Государственное предприятие это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Организация государственных предприятий – это законодательно утвержденная процедура учреждения особого вида юридических лиц органами публичного управления за счет передачи им в хозяйственное ведение или оперативное управление государственного имущества для осуществления социально-экономических функций с целью удовлетворения потребностей населения и государства.

Понятие, виды и значение государственных предприятий

Государственные предприятия в самом общем виде могут быть охарактеризованы как участники экономических отношений, имущество которых находится в собственности органов публичного управления федерального или регионального уровня. Это предопределяет ключевое отличие указанных юридических лиц от иных организаций с участием государства – они создаются посредством выделения федерального и регионального имущества, в то время как иные организации обычно создаются за счет объединения капитала.

Создание государственных предприятий выступает одним из инструментов организации и реализации финансового управления. Иными словами, государственные предприятия решают социально-экономические задачи в приоритетных для развития общества сферах. В соответствии с действующим специальным законодательством государственные предприятия делят на две основные группы:

  • предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения;
  • предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления.

Исходя из субъекта учреждения предприятия делятся на:

  • предприятия, сформированные федеральным органом публичного управления;
  • предприятия, сформированные региональным органом публичного управления.

Исходя из цели функционирования предприятия и характера полезного эффекта его деятельности государственные предприятия делят на следующие виды:

  • социальные;
  • контрольно-регулирующие;
  • коммерческие.

Характеристика процесса учреждения государственного предприятия

Государственные предприятия могут создаваться Федерацией или регионом. Органы публичного управления федеральной территории могут реализовывать функции учредителя государственного предприятия от имени Федерации или от имени федеральной территории исходя из положений федерального законодательства о федеральной территории.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение относительно создания федерального государственного предприятия разрабатывается и утверждается федеральным правительством, федеральными исполнительными органами или органами публичного управления федеральной территорией исходя из нормативно закрепленных полномочий.

Решение в отношении создания государственного предприятия региона принимается уполномоченным региональным органом управления исходя из его полномочий.

Государственные предприятия создаются в случаях, предусмотренных законодательством, а именно:

  • в случае, предусмотренном федеральным законом, актом федерального правительства или президента;
  • для обеспечения функционирования органов публичного управления в сфере обороны, транспортной безопасности, государственной охраны, внутренних дел и пр.;
  • для функционирования в области естественных монополий;
  • для обеспечения жизнедеятельности населения на Крайнем Севере и приравненных к Крайнему Северу территориях;
  • для функционирования в области культуры, искусства и кинематография;
  • для функционирования за границей России;
  • для функционирования в сфере обращения с радиоактивными отходами и пр.

Государственное казенное предприятие учреждается на основании решения федерального правительства или высшего исполнительного органа региона исходя из компетенции такого органа. В решении о создании государственного предприятия фиксируются цели создания такого предприятия и объект его деятельности.

Управление государственными предприятиями

Процедура определения состава имущества, которое передается государственному предприятию на соответствующем ограниченном вещном праве, а также процедура утверждения устава предприятия и заключения контракта с лицом, осуществляющим руководство предприятием, утверждается федеральным правительством, уполномоченным региональным органом, в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, – иными органами.

Государственные предприятия не могут учреждаться посредством преобразования организаций иных организационно-правовых форм.

Непосредственное управление государственными предприятиями осуществляется руководителями – директорами или генеральными директорами, которые выступают в качестве единоличного исполнительного органа. Они подточены собственнику имущества, переданного для учреждения государственного предприятия.

Руководитель в соответствии с законом действует от имени предприятия без доверенности, в том числе:

  • осуществляет представление интересов государственного предприятия;
  • осуществляет в соответствии с предусмотренной нормативными актами процедурой сделки от имени предприятия;
  • утверждает внутреннюю структуру предприятия;
  • привлекает сотрудников на работу;
  • заключает трудовые договоры, а также решает вопрос по их изменению и прекращению и пр.

При этом руководители государственных предприятий не могут выступать участниками или учредителями юридических лиц. Кроме того, руководители не могут реализовывать иную оплачиваемую деятельность, предпринимательскую деятельность и пр. Руководитель государственного предприятия может совмещать управленческую деятельность только с преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

как основная разновидность унитарных предприятий- коммерческая организация, имущество которой является единым (неделимым) объектом права собственности ее учредителя-государства (ст.113 ГК РФ). Это - единственный вид коммерческих организаций, не являющихся собственниками, не представляющих собой корпорации лиц (объединения на началах членства) и обладающих целевой (специальной) правоспособностью. Учредительный документ Г.п. - утвержденный собственником устав, орган управления - единоличный (назначенный собственником) руководитель - директор. Г.п. создаются, а также реорганизуются и прекращаются по решению уполномоченных на то государственных органов (министерств и ведомств)(постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности"). На закрепленное за ними имущество собственника-учредителя (и на имущество, полученное в результате своей деятельности) Г.п. получают ограниченные вещные права. Юридическим лицом и субъектом права на имущество признается Г.п., а не его "трудовой коллектив", что исключает появление "народных", "коллективных" и подобных предприятий. По своим обязательствам Г.п. отвечает всем этим имуществом и не несет ответственности по обязательствам своего собственника-учредителя.

Разновидности Г.п. - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное) (ст. 114 и 115 ГК РФ). Казенные предприятия могут быть только федеральными, а при недостатке их имущества ответственность по их обязательствам несет РФ, в связи с чем они в отличие от других Г.п. не могут признаваться банкротами.

Признание предприятия, в том числе Г.п., юридическим лицом не свойственно странам с развитой рыночной экономикой, а в РФ представляет собой остатки прежнего правопорядка, сохраненные законом на переходный период. В развитом гражданском обороте не могут участвовать несобственники, за действия которых фактически руководящий ими учредитель-собственник не отвечает. Поэтому предприятия, в том числе Г.п., признаются имущественными комплексами - объектами, а не субъектами гражданского права (ст. 132,559,656 ГКРФ).

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — (state enterprise) Компания, основанная по инициативе государства и руководимая им. Аргументы в защиту наличия государственной собственности состоят в том, что некоторые виды деятельности хотя и являются общественно полезными, но непривлекательны … Экономический словарь

Государственное предприятие — (ГП) предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если такое предприятие является бюджетным, то оно финансируется из средств… … Википедия

Государственное Предприятие — См. Предприятие государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — по законодательству РФ учреждается орга нами управления РФ, республик, входящих в состав РФ, автономной области,автономных округов, краев и областей, уполномоченных управлять госу дарственным имуществом. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если Г.п. является бюджетным, то оно финансируется из средств государственного… … Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — см. Унитарное предприятие. Казенное предприятие … Юридический словарь

государственное предприятие — предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие является бюджетным, то оно финансируется из… … Словарь экономических терминов

Государственное предприятие — см. Унитарное предприятие … Энциклопедия права

государственное предприятие — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN publicly owned establishment … Справочник технического переводчика

государственное предприятие — valstybės įmonė statusas Aprobuotas sritis įmonių teisė ir įmonių valdymas apibrėžtis Ribotos civilinės atsakomybės viešasis juridinis asmuo, nuosavybės teise priklausantis valstybei ir patikėjimo teise valdantis, naudojantis jam perduotą… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если Г.п. является бюджетным, то оно финансируется из средств государственного… … Энциклопедический словарь экономики и права

Государственное предприятие (ГП) – это юридическое лицо, созданное государством для участия в коммерческой деятельности от имени государства. Он может полностью или частично принадлежать государству и обычно предназначен для участия в конкретной коммерческой деятельности.

ГП распространены по всему миру, в том числе в Соединенных Штатах, где ипотечные компании Freddie Mac и предприятиями, спонсируемыми государством (GSE) .

Ключевые моменты

  • Государственное предприятие (ГП) – это организация, созданная государством с целью ведения коммерческой деятельности.
  • Правительство обычно принимает на себя полную или частичную собственность на любые госпредприятия, которым обычно разрешается заниматься определенной деятельностью.
  • ГП представляют правительство в коммерческих начинаниях, а также продают физические ресурсы торговым организациям и корпорациям.
  • ГП действуют во всех странах, но особенно успешны в Китае, США, Новой Зеландии, Южной Африке, Индии и России.

Понимание государственных предприятий (ГП)

Также известные как государственные корпорации (ГОК), государственные предприятия не следует путать с листинговыми компаниями, акции которых частично принадлежат государственному органу, поскольку эти компании являются действительно государственными корпорациями, в которых государственная структура является одной. своих акционеров.

Государственные предприятия (ГП) – это глобальное явление, и такие организации существуют в США, Китае, Южной Африке, Норвегии и Новой Зеландии. С юридической точки зрения большинство госпредприятий квалифицируются как коммерческие предприятия, предоставляя им все связанные с ними права и обязанности. Это означает, что они обычно обязаны соблюдать любые законы и постановления, регулирующие деятельность их типа бизнеса, и они также могут нести ответственность за свои действия.

45 триллионов долларов

Текущая стоимость активов государственных предприятий во всем мире по состоянию на 2020 год по данным Международного валютного фонда (МВФ) . Цифра отражает резкий скачок в размерах госпредприятий за последние несколько лет, причем в лидерах роста находятся развивающиеся рынки.

Пример государственного предприятия

В Соединенных Штатах ипотечные компании Freddie Mac и Fannie Mae являются одними из самых признанных государственных предприятий их гражданами, но государственные предприятия не ограничиваются кредитованием. В Китае несколько компаний пользуются государственной поддержкой, например, отель Jin Jiang Hotel, который принадлежит и контролируется правительством Шанхая. Энергетическая компания Eskom, расположенная в ЮАР, является 11-й крупнейшей компанией в мире по выработке электроэнергии и является государственным предприятием правительства ЮАР. Многие системы общественного транспорта и коммунальные услуги являются государственными предприятиями, равно как и почтовые службы и некоторые горнодобывающие предприятия.

ГП и акционирование

Иногда государственное предприятие создается из государственного учреждения в ходе процесса, называемого корпоратизацией . Это позволяет агентству преобразовать себя в коммерческий бизнес. Часто недавно созданное госпредприятие по-прежнему работает с государственными целями, но официально оно действует как коммерческое предприятие. Иногда правительства развивающихся стран создают управляемый государством бизнес в секторе, который они хотят развивать или использовать для повышения своего экономического положения на мировой арене, например, нефтяная промышленность в Бразилии или телекоммуникационная отрасль в Аргентине.

ГП и прибыль

Несмотря на то, что ГП является коммерческой организацией, некоторые из них не приносят прибыли. Например, почтовая система США может работать в убыток в течение длительных периодов времени. Хотя некоторым ГП может быть разрешено обанкротиться, те, которые имеют важное значение для функционирования государства, могут получить государственное финансирование для продолжения своей деятельности, особенно тех, которые считаются критически важными для инфраструктуры страны. В этих случаях ГП фактически обходятся государству в деньгах, а не приносят прибыль. В случае Китая это побудило некоторых обвинить правительство в искусственной поддержке так называемых зомби- корпораций, которые в противном случае обанкротились бы.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.Основу этой деятельности составляет его имущество.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила (в частности, только они могут производить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п., т.е.- предметы разрешительной системы).

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Выделяют несколько видовпредприятий:

1. Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе казённые , унитарные.

2. Государственные предприятия субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные предприятия.

4. Негосударственные предприятия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

5. Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциации и др.

Государственные предприятия –это собственность государства. К ведению государственных органов относится:

- создание государственных предприятий;

- определение целей их деятельности, а также их размещение;

- назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

- доведение до них государственных заказов на продукцию;

- реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казённых предприятий (ст.115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают большой оперативной производственной самостоятельностью (планирование, заключение договоров и др.). Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, в предусмотренных законодательством случаях – по государственным ценам.

Разновидностью государственных унитарных предприятий являются федеральные казённые предприятия, основанные на праве оперативного управления.Казённые предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Они являются казёнными предприятиями и действуют на праве оперативного управления. Их хозяйственная самостоятельность значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Правительством РФ 12 августа 1994 г. был утвержден Типовой устав казённого завода, который определяет цели и предмет его деятельности; имущество, являющееся федеральной собственностью; систему управления (директор, назначаемый уполномоченным Правительством органом, утверждающим устав завода, заместители директора, назначаемые директором по согласованию с упомянутым органом); основы учёта, отчётности и контроля за деятельность завода. Ликвидация и реорганизация казённого завода осуществляется по решению Правительства.

Согласно постановлению Правительства от 6 октября 1994 г., производственно-хозяйственная деятельность казённого завода (фабрики, хозяйства) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Распоряжение имуществом, находящимся в его оперативном управлении, завод вправе осуществлять только с согласия уполномоченного органа исполнительной власти. Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие банкротства на казённые предприятия не распространяются (ст.61 ГК).

Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, осуществляют исполнительные органы этих субъектов.

Особенностью административно-правового статусанегосударственных предприятийявляется то, что роль государства по отношению к ним ограничена.

В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления.




Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Порядок образования и ликвидации предприятий, регламентируется законодательством. Учредительным документом таких предприятий является Устав, который утверждается учредителем.

Однако необходимо помнить, что все предприятия подлежат государственной регистрации, которая включается в единый государственный реестр.

Ликвидация негосударственных предприятий производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать либо по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.

Учреждения– это организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения можно разделить на три вида:

1. Учреждения-аппараты органов государственной власти.

2. Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения; культуры и др.).

3. Негосударственные социально-культурные и иные учреждения.

Учреждения подразделяются на видыпо разным основаниям:

- по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

- по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов РФ, местные (муниципальные);

- по характеру и сфере деятельности: образования (школы, вузы и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами административного, гражданского и трудового права.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:

- государственную регистрацию учреждений;

- порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчётности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчёты об их деятельности.

Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены:

- государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

- получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определённые виды деятельности;

- запрет на вмешательство государства и его органов в деятельности предприятий;

- обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности;

- представление государственным органам соответствующей информации;

- обязанность соблюдать законодательство и др.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.Основу этой деятельности составляет его имущество.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила (в частности, только они могут производить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п., т.е.- предметы разрешительной системы).

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Выделяют несколько видовпредприятий:

1. Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе казённые , унитарные.

2. Государственные предприятия субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные предприятия.

4. Негосударственные предприятия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

5. Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциации и др.

Государственные предприятия –это собственность государства. К ведению государственных органов относится:

- создание государственных предприятий;

- определение целей их деятельности, а также их размещение;

- назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

- доведение до них государственных заказов на продукцию;

- реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казённых предприятий (ст.115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают большой оперативной производственной самостоятельностью (планирование, заключение договоров и др.). Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, в предусмотренных законодательством случаях – по государственным ценам.

Разновидностью государственных унитарных предприятий являются федеральные казённые предприятия, основанные на праве оперативного управления.Казённые предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Они являются казёнными предприятиями и действуют на праве оперативного управления. Их хозяйственная самостоятельность значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Правительством РФ 12 августа 1994 г. был утвержден Типовой устав казённого завода, который определяет цели и предмет его деятельности; имущество, являющееся федеральной собственностью; систему управления (директор, назначаемый уполномоченным Правительством органом, утверждающим устав завода, заместители директора, назначаемые директором по согласованию с упомянутым органом); основы учёта, отчётности и контроля за деятельность завода. Ликвидация и реорганизация казённого завода осуществляется по решению Правительства.

Согласно постановлению Правительства от 6 октября 1994 г., производственно-хозяйственная деятельность казённого завода (фабрики, хозяйства) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Распоряжение имуществом, находящимся в его оперативном управлении, завод вправе осуществлять только с согласия уполномоченного органа исполнительной власти. Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие банкротства на казённые предприятия не распространяются (ст.61 ГК).

Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, осуществляют исполнительные органы этих субъектов.

Особенностью административно-правового статусанегосударственных предприятийявляется то, что роль государства по отношению к ним ограничена.

В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления.

Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Порядок образования и ликвидации предприятий, регламентируется законодательством. Учредительным документом таких предприятий является Устав, который утверждается учредителем.

Однако необходимо помнить, что все предприятия подлежат государственной регистрации, которая включается в единый государственный реестр.

Ликвидация негосударственных предприятий производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать либо по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.

Учреждения– это организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения можно разделить на три вида:

1. Учреждения-аппараты органов государственной власти.

2. Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения; культуры и др.).

3. Негосударственные социально-культурные и иные учреждения.

Учреждения подразделяются на видыпо разным основаниям:

- по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

- по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов РФ, местные (муниципальные);

- по характеру и сфере деятельности: образования (школы, вузы и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами административного, гражданского и трудового права.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:

- государственную регистрацию учреждений;

- порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчётности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчёты об их деятельности.

Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены:

- государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

- получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определённые виды деятельности;

- запрет на вмешательство государства и его органов в деятельности предприятий;

Читайте также: