Гранатовый браслет вывод кратко

Обновлено: 19.05.2024

Главные герои (персонажи) и их характеристика

Огромная, всепоглощающая и бескорыстная любовь доступна немногим людям. Она жертвенна, нацелена только на счастье любимого человека, даже ценой жизни любящего. Счастлив как тот, кому довелось испытать такую любовь, так и тот, кого любили так преданно и беззаветно.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Власяница – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле для умерщвления плоти.
  • Имение – земельное с усадьбой, поместье
  • Пикантный – соблазнительный, привлекающий необычностью,
  • Предводитель дворянства – в России до 1917 года важная выборная должность в системе сословного самоуправления дворянства,
  • Рогожа – грубая хозяйственная ткань
  • Флирт – кокетство, игривое общение.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

История создания


Направление и жанр

Композиция и конфликт

  1. В начале находится экспозиция, в которой нас знакомят с семьёй Шеиных.
  2. За ней следует завязка, когда княгиня Вера получает письмо и браслет от таинственного поклонника.
  3. В кульминации нас переносят в жилище Желткова, и от него мы узнаём о его искренней любви.
  4. В развязке мы узнаём о самоубийстве героя, а Вера Шеина находит его предсмертное письмо, что разрешается основной конфликт.
  5. В финале сюжетная линия приходит к своему логичному завершению, когда героиня осмысливает произошедшее и примиряется с этим.

Смысл названия

В качестве названия повести Куприн взял вещь, которую Желтков подарил Вере – гранатовый браслет, который был одной из немногих ценностей небогатого чиновника. Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.

Суть: о чём произведение?

В тот момент, когда в семье Шеиных готовятся к именинам княгини Веры Шеиной, сама виновница торжества получает письмо от таинственного обожателя, подкреплённое подарком в виде золотого браслета, украшенного гранатами.

Княгиня не восприняла эту акцию, как нечто серьёзное, однако, как верная жена, посчитала себя не в праве принимать подарки и признания в любви от других мужчин.

Муж и брат княгини Веры выясняют личность анонимного поклонника. Им оказывается бедный чиновник Желтков. Мужчины навещают его бедное жилище. Желтков признаётся, что давно влюблён в Веру. Он соглашается прекратить свои поползновения, но просит дать ему поговорить с княгиней по телефону. Во время разговора Вера говорит, что ей было бы спокойно без Желткова.

Спустя некоторое время княгиня получает письмо от Желткова, который сообщает о своём намерении покончить жизнь самоубийством, в последний раз высказывает ей свои чувства и просит её прослушать Сонату № 2 Бетховена.

Вера посещает квартиру своего поклонника после его смерти, откуда забирает злополучный браслет. Героиня в отчаянии, она понимает, что, возможно, мимо неё прошла настоящая любовь, но она не смогла оценить истинных чувств Желткова, погубив его. В конце произведения Вера просит свою подругу сыграть ей на пианино, и та играет ту самую Сонату №2 Бетховена. Вера понимает, что это знак того, что Желтков не злился на неё, она находит в себе силы простить себя и преодолеть кризис.

Главные герои и их характеристика

Проблема

  1. Неразделённая любовь – Куприн показывает всю трагедию безответной любви, которая иссушает человека и неизбежно приводит его к полному разочарованию и неизбежному падению в пучину отчаяния. Она прекрасна в своей трагичности и возвышенности, но едва ли уживается с жизнью, где одной красоты недостаточно.
  2. Отчаяние – писатель настаивает на необходимости борьбы с отчаянием и безнадёжностью окружающего мира. Не у всех есть силы, чтобы бороться с отчаянием, как у Желткова. Однако княгиня Шеина смогла преодолеть невзгоды и вернуть душевное равновесие.
  3. Общественное мнение – во многом именно оглядка на общественное мнение толкает княгиню Веру и её брата на жёсткий ответ Желткову, что приводит к того к печальному финалу. Куприн показывает, что слепое стремление к соответствию общественным стандартам может привести к неприятным ситуациям и даже к трагическим последствиям.

Главная мысль

Чему учит?

Критика

Критика очень живо откликнулась на повесть Куприна, увидев в ней все прекрасные проявления творчества писателя.

Одним из таких критиков был Максим Горький, высказавший в адрес произведения множество хвалебных эпитетов.


Не менее положительный отзыв оставила потомкам Филимонова Н.В.:


Она же в своем очерке перечислила еще несколько рецензий современников:




Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 31.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 06.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 05.07.2020

комментария 2

Прекрасный разбор! Спасибо)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Сюжет повести

Цепочка событий произведения начинается с празднования дня рождения главной героини повести по имени Вера Николаевна Шеина. Отмечают среди близких и родных людей на даче. Во время празднования женщине приносят подарок. Человек, приславший посылку – гранатовый браслет, оставил маленькую открытку с подписью ГСЖ. Но остаться неизвестным ему не удалось, так как у мужа и брата виновницы торжества сразу же появилось предположение о том, что это ее давний ухажер. Он является чиновником низкого ранга, и долгие годы присылает княгине любовные письма. На следующий день мужчины уже были дома у надоедливого поклонника.

Дверь крохотной квартирки открывает человек, фамилия которого Желтков. Он готов вернуть подарок себе и отказаться от проявления знаков внимания Вере Николаевне, если она сама ему об этом скажет. Княгиня говорит Желткову, чтобы тот ее оставил. Следующим утром газеты сообщают о смерти некого чиновника, покончившего с собой. Согласно последнему признанию, он попался на растрате казенного имущества.

Главные действующие лица

Вера Николаевна Шеина – главный женский образ, выражение идеальной представительницы высокого происхождения;

Василий Львович Шеин – супруг главной княгини, дворянин;

Георгий Степанович Желтков – давний поклонник Веры Николаевны, работает мелким чиновником в контрольной палате, давно испытывает любовь в княгиню;

Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра главной героини;

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;

Яков Михайлович Аносов – друг семьи, военный.

Анализ повести

В основу идеи произведения писатель частично взял реальную историю, хотя в жизни она была скорее анекдотичной. Какой-то мужчина, работающий телеграфистом, с фамилией Желтков, испытывал влюбленность к жене одного российского генерала. В один прекрасный день он настолько набрался смелости, что отправил в подарок предмету своего обожания обыкновенную золотую цепочку с небольшой подвеской. Вокруг все подняли на смех такой поступок, но автор разглядел в этой ситуации глубокий драматический смысл.

В повести также как и в реальной истории, гости, и само семейство Шеинов сначала лишь насмехаются над несчастным поклонником, они не были жестокими и бездушными, они не могли поверить в такие чувства, о которых говорил Желтков. После того, как они с ним познакомились, они изменили свое мнение.

Отдельную роль в произведении играют погодные условия. Перед днем рождения была плохая погода и кошмарная буря. Но, на удивление, непосредственно в сам знаменательный день было тихо и солнечно, как будто это предвещало еще большую бурю и шторм.

Проблематика произведения А.И. Куприна

Ключевой проблемой повести является проблема настоящей любви. В тексте через взаимоотношения персонажей ярко показаны все ее виды: и дружеская, и расчетливая, и безоговорочная.

У главной героини возникает вопрос о том, что на самом деле испытывал к ней мелкий чиновник, но посмотрев на него, хотя и после смерти, она понимает, что он действительно был в нее слепо и безоговорочно влюблен. Даже ее муж осознает это, несмотря на то, что сначала лишь насмехался над нелепым соперником.

В конце у княгини пробегает мысль, что, может быть, она упустила ту истинную и настоящую любовь, которая происходит, возможно, раз в столетие.


Главные действующие лица

Вера Николаевна Шеина – главный женский образ, выражение идеальной представительницы высокого происхождения;
Василий Львович Шеин – супруг главной княгини, дворянин;
Георгий Степанович Желтков – давний поклонник Веры Николаевны, работает мелким чиновником в контрольной палате, давно испытывает любовь в княгиню;
Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра главной героини;
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
Яков Михайлович Аносов – друг семьи, военный.

Идейная составляющая, особенности сюжета повести

Прежде всего, следует отметить, что в процессе написания повести Куприн обращался к реальным, биографическим фактам, однако он несколько сгустил краски, усилил трагизм произошедшего в своем стремлении утвердить возможности перерождения личности посредством любви.

В центре повествования Куприна находится тема любви, которая достаточно часто поднимается в произведениях автора. Повествование характеризуется минорной тональностью, отражая особенности понимания Куприным любви, которая, по его мнению, неизменно должна быть трагичной.

Одним из ключевых признаков истинной любви, по мнению автора, выступает жертвенность, идея очищения личности через любовь красной нитью проходит через произведение. Именно тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы:

  • способность и устремленность личности к самоотверженным, высоким чувствам;
  • нравственно-эстетическую ценность земного бытия.

В центре сюжетной линии – активный психологический конфликт, в который оказываются втянуты многочисленные действующие персонажи. Главными действующими героями являются Вера Шеина и Желтков, который, случайно увидев Веру, влюбился в нее и на протяжении восьми лет слал ей трогательные письма. Важно добавить, что полюбил он ее, когда она не была замужем, однако никогда не стремился завоевать ее сердце, ему достаточно было любить Веру издали. Желтковым владела искренняя, молчаливая, самоотверженная, бескорыстная любовь, которая от этого не становится менее всепоглощающей.

На день рождения Вере в дар был преподнесен гранатовый браслет.

Князь, муж Веры, выяснив, кто является отправителем подарка, попросил Желткова прекратить преследование жены. Желтков, позвонив Вере услышал от нее, что без него ей было бы спокойней. Осознавая, что он не сможет разлюбить княгиню, Желтков, прослушав Бетховенскую сонату № 2, покончил с собой. В своем письме он объясняет причины своего поступка:

Вера – смысл его жизни, отказать от которого он не в силах, переключиться на что-то иное он не может и не хочет.

Когда к нему приходит муж любимой женщины, Желтков понимает, что не может защитить свою любовь, чувствует свою вину, понимая, что нарушил ее покой.

Но когда его начинают обвинять, он преображается, начинает говорить с позиций своего чувства, столь сильного и одухотворенного, что все суетное и повседневное становится мелочным и неважным.

Развитие сюжета осуществляется преимущественно через развитие образа Веры. В начале произведения она думает о Желткове обыденно, но после звонка юноши она понимает, что он наложит на себя руки. В этот момент все суетное отодвинулось на задний план. Вера чувствует острую необходимость посетить жилище Желткова. Именно в этот момент она понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Вера понимает, что с момента посещения квартиры Желткова ее жизнь кардинально изменится. Прошедшее рядом незамеченным возвышенное чувство Желткова обжигает сердце героини, дает новые всходы в ее душе. Так любить не может никто из окружения Веры: ни ее муж, ни сестра.

Прощание с молодым человеком, который так долго и так преданно любил ее, звучит как боль утраты, как признание собственной вины и в то же время как пробуждение светлых порывов, не свойственных ей раннее:

Сама повесть напоминает балладу о любви, которая оказалась сильнее смерти, о любви, которая

История создания


Анализ повести

Проблематика произведения А.И. Куприна
Ключевой проблемой повести является проблема настоящей любви. В тексте через взаимоотношения персонажей ярко показаны все ее виды: и дружеская, и расчетливая, и безоговорочная.
У главной героини возникает вопрос о том, что на самом деле испытывал к ней мелкий чиновник, но посмотрев на него, хотя и после смерти, она понимает, что он действительно был в нее слепо и безоговорочно влюблен. Даже ее муж осознает это, несмотря на то, что сначала лишь насмехался над нелепым соперником.
В конце у княгини пробегает мысль, что, может быть, она упустила ту истинную и настоящую любовь, которая происходит, возможно, раз в столетие.

Женские образы Куприна

Огромное внимание уделяет автор созданию женских образов — сестер Анны и Веры:

  • старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах.
  • младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана

Анна и Вера представлены как воплощение женственности, однако женственности различной: Вера царственно спокойная, наделенная аристократической красотой, холодная, отрешённая от всего повседневного, земного.

Анна, напротив, стихийная, любящая все живое:

В образе Веры Шеиной отражается уклад жизни, особенности мировоззрения целого поколения. До известия о смерти Желткова, Вера – примерная, рачительная хозяйка, несколько холодная и расчётливая. Они с мужем, наверное, любят друг друга, но любят по-своему, спокойно, разумно, руководствуясь предрассудками, господствующими в кругу их общения.

Столкновение с другой, трагической, обреченной, безответной любовью полностью меняет Веру. Красота и мощь любви к женщине, поражает Веру, она начинает чувствовать свою духовную близость с погибшим и постепенно приходит к мысли:

В отличие от Веры, образ Анны статичен, не изменяется на протяжении повествования, подчёркивая глубину изменений, которые произошли в душе главной героини, приведя к ее полному перерождению.

Важно добавить, что все образы Куприна реалистичны, их характеры выписаны с глубоким мастерством и психологизмом.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что повесть Куприна по своему содержанию и особенностям вербализации напоминает балладу о любви, самоотверженной, искренней любви, способной победить смерть. В процессе создания произведения автор огромное внимание уделяет женским образам и образам природы, что позволяет максимально реалистично и глубоко выразить главную идею произведения.

Направление и жанр произведения

В его основу легло происшествие, приключившееся с женой одного из российских губернаторов. В нее безответно и страстно был влюблен телеграфный чиновник, пославший ей как-то раз цепочку с небольшим кулоном.

Если для людей из реального мира этот случай был равносилен анекдоту, то для куприновских персонажей аналогичная история превращается в сильную трагедию.

Это интересно: Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Тема любви, в той или иной ипостаси, прошивает красной нитью все произведение.

Внимание! В этом шедевре нет ничего недоговоренного. Благодаря умелым художественным описаниям перед глазами читателей вырисовываются реалистические образы, в правдоподобности которых никто не станет сомневаться. Естественные, простые люди с обычными желаниями и потребностями вызывают неподдельный интерес у читателей.

Смысл названия

В качестве названия повести Куприн взял вещь, которую Желтков подарил Вере – гранатовый браслет, который был одной из немногих ценностей небогатого чиновника. Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.

Вывод

Безответная страсть Желткова не прошла бесследно для главной героини. Символ вечной любви – гранатовый браслет – перевернул ее жизнь. Куприн, всегда благословляющий это чувство, выразил в своем рассказе всю силу этого необъяснимого тяготения.

Тема любви

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Особенности творчества Куприна

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

Суть: о чём произведение?

В тот момент, когда в семье Шеиных готовятся к именинам княгини Веры Шеиной, сама виновница торжества получает письмо от таинственного обожателя, подкреплённое подарком в виде золотого браслета, украшенного гранатами.

Княгиня не восприняла эту акцию, как нечто серьёзное, однако, как верная жена, посчитала себя не в праве принимать подарки и признания в любви от других мужчин.

Муж и брат княгини Веры выясняют личность анонимного поклонника. Им оказывается бедный чиновник Желтков. Мужчины навещают его бедное жилище. Желтков признаётся, что давно влюблён в Веру. Он соглашается прекратить свои поползновения, но просит дать ему поговорить с княгиней по телефону. Во время разговора Вера говорит, что ей было бы спокойно без Желткова.

Спустя некоторое время княгиня получает письмо от Желткова, который сообщает о своём намерении покончить жизнь самоубийством, в последний раз высказывает ей свои чувства и просит её прослушать Сонату № 2 Бетховена.

Вера посещает квартиру своего поклонника после его смерти, откуда забирает злополучный браслет. Героиня в отчаянии, она понимает, что, возможно, мимо неё прошла настоящая любовь, но она не смогла оценить истинных чувств Желткова, погубив его. В конце произведения Вера просит свою подругу сыграть ей на пианино, и та играет ту самую Сонату №2 Бетховена. Вера понимает, что это знак того, что Желтков не злился на неё, она находит в себе силы простить себя и преодолеть кризис.

Проблема

  1. Неразделённая любовь – Куприн показывает всю трагедию безответной любви, которая иссушает человека и неизбежно приводит его к полному разочарованию и неизбежному падению в пучину отчаяния. Она прекрасна в своей трагичности и возвышенности, но едва ли уживается с жизнью, где одной красоты недостаточно.
  2. Отчаяние – писатель настаивает на необходимости борьбы с отчаянием и безнадёжностью окружающего мира. Не у всех есть силы, чтобы бороться с отчаянием, как у Желткова. Однако княгиня Шеина смогла преодолеть невзгоды и вернуть душевное равновесие.
  3. Общественное мнение – во многом именно оглядка на общественное мнение толкает княгиню Веру и её брата на жёсткий ответ Желткову, что приводит к того к печальному финалу. Куприн показывает, что слепое стремление к соответствию общественным стандартам может привести к неприятным ситуациям и даже к трагическим последствиям.

Чему учит?

Критика

Критика очень живо откликнулась на повесть Куприна, увидев в ней все прекрасные проявления творчества писателя.

Одним из таких критиков был Максим Горький, высказавший в адрес произведения множество хвалебных эпитетов.


Не менее положительный отзыв оставила потомкам Филимонова Н.В.:


Она же в своем очерке перечислила еще несколько рецензий современников:




Автор: Михаил Щепин

Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 24541
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

Читайте также: