Гражданская культура это кратко

Обновлено: 05.07.2024

(civic culture) Политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан принципа главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известной книге Габриэла Элмонда и Сидни Верба "Гражданская культура" ("The Civic Culture"), (1963) и в ее продолжении "Новое знакомство с гражданской культурой ("The Civic Culture Revisited"), (1980). Родившаяся из озабоченности проблемами политической стабильности в западных демократических государствах, модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура здесь понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике совместимо со спокойствием, доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и гражданского поведения в поддержании демократической политической системы. Первое издание книги написано в русле бихевиористского анализа, но при переизданиях авторы несколько отошли от этого подхода, перенеся центр тяжести на политический анализ. Тревога авторов за судьбу демократии в западных странах представляется теперь несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким как общественные движения (social movements) или кампании, проводимые группами интересов (interests groups).

Политика.Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

(civic culture) Политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан принципа главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известной книге Габриэла Элмонда и Сидни Верба "Гражданская культура" ("The Civic Culture"), (1963) и в ее продолжении "Новое знакомство с гражданской культурой ("The Civic Culture Revisited"), (1980). Родившаяся из озабоченности проблемами политической стабильности в западных демократических государствах, модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура здесь понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике совместимо со спокойствием, доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и гражданского поведения в поддержании демократической политической системы. Первое издание книги написано в русле бихевиористского анализа, но при переизданиях авторы несколько отошли от этого подхода, перенеся центр тяжести на политический анализ. Тревога авторов за судьбу демократии в западных странах представляется теперь несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким как общественные движения (social movements) или кампании, проводимые группами интересов (interests groups).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Действуя вполне в веберовском духе, авторы начали с того, что выделили три чистых типа политической культуры:

· Культура участияилипартиципаторная(participant).

Наконец, культура участия предполагает, что центральную власть рассматривают одновременно и в плане спускаемых сверху указаний, и в плане возможности идущего снизу участия заинтересованных лиц в процессе принятия решений. Люди уверены, что они могут играть активную роль в политике, хотя саму эту возможность (как систему в целом) они могут оценивать по-разному.

Отражение гордости за свою страну, %

Предмет гордости США Велико-британия ФРГ Италия Мексика
Политические институты 82 46 7 3 30
Социальные гарантии 13 18 6 1 2
Экономическая система 23 10 33 3 24
Национальный характер 7 18 36 11 15
Духовные ценности, религия 3 1 3 6 8
Вклад страны в искусство 1 6 11 16 9
Вклад страны в науку 3 7 12 3 1
Природа страны 5 10 17 25 22
Ничем не гордятся, не знают и т.д. 4 10 15 27 16

Примечание: Каждый респондент мог отметить несколько пунктов.




Под политической субкультурой мы понимаем систему политических ориентации, убеждений и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Формируется она под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства и др. Носителями политической субкультуры могут быть демократы, коммунисты, националисты, сторонники иных социально-политических ориентации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4

2. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990

3. Вятр Г. Социология политических отношений. - М., 1979

4. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект//Политические исследования. 1991. № 6.

6. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М. А. Василика.- М.: Юристъ, 2001

7. Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. – Под ред. Василика М.А.- М., 2001

8. Фарукшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. - 1991. -№ 4

[1] Политология: Учебник для вузов/Под ред. М. А. Василика.- М.:Юристъ, 2001.

[3] Вятр Г. Социология политических отношений. - М., 1979

[4] Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. – Под ред. Василика М.А.- М., 2001

[5] Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - 2-е издание. -М.: Международные отношение, 1995

[6] Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001, с. 107-108

[7] Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001, с. 108

Действуя вполне в веберовском духе, авторы начали с того, что выделили три чистых типа политической культуры:

· Культура участияилипартиципаторная(participant).

Наконец, культура участия предполагает, что центральную власть рассматривают одновременно и в плане спускаемых сверху указаний, и в плане возможности идущего снизу участия заинтересованных лиц в процессе принятия решений. Люди уверены, что они могут играть активную роль в политике, хотя саму эту возможность (как систему в целом) они могут оценивать по-разному.

Отражение гордости за свою страну, %

Предмет гордости США Велико-британия ФРГ Италия Мексика
Политические институты 82 46 7 3 30
Социальные гарантии 13 18 6 1 2
Экономическая система 23 10 33 3 24
Национальный характер 7 18 36 11 15
Духовные ценности, религия 3 1 3 6 8
Вклад страны в искусство 1 6 11 16 9
Вклад страны в науку 3 7 12 3 1
Природа страны 5 10 17 25 22
Ничем не гордятся, не знают и т.д. 4 10 15 27 16

Примечание: Каждый респондент мог отметить несколько пунктов.

Под политической субкультурой мы понимаем систему политических ориентации, убеждений и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Формируется она под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства и др. Носителями политической субкультуры могут быть демократы, коммунисты, националисты, сторонники иных социально-политических ориентации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4

2. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990

3. Вятр Г. Социология политических отношений. - М., 1979

4. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект//Политические исследования. 1991. № 6.

6. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М. А. Василика.- М.: Юристъ, 2001

7. Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. – Под ред. Василика М.А.- М., 2001

8. Фарукшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. - 1991. -№ 4

[1] Политология: Учебник для вузов/Под ред. М. А. Василика.- М.:Юристъ, 2001.

[3] Вятр Г. Социология политических отношений. - М., 1979

[4] Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. – Под ред. Василика М.А.- М., 2001

[5] Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - 2-е издание. -М.: Международные отношение, 1995

[6] Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001, с. 107-108

[7] Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001, с. 108

культура, объединяющая в себе широкое участие общества в политической жизни и правительство, выполняющее свои обязательства; как считается, это необходимое условие стабильной демократической системы.

тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции К.г. Г. Алмонд утверждает, что она опирается на античную традицию "смешанного правления", теоретиками которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и патриархов даже у активных участников. Алмонд и Вебра подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Т.о., "идеальный гражданин" должен стремиться оказать влияние на власть и одновременно сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно. Основными чертами К.г. выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Однако, несмотря на идеализированность концепции К.г., многие политологи признают, что именно К.г. является прочным фундаментом демократических политических режимов.

(civic culture) Политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан принципа главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известной книге Габриэла Элмонда и Сидни Верба "Гражданская культура" ("The Civic Culture"), (1963) и в ее продолжении "Новое знакомство с гражданской культурой ("The Civic Culture Revisited"), (1980). Родившаяся из озабоченности проблемами политической стабильности в западных демократических государствах, модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура здесь понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике совместимо со спокойствием, доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и гражданского поведения в поддержании демократической политической системы. Первое издание книги написано в русле бихевиористского анализа, но при переизданиях авторы несколько отошли от этого подхода, перенеся центр тяжести на политический анализ. Тревога авторов за судьбу демократии в западных странах представляется теперь несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким как общественные движения (social movements) или кампании, проводимые группами интересов (interests groups).

важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Начиная с 60-х годов в западной политологии идея гражданской культуры рассматривалась исключительно в контексте политической культуры. Но в 1980 году вышел труд Г.Алмонда и С.Верба "Гражданская культура", где этот феномен исследован на своих собственных основах. Понятие гражданской культуры передает прежде всего уровень осознания гражданином общественных задач, его практической активности в деле претворения их в жизнь. В этом смысле она - структурный элемент гражданской жизни и выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Поэтому гражданскую культуру можно именовать "культурой общежития", имеющей источником традиционные нормы, ценности, представления. Значит, гражданская культура не носит политического характера, а ее уровень определяет общекультурное развитие человека. Сведение гражданской культуры к феномену политического порядка - прямой путь к этатизму и тоталитаризму.
Типология гражданской культуры (по Г.Алмонду и С.Верба) - в зависимости от типа политического режима, при котором она функционирует: архаическая, элитарная, представительская и "политическая культура высокой гражданственности". Гражданская культура в собственном смысле слова и относится к типу активистской культуры как "культуры участия". Главной функцией гражданской культуры выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в достижении общей цели гражданского процесса. Поэтому гражданская культура предстает интегрально организующей деятельность граждан составляющей гражданского общества.

Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного. Конечно, рационально-активистская модель отнюдь не предполагает, что ориентации участника заменяют собой ориентации подданного и прихожанина, однако поскольку наличие двух последних типов ориентации четко не оговаривается, получается, что они не имеют отношения к демократической политической культуре.

Но хотя полностью активистская политическая культура скорее всего является лишь утопическим идеалом, должны быть и другие, более значимые причины того, почему в наиболее процветающих демократиях существует сложно переплетенная, смешанная гражданская культура. Такая культура, которая иногда включает в себя явно несовместимые политические ориентации, кажется наиболее соответствующей потребностям демократических политических систем, поскольку они также представляют собой переплетение противоречий

Тезис о том, что гражданская культура поддерживает баланс между властью и ответственностью, указывает на еще один момент, касающийся демократической политики. Он дает возможность понять, почему важнейшие политические вопросы, если они остаются нерешенными, в конце концов порождают нестабильность в демократической политической системе. Баланс между активностью и пассивностью может поддерживаться лишь в том случае, если политические вопросы стоят не слишком остро. Если политическая жизнь становится напряженной и остается таковой из-за нерешенности какого-то находящегося в центре внимания вопроса, несоответствие между позициями и поведением начинает терять устойчивость. Но любое относительно долговременное разрушение этого несоответствия с высокой долей вероятности влечет за собой неблагоприятные последствия. Если привести поведение в соответствие с ориентациями, то объем контроля, который будут пытаться осуществлять неэлиты над элитами, породит неэффективность управления и нестабильность. С другой стороны, если позиции изменятся таким образом, что начнут сочетаться с поведением, возникшее у граждан чувство бессилия и невключенности может разрушительным образом сказаться на демократичности политической системы.

Кроме того, гражданская культура, наряду с ролью гражданина, предполагает сохранение более традиционных ролей прихожанина. Сохранение находящейся вне политики сферы деятельности является весьма важным фактором, если стремиться к сбалансированному воздействию гражданской культуры.

Из всего этого следует, что участие в политике не должно быть ни сугубо инструментальным, ни сугубо эмоциональным. Человек, принимающий участие в политике, должен получать от такого участия как прагматическое, так и эмоциональное вознаграждание. И сбалансированное включение в политику опять-таки оказывается характерным для гражданской культуры наиболее процветающих демократий. /. /

Наиболее подходящей для демократической политической системы остается гражданская культура. Это не единственная разновидность демократической культуры, но она представляется именно той ее разновидностью, которая в наибольшей степени соответствует стабильной демократической системе. Поэтому целесообразно посмотреть, как гражданская культура передается от поколения к поколению. Первое, что можно отметить в данной связи, это то, что ей не учат в сколько-нибудь прямом смысле слова в школах. Гражданское обучение в США делает упор на тот тип поведения, который ближе к рационально-активистской модели, чем к гражданской культуре. Указанный тип поведения составляет важный компонент гражданской культуры, но не более, чем компонент. В Великобритании, политическая культура которой также весьма приближена к гражданской культуре, мы почти не наблюдаем выраженных попыток привить детям ни систему норм поведения, ассоциирующихся с гражданской культурой, ни ту, которая выражена в рационально-активистской модели. Там практически нет четко сформулированной теории относительно того, что же такое "хороший британский подданный" и как готовить детей к выполнению роли гражданина. Это не означает, что непосредственное обучение в школе не играет никакой роли в выработке гражданской культуры. Речь идет скорее о том, что его роль второстепенна.

Гражданская культура передается в ходе сложного процесса, который включает в себя обучение во многих социальных институтах – в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, равно и в политической системе как таковой. Тип опыта, получаемого в этих институтах, различен. Индивиды приобретают политические ориентации путем направленного обучения – например, на специальных уроках основ гражданственности; но они также обучаются, сталкиваясь с политическим опытом, который вовсе не рассчитан на то, чтобы на нем учились, – например, ребенок слышит, как его родители обсуждают политические вопросы или наблюдает за деятельностью субъектов политической системы. Воспитание политических ориентаций может быть и не направленным и не политическим по своему характеру, как это бывает, когда индивид узнает о власти из своего участия во властных структурах семьи или школы, или когда он узнает о том, заслуживают ли люди доверия, из своих ранних контактов со взрослыми.

Причины, по которым подобная модель исторического развития способствовала появлению гражданской культуры, очевидны. Ведь гражданская культура – это политическая культура умеренности. Она предполагает знакомство с вопросами политики, однако подобные вопросы не являются предметом наибольшего внимания со стороны обычного человека; она подразумевает включенность в политику, однако уровень этой включенности не очень высок. Можно утверждать, что подобные политические позиции могут появиться лишь в условиях относительно спокойного политического развития, там, где политические ставки достаточно высоки, чтобы все больше и больше людей втягивалось в политический процесс, но не настолько высоки, чтобы заставлять их включаться в политику как в битву в защиту собственных интересов против опасных противников.

№ 63. Политическая социализация личности. Этапы социализации

Политическая социализация – 1) это усвоение человеком требований, культурных ценностей и ориентиров общества, формирование свойств и умений, позволяющих адаптироваться к политической системе и выполнять в ней определенные функции 2) процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

В традиционных обществах более сильным влиянием обладает семья, церковь. В современных государствах более авторитетными являются образовательные структуры, СМИ, государственные институты, которые стремятся поддерживать доминирующие стандарты политической игры.

Политическая культура
Широкий смысл Узкий смысл
Включает политические взгляды и убеждения, политические знания и умения, опыт участия в политических действиях Означает принятие законности существующей формы правления, исполнение норм политического поведения

Характер и уровень политической социализации не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Принято выделять ее первичный и вторичный этапы.

Первичная политическая социализация означает усвоение политического опыта (обычно с 3-5 лет), восприятие политических категорий, формирование личностного отношения к явлениям политической жизни. Большое внимание оказывают родители в деле восприятия ребенком политической жизни, политических персоналий (президент, полицейский). Ребенок адаптируется к нормам политической культуры, еще не понимая их сущности и значения.

Вторичная политическая социализация характеризуется тем, что человек, освоивший нормы культуры, способен противостоять групповому давлению, пересматривать идеологические позиции, переоценивать культурные нормы и традиции. Главную роль тут играет ресоциализация (обратная социализация). Человек адаптируется, приспосабливается к сложившейся политической системе, даже к тем переменам, смысла которых он не понимает. Вместе с тем человек стремится к значимым для него стандартам и ценностям.

Более подробно процесс политической социализации включает следующие этапы:

1. этап политизации, когда у детей под влиянием родителей формируются первые представления о мире политики;

2. персонализация, когда восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся президент, полицейский;

3. идеализация, когда формируются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе; важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе возникают устойчивые эмоциональные отношения к политической системе;

4. институциональный этап, когда закладываются представления об институтах власти; происходит переход от персонифицированного восприятия политики к абстрактному.

В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. Цель политической социализации – формирование гражданственности, развитой политической культуры. На формирование политической культуры оказывают влияние многие факторы: цивилизационный фактор, история страны, национальные особенности, хозяйственно-географические условия.

№ 64. Сущность международных отношений, их структура, виды, принципы

Сегодня в мире более 200 государств. Между ними формируются отношения – международные отношения.

Внешняя политика Международные отношения
Сфера отношений между государствами. Субъектом является государство Включают политические, экономические, идеологические, правовые, дипломатические, военные, культурные и иные связи между государствами, организациями, народами и отдельными личностями. Субъектами могут выступать и отдельные личности (поехать на заработок в Америку)

Специфика международных отношений:

1. Децентрализация власти. Нет единого центра власти. Приходится договариваться

Читайте также: