Государственный строй третьей республики во франции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после военной катастрофы Наполеона III под Седаном) власть перешла в руки временного правительствапод руководством генерала Трошю, которое сумело заключить перемирие с немцами.

Еще 4 сентября 1870 г. восставшим народом в Париже была провозглашена республика,поэтому (разрешения о восстановлении монархии принято не было) республиканская форма правления была утверждена молчаливым согласием Учредительного собрания, во всяком случае на переходный период. Однако режим Третьей республики продержался во Франции вплоть до Второй мировой войны. Учредительным собранием в 1871 г. президентомбыл избран А. Тьер, первым делом раздавивший Парижскую коммуну. А. Тьер вел республиканскую политику, однако после его отставки в 1873 г. новым президентом (на 7 лет) был избран монархист маршал Мак-Магон После этого в течение долгого времени (вплоть до конца XX в.) французские президенты стали избираться именно на 7 лет.

Учредительное собрание заключило мир с Германией. Франция отдавала северо-восточному соседу Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить огромную контрибуцию.

Конституция Третьей республикибыла принята в 1875 г. как совокупность трех органических законов: об организации государственных властей, об организации Сената, об отношении государственных властей. Конституция Франции 1875 г. была очень небольшой по объему, не затрагивала многие важнейшие государственно-правовые вопросы (например, права граждан).

Указание на республиканскую форму правленияв основном законе было принято Национальным собранием большинством лишь в один голос, глава государства стал называться президентом республики.

Президентареспублики выбирало (как и вносило поправки в Конституцию) Национальное собрание, состоявшее из депутатов обеих палат парламента. Полномочия президента Третьей республики были весьма обширны. Пост президента республики было запрещено замещать представителям правивших династий.

Члены Сенатане выбирались, а назначались пожизненно, по сложной многоступенчатой системе. Сенатору должно было быть не менее 40 лет.

В 1879 г. столица Франции была перенесена из Версаля обратно в Париж. С 1884 г. освободившиеся сенаторские вакансии стали замещаться на выборной основе.
ПАДЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ. РЕЖИМ ВИШИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

В феврале 1934 г. во Франции была предпринята попытка фашистского путча, в этой обстановке в 1936 г. на всеобщих парламентских выборах победу одержал Народный фронт – антифашистский блок левой направленности.

Третья республика пала в 1940 г.после поражения Франции в войне с фашистской Германией В 1940–1944 гг. большая (северная) часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупированной немцами зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна(с резиденцией в Виши),здесь де-юре действовали Конституция 1875 г. и законодательство Третьей республики.

В оппозицию к вишистскому режиму встал Комитет национального освобождения, сформированный из бежавших за пределы страны французских офицеров Сопротивления во главе с генералом Шарлем де Голлем(в 1944–1946 гг.), после свержения вишистского режима войсками антифашистской коалиции, выполнявший функции Временного правительства Французской республики.

В 1946 г. на референдуме была утверждена принятая Учредительным собранием Конституция Франции,установившая режим Четвертой республики.

Билет № 46. Образование Германской империи и ее государственный и общественный строй.

СОЗДАНИЕ СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА 1866 г. ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИЯ 1871 г

В 50-60-х гг. XIX в. Пруссия все явственнее захватывала роль лидера германского объединения В 1861 г. Союзным сеймом Германского союза было принято Общегерманское торговое уложение, разработанное на основе прусского проекта. В 1866 г. Пруссия одержала верх над Австрией в ходе открытого военного противостояния. Германский союз был преобразован в Северо-Германский союз, президентом которого стал прусский король. Законодательный орган – Общесоюзный рейхстаг,формируемый на основе всеобщего избирательного права. В 1871 г.после разгрома Франции Северо-Германский союз был преобразован в Германскую империю, императором которой стал прусский король, в том же году была принята имперская Конституция Германииво многом учитывавшая опыт Франкфуртской Конституции 1849 г.

Законодательные полномочияпо вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и некоторые другие были переданы имперскому парламенту, состоявшему из бундесрата и рейхстага. Бундесрат (союзный совет)был призван стоять на страже интересов субъектов федерации, которые, однако, были представлены в нем не одинаково (господствующее положение занимала Пруссия).

Президентствов Союзе было закреплено за прусским королем – германским императором. Он назначал должностных лиц империи, прежде всего канцлера; созывал, закрывал и распускал бундесрат и рейхстаг; с согласия бундесрата решал вопросы войны и мира, заключал договоры и пр. Монарх давал согласие бундесрату на роспуск рейхстага.

Имперским канцлеромобычно был министр-президент Пруссии (в 1862–1890 гг. этот пост занимал Отто фон Бисмарк, бессменный глава прусского правительства). Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата, его полномочия были весьма обширны Имперский канцлер не был подотчетен парламенту, политическую ответственность он нес лишь перед германским императором.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь канцлерской контрасигнатурой(в определенных случаях). Бесконтрольность императора и имперского канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата (имевшего право законодательного вето) с его прусским большинством.

Всеобще избираемый (с существенными ограничениями) рейхстагв значительной степени находился под контролем императора. Все законы, принятые рейхстагом, должны были утверждаться послушным монарху бундесратом.

Билет № 47. Революция Мейдзи и образование буржуазного государства Японии. Конституция 1889 г.

В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства: связанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Японский кабинет министров (правительство)того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламентсостоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членовпалаты пэровна семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов– избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управлениенаходилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после военной катастрофы Наполеона III под Седаном) власть перешла в руки временного правительствапод руководством генерала Трошю, которое сумело заключить перемирие с немцами.

Еще 4 сентября 1870 г. восставшим народом в Париже была провозглашена республика,поэтому (разрешения о восстановлении монархии принято не было) республиканская форма правления была утверждена молчаливым согласием Учредительного собрания, во всяком случае на переходный период. Однако режим Третьей республики продержался во Франции вплоть до Второй мировой войны. Учредительным собранием в 1871 г. президентомбыл избран А. Тьер, первым делом раздавивший Парижскую коммуну. А. Тьер вел республиканскую политику, однако после его отставки в 1873 г. новым президентом (на 7 лет) был избран монархист маршал Мак-Магон После этого в течение долгого времени (вплоть до конца XX в.) французские президенты стали избираться именно на 7 лет.

Учредительное собрание заключило мир с Германией. Франция отдавала северо-восточному соседу Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить огромную контрибуцию.

Конституция Третьей республикибыла принята в 1875 г. как совокупность трех органических законов: об организации государственных властей, об организации Сената, об отношении государственных властей. Конституция Франции 1875 г. была очень небольшой по объему, не затрагивала многие важнейшие государственно-правовые вопросы (например, права граждан).

Указание на республиканскую форму правленияв основном законе было принято Национальным собранием большинством лишь в один голос, глава государства стал называться президентом республики.

Президентареспублики выбирало (как и вносило поправки в Конституцию) Национальное собрание, состоявшее из депутатов обеих палат парламента. Полномочия президента Третьей республики были весьма обширны. Пост президента республики было запрещено замещать представителям правивших династий.

Члены Сенатане выбирались, а назначались пожизненно, по сложной многоступенчатой системе. Сенатору должно было быть не менее 40 лет.

В 1879 г. столица Франции была перенесена из Версаля обратно в Париж. С 1884 г. освободившиеся сенаторские вакансии стали замещаться на выборной основе.
ПАДЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ. РЕЖИМ ВИШИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

В феврале 1934 г. во Франции была предпринята попытка фашистского путча, в этой обстановке в 1936 г. на всеобщих парламентских выборах победу одержал Народный фронт – антифашистский блок левой направленности.

Третья республика пала в 1940 г.после поражения Франции в войне с фашистской Германией В 1940–1944 гг. большая (северная) часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупированной немцами зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна(с резиденцией в Виши),здесь де-юре действовали Конституция 1875 г. и законодательство Третьей республики.

В оппозицию к вишистскому режиму встал Комитет национального освобождения, сформированный из бежавших за пределы страны французских офицеров Сопротивления во главе с генералом Шарлем де Голлем(в 1944–1946 гг.), после свержения вишистского режима войсками антифашистской коалиции, выполнявший функции Временного правительства Французской республики.

В 1946 г. на референдуме была утверждена принятая Учредительным собранием Конституция Франции,установившая режим Четвертой республики.

Билет № 46. Образование Германской империи и ее государственный и общественный строй.

СОЗДАНИЕ СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА 1866 г. ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИЯ 1871 г

В 50-60-х гг. XIX в. Пруссия все явственнее захватывала роль лидера германского объединения В 1861 г. Союзным сеймом Германского союза было принято Общегерманское торговое уложение, разработанное на основе прусского проекта. В 1866 г. Пруссия одержала верх над Австрией в ходе открытого военного противостояния. Германский союз был преобразован в Северо-Германский союз, президентом которого стал прусский король. Законодательный орган – Общесоюзный рейхстаг,формируемый на основе всеобщего избирательного права. В 1871 г.после разгрома Франции Северо-Германский союз был преобразован в Германскую империю, императором которой стал прусский король, в том же году была принята имперская Конституция Германииво многом учитывавшая опыт Франкфуртской Конституции 1849 г.

Законодательные полномочияпо вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и некоторые другие были переданы имперскому парламенту, состоявшему из бундесрата и рейхстага. Бундесрат (союзный совет)был призван стоять на страже интересов субъектов федерации, которые, однако, были представлены в нем не одинаково (господствующее положение занимала Пруссия).

Президентствов Союзе было закреплено за прусским королем – германским императором. Он назначал должностных лиц империи, прежде всего канцлера; созывал, закрывал и распускал бундесрат и рейхстаг; с согласия бундесрата решал вопросы войны и мира, заключал договоры и пр. Монарх давал согласие бундесрату на роспуск рейхстага.

Имперским канцлеромобычно был министр-президент Пруссии (в 1862–1890 гг. этот пост занимал Отто фон Бисмарк, бессменный глава прусского правительства). Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата, его полномочия были весьма обширны Имперский канцлер не был подотчетен парламенту, политическую ответственность он нес лишь перед германским императором.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь канцлерской контрасигнатурой(в определенных случаях). Бесконтрольность императора и имперского канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата (имевшего право законодательного вето) с его прусским большинством.

Всеобще избираемый (с существенными ограничениями) рейхстагв значительной степени находился под контролем императора. Все законы, принятые рейхстагом, должны были утверждаться послушным монарху бундесратом.

Билет № 47. Революция Мейдзи и образование буржуазного государства Японии. Конституция 1889 г.

В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства: связанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Японский кабинет министров (правительство)того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламентсостоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членовпалаты пэровна семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов– избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управлениенаходилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

Все предметы / Право и юриспруденция / Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г.

Предпосылки и история установления Третьей республики

Третья республика - это. буржуазно-демократический режим во Франции в период с 1870 по 1940 год.

В 1870 году было избрано Национальное собрание По данной теме мы уже выполнили реферат Национальное собрание, его полномочия. Партийная система современной Франции подробнее , основная цель которого заключалась в утверждении условий мира с Германией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее . До 1875 года в Национальном собрании продолжалась борьба республиканцев и монархистов.

Политическая обстановка в стране после падения Парижской коммуны отличалась усилением реакции во всех направлениях и жестоким террором. До 1876 года во Франции действовали военно-полевые суды, которые в огромном количестве приговаривали к смертной казни участников Коммуны. Национальное собрание отменило все демократические устремления Коммуны.

Законодательное оформление Третьей республики Франции происходит в 1785 году:

Готовые работы на аналогичную тему

Все три закона отличала особая краткость. По сути отказ от традиционной Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее позволил монархистам не вносить в нее вводную часть, закрепляющую принципы республиканского строя. Ни один из трех законов не содержал никакого намека на хоть какие-нибудь демократические права или свободы.

Конституция Третьей республики (1875 г.)

Конституцию Третьей республики можно охарактеризовать, как документ, который внес принципы конституционной монархии в общее республиканское устройство послереволюционного государства.

Особенности ветвей власти по Конституции 1875 года:

  • Законодательная власть. Принадлежала Сенату и Палате депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее . Обе палаты при определенных ситуациях (выборы Президента, принятие поправок к Конституции) могли объединятся и заседать общим Национальным собранием. Сенат выступал основой для перехода к монархической форме правления.
  • Исполнительная власть. Возлагалась на Президента республики и министров. Президента избирало Национальное собрание сроком на 7 лет, он мог переизбираться неограниченное количество раз. Министры подписывали издаваемые Президентом акты (контрассигнация), несли конституционную солидарную, или коллегиальную ответственность за политику правительства, а персональную ответственность – за издаваемые министерствами акты.
  • Судебная власть. Президент республики являлся гарантом независимости судебных органов. Он назначал прокуроров и судей. Президент возглавлял Высший совет магистратуры По данной теме мы уже выполнили реферат Высший Арбитражный суд подробнее , особый двухпалатный орган. Министр юстиции был его заместителем. Одна из палат могла давать рекомендации относительно назначения председателя Апелляционного суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судебная жалоба и исполнительная власть подробнее , членов Кассационного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Кассационное производство подробнее , председателей судов высшей инстанции. Другая палата давала заключения о назначении прокуроров, о дисциплинарных санкциях в их отношении.

Полномочия Президента по Конституции 1875 г.:

  • являлся главой государства;
  • руководил всей внешней и внутренней политикой государства;
  • являлся председателем Совета министров, назначал министров;
  • обладал правом законодательной инициативы, мог обратиться к парламенту с мотивированным посланием о новом обсуждении закона (так называемое, отлагательное вето);
  • имел право роспуска нижней палаты с согласия Сената;
  • обладал правом помилования, мог предоставить защиту любому члену правительства, если возникали недовольства со стороны законодательной власти.

Конституция 1875 года не отображала, в чем выражается политическая ответственность, как парламент мог повлиять на смену правительства. Президент за свои действия политической ответственности не нес, но являлся лицом конституционно ответственным, поэтому мог быть обвинен Палатой депутатов в измене и судим Сенатом.

В Конституции 1875 года не отображены вопросы правового положения судей, органов местной власти, вотирования бюджета. Система судебных и местных органов власти практически полностью была заимствована из Конституций 1848 и 1852 гг.

Важные поправки и дополнения к Конституции 1875 года были приняты в 1884 году. Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Правившие во Франции члены династий были лишены права избираться на пост Президента. Данные поправки окончательно закрепили в государстве республиканский строй.

Особенности законодательной власти

В соответствии с Конституцией 1875 года Сенат мог формироваться двояко: пожизненно назначались 75 человек. 225 человек избирались сроком на 9 лет по департаментам коллегиями выборщиков. Сенат каждые три года обновлялся на треть. В Сенат могли попасть только лица, достигшие 40 лет. Сенат обладал равными правами в области законодательства (исключение составляли финансовые законы) с нижней палатой. У Сената были особые полномочия: юрисдикция специального суда для рассмотрения правонарушений, совершенных министрами или Президентом, по предъявленному Палатой депутатов обвинению (своеобразный импичмент); для рассмотрения отдельных категорий политических преступлений, которые могли стать угрозой безопасности и целостности государства.

Для роспуска Палаты депутатов Президентом до истечения сроков ее полномочий необходимо было согласие Сената. В 1884 году был изменен порядок комплектования Сената, осуществлен переход к выборам сенаторов на определенный срок, а не пожизненно. Это нововведение вводилось постепенно, когда замещались те сенаторы, которые были пожизненными, то есть избранные первоначально 75 сенаторов продолжали осуществлять свои полномочия до смерти.

Палата депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Политическая сфера жизни общества подробнее включала 600 человек, которые избирались всеобщим голосованием на 4 года.

Ни один из конституционных законов не содержал нормы, которые регулировали избирательное право. Законодательным путем было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года). В выборах не могли принимать участие военнослужащие, женщины, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев, основная часть населения колоний. Избирательным правом во Франции могли пользоваться 12 млн. (из 40 млн.).

Законодательной инициативой обладала Палата депутатов, которая могла принимать законы, осуществляла контроль над работой министров вследствие подачи запросов и др. К исключительным полномочиям Палаты депутатов относилось первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов.

Благодаря обладанию законодательной властью Сенат стал органом, сдерживающим радикальные устремления нижней палаты.

В результате франко-прусской войны Наполеон III и его армия под Седаном сдались в плен. 3 сентября 1870 г. в Париже начались протесты, которые закончились 4 сентября низложением французского императора и созданием временного правительства. Толпа провозгласила республику.

Правительство народной обороны сумело организовать несколько армий, оборонявших Париж в связи с наступлением немецкой армии.

Новое правительство приняло ряд законов в интересах населения, например, предоставило отсрочку уплаты квартирных денег и взысканий по векселям в Париже.

Капитуляция Франции и новая власть

27 октября 1870 г. 120-тысячная армия во главе с Базеном капитулировала. 31 октября в Париже началось восстание. Инсургенты захватили ратушу и членов правительства, но вскоре были оттеснены гвардией.

28 января 1871 г. Париж капитулировал. Решением Правительства народной обороны 8 февраля прошло избрание Национального собрания. Разрешение на этот шаг дали немцы. Победили представители радикальной демократии.

Правительство народной обороны прекратило свою деятельность. Верховная власть передавалась Национальному собранию. Срок его полномочий не определялся. Собрание должно было восстановить порядок в стране и решить вопрос о форме правления.

17 февраля 1871 г. Национальное собрание поставило во главе исполнительной власти А. Тьера, кандидатура которого стала компромиссом разных политических сил.

Парижская коммуна

15 марта 1871 г. Тьер приказал захватить пушки национальной гвардии на Монмартре. Началось восстание. Армия в столице поддержала мятежников.

10 мая 1871 г. был подписан Франкфуртский мир с Германией, по которому Франция отдала Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить пять миллиардов контрибуции.

Во многих промышленных центрах восстания сторонников коммун легко подавили. На Париж двинулась 130-тысячная армия в составе бывших военнопленных. В итоге 21 мая 1871 г. войска вступили в Париж. 28 мая версальцы захватили контроль над Парижем. Приступили к работе военные суды. Было осуждено более 13 тыс. человек, из них 7500 человек сослали, 21 человека расстреляли.

Новая Франция и ее президенты в XIX в.

10 августа 1871 г. был принят закон о генеральных советах, в 1872 г. – закон о государственном совете. С 31 августа 1871 г. во Франции появилась должность президента республики (вместо главы исполнительной власти), избиравшегося на три года.

Меры Тьера: иностранные займы, увеличение или введение новых налогов на спички, бумагу, железнодорожные билеты, клубы, бильярды и т. д.; упразднение национальной гвардии, введение всеобщей воинской повинности по прусскому образцу.

Меры Мак-Магона (1873 – 1879): реставрация монархии, ограничение свободы печати и народных собраний, предоставление полной свободы съездам духовенства, принятие конституции (1875), борьба с республиканцами.

Меры Греви (1879 – 1887): укрепление республики, полная амнистия коммунаров (1880), частичный пересмотр конституции (1884), рост колониальной политики, борьба с клерикализмом, закон о печати (1881), закон об избрании мэров небольших городов (1882).

Меры Карно и Казимир-Перье (1887 – 1895): попытки выхода из экономического кризиса, отмена системы scrutin de liste, введена система выборов по округам, закон 1892 г. о труде женщин и детей на фабриках.

Падение республики

3 сентября 1939 г. Франция объявила войну Германии. 10 мая 1940 г. Германия начала вторжение в Бельгию, Нидерланды и Францию. В начале июня правительство бежало из Парижа. 14 июня Германия оккупировала Париж. Правительство премьер-министра П. Рейно отправлено в отставку.

22 июня 1940 г. в местечке Компьен было заключено франко-германское перемирие; оккупировались 2/3 территории Франции, демобилизовывались армия и флот. 25 июня последовало перемирие с Италией, оккупировавшей 800 км2 французской территории.

10 июля в г. Виши французский парламент передал власть Ф. Петену, а законный президент Франции А. Лебрен был низложен. Была аннулирована Конституция Франции 1875 г. Упразднялись должности премьер-министра и президента. 11 июля Ф. Петен распустил парламент. Третья Французская республика пала.

После поражения Парижской Коммуны захватившая власть крупная буржуазия не торопилась с созданием республиканских учреждений. Сформированное еще до Парижской Коммуны Национальное собрание было консервативным и только в 1875 г. оно провозгласило себя Учредительным собранием и приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию Франции: закон об организации государственных властей, закон об организации сената, закон об отношениях государственных властей.

В законах ничего не говорилось о суверенитете народа и термин "республика" не применялся. Во Франции утвердился смешанный парламентско-президентский строй. Законодательной властью обладали одновременно две палаты -Палата депутатов и Сенат. Нижняя палата депутатов избиралась на 4 года на основе прямых выборов при тайном голосовании. Не имели права голосовать женщины, военнослужащие и те, кто жил в данной местности менее полугода. Выборы проводились по мажоритарной системе в два тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набрал более 50 % голосов избирателей в округе. Если ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, то проводился второй тур голосования. Избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами.

Верхняя палата - Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования и др. Палаты обладали правом законодательной инициативы. Однако бюджетные законы первоначально принимались палатой депутатов. Верховную власть осуществляли обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию.

Глава государства - президент избирался на соединенном заседании палат тайным голосованием сроком на 7 лет, мог переизбираться на следующий срок. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, с согласия Сената распустить палату депутатов. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие государственные должности. Он имел право помилования. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра. Президенту было предоставлено право заключения и ратификации международных договоров. Но без согласия палат ему не разрешалось объявлять войну. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты.

Сенат мог преобразовываться в Верховный суд над президентом, министрами и другими должностными лицами.Министров назначал президент, и они были солидарно ответственны перед парламентом. Органические законы 1875 г. являлись достижением по сравнению с Конституцией II империи, так как они оформили республиканский строй. Но в них ничего не говорилось о правах человека и гражданина. Следовательно, Основной закон 1875 г. менее демократичен по сравнению с конституциями 1793 и 1848 гг. В последующие годы в конституцию 1875 г. были внесены отдельные изменения. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правления. Была упразднена категория несменяемых сенаторов. Всех их отныне избирала коммуна. Члены ранее правивших во Франции династий отныне не могли претендовать на пост президента республики. В первой половине XX в. во Франции наблюдалось падение роли президента и возрастание влияния парламента и правительства. Полномочия президента были сведены к представительским функциям главы государства.

Взаимоотношения палат парламента также несколько изменилось в пользу демократически избираемой палаты депутатов. Высшие органы государственной власти комплектовались на многопартийной основе. Определенные изменения произошли и в системе местного управления. Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. В кантонах не было органов местного самоуправления. В коммунах избирали муниципальный Совет, который возглавлял мэр. Французские колонии управлялись губернаторами, чиновничье-бюрократический аппарат которых формировался из столичных и местных чиновников из племенной знати. Государственный строй III Республики во Франции, юридически закрепленный в законах 1875 г., просуществовал до начала II мировой войны.

Читайте также: