Государственное устройство мексики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мексика (исп. México), официальное название Мексиканские Соединённые Штаты — государство в Северной Америке, граничащее на севере с США, на юго-востоке — с Белизом и Гватемалой, на северо-западе омывается водами Калифорнийского залива и Тихого океана, на востоке — водами Мексиканского залива и Карибского моря.

Мексика – федеративная республика. Действующая конституция принята 5 февраля 1917 года. Глава государства и правительства – президент, который назначает высших государственных служащих, губернаторов штатов и Федерального округа, решает все важные вопросы внутренней и внешней политики и является главнокомандующим вооруженными силами.

В перерывах между сессиями Национального конгресса действует Постоянная комиссия в составе 29 членов. Из них 15 являются депутатами и 14 – сенаторами, назначаемыми соответствующими палатами на последнем заседании сессии перед роспуском. Члены парламента не могут быть переизбраны непосредственно на следующий срок.

Каждый штат имеет свою конституцию и однопалатный конгресс (Законодательное собрание), исполнительные органы во главе с губернатором и суды.

Судебную систему возглавляет Верховный суд, члены которого назначаются президентом пожизненно и утверждаются сенатом. Имеются также окружные, объединенные и районные суды.

Последние годы были насыщены большим количеством политических и экономических событий в жизни Мексики. Так, в 2000 году наиболее важным политическим событием стали выборы президента страны. В результате напряженной политической борьбы президентом стал кандидат от Партии национального действия В. Фокс. Таким образом, с избранием президентом Мексики кандидата от оппозиционной партии, завершился 71-летний этап руководства страной революционно–институционной партии. В настоящее время президентом страны является Фелипе Кальдерон (избран в 2006 г.)

Мексика имеет достаточно мощные вооруженные силы. Власти ведут достаточно активную внешнюю политику, состоит в целом ряде международных и региональных организациях. В частности активно работает в экономическом и социальном совете ООН, в ЮНЕСКО, ФАО, МОТ и других специализированных учреждениях ООН. Внешняя политика Мексики традиционно направлена на укрепление политической и экономической независимости страны, особенно от северного соседа.

Мексика — уникальная и удивительная страна с богатейшей историей древних цивилизаций майя и ацтеков.

Мексика – это солнце и синее море, кристально белые пляжи и высокие горы, вулканы и джунгли.

Мексика – это страна великолепных, всемирно известных курортов. Мексика — это кухня, славящаяся своими традициями во всем мире.

Мексика — это поразительное разнообразие, которое трудно себе представить заранее: здесь есть города-мегаполисы и постройки времен испанской колонизации, ультрасовременные отели и археологические памятники древнейших индейских культур, роскошные пляжи и заснеженные вулканы, засушливый север и расцветающие весной долины, пустыни и утопающие в зелени тропические леса.

Эта информация о Мексике будет полезной и для общего развития, и при сдаче экзамена на натурализацию (при получении гражданства Мексики).

Государственное устройство Мексики

По форме государственно-территориального устройства Мексика — федерация, в состав которой входят 31 штат и столичный федеральный округ.

Конституционное развитие Мексики в отличие от большинства латиноамериканских государств характеризуется относительной стабильностью. Согласно Конституции 1917 г. (действует с последующими изменениями) по форме правления Мексика – президентская республика.

Политический режим – либеральный (сочетает элементы демократии и бюрократического авторитаризма). Институционно-революционная партия (ИРП) основана в 1929 г. и до 2000 г. бессменно находилась у власти. После выборов 2000 г. к власти пришла ПАН (в блоке с другими партиями), опирающаяся на идеологию неолиберализма в экономике и неоконсерватизма в политике. Однако, после 2000 г. формально ни одну из политических партий в Мексике нельзя считать абсолютно правящей.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу: Сенат – 128 человек, избираемых на 6 лет (половина сенаторов избирается каждые 3 года), Палата депутатов – 500 депутатов, избираемых на 3 года: 300 – по мажоритарной системе относительного большинства по униноминальным избирательным округам, остальные – по системе пропорционального представительства, посредством региональных списков, голосование по которым производится по полиноминальным избирательным округам.

Главная функция конгресса состоит в принятии законов и декретов по вопросам, отнесенным к компетенции федерации. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики; депутатам и сенаторам Национального конгресса; законодательным органам штатов.

В 1993 г. Конгресс принял поправку к Конституции, которой была отменена норма о том, что если партия наберет 35% голосов избирателей, ей автоматически предоставляется большинство мест. Данная поправка не позволяет ни одной партии получить в Нижней палате Конгресса более 315 мест. Поправки к основному закону страны принимаются только в случае, если за них проголосует минимум 325 депутатов. Таким образом, ни одна из партий не может изменить Конституцию только своими голосами.

Любые проекты законов и декретов, обсуждение которых не входит в исключительную компетенцию той или иной Палаты, обсуждаются последовательно в обеих Палатах. Законопроект, одобренный той Палатой, в которую он был внесен, направляется для обсуждения в другую. Если другая Палата его одобрит, он направляется исполнительной власти, которая при отсутствии возражений немедленно опубликовывает его. Проект закона или декрета, отклоненный исполнительной властью полностью или частично, возвращается с замечаниями в Палату, от которой он исходил. Далее процедура повторяется. При этом проект станет законом или декретом, если наберет в каждой из палат 2/3 общего числа голосов. Далее его публикует исполнительная власть.

Проект, целиком отклоненный одной Палатой, возвращается в другую (от которой он исходил) с соответствующими замечаниями. Если после повторного обсуждения он принимается абсолютным большинством присутствующих членов, то возвращается в Палату, которая его отклонила; последняя снова его рассматривает и, одобрив таким же большинством голосов, направляет исполнительной власти; если же проект не получает одобрения Палаты, то не может быть внесен вновь в течение той же сессии.

Конгресс также имеет полномочия: принимать в федерацию новые штаты, образовывать в границах уже существующих штатов новые; устанавливать налоги, необходимые для покрытия бюджетных расходов; определять принципы, на основе которых исполнительная власть может выпускать займы под обеспечение государства, утверждать такие займы, подтверждать государственный долг; утверждать и упразднять федеральные должности, определять, увеличивать или уменьшать должностные оклады; объявлять войну, учитывая предоставляемые исполнительной властью данные; объявлять амнистию осужденным судебными органами федерации. Конституция закрепляет за конгрессом, его палатами и другие полномочия.

В полномочия Палаты представителей входит: утверждать федеральный бюджет; наблюдать за точным исполнением ведомством Контролера казначейства своих функций; назначать руководителей и других служащих ведомства Контролера казначейства; рассматривать обвинения, предъявляемые государственным должностным лицам, указанным в Конституции, в связи с совершением ими должностных преступлений; одобрять назначение членов Высокого суда Федерального округа, предоставляемых Президентом Республики.

К исключительной компетенции Сената относится: анализировать внешнюю политику, утверждать международные договоры и дипломатические соглашения, заключаемые исполнительной властью федерации; утверждать произведенные Президентом назначения послов, дипломатических представителей, генеральных консулов, высших должностных лиц казначейства, полковников и других высших чинов национальной армии, флота и военно-воздушных сил; уполномочивать Президента направлять национальные войска за пределы территории страны, разрешать иностранным войскам проход через государственную территорию и флотам держав пребывание в мексиканских водах свыше одного месяца; давать согласие на использование Президентом Республики национальной гвардии за пределами соответствующих штатов, определяя необходимую потребность в вооруженной силе; провозглашать в случае отсутствия всех конституционных властей в штате необходимость назначения временного губернатора; выступать в качестве жюри присяжных для вынесения приговора политическим судом о правонарушениях и упущениях государственных должностных лиц, действующих в ущерб основным общественным интересам и нарушающих свои служебные обязанности; одобрять назначения членов Верховного суда федерации, представляемых Президентом Республики, а также удовлетворять заявления об отпуске или отставке.

Обе Палаты имеют право создавать комиссии для расследования деятельности федеральных министерств, административных департаментов и предприятий с преобладающим государственным участием.

В период между сессиями Конгресса действует Постоянная комиссия в составе 39 членов, из которых 15 являются депутатами и 14 – сенаторами, назначенными соответствующими Палатами на последнем заседании перед закрытием сессии. Палаты из числа своих членов для каждого члена Постоянной комиссии назначают по одному заместителю.

Постоянная комиссия, кроме полномочий, специально предусмотренных Конституцией, вправе: давать согласие на использование национальной гвардии; принимать в надлежащих случаях присягу при вступлении в должность Президента Республики, членов Верховного суда Республики и членов Высокого суда Федерального округа; принимать в период между сессиями Конгресса федерации законопроекты и предложения, направляемые в Палаты, и передавать их для заключения в комиссии Палаты, чтобы рассмотреть на ближайшей сессии; созывать по своей инициативе или по предложению исполнительной власти внеочередные сессии Конгресса или одной Палаты, для чего в обоих случаях необходимо 2/3 голосов присутствующих членов; одобрять назначения членов Верховного суда федерации и членов Высокого суда Федерального округа, представленных Президентом Республики, а также удовлетворять заявления об отпусках членов Верховного суда; утверждать произведенные Президентом Республики назначения послов, дипломатических представителей, генеральных консулов, высших должностных лиц казначейства, полковников и других высших чинов национальной армии, флота, военно-воздушных сил в порядке, установленном законом.

Глава государства и правительства – Президент, избираемый на 6-летний срок без права переизбрания. Президент Республики является стержневой фигурой в конституционном механизме государственной власти Мексики.

В качестве главы исполнительной власти Президент руководит всем государственным аппаратом, назначает и увольняет высших должностных лиц федерации и федерального округа, возглавляет вооруженные силы. Ему предоставлено право законодательной инициативы, и практически подавляющее большинство законопроектов, обсуждаемых и утверждаемых Конгрессом, исходит от исполнительной власти. Президент обладает правом вето, которое не получило распространения в Мексике потому, что в фактически сложившейся системе связей Конгресса и Президента последний имеет возможность полностью контролировать законодательный процесс. Президент вправе вводить чрезвычайное положение, приостанавливать действие конституционных гарантий, реализовывать возможность федеральной интервенции во внутренние дела штатов. Он издает в случаях, прямо указанных Конституцией, или согласно полномочиям, данным ему Конгрессом, декреты, имеющие силу закона.

Президент осуществляет исполнительную власть через федеральную администрацию, действующую на основании издаваемого Конгрессом Органического закона. В состав федеральной администрации входят министерства, возглавляемые государственными секретарями (министрами), и административные департаменты.

Все постановления, декреты, решения и приказы Президента должны быть скреплены подписью государственного секретаря или главы административного департамента, к ведению которых относится данный вопрос; в противном случае указанные акты не подлежат исполнению.

Государственные секретари и главы административных департаментов при открытии каждой очередной сессии Конгресса предоставляют ему отчет о положении дел в своих ведомствах. Каждая из палат может вызвать государственного секретаря и главу административного департамента для получения информации по обсуждаемому закону или по какому-либо другому рассматриваемому вопросу, относящемуся к их ведомству или деятельности.

В штатах законодательная власть принадлежит палатам представителей, а исполнительная — губернаторам (избираются на 6 лет).

Лучшие экскурсии в мексиканском Канкуне на русском языке: пирамиды майя, плавание с морскими черепахами и китовыми акулами, тематические парки!

Скачайте полный прайс-лист от компании iMexico и сравните цены! Мини-группы, новые минивэны с кондиционером, сертифицированные русские гиды, оплата перед началом экскурсии.

Мексика, форма правления, государственное и территориальное устройство которой будет нами рассмотрено, – страна, которая находится на северной, наиболее широкой части перешейка, простирающегося к югу от границы Соединенных Штатов и соединяющего две Америки: Северную и Южную.

какая форма правления в мексике

Площадь ее составляет 1958 тысяч кв. км. Из них 5,4 тыс. кв. км приходится на острова. Мексиканские Соединенные Штаты на западном береге омываются водами Калифорнийского залива и Тихого океана, а на востоке – Карибским морем и Мексиканским заливом. Страна граничит на юге с Белизом и Гватемалой. Мексика – государство, которое является колыбелью цивилизаций Нового Света. Сегодня в нем проживет около пятой части населения Латинской Америки.

Важнейшие факты из истории Мексики

мексика форма правления

Прежде чем рассказать о том, какая форма правления в Мексике, предлагаем сначала познакомиться с основными событиями ее истории, повлиявшими на формирование территориально-государственного устройства. Территорию Мексики с давних пор населяли индейские племена (ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки и др.), которые достигли довольно высокого уровня развития. В период с 16 по начало 19 века эта страна являлась колонией Испании. В 1821 году она получила независимость. В результате произошедшей в 1910-17 гг. буржуазно-демократической революции были созданы основы современного социального и политического устройства государства. Все эти события повлияли на то, какая форма правления в Мексике сложилась в наши дни. Это государство сегодня является аграрно-индустриальной страной. Капитализм в нем развит на среднем уровне.

Мексиканские конституции

Форма правления в Мексике закреплена в Конституции. В стране в разные периоды истории действовало всего 3 главных закона. Принятая в 1824 году Конституция учредила федеративное устройство. Указанная в ней форма правления в Мексике сохранилась неизменной и по сей день. Федеративная система США была взята за образец. В 1857 году была принята следующая конституция. Она предоставила множество гражданских и политических прав. Конституция, действующая сегодня, была принята 5 февраля 1917 г.

форма правления в мексике в настоящее время

Этот закон сохранил демократический и либеральный характер, а также существенную часть закона 1857 года. Однако в нем имеются и революционные положения. Конституция 1917 года включала в себя право на труд, принципы аграрной реформы, социальной справедливости, антиклерикализма и национализма. Согласно этому документу, должностные лица, представляющие все основные политические организации страны, были лишены права быть избранными на второй срок. Конституция 1917 г. существенно укрепила исполнительную власть в такой стране, как Мексика. Форма правления ее - президентская республика. Здесь либеральный политический режим, сочетающий в себе элементы бюрократического авторитаризма и демократии.

Правовая система

В целом правовая система такого государства, как Мексика, относится к романо-германской системе права. Она входит в ее латиноамериканскую группу, достаточно обособленную. Правовая система Мексики сформировалась, как и у множества других стран данной группы, на основе следующих четырех правовых культур: испанской, индейской, англо-американской и французской.

История развития правовой системы

Изначальная основа ее – соционормативная система индейцев, коренного населения государства. Она до сих пор отчасти сохранилась, особенно в сфере деятельности и организации сельских общин. Колонизаторам Испании пришлось признать их и санкционировать индейские доправовые и правовые нормы. В то же время колонизаторская деятельность, активно проводимая испанцами, привела к тому, что на территории Мексики утвердилась испанская правовая культура. В ее основе – традиции римского юридического мышления и римского права.

Мексика, добившись независимости в 1821 году, как и другие страны региона, начала создавать собственную правовую систему. За основу ее было взято законодательство буржуазной Франции, а не полуфеодальной Испании. Французские юристы и просветители выдвинули идею логически стройной системы права, которая оказалась созвучна настроениям мексиканской буржуазии. Форма правления в Мексике в настоящее время основана на этих нормах.

Если моделью для мексиканского частного права после получения страной независимости стало законодательство Европы, то для публичного права – Конституция США. К числу воспринятых под влиянием конституционализма Северной Америки идей относится разделение властей, федерализм, система сдержек и противовесов президентской власти и т. д. Все эти принципы, апробированные ранее в Соединенных Штатах, были отражены в первых мексиканских конституциях, после чего развиты в действующем основном законе 1917 года, в котором указана форма правления в Мексике в настоящее время.

Система законов

Как и право всех остальных латиноамериканских стран, мексиканское хорошо кодифицировано. Практически по всем главным отраслям частного и публичного права были приняты отдельные кодексы. Их систему дополняет во все большем масштабе текущее законодательство.

Что касается законов, они делятся на обыкновенные и органические, то есть те, которые принимаются по прямому предписанию Конституции. Федеративная форма правления в Мексике предполагает, что за штатами закреплены довольно большие полномочия в сфере законодательства. Они принимают свои гражданско-процессуальные, гражданские, уголовно-процессуальные и уголовные кодексы, а также финансовое и административное законодательство. Коллизионная норма, закрепленная в Мексике Конституцией 1917 года, предусматривает важное положение. Оно заключается в том, что противоречие между законом федерации и штата влечет за собой применение нормы именно федерального законодательства. Все более важную роль среди источников права в Мексике в последние десятилетия играют (как на уровне штатов, так и на уровне федерации) подзаконные акты.

Муниципальные акты – низший уровень системы. Форма правления в Мексике в 20 веке подразумевает, что муниципалитеты, согласно Конституции, должны издавать постановления о надлежащем управлении и порядке, в соответствии с нормами, принятыми законодательными органами штатов. Кроме того, они должны выпускать циркуляры, административные регламенты, а также положения общего характера, относящиеся к их компетенции.

Исполнительная власть

Главой исполнительной власти является Президент в такой стране, как Мексика. Форма правления в этом государстве федеративная. Политическая власть фактически находится в руках расположенного в г. Мехико национального правительства. Президента избирают с помощью всеобщего прямого голосования сроком на 6 лет. Кандидату должно быть как минимум 35 лет, он должен проживать в стране в течение года до выборов, а также являться урожденным мексиканцем. В случае смерти действующего президента назначаются новые выборы. Они также могут состояться из-за неспособности главы государства исполнять обязанности в течение двух первых лет президентского срока.

федеративная форма правления в мексике

Сегодня президентом Мексики является Энрике Пенья Ньето (фото его представлено выше). Он был избран в 2012 году. Президент родился в 1966 году, 20 июля, то есть сейчас ему 49 лет. Он является преемником Фелипе Кальдерона. На выборах мексиканский президент набрал около 37% голосов. До того как занять столь ответственную должность, он 6 лет (в период с 2005 по 2011 годы) являлся губернатором штата Мехико, а еще раньше (2003-04 г.) был депутатом местного парламента. Нынешний президент представляет Институционно-революционную партию.

Полномочия президента

Глава исполнительной власти обладает множеством полномочий. У него есть право законодательной инициативы, он может назначать и смещать с должности высших государственных служащих, в том числе губернаторов штатов, территорий, федеральных округов. Президент обнародует законы. Кроме того, он командует вооруженными силами.

Президент – стержневая фигура в механизме государственной власти, которая осуществляет правление в Мексике. Ему принадлежит, среди прочих, и право вето. Однако оно не получило распространения в этом государстве, так как в системе связей Президента и Конгресса, сложившейся фактически, первый может держать под контролем весь законодательный процесс, хотя форма государственного правления Мексики этого не подразумевает. К полномочиям президента относится введение чрезвычайного положения в стране, приостановка действия различных конституционных гарантий, а также он может вмешиваться во внутренние дела мексиканских штатов. В случаях, указанных в Конституции, он имеет право издавать декреты, которые имеют силу закона. Он также может осуществлять это право согласно данным ему Конгрессом полномочиям.

Федеральная администрация

Осуществление исполнительной власти президентом происходит через федеральную администрацию. Она действует на основе Органического закона, издаваемого Конгрессом. К федеральной администрации относятся министерства, возглавляемые министрами (государственными секретарями), а также административные департаменты.

О чем еще нужно рассказать, раскрывая тему "Форма правления и территориально-государственное устройство Мексики"? Все приказы, решения, декреты и постановления Президента должны быть подписаны соответствующей главой административного департамента или государственным секретарем, к ведению которого относится этот вопрос. Иначе они не подлежат исполнению. Главы административных департаментов и госсекретари при открытии сессии Конгресса должны предоставлять Президенту отчет о делах в своих ведомствах. Кабинет представлен 19-ю государственными управлениями: иностранных дел, внутренних дел, военно-морского флота, обороны, энергетики и горной промышленности, финансов, связи и транспорта, сельского хозяйства и водных ресурсов, труда и соцобеспечения, образования, аграрной реформы, президентского управления, туризма, здравоохранения, юстиции, рыбного хозяйства, а также контрольно-финансового управления.

Мы рассказали об исполнительной власти. Вы узнали также о том, как формы государственного устройства и правления в Мексике менялись на протяжении истории. Перейдем теперь к рассмотрению законодательной власти в этой стране.

Законодательная власть

мексика форма правления и государственное устройство

Ею облечен, согласно Конституции, Национальный конгресс, состоящий из двух палат. Нижняя, или палата депутатов (на фото выше), представлена 500 членами. Депутаты избираются на срок в 3 года согласно всеобщему избирательному праву. От каждых 250 тыс. человек или его части, превышающей 125 тыс., имеется по одному депутату. 300 из них (всего их, как мы уже говорили, 500) выбираются по одномандатным округам, другие 200 – по принципу пропорционального представительства.

форма правления и территориальное устройство мексики

На фото выше представлено здание Сената, расположенное в столице страны, городе Мехико. Сенат - это Верхняя палата. Она представлена 128 членами. Их выбирают по 4 от каждого штата, а также федерального столичного округа. Выборы происходят с помощью прямого всеобщего голосования. Депутаты получают полномочия сроком на 6 лет. При этом каждые 6 лет происходит полная ротация депутатов Сената в такой стране, как Мексика, республиканская форма правления которой подразумевает, что органы государственной власти должны избираться или назначаться на определенный срок.

После реформы 1993 года оппозиционным партиям предоставлено не менее четверти всех мест в сенате. Каждый год происходит сбор конгресса на сессию. Она проводится в период с 1 сентября по 31 декабря. Законодательные полномочия во время перерыва в деятельности парламента принадлежат постоянной комиссии. В ее назначении участвуют обе палаты.

Партийное представительство

Государственная форма правления в Мексике подразумевает, что, согласно Конституции, перевыборы на любые государственные посты запрещаются, включая и обе палаты Конгресса. В Мексике в 1993 г. приняли поправку к Конституции. Согласно ей, "пункт подчиненности" должен быть исключен. В соответствии с ним, если партия наберет по всей стране 35% голосов, ей автоматически предоставляется большинство мест. Данная поправка не позволяет какой бы то ни было партии получить в Нижней палате более 315 мест. Кстати, поправки к основному закону страны принимаются только в случае, если они получают одобрение как минимум 325 депутатов. Это значит, что ни одна из партий не может это сделать сама по себе.

Исполнительная власть контролировалась конгрессом лишь в теории вплоть до 1990-х годов. В действительности же власть президента была практически абсолютна. Это происходило потому, что Институционно-революционная партия (ИРП), правившая в то время, владела абсолютным большинством мест в обеих палатах. В июле 1997 года были проведены промежуточные выборы, которые лишили ИРП этой привилегии. Тем не менее большинство мест в сенате сохранилось за этой партией. После состоявшихся в 2000 году выборов ни у одной из партий нет большинства в Конгрессе.

Принятие законов

Любые проекты декретов и законов, обсуждение которых не относится к исключительной компетенции Верхней или Нижней Палаты, обсуждаются последовательно в каждой из них. Законопроект, одобренный той, в которую он первоначально был внесен, затем направляется в другую для обсуждения. Если его одобрит другая палата, он дается исполнительной власти. Та, при отсутствии возражений, сразу же его опубликовывает. Проект декрета или закона, частично или полностью отклоненный исполнительной властью, возвращается с замечаниями в соответствующую палату, ту, откуда он исходил. Затем процедура повторяется. Проект станет декретом или законом, если ему удастся набрать 2/3 числа голосов в каждой из палат. После этого исполнительная власть его публикует.

Если проект был отклонен одной из палат, он возвращается с соответствующими замечаниями в ту, от которой он исходил. Если он принимается после повторного обсуждения абсолютным большинством членов, то возвращается в отклонившую его палату. Та вновь рассматривает этот проект и, одобрив его этим же большинством голосов, предоставляет его исполнительной власти. Если же проект вновь не одобряется палатой, его нельзя снова внести в течение одной сессии.

Система судебной власти

Продолжаем характеризовать такую страну, как Мексика. Форма правления и государственное устройство ее были нами рассмотрены. Осталось рассказать лишь о судебной системе. Она разделена в Мексике на суды штатов и федеральные суды. Они применяют соответственно местное и федеральное законодательство. Верховный суд стоит во главе федеральной судебной системы. В его составе – 21 судьи. Они назначаются на срок 6 лет президентом, с согласия сената. Верховный суд обладает административной и судебной властью над нижестоящими органами системы. Существуют выездные окружные (12), унитарные выездные окружные (всего 9) и окружные (всего 68) суды.

форма правления в мексике

Высшим судом в стране является Верховный суд Республики. В его состав входит 21 основной член и 5 дополнительных. Он действует в составе Палат или Пленума. Дополнительные члены этого суда участвуют в деятельности Пленума только тогда, когда они замещают представителей Верховного суда. Последний из своего состава ежегодно избирает председателя, которого можно переизбирать.

Президент Республики назначает членов Верховного суда. Их кандидатуры также должны быть одобрены Палатой сенаторов. Кстати, если решение не было принято в определенный срок, это приравнивается к одобрению.

Районные и окружные суды формирует Верховный суд Республики. В течение четырех лет судьи должны исполнять свои обязанности. В случае повышения в должности или переизбрания они могут быть смещены с постов лишь в порядке политического суда (импичмента). Верховный суд Республики, кроме того, назначает дополнительных районных или окружных судей. Они должны помогать присяжным или судам, которые перегружены делами.

Итак, мы вкратце охарактеризовали такую страну, как Мексика. Форма правления в этой стране, а также ее государственно-территориальное устройство в общих чертах были рассмотрены. Надеемся, эта информация вам пригодится. Форма правления и территориальное устройство Мексики - темы, раскрывать которые можно достаточно долго. Мы постарались представить лишь самую важную информацию по этим вопросам.

Авторы: Е. В. Баранчиков (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. О. Тельнова (Природа), Д. Д. Беляев (территория Мексики до испанского завоевания), Е. А. Ларин (Исторический очерк), Д. В. Соловьёв (Хозяйство), С. А. Тархов (Хозяйство), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Э. Г. Ермольева (Образование. Учреждения науки и культуры), А. Ф. Кофман (Литература), Е. И. Кириченко (Архитектура и изобразительное искусство: 16–18 вв.), В. С. Шарина (Архитектура и изобразительное искусство: 19 – нач. 21 вв.), П. М. Степанова (Театр), О. Н. Макарова (Балет), Т. Н. Ветрова (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) Авторы: Е. В. Баранчиков (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. О. Тельнова (Природа), Д. Д. Беляев (территория Мексики до испанского завоевания); >>

МЕ́КСИКА (México), Мек­си­кан­ские Со­еди­нён­ные Шта­ты (Estados Unidos Me­xi­canos).

Мексика, Мексиканские Соединенные Штаты (Estados Unidos Mexicanos), государство, занимающее северную, самую широкую часть перешейка, протягивающегося к югу от границы США и соединяющего Северную Америку с Южной Америкой. Площадь 1958 тыс. км2 (в т. ч. около 5,4 тыс. км2 приходится на острова). На западе берега Мексики омываются водами Тихого океана и Калифорнийского залива, на востоке — Мексиканским заливом и Карибским морем; на юге она граничит с Гватемалой и Белизом. Мексика была колыбелью древних цивилизаций Нового Света. Сейчас в ней проживает пятая часть всего населения Латинской Америки.

Конституция. В Мексике действовали три основных закона. Конституция 1824 года учредила федеративную систему, образцом для которой стала федеративная система США. Конституция 1857 года предоставила многие политические и гражданские права. Ныне действующая конституция, которая была провозглашена 5 февраля 1917 года, сохранила либеральный демократический характер и значительную часть документа 1857 года, но содержала также и революционные положения.

Документ 1917 года включал в себя принципы аграрной реформы, право на труд, принципы социальной справедливости, национализма и антиклерикализма. Этот документ лишил должностных лиц всех главных политических организаций права на переизбрание на второй срок и в значительной степени укрепил исполнительную власть.

Федеральная власть. Исполнительная власть. Официально Мексика имеет федеральную форму правления. Фактически политическая власть сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико. Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим голосованием на один 6-летний срок. Главе исполнительной власти должно быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года, предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои обязанности в течение первых двух лет срока. Президент обладает широкими полномочиями: правом законодательной инициативы, назначает и увольняет высших государственных служащих, губернаторов штатов, федерального округа и территорий и др., обнародует законы, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Президент Мексики с 2000 по 2006 гг. — Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942 году, изучал менеджмент в Мехико и Гарвардском университете, затем работал в концерне "Кока-кола", где отвечал за работу в Центральной Америке, основал сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 году вступил в консервативную Партию национального действия. В 1988 году Фокс был избран в конгресс, а в 1995 году выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато.

Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел, иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов, связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-финансового управления.

Законодательная власть. Конституция облекает законодательной властью двухпалатный конгресс (Национальный конгресс). Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500 членов. Избиратели выбирают депутатов на трехлетний срок на основе всеобщего избирательного права: один депутат от каждых 250 тыс. человек населения или для его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500 депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам; остальные 200 человек — на основе пропорционального представительства. Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть лет. Реформа 1993 года предоставляет оппозиционным партиям не менее 25% мест в сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 году была принята поправка к конституции, исключающая т. н. "пункт подчиненности", в соответствии с которым, если партия наберет 35% голосов по всей стране, она автоматически получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами. Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над законодательной властью была почти абсолютной — главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 года лишили правящую Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 года ни одна из партий не имеет большинства в конгрессе.

Судебная система. Во главе федеральной судебной системы стоит верховный суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над нижестоящими судами. Президент назначает также судей в 12 выездных окружных судов, состоящих из трех судей; в 9 унитарных выездных окружных судах и 68 окружных судах, состоящих из одного судьи. Законодательно были созданы суды специальной юрисдикции, в т.ч. налоговый суд и управление по арбитражу, отвечающее за разрешение трудовых конфликтов. Судебная система в штатах включает Верховные суды, суды первой инстанции и муниципальные суды.

Органы власти штатов. Мексика состоит из 31 штата и одного федерального округа. Центральный регион охватывает столичный Федеральный округ и штаты Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос, Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Веракрус и Юкатан.

Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную власть. Каждый штат имеет свою конституцию и однопалатный конгресс (Законодательное собрание), избираемый на 2 или 4 года, исполнительные органы во главе с губернатором (избирается населением на 6 лет) и суды. Согласно федеральной конституции Мексики, штаты не имеют права выхода из федерации. Органами местного самоуправления в городах являются муниципальные советы в составе председателя и советников, избираемых населением на 2 года.

Площадь, тыс. км2

Нижняя Калифорния (Baja California)

Нуэво-Леон (Nuevo Leon)

Сан-Луис-Потоси (San Luis Potosi)

Сан-Луис-Потоси (San Luis Potosi)

Вилья-Эрмоса (Villa Hermosa)

Сьюдад-Виктория (Ciudad Victoria)

Тустла-Гутьеррес (Tuxtia Gutierrez)

Кинтана-Роо (Quintana Roo)

Нижняя Калифорния (южная) (Baja California)

Политические партии. В Мексике с 1917 года действует демократическая конституция. С 1920-х в стране официально существует многопартийная система. Однако вплоть до 1990-х гг. реальной монополией на власть пользовалась правящая Институционально-революционная партия, созданная в 1929 году и именовавшаяся до 1938 года Национально-революционной, а до 1946 года — Партией мексиканской революции.

Партия была образована как объединение правительственных группировок, объединяла первоначально политиков и государственных чиновников и ставила своей целью сплотить разнородные силы, принимавшие участие в Мексиканской революции — от беднейшего крестьянства до самых богатых предпринимателей. В 1938 году ее реорганизовал президент Ласаро Карденас, придав партии массовый характер. Были созданы четыре сектора — крестьянский, представленный Национальной крестьянской конфедерацией, рабочий (опирался на Конфедерацию трудящихся Мексики), народный (индивидуальные члены) и военный (ликвидирован в 1940 году). За годы существования правящей партии она почти слилась с государственными структурами, а ее деятельность в значительной мере финансировалась из государственного бюджета. ИРП пользовалась полной поддержкой средств массовой информации. Номенклатура ИРП умело манипулировала ходом и результатами выборов.

В идеологическом отношении ИРП провозглашала свою верность идеалам Мексиканской революции, которую она считала "перманентной" и продолжающейся "институционным" путем. Партия призывала к гармонии классовых интересов и мирному разрешению социальных споров и противоречий. Выступала за активное государственное вмешательство в экономику и государственный контроль над основными отраслями хозяйства. ИРП является наблюдателем в Социалистическом Интернационале.

В 1980-х гг. руководство ИРП отказалось от прежних этатистских идей и стало проводить неолиберальную экономическую политику, осуществляя приватизацию государственного сектора, активно привлекая иностранные капиталовложения и стремясь к ускоренной интеграции страны в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Переориентация партии вызвала усиление внутренних разногласий, и в конце 1980-х гг. ее покинули многие видные деятели, несогласные с новой политикой. В 1992 году ИРП провозгласила своей идеологией "социальный либерализм".

Одновременно стали колебаться казавшиеся прежде незыблемыми позиции ИРП в обществе. Росло недовольство экономическим курсом правящей партии, а также ее монополией на власть. После 1988 года, когда кандидат ИРП Карлос Салинас де Гортари выиграл президентские выборы, собрав лишь немногим более 50% голосов, она оставалась крупнейшей партией, но утратила политическую гегемонию и вынуждена была пойти на проведение ряда политических реформ, включая создание Федерального избирательного института и Федерального избирательного трибунала в 1990 году, расширение представительства оппозиции в конгрессе, регулирование финансирования избирательных кампаний и обеспечение более равных возможностей для доступа партий к средствам массовой информации (1996 г.).

В конце 1990-х гг., под влиянием ухудшения социально-экономической ситуации и политической нестабильности, в ИРП усилилось социал-демократическое крыло. Она по-прежнему выступала за рыночные реформы, но в то же время отстаивала ведущую роль государственного экономического регулирования, осуществление широких социальных программ, развитие демократии во всех областях.

Политические колебания не спасли ИРП от утраты политической власти. В 1994 году ее кандидат в президенты Эрнесто Седильо еще сумел выиграть президентские выборы, но уже в 1997 году партия лишилась большинства в конгрессе. В 2000 году кандидат ИРП проиграл президентские выборы и она ушла в оппозицию. На выборах в конгресс в 2003 году ИРП вновь сопутствовал успех, и она вернула себе положение наиболее мощной политической силы страны.

Партия национального действия (ПНД) — основана в 1939 году консерваторами, недовольными преобразованиями президента Л.Карденаса. Она выступала в защиту частной собственности, основных принципов католицизма. ПНД осуждала отделение церкви от государства, национализацию и другие меры государственного регулирования экономики. В 1950-х — 1960-х гг. партия взяла на вооружение идеи христианского гуманизма, сблизилась с международной христианской демократией (ПНД входит в Интернационал христианско-демократических партий). В рядах партии шла острая борьба между традиционно-консервативным и умеренно-реформистским крылом. В 1980-х гг. ПНД стала выступать под флагом демократизации политической и избирательной системы, проводила акции протеста (голодовки, блокаду транспортных путей, захват муниципалитетов). В 1990-х гг. партия стала еще более активно критиковать правящую ИРП за "непоследовательность" в проведении неолиберальной политики. Сочетая экономический неолиберализм и неоконсерватизм в политике, ПНД требовала максимального развития частной инициативы, еще большей приватизации и сокращения государственного регулирования, укрепления сотрудничества с католической церковью. Партия считала, что государство может решать социальные вопросы лишь там, где частная инициатива невозможна или недостаточна.

В 1980-х годах ПНД получала на выборах 15-18% голосов. В 1989 году ее кандидат сумел впервые завоевать пост губернатора (в Нижней Калифорнии). В 1990-х годах партия выиграла губернаторские выборы в штатах Чиуауа, Халиско, Гуанахуато, Нуэво Леон, Керетаро и Синалоа. В 1997 году она отвоевала у левых положение ведущей оппозиционной силы, а в 2000 году кандидат ПНД Висенте Фокс одержал победу на президентских выборах. С этого времени она превратилась в правящую партию Мексики.

Партия демократической революции (ПДР) — ведущая левая оппозиционная партия Мексики. Основана в 1989 году по инициативе бывшего кандидата в президенты Куатемока Карденаса. К.Карденас, сын Ласаро Карденаса (президента Мексики в 1936-1940) и лидер "Демократического течения" в Институционно-революционной партии, покинул ИРП в 1987 году, выдвинул свою кандидатуру в президенты от Национального демократического фронта — коалиции левых и центристских партий и собрал в 1988 году более 31% голосов. Из сторонников Карденаса, Мексиканской социалистической партии (создана в 1987 году мексиканскими коммунистами и другими левыми организациями) и других движений была образована ПДР. Партия объявила себя наследницей демократических традиций Мексиканской революции, националистической, демократической и народной партией. Она выступила за "независимость страны, в том числе в экономической области, за проведение политических и демократических реформ, децентрализацию и соблюдение прав человека. ПДР подвергла критике неолиберальную политику властей и ее антисоциальные последствия".

ПДР вошла в Социалистический Интернационал. Однако она является весьма неоднородной в идейном отношении, включая в свой состав социал-демократов, социалистов, бывших коммунистов, троцкистов, националистов и популистов. До 1994 года она отказывалась сотрудничать с правящей ПДР по каким-либо вопросам. Между сторонниками обеих партий происходили столкновения. В последующие годы руководство партии заняло более умеренные позиции: оно стало взаимодействовать с ИРП в проведении политических реформ, смягчило критику интеграции страны в мировой рынок и приватизации.

Несмотря на первые успехи Карденаса и его сторонников в конце 1980-х гг., ПДР в 1990-х гг. не удалось закрепиться в положении ведущей оппозиционной партии; эту роль ей пришлось уступить ПНД. Тем не менее, ее позиции сильны в федеральном округе и некоторых штатах страны. В 1997 году К.Карденас был избран мэром столицы. В 2000 году население избрало на этот пост другого члена ПДР — Лопеса Обрадора.

На всеобщих выборах 2000 году ПДР выступила во главе "Альянса за Мексику", в который вошли также Партия труда, Конвергенция за демократию, Партия социального альянса и Партия националистического общества.

Выступает за сохранение природы и окружающей среды, за возврат к традиционным культурным ценностям и пацифизм. Фундаментальные принципы мексиканских зеленых, ссылающихся на древний индейский взгляд на природу, — любовь, справедливость и свобода для всех живых существ на планете. В социальном отношении партия стремится к самодостаточности, децентрализации и гармонии между обществом и природой.

На выборах 2000 года мексиканские зеленые выступили в блоке с ПНД, с тем, чтобы отстранить от власти ИРП и открыть путь для дальнейшей демократизации страны. На выборах в конгресс в 2003 году они блокировались с ИРП.

Партия труда (ПТ) - социалистическая партия, основанная в 1990 году в результате объединения ряда бывших троцкистских и маоистских организаций Севера страны. ПТ признает политический плюрализм и отвергает идейный "догматизм". Выступает за широкое развитие массовых социальных движений, борьбу с империализмом и отказ от рекомендаций международных финансовых институтов, за широкую и всестороннюю демократизацию общества. Признавая существование различных форм собственности, ПТ в то же время борется против монополий, за социальное равенство и справедливость. Цель ПТ — разрушение капитализма с помощью массовых общественных движений, создание альтернативных органов народной "контр-власти" и, в перспективе, достижение плюралистического, демократического и гуманного общества самоуправления. На выборах 2000 года ПТ блокировалась с ПДР и другими левыми партиями.

Помимо основных партий, в Мексике действует множество различных политических группировок: Социальная демократия (левая организация), Партия демократического центра, Подлинная партия мексиканской революции (центристская, основана в 1957 году бывшими генералами и деятелями Мексиканской революции и выступает в защиту конституции 1917 года, служа одним из центров притяжения для оппозиционных фракций в ИРП), Социалистическая коалиция, троцкистские Социалистическая рабочая партия, Социалистический и рабочий союз и Лига трудящихся за социализм, маоистская Красная рабочая партия (марксистско-ленинская), бывшая проалбанская Коммунистическая партия Мексики (марксистско-ленинская), Народно-демократическая революционная партия, Интернациональное коммунистическое течение (лево-коммунистическое) и др. Имеются разрозненные анархистские группы.

В стране существуют и ведут борьбу против правительства различные военно-политические группировки и движения. Крупнейшее — Сапатистская армия национального освобождения (САНО), которая в 1994 году подняла вооруженное восстание в штате Чьапас. САНО выступает за проведение демократических и социальных реформ, в защиту прав индейских народов Мексики, против неолиберализма и свободной торговли. Она активно сотрудничает с международным антиглобалистским движением. Сторонники САНО со всей Мексики создали политическое движение — Сапатистский фронт национального освобождения.

Конец февраля – ежегодный карнавал
День весеннего равноденствия – праздник весны с костюмированными шествиями и восхождением на пирамиды Теотиуакана
16 сентября – день независимости
12 декабря – день Девы Гваделупской, фестиваль и паломничество в столицу

Полезная информация

Интренет-домен - .mx
Телефонный код - +52
Часовый пояс - GMT-6,-7,-8

Читайте также: