Готы в крыму история кратко и понятно

Обновлено: 25.06.2024

Крымские готы считаются одним из самых таинственных народов в истории. Прожив почти тысячелетие в Крыму, они бесследно исчезли в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами. Историкам крымские готы оставили лишь загадки и легенды.

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.


Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии. Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.


Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.


Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.



Содержание

Появление и жизнь готов в Крыму

Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности, в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам, жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам. В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуосторов, кроме Херсонеса. В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии. Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

Крымские готы как объект криптоэтнологии

В конце XVIII века ряд исследователей отмечали среди крымских татар группы населения, по фенотипу сильно отличавшихся от остальных крымских татар, греков и тюрок (светлая кожа и волосы, голубые глаза и т. д.). Этот фенотип и по сей день сохраняют крымские татары — выходцы из некоторых сёл южного берега Крыма (Никита, Кючюк-Ламбат) и Бахчисарайского района. Некоторые исследователи считают их потомками готов, другие объясняют их необычный фенотип происхождением от пленников, захваченных в славянских странах, и уведенных в Крым.

Дискуссионным является вопрос о роли готов в этногенезе караимов и крымских татар.

Племя готов удивительно долго продержалось на территории Крыма. Они исчезли лишь в 17-м веке, когда полуостров был захвачен Османской империей.

Влияние готов

Среди ученых-историков ходит версия, по которой именно готы стали катализатором Великого переселения народов. Это они вытеснили с родных земель вандалов и ругов. Готы разговаривали на собственном языке, а алфавит у них появился лишь в 4 веке, да и то благодаря легендарному епископу Вульфиле. Кстати, он еще и Библию перевел на готский язык, вследствие чего готы стали первым из всех германских племен, обратившихся в христианство.

Двинувшись к низовьям Вислы, племена готов заставили срываться с обжитых земель другие народы. Целые орды варварских племен потянулись на запад и юг. Угасающая Римская империя ничего не могла противопоставить новым противникам. Ослабевший сенат вкупе с инфантильным императором Гонорием лишь безвольно смотрели, как дикари бесчинствовали на их земле.

Быт готов.jpg

После падения Римской империи готы сумели распространить свое влияние на обширную территорию — от Восточной Европы вплоть до Поволжья и, соответственно, Крыма.

На полуострове, кстати, готов ждал далеко не теплый прием. Только после длительных войн им удалось покорить аланов (сарматское тюркоязычное кочевое племя). Вскоре уже объединенное племя начало совершать опустошительные набеги вглубь полуострова. Если покопаться в исторических источниках того времени, то можно обнаружить, что современники иногда называли их гото-аланами.

Постепенно готы расселились на южной части Крыма, а также перебрались на Керченский полуостров. Но их спокойную жизнь прервала очередная волна варваров. На сей раз в Европу хлынули азиатские кочевники гунны. Готы, которые к тому времени имели тесные контакты с Византийской империей, оказались далеко не в самом выгодном положении. Их оплотом стала крепость Дорос (современный туристический объект Мангуп-кале). Изолированное горное плато обладало всем необходимым как для мирной жизни, так и для военной (источники с питьевой водой, а также запасы провианта позволили бы крепости выдержать очень долгую осаду). Но гунны, пройдя огненным вихрем, быстро погасли, и жизнь готов вернулась в привычное русло.

Битва.jpg

Надо отдать должное германцам, даже несмотря на такое развитие сюжета они не сдались и не слились с генуэзцами. Готы с упрямым постоянством продолжили возводить свои фирменные крепости, называемые исарами, и потихоньку, словно тайком, возвращать утраченную территорию. К тому же они охотно, а главное, успешно прибегали к дипломатии. Более того, дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда. И когда казалось, что вскоре крымские готы вернут было положение в мире, пришли турки.

В горных, труднодоступных местах полуострова еще в течение пары веков обособленно жили готы-крестьяне, но постепенно и они поддались ассимиляции.

Крым.jpg

Сейчас о существовании германского государства на полуострове напоминают лишь многочисленные археологические памятники, которые пользуются большой популярностью у туристов.

Альфред Розенберг (1893—1946), рейхсминистр оккупированных восточных территорий, посещавший Крым и интересовавшийся готской тематикой

Альфред Розенберг (1893—1946), рейхсминистр оккупированных восточных территорий, посещавший Крым и интересовавшийся готской тематикой

Вернер Боймельбург (1899—1963). Нацистский беллетрист и публицист, автор репортажа о посещении Мангупа в 1942 году

Вернер Боймельбург (1899—1963). Нацистский беллетрист и публицист, автор репортажа о посещении Мангупа в 1942 году

Трое немецких военных (предположительно, Л. фон Альвенслебен, Г.О. Кальк и В. Боймельбург) у северо-восточного входа в донжон мангупской цитадели

Трое немецких военных (предположительно, Л. фон Альвенслебен, Г.О. Кальк и В. Боймельбург) у северо-восточного входа в донжон мангупской цитадели

Граффито с именем немецкого военного, посетившего Мангуп в 1943 году (прорисовка М. Кизилова)

Граффито с именем немецкого военного, посетившего Мангуп в 1943 году (прорисовка М. Кизилова)

Добавим, что Мангуп, воспринимавшийся нацистами как один из главнейших готских городов Крыма, во время Второй мировой войны стал объектом активной туристической деятельности. Помимо группы фон Альвенслебена его неоднократно посещали и другие военные чины и ученые. К примеру, в 1942 году там побывал оберштурмбанфюрер СС доктор Шпенглер. Известно, что он собирался опубликовать снятый им на Мангупе фоторепортаж; сделать это ему запретил лично Гиммлер, не желавший вызвать этой публикацией недовольство штаба Розенберга, весьма ревниво относившегося к действиям людей Гиммлера в Крыму 43 . Немецкие чины посещали Мангуп и после этого. Один из них, осмотревший крепость в 1943 году, процарапал в камне на внутренней стороне юго-восточного входа в донжон мангупской цитадели свое имя (Эрхард Баллерштедт(?) **** ) и дату посещения. Летом 1942 года оккупированный Крым, где дислоцировались румынские конные войска, отважился посетить Г. Брэтиану (1898—1953), классический исследователь крымско-готской истории. В качестве приложения к своей статье об увиденном он опубликовал несколько снимков, сделанных румынскими лейтенантами-полковниками Берданом и Пушке, также посетившими Мангуп незадолго до приезда ученого 44 .

Г. Гиммлер во время посещения Крыма (второй справа; слева от него — Л. фон Альвенслебен). Рейхсфюреру так и не удалось посетить столь интересовавшие его готские древности Крыма

Г. Гиммлер во время посещения Крыма (второй справа; слева от него — Л. фон Альвенслебен). Рейхсфюреру так и не удалось посетить столь интересовавшие его готские древности Крыма

Городище Эски-Кермен. Немецкая аэрофотосъемка

Городище Эски-Кермен. Немецкая аэрофотосъемка

Немецкие солдаты обсуждают диспозицию. Фото предположительно сделано в 1942 году на мысе Эль-Бурун возле городища Эски-Кермен

Немецкие солдаты обсуждают диспозицию. Фото предположительно сделано в 1942 году на мысе Эль-Бурун возле городища Эски-Кермен

Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения.
На северо-западе взору открывалась лесистая местность, скрывавшая от нас тяжелые бои на левом фланге 54 ак, и дальше высоты южнее долины Бельбека, за которые велись такие упорные бои. На западе виднелись Гайтанские высоты, за которыми вдалеке сверкала водная поверхность бухты Северной у ее соединения с Черным морем. В хорошую погоду была видна даже оконечность полуострова Херсонес, на котором мы впоследствии обнаружили остатки эллинской культуры.
На юго-западе угрожающе поднимались высоты Сапуны и возвышались скалы прибрежных гор. На всем широком кольце крепостного фронта ночью видны были вспышки орудий, а днем облака из пыли и обломков скал, поднимаемые разрывами снарядов и бомб нашей авиации. Поистине фантастическое обрамление грандиозного спектакля! 8*

Далее Васильев и Автушенко говорят о том, что в годы Второй мировой войны поисками Святого Грааля в Крыму занимались бригаденфюрер Людольф Альвенслебен и Отто Олендорф. Дополнительные подробности о поисках Грааля в Крыму были также помещены А.В. Васильевым на специальном для этого созданном Интернет-сайте 68 .

Карта Севастопольской кампании (из мемуаров Эриха фон Манштейна). Флажком обозначено местоположение ставки Манштейна в районе крепости Черкес-Кермен (т.е. Эски-Кермен)

Карта Севастопольской кампании (из мемуаров Эриха фон Манштейна). Флажком обозначено местоположение ставки Манштейна в районе крепости Черкес-Кермен (т.е. Эски-Кермен)

Все вышеуказанное приводит к тому, что у немецких властей не было ни малейших оснований искать Святой Грааль в Крыму. От нацистов действительно можно было ожидать чего угодно, учитывая уже упоминавшееся выше увлечение верховных кругов НСДАП (и в особенности Гиммлера) оккультизмом и мистицизмом. Тем не менее, доступные нам архивные и опубликованные источники и научно-исследовательская литература ничего не говорят о якобы имевших место поисках Грааля группой Людольфа фон Альвенслебена или Отто Олендорфа на Мангупе. Олендорф покинул полуостров еще в июле 1942 года. Альвенслебен действительно посетил Мангуп 14 июля 1942 года, однако, как мы уже писали выше, никаких раскопок или научных исследований ни он, ни другие нацистские военные чины и ученые на Мангупе не вели.

Примечания

*. Как мы помним, Гитлер ассоциировал себя с этим остготским королем.

***. Здесь нацистский идеолог, по-видимому, критикует стадиальную теорию готской истории В.И. Равдоникаса.

****. Фамилия солдата читается с трудом. Предлагаемое нами чтение — Баллерштедт или Баттерштедт.

7*. Черкес-Керменом называлась деревня возле городища Эски-Кермен; иногда так называли и само городище.

9*. Хотелось бы также выразить благодарность пользователям ranglex и arnobill за ценные сведения о локализации наблюдательного пункта Манштейна, вывешенные ими в 2007 году на форуме сайта . На некоторых картах мыс Эль-Бурун называется также Ели-Бурун или Чилтер-Кая.

2. Mulligan T.P. The Politics of Illusion and Empire. German Occupation Policy in the Soviet Union, 1942—1943. New York; Westport; London, 1988. P. 131.

3. Kunz N. Die Krim unter deutscher Herrschaft 1941—1944. Germanisie-rungsutopie und Besatzungsrealität. Darmstadt, 2005. S. 234.

6. Kunz. Die Krim. S. 261, Anm. 143.

7. Там же. S. 31, 393, Anm. 161.

8. Англ. new twentieth-century Goths (Cecil R. The Myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi Ideology. London, 1972. P. 211).

9. Kunz. Die Krim. S. 393, Anm. 161. Как мы знаем из 3-й главы нашей книги, впервые о происхождении запорожских казаков от хазар и готов заявил в 1710 году Ф. Орлик.

10. Матерью Мустафы действительно была крымская пленница, черкешенка Бахарай (Махидевран). Тем не менее, о ее якобы готском происхождении доступные нам источники ничего не сообщают.

11. Hoehne E. Die letzten Spuren der Goten // Monatsschrift für das deutsche Geistesleben. 1939. № 1. S. 359—362.

12. G.M. Das Germanenreich am Schwarzen Meer. Gespräche unter dem Himmel der Krim // SS-Leitheft. 1941. Jahrgang 7. Folge 6b. S. 5; ср. S.K. Goten in der Krim und Wikinger in Nowgorod [раздел статьи S.K. Vom Herberstainer. und von vielen Deutschen, die Rußland entdeckten, seine Völker erzogen und ordneten] //1941. SS-Leitheft. Jahrgang 7. Folge 4a. S. 8; Caspers H. Auf den Spuren der Goten vor Sewastopol // Mitteldeutsche Nationalzeitung. 24.04.1942. S. 3.

13. Brandt D. [Krüger M.] Gardariki. Ein Stufenbuch aus Russischem Raum. Berlin, 1944. S. 807—808.

14. Там же. S. 67—120.

15. Sättele. Die Goten // Wir erobern die Krim. Neustadt, 1943. S. 277.

16. Цитирую по Kunz. Die nationalsozialistische. S. 23.

17. Kunz. Die nationalsozialistische. S. 23; Rosenberg. Letzte Aufzeichnungen. S. 58.

19. Цитирую по Kunz. Die nationalsozialistische. S. 29—30.

21. Kunz. Die Krim. S. 37, 2.

23. Аморт. Нацистские планы. С. 183.

24. Там же. См. также Kunz. Die Krim. S. 283, Anm. 200. О том, что он самолично переименовывал крымские города по указу фюрера, Розенберг упоминал также во время Нюрнбергского трибунала (Trial of the Major War Criminals. Nuremberg, 1947. Vol. XI. P. 575).

25. Kunz. Die nazionalsozialistische. S. 79. Всего в Симферополе было переименовано около 70 улиц.

26. Kunz. Die Krim. S. 223.

27. Wir kämpften auf der Krim 1941/42. Kertsch-Sewastopol / Zusammengest. H. Göbel, L. Wiedemann. Dresden [1942/3; пагинация отсутствует]. Добавлю, что в историческом введении в этой книге повышенное внимание уделяется готам; однако Мангуп в ней ошибочно именуется Эски-Керменом.

28. О биографии Фрауэнфельда см. Bräuninger W. Meisterstück falscher Behandlung. Alfred E. Frauenfeld und die Probleme der Verwaltung der besetzten Ostgebiete // Он же. Hitlers Kontrahenten in der NSDAP. 1921—1945. München, 2004. S. 247—257.

29. Frauenfeld. Die Krim. S. 79.

31. Pringle H. The Master Plan. Himmler's Scholars and the Holocaust. London, 2006. P. 221, 225.

32. Wir kämpften auf der Krim.

33. SS-Leitheft. 1941 Jahrgang 7. Folge 6b. (первая страница обложки); Germanische Leithefte. 1942. 2. Jahrgang. Heft 3/4. S. 130; Stampfuß. Germanen. S. 136; ср. Stampfuß. Geschichte. S. 276.

34. Mahsarski. Herbert Jankuhn. S. 254—255.

35. Loewe. S. 200—201. Интересно, что Фрауэнфельд не считал евреями в расовом смысле ни караимов, ни крымчаков (Frauenfeld. Die Krim. S. 10, 25).

36. См. подробнее Кизилов. Крымская Иудея. С. 191—194.

38. Аморт. Нацистские планы. С. 183—184. Кунц указывает, что это были скорее слова самого фюрера (Kunz. Die Krim. S. 64).

39. Frauenfeld. Die Krim. S. 39.

40. Kunz. Die Krim. S. 63—64, 72, 283, Anm. 200. Немцев из Палестины предполагалось поселить в Алуште.

41. Pringle. The Master Plan. P. 219, 220.

44. Brătianu G.I. Notes sur un voyage en Crimée // Revue Historique du Sud-Est Européen. 1942. № XIX. 1. P. 176—182 (см. прим. 1 на стр. 181 и иллюстрации в конце статьи).

45. Альвенслебен же, напротив, в нацистских документах упоминается очень часто, но ни разу в контексте проведения археологических работ; у него как бригаденфюрера и генерал-майора было достаточно других обязанностей (см. Kunz. Die Krim. S. 297—302).

47. О биографии и деятельности Янкуна см. Mahsarski. Herbert Jankuhn.

48. Hufen. Gotenforschung. S. 88, Anm. 46.

49. Там же. S. 84; Pringle. The Master Plan. P. 224.

50. Цитирую по Steuer H. Herbert Jankuhn — SS-Karriere und Ur- und Frügeschichte // Nationalsozialismus in den Kulturwissenschaften. Band 1. Fächer — Milieus — Karrieren / Hrsg. H. Lehmann, O.G. Oexle. Göttingen, 2004. S. 502.

51. Керстен оставил подробные отчеты об осмотренных им памятниках (Pringle. The Master Plan. P. 233—235, 389).

52. Mahsarski. Herbert Jankuhn. S. 256, 266—267.

53. Подробнее об этом рассказывается в Pringle. The Master Plan. P. 233—235, 389; Mahsarski. Herbert Jankuhn. S. 267.

54. Abenteuerim Labyrinth des Jaila // Signal. 1942. 1 März-Heft. S. 5—7.

55. Hufen. Gotenforschung. S. 88, Anm. 46.

58. Бундесархив Берлин NS 21/997.

59. Hufen. Gotenforschung. S. 79, 87. Во время Второй мировой войны Штампфус опубликовал несколько статей о крымских готах (Stampfuß. Germanen. S. 130—140). Из текста одной из его статей явствует, что Штампфус лично посетил Мангуп и Эски-Кермен (Stampfuß. Die Geschichte. S. 269—276).

60. Steuer. Herbert Jankuhn. S. 492.

61. Mahsarski. Herbert Jankuhn. S. 270—271.

62. Hufen. Gotenforschung. S. 89.

63. Там же. S. 90.

64. Kunz. Die Krim. S. 252, Anm. 34.

65. Моргунов П.А. Героический Севастополь. М., 1979. С. 332.

66. Bessarabien-Ukraine-Krim. Berlin, 1943 (без пагинации).

67. Васильев А.В., Автушенко М.Н. Загадка княжества Феодоро. Севастополь, 2006. С. 370.

69. Васильев, Автушенко. Загадка. С. 302—319.

Читайте также: