Государственный строй пятой республики во франции кратко

Обновлено: 28.06.2024

Пятая республика во Франции неофициальное название имеющей соответствующую редакцию Конституции государства.

  • Первая Республика от дня свержения короля Людовика XVI 21 сентября 1792 года
  • Вторая с 1848 по 1852, далее до 1870 была империя, где правил известный Луи Наполеон Бонапарт
  • 1870 года по 1914 год Франция называется Третьей Республикой
  • с 1945 по 1958 год четвертая Французская Республика.

Политические институты Франции

Пятая республика во Франции была создана в 1958 году во время острого политического кризиса, спровоцированного войной в Алжире, которую развязало правительство 4 республики в 1954 году. Пятая республика во Франции накопила опыт предыдущих четырёх и их конституционных традиций. Имеет более простую геополитическую динамику чем страны Великобритании.

Конституция 1958 года состоит из вступления, заголовков, которые точно описывают саму сущность государства, политические институты и функционирование этих институтов.

Институтами являются: Президент республики, Правительство, Парламент, Конституционный Совет1, Высший суд, Экономический и Социальный Совет.

Исполнительная власть осуществляется президентом республики и правительством. В соответствии с Конституцией, именно правительству надлежит проводить и определять политику государства. Парламент может только осуществлять контроль.

Глава французского государства

С момента принятия реформы референдумом от 25 октября 1962 года президент республики избирается на 7 лет всеобщими прямыми выборами. Глава французского государства смотрит за Конституцией, гарантирует независимость и территориальную неприкосновенность.
Президент обладает следующими полномочиями:

  • назначает премьер-министра и по его предложению других членов правительства.
  • ратифицирует законы и может выносить на референдум весь законопроект, направленный на организацию органов государственной власти.
  • посоветовавшись с премьер-министром и председателями Ассамблеи, он может провозгласить роспуск Национальной Ассамблеи.
  • согласно национальному плану, он руководит Советом министров, подписывает постановления и указы, представленные на рассмотрение Советом министров.
  • в международных делах наделяет полномочиями государственных послов, также назначает зарубежных послов.
  • обсуждает и ратифицирует договоры.
  • в определенных случаях (статья 16) принимает необходимые меры, вызванные обстоятельствами.
  • президент является главой вооружённых сил, и в этом качестве он может давать распоряжения по применению ядерного оружия.

Президент несёт ответственность за действия, совершённые при исполнении своих служебных обязанностей, только в случае государственной измены. Тогда Высший Суд выносит ему приговор.

Президент пятой республики Франции проживает в Елисейском дворце в Париже (улица Фобур Сент-Оноре).

пятая республика

Премьер-министр республики

Премьер-министр управляет действиями правительства, которое определяет, как уже было сказано выше, политику государства, которую он осуществляет. Наряду с президентом он несет главную ответственность за ведение политики Франции. Премьер-министр обеспечивает исполнение законов, назначает на военную и гражданскую службу, несет ответственность за национальную оборону.

Правительство состоит из министров, которые солидарно несут ответственность за правительственную политику. В частности, они должны защищать политику и интересы Франции на уровне европейских политических институтов. Каждую неделю они принимают участие в Совете Министров, где они должны высказывать своё мнение каждый раз, когда этого потребуют.

Премьер министр проживает в Матиньонском дворце в Париже (ул. Варенн, 57).

Матиньонский дворец

Законодательная власть республики

Законодательная власть осуществляется Парламентом, который насчитывает 2 палаты: Национальная Ассамблея и Сенат.

  • Национальная Ассамблея избирается всеобщим прямым голосованием на 5 лет среди граждан обоих полов в возрасте от 21 года. Она насчитывает 577 депутатов для столицы, заморских департаментов и территорий. Национальная Ассамблея заседает в Бурбонском дворце (ул. Университета, 126).
  • Сенат избирается на 9 лет всеобщим непрямым голосованием избирательной коллегией, в состав которой входят депутаты, члены генерального совета и их заместители. Он обновляется на треть каждые 3 года и насчитывает 319 сенаторов. Сенат заседает в Париже в Люксембургском дворце (ул. Вожирар, 15). Исполнение любого парламентского мандата несовместимо с правительственными функциями, с обязанностью конституционного совета, равно как и с функциями определенных профессий (например, обязанность главы предприятия или агентства недвижимости).

Функционирование Парламента

Парламент собирается каждый год на 2 очередных сессиях (октябрь-декабрь и апрель-июль). Он может быть созван на внеочередную сессию по постановлению президента, по требованию премьер министра или большинства депутатов, по приказу определенной даты.

Парламентская неприкосновенность

Ни одного члена парламента не могут преследовать, арестовывать или судить при выражении им мнения или голосовании, которое он осуществляет в рамках исполнения своих функций. Таким же образом, во время сессий ни одного члена парламента не могут преследовать или арестовывать по уголовным или исправительным делам, за исключением случая захвата на месте преступления при согласии Ассамблеи, в которую он входит.

Пятая Республика (фр. Cinquième République ) — вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года и продолжающего служить Франции и сегодня. Пятая Республика имеет наибольшую продолжительность среди всех конституционных режимов, существовавших во Франции начиная с Великой французской революции, за исключением Третьей республики.

Содержание

Рождение республики

Основанная Конституцией 1946 года, государственная власть, несмотря на все недостатки Третьей Республики и её бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности систему властвования: бессильный глава государства и всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. За 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 22 правительства, управлявшие страной в среднем по 6 месяцев, а во дворец Матиньон, резиденцию главы французского правительства, 12 раз приходил новый хозяин.

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

  • предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;
  • управление страной в течение 6 месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;
  • делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую конституцию.

Все эти условия были приняты и выполнены.

Новая конституция

Основные идеи новой конституции

Подготовка и принятие Конституции 1958 года

Президент Республики

Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вытаскивать её, в случае необходимости, из национального кризиса.

Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент.

Никто не будет отрицать, что главная функция, составляющая костяк полномочий Парламента, функция, которую делегирует Нация избранным ею народному представительству — это составление законов, другими словами, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит их в жизнь, издавая с этой целью регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их исполнение.

Несмотря на то, что Конституция требует обоюдного согласия Национального Собрания и Сената по тексту будущего закона, Правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетную смешанную комиссию, коей поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако, опять же, только Правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат Парламента, причём ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Наконец, Правительство вправе, после ещё одного чтения в каждой палате, обратиться к Национальному Собранию, чтобы оно приняло окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Проект или предложение закона принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если Правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным Собранием. Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним во основном тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса либо разделены трещиной разлада между палатами, либо когда народным представителям надо напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Новый порядок смещения Правительства. Да, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате — иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция ограждает Правительство кольцом преград на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:

  1. резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов по её внесении;
  2. при голосовании о выражении вотума недоверия подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, составляющих Национальное Собрание;
  3. депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;
  4. наконец, Премьер-министр, после обсуждения в Совете министров, может поставить перед Национальным Собранием вопрос о доверии к Правительству связи с голосованием по его программе, декларации об общей политики или парламентскому акту; и в этом случае, чтобы отказать Правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным Собранием резолюции порицания.

Если Правительству выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязывается статьей Конституцией вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

Конституционный Совет

Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие Президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета.

Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений. Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми Парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики. Правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке.

Сверх того, Конституционный Совет выполняет обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный Совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован Президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Конституционная практика Пятой Республики

Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей Нации.

Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний. В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — Президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Однако отличие от того и другого состоит в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие Нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего.

франция

Республиканский строй во Франции был впервые установлен в 1792 году, после свержения династии Бурбонов в ходе Французской революции. Ликвидация монархии и демократические идеи революции полностью изменили общество страны. Прожив несколько столетий под властью монархии, свободолюбивые французы стремились жить в демократическом государстве.

Республики во Франции

  • Первая республика была провозглашена в 1792 года и просуществовала до 1799 года, когда 9 ноября Наполеон Бонапарт установил собственную диктатуру военного характера;
  • Существование Второй Французской республики было очень коротким – с 1848 по 1852 гг. Учредительное собрание приняло в 1848 году Конституцию страны, которая закрепила за Францией название Второй республики;
  • Третья республика была установлена в 1870 году, и существовала вплоть до 1940 года, пав под натиском Вермахта Гитлера;
  • Четвертую республику Учредительное собрание провозгласило в 1946 году, одновременно с принятием новой Конституции страны (действовала до 1958 года). Президентом был избран Шарль де Голль;
  • Пятая республика во Франции появилась в 1958 году, и существует до сегодняшнего дня.

Предпосылки и причины установления V Республики

К основным причинам прекращения существования Четвертой республики и появления Пятой, относятся:

  • Непродуманная внешняя политика де Голля, втянувшего Францию в длительную войну во Вьетнаме. Вооруженный конфликт на полуострове Индокитай стала серьезным испытанием для общества и всей страны. В течение 8 лет по всей Франции происходили массовые выступления противников Вьетнамской войны и людей, выступавших за мир;
  • Недовольство граждан усилилось после вступления страны в военные и политические структуры Североатлантического альянса (НАТО);
  • Война во Вьетнаме стала тяжелым бременем для экономики страны. Правительство на этот конфликт потратило несколько миллиардов франков. Кроме того, война унесла жизни многих французов, что только усилило недовольство в обществе. В результате чего, де Голль приказал вывести французские войска из Камбоджи и Лаоса;
  • В первой половине 1950-х гг. сильное беспокойство Франции причиняла африканская колония Алжир. Население этой страны со второй половины 1940-х гг. постоянно требовало изменить статус государства, расширить автономные права. Но де Голль и правительство считали, что Алжир – неотъемлемая часть Франции. Согласно административному устройству страны, Алжир носила статус заморского департамента. Неудовлетворение желаний алжирцев стало причиной масштабного восстания за независимость. Вспыхнуло оно в 1954 году. Вооруженная борьба алжирцев была дополнена демонстрациями и митингами, которые постепенно распространились на французские территории. Когда восстания стали происходить на Корсике, то стало понятно, что во Франции зреет гражданская война. Очень высокой была вероятность государственного переворота. Начатые правительством военные действия против армии Алжира, приносили только смерти французов и гражданского населения колонии. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития и массовых беспорядков в стране, парламент страны наделил де Голля чрезвычайными полномочиями, избрав его главой французского правительства. Случилось этого 1 июня 1958 года.

Реформирование страны

Шарль де Голль сразу же начал готовить проект новой Конституции. Это ему позволяли полномочия и власть над Национальным собранием. 28 сентября 1958 года был проведен референдум, результатами которого стало принятие Конституции и провозглашение Пятой республики во Франции.

Основные положения Главного закона страны предусматривали:

  • Превращение Франции в президентскую республику, где глава страны имеет право определять векторы внешней и внутренней политики;
  • Президент самостоятельно назначал премьер-министра, без согласия парламента;
  • Глава государства имел право досрочно распустить Собрание;
  • Президент мог наложить вето на принятые законы;
  • Глава страны получил право незамедлительно перенять у госорганов все функции по управлению страной, если существует угроза войны, катастрофы, эпидемии и т.д.;
  • Уменьшение роли Собрания;
  • Появился Сенат, который перебрал на себя функции упраздненного Совета республики;
  • Депутаты Национального собрания не могли занимать другие госдолжности, участвовать в работе французских организаций и профсоюзных структурах.

Окончательное установление Пятой республики произошло после избрания в декабре 1958 года генерала Шарля де Голля президентом страны.

Таким образом, в течение июня-декабря 1958 г. во Франции происходило формирование нового республиканского строя страны. Установление Пятой республики и поддержка населения действий президента были направлены на то, чтобы вывести страну из кризиса, возрождения позиций на международной арене, снятия напряжения в обществе.

франция

Республиканский строй во Франции был впервые установлен в 1792 году, после свержения династии Бурбонов в ходе Французской революции. Ликвидация монархии и демократические идеи революции полностью изменили общество страны. Прожив несколько столетий под властью монархии, свободолюбивые французы стремились жить в демократическом государстве.

Республики во Франции

  • Первая республика была провозглашена в 1792 года и просуществовала до 1799 года, когда 9 ноября Наполеон Бонапарт установил собственную диктатуру военного характера;
  • Существование Второй Французской республики было очень коротким – с 1848 по 1852 гг. Учредительное собрание приняло в 1848 году Конституцию страны, которая закрепила за Францией название Второй республики;
  • Третья республика была установлена в 1870 году, и существовала вплоть до 1940 года, пав под натиском Вермахта Гитлера;
  • Четвертую республику Учредительное собрание провозгласило в 1946 году, одновременно с принятием новой Конституции страны (действовала до 1958 года). Президентом был избран Шарль де Голль;
  • Пятая республика во Франции появилась в 1958 году, и существует до сегодняшнего дня.

Предпосылки и причины установления V Республики

К основным причинам прекращения существования Четвертой республики и появления Пятой, относятся:

  • Непродуманная внешняя политика де Голля, втянувшего Францию в длительную войну во Вьетнаме. Вооруженный конфликт на полуострове Индокитай стала серьезным испытанием для общества и всей страны. В течение 8 лет по всей Франции происходили массовые выступления противников Вьетнамской войны и людей, выступавших за мир;
  • Недовольство граждан усилилось после вступления страны в военные и политические структуры Североатлантического альянса (НАТО);
  • Война во Вьетнаме стала тяжелым бременем для экономики страны. Правительство на этот конфликт потратило несколько миллиардов франков. Кроме того, война унесла жизни многих французов, что только усилило недовольство в обществе. В результате чего, де Голль приказал вывести французские войска из Камбоджи и Лаоса;
  • В первой половине 1950-х гг. сильное беспокойство Франции причиняла африканская колония Алжир. Население этой страны со второй половины 1940-х гг. постоянно требовало изменить статус государства, расширить автономные права. Но де Голль и правительство считали, что Алжир – неотъемлемая часть Франции. Согласно административному устройству страны, Алжир носила статус заморского департамента. Неудовлетворение желаний алжирцев стало причиной масштабного восстания за независимость. Вспыхнуло оно в 1954 году. Вооруженная борьба алжирцев была дополнена демонстрациями и митингами, которые постепенно распространились на французские территории. Когда восстания стали происходить на Корсике, то стало понятно, что во Франции зреет гражданская война. Очень высокой была вероятность государственного переворота. Начатые правительством военные действия против армии Алжира, приносили только смерти французов и гражданского населения колонии. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития и массовых беспорядков в стране, парламент страны наделил де Голля чрезвычайными полномочиями, избрав его главой французского правительства. Случилось этого 1 июня 1958 года.

Реформирование страны

Шарль де Голль сразу же начал готовить проект новой Конституции. Это ему позволяли полномочия и власть над Национальным собранием. 28 сентября 1958 года был проведен референдум, результатами которого стало принятие Конституции и провозглашение Пятой республики во Франции.

Основные положения Главного закона страны предусматривали:

  • Превращение Франции в президентскую республику, где глава страны имеет право определять векторы внешней и внутренней политики;
  • Президент самостоятельно назначал премьер-министра, без согласия парламента;
  • Глава государства имел право досрочно распустить Собрание;
  • Президент мог наложить вето на принятые законы;
  • Глава страны получил право незамедлительно перенять у госорганов все функции по управлению страной, если существует угроза войны, катастрофы, эпидемии и т.д.;
  • Уменьшение роли Собрания;
  • Появился Сенат, который перебрал на себя функции упраздненного Совета республики;
  • Депутаты Национального собрания не могли занимать другие госдолжности, участвовать в работе французских организаций и профсоюзных структурах.

Окончательное установление Пятой республики произошло после избрания в декабре 1958 года генерала Шарля де Голля президентом страны.

Таким образом, в течение июня-декабря 1958 г. во Франции происходило формирование нового республиканского строя страны. Установление Пятой республики и поддержка населения действий президента были направлены на то, чтобы вывести страну из кризиса, возрождения позиций на международной арене, снятия напряжения в обществе.

Читайте также: