Государственная поддержка семей воспитывающих детей рб кратко

Обновлено: 05.07.2024

На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения области по состоянию на 1 октября 2021 г. состоит 57,7 тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, из них многодетных – 24 тыс. семей, воспитывающих ребенка-инвалида (детей-инвалидов) – 5,3 тыс. семей.

Законодательством предусмотрена разнообразная система пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей – назначается 11 видов пособий. Это три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.

Справочно. Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей:

С 1 ноября 2021 г. по 31 января 2022 г.:

пособие в связи с рождением ребенка (единовременное):

• при рождении первого ребенка – 10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) – 2 880,10 руб.;

• при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ – 4 032,14 руб.;

пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) – 100% БПМ – 288,01 руб.

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное):

• на первого ребенка – 35% среднемесячной заработной платы работников в республике за II квартал 2020 г. (далее – СЗП) – 495,74 руб.;

• на второго и последующих детей – 40% СЗП – 566,56 руб.;

• на ребенка-инвалида до 3 лет – 45% СЗП – 637,38 руб.;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, постоянно проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение (ежемесячное):

• на первого ребенка – 150% от 35% СЗП – 743,61 руб.;

• на второго и последующих детей – 150% от 40% СЗП – 849,84 руб.;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (ежемесячное) – 50% БПМ –144,01 руб.

пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, предусмотренных законодательством (ежемесячное):

• на детей старше 3 лет, воспитываемых в таких семьях (кроме ребенка-инвалида) – 50% БПМ – 144,01 руб.

• на ребенка-инвалида старше 3 лет – 70% БПМ – 201,69 руб.

пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное):

• с I и II степенью утраты здоровья до исполнения ребенку 18 лет и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку возраста 3 лет – 100% БПМ – 288,01 руб.;

• с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку возраста 3 лет – 120% БПМ – 346,61 руб.

пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) – 70% БПМ – 201,61 руб.

При рождении двойни, тройни предоставляется дополнительная выплата из средств местных бюджетов в размере 2 БПМ на каждого ребенка – 576,02 руб.

За 9 месяцев 2021 г. при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости выплачено 82 тыс. руб. на 76 семей (151 ребенок).

Для матерей, достойно воспитавших пятерых и более детей, предусмотрена высокая государственная награда – орден Матери и производится денежная выплата в размере 5 БПМ. В текущем году орденом Матери награждено 138 женщин.

Реализуется долгосрочная поддержка многодетных семей – семейный капитал. С 1 января 2021 г. новый размер семейного капитала составляет 23 737,5 руб. В таком размере семейный капитал назначается семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующих детей в период с 1 января по 31 декабря 2021 г.

За 9 месяцев 2021 г. местными исполнительными и распорядительными органами семейный капитал назначен 2 238 семьям.

Семьи, которым назначен семейный капитал, вправе его использовать досрочно на следующие цели:

• строительство (реконструкцию) или приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора;

• получение на платной основе членом (членами) семьи высшего образования I ступени, среднего специального образования в государственных учреждениях образования;

• получение членом (членами) семьи платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения:

предоставление для медицинского применения иных медицинских изделий вместо включенных в Республиканский формуляр медицинских изделий при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии и (или) иных лекарственных средств вместо включенных в Республиканский формуляр лекарственных средств;

стоматологические услуги (протезирование зубов, дентальная имплантация с последующим протезированием, ортодонтическая коррекция прикуса).

За 9 месяцев 2021 г. принято 2 915 решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала по следующим направлениям: на улучшение жилищных условий – 2 314 (79 %); на получение образования в государственных учреждениях образования – 199 (7 %); на получение медицинских услуг в организациях здравоохранения – 402 (14 %).

Активно развивается государственная адресная социальная помощь для малообеспеченных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

За январь-сентябрь 2021 г. ежемесячное социальное пособие получили 9 351 семья на сумму 3 466,5 тыс. руб., в том числе 1 131 многодетная на сумму 2 570,3 тыс. руб.

Единовременное пособие получили получили 2382 семьи на сумму 296,07 тыс. руб., в том числе 128 многодетных на сумму 51,21 тыс. руб.

Продуктами питания для детей первых двух лет жизни обеспечено 2 458 детей на сумму 2029,3 тыс. руб., в том числе 1401 ребенок из 951 многодетных семей.

Ежегодно семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования, малообеспеченным и иным семьям с детьми оказывается единовременная материальная помощь к учебному году.

К 2021/2022 учебному году оказана единовременная материальная помощь 22,7 тыс. многодетным семьям на 47,4 тыс. детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования. Сумма выплат составила 3,5 млн. руб.

Материальную помощь к учебному году по месту работы за счет профсоюзных организаций получили 4,9 тыс. работников на 10 тыс. детей на общую сумму более 400 тыс. руб. и за счет средств нанимателя – 5,1 тыс. работников на 10,4 тыс. детей на общую сумму более 600 тыс. руб.

Всего различного вида помощь семьям на подготовку детей к учебному году оказана на сумму 5,8 млн. руб.

Семьи могут воспользоваться бесплатными услугами няни по уходу за детьми в возрасте до 3 лет при рождении двойни, тройни, воспитании в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, родителям, имеющим инвалидность 1 или 2 группы, воспитывающим детей в возрасте до 6 лет.

За 9 месяцев 2021 г. услугой няни воспользовались 313 семей, в том числе 83 семьи, воспитывающие детей-инвалидов; 223 семьи, воспитывающие двойню; 4 семьи, воспитывающих тройню и 3 семьи, в которых оба родителя – мать (мачеха), отец (отчим) – либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II групп.

Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи в территориальных центрах социального обслуживания населения области оказывается услуга социального патроната. За 9 месяцев 2021 г. такую услугу получили 211 семей.

В Беларуси создана устойчивая социально-экономическая платформа по поддержке семей при рождении и воспитании детей. Каждые пять лет знаменуются конкретными значимыми мерами. В числе последних: увеличение размеров пособий на детей, развитие сферы социальных услуг для семей с детьми, усиление поддержки государства при строительстве жилья молодым и многодетным семьям, введение семейного капитала.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35 – 40 процентов среднего заработка по стране, причем для всех получателей, независимо от того, застрахованы они или нет.

Охват всеми видами пособий на 1 июля 2018 г. составил 533,5 тыс. детей.

Справочно. Основные новшества Закона:

введена доплата к пособию по беременности и родам женщинам, которые получают данное пособие в минимальном размере;

родителям детей-инвалидов предоставлено право работать на условиях неполной занятости и одновременно получать пособие по уходу за ребенком-инвалидом;

в семьях, где воспитываются дети-инвалиды с наиболее тяжелыми формами инвалидности (III и IV степенью утраты здоровья), размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом увеличен со 100 до 120 процентов БПМ. Кроме того, родителям ребенка-инвалида предоставлено право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом независимо от вида получаемой ими пенсии (ранее – только родителям, являющимися инвалидами).

В 2015 году в Республике Беларусь введена принципиально новая для страны мера долгосрочной поддержки многодетных семей – семейный капитал в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей.

Малообеспеченным семьям, воспитывающим детей, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 (в ред. от 15.06.2017 № 211) государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.

За 6 месяцев 2018 года бесплатными продуктами питания обеспечено 18,6 тыс. детей на общую сумму 11,2 млн. руб. Средняя стоимость набора продуктов – 100,44 рубля.

С учетом интересов семьи и детей развивается система социального обслуживания.

В системе органов по труду, занятости и социальной защите функционируют 146 территориальных центров социального обслуживания населения, 2 центра социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) в г.г. Минске и Гомеле (далее – центры).

В центрах созданы банки данных различных категорий семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Банки данных включают условия проживания семей, занятость родителей, факторы социального неблагополучия.

На учете в центрах на 1 июля 2018 года состоят свыше 100 тыс. многодетных семей, 28, 8 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов, 5,7 тыс. неполных семей.

В центрах оказываются социально-посреднические, социально-психологические, консультационно-информационные услуги, услуга социального патроната, временного приюта и др.

В центрах разработаны специальные программы для родителей, целью которых является повышение культуры брачно-семейных отношений. Организована работа клубов и кружков, деятельность которых направлена на оказание помощи в формировании гармоничных внутрисемейных отношений, социальную адаптацию и поддержку семей, разрешение конфликтных ситуаций.

На базе центров функционируют клубы молодой семьи, специалистами центров совместно с сотрудниками ЗАГСов организуется работа школ позитивного материнства, в том числе для неполных семей и несовершеннолетних матерей.

Наиболее востребованной у семей, воспитывающих детей, является услуга почасового ухода за детьми (услуга няни).

Данная услуга предоставляется семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно (двойни, тройни) в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в пределах 20 часов в неделю (тройням до 40 часов). Услуга предоставляется бесплатно:

семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно;

неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 4 лет, и полным семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, один из которых в возрасте до 4 лет.

На платной основе (по социально низким тарифам) – полным семьям, воспитывающим одного ребенка-инвалида, – до достижения им возраста 4 лет, и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте от 4 до 18 лет.

В первом полугодии 2018 года услугами няни воспользовалось 1957 семей, воспитывающих детей, в том числе 1703 семьи, воспитывающих двойню до 3 лет, 46 семей, воспитывающих тройню до 3 лет и 208 семей, воспитывающих детей-инвалидов до 18 лет.

С учетом обращений граждан последовательно расширяются категории семей, имеющих право на услугу няни. Так, с 2018 года право на услугу няни получили семьи, в которых оба родителя – мать (мачеха), отец (отчим) – либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы).

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на базе домов-интернатов для детей-инвалидов предоставляется услуга социальной передышки (не более 28 дней в календарном году). Цель социальной передышки – освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов. На период предоставления услуги за семьей сохраняется право на все социальные выплаты (пенсия, пособия).

В первом полугодии 2018 года услуга была предоставлена 20 семьям, в 2017 году – 82 семьям.

Центры также осуществляют деятельность, направленную на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, оказание помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации.

Оказание социальных услуг осуществляется по заявительному принципу при обращении в центр по месту жительства. Информация об адресах и телефонах центров размещена на сайтах центров, комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома, Министерства труда и социальной защиты.

На укрепление внутрисемейных отношений, повышение престижа и ценности семьи и семейных отношений, стабилизацию института брака направлены мероприятия Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы (далее – Национальный план).

Особое внимание в Национальном плане уделяется оказанию всестороннего содействия семьям в укреплении брака, расширении различных форм просвещения родителей по вопросам ответственного родительства, воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей.

В Республике Беларусь поддержка семьи является национальным приоритетом. Семья выступает важнейшим источником формирования и развития личности, воспроизводства человеческого капитала, накопления и передачи традиций, духовных и нравственных ценностей.

Государственная поддержка семьи в Республике Беларусь

Для поддержки семей с детьми реализуется комплекс мер с особым акцентом на многодетные семьи:

  • выплата пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • предоставление семейного капитала многодетным семьям;
  • социальное обслуживание семей с детьми;
  • государственная поддержка при строительстве (реконструкции) жилья;
  • обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и другие виды государственной адресной социальной помощи;
  • гарантии в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства.

Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей

В республике действует разветвленная система государственных пособий. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми - всего 11 видов (Закон Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей").

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35-40% среднемесячного заработка по стране.

Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста 3 лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости.

Размеры единовременных пособий: при рождении первого ребенка 10 БПМ в среднем на душу населения, при рождении второго и последующих детей - 14 БПМ.

Расходы на выплату пособий в адрес семей с детьми в 2019 году составили Br2,3 млрд, или 1,7% ВВП. Это один из самых высоких показателей относительных расходов на выплату семейных пособий, связанных с рождением и воспитанием детей, в европейском пространстве.

В Польше данный показатель составляет 0,66%, в Латвии - 0,93%, в Норвегии - 1,2%, в Швеции - 1,45%, в Словакии - 1,55%, во Франции - 1,56%, в Германии - 1,1%, в Дании - 1,42%, в Финляндии - 1,51%, в Чехии - 1,65%, в Бельгии - 1,83%.

Дополнительные выплаты также осуществляются из средств местных бюджетов при рождении двоих и более детей.

Программа семейного капитала

С 2015 года реализуется программа семейного капитала - единовременное предоставление безналичной денежной выплаты в размере $10 тыс. при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей (Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 года № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей").

Результаты пятилетней программы семейного капитала доказали ее эффективность. Темп роста количества третьих и последующих детей, рожденных за период программы, составил 140,7% по сравнению с периодом 2010-2014 годов.

С 1 января 2020 года программа семейного капитала продлена на новый пятилетний срок - по 31 декабря 2024 года включительно (Указ Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 года № 345).

Основные новации программы: размер семейного капитала установлен в белорусских рублях (Br22 500) с последующей ежегодной индексацией, расширены направления досрочного использования с учетом потребностей многодетных семей (на улучшение жилищных условий нуждающимся, получение услуг в сфере здравоохранения и образования).

Система социального обслуживания семей с детьми

Наиболее востребованной у семей, воспитывающих детей, является услуга почасового ухода за детьми (услуга няни). Она предоставляется семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно (двойни, тройни), в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. С 2018 года право на услугу няни предоставлено также семьям, где оба родителя либо один родитель в неполной семье являются инвалидами I и II групп.

В 2019 году услугой няни воспользовались 2,4 тыс. семей.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на базе домов-интернатов для детей-инвалидов предоставляется услуга социальной передышки при сохранении прав на все социальные выплаты (не более 28 дней в календарном году). Ее цель - дать родителям (членам семьи) возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи в центрах оказывается услуга социального патроната. В 2019 году такую услугу получили 2,8 тыс. семей с детьми.

Центры социального обслуживания осуществляют также деятельность, направленную на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, кризисной ситуации. В случае необходимости таким лицам предоставляется услуга временного приюта.

Правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового законодательства

Нормы, регулирующие права лиц с семейными обязанностями в трудовых отношениях, заложены в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Основные трудовые гарантии распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.

Одна из основных норм - отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая - его можно разделить на части любой продолжительности.

Предусмотрено право работающих матери или отца на свободные от работы дни, оплачиваемые в размере средней заработной платы:

  • воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет - на один дополнительный выходной день в месяц, оплачиваемый за счет средств государственного социального страхования;
  • воспитывающим троих и более детей до 16 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) - на один дополнительный выходной день в неделю, оплачиваемый за счет средств нанимателя.

Установлена обязанность нанимателя запланировать трудовой отпуск работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, - в период этого отпуска.

Предусмотрено обязательное продление срока контракта:

  • с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, - не менее чем до окончания указанных отпусков;
  • с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия - не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.

Для обеспечения гендерного паритета в семье в Трудовой кодекс Республики Беларусь внесены следующие новации (вступили в силу с 28 февраля 2020 года):

  • предоставление отцу (отчиму) кратковременного отпуска при рождении ребенка по его заявлению (до 14 дней в первые 6 месяцев после рождения ребенка);
  • право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • предоставление отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
  • распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.

В целях совмещения профессиональных и родительских функций в Трудовом кодексе Республики Беларусь урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью.

Общереспубликанская база данных учета многодетных семей

Для мониторинга за предоставлением полного объема гарантий и льгот многодетным семьям с 1 января 2020 года введена в действие единая общереспубликанская база данных учета многодетных семей, постоянно проживающих в Республике Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 2019 года № 264).

В настоящее время в базе данных содержится информация о 106 тыс. многодетных семей. Подавляющее большинство семей имеют троих детей - это более 85 тыс. семей, четверых - 15 тыс., пятерых - около 4 тыс. семей. Самый "многодетный регион" Беларуси - это Брестская область. В Ивацевичском районе Брестской области проживает и самая многодетная семья в стране - 13 несовершеннолетних детей. Еще одна семья из Лунинецкого района воспитывает 12 несовершеннолетних детей.

Поощрение труда многодетных матерей

Труд материнства высоко оценивается на государственном уровне. Для матерей, достойно воспитавших пятерых и более детей, предусмотрена государственная награда - орден Матери. С 1996 года в стране награждено более 10 тыс. матерей.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

По линии Министерства труда и социальной защиты населения РБ семьям с детьми выплачивается целый ряд пособий и компенсаций (11 видов пособий — за счет средств регионального бюджета и 9 видов — за счет федерального бюджета).

В 2016 году через Минтруд РБ семьям с детьми были предоставлены меры социальной поддержки в виде пособий, компенсаций на сумму 4 с половиной миллиарда рублей. Под особым вниманием в республике находятся многодетные семьи, которых насчитывается более 46 тысяч. Объем средств, направляемых на меры государственной поддержки многодетным семьям из бюджета республики, увеличился на 4% по сравнению с 2015 годом и на 17% по сравнению с 2014 годом. Через Минтруд семьям с детьми выплачивается целый ряд пособий: 11 видов пособий — за счет средств регионального бюджета и 9 видов — за счет средств федерального бюджета.

К наиболее распространенным видам мер социальной поддержки относится ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 18 лет (количество получателей данного вида пособия в 2016 году составило более 70 тысяч). Важной также является ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно. В 2016 году указанную выплату получили порядка 15 тысяч семей. Всего за последние три года на предоставление указанной выплаты направлено более 1 млрд. рублей. Малоимущие семьи республики, воспитывающие 4 детей, получают по полторы тысячи, воспитывающие 5 и более детей — по 2 тысячи рублей ежемесячно. В прошлом году получателями данного вида пособия стали 8700 семей.

В соответствии с ежегодным Указом Главы Республики Башкортостан о праздновании Нового года дети в возрасте до 14 лет из семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, получают подарки. К Новому 2017 году подарки получили 14 с половиной тысяч детей указанной категории на общую сумму более 4 млн. рублей.

Одним из важных направлений социальной защиты детей является организация их отдыха и оздоровления. На организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через систему Минтруда в 2016 году было направлено 126 миллионов рублей. На данные средства отдыхом и оздоровлением охвачены почти 9 тысяч детей, что в 6 раз больше чем в 2015 году.

В 2016 году было продолжено предоставление адресной социальной помощи на основании социального контракта наиболее уязвимым категориям малоимущих семей. Напомним, в рамках АСПК на открытие собственного дела выплачивается до 100 тысяч рублей, на развитие личного подсобного хозяйства — до 50 тысяч рублей и на прохождение профессионального обучения с целью дальнейшего трудоустройства — до 15 тысяч рублей. В 2016 году в Республике Башкортостан было заключено 1088 социальных контрактов на сумму 42 с половиной млн. рублей. Данный вид помощи вновь доказал свою востребованность, особенно семьями с детьми, на долю которых приходится более 98% от общего количества заключенных по республике социальных контрактов.

Кроме того, с 2016 года в Министерство труда и социальной защиты населения РБ переданы полномочия по назначению и выплате единовременного денежного пособия усыновителям. В 2016 году единовременное денежное пособие (в размере федерального материнского капитала за одного усыновленного ребенка) было назначено 250 жителям на 268 детей, в том числе 19 гражданами был усыновлен 21 ребенок-инвалид (за ребенка-инвалида выплачивается дополнительно 100 тысяч рублей). Расходы на данные выплаты превысили 94 миллиона рублей.

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 14 августа 2015 года N УГ-184

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях определения основных направлений семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.

2. Поручить республиканским органам исполнительной власти и рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан руководствоваться положениями Концепции семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года при решении задач в области семейной политики.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Уфа, Дом Республики

14 августа 2015 года

Утверждена
Указом Главы
Республики Башкортостан
от 14 августа 2015 года N УГ-184

КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Семья является основным социальным институтом, от которого зависит благополучие каждого человека и развитие общества. Она представляет безусловную и непреходящую ценность. Только социально благополучная семья, имеющая достойные уровень и качество жизни, возможность вырастить своих детей здоровыми, дать им хорошее образование и воспитание, может быть основой процветающего государства, у которого есть будущее.

Забота о семье и государственная политика в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства являются приоритетами большинства цивилизованных, развитых государств.

Семья в Республике Башкортостан, как и во всей Российской Федерации, развивается в новых социально-экономических, политических и духовно-нравственных условиях. При общей позитивной направленности процессов в социальной сфере сохраняются сложности, противоречия, что не может не влиять на институт семьи. Развитие семьи в современных условиях имеет как позитивные, так и негативные тенденции.

В последнее время в Российской Федерации приняты важные меры для улучшения жизни семей с детьми, поддержки матерей при рождении детей, обеспечения жильем, детскими дошкольными учреждениями, а также для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Республика Башкортостан уделяет большое внимание проблемам семьи, не ограничивается мерами федерального характера, направленными на поддержку семьи, постоянно работает над введением дополнительных республиканских мер государственной поддержки.

Концепция семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему положений, описывающих цели, задачи, объекты, основополагающие принципы, приоритетные направления и меры политики, направленной на развитие семьи, которыми Республика Башкортостан будет руководствоваться до 2025 года. Концепция предусматривает также совершенствование механизмов семейной политики.

Основными ожидаемыми эффектами реализации Концепции являются создание благоприятных условий для семей, повышение благосостояния семей с несовершеннолетними детьми, рост их социальной защищенности, укрепление ценностей семьи, детства, материнства и отцовства, семейного образа жизни.

Концепция служит основой для разработки и реализации органами исполнительной власти Республики Башкортостан программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие семьи. Концепция также представляет собой базу для взаимодействия государства с политическими партиями, работодателями, профсоюзами, благотворительными, религиозными и иными общественными организациями в достижении заявленных целей и решении задач, поставленных в ней.

Концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, в рамках федерального законодательства в области семьи, семейной и социальной политики. Она основывается на Конституции Республики Башкортостан, Семейном кодексе Республики Башкортостан, законах Республики Башкортостан в области охраны материнства, отцовства и детства, семейной и социальной политики.

Концепция учитывает положения, изложенные в:

Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р;

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761;

Концепция разработана с использованием данных официальной статистики, результатов социологических исследований и научных изысканий.

1. ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

1.1. Браки и разводы

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в Башкортостане проживают 1179450 семей. Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что брачная структура населения республики существенным образом трансформировалась. Снизилась доля тех, кто состоит в браке, увеличилась доля разведенных и разошедшихся, никогда не состоявших в браке, а также вдовых. Особенно последовательное увеличение имеется в группе разведенных и разошедшихся. В населении старше 16 лет состоят в браке - 57,8%, разведенных и разошедшихся - 8%, вдовых - 11,3%, никогда не состоявших в браке - 21,1%. Показатели вдовства женщин в несколько раз превышают показатели у мужчин, что связано с повышенным уровнем смертности последних и с высоким разрывом в продолжительности жизни в пользу женщин.

Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 32,8% от общей численности семей (386558 семей), с одним несовершеннолетним ребенком - 56,3% (217448 семей), с двумя детьми - 35,4% (136682 семей), с тремя и более детьми - 8,4% (32428 семей).

По данным переписи 2010 года, в Республике Башкортостан среди указавших свое состояние в браке лица от 15 до 29 лет составляют 27,3%. Из всех семей с несовершеннолетними детьми 71,8% - это семьи с обоими родителями. По данным переписи 2002 года, их было несколько больше - 74,6%.

За последние годы постепенно меняется соотношение регистрируемых браков и разводов. В 2006 году на 1000 браков приходилось 499, в 2013 году - 514 разводов. Коэффициент разводимости имеет тенденцию к росту: на 1000 человек в 2005 году приходилось 3,5 развода, в 2013 году - 4,5.

Количество разводов в Республике Башкортостан, как и в целом по России, растет. Так, в Республике Башкортостан на каждую тысячу населения в возрасте 16 лет и более в 1989 году приходилось 52, в 2002 году - 76, в 2010 году - 81 разведенный и разошедшийся.


1.2. Рождаемость

С 2001 года растут число рожденных детей и относительные показатели рождаемости. В то же время нынешние показатели рождаемости существенно ниже, чем до реформ (в 1990 году приходилось 2,25 ребенка на одну женщину, общий коэффициент рождаемости составлял - 16,2 ребенка на 1000 человек населения, родилось 63,9 тыс. детей).

В 2013 году родились 59,3 тыс. детей, общий коэффициент рождаемости составил 14,6 ребенка на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости - 1,887 ребенка на одну женщину детородного возраста. По сравнению с 2005 годом рождаемость выросла на 37%. Повысилась доля вторых и последующих рождений в их общем количестве. Рост рождаемости в значительной мере связан с вхождением в репродуктивный возраст многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы, поэтому в перспективе прогнозируется снижение рождаемости.

Позитивным изменениям в состоянии семьи в республике наряду с федеральными мерами способствовали принятые меры регионального характера, такие, как: ежемесячное пособие отдельным категориям многодетных семей (размер пособия семьям, имеющим 4-х детей, составляет 1500,0 руб., пять и более детей - 2000,0 руб.); пособия на родившихся одновременно двух и более детей до достижения ими возраста трех лет; жилищные сертификаты для семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, а также семей, в которых родились одновременно трое и более детей и которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении; ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно; пособие по уходу за ребенком-инвалидом (размер пособия дифференцирован: базовый размер - 532,5 руб., 1000 руб. - для лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом с третьей степенью ограничения по одной из основных категорий жизнедеятельности); специальное социальное пособие семьям студентов и аспирантов, имеющим детей (размер пособия - 250 руб.); многодетные семьи, воспитывающие девять и более несовершеннолетних детей, вместо микроавтобуса типа "ГАЗель" начиная с 2015 года получают единовременную денежную выплату в размере 600,0 тыс. рублей и др.

Значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграла также реализация программ, направленных на сохранение здоровья граждан.

В рамках выполнения в 2008 - 2012 годах приоритетного национального проекта "Здоровье" в Республике Башкортостан построен и оснащен ряд перинатальных центров. Происходит дальнейшее развитие материально-технической базы медицинский учреждений в связи с реализацией государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 183.

Внедрение комплексных обследований и применение новых алгоритмов диагностики в период беременности позволили достигнуть максимального за последние годы снижения показателя материнской смертности и снизить в 3 раза за последние 30 лет уровень младенческой смертности.


1.3. Состояние здоровья женщин

Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Башкортостан в 2013 году выросла до 69,6 года, достигнув у женщин исторического максимума - 75,8 года. Отмечается ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. В частности, сохраняется рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, учащаются случаи женского бесплодия.

Одним из факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье женщин, остается прерывание беременности. В последнее время отмечается сохранение стойкой тенденции к снижению числа абортов, в том числе у первобеременных женщин. Наибольшая доля абортов (более 70%) приходится на возрастную группу 20 - 34 года. Число абортов в раннем возрасте (до 15 лет) в Республике Башкортостан сократилось с 2000 года более чем в три раза.

Во многом снижению числа абортов способствовала реализация комплекса мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, по оказанию женщинам консультативной, медицинской и социально-психологической помощи в случае незапланированной беременности.

В последние годы отмечается рост показателей, отражающих уровень благосостояния населения.


1.4. Уровень жизни семей

В Республике Башкортостан за последние десять лет произошел рост реальных денежных доходов населения более чем в два раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения сократилась с 20,3% в 2003 году до 10,4% в 2013 году.

Доля семей с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности семей с доходами ниже величины прожиточного минимума все еще остается достаточно высокой (62,1% в 2013 году).

Опросы населения в Республике Башкортостан показывают, что главными причинами отказа от рождения планировавшихся детей являются материальные и финансовые трудности, жилищные проблемы, плохое состояние здоровья одного из супругов. Корректируют репродуктивные планы и другие причины: неуверенность в завтрашнем дне, стремление достичь успехов в работе, боязнь потери работы. Страх потерять работу особенно характерен для женщин, главным образом проживающих в столице республики.

Как показывают исследования, в регионе именно рождение вторых детей имеет наибольшую корреляцию с уровнем денежных доходов. Поэтому социально-экономическая стабильность, рост реальных денежных доходов населения и государственная материальная поддержка семей при рождении детей второй и более высокой очередности можно отнести к факторам, которые могут позитивно повлиять на реализацию населением установок на увеличение количества детей в семье.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в республике установлена ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно. В 2014 году указанную выплату получили более 12 тыс. многодетных малоимущих семей на сумму 328,2 млн. рублей.

С 2014 года в республике внедрена новая технология оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта, направленная на преодоление социального иждивенчества и дающая возможность малоимущим семьям с детьми с помощью адресного "стартового капитала" и содействия государства самостоятельно изменить свое материальное положение. Помощь выделяется на открытие собственного дела и развитие личного подсобного хозяйства.

Данный вид помощи оказался востребованным многодетными семьями, особенно на развитие личного подсобного хозяйства. В 2014 году было заключено 1407 социальных контрактов на сумму 52,5 млн. рублей, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.

Анализ предоставления данной адресной выплаты показал наличие социально-экономического эффекта: среднедушевой доход семей повысился как в денежном выражении (до 6,7 тыс. рублей за период действия контракта), так и в натуральном виде за счет поступления продуктов питания из личного подсобного хозяйства.

В целях оказания содействия занятости в 2013 году 13,5 тыс. женщин (в 2012 году - 9,8 тыс. женщин), имеющих малолетних детей, были направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего от трудовой деятельности. В связи с этим для граждан с высокой семейной нагрузкой целесообразно развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства. Необходимо создать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.

Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. В целях решения этого вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в настоящее время принимаются активные меры по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет и достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей такой возрастной категории.

В 2013 - 2014 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий детских садов, были выделены средства в объеме 100 млрд. рублей.

Результатом принятых мер является положительная динамика числа детей, получающих дошкольное образование в различных формах. В конце 2013 года численность детей в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан составила 213,3 тыс. (в конце 2005 года - 146,9 тыс.). Охват дошкольными учреждениями детей от 3-х лет вырос с 79,7% в 2005 году до 86,2% в 2013 году. Охват дошкольным образованием детей раннего возраста (до 3-х лет) в Республике Башкортостан вырос незначительно (с 29,2 до 29,4%).

На 1 января 2014 года в очереди на получение места в детском саду в Республике Башкортостан стояли 14 тыс. детей, что в два с лишним раза меньше, чем в январе 2013 года.

Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старше этого возраста. В целях обеспечения детей местами в группах раннего возраста необходимо не только развивать и поддерживать существующую сеть дошкольных организаций, но и способствовать развитию частных дошкольных образовательных организаций.

Одним из актуальных вопросов жизнеобеспечения любой семьи является приобретение собственного жилья. Результаты опроса в Республике Башкортостан показывают, что низкие доходы и плохие жилищные условия являются определяющими причинами низкой рождаемости. Низкий доход в качестве фактора, мешающего росту численности населения, отметили 60,4% респондентов, плохие жилищные условия - 37,8%.

В России только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 кв. м. В Республике Башкортостан, по данным 2010 года, в домохозяйствах из 5 и более человек значительная доля (более 83%) имеют менее 16 кв. м жилья на человека. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. В настоящее время нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 24383 молодые семьи и 8272 многодетные семьи.

Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни населения России, проведенного в 2011 году, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3-х и более детей, - чаще почти в 4 раза.

В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение инновационных финансовых мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.

Читайте также: