Государственный строй в древней месопотамии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В основная форма правления Месопотамии Это было через фигуру короля, который не властвовал над всем регионом, но был один на каждый город значительных размеров, управляющий им независимо и в соответствии со своими собственными моральными и религиозными принципами. Несмотря на эту кажущуюся независимость, города имели между собой определенные формальные структуры управления.

Месопотамия - это название, которое было дано региону, который сегодня включает Ирак и часть Сирии, он был домом для цивилизаций, таких как шумеры, вавилоняне и ассирийцы, поселившихся в разных городах-государствах, в которых они считались главным Вавилоном. и Ассирия.

Царь, фигура, обозначающая форму правления Месопотамии.

Записанная история Древней Месопотамии насчитывает более 3000 лет, до вторжения и завоевания Персидской империи в 539 году до нашей эры.

Преемственность власти осуществлялась в рамках одних и тех же монархических династий по наследству. В некоторых исследованиях рассматривается возможность наличия влиятельной фигуры, подчиненной или параллельной королю, который отвечал за управление и реализацию политики в городе.

В ранние периоды Месопотамии фигуре царя приписывались божественные качества, и он выступал в роли божества.

До падения последнего из месопотамских городов божественная фигура царя использовалась для запланированных политических и идеологических целей в обществе.

История и политическая эволюция Месопотамии

Шумерская цивилизация была первой, кто развил организованное общество в регионе. Изобретение клинописи сделало возможным официальную запись и поддержку государственных дел.

Шумерским правительствам приписывают первую форму бюрократии. С этого этапа, через первые основанные города-государства: Эа, Эриду, Кис, Лагас, Ума, Ур и Урук, фигура царя была утверждена как абсолютный правитель.

Расширение Шумерской империи позволило основать новые города и социальные порядки; письменность позволила не только зафиксировать эти рождения, но и развить иерархию власти.

Мобилизация и расселение кочевых групп, или великий миграционный поток арабов, были одним из первых признаков напряженности и конфликта, и что начнется долгий период завоеваний и навязывания новой политики.

Постоянные конфликты, с которыми сталкивались разные города-государства, привели к упадку Шумерской империи.

Пройдут столетия конфликтов, стычек и попыток некоторых городов или этнических групп навязать себя в этом регионе, пока не придет Хаммурапи на трон тогда еще маленького Вавилона.

Экспансионистская кампания, которую он инициировал, была успешной, и большинство существующих городов в Месопотамии смогли присоединиться к его империи.

Правление Хаммурапи длилось не более 100 лет, до наследования его сына и возможного падения Вавилона от рук другой культуры, Каситас.

Однако во время своего правления Хаммурапи объединил существующие кодексы до тех пор и составил свод законов, известный как Кодекс Хаммурапи, который был основан на принципе взаимности, чтобы иметь возможность выполнить совершенное преступление, назначив аналогичное наказание.

Структура управления

Концепция городов-государств сохранялась даже во времена Вавилонской империи, и под властью императора бывшие цари или правители разных городов стали восприниматься как администраторы этих регионов, подчиняясь высшей воле, если это необходимо.

На этом этапе развивалась своего рода примитивная демократия в том смысле, что она начинается с части власти, разделенной на институты, которые, хотя и не полностью определены, предлагали гражданам при определенных условиях возможность принимать чью-либо сторону при принятии некоторых политических решений.

Были сформированы небольшие собрания, но многие исследования подтверждают, что до сих пор трудно узнать о конкретных действиях и масштабах резолюций и гражданских проектов в городах-государствах Империи.

Гражданская власть

Некоторые действия, которые, как предполагалось, могли выполнять граждане:

1. Граждане могут в определенной степени выбирать, кого признать их представителем или верховным главнокомандующим.

3- Граждане могут образовывать гражданские органы с определенными правовыми функциями, признанными главным администратором города.

Эти функции позволяли им заниматься более мелкими вопросами, такими как наследование и распределение земли; трудовые споры и коммерческие споры; продажа рабов; раскрытие таких преступлений, как мошенничество и воровство; оплата долгов и организация общественных проектов.

4- Граждане имели право представлять свой город-государство на официальных мероприятиях и могли иметь некоторый контроль над коммунальными фондами.

5. Граждане сохраняли религиозную ответственность перед Империей и должны были выделить часть своей общинной организации для проведения церемоний.

Как и в случае с падением Шумерской империи, которое привело к изменениям в формах управления городами-государствами Месопотамии, постоянные восстания и навязывание одних регионов другим не позволили создать окончательную политическую структуру, которая могла бы противостоять уходу годы войн и вторжений и правителей.

Вторжение в Персидскую империю имело решающее значение для того, чтобы положить конец отказу от предыдущей модели и установить свою собственную, похоронив, таким образом, политическое поведение большого количества предыдущих цивилизаций, но которые уже начинали иметь аналогичные элементы, которые будут обнаружены гораздо позже в других формах правления. монархический или партиципаторный.

1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.

Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

2. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Стадо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Общественный строй Вавилонского государства

1. Рабство в Вавилоне

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

2. Свободное население Вавилона делилось на:

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

· первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

· далее следовали "редум", "баирум", "декум","лубуттум" - различного рода военнослужащие',

· в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие,

· высокое положение в обществе занимало чиновничество',

· низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Государственное устройство Вавилонии

1. Государственный строй

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

2. Судебное устройство

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия.

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат или отдававших это имущество внаем.


Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Государство и право зарубежных стран". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
  • 2. Древний мир. Догосударственные образования
  • 3. Государство и право Древнего Египта
  • 4. Древние государства Месопотамии
  • 5. Государство и право Древней Индии
  • 6. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае
  • 7. Становление государства и права в Античном мире

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Древние государства Месопотамии

1. Двуречье (южная территория между реками Тигр и Евфрат) в IV тыс. до н. э. оказалось очень выгодной для развития земледелия территорией: разлив рек обеспечивал плодородность земель, определял особый порядок проведения ирригационных работ. Поселения земледельцев разрастались, в общинах выстраивались большие храмы, жрецы которых по большей части занимались управлением селения.

2. Такие общинные поселения становились месопотамскими городами, в которых развивалось еще и ремесло. В III тыс. до н. э. их можно было считать городами-протогосударствами, в которых наблюдались социальное расслоение, различие между мелкими и крупными землевладельцами, даже применение рабского труда.

3. XXII–XX вв. до н. э. — правление III династии Ура, оказавшейся у власти в ходе сильнейшей борьбы месопотамских городов за независимость и периодических нашествий горных племен. Государство просуществовало вплоть до 2007 г. до н. э., распавшись в результате внутренних междоусобиц и под давлением эламитов. В период правления династии Ура централизация государства обеспечивалась профессиональной армией, царскими судами, руководствовавшимися Судебником Ур-Намму.

4. После многочисленных нашествий горных племен Вавилон вновь отстраивался. Так, в VII–VI вв. до н. э. Нововавилонское царство процветает. III в. до н. э. — время распада Вавилонского государства.

Крупное государство Ассирия в XV–XI вв. до н. э. развивалось за счет роста торговых связей, многочисленных караванных путей. Что же касается письменности и правовых норм, то они ассирийцами во многом были заимствованы у Вавилона. Одним из доказательств тому стали законы царства, изданные в XII в. до н. э., аналогичные Законам царя Хаммура пи — XVIII в. до н. э.

5. Структура общества месопотамских государств сложилась следующим образом:

✓ тамкары — ростовщики, торговцы, кредиторы — обладали достаточной свободой в торговой деятельности, выступали как торговые агенты, связывающие Вавилон, Сирию и другие государства, совершали крупные сделки, объединялись в организации, отчисляя, конечно же, часть своих доходов в царскую казну;

✓ редум, баирум — воины, получившие от царя за службу землю, которая была изъята из оборота и кормила их семьи. Все сделки считались ничтожными. Воинская служба была вечной. В число воинов входили лучники, пехота, особое место занимали отряды колесниц;

✓ ремесленники — обладали определенной степенью независимости, создавали союзы по профессии. Законы Хаммурапи особыми правами наделяли отца-усыновителя, чтобы он научил преемника своему ремеслу;

✓ свободные крестьяне — большая часть заработанного земледельцами изымалась как налог чиновниками шак-канаккум;

✓ рабы — древнейшие источники права, в частности, законы Ур-Намму, определяли награду в размере двух серебреников за возвращение беглого раба хозяину.

6. Рабский труд был распространен повсеместно, на нем основывалось практически все производство и земледелие. Следует отметить, что в древних государствах Месопотамии существовали различные способы получения статуса раба. Обнищавшие общинники-земледельцы становились зависимыми в царском хозяйстве.

Отец мог по желанию лишить сына и дочь наследства, а также продать их в рабство. Часто такое происходило, когда человек попадал в долговую кабалу и вынужден был продать сына храму или за границу.

7. С ростом городов-государств усилились царские суды. Царю принадлежало право помилования в случае смертного приговора. Царские наместники арестовывали, разыскивали преступников, вызывали в суд. Помимо судей выделяли полицейских, судебных гонцов, глашатаев.

Судебная власть контролировалась царем. Так, Законом Хаммурапи осуждались действия судьи, поменявшего свое решение, зафиксированное на глиняной табличке с печатью.

Читайте также: