Государство и право франции в новейшее время кратко

Обновлено: 05.07.2024

Совет министров. Полномочия совета министров, как и премьер-министра, не были четка разработаны. Премьер-министр, как и министры, был ответственен перед парламентом. Президент рекомендовал и назначал премьер-министра.

Данные законны предусматривали всеобщее избирательное мужское право с 21 года. Не имели право голоса женщины, военнослужащие, население колоний, лица, которые проживали в данном округе менее 6 месяцев.

Были уменьшены налоги для среднего и мелкого бизнеса. Средним и мелким бизнесменам была оказана экономическая помощь.

В апреле 1938г. пришел де Ладье.

В результате в сентябре 1938г. Франция подписала Мюнхенское соглашение, фактически перестал действовать народный фронт. На кануне второй мировой войны из 26 европейских стран, 16 были установлены фашистские и профашистские диктатуры. В июле 1940г. Германия оккупировала северные районы Франции и фактически заставила Францию подписать акт о капитуляции. Он был подписан Францией в Компьенском лесу в том же вагоне, в котором акт о капитуляции подписала Германия. В южной части Франции было создано профашистское правительство во главе с Петеном в городе Виши.

Когда началась война во Франции был создан национальный совет сопротивления, такой же совет был создан в Алжире В 1943г. произошло объединение французского и иностранного совета сопротивления возглавлял его де Голь. С 1944 по 1946гг. он возглавлял правительство Франции.

Когда завершилась война во Франции был вопрос: по какой конституции будет жить страна. По этому вопросу имелось 3 точки зрения:

  1. Оставить прежнюю конституцию и внести в нее соответствующие изменения.
  2. Принимается новая конституция, в которой предусматривается сильный парламент.
  3. Принимается новая конституция, которая предусматривает сильную президентскую власть.

Был подготовлен новый проект конституции, который был вынесен на референдум, с учетом компромиссных поправок. Однако данный проект конституции не был принят. В результате данный проект конституции был одобрен. Конституция, принятая в 1946г., вошла в истории под названием конституция четвертой республики.

Основные положения конституции 1946г. Данная конституция провозгласила важнейшие буржуазные права и свободы:

  1. Право на труд
  2. Равноправие мужчин и женщин
  3. Равноправие зависимых стран
  4. Право на отдых
  5. Право на оказание социальной помощи
  6. Право рабочих объединяться в профсоюзы.
  7. Право на всеобщее бесплатное образование.
  8. Свобода слова, собрания и т.д.

Национальное собрание являлось основным законодательным органом. Оно имело право разрабатывать, обсуждать и принимать закон. имело право утверждения государственного бюджета, ратификации международных договоров, их денонсации данных договоров, объявления войны, вводила всеобщее равное голосование при тайном голосовании.

Сенат имел право только совещательного голоса. Сенат как и по предыдущей конституции избирался косвенным голосованием.

Президент избирался сроком на 7 лет обеими палатами парламента. Имел право распускать нижнюю палату, назначать на государственные должности чиновников. Любые акты президента подлежали контрасигнатуре.

Совет министров во главе с председателем.

В 1958г. парламент Франции пригласил де Голя и предложил ему возглавить правительство летом 1958г. при этом де Голю были предоставлены весьма широкие полномочия. В 1958г., когда Франция вела войну с Алжиром неофашисты сделали попытку государственного переворота. Неофашисты не хотели, что бы Алжиру была предоставлена самостоятельность и независимость. Война между Алжиром и Францией началась в 1954г. и завершилась в 1962г. подписанием Эвианских соглашений. В сентябре 1958г. был вынесен на референдум проект новой конституции, подотовлены комиссии во главе с де Голлем. За проект проголосовало 79,2% избирателей. В октябре 1958г. конституция вступила в силу. Центральное место в конституции отведено Президенту и его полномочиям. Он назначает главу правительства, а также министров; принимает отставку премьер-министра и министров; председательствует на заседаниях правительства в Совете и Комитете национальной обороны; является председателем Высшего Совета магистратуры; подписывает все нормативные акты, принятые парламентом; имеет право обнародовать законы; имеет право требовать повторного обсуждения законов или отдельных его статей; имеет право роспуска парламента; выносить на референдум некоторые законопроекты; может обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; представляет Францию на международной арене; имеет весьма значительные полномочия международного характера; ему принадлежит право вводить чрезвычайные положения случаи внешней или внутренней опасности и т.д.

Когда была принята Конституция, в СССР была поднята страшная политическая шумиха. Все Советские СМИ утверждали, что во Франции установлена диктатура де Голя. Это не соответствует действительности. В самой конституции имеется механизм, который не позволяет президенту установить свою абсолютную власть: президент имеет право назначать и распускать правительство, распускать национальные собрания, выносить отдельные вопросы на референдум, вводить чрезвычайные положения. Все остальные вопросы, все законопроекты, подписанные президенты, подписывает премьер-министр или министр. В случае попыток президента созывается парламент, делается запрос в магистратуру и блокируются все законы, подписанные премьер-министром или министром. Утверждать о том, что президент де Голь был диктатором невозможно. Де Голь внес предложение о реформировании государственных органов управления, местных органов управления и эти вопросы были вынесены на референдум, который не поддержало население. На следующий день, после оглашения результатов референдума де голь выступил, поблагодарил всех избирателей за сотрудничество с ним 11 лет и объявил об своей отставке.

Полномочия премьер-министра. Конституция пятой республики, как и конституция четвертой республики недостаточно четко определила полномочия премьер-министра и президента. Считается, что премьер-министры и правительство осуществляют ежедневные руководства, являются основными структурами исполнительной власти, а президент осуществляет общие руководства.

Парламент состоит из двух палат: нижняя палата – Национальное собрание и верхняя – Сенат. Нижняя палата избирается сроком на 5 лет на всеобщих выборах, Сенат не имеет срока давности полномочий. Сенат избирается сроком на 9 лет коллегией выборщиков и каждые три года обновляется на одну треть. Обе палаты равноправны.

Основные полномочия нижней палаты:

  1. Утверждение бюджета
  2. Изменение конституции
  3. Утверждение международных договоров
  4. Денансация международных договоров
  5. Разработка и принятие законов.

Если в течение месяца бюджет не принимается – принимается прошлогодний.

Судебные органы власти. Важнейшие положения среди судебных органов власти занимает Конституционный совет, который толкует законы.

Развитие государства во Франции в ХХ в. Историю Франции в Новейшее время можно разделить на несколько периодов.

I период - (начало ХХ в. – 1940 г.). К началу ХХ в. было практически завершено формирование французской колониальной империи. Франция в составе Антанты приняла активное участие в первой мировой войне, которая завершилась выгодным для нее Версальским мирным договором 1919 г.

В январе 1936 г. на основе единого рабочего фронта (Французская коммунистическая партия и Социалистическая партия – СФИО) был создан Народный фронт. Было сформировано правительство во главе с лидером СФИО Л. Блюмом. В него вошло 11 социалистов и 9 левых радикалов. Коалиция получила поддержку ФКП. Правительство Народного фронта приняло некоторые социальные меры в интересах трудящихся. Были введены: 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемый отпуск, повышена заработная плата рабочим, профсоюзы получили право заключать коллективные договоры и пр. Правительство национализировало военную промышленность, запретило фашистские организации. Однако в 1938 г. Народный фронт распался.

II период - (1940 – 1944 гг.). Результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. стало падение Третьей республики. После капитуляции большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными властями.

Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную часть Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились на севере Франции, и в результате их совместных с Движением Сопротивления действий, к концу года страна была в основном освобождена.

III период - (1944-1958 гг.). После освобождения Франции важнейшим стал вопрос будущего государственного строя, проблемы новой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее число депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство, добились выработки проекта конституции на основе своих программ. В те годы были восстановлены многие прогрессивные социальные законы, принятые в период Народного фронта, национализированы ряд важнейших отраслей промышленности, созданы производственные комитеты на предприятиях.

Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, где большинство уже было у правых партий. После утверждения на референдуме этот проект стал Основным законом Франции.

В преамбуле Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией 1789 г. Кроме того, провозглашались: равные права всех граждан не зависимо от пола; право убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров; социальная помощь детям, матерям, инвалидам; обязательство республики не вести завоевательные войны.

Конституцией учреждалась парламентская республика. Парламент – высший законодательный орган, состоял из двух палат. Национальное собрание избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Он рассматривал законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по ним Совет представлял в двухмесячный срок. Национальному собранию принадлежало право преодоления вето Совета и вынесения окончательного решения.

Высшим представителем государственной власти по Конституции 1946 г. был президент республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент информировался относительно международных переговоров, подписывал и ратифицировал договоры с иностранными государствами, осуществлял обнародование законов, утверждал важнейшие правительственные декреты. Действовал принцип котрассигнатуры – каждый акт президента скреплялся подписью председателя Совета министров и одним из министров, по чьему ведомству был этот акт.

Органом, возглавлявшим непосредственное государственное управление страной, был Совет министров. Кандидат на пост председателя Совета министров представлял на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании большинством голосов, то производилось назначение президентом его и министров. Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов, непосредственно руководил всем государственным аппаратом, осуществлял общее руководство вооруженными силами.

Летом 1955 г. коалиционное правительство страны возглавил социалист Ги Молле. В области внутренней политики оно провело ряд социальных реформ, но в области внешней политики проводило противоречивый курс. Была предоставлена независимость Марокко и Тунису, но в отношении Алжира продолжались карательные акции. Франция вместе с Великобританией и Израилем приняла участие в агрессии против Египта.

IV период - (1958 – наше время). Начальный этап периода характеризуется кризисом режима Четвертой республики, к которому привели: тупик колониальной политики в Алжире; крах Суэцкий авантюры; финансовые трудности, вызванные военными расходами; разрыв с традициями ростовщичества, переориентация экономики на преимущественно промышленные методы получения прибыли; научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала Ш. Де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, был передан в сентябре 1958 г. на референдум и получил одобрение большинства избирателей.

Новая Конституция 1958 г. расширила права президента, исполнительной власти в ущерб власти законодательной. По Конституции Франция – буржуазная унитарная республика со смешанной президентско-парламентской формой правления.

В административном плане страна была разделена на 96 департаментов. Кроме метрополии в ее состав входили 5 заморских департаментов и 5 заморских территорий: Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Сент-Пьер и Микелон, Южные и Антарктические территории, Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллес и Футуна.

Глава государства – президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере: назначает и смещает премьер-министра и членов правительства; председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие военные и гражданские должности.

В законодательной сфере имеет право: подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; оспаривать принятый парламентом законопроект и передавать его в Конституционный совет; передавать законопроекты на референдум, минуя парламент; обращаться к парламенту с посланиями, не подлежащими обсуждению; принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству – Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр, согласно Конституции, является вторым лицом в государстве. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом. Также руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, по поручению президента может председательствовать на заседаниях правительства.

Высший орган законодательной властипарламент. Он состоит из: Национального собрания – избирается прямым голосованием граждан и Сената, который избирается по департаментам косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии собираются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в Конституции.

Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом. Председатель Конституционного совета назначается только президентом, его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.

Местное управление. В департаментах центральная власть представлена префектами, назначаемыми президентом. Они руководят всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляют контроль над муниципальными службами и т.п.

Имеется также орган самоуправления – генеральный совет, избираемый населением. В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр.

Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция – Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды, суды по делам несовершеннолетних.

Общественный строй. Во Франции достаточно развитое гражданское общество. Между основными слоями населения проводится политика социального партнерства. В экономике господствуют крупные финансово-промышленные группы. Велика доля государственного и иностранного капитала. В промышленности занято около 30%, а в сельском хозяйстве – 11% экономически активного населения. В аграрном секторе преимущество за крупными предприятиями, хотя численно преобладают средние и мелкие фермерские хозяйства. Значительное количество населения занято в сфере услуг и управления. Безработные составляют около 10%.

Во Франции действует ряд политических партий и общественных движений, крупные профсоюзные объединения. Основные политические партии:

Объединение в поддержку Республики (ОПР) – создано в 1976 г. на базе голлистской партии Союза демократов за Республику. Отражает интересы крупной и средней буржуазии, высших и средних чиновников, части армейских кругов, а также националистически настроенной мелкой буржуазии. В настоящее время - правящая партия. Лидер - Ж.Ширак;

Союз за французскую демократию (СФД) – образовался в 1978 г. в качестве блока правоцентристских политических партий и группировок в поддержку бывшего президента Франции В. Жискар де Эстена. Социальная опора партии – крупная промышленная и финансовая буржуазия, высшие государственные чиновники, часть средней и мелкой буржуазии, а также верхушка научно-технической интеллигенции. Часто выступает в союзе с ОПР;

Французская социалистическая партия (ФСП) – одна из основных политических сил страны. Выражает интересы населения, занятого квалифицированным трудом. Численность около 900 тыс. человек. Была правящей партией с 1981 по 1995 гг.;

Французская коммунистическая партия (ФКП) – создана в декабре 1920 г. Выражает интересы рабочих, трудовой интеллигенции, крестьянства, других людей наемного труда. В 1981-1984 гг. ее представители входили в состав правительства Ф.Миттерана.

Таким образом, Франция в Новейшее время пережила ряд крупных изменений в государственном и общественном строе. Основная тенденция в развитии – усиление роли и влияния исполнительной власти, а в общественно-экономический сфере ‑ государственного, частного и иностранного капитала. Во Франции достигнут достаточно высокий уровень развития гражданского общества.

Развитие права Франции в современных условиях. В ХХ веке в праве Франции проявились те же тенденции, что и в правовых системах других стран.

В источниках права происходит замена кодифицированного материала, т.е. на смену ранее действующим приходят новые кодексы; проводятся крупные работы по кодификации и консолидации законодательства, т.е. издания сводных нормативно-правовых актов; растет значение актов исполнительных органов государственной власти.

Право собственности. В рассмотренный период большое значение приобретают относительно новые формы собственности. Так, развитие получает государственная собственность.

После второй мировой войны во Франции доля государства составила примерно 20% от совокупности промышленной продукции. В 30-е годы французское правительство национализировало авиалинии, железные дороги, часть нефтеперерабатывающей промышленности.

Большое распространение в 50-60 гг. получили смешанные формы собственности, где акционерами выступили государство и частный сектор. После Второй мировой войны рост государственной происходил за счет государственных вложений в малорентабельные предприятия.

Обязательственное право. В договорном праве произошли изменения, характерные в целом для рассматриваемого периода: отход от ряда классических принципов, таких как: равенства сторон в договоре, стабильных условий и т.д. (Подробнее см. Тему 17).

Субъекты гражданского права. Как известно, во Французском гражданском кодексе 1804 г. отсутствовало понятие юридического лица. Но в праве Новейшего времени наблюдается утрата позиций физических лиц, и юридические лица становятся в центре гражданского права. Акционерные общества стали ведущими формами предпринимательства. Так, во Франции законы об акционерных обществах приняты в 1930, 1940, 1965, 1985 гг.

В наследственном и семейном праве Франции в ХХ в. существенных изменений не произошло.

Французское законодательство 1907 г. разрешило женщине распоряжаться своим заработком, правом на профессиональную деятельность, а с 1965 г. дало право заниматься профессиональной деятельностью независимо от воли мужа.

Общесоциальная функция современного французского права нашла свое реальное воплощение в регулировании и закреплении социально-трудовых отношений. Так, во Франции право на забастовку и объединение в профсоюзы было закреплено еще в 1917 г.

В уголовном и уголовно-процессуальном праве Франции произошел ряд изменений, продиктованных, в том числе, современным общественным развитием.

В то же время наблюдается ужесточение мер, применяемых к лицам, которые уже многократно отбывали наказания с лишением свободы. Дополнительное наказание к основному или превентивное тюремное заключение прямо предусмотрены французским уголовным законодательством.

В первые десятилетия ХХ в. усилия исполнительных органов Франции были направлены на ликвидацию суда присяжных, пересмотр и даже отход от принципа презумпции невиновности, усиления предварительного следствия за счет судебного и т.д.

Тем не менее, в настоящее время уголовно-процессуальное право во Франции, как и в большинстве развитых стран, основывается на гуманных демократических принципах и институтах.

Герасимов А.П. Местное самоуправление и местная полиция во Франции / Ред. В. М. Мякишева – М.: Акад. МВД РФ, 1992.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

Дюкло Ж. Голлизм, технократия, корпоративизм. М., 1964.

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2002.

Одинцова А. Территориальное управление во Франции // Вопросы экономики. – 1991. – № 5.

Рождение французской буржуазной политико-правовой системы / Под ред. А.И.Королева. Л., 1990.

Филип Ардан. Франция: государственная система. ‑ М., 1994.

Контрольные вопросы

1. Периодизация истории Франции в Новейшее время, характеристика этапов.

2. Конституционное строительство. Конституции 1946 и 1958 гг.: основное содержание.

3. Развитие и состояние общественного строя.

4. Трансформация источников и внутреннего строения французского права. 5. Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве Франции.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Развитие политической системы Франции в XX веке происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя.

Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г. Ее конституционные законы и определили государственное устройство во Франции периода Третьей республики.

Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпринимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.

Разгром фашистской Германии силами антигитлеровской коалиции и освобождение Франции от оккупации поставили в центре ее внутриполитической жизни вопрос о будущем государственном устройстве.

На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения высказалось за принятие новой конституции с последующим ее утверждением на референдуме. Первый проект конституции был отклонен в апреле 1946 г.

Новый референдум, прошедший в октябре 1946 г., утвердил переработанный проект конституции.

В преамбуле конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Конституция предусматривала возможность национализации.

Франция, согласно конституции, должна представлять собой парламентскую республику.

Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Нижняя палата — Национальное собрание — избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.

Совет республики избирался коммунами и департаментами. Он получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право отлагательного вето.

Высшим представителем государственной власти по конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на 5 лет, с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству оно в полном составе уходит в отставку.

В случае если в течение 18 месяцев пройдут две отставки правительства, предусматривалась возможность досрочных выборов в Национальное собрание.

Однако принятие новой конституции не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны.

В результате выступления правых военных в Алжире в апреле-мае 1958 г. страна была поставлена на грань гражданской войны. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной власти генералу де Голлю как имевшему наибольший авторитет в стране и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79% населения страны, и в октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу. Новая конституция определила принципы государственного устройства так называемой Пятой республики.

По новой конституции центром политической системы Франции стал президент. Ему отводилась роль арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность в их политике. Президент не нес ответственности ни перед каким-либо органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене и т.д.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы.

Второе место в государственном механизме конституция отводит правительству во главе с премьер-министром, на которое возлагается задача обеспечения выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом, который мог выразить правительству недоверие.

Парламент республики образовывался из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в статье 34 конституции рамках гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, установлении налогов, принципов организации государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами правительства.

Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и на сегодняшний день.

Предпосылки возникновения Французской буржуазной революции

Вторая половина ХVIII века во Франции характеризуется кризисом и падением феодального строя, постепенным развитием капиталистических производственных отношений, которым препятствовал господствовавший в стране абсолютизм.

Предпосылками к росту недовольства у населения послужили следующие обстоятельства:

  1. Феодальные отношения в деревне тормозили расширение внутреннего рынка. Торгово-промышленная буржуазия и крестьяне были заинтересованы в ликвидации феодальной собственности.
  2. Цеховые и корпоративные ограничения, мелочная регламентация тормозили свободу предпринимательской деятельности и совершенствование производства. И буржуазия, и трудящиеся были заинтересованы в ликвидации цехового строя, торговых монополий, в отмене внутренних таможенных сборов, в установлении свободного и единого рынка, в установлении единой правовой системы, единой системе мер, весов, банковского кредита и т.д.
  3. Третье сословие требовало гласного суда, равного налогообложения, местного самоуправления.
  4. Отсутствие перспектив реформ в политической и социально-экономической областях, поддержка абсолютной монархии наиболее реакционными кругами дворянства и духовенства.
  5. Неурожаи и торгово-промышленные кризисы конца XVIII века.

Особенностью французской буржуазной революции являлось наличие собственной революционной идеологии, основанной на учениях французских философов о разделении властей, народном суверенитете, о естественных прав и свобод человека.

Начало буржуазной революции. Учредительное собрание

В 1789 году из депутатов третьего сословия, части дворянства и духовенства было образовано Учредительное собрание, положившее начало первому этапу буржуазной революции. Учредительное собрание взяло на себя функции верховной власти во Франции, основную долю его состава представляли крупно-финансовая буржуазия и представители либерального дворянства.

Учредительное собрание на протяжении 1789-1791 годов приняло целый ряд важнейших законодательных актов:

  • Декларация прав человека и гражданина По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина подробнее ;
  • аграрные декреты, упразднившие феодальную собственность на землю и все феодальные институты;
  • декреты о национализации и распродаже земель церкви;
  • избирательные цензы;
  • закон Ле-Шапелье о запрете феодально-сословных и профессиональных союзов и корпораций;
  • Конституция.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституция Франции 1791 года

3 сентября 1791 года была принята Конституция, закрепившая сложившиеся политико-правовые порядки.

Основные положения Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее :

  1. В сфере прав, свобод человека и общих вопросов: отмена дворянских титулов и сословных отличий, ликвидация цехов и ремесленных корпораций; упразднение наследования и продажи государственных должностей; введены свободы вероисповедания, обращения к властям, передвижения и мирных собраний; введены частичная социальная помощь инвалидам, сиротам, безработным, частичное бесплатное начальное образование.
  2. В области государственного управления и судопроизводства: исполнительная власть принадлежала монарху (поддерживал дипломатические отношения, верховный главнокомандующий, утверждал объявление войны); король обладал правом отлагательного вето в отношении решение Законодательного собрания (исключение составляли акты конституционного или финансового характера); однопалатное Национальное законодательное Собрание осуществляло законодательную власть; административное деление страны на кантоны (районы), дистрикты (округа), департаменты; формирование местной администрации на выборной основе.
  3. Деление всех граждан на активных (имеющих избирательное право) и пассивных (не имеющих избирательного права) избирателей.

В результате принятия Конституции во Франции установилась конституционная монархия, которая носила дуалистический характер. На колонии Франции Конституция не распространялась.

Узаконив новый порядок, Учредительное Собрание свою миссию посчитало выполненной.

Установление якобинской диктатуры. Конституция 1793 года

В результате восстания 10 августа 1792 года к власти пришла средняя и мелкая торгово-промышленная буржуазия. Был создан новый представительный орган Национальный Конвент По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Национальная гвардия подробнее , в который вошли жирондисты и якобинцы. Конвент По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное правоотношение подробнее отменил выкуп поземельных повинностей, упразднил королевскую власть и объявил Францию республикой (в сентябре 1792 года). Во Франции была установлена Первая республика.

В результате восстания 1793 года к власти пришли якобинцы (представители мелкой буржуазии и городских низов). В результате была установлена якобинская диктатура. Якобинцы сокрушили остатки феодального строя и основы буржуазной демократии, приняли важные аграрные декреты, ввели систему государственных пособий и некоторые другие нормы. Законодательная власть принадлежала Национальному Конвенту, который стал постоянно действующим органом.

Комитет общественного спасения осуществлял исполнительную власть. Большую роль играл Комитет общественной безопасности По данной теме мы уже выполнили реферат Административно-правовой механизм обеспечения общественной безопасности подробнее , которому подчинялись революционные комитеты на местах и полиция. В системе органов якобинской диктатуры большое значение придавалось революционному трибуналу. Постепенно диктатура якобинцев стала превращаться в диктатуру Робеспьера По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Политические воззрения Якобинцев: Марат и Робеспьер подробнее .

24 июля 1793 года Конвент принял новую декларацию прав человека и гражданина и новую Конституцию, в которых определялись следующие положения:

Читайте также: