Государственные крестьяне это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государственные крестьяне – это крестьянское сословие в XVIII-XIX вв., представители которого имели личную свободу, но были прикреплены к земле.

Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке

Государственные крестьяне появились при Петре I как сословие из оставшихся незакрепощенных крестьян. Изначально этим термином называли черносошных крестьян на севере страны, где не было развито крепостное право и сельское население подчинялось непосредственно государственной власти. Позже в это сословие были включены и однодворцы (служилые люди на юге – черноземной пограничной земле с Дикой степью), сибирские пашенные крестьяне, нерусские народности Приуралья и Поволжья, крестьяне, конфискованные Екатериной II с церковных земель в результате секуляризации, крепостные, получившие волю и т.д. Также, к государственным крестьянам относились безземельные полковники русского Севера, зажиточные землевладельцы (к примеру, колонисты) и совсем не землевладельцы (заводские рабочие Урала).

До Манифеста об отмене крепостного права 1861 г. государственными крестьянами считались все селяне, не принадлежавшие частным лицам или императорской семье (удельные крестьяне). После проведения переписи в 1842 г. государственных крестьян, включая иноземцев (калмыки, киргизы и т.д.), насчитывалось более 10 млн человек, но с оговоркой, что это были только лица мужского пола.

Положение разных представителей государственных крестьян также было разным: крестьяне Урала мало чем отличались от крепостных, а однодворцы имели право владеть крестьянами.

Единственное, что объединяло эту массу было их отношение к государственной казне. Они должны были платить повинности не частным лицам, а государству. Было два основных налога: подушная подать и оброк.

В XVIII в. были установлены различные размеры оброка в зависимости от области: меньше всего платили крестьяне Севера и Сибири – примерно 3 руб., а больше всего – крестьяне центра России – около 5 руб.

При этом оброк государственных крестьян был меньше оброка помещичьих крестьян раза в два.

Готовые работы на аналогичную тему

Государство выступало владельцем государственных крестьян и могло ими распоряжаться, зачастую используя крестьян как резервный фонд для всевозможных пожалований за службу или услуги государству. Например, за время своего правления Екатерина II раздала около 1300 тыс. государственных крестьян, а Павел I примерно 600 тыс.

Соответственно, государство было и владельцем крестьянской земли. По межевым инструкциям 1754 г. и 1766 г. было установлено, что земли государственных крестьян (кроме тех, на которые имеются жалованные грамоты) являются собственностью государства и не могут отчуждаться. Купля-продажа государственными крестьянами земель в одних областях была разрешена, а в других – запрещена.

Распределение наделов между крестьянами было крайне неравномерное, поэтому правительство начало проводить политику разделения земель во избежание недоимок.

Положение государственных крестьян

Государственные крестьяне обладали юридическими правами. Они могли:

  • выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • владеть собственностью;
  • вести оптовую и розничную торговлю;
  • открывать фабрики-заводы.

Государственные крестьяне были обязаны:

  • вносить деньги на земские нужды;
  • платить подушную подать;
  • отбывать натуральные повинности.

За несение повинностей крестьяне отвечали круговой порукой. Основная часть государственных крестьян платила оброк в казну. В прибалтийских и польских землях казенные земли сдавались в аренду частным лицам, поэтому крестьяне, в основном, отбывали барщину. В начале XIX в. размер оброка составлял 7-10 руб. в год. С увеличением повинностей удельных и помещичьих крестьян плата государственных крестьян становилась меньше, чем повинности остальных категорий крестьян.

Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке

Стала очевидной необходимость изменений в управлении государственными крестьянами. В 1830-х гг. чиновники подготовили несколько проектов.

  • было создано Министерство государственных имуществ и подчиненные ему местные органы;
  • ликвидирована барщина государственных крестьян в Белоруссии, Литве, Правобережной Украине;
  • оброк с души заменен равномерным земельно-промысловым сбором;
  • прекращена сдача государственных имений в аренду;
  • государственным крестьянам было дано право иметь самоуправление – теперь они могли решать свои дела в сельской общине.

Помещики боялись, что освобождение государственных крестьян может дать пример для крепостных, поэтому первые остались прикреплены к земле. Полное же реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права.

Опыт этой реформы был использован при подготовке крестьянской реформы 1861 г.

Итак, государственные крестьяне представляли собой основную часть сельского и общего населения страны, от которой они составляли примерно треть. Они пользовались достаточной свободой по сравнению с крепостными, обладали юридическими и гражданскими правами, но их воля и земля все равно находились в собственности государства, что затрудняло их положение.

Госуда́рственные крестья́не — особое сословие в XVIII—XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле.

Содержание

История государственных крестьян

Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения: черносошных крестьян, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и др. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и т. д.). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью [1] .

Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.).

Во 2-й половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч душ государственных крестьян; в 1-й половине XIX века практиковались массовая распродажа государственных имений и передача их в удельное ведомство, а также перевод государственных крестьян на положение военных поселян, в западных губерниях — сдача в аренду помещикам. Со стороны дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, передав казённые земли в частные руки. Тем не менее относительная численность государственных крестьян росла. На момент первой переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения, а к последней переписи в 1858 г. государственные кр. составляли уже 45 % населения на территории охваченной первой ревизией (одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63 % в 1724 до 35 % в 1858 году) [2] .

Положение государственных крестьян

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.

Реформа Киселёва

Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

Киселёв намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано.

Тем не менее, при подготовке крестьянской реформы 1861 составители законодательства использовали опыт реформы Киселёва, особенно в вопросах организации крестьянского самоуправления и определения правового положения крестьян.

Освобождение государственных крестьян

Государственные крестьяне в России — что это за класс в России

Государственные крестьяне — особенное российское сословие, составлявшее в XVIII-XIX веках до 50% численности населения России, занимавшегося земледелием. Их отличие от помещичьего крестьянства состояло в том, что они считались лично свободными, но прикрепленными к земле.

За землю крестьяне обязаны были ежегодно уплачивать государственную оброчную подать. Министр государственного имущества для разных местностей мог устанавливать этот сбор в размере не выше 15% от оценочной стоимости земли. Также у крестьян была обязанность уплачивать налог за пользование лесом, если в состав их участка входили лесной массив. Через три года, при условии, что все налоги уплачены, наделы можно было продавать.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Но проблема выкупа в полную собственность земли как сельскими обществами, так и владельцами состояла в том, что необходимо было внести единовременный взнос в уездное казначейство в сумме, проценты с которого равнялись бы сумме равной капитализированной оброчной подати. Это были огромные деньги даже для зажиточной части населения.

Кратко права государственных крестьян можно представить следующим образом:

  • они имели право выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • имели частную собственность;
  • вели торговлю как оптом, так и в розницу;
  • открывали фабрики и заводы.

Их обязанности включали:

  • оплату подушной подати;
  • взносы на земские нужды;
  • натуральные повинности.

За несение повинностей крестьяне отвечали круговой порукой.

Какие группы вошли в их состав при Петре Первом

История формирования этого сословия началась с указов Петра I. Государственные крестьяне образовались из остатков не закрепощенных земледельцев:

  • черносошных крестьян — тяглых людей, т. е. несущих повинности не в пользу помещиков, а государства. Жили на окраинах империи с суровым климатом. Занимались охотой, рыболовством, собирательством, торговлей;
  • сибирских пашенных крестьян — обрабатывавших казенные земли в Сибири;
  • однодворцев, которые происходили из служилых людей. Были, как правило, детьми бояр. Несмотря на то, что числились дворянами, были не нужны государству. Петр I стремился избавиться от этого сословия. Но однодворцы были упразднены только в 1866 году;
  • служилых татар — сформировались из татарской знати, перешедшей из Золотой Орды на службу России. Имели некоторые привилегии в торгово-ремесленных занятиях;
  • нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Отличие государственных крестьян от крепостных

Историки полагают, что шведские крестьяне стали примером для определения юридических прав государственных крестьян. Во-первых, они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, им разрешалось участвовать в судебных процессах. Во-вторых, казенные могли заключать сделки и владеть собственностью.

Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке

В 1719 году на европейской части России и Сибири их было около 1,049 миллиона, т. е. 19% от всех земледельцев. В 1858 году уже — 9,3 миллиона человек (45,2% земледельческого населения). Сословие вносило в казну денежный оброк. В Прибалтике и на территории Польши казенные имения сдавали в аренду частникам, и госкрестьяне отбывали барщину.

Сибирским пашенным работникам следовало обрабатывать государственные участки и вносить продуктовый оброк. Казенные крестьяне платили подушную подать и отбывали дорожную, подводную, постойную и т. п. повинности.

Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке

Ее основателем стал убеждённый противник крепостного права П.Д. Киселев. В ходе реформы ликвидируются барщинные повинности в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, больше не сдаются казенные имения в аренду. Подушевой оброк заменили земельно-промысловым сбором.

Госкрестьяне получили самоуправление и право решать вопросы в границах сельской общины. Но закрепленность к земле осталось. Радикальной реформации деревня подверглась лишь после отмены крепостного права.

Киселев собирался регламентировать участки и повинности помещичьих крестьян, и в определенной мере подчинить их Министерству государственных имуществ, но это встретило активное сопротивление помещиков и не было осуществлено.

Эти реформы однако привели к тому, что владения госкрестьян уменьшились на 10% в центральных губерниях, на 44% — в северных. Выкупные платежи на 45 % стали больше оборочной подати. Революция 1905 года повлияла на то, что во время столыпинских реформ эти платежи были отменены с 1 января 1907 года.

Особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых "подданных", Г. к. жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, платили казне феод. ренту, подчинялись управлению гос. органов и считались лично свободными. По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось в Европ. России и Сибири 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего земледельч. населения страны, по 10-й ревизии (1858) -9 345 342 души муж. пола, т. е. 45,2% земледельч. населения Европ. России. Сословие Г. к. увеличивалось за счет крестьян секуляризованных церк. владений и вновь присоединенных терр. (Прибалтики, Правобережной Украини, Белоруссии, Крыма, Закавказья), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск. имений и т. д.

Г. к. имели право пользоваться наделом в размере 8 дес. на душу в малозем. губерниях и 15 дес. — в многоземельных. Фактически наделы были значительно меньше: к кон. 30-х гг. 19 в. — до 5 дес. на душу в 30 губ. и от 1 до 3 дес- в 13 губ.; в нач. 40-х гг. 325 тыс. душ муж. пола не имели надела. Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на терр. Прибалтики и губерний, присоединенных от Польши, казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позже — ден. ренту. В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 р. 50 к. до 10 р. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден. рента Г. к. становилась относительно меньше, чем повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и пр.). За исправное несение феод. ренты отвечали круговой порукой. Фактич. эксплуатация Г. к. была значительно выше установленных норм, т. к. осложнялась произвольными поборами чиновников и переложением большей части натуральных повинностей на гос. деревню.

Развитие торговли и пром-сти в 18 и 1-й пол. 19 вв. повлекло за собой расширение прав Г. к.: им было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселенными" землями (т. е. без крепостных крестьян) и пр. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало гос. земли и стремилось обратить свободных Г. к. в собств. крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин казенной земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Не удовлетворяясь легальными пожалованиями, мн. дворяне требовали ликвидировать самое сословие Г. к., передав казенные земли с их населением в частные руки. Помимо материальных мотивов, здесь проявлялось опасение со стороны дворянства, как бы система "гос. феодализма" не поколебала устои феодализма помещичьего: крепостные крестьяне, протестуя против усиливающейся эксплуатации, непрерывно требовали уравнять их с Г. к., т. е. предоставить им личную свободу.

В результате роста малоземелья и повышения феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Все чаще повторялись массовые волнения гос. деревни, направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл. проекты как крепостнические, так и прогрессивно-буржуазные. Дворянское пр-во долгое время занимало в этом вопросе колеблющуюся позицию. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней с определенной целью: не только поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос. деревни, но и приблизить помещичьих крепостных к положению "свободных сельских обывателей". В течение 1837-41 под рук. ген. П. Д. Киселева было учреждено спец. мин-во гос. имуществ, со сложной иерархией бюрократич. органов (губ. пала тами, окружными начальниками и пр.). На созданную администрацию было возложено "попечительство" над Г. к. через посредство традиционной сел. общины, замкнутой в рамки волостей и сел. обществ и опекаемой правительств, чиновниками. В программу нового мин-ва входило равномерное наделение крестьян землей, преобразование подушного оброка в форму поземельно-промысловой подати, осн. на точном учете крест. доходов, постепенная ликвидация арендной системы в зап. имениях и перевод их крестьян на систему ден. оброка, упорядочение продовольств. дела, распространение агротехнич. мероприятий, создание школьной сети, организация лечебных и ветеринарных пунктов, укрепление личных прав крестьян и т. д. Одновременно в 1839-42 предполагалось регламентировать наделы и повинности помещичьих крепостных и частично подчинить их управлению Министерства государственных имуществ. Однако попытка "инвентаризировать" помещичьи имения вызвала резкий протест со стороны дворянства и закончилась полной неудачей.

Программа хоз. подъема гос. деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и па Правобереж. Украине, прекращение сдачи гос. имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым сбором. Однако эти паллиативы не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло еще более; агротехнич. меры оказались недоступными для крест. массы; преподавание в деревенских школах, осуществляемое силами духовенства, было неудовлетворительно; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное — вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало стихийный рост производит. сил крестьянства. Результатом реформы был небывалый взрыв крест. движения, к-рое приняло особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, При-уралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнич. гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см. "Картофельные бунты", "Холерные бунты" и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крепостных. В свою очередь, дворянство, встревоженное планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крест. движением — с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы "попечительства". В 1857 Александр II, назначив новым министром реакционера М. H. Муравьева, одобрил проект контрреформы — приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

Лит.: Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Семевский В. И., Крестьяне в царствование Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881-1901; Ходский Л. В., Земля и земледелец. Экономич. и статистич. исследование, т. 2, СПБ, 1891.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

Относясь к государственным крестьянам как к казенному имуществу, правительство пользовалось ими как резервным фондом для разного рода пожалований, наград за службу и за особые услуги монарху и государству. Таким путем только за период царствования Екатерины II ок. 1300 тыс. государственных крестьян перешли в разряд владельческих; при Павле I за один день 82 тыс. из них стали крепостными.

Из права государства на личность государственных крестьян логически вытекало и его право на имущество последних, на крестьянскую землю. Но такой вывод был сделан не ранее сер. XVIII в. Московское право не проводило четкой границы между владением и собственностью, и государственные крестьяне обращались со своими землями как с собственными: продавали их, закладывали, завещали и т. д. Межевые инструкции 1754 и 1766 установили, что земли государственных крестьян, исключая те, на которые у владельцев имеются специальные жалованные грамоты, являются собственностью государства и потому не подлежат отчуждению. Проданные лицам других сословий, они должны быть возвращены тем селениям, при которых расположены. Покупка и продажа государственными крестьянами земель друг у друга в одних местах была также запрещена, в других позволена, но с различными ограничениями. Новый принцип не сразу покончил со старой практикой, но правительство проводило его неуклонно, неоднократно подтверждая правила межевых инструкций (указы 1765, 1782 и 1790). С этим юридическим переворотом связан и экономический: введение для государственных крестьян общинного землевладения.

Читайте также: