Государственный переворот на украине 2014 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все началось 21 ноября 2013 года, когда Виктор Янукович решил заморозить переговоры об ассоциации с ЕС. Тысячи украинцев, возмущенные ложью властей, вышли на Майдан. Тогда никто еще не знал, что предстоит четыре месяца жестокой борьбы — не только с режимом Януковича, но и с его кремлевским покровителем. А для европейской интеграции понадобится полная смена власти и сотни смертей.

Студенты стали самой активной частью протестного движения. Попытки политиков возглавить процесс поначалу вызывали отторжение. 22-23 ноября Евромайданы начали появляться по всей стране. Вслед за этим появились и первые палатки, первые постановления судов о запрете акций, силовые разгоны и увольнения журналистов за правду о Майдане. В стране нарастала цензура.

  • Ложь и отказ от ЕС
  • Узурпация власти Януковичем и Семьей
  • Тотальная коррупция
  • Милицейский беспредел
  • Цензура и подавление гражданских свобод
  • Репрессии против оппозиции

Силовики били даже женщин и немногочисленных пожилых протестующих. Страшные кадры облетели мир. После этого стало понятно, что главный вопрос Майдана — полная смена власти, а не только евроинтеграция. На следующий день началась Революция Достоинства.

Разгон студентов поднял страну. Майдан начал создавать Самооборону, куда в течение недели записалось почти 4000 человек. 30 ноября на Михайловской площади до 100 тысяч человек. Главное требование — отставка президента. Один за другим от Януковича отворачиваются соратники и олигархи, распадаются фракции Партии Регионов в областях. Янукович теряет рычаги подавления протестов. Начинается затяжной период позиционной борьбы Майдана и власти. Команда Януковича пускает в ход все – похищения активистов, привлечение криминала и титушек для избиения демонстрантов, поджоги автомобилей и устрашение киевлян. Почти тотальная поддержка столицы снова становится решающим фактором революции. На Майдане начинается еженедельные воскресные вече. 1 и 8 декабря в центр Киева выходят от пятисот до восьмисот тысяч человек. 1 декабря Майдан берет под контроль КГГА, Дом Профсоюзов, Украинский Дом. Начинается сооружение баррикад по всему центру Киева и в правительственном квартале. 8 декабря в Киеве снесен памятник Ленину. Начался ленинопад по всей стране.

Власть проводит на Европейской площади свой митинг — не меньше 200 тысяч человек свезли со всей страны. К вечеру площадь пуста. В ночь с 10 на 11 декабря власть предпринимает попытку разгона. К пяти утра на площади 15 тысяч человек, к девяти — до 50 тысяч. Попытка штурма Майдана и КГГА отбита. Силовики вынуждены отступить. Янукович призывает Майдан к переговорам. Условие оппозиции: отпустить задержанных; уволить главу МВД; убрать силовиков с улиц. Европарламент принимает резолюцию в поддержку Евромайдана. Кабмин торгуется с РФ и ЕС, требуя миллиарды евро. Появляется новый метод протеста — Автомайдан. Активисты начинают блокировать автобусы силовиков, появляться под резиденциями людей Януковича. Ставка власти на игнорирование и вымораживание Майдана проваливается. Лидеры оппозиции ездят на круглые столы, но они не приносят результатов.

22 января в ходе разгона митинга на Грушевского силовики убивают выстрелами в голову и сердце Сергея Нигояна и Михаила Жизневского, публично издеваются над Михаилом Гаврилюком. Вскоре в больнице скончался Роман Сеник. США вводят санкции. Майдан захватывает Минагрополитики, Минэнерго, Минюст. Два последних под угрозой введения ЧП освобождают. 28 января премьер Николай Азаров подает в отставку. Рада отменяет скандальные законы и принимает закон об амнистии. Начинается отсчет 15 дней, отведенных Майдану на освобождение зданий, чтобы амнистия вступила в силу.

Это не соревнование между Россией и США. Речь идет о желании получить основные свободы — свободу слова, свободу собраний, прозрачные и честные выборы, фундаментальные права. Но Путин имеет другой взгляд по этим вопросам.

Горжусь украинцами. В России это невозможно. У нас уровень человеческого бесстрашия значительно ниже. Пусть учится Россия, как люди до последнего стоят.

На Майдане сейчас стоят тысячи людей — старенькие дедушки и бабушки, студенты, интеллигентные женщины в дорогих пальто, священники, люди разной веры и национальности. Эти люди готовы стоять до последнего. Потому что им важно их достоинство. Вы всех хотите их уничтожить?

20 февраля силовикам выдают огнестрельное оружие и боевые патроны. Несколько групп снайперов открывают огонь по демонстрантам, которые пытаются продвинуться вверх по Интститутской к правительственному кварталу. Митингующих убивают точными выстрелами в голову и сердце. Самооборона и Правый сектор требуют от МВД прекратить огонь. Число жертв стремительно растет – 75 человек.

21 февраля в полночь лидеры оппозиции, при посредничестве политиков ЕС проводят переговоры с Януковичем. В результате подготовлено соглашение: досрочные выборы президента, парламента, а также возврат к Конституции 2004 года.

Площадь Независимости в Киеве, февраль 2014 года ТАСС/EPA/ALEXEY FURMAN

22 февраля 2014 года Верховная рада досрочно прекратила полномочия президента Украины Виктора Януковича. Авторы соответствующего законопроекта объяснили свое решение тем, что глава государства самоустранился от исполнения своих обязанностей и бежал с территории Украины "во избежание наказания за совершенные преступные действия против прав и свобод человека".

При этом, как отмечали многие наблюдатели, согласно конституции Украины, досрочное прекращение полномочий президента возможно лишь в случае его отставки, невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья, смещения с поста в порядке импичмента или смерти. Ни одно из этих условий не было соблюдено 22 февраля прошлого года. Однако это не помешало украинскому парламенту в тот же день назначить новую дату президентских выборов - 25 мая 2014 года. Победу на них одержал Петр Порошенко, но до того момента обязанности главы государства исполнял спикер Рады Александр Турчинов.

Как происходила смена власти в Киеве

21 февраля 2014 года на фоне массовых беспорядков в украинской столице, унесших жизни нескольких десятков человек, президент Виктор Янукович и лидеры оппозиции при посредничестве представителей Евросоюза и России подписали соглашение "Об урегулировании политического кризиса на Украине". Документ предусматривал возврат к конституции с поправками 2004 года, проведение досрочных выборов президента и формирование "правительства национального доверия", а также вывод сил правопорядка из центра Киева, прекращение насилия и сдачу оппозицией оружия. Однако договоренности, которые должны были стать ключом к разрешению острого внутреннего конфликта, так и остались лишь на бумаге.

Хроники

Как позднее рассказал президент РФ Владимир Путин, в тот же вечер состоялся его телефонный разговор с Бараком Обамой, который взял на себя обязательство способствовать исполнению подписанного в Киеве соглашения. Тогда же Янукович также по телефону сообщил Путину о своем намерении покинуть Киев и поехать в Харьков на конференцию.

"Не скрою, я выразил определенную озабоченность: стоит ли в такой ситуации покидать столицу? Он ответил, что считает возможным, поскольку есть документ, подписанный с оппозицией, и министры иностранных дел европейских стран выступили гарантами исполнения этой договоренности, - рассказал Путин. - Ну не скрою, я ему ответил, что я сомневаюсь, что все так будет хорошо, но это его дело". При этом российский президент посоветовал не выводить силы правопорядка из Киева. Однако Янукович все равно уехал и дал команду вывести милицию из Киева. "На следующий день, несмотря на все наши разговоры телефонные, несмотря на подписи министров иностранных дел, как только Янукович покинул Киев, произошел захват его администрации и здания правительства вооруженным путем", - констатировал Путин.

Его (Януковича. - ТАСС) назвали кровавым тираном и заявили, что он подлежит физическому уничтожению. Были сформированы группы по его поимке и реализации ливийского варианта. Он должен был, как Каддафи, погибнуть

По словам российского президента, далее события в Киеве начали развиваться очень бурно и быстро. "Там ведь были убийства, людей заживо сжигали. Зашли в офис Партии регионов, просто технических работников взяли убили там - и все, сожгли заживо в подвале, - напомнил Путин. - В таких условиях ему (Януковичу. - ТАСС) бессмысленно было возвращаться в Киев, все забыли о каких-то договоренностях с оппозицией под подписями министров иностранных дел, про наши разговоры по телефону"."Скажу откровенно, он попросил вывезти его в Россию, что мы и сделали", - заключил российский лидер.

Без звания экс-президента

Жизнь после власти: экс-президенты, вынужденные уехать из страны

4 февраля, всего за несколько дней до годовщины отстранения Януковича от должности,Верховная рада одобрила закон о лишении его звания президента. Такое решение было принято парламентом ;впервые в истории Украины. По мнению председателякомитета Совета федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса, этой инициативой Верховная рада признала факт антиконституционного государственного переворота.

"И должность, и звание президента он получил на всеобщих демократических выборах от народа Украины, - подчеркнул он. - Не Рада избрала его президентом - не ей и лишать его соответствующего звания". "Хотя современная политическая культура Украины, по всей видимости, не считает нужным с мнением народа считаться", - добавил парламентарий.

Янукович был свергнут в результате нелегитимного захвата власти в обход соглашений от 21 февраля 2014 года и был вынужден покинуть страну под угрозой физической расправы со стороны толпы националистов без какого-либо суда и следствия. Так что ссылки в постановлении Рады на то, что Янукович неконституционным способом самоустранился от выполнения полномочий президента Украины, мягко говоря, не соответствуют действительности

Как государственный переворот на Украине привел к гражданской войне

Первые законодательные инициативы новых властей в Киеве были связаны с ограничением прав русскоязычных жителей юго-востока Украины. Уже 23 февраля 2014 года, сразу после назначения Александра Турчинова исполняющим обязанности президента страны, был отменен закон, предусматривающий предоставление русскому языку статуса регионального в ряде областей страны. Через несколько недель Киевский окружной суд принял решение о запрете на трансляцию четырех российских каналов.

Сторонники федерализации в Луганске выдвинули ультиматум киевским властям

Эти события стали поводом для массовых протестов на юго-востоке Украины. В Днепропетровске, Донецке, Луганске, Харькове, Одессе и других городах состоялись масштабные митинги, участники которых выступили против политики новых властей. Одним из требований протестующих было проведение референдума о федерализации Украины и статусе русского языка.

30 марта 2014 года участники митинга в Харькове потребовали создать юго-восточную автономию из восьми областей Украины. "Предлагаем объединить силы юго-востока, создать координационный совет и единым фронтом выступить против путчистов", - отмечалось в их обращении. "Свое место в этом государстве мы видим в виде исторически сложившейся юго-восточной автономии", - заявили авторы документа.

7 апреля 2014 года в Донецке был создан Республиканский народный совет, который объявил о суверенитете Донецкой народной республики и принял решение о проведении 11 мая референдума по вопросам о создании федеративного государства, статусе региона и русского языка.

Донецк под обстрелом: последствия военных действий в городе и его окрестностях

В тот же день и. о. президента страны Александр Турчинов объявил о создании антикризисного штаба и начале "антитеррористических мероприятий". 15 апреля он сообщил уже о начале "силовой фазы" операции на востоке Украины. Начались первые вооруженные столкновения между отрядами ополченцев и подразделениями украинской армии и национальной гвардии, позднее переросшие в полномасштабную гражданскую войну. Силовые структуры Киева перешли от "полицейских операций" к полномасштабным боевым действиям с использованием тяжелой бронетехники и авиации.

По данным ООН на 3 февраля, всего в результате конфликта на Украине с середины апреля прошлого года погибли 5358 человек. Число раненых за этот же период достигло 12 235 человек. Свыше 1,5 млн человек стали вынужденными переселенцами. Из них более 920 тыс. - внутренне перемещенные лица, еще около 600 тыс. укрылись на территории соседних стран, главным образом в России.

В то же время, по данным немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, число погибших на востоке Украины в десять раз превышает официальные данные Киева.

Российские политики о февральских событиях в Киеве

"Нечестно и недостойно применять одни критерии для Гамбии, а другие - ко всем остальным"

Как сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, после переворота на Украине Россия предложилаГенассамблее ООН закрепить неприемлемость госпереворотов как средства смены власти. "Такие нормы действуют в Африканском союзе, в интеграционных объединениях Латинской Америки", - пояснил глава МИД РФ.

Сегодня в Киеве и Брюсселе, по сути, вернулись к тому, с чего и надо было начать: пошли на отсрочку применения тех самых положений соглашения об ассоциации с ЕС, подписание которых хотел отложить свергнутый президент Виктор Янукович. Цена этого запоздавшего почти на год решения - тысячи жизней, почти миллион беженцев и внутренне перемещенных лиц, развалившаяся экономика, гражданская война

"Приведу одну цитату: "США категорически осуждают любую попытку захвата власти неконституционным путем". Это сказано о попытке государственного переворота в Гамбии. Про Украину этого сказано не было, было сказано, что "народ восстал против ненавистного правительства", - отметил Лавров.

"Будет нечестно и недостойно применять одни критерии для Гамбии, а другие - ко всем остальным", - считает он.

"Это просто чистый цинизм"

Президент России Владимир Путин назвал лицемерием разговоры о правах человека, прикрывающие переворот на Украине. Он напомнил, что в свое время Россия "осудила государственный переворот, силовой захват власти в Киеве в феврале этого года". "И то, что мы видим сейчас на Украине, трагедия на юго-востоке полностью подтверждает правильность нашей позиции", - сказал он.

По мнению Путина, решения Януковича, связанные с доработкой договора об ассоциации с ЕС, "были сделаны в полном соответствии с конституционными полномочиями абсолютно легитимного и международно признанного главы государства". "Как в связи с этим можно было поддержать вооруженный захват власти, насилие, убийства? Как можно это поддержать, причем под лицемерные разговоры о защите международного права и прав человека? - заметил он. - Это просто чистый цинизм".

Американский след в событиях "майдана"

По словам заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, поддерживая оппозицию в Киеве, США подталкивали Украину к пропасти гражданской войны.

Венесуэла отказалась признавать власти Украины до проведения выборов

"Американские и натовские войска все ближе к порогу России, активничают США и на пространстве бывшего СССР. Последний пример - подталкивание к пропасти Украины через поддержку "майдана" и антиконституционного государственного переворота", - сказал он, выступая на совещании глав оборонных ведомств государств Южной и Юго-Восточной Азии.

На Украине, отметил замминистра обороны РФ, "вооруженным путем был отстранен от власти законно избранный президент". "Братская России страна была доведена до гражданской войны. Убиты тысячи людей", - подчеркнул он.

"Ни диалога, ни обещанной конституционной реформы"

Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, Москва с самого начала кризиса предупреждала, что "происшедшие на Украине прошлой зимой события - подталкиваемый грубым внешним вмешательством государственный переворот - выльются в глубокий раскол страны, преодолеть который можно будет только через общенациональный диалог с участием и при уважении прав и интересов всех регионов, политических сил и этнических групп".

Представитель госдепа США заявила, что Виктор Янукович

Постпред РФ при ООН напомнил, что эти принципы, "открывавшие реальный путь к мирному разрешению конфликта" на Украине, были 17 апреля согласованы на встрече с участием России, США, Украины и ЕС. "Но выполнены не были - не всем в ново-старой украинской элите, да и среди ее внешних спонсоров они пришлись по душе. Не состоялось ни диалога, ни обещанной конституционной реформы", - посетовал Чуркин.

16 сентября 2014 года фонд "Демократические инициативы" сообщил, что украинцы оценили 100 дней правления Петра Порошенко ниже, чем деятельность за тот же срок экс-президента Виктора Януковича.

Согласно информации фонда и Института социологии Национальной академии наук Украины (НАНУ), украинцы поставили президенту за работу 4,7 балла из возможных 10. При этом у Виктора Ющенко в первые 100 дней после избрания в 2005 году оценка деятельности составила 5,6 балла, а у Виктора Януковича в 2009 году - 5,1 балла.

Больше всего довольны президентом в западных и центральных регионах страны - 5,8 и 5,4 балла соответственно. Самая низкая оценка у Порошенко в Донбассе, где президент из 10 баллов получил 2,2.

Государственный переворот на Украине — силовой захват власти в Киеве прозападными националистическими и олигархическими силами, произошедший в феврале 2014 года, и сопровождавшийся более чем сотней жертв, а затем повлёкший националистический террор на Украине и войну на Донбассе с тысячами жертв. Силовой госпереворот стал следствием так называемого Евромайдана — площадной цветной революции, организованной при поддержке США.

К концу 2013 года государственность находящейся под властью олигархов и националистов Украины предельно деградировала. Началась серия событий, известная как украинский кризис.

Известный американский политолог, глава STRATFOR Джордж Фридман подтвердил, что февральские события на Украине — это профинансированный американцами госпереворот:

Содержание

Евромайдан

Евромайдан на Украине был спланирован и проспонсирован правительством США с целью разделить единый русский народ. Таким образом американцы пропагандируют русофобию на Украине и пользуясь этим, хотят захватить всю Россию и превратить русских людей в рабов.

Хроника событий

Предыстория

Февраль 2014

18 февраля 2014

19 февраля 2014

20 февраля 2014

21 февраля 2014


22 февраля 2014



Лидер партии УДАР Виталий Кличко, глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер и президент Украины Виктор Янукович (слева направо) после заседания по урегулированию кризиса на Украине.

Далее

Президент Янукович В. Я. 27 февраля 2014 года опубликовал свой последний Указ Президента Украины № 90/2014 от 27 февраля 2014 года, описывающий положение дел в стране.[48] В этот же день, находясь на территории России, публично попросил у российских властей политического убежища от захвативших власть в Киеве сторонников Евромайдана в связи с угрозой его жизни.[49]

Юридическая оценка переворота

Вопрос самоустранения от власти

  • 1. Установить, что Президент Украины В. Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и является не выполняющим свои обязанности.
  • 2. Согласно пункту 7 части первой статьи 85 Конституции Украины назначить внеочередные выборы Президента Украины на 25 мая 2014 года.
  • 3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Этим Верховная Рада нарушила Конституцию Украины [1] . Так в статье 108 прописаны 4 основания, согласно которым по закону досрочно прекращаются полномочия президента Украины:

Сейчас данная статья написана несколько по другому — законом № 879-VII от 13 марта 2014 года внесена правка, согласно которой внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с принятием соответствующего постановления Верховной Рады Украины. Данная правка не действовала на момент принятия постановления от 22 февраля 2014 года, к тому же она превратила институт президента Украины в в своеобразную марионеточную декорацию политического режима[50].

Основание Описание Комментарий
Отставка
(статья 109)
Вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины. Янукович нигде не заявлял что он уходит в отставку, а наоборот отстаивал обратное[51][52]
Невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья
(статья 110)
Должна быть установлена ​​на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины — по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения. Ничего такого и близко не было
Смерть
(статья 108.4)
Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:…4) смерти Несмотря на попытки покушения[53][54] обошлось без этого

По идее акт самоустранения полагалось рассмотреть как преступление, способное стать основанием для объявления импичмента. Конституция Украины закрепляет это право за Верховной Радой (статьи 85.10 и 111) и четко регламентирует процедуру импичмента.

  • Вопрос о смещении — инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для проведения расследования Верховная Рада Украины должна создать специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
  • Решение о смещении — принимается принимается Верховной Радой Украины не менее чем 3/4 ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления.

Как известно, ничего из этого в отношении Януковича Верховная Рада не приняла и не совершила. Равно как не было заявления об отставке, признания неспособности выполнять обязанности по болезни и даже смерти.

Назначение и. о. президента

23 февраля 2014 года — спикер Верховной Рады А. В. Турчинов подписал постановление № 764-VII, по которому он был назначен и. о. президента Украины.

1. Возложить на Председателя Верховной Рады Украины Турчинова Александра Валентиновича исполнение им обязанностей Президента Украины в соответствии со статьей 112 Конституции Украины.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Верховной Рады Украины

Данное постановление Верховной Рады принято в нарушение упомянутой в нем статьи 112, согласно которой:

Из выше написанного мы знаем, что действия Верховной Рады не соответствовали статьям 108—111 Конституции Украины, что уже делает назначение Турчинова незаконным, как и его действия на посту и. о. главы государства, а также проведение выборов президента 25 мая 2014 года.

А. В. Турчинов в феврале 2014 года не занимал должность ни премьер-министра, ни вице-премьер-министра, ни первого вице-премьер-министра Украины — поэтому аппелирование Верховной Рады при его назначении на должность и. о. президента Украины к 112 статье Конституции выглядит нелепым, потому что ей не соответствует.

Полномочия и. о. президента

1. Уполномочить исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины Турчинова А.В. на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, на период до осуществления соответствующих полномочий Президента Украины.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Верховной Рады Украины

м. Киев 25 февраля 2014

Данное постановление также является незаконным, ввиду незаконного смещения Януковича и незаконного назначения Турчинова и. о. президента Украины, о чем было написано выше.

Председателю Верховной Рады Украины Турчинову, исполняющему обязанности Президента Украины, предоставлено полномочие на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, что на основании вышеизложенного также не соответствует Конституции Украины. Статья 112 запрещает и. о. президента совершать следующие действия:

  • вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
  • назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
  • назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
  • назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
  • совершать помилование.

Внесение изменений в Конституцию

Верховная Рада, как единственный орган законодательной власти на Украине, вправе реализовывать только те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению, а также по пункту 4.2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2004 от 7 апреля 2004 года по делу о Координационном Комитете.

На необходимость соблюдения положений Конституции при внесении в нее изменений указывал ПАСЕ в своих резолюциях:

  • Резолюция ПАСЕ № 1346 (2003)
  • Резолюция ПАСЕ № 1364 (2004)
  • Резолюция ПАСЕ № 1466 (2005)

Смещение судей Конституционного суда

В данном случае Рада превысила свои полномочия, прописанные в Конституции, а именно: у нее нет права давать указания органам прокуратуры. А увольнение судей было совершенно:

  • Без проведения всесторонней объективной проверки обстоятельств, способных свидетельствовать о нарушении присяги судьи Конституционного Суда
  • При отказе судьям в праве дать пояснения или даже высказать свою позицию относительно тех обстоятельств, на основании которых было принято решение об их увольнении.

Все это прямое нарушение Европейской хартии о статусе судьей, а точнее пункта 5.1 раздела Ответсвенность:

На это положение Хартии, а также прочие документы ссылается и Конституционный Суд РФ в своем заявлении от 28 февраля 2014 года[56], согласно которому:

  • Судья не обладает индульгенцией (иммунитетом) относительно возможного привлечения к юридической отвественности, в том числе и досрочного прекращения полномочий.
  • Судья может стать субъектом ответственности лишь:
  • Судебные органы независимы, их независимость гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны
  • Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов
  • Каждое государство-член ООН обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.
  • Ветви исполнительной или законодательной власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут поставить под угрозу независимость судей
  • Полномочия назначенных судей не могут быть прекращены без веских на то оснований до достижения такими судьями предельного возраста; такие основания (а они должны точно определяться законом) могут применяться в странах, где судьи избираются на определенный срок, или могут быть связаны с неспособностью судьи осуществлять свои функции, совершением уголовно наказуемых деяний или с серьезными нарушениями дисциплинарных правил

Кадровые изменения

Примечательна история с изменением статьи 112 Конституции Украины. Вот ее текст в редации 2013 года:

То есть и. о. президента не имеет права на совершение следующих действий:

  • вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
  • назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
  • назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
  • назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
  • совершать помилование

21 февраля 2014 года в статью внесли изменения и заменили Премьер-Министра на Председателя Верховной Рады Украины. Он также не может осуществлять ряд полномочий президента Украины, к списку лишь добавили три новых пункта из статьи 106 Конституции Украины:

Стоит обратить внимание и на следующий момент. В полномочия и. о. президента не входит следующий пункт полномочий президента:

При этом к полномочиям Верховной Рады не относятся назначение (по представлению Президента Украины):

  • Премьер-министра
  • Министра обороны
  • Министра иностранных дел

Ниже — цитаты из статьи 85 Конституции Украины:

Путем ряда назначений и дачи согласия на них были нарушены все эти положения Конституции:

  • О. И. Махницкий — и. о. генерального прокурора (текст указа). Занимал должность до 18 июня 2014 года
  • А. Б. Дещица — и. о. министра иностранных дел (текст указа). Занимал должность до 19 июня 2014 года.
  • И. И. Тенюх — и. о. министра обороны (текст указа). Занимал должность до 25 марта 2014 года

О разделении властей

Выражая суверенную волю Украинского народа, стремясь сохранить территориальную целостность и государственный суверенитет Украины, заботясь о восстановлении гражданского мира и спокойствия в Украине, а также осознавая ответственность за ситуацию в государстве,

руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека,

несмотря на многочисленные факты убийств, ранений и увечий людей, иных действий, подпадающих под признаки преступлений против человечности в ходе массовых акций протеста в течение ноября 2013—февраля 2014 года,

признавая необходимость безусловного соблюдения Конституции Украины, неотложных мер по уменьшению напряженности в обществе и недопущения дальнейшей эскалации гражданского конфликта в Украине,

признавая намерения по проведению антитеррористической операции Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины такими, что не отвечают Конституции Украины,

учитывая, что согласно статье 17 Конституции Украины на Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования возложена исключительно задачи обороны Украины, защиты ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, а Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан,

принимая во внимание положения пункта 31 части первой статьи 85 Конституции Украины, согласно которому окончательное решение о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях вводится исключительно после принятия Верховной Радой Украины соответствующего Указа Президента Украины, и констатируя наличие признаков фактического введения чрезвычайного положения в Украине из-за отсутствия юридических оснований для его введение,

Верховная Рада Украины постановляет:

1. Категорически осудить все проявления насилия, которые привели к гибели, ранений и увечий людей, их пытки и истязания, относящихся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

2. Кабинета Министров Украины, Службе безопасности Украины, Министерству внутренних дел, Министерству обороны Украины и подчиненным им военным и военизированным формированием немедленно прекратить и не допускать в дальнейшем применения силы. Запретить использование любых видов оружия и специальных средств против участников акций протеста.

3. Запретить проведение антитеррористической операции, решение о проведении которой объявлено Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины 19 февраля 2014 года, на всей территории Украины или в отдельных ее местностях.

4. Запретить высшему военному руководству, командующим соединений и подразделений, должностным лицам, начальствующему и рядовому составу Министерства обороны Украины, Вооруженных Сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, должностным лицам прокуратуры и других органов государственной власти, органов местного самоуправления Украины, объединением граждан, учреждениям и организациям выполнять мероприятия, предусмотренные планом антитеррористической операции, как такие, что не отвечают Конституции Украины, законам Украины и направленные на незаконное ограничение прав и свобод граждан.

5. С целью реализации пунктов 1-4 настоящего Постановления:

  • 1) Службе безопасности Украины безотлагательно отменить решение о проведении на территории Украины антитеррористической операции, которое объявлено Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины 19 февраля 2014 года;
  • 2) Министерству внутренних дел Украины безотлагательно:
    • прекратить блокирование сотрудниками правоохранительных органов транспортных коммуникаций, улиц, площадей, переулков, бульваров в городе Киеве и других населенных пунктах Украины;
    • принять меры для возврата личного состава, задействованного в охране государственных учреждений, к местам постоянной дислокации;

    6. Кабинета Министров Украины, органам государственной власти предоставить всю необходимую практическую помощь семьям погибших, а также обеспечить необходимое медицинское лечение пострадавших и раненых.

    7. Органам государственной власти и местного самоуправления в течение пяти дней со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои решения в соответствие с Конституцией и законами Украины.

    8. Службе безопасности Украины и Генеральной прокуратуре Украины немедленно расследовать все факты призывов, заявлений и деятельности лиц и формирований, которые содержат угрозы территориальной целостности Украинского государства. О результатах и мерах расследования информировать Верховную Раду Украины 11 марта 2014 года.

    9. Генеральной прокуратуре Украины:

    • 1) провести полное расследование фактов гибели, ранений, травм лиц — участников событий в акциях по 30 ноября 2013 года. Дважды в месяц информировать Верховную Раду Украины о ходе таких расследований до полного их завершения;
    • 2) обеспечить немедленное обращение в суд органами досудебного следствия с ходатайствами об освобождении из под стражи всех арестованных участников протестных акций, кроме тех, которые совершили убийство, и закрытия соответствующих уголовных производств.

    10. Верховная Рада Украины принимает на себя ответственность за разрешение гражданского конфликта, призывает народных депутатов Украины к участию в пленарных заседаниях, принятию исчерпывающих решений для приостановления не правового развития событий и урегулирования противостояний мирными средствами.

    11. Это Постановление вступает в силу с момента ее принятия. Председатель Верховной Рады Украины

    м. Киев 20 февраля 2014 года № 740-VII

    Этим постановлением Верховная Рада нарушила Конституцию, взяв на себя функции, которые Конституция закрепляет за исполнительной властью.

    Суд по признанию факта госпереворота

    Данные соцопросов

    Палаточный лагерь на площади Независимости в Киеве. Архив

    22 февраля 2014 года на Украине произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота.

    21 ноября 2013 года Украина приостановила подготовку соглашения с ЕС с целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности страны, более детального изучения и проработки комплекса мер. Кабмин Украины мотивировал свое решение необходимостью развития экономических отношений с Россией и СНГ.

    Вечером на Площади Независимости (Майдане Незалежности) в центре Киева собрались около двух тысяч человек.

    Первоначально акции протеста протекали достаточно спокойно: на главной киевской Площади Независимости (Майдане Незалежности) и Европейской площади находились от нескольких десятков человек (ночью) до нескольких сотен или пары тысяч (днем). Ситуация изменилась 24 ноября, когда к началу запланированного митинга число людей на Европейской площади значительно увеличилось: до 30 тысяч, по данным милиции, и до 100 тысяч, по данным украинской оппозиции. Пока шел митинг, на Европейской площади установили палатки, а чуть позже колонна протестующих двинулась к зданию кабинета министров Украины и попыталась приблизиться к входу, который был оцеплен бойцами милицейского спецподразделения "Беркут". Со стороны митингующих в направлении кабмина полетели дымовые шашки, несколько раз брызнули слезоточивым газом. Правоохранители в ответ тоже применили слезоточивый газ и достали дубинки — хотя, по версии МВД, милиция не била митингующих.

    В ночь на 30 ноября представители спецподразделения МВД "Беркут" разогнали протестующих в центре Киева. Во время разгона были задержаны 35 человек. На них составили административные протоколы, все они были отпущены. По данным медиков, пострадали 35 человек. Представители стран Запада осудили жесткие действия правоохранительных органов.

    После разгона Евромайдана акцент митингов сместился на требования отставки правительства и президента.

    На фоне принятого 16 января 2014 года парламентом пакета законов, ужесточающих наказание за несанкционированные уличные акции, продолжающийся с ноября "евромайдан" перерос в ожесточенные схватки с милицией.

    Радикально настроенные оппозиционеры захватили областные администрации в нескольких регионах на западе Украины, попытки захвата административных зданий предпринимались также в центральных и южных регионах страны.

    22 января появилась информация о первых жертвах беспорядков. Официально была подтверждена гибель двух участников столкновений с милицией.

    Причиной их смерти стали огнестрельные ранения.

    Масштабные уличные беспорядки возобновились в Киеве 18 февраля, в день заседания Верховной рады, на котором оппозиция требовала вернуть парламентско-президентскую форму правления, восстановив конституцию 2004 года. Агрессивно настроенная толпа пыталась подойти к парламенту Украины, радикалы врывались в здания в центре Киева, жгли автомобильные покрышки, бросали в милиционеров камни и "коктейли Молотова". По данным милиции, радикалы впервые применили огнестрельное оружие.

    По официальной статистике Минздрава Украины (на апрель 2014 года), в результате беспорядков погибли и умерли 105 человек (из них — 94 человека во время стычек по улице Институтской в центре Киева 20 февраля 2014 года). По данным Киевской городской госадминистрации, число пострадавших во время февральских массовых акций протеста в Киеве превысило 1,9 тысячи человек.

    21 февраля 2014 года президент Украины Виктор Янукович объявил, что инициирует досрочные президентские выборы и возврат к конституции 2004 года с перераспределением полномочий в сторону парламентской республики. Также украинский лидер призвал начать процедуру формирования правительства национального доверия.

    Позднее президент Янукович и представители оппозиции при посредничестве ЕС подписали соглашение об урегулировании.

    22 февраля Верховная рада приняла постановление, в котором заявила о "самоустранении неконституционным способом" президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины на 25 мая.

    23 февраля постановлением Верховной рады исполняющим обязанности президента Украины был назначен спикер Рады Александр Турчинов.

    27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк.

    28 февраля Виктор Янукович на пресс-конференции в Ростове-на-Дону заявил, что никогда не признает решение парламента Украины о его отстранении от должности главы государства.

    25 мая 2014 года на Украине прошли досрочные выборы президента. За высший государственный пост боролся 21 кандидат. Победу одержал самовыдвиженец миллиардер Петр Порошенко. За его кандидатуру проголосовали 54,7% пришедших на участки избирателей.

    Ряд регионов на юго-востоке страны не признал легитимность новых киевских властей. В Донецкой и Луганской областях 11 мая состоялись референдумы о статусе регионов. 12 мая Донецкая и Луганская народные республики провозгласили себя суверенными государствами.

    Крым также не признал легитимность новой украинской власти. 11 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял декларацию в поддержку независимости региона от Украины и намерении войти в состав РФ.

    16 марта на полуострове прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. На основании результатов референдума и декларации в поддержку независимости, 17 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление о независимости от Украины. 18 марта был подписан соответствующий договор с Россией. 21 марта был принят федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

    Власти Украины начали в апреле 2014 года в Донбассе силовую операцию против недовольных произошедшим в феврале госпереворотом жителей региона.

    12 февраля 2015 года в Минске прошли переговоры в "нормандском формате" по урегулированию в Донбассе канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента России Владимира Путина, президента Франции Франсуа Олланда и лидера Украины Петра Порошенко. Параллельно в белорусской столице прошли консультации контактной группы по урегулированию ситуации на Украине.

    По итогам встречи были приняты два документа — Комплекс мер, направленный на имплементацию минских договоренностей, который приняла контактная группа по Донбассу, а также декларация в поддержку Комплекса мер, принятая лидерами "нормандской четверки".

    Основными пунктами соглашений являются незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня и отвод тяжелых вооружений. Кроме того, были прописаны политические аспекты решения конфликта, касающиеся проведения местных выборов в Донбассе, его статуса, конституционной реформы на Украине, а также вопросы обмена пленными. Тогда же было решено активировать работу контактной группы в Минске, в том числе, путем создания тематических подгрупп по выполнению аспектов минских соглашений.

    В настоящее время минские договоренности по урегулированию ситуации на Украине остаются основой для разрешения конфликта в Донбассе, но переговоры зашли в тупик. За год работы трехсторонней контактной группы по Донбассу и четырех профильных подгрупп так и не удалось достичь полного выполнения ни одного положения Минских соглашений. Есть только промежуточные результаты: благодаря отводу вооружений от линии фронта произошло относительное прекращение огня и улучшение ситуации с безопасностью, к позитивам также можно отнести частичный обмен пленными и улучшение гуманитарной ситуации.

    На данный момент Донбасс фактически остается зоной замороженного конфликта, где периодически от хаотичных обстрелов продолжают гибнуть как мирные жители, так и военные.

    Согласно последним данным ООН, за время конфликта на Украине погибли, по крайней мере, 9098 человек, еще 20 732 человека получили ранения.

    В Киеве продолжаются народные волнения

    22 февраля 2014 года на Украине произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота.

    21 ноября 2013 года Украина приостановила подготовку соглашения с ЕС с целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности страны, более детального изучения и проработки комплекса мер. Кабмин Украины мотивировал свое решение необходимостью развития экономических отношений с Россией и СНГ.

    Портреты погибших сотрудников спецподразделения Беркут на площади Ленина в Симферополе

    Вечером на Площади Независимости (Майдане Незалежности) в центре Киева собрались около двух тысяч человек.

    Интервью с Олегом Царевым в Москве

    Первоначально акции протеста протекали достаточно спокойно: на главной киевской Площади Независимости (Майдане Незалежности) и Европейской площади находились от нескольких десятков человек (ночью) до нескольких сотен или пары тысяч (днем). Ситуация изменилась 24 ноября, когда к началу запланированного митинга число людей на Европейской площади значительно увеличилось: до 30 тысяч, по данным милиции, и до 100 тысяч, по данным украинской оппозиции. Пока шел митинг, на Европейской площади установили палатки, а чуть позже колонна протестующих двинулась к зданию кабинета министров Украины и попыталась приблизиться к входу, который был оцеплен бойцами милицейского спецподразделения "Беркут". Со стороны митингующих в направлении кабмина полетели дымовые шашки, несколько раз брызнули слезоточивым газом. Правоохранители в ответ тоже применили слезоточивый газ и достали дубинки — хотя, по версии МВД, милиция не била митингующих.

    Протестные стихи и очереди за едой - как живет палаточный городок на Майдане

    В ночь на 30 ноября представители спецподразделения МВД "Беркут" разогнали протестующих в центре Киева. Во время разгона были задержаны 35 человек. На них составили административные протоколы, все они были отпущены. По данным медиков, пострадали 35 человек. Представители стран Запада осудили жесткие действия правоохранительных органов.

    Ситуация в Киеве

    После разгона Евромайдана акцент митингов сместился на требования отставки правительства и президента.

    На фоне принятого 16 января 2014 года парламентом пакета законов, ужесточающих наказание за несанкционированные уличные акции, продолжающийся с ноября "евромайдан" перерос в ожесточенные схватки с милицией.

    Радикально настроенные оппозиционеры захватили областные администрации в нескольких регионах на западе Украины, попытки захвата административных зданий предпринимались также в центральных и южных регионах страны.

    22 января появилась информация о первых жертвах беспорядков. Официально была подтверждена гибель двух участников столкновений с милицией.

    Масштабные уличные беспорядки возобновились в Киеве 18 февраля, в день заседания Верховной рады, на котором оппозиция требовала вернуть парламентско-президентскую форму правления, восстановив конституцию 2004 года. Агрессивно настроенная толпа пыталась подойти к парламенту Украины, радикалы врывались в здания в центре Киева, жгли автомобильные покрышки, бросали в милиционеров камни и "коктейли Молотова". По данным милиции, радикалы впервые применили огнестрельное оружие.

    По официальной статистике Минздрава Украины (на апрель 2014 года), в результате беспорядков погибли и умерли 105 человек (из них — 94 человека во время стычек по улице Институтской в центре Киева 20 февраля 2014 года). По данным Киевской городской госадминистрации, число пострадавших во время февральских массовых акций протеста в Киеве превысило 1,9 тысячи человек.

    Президент Украины В.Янукович выступил с обращением

    21 февраля 2014 года президент Украины Виктор Янукович объявил, что инициирует досрочные президентские выборы и возврат к конституции 2004 года с перераспределением полномочий в сторону парламентской республики. Также украинский лидер призвал начать процедуру формирования правительства национального доверия.

    Позднее президент Янукович и представители оппозиции при посредничестве ЕС подписали соглашение об урегулировании.

    22 февраля Верховная рада приняла постановление, в котором заявила о "самоустранении неконституционным способом" президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины на 25 мая.

    Юлия Тимошенко

    23 февраля постановлением Верховной рады исполняющим обязанности президента Украины был назначен спикер Рады Александр Турчинов.

    В Киеве продолжаются народные волнения

    27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк.

    28 февраля Виктор Янукович на пресс-конференции в Ростове-на-Дону заявил, что никогда не признает решение парламента Украины о его отстранении от должности главы государства.

    25 мая 2014 года на Украине прошли досрочные выборы президента. За высший государственный пост боролся 21 кандидат. Победу одержал самовыдвиженец миллиардер Петр Порошенко. За его кандидатуру проголосовали 54,7% пришедших на участки избирателей.

    Ряд регионов на юго-востоке страны не признал легитимность новых киевских властей. В Донецкой и Луганской областях 11 мая состоялись референдумы о статусе регионов. 12 мая Донецкая и Луганская народные республики провозгласили себя суверенными государствами.

    Крым также не признал легитимность новой украинской власти. 11 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял декларацию в поддержку независимости региона от Украины и намерении войти в состав РФ.

    16 марта на полуострове прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. На основании результатов референдума и декларации в поддержку независимости, 17 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление о независимости от Украины. 18 марта был подписан соответствующий договор с Россией. 21 марта был принят федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

    Власти Украины начали в апреле 2014 года в Донбассе силовую операцию против недовольных произошедшим в феврале госпереворотом жителей региона.

    Ситуация на Донбассе

    12 февраля 2015 года в Минске прошли переговоры в "нормандском формате" по урегулированию в Донбассе канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента России Владимира Путина, президента Франции Франсуа Олланда и лидера Украины Петра Порошенко. Параллельно в белорусской столице прошли консультации контактной группы по урегулированию ситуации на Украине.

    По итогам встречи были приняты два документа — Комплекс мер, направленный на имплементацию минских договоренностей, который приняла контактная группа по Донбассу, а также декларация в поддержку Комплекса мер, принятая лидерами "нормандской четверки".

    Основными пунктами соглашений являются незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня и отвод тяжелых вооружений. Кроме того, были прописаны политические аспекты решения конфликта, касающиеся проведения местных выборов в Донбассе, его статуса, конституционной реформы на Украине, а также вопросы обмена пленными. Тогда же было решено активировать работу контактной группы в Минске, в том числе, путем создания тематических подгрупп по выполнению аспектов минских соглашений.

    Города мира. Страсбург

    В настоящее время минские договоренности по урегулированию ситуации на Украине остаются основой для разрешения конфликта в Донбассе, но переговоры зашли в тупик. За год работы трехсторонней контактной группы по Донбассу и четырех профильных подгрупп так и не удалось достичь полного выполнения ни одного положения Минских соглашений. Есть только промежуточные результаты: благодаря отводу вооружений от линии фронта произошло относительное прекращение огня и улучшение ситуации с безопасностью, к позитивам также можно отнести частичный обмен пленными и улучшение гуманитарной ситуации.

    На данный момент Донбасс фактически остается зоной замороженного конфликта, где периодически от хаотичных обстрелов продолжают гибнуть как мирные жители, так и военные.

    Согласно последним данным ООН, за время конфликта на Украине погибли, по крайней мере, 9098 человек, еще 20 732 человека получили ранения.

    Читайте также: