существенного значения, видно уже из того, что как их существование, так и их число были случайными; там, где они встречались, они, конечно, могли иметь только то значение, что в них сохранялось воспоминание о той эпохе, когда каждая из этих частей еще составляла особое целое5. Из преданий вовсе не видно, чтобы отдельная часть имела особое начальство и особые сходки, и очень вероятно, что в интересе единства общины вошедшим в ее состав частям никогда ничего подобного не предоставлялось. Даже в армии, хотя пехота имела столько же пар начальников, сколько было в общине частей, каждая из этих пар военных трибунов не начальствовала над ополчением одной только трибы, но как каждый из этих военных трибунов в отдельности, так и все они вместе взятые начальствовали над всей пехотой. Роды были разделены между отдельными куриями. Границы рода и дома устанавливаются природой. О том, что законодательная власть могла вводить в этой сфере изменения, могла разделять многочисленный род на части и считать его за два рода, или же соединять несколько немногочисленных родов в один и точно таким же образом уменьшать или увеличивать число и самых семейств, — об этом в римском предании не сохранилось никаких известий; во всяком случае это происходило в столь ограниченных формах, что основной родственный характер рода от этого не менялся. Поэтому нельзя считать, что число родов и тем менее число домов было юридически фиксировано. Если курия должна была выставлять сто пехотинцев и десять всадников, то из преданий не видно и само по себе неправдоподобно, чтобы из каждого рода брали по одному всаднику, а из каждого дома по одному пехотинцу. В этом древнейшем государственном организме единственными деятельными членами являются курии, которые были в числе десяти, а там, где община состояла из нескольких частей, в числе десяти на каждую часть. Такое попечительство представляло действительное корпоративное единство, члены которого собирались по меньшей мере на общие торжества; во главе каждого из этих попечительств стоял особый попечитель (curio), и каждое из них имело особого жреца (flamen curialis); без сомнения, также по куриям производились наборы рекрутов и взимание повинностей, на сходках граждане собирались и подавали голоса также по куриям. Однако этот порядок не мог быть введен ради голосования, так как в противном случае наверное установили бы нечетное число частей.

В противоположность резкому различию между гражданами и негражданами внутри самого гражданства существовала полная равноправность. Едва ли найдется какой-либо другой народ, у которого эти два принципа были проведены с такою же беспощадной последовательностью, как у римлян. Резкое различие граждан и неграждан, как кажется, ни в чем не выказалось у римлян так наглядно, как в практическом применении очень древних постановлений о почетном гражданстве, первоначально имевших целью сгладить это различие. Когда иноземец был по приговору общины принят в среду граждан, он мог или отказаться от своих прежних прав гражданина и вполне вступить в число членов новой общины или же присоединить к своему прежнему праву гражданства вновь приобретенное. Так было в самые древние времена и так всегда было в Элладе, где в более позднюю пору одно и то же лицо нередко бывало одновременно гражданином нескольких общин. Но более сильно развитое в Лациуме сознание общинной самостоятельности не допускало, чтобы одно и то же лицо могло быть одновременно гражданином двух общин, и потому — в том случае, когда вновь избранный гражданин не желал отказываться от своих прежних прав, — право номинального почетного гражданства имело значение лишь дружеского гостеприимства и покровительства, которые уже оказывались издавна даже иноземцам. Но с этими упорными усилиями римской гражданской общины огородить себя извне шло рука об руку безусловное устранение всякой неравноправности между ее членами. Уже ранее было упомянуто о том, что та неравноправность, которая существовала внутри семейства и, конечно, не могла быть устранена, по меньшей мере игнорировалась общиной и что тот, кто в качестве сына находился в безусловной зависимости от своего отца, мог сделаться его повелителем в качестве гражданина. Но сословных преимуществ вовсе не было, а тем, что тиции стали в очередном порядке выше рамнов и вместе с этими последними выше луцеров, нисколько не нарушалось их юридическое равноправие. Гражданская конница, в ту пору употреблявшаяся спешенной или верхом впереди боевой линии для рукопашных схваток и составлявшая скорее отборный или резервный отряд, чем войско специального назначения, заключала в себе самых состоятельных, наилучше вооруженных и наилучше обученных людей и потому, конечно, пользовалась большим почетом, чем пехота; но и это различие было чисто фактическим, так как каждый патриций без сомнения мог поступать в конницу. Единственным источником правовых различий было юридическое разделение гражданства по разрядам; во всем остальном равноправность всех членов общины признавалась вполне, что находило себе выражение в их одежде. Правда, одежда отличала главу общины от ее членов, взрослого и обязанного нести военную службу мужчину от мальчика, еще неспособного к военной службе; но помимо этих отличий все богатые и знатные, точно так же как и бедные и незнатные, должны были являться публично не иначе как в простом плаще (toga) из белой шерстяной материи. Эта полная равноправность граждан без сомнения имела свой корень в индо-германском общинном устройстве; но в том тесном смысле, в каком ее понимали и применяли на практике римляне, она была самой выдающейся и самой богатой последствиями особенностью латинской нации; при этом не следует забывать, что в Италии латинские переселенцы не подчинили себе никакой расы, ранее их там поселившейся и менее их способной к цивилизации, и стало быть там не было того главного повода, по которому возникли в Индии касты, в Спарте, в Фессалии и вообще в Элладе — знать и, возможно, в Германии — разделение на сословия.

Само собою разумеется, что гражданское население служило основой для государственного хозяйства. Самой важной из гражданских повинностей была воинская, так как только граждане имели право и были обязаны носить оружие. Граждане были в то же время и воинами (populus одного происхождения с populari — опустошать); в древних молитвах этих воинов называли “вооруженным копьями ополчением” (pilumnus poplus) и призывали на них благословение Марса, и даже то имя, которым называл их царь, обращаясь к ним, — квириты — понимается как обозначение воина. О том, как набиралась наступательная рать (legio — сбор), уже было сказано ранее; в разделявшейся на три части римской общине она состояла из трех сотен (centuriae) всадников (celeres — быстрых или flexuntes — изворотливых), находившихся под начальством трех предводителей конных отрядов (tribuni celerum)7, и из трех тысяч пехотинцев (milites), находившихся под начальством трех предводителей пехотных отрядов (tribuni militum); эти последние, по-видимому, были с самого начала ядром общинного ополчения. В состав этой армии, вероятно, также входили нестроевые, легко вооруженные воины, в особенности стрелки из лука. Главнокомандующим обыкновенно был сам царь. Кроме военной службы на гражданине, вероятно, лежали и другие личные повинности, как например обязанность исполнять поручения царя и в военное и в мирное время, равно как барщина по возделыванию царских полей и по постройке общественных зданий; каким тяжелым бременем была для общины в особенности постройка городских стен, видно из того, что за крепостными валами осталось название барщин (moenia). Но постоянного обложения прямыми налогами вовсе не было, точно так же как не было и регулярных государственных расходов. Оно и не требовалось для покрытия общественных расходов, потому что государство не давало никакого вознаграждения ни за военную службу, ни за барщинные работы, ни вообще за какую-либо общественную службу, а если такое вознаграждение и давалось, то оно уплачивалось или тем участком, на котором лежала повинность, или тем лицом, которое само не могло или не желало нести службу. Необходимые для общественного богослужения жертвенные животные добывались путем взыскания судебных пошлин, так как тот, кто проиграл свое дело в суде, должен был уплатить государству “пеню скотом” (sacramentum) соразмерно с ценою предмета тяжбы. На то, чтобы граждане общины постоянно делали какие-либо дарственные приношения царю, нет никаких указаний. Напротив, царь получал портовые пошлины и доходы с коронных земель, а именно пастбищную пошлину (scriptura) со скота, который выгонялся на общинный луг, и часть урожая (vectigalia) взамен арендной платы от тех, кто пользовался государственными полями. К этому следует присовокупить прибыль от той пени, которая уплачивалась скотом, от конфискаций и от военной добычи. Наконец в случае крайней необходимости взыскивался налог (tributum), который, впрочем, считался принудительным займом и возвращался, когда наступали более счастливые времена; взыскивался ли он со всего оседлого населения без всякого различия между гражданами и негражданами или же только с одних граждан, трудно решить, но последнее предположение более правдоподобно. Царь управлял финансами, но государственная собственность не смешивалась с личной царской собственностью, которая, судя по рассказам об обширных земельных владениях последнего царского римского рода Тарквиниев, вероятно, всегда была очень значительна, а приобретенные войною земли, как кажется, всегда считались государственной собственностью. Невозможно теперь решить, была ли власть царя в управлении общественным достоянием ограничена какими-нибудь установленными обычаями и если была, то в какой мере; только позднейшее развитие показывает, что в делах этого рода никогда не спрашивалось мнение граждан; напротив того, вероятно существовал обычай совещаться с сенатом при установлении вышеупомянутого налога (tributum) и при разделении приобретенных войною пахотных полей.

Отсюда ведет свое начало provocatio (апелляция), которая дозволялась преимущественно не тому преступнику, который не сознавался в своем преступлении, хотя и был в нем уличен, а тому, который сознался в преступлении и указал на обстоятельства, смягчающие его вину. При обыкновенных законных порядках нельзя было нарушать договора, заключенного на вечные времена с каким-нибудь из соседних государств, разве только в том случае, если гражданство вследствие нанесенного ему оскорбления признавало себя необязанным исполнять условия договора. Поэтому его разрешение было необходимо для наступательной войны, но не было необходимо ни для оборонительной, вызванной нарушением договора со стороны другого государства, ни для заключения мира; впрочем, для наступательной войны обращались за разрешением, как кажется, не к обыкновенному собранию граждан, а к войску. Наконец во всех тех случаях вообще, когда царь замышлял какое-нибудь нововведение или изменение существующего обычного права, он должен был испрашивать согласия граждан; стало быть, право издавать законы издревле принадлежало царю и общине, а не одному царю. В указанных выше случаях и во всех других им подобных царь не мог совершить без содействия общины ничего такого, что имело бы законные последствия. Кто получал звания патриция от одного только царя, оставался по-прежнему не гражданином, и этот не имевший юридической силы акт мог вести только к фактическим последствиям. Поэтому, как ни было общинное собрание с виду стесненным и связанным в своих действиях, оно издревле было основным элементом римского общинного устройства и по своим правам стояло скорее выше царя, чем наряду с ним.

Что же представляла собой римская община в III в. до н. э. — в эпоху своего расцвета? В чем она была по­хожа на древнегреческую и чем от нее отличалась?

Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и са­мые предприимчивые воины, а земледелие есть заня­тие наиболее благочестивое и устойчивое.

Катан Старший, II в. до н. э.

Жизнь общины была организована так, чтобы под­держивалось равновесие между личной и обществен­ной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, зани­мавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан надела­ми земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебей­ская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.

Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать госу­дарственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, кото-

рый возвращался после победы. Военная добыча пере­ходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к обще­ственной, а потом делилась между солдатами и беззе­мельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между сол­датами, которых одаривали также и полководцы.

Римскую религию историки называют рациональ­ной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать вер­ность богам, строго выполнять обряды и различные за­преты, а взамен можно было рассчитывать на их по­мощь.

Высший суд над человеком в Древнем Риме осу­ществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради об­щего блага, должен был ориентироваться человек.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собра­ний имели силу закона. Кроме того, высокими полно­мочиями обладали трибуны: они имели право нало­жить запрет на решения суда, сената и высших долж­ностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Двери дома трибуна должны были оставаться открытыми и днем, и ночью, чтобы любой плебей мог найти там защиту.

Важнейшим органом управления был сенат, состо­явший из патрициев и верхушки плебса: он ведал во­просами внутренней-политики и определял внешнюю, под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Исто­рики считают, что, несмотря на все значение народ­ных собраний, именно он в конечном счете и руково­дил государством. В этом отношении римская демо­кратия отличалась от афинской.




В республиканском Риме сохранились и традиции, унаследованные от монархии. Высшая власть принад­лежала двум консулам. Правда, они ежегодно переиз­бирались, но их полномочия практически ничем не от­личались от тех, что прежде были у царей. Консулам после их избрания даже вручались символы царской власти. Вне Рима, во время войн, власть консулов бы­ла непререкаема, но в городе она ограничивалась сена­том и народными собраниями.

Древние историки осознавали своеобразие своей государственности и считали ее самой совершенной.

Первым из них был Полибий (201— 120гг. до н. э.), грек по происхождению, много лет проживший в Риме и ставший восторженным его поклонником. Полибий создал теорию, которая объясняла, почему римляне сумели возвыситься над многими народами. По его мнению, в Риме была лучшая форма правления — сме­шанная, сочетающая и демократию (народные собра­ния), и монархический принцип (консулы), и аристок­ратический (сенат). Ни один из этих принципов прав­ления не подавлял остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.

Современные историки называют Рим аристокра­тической республикой, т. е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть кон­сулов, не была безграничной. Римляне создали госу­дарственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило пре­граду самовластию.

Вопросы и задания

1. Расскажите о том, что представляла собой римская об­щина в древнейший период Как она управлялась? По каким за­конам строилась жизнь основной ячейки общины —фамилии?

2. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?

3. В какой период истории Рима обострилась борьба плебе­ев и патрициев? Почему патриции были вынуждены уступать плебеям? Расскажите об основных этапах этой борьбы. Чем она завершилась? Когда?

5. В чем заключалось своеобразие религии древних рим­лян? Что для римлянина было высшим судом? Сравните с рели­гиями спасения Древнего Востока

6. Почему современные историки называют римскую рес­публику аристократической? В чем античные историки видели преимущества такого строя?

§3

Что же представляла собой римская община в III в. до н. э. — в эпоху своего расцвета? В чем она была по­хожа на древнегреческую и чем от нее отличалась?

Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и са­мые предприимчивые воины, а земледелие есть заня­тие наиболее благочестивое и устойчивое.

Катан Старший, II в. до н. э.

Жизнь общины была организована так, чтобы под­держивалось равновесие между личной и обществен­ной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, зани­мавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан надела­ми земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебей­ская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.

Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать госу­дарственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, кото-

рый возвращался после победы. Военная добыча пере­ходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к обще­ственной, а потом делилась между солдатами и беззе­мельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между сол­датами, которых одаривали также и полководцы.

Римскую религию историки называют рациональ­ной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать вер­ность богам, строго выполнять обряды и различные за­преты, а взамен можно было рассчитывать на их по­мощь.

Высший суд над человеком в Древнем Риме осу­ществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради об­щего блага, должен был ориентироваться человек.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собра­ний имели силу закона. Кроме того, высокими полно­мочиями обладали трибуны: они имели право нало­жить запрет на решения суда, сената и высших долж­ностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Двери дома трибуна должны были оставаться открытыми и днем, и ночью, чтобы любой плебей мог найти там защиту.

Важнейшим органом управления был сенат, состо­явший из патрициев и верхушки плебса: он ведал во­просами внутренней-политики и определял внешнюю, под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Исто­рики считают, что, несмотря на все значение народ­ных собраний, именно он в конечном счете и руково­дил государством. В этом отношении римская демо­кратия отличалась от афинской.

В республиканском Риме сохранились и традиции, унаследованные от монархии. Высшая власть принад­лежала двум консулам. Правда, они ежегодно переиз­бирались, но их полномочия практически ничем не от­личались от тех, что прежде были у царей. Консулам после их избрания даже вручались символы царской власти. Вне Рима, во время войн, власть консулов бы­ла непререкаема, но в городе она ограничивалась сена­том и народными собраниями.

Древние историки осознавали своеобразие своей государственности и считали ее самой совершенной.

Первым из них был Полибий (201— 120гг. до н. э.), грек по происхождению, много лет проживший в Риме и ставший восторженным его поклонником. Полибий создал теорию, которая объясняла, почему римляне сумели возвыситься над многими народами. По его мнению, в Риме была лучшая форма правления — сме­шанная, сочетающая и демократию (народные собра­ния), и монархический принцип (консулы), и аристок­ратический (сенат). Ни один из этих принципов прав­ления не подавлял остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.

Современные историки называют Рим аристокра­тической республикой, т. е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть кон­сулов, не была безграничной. Римляне создали госу­дарственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило пре­граду самовластию.

Вопросы и задания

1. Расскажите о том, что представляла собой римская об­щина в древнейший период Как она управлялась? По каким за­конам строилась жизнь основной ячейки общины —фамилии?

2. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?

3. В какой период истории Рима обострилась борьба плебе­ев и патрициев? Почему патриции были вынуждены уступать плебеям? Расскажите об основных этапах этой борьбы. Чем она завершилась? Когда?

5. В чем заключалось своеобразие религии древних рим­лян? Что для римлянина было высшим судом? Сравните с рели­гиями спасения Древнего Востока

6. Почему современные историки называют римскую рес­публику аристократической? В чем античные историки видели преимущества такого строя?

Римская гражданская община (civitas) имела республиканскую форму правления. Ее структурными элементами были народное собрание (комиции), совет старейшин (сенат) и выборные должностные лица (магистраты). Высшим законодательным и избирательным органом являлось народное собрание. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира и избирали высших магистратов. Трибутные комиции принимали законы и избирали низших магистратов. Магистраты (от лат. magister — правитель) — руководители Римской республики, ежегодно избирались в количестве 50 человек. Все должности основывались на коллегиальности, краткосрочности и выборности. Занимать какой-либо пост было почетом (от лат. honor — гонор), не предполагавшим материального вознаграждения. Более того, магистраты обязаны были за свой счет устраивать общественные пиры и игры для народа, строить храмы и обеспечивать плебеев даровым или дешевым хлебом.

В Риме не существовало четкого деления власти на законодательную, судебную и исполнительную. Большинство высших магистратов имели совокупные права, которые римляне называли империем. Это были право военного командования, некоторые гражданские и юридические полномочия, право созывать народное собрание и выносить на его рассмотрение вопросы текущей политики и законопроекты. Главами государства и его главнокомандующими были два консула. Их именами назывался в Риме текущий год. Судом руководили преторы. Раз в пять лет выбирались цензоры, в обязанности которых входили перепись населения, составление списков сенаторов и всадников, наблюдение за нравами в римской общине. Квесторы выполняли функции казначеев. Эдилы, городские надзиратели, отвечали за устройство праздников и зрелищ. В особо опасных для страны ситуациях избирался диктатор, полномочия которого были ограничены шестимесячным сроком.

Римское общество и государство были сильно милитаризированы. Любой римский гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легионы и в итоге Рим в особо сложных ситуациях выставлял армию в несколько сот тысяч человек. Призванный на военную службу приносил присягу, которая не могла быть нарушена. Наказания солдат за воровство, ложь, трусость, потерю оружия, уход с боевого поста были такими жестокими и позорными для виновных, что им предпочитали смерть. За заслуги воины награждались похвальным словом, почетными дарами и венками, что считалось большой честью. В римский легион входило 4200 человек пехоты и 300 — конницы. Пешие воины были вооружены копьями, широкими мечами, четырехугольными щитами и носили железные шлемы. На 3 тыс. тяжеловооруженных пехотинцев приходилось 1200 легковооруженных, сражавшихся в кожаных шлемах, с короткими копьями и легкими щитами. Тяжеловооруженная пехота делилась на манипулы, а те в свою очередь на центурии. Манипулы группировались вокруг воинских значков, обычно в виде орла. Боевой порядок легиона включал три линии по десять манипул в каждой. Линии вступали в бой одна за другой, по мере необходимости. Окружение неприятеля входило в задачу легионной конницы, вооруженной щитами и копьями.
Во главе армии стояли консулы, имевшие помощников, легатов. Наградой полководцу служил триумф — торжественный въезд в город по Священной дороге, ведущей на Капитолий. Триумфатор в расшитой золотом одежде на колеснице торжественно двигался по городу к храму Юпитера Капитолийского. Перед колесницей везли напоказ добычу, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их царей, которых отправляли затем в тюрьму, где и убивали. В храме совершалось благодарственное жертвоприношение, завершавшееся всенародным угощением.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете


Древний Рим (лат. – Roma), возникший на рубеже 754–753 гг. до н. э. в Лации в районе семи римских холмов, к середине III в. до н. э. подчинил себе весь Апеннинский полуостров.

Древнейший период римской истории (753–510/509 гг. до н. э.) принято называть царским.

В царский период в Риме сохранялись родовые отношения. Полноправное население Древнего Рима (патриции) состояло из трех триб, каждая из которых составляла особое племя (латинская, сабинская и этрусская). Имевший ту же организацию, что и греческий, римский род представлял собой единую организацию, обладавшую родовым именем, культом, землей. Избрание главы рода осуществлялось, вероятнее всего, всеми его членами.

Общественный строй древнейшей римской общины включал: совет старейшин – сенат (лат. senex – старец), народное собрание, которое собиралось по куриям, царя, который по сути являлся племенным вождем, совмещавшим функции военачальника, судьи и верховного жреца. Данный общественный строй принято называть военной демократией.

Социальная структура римского общества была характерна для родовых отношений того периода. Первоначально к полноправному населению относились только патриции, другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями.

На основе неравенства между патрициями и плебеями, а также постепенного развития имущественной дифференциации среди патрицианских семей, возникла особая форма социальных отношений – аналогичный этрусскому институт клиентелы. Люди, не входившие в состав общины, в основном чужеземцы, а также представители обедневших родов, должны были искать покровительства и защиты у родовой знати, члены которой становились по отношению к клиентам патронами.

Экономической основой римской общины было сельское хозяйство: патриции изначально общинники-земледельцы, постепенно составили господствующее сословие, владевшее землей, рабами, пользующееся услугами клиентов. Плебеи царского периода были в основном мелкими и средними землевладельцами и ремесленниками. В середине VI в. до н. э. в Риме была проведена реформа общественного устройства, в результате которой плебеи были включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Рим был разделен на 4 округа, к которым приписывалось все население, владевшее землей в данном округе (и патриции, и плебеи). Все мужское гражданское население Рима (патриции и плебеи) подразделялось на 5 классов, причем принадлежность к каждому из них определялась имущественным цензом.

Каждый класс был обязан выставить определенное количество римских военных подразделений – центурий (сотен). Характерной чертой дальнейшего развития государства стало постепенное превращение органов родового устройства в органы государственной власти. Включение плебеев в гражданскую общину, борьба против этрусского господства на фоне ослабления этрусской федерации привели к падению царской власти и установлению республиканского строя. Это событие относится к концу VI в. до н. э. (509 г.) и связывается с изгнанием 7-го римского царя из этрусской династии – Тарквиния Гордого. Установление в Риме республики положило начало новому периоду его истории – республиканскому, продолжавшемуся до 30 г. до н. э. (когда Октавиан остался единственным претендентом на власть) или до 27 г. до н. э. (официального начала эпохи Римской империи).

Структура римской общины. Патриции и плебеи

Структура римской общины была типично родовой: полноправное население составляли патриции, плебеи были лично свободны, но не входили в родовую общину. После установления республиканского правления оформилось политическое устройство Римского государства. Ведущую роль продолжал играть сенат, народное собрание формально продолжало оставаться высшим органом власти. Знать составляла привилегированное сословие, противостоящее неполноправному плебсу. Это обусловливало основное содержание раннереспубликанской истории – борьбу между патрициатом и плебсом.

Борьба разворачивалась вокруг двух основных вопросов: аграрного и политического, которые были взаимосвязаны. У патрициев и плебеев в Риме были различные формы землевладения: плебеи владели землей на правах частной собственности; патриции – по принципу античного землевладения: фонд неразделенной общественной земли – ager publi-cus (общественное поле), постепенно растущий в ходе завоеваний Рима, считался владением всей патриционной общины. Патриции, будучи военными вождями, стремились увеличить свои личные участки за счет общественного поля, чего не могли сделать плебеи.

Необходимость защиты от произвола суда стала причиной требований плебса провести кодификацию законов. Однако только в 449 г. дело было доведено до конца и законы на 12 медных досках (законы XII таблиц) были выставлены для обозрения. Законы были в основном гражданскими и уголовными (защищалась частная собственность, оформлялось долговая кабала), крайне жестокими и характеризовались причудливым смешением родового и нового права (признавалась и родовая месть и штрафы).

Десятилетняя борьба трибунов Лициния и Секстия окончилась принятием их законопроектов в 367 г. до н. э.: владение общественной землей ограничивалось нормой в 500 югеров (125 га); решался и политический вопрос: должность консулов восстанавливалась с важной оговоркой – один из консулов обязательно должен быть выходцем из плебеев.

Важной реформой отношений между плебсом и патрициатом стало включение в списки не только городских, но и сельских триб граждан, не имеющих земельной собственности.

Гражданская община Рима

Новый период развития Римского государства получил название республиканского и продолжался до 30 или 27 г. до н. э.

В раннереспубликанскую эпоху Рим все еще был очень небольшой общиной. Основой экономики оставались земледелие и скотоводство, хозяйство носило аграрный и натуральный характер. Развивается ремесло, появляются ремесленники-профессионалы. Городская площадь – Форум – превратилась в центр торговли; при храмах устраивались ярмарки.

В республиканский период Рим – город-государство, где политическая власть принадлежит свободным общинникам-землевладельцам. Для гражданской общины Рима был характерен патриархат.

509 г. до н. э. считается годом установления республики. Власть царя была заменена властью двух ежегодно избираемых магистратов. К этому периоду относится возникновение и других магистратур, которые первоначально замещались лишь патрициями. Различались магистратуры: ординарные – выборные и экстраординарные – назначаемые; высшие (консулы, преторы, цензоры (проводившие перепись граждан, пересмотр списков сената и т. д.)) – имеющие право на проведение высших ауспиций; низшие (трибуны народные) – избиравшиеся в трибутных комициях. К экстраординарным высшим относились магистратуры: диктатора, начальника конницы, децемвиров; к ординарным – высшие магистраты и низшие – избираемые из плебеев для защиты плебса, ведавшие благоустройством города квесторы – низшие из магистратов, заведовавшие казной. Внешне они отличались свитой из ликторов с фасциями.

Сенат стал центральным органом Римской республики. Он обсуждал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики; до середины IV в. до н. э. утверждал законодательные решения народного собрания. К III в. до н. э. сенат окончательно превратился в высшее государственное учреждение. Сенаторов назначали цензоры в порядке должностей иерархии (начиная с консулов). Созывался сенат высшими магистратами; компетенция сената была очень обширна – от утверждения магистратов до объявления войны. В сенате происходило тщательное обсуждение вопросов, затем голосование и, наконец, выносилось определение сената (senatus consultum) – решение, составляющееся при надлежащем числе сенаторов.

Официальным носителем верховной власти считался римский народ (populus Romanus) – совокупность римских полноправных граждан. Народ осуществлял свои права в комициях, которых существовало 3 вида: куриатные (собрания патрициев) – собирались на Форуме; центуриатные (собрания всего народа по имущественным разрядам и центуриям); трибутные – наиболее демократический вид народного собрания в Риме.

Внутренняя история ранней Римской республики была историей борьбы между основными группами свободного населения – патрициями и плебеями – за экономические и политические права. Результатом этой борьбы стало уравнение плебеев и патрициев в правах к III в. до н. э. Произошло слияние высших слоев обоих сословий и возникновение нобилитета; окончательно оформляется сословная структура общества, однако главное противоречие – в аграрной сфере – не было разрешено. Важным событием стала отмена долгового рабства, т. е. в Римской республике устанавливалась античная форма рабовладения. Политическое устройство приобрело характерные черты аристократической республики; была проведена кодификация законов (законы XII таблиц).

Идеология Римской республики укладывается в рамки полисной морали. Последовательность нравственных обязанностей римского гражданина была четкой: сначала долг по отношению к общине, затем – к семье и лишь на последнем месте – забота о личном благе. Участие в respublica (общегосударственных делах) было необходимой и обязательной чертой морального облика достойного гражданина.

Внешняя политика Рима

Внешняя политика Рима характеризовалась почти непрерывными войнами. Уже в V в. до н. э. началась борьба против этрусского владычества. После изгнания Тарквиния Гордого и установления республики произошел конфликт с правителем города Клузия Порсеной: Рим был взят и окончательное освобождение от этрусского влияния произошло лишь после 506 г. до н. э. Во второй половине V в. до н. э. начинается наступательная война против этрусков. Так, после осады (406–396 гг. до н. э.) римским полководцем Марком Фурием Камиллом пал город Вейи на Тибре.

В начале IV в. до н. э. Рим столкнулся с серьезной угрозой – нашествием кельтских племен (галлов): в 390 г. они осадили город Клузий (Северная Этрурия); отправленные туда римские послы (Квинт Фабий Амбусий) приняли участие в обороне и спровоцировали галлов на объявление войны. Однако галлам не удалось взять главную римскую крепость Капитолий. После нового галльского нападения (348 г. до н. э.) Рим заключил с кельтами мирный договор (334 г. до н. э.). Галльское вторжение ослабило римские позиции в Лации, но уже к середине IV в. до н. э. после восстановления Латинского союза Рим возобновляет агрессивную политику. В 343 г. до н. э. начинается война с самнитами (первая Самнитская война 343–341 гг. до н. э.), в 340 г. до н. э. война с городами Латинского союза (Латинская война 340–338 гг. до н. э.). В 326 г. до н. э. начинается вторая Самнитская война (326–304 гг. до н. э.) за территорию Кампании.

После поражения в Кавдинском ущелье (321 г. до н. э.) римляне в 314 г. до н. э. заняли столицу самнитов Бовиан и получили Кампанию по мирному договору 304 г. Третья Самнитская война (298–290 гг.) объединила против Рима самнитов и северные племена (этруски, умбры, галлы). Но после победы над самнитами (при Сентине, 295 г.) и коалицией этрусков и галлов (298 г.) Рим овладел всей Средней Италией.

В III в. до н. э. Рим превратился в одно из крупнейших государств того времени. Это стало возможным благодаря созданию римской военной машины, которая оказалась наиболее мощной во всем Средиземноморье.

Римская армия представляла собой народное ополчение и комплектовалась путем набора граждан с 17-летнего возраста. По полисным нормам только воины могли быть полноправными гражданами, таким образом, военная служба была не только обязанностью, но и социальной привилегией. Первоначально военным подразделением был легион, введенный в римской армии еще легендарным Ромулом (3000 пехотинцев и 300 всадников), однако после реформы, приписываемой Марку Фурию Камиллу, устанавливалось жалованье воинам и изменялось построение армии. Если до реформы легион представлял собой типичную и для греческой армии фалангу (до 8 рядов в глубину), то теперь вводился так называемый манипуляторный строй: тяжелая пехота легиона подразделялась на 30 тактических единиц – манипул. В дальнейшем (во II в. до н. э.) Гай Марий изменил организацию легиона, соединив каждые 3 манипулы в когорту (более мощную подвижную тактическую единицу).

К командному составу римской армии принадлежали:

– легаты – помощники консулов (в период империи командующие легионами);

– военные трибуны – командиры легионов;

– центурионы (2 в манипуле; центурион 1-й центурии был командиром манипулы).

В чрезвычайных случаях командование армией передавалось диктатору (кратковременная магистратура), обладавшему широкими полномочиями (полнота военной и гражданской власти). Отличительной чертой военной тактики римлян было строительство укрепленных лагерей. В римской армии существовала система наград: знаки отличия, лавровые венки, но главной наградой был назначаемый победившему полководцу триумф – торжественный въезд в Рим во главе легионов. Военная организация римлян, сложившаяся к III в. до н. э., содействовала утверждению римского владычества.

Древний Рим. Путь к мировому господству

Внешняя политика в Западном Средиземноморье в V–IV вв. до н. э. определялась борьбой Карфагена и западных эллинов (Великая Греция), но к III в. здесь существовало уже 3 государства, претендующих на господство в регионе: Карфаген, Сицилийская держава и Рим.

Завоевав Среднюю Италию, Рим вошел в соприкосновение с Южной Италией. В условиях нажима италийских племен (луканы, мессаны) на греческие города Рим оказал поддержку одному из них – городу Фурии в заливе Таранто. Соперник Фурий – Тарент начал войну против римлян. В 272 г. до н. э. римляне взяли Тарент, а через 5 лет захватили всю Южную Италию, распространив свое влияние от Цизальпинской Галлии на севере до Мессалского пролива на юге.

Следующим противником Рима стал Карфаген – олигархическая североафриканская республика, возникшая на основе финикийской колонии. Так называемые Пунические войны (карфагеняне – пунийцы) продолжались более 100 лет. В результате 1-й Пунической войны (264–241) Рим приобрел значительные заморские владения – Сицилию, Корсику, Сардинию, которые были превращены в римские провинции. В период 2-й Пунической войны (218–201) знаменитый карфагенский полководец, суффет Ганнибал Барка предпринял поход в Италию и, одержав над римлянами ряд побед (у рек Тицина и Требии – 218 г., у Тразименского озера – 217, при Каннах – 216), более 15 лет опустошал ее территорию. Тем не менее после единственной победы римлян под командованием Публия Корнелия Сципиона Старшего, получившего впоследствии прозвище Африканский (при Заме – 202 г.), карфагеняне проиграли войну. К Риму отошла Испания, Карфаген утратил свою военно-политическую мощь. Рим превратился из крупной италийской страны в крупнейшую державу Западного Средиземноморья.

Римская армия отразила нашествие тевтонов (102 г.) и кимвров (101 г.). Провал в римском сенате закона о даровании италикам римских прав (выдвинутого дважды: Гаем Гракхом и Ливием Фрузом), вызвал Союзническую войну (90–88 гг.) – общеитальянское восстание против Рима, которое, несмотря на военное превосходство римлян, привело к включению всех италиков (Апеннинский полуостров) в состав римской гражданской общины. В дальнейшем к территории Римской республики были присоединены: Понт, Вифиния, Сирия (походы Гнея Помпея), Галлия (походы Юлия Цезаря в 58–51 гг.), Египет (30). В I в. н. э. к римской империи были присоединены Каппадокия (17), Мавритания (40–46 гг.), Британия (43 г.), Фракия (46 г.), во II в. н. э. – Дакия (106 г.), Аравия (106 г.), Армения (114 г.), Месопотамия (115 г.) и Ассирия (115 г.), последние 3 были вскоре оставлены.

Социально-экономический кризис Римской республики

Завоевательные войны Рима сопровождались притоком на Апеннинский полуостров огромного количества рабов. После превращения республики в крупнейшую средиземноморскую державу широкое развитие получила работорговля. Большую роль стало играть естественное воспроизводство рабов. Так, рабский труд с конца III в. до н. э. начал играть ведущую роль в производстве. Вместе с тем продолжающаяся концентрация земли, появление крупных поместий (латифундий) и в особенности распространение вилл, основанных на эксплуатации рабского труда, неизбежно вызывали вытеснение мелких крестьянских хозяйств, обезземеливание и концентрацию сельского плебса. Римское общество по II в. до н. э. представляло собой пеструю картину классов и сословий.

Окончательно оформились два основных класса – рабы и рабовладельцы, причем именно в Римской республике противоречия между ними обострились настолько, что привели к массовым вооруженным восстаниям рабов (1-е Сицилийское – 138 или 136 г., 2-е Сицилийское 104– 99 гг., восстание под руководством Спартака – 74 или 73 г). Наблюдалась дифференциация господствующего класса республики: наряду с представителями нобилитета (верхушка патрициата и плебса) появилась торгово-ростовщическая знать – всадники.

Составившие часть высшего цензового разряда римских граждан, выделенные в 18 центурий еще по реформе Сервия Туллия, всадники уже в III в. до н. э. превратились в особое сословие римского общества, материальной базой которого было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Определенную роль в Риме начала играть италийская аристократия; усилилась политическая активность плебса.

Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Рима II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации.

Старые республиканские учреждения, приспособленные к интересам и нуждам небольшой римской общины (полиса), оказались недостаточно действенными в новых условиях. Так, управление провинциями превращалось в бесконтрольное распоряжение наместников (проконсулов и пропреторов), назначаемых сенатом. Особенно разорительной для жителей провинций была деятельность публиканов (откупщиков), которые, внося в римскую казну определенную сумму денег, получали с местного населения значительно больше. Но главным кризисным процессом стало обезземеливание свободных крестьян, что при наличии цензового принципа в комплектовании армии, когда граждане, лишившиеся земли, выбывали из состава военных контингентов (в 154 г. до н. э. – 324 тыс., в 136 г. – 318 тыс. человек), уменьшало численность и боеспособность армии. Рим утрачивал основную характеристику античного полиса, в котором большинство граждан составляли землевладельцы-воины. Попытки провести аграрную реформу, которая перераспределила бы земельный фонд и возродила свободное крестьянство (движение народных трибунов Тиберия (133 г.) и Гая (123 г.) Гракхов), не увенчалась успехом; Гракхи были убиты, и закон 111 г. до н. э. объявил земли общественного поля, находящиеся в оккупации в Италии и провинциях, частной собственностью. Таким образом, экономическая основа полиса была окончательно подорвана; реформа Гая Мария (консул в 107 г.) узаконила переход римской армии на наемную основу; возникшие в результате борьбы по агарному и провинциальному вопросам (положение италиков) политические течения оптиматов (сторонников нобилитета) и популяров (сторонников плебса) ввергли страну в гражданские войны. Все эти процессы привели к падению республиканского строя на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. и установлению режима империи.

Читайте также: