Государственные компании это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

Государственная компания открывает лицевые счета в Федеральном казначействе и вправе открывать расчетные счета в банках и иных кредитных организациях.

Создание Государственной компанией коммерческих организаций иди участие Государственной компании в уставных капиталах коммерческих организаций за счет имущества Государственной компании может быть осуществлено только в целях:

  1. реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Государственной компании и предусматривающих привлечение инвестиций третьих лиц;
  2. реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Государственной компании и связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и содержанием объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
  3. исполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства;

Система управления в Государственной компании схожа с корпоративной. Высшим органом управления Государственной компании является наблюдательный совет. Состав наблюдательного совета Государственной компании утверждается Правительством Российской Федерации сроком на четыре года.

В состав наблюдательного совета Государственной компании входят двенадцать членов:

  1. семь членов по представлению Правительства Российской Федерации, включая председателя наблюдательного совета Государственной компании и председателя правления Государственной компании, являющихся членами наблюдательного совета Государственной компании по должности;
  2. четыре члена по представлению Федерального Собрания Российской Федерации (два — от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и два — от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации);
  3. один член по представлению Счетной палаты Российской Федерации.

Председатель наблюдательного совета Государственной компании назначается Правительством Российской Федерации одновременно с назначением иных членов наблюдательного совета Государственной компании.

Коллегиальным исполнительным органом Государственной компании является Правление. Создан также Научно-технический совет Государственной компании, который является постоянно действующим консультативным органом, созданным в целях научно- методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности Государственной компании.

Порядок деятельности отражен в Регламенте Государственной компании, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Административные регламенты исполнения Государственной компанией предусмотренных федеральным законом полномочий (в том числе включающих в себя порядок взаимодействия Государственной компании с физическими или юридическими лицами) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, на основании Регламента Государственной компании, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период является документ, определяющий основные направления, финансово-экономические показатели и ожидаемые результаты деятельности Государственной компании на долгосрочный период. Финансовый план Государственной компании утверждается наблюдательным советом Государственной компании.

Годовая бухгалтерская отчетность и консолидированная финансовая отчетность Государственной компании подлежат ежегодной обязательной проверке аудиторской организацией.

Имущество Государственной компании является ее собственностью и обособляется от автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и переданных в доверительное управление Государственной компании, и земельных участков Государственной компании. Данные автомобильные дороги и земельные участки Государственной компании отражаются на отдельном балансе Государственной компании, и в их отношении Государственной компанией ведется самостоятельный учет.

Государственная компания вправе формировать фонд Государственной компании за счет средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании.

При передаче автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании заключение договора доверительного управления не требуется.

Годовой отчет о выполнении программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденный Правительством Российской Федерации, направляется в Счетную палату Российской Федерации, главному распорядителю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидии Государственной компании, и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

Государственная компания обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

Понятие государственной корпорации

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и государственные предприятия имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации – это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций. Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

Перечень госкорпораций

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

Перспективы государственных корпораций

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в средствах массовой информации появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.


Экономика любого государства основывается на развитии различных предприятий, которые за счет своих налоговых отчислений в казну страны формируют в итоге положительный баланс. Наличие денег в державе, в свою очередь, - залог успешной жизни населения, гарантия безопасности, целостности страны, ее стабильного развития. Одним из основных источников доходов во все времена в развитых странах считались государственные компании, список которых мы подробно рассмотрим с вами в этой статье. Данные предприятия играют значительную роль в национальном хозяйстве, а иногда даже занимают лидирующие позиции в своей нише.

Определение государственной компании

Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания – организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по контракту) государственными органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.

государственная компания

Главные положения

Любая государственная компания:

  • Обязана иметь печать, на который будет изображен Государственный герб Российской Федерации. Также на печати должно быть выгравировано полное название организации.
  • Имеет открытые лицевые счета в Федеральном казначействе и право открыть расчётные счета в банковских учреждениях или прочих кредитных организациях для проведения различных финансовых операций.
  • Не имеет каких-либо ограничений по сроку своей деятельности.
  • Обязана публиковать подробные отчеты о своей деятельности, предусмотренные законом.
  • Имеет право функционировать с целью получения доходов от своей деятельности, ради которой она и была создана. После выплаты всех сборов и налогов, предусмотренных действующим законодательством, компания может использовать оставшиеся материальные средства для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом.
  • Не обязана отвечать по обязательствам, взятым Российской Федерацией. В свою очередь, Российская Федерация не отвечает за обязательства компании.

государственная компания российские автомобильные дороги

Права

Государственная компания на основании законодательства может:

  • Открывать свои дополнительные представительства и создавать различные филиалы.
  • Быть участником ассоциаций и прочих объединений организаций.
  • Заключать юридические договоры.
  • Иметь свою символику (вымпелы, флаги, эмблемы, прочие символы) и регулировать порядок ее размещения и использования на своих объектах и транспортных средствах.

Основные достоинства для работника

Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:

  • Он гарантированно получит запись в своей трудовой книжке. Также с ним непременно будет заключен трудовой договор.
  • С зарплаты регулярно будут удерживаться все требуемые налоги и обязательные отчисления в государственный бюджет, а это означает, что не будет никаких претензий со стороны налоговой инспекции.
  • Он будет иметь право на обязательный оплачиваемый ежегодный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, больничный.
  • Его не уволят без соблюдения всех предписанных законодательством норм и требований (заблаговременно предупредят, выплатят выходное пособие и прочее).
  • Рабочий день будет нормированный, будет предусмотрена оплата за переработку и работу в выходные дни в соответствии с законодательством.

крупнейшие государственные компании россии

Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.

Западные тенденции

Во многих капиталистических странах западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни. Кроме того, госкомпании крайне редко выставляют объявления о своих вакансиях на просторах всемирной сети Интернет и чаще всего наиболее плотно сотрудничают с различными биржами труда и муниципальными службами.

государственная компания преимущества

Правила создания

Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое – высший орган правления).

Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:

  • Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
  • Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
  • Определять порядок использования прибыли компании.
  • Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.

Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.

Госкомпании в экономике страны

Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, угольная промышленность, легкая и пищевая промышленность).

государственные компании особенности

Такой же достаточно невысокий показатель – 9% – характерен для госкомпаний и в строительстве.

Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов – 15%.

Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.

57% – именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном заводе, авиационном заводе города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.

Дорожный монополист

создание государственной компании

Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.

Гиганты российских просторов

Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:

  • "Ростехнологии".
  • "Росатом".
  • "РусГидро".
  • Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
  • "Роснефть".
  • "Газпром".
  • "Транснефть".
  • РАО "Энергетические системы Востока".
  • "Аэрофлот".
  • "Объединенная авиастроительная корпорация".
  • "Российские железные дороги".
  • "Алмаз-Антей".
  • "Объединенная судостроительная корпорация".
  • Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
  • "АвтоВаз".
  • Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".
  • Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева.
  • Акционерная компания "Алроса".
  • "Вега".
  • Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор".
  • Центр технологии судостроения и судоремонта.
  • "Росхимзащита".
  • "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского".
  • Концерн "Океанприбор".
  • "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева.
  • Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром".
  • "Микроген".
  • ФГУП "Космическая связь".
  • ФГУП "Почта России".
  • ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
  • Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
  • Системный оператор Единой энергетической системы.
  • Международный аэропорт Шереметьево.
  • Аэропорт Кольцово.

Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.

создать государственную компанию

Наибольшее участие государства

Условный рейтинг государственных компаний, на которые приходится наибольшая доля влияния государства, будет иметь следующий вид:

В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.

Государственные компании России — российские компании, полностью или в основном принадлежащие государству.

В России государство традиционно играет важнейшую роль в развитии экономики страны. Оно не только осуществляет регулирование различных экономических процессов, но и участвует в деятельности предприятий, будучи их владельцем. При этом степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова. В ряде отраслей степень огосударствления довольно высокая, в то же время существуют отрасли, в которых государство почти не представлено. [1]

В России действуют три основные формы государственных предприятий: (1) акционерные общества, (2) унитарные предприятия на федеральном, региональном или муниципальном уровнях и (3) государственные корпорации. [2]

Содержание

Принятый в ноябре 2002 г. закон о госпредприятиях обязывает каждый ФГУП подчиняться какому-либо госоргану, который осуществляет правомочия собственника. [8]

В феврале 2008 года Путин заявил, что появление госкорпораций в ряде отраслей экономики не означает переход к госкапитализму, основная цель их создания — крупные и долгосрочные инвестиции в судо- и авиастроение, оборонный комплекс, на которые частный бизнес пока не готов. [9] [10]

В остальных отраслях уровень огосударствления незначителен, особенно в лёгкой и пищевой промышленности. Практически отсутствует государство в угледобывающей промышленности. [30]

Особую ставку в планах развития инновационной деятельности российское государство делает на крупные госкомпании. Во-первых, госкомпании продолжают занимать командные высоты в целом ряде базовых отраслей: судостроении, авиастроении, энергетике, нефте- и газодобыче и т. д. Поэтому запуск инновационных процессов в них даст импульс к цепной реакции инновационных преобразований в данных отраслях и экономике в целом. Во-вторых, в случае с госкомпаниями Правительство помимо стандартных экономических мер стимулирования инноваций может использовать и административное принуждение, причем для этого не требуется ревизии законодательства, достаточно только ясно обозначенной политической воли. [31]

По итогам 2011 года российские госкомпании потратили на свои инновационные программы 900 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2010 году. [39]

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством. [40]

Осенью 2012 года отмечалось, что ежегодно российские госкомпании тратят на закупки около 7 трлн рублей. [42]

До недавнего времени информация о закупках госкомпаний не являлась публичной. С октября 2012 года госкомпании стали обязаны публиковать информацию о своих закупках на официальном общероссийском портале. [43]

Читайте также: