Гос устройство ссср по конституции 1924 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конституция 1924 года. Конституция СССР 1924 года состоит из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Конституция СССР 1924 года включала в себя 11 глав и 72 статьи. Она является самым небольшим по объему конституционным актом в истории отечественного права.: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении; X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советом СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию. Конституция утверждена на II Съезде Советов СССР. Единственное,

что интересовало создателей Конституции, – сам факт окончательного юридического оформления образования СССР. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета,

разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция) Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР (сецессия). Право сецессии было сохранено и в последующих советских конституциях. Поскольку СССР объединял уже сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать новую систему политической власти. Данная система в союзном государстве строилась с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В соответствии с Конституцией 1924 года, в СССР закреплялись следующие государственные органы: 1.Съезд Советов СССР – верховный орган государственной власти. Он созывался союзным ЦИК один раз в год, а с 1927 года - раз в 2 года( при этом могли созываться и чрезвычайные съезды). Делегаты на съезд избирались губернскими и республиканскими (где не было губернского деления) съездами советов. Норма представительства определялась числом избирателей ( в городах - один депутат на 25 тыс. избирателей) и числом жителей ( в 112 губерниях- один депутат на 125 тыс. жителей). Всесоюзным съездом могли быть рассмотрены все вопросы, которые Конституцией СССР 1924 года были отнесены ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР. 2. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК)- верховный оран власти в период между работой союзного Съезда; собирался на сессии три раза в год Президиумом ЦИК СССР. Состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета(414 членов) и Совета Национальностей.(100 членов). Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы союза со специфическими интересами народов, входивших в его состав. ЦИК СССР принимал все основные нормативные акты страны – декреты, кодексы, постановления и др. 3.Президиум ЦИК СССР – высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между сессиями ЦИК; был ответствен перед ЦИКом. Формировался на совместном заседании двух палат ЦИК СССР. В состав Президиума входил 21 человек. Принимал такие же нормативные акты, что и ЦИК СССР, за исключение кодексов. 4. Совет народных комиссаров СССР - советское представительство, исполнительный и распорядительный орган (также обладал и законодательными полномочиями; принимал акты в форме декретов и постановлений). Он формировался ЦИКом и был ответственен перед ним. В состав СНК входили председатель, его заместители и народные комиссары СССР. 5. Народные комиссариаты - органы отраслевого управления. Возглавлялись народными комиссарами, при которых действовали коллегии. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел,

Логотип

Конституция СССР — это Основной закон Советского Союза, принятый на II съезде Советов 31 января 1924 г.

В Конституции 1924 г. впервые было закреплено государственное устройство СССР на базе диктатуры пролетариата и советской власти. Конституция отражала многонациональный состав страны.

В декабре 1922 года на X Съезде Советов были сформулированы 3 группы обстоятельств, которые определили необходимость объединения республик в союзное государство:

Конституция СССР 1924 г. включала 2 раздела:

  • Декларацию об образовании СССР — она отражала основные принципы объединения разных республик в единый Союз (равноправие, добровольность, право выхода);
  • Договор об образовании СССР.

В декларации об образовании СССР были перечислены принципы объединения (равноправие и добровольность), особый характер национальной политики СССР. Декларацию подписали РСФСР (Россия), БССР (Белоруссия), ЗСФСР (Закавказская республика). Декларация провозглашала уверенность, что создание союзного государства позволит реально обеспечить политику внешней безопасности, хозяйственные преуспеяния внутри страны, свободу национального развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Вся национальная политика государства была пронизана надеждами на мировую революцию. После образования СССР все государства разделились на два полюса: страны социализма и страны капитализма. СССР преследовал цель объединения всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Договор об образовании Советского Союза состоял из 11 глав: о предметах ведения верховных органов власти; о съезде Советов; о суверенных правах союзных республик, гражданстве; о Центральном Исполнительном Комитете; о Совете Народных Комиссаров; о Президиуме ЦИК; о Верховном Суде; о народных комиссариатах; о гербе, флаге и столице Советского Союза; о союзных республиках; об Объединенном государственном управлении.

Полномочия центра распространялись на выполнение функций общегосударственного характера, не касаясь специфики управления на местах. К общим функциям относились: проведение международной политики; ратификация международных договоров; изменение государственных границ; установление единой денежной системы, кредитных правоотношений; установление основ правового регулирования просвещения, труда, охраны здоровья; разрешение возможных споров республиками и др.

Компетенции и полномочия СССР согласно Конституции 1924 года

В компетенции СССР входили:

  • внешняя политика и международные отношения;
  • проблемы развития народного хозяйства;
  • утверждение единого бюджета страны;
  • руководство вооруженными силами, связью, транспортом;
  • руководство налоговой и финансовой системой;
  • определение базовых основ судоустройства и судопроизводства;
  • руководство недрами и землей;
  • гражданское и уголовное законодательство;
  • общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли власть самостоятельно, при этом ограничивались границами, установленными Конституцией СССР.

Центральная власть охраняла суверенные права республик Советского Союза, решала вопросы приема в состав СССР новых республик, вопросы изменения границ республик или СССР. Все граждане союзных республик имели гражданство СССР.

Всесоюзный Съезд Советов являлся высшим органом власти, он избирался из губернских и городских Съездов Советов. Высшим органом власти в промежутке между съездами был ЦИК — Центральный исполнительный комитет. В состав ЦИК входили союзный Совет, который избирался из представителей союзных республик Съездом Советов и Совет Национальностей, состоящий из представителей автономных и союзных республик, автономных областей. Распорядительным и исполнительным органом ЦИК являлся Совет народных комиссаров СССР.

Основной функцией ЦИК является законотворчество, а именно:

  • издание декретов, издание кодексов, распоряжений, постановлений;
  • объединение деятельности и по законодательству и управлению государством;
  • принятие на рассмотрение нормативных актов, определивших общие нормы политической и экономической жизни, вносивших в практику государственных органов значительные изменения.

Верховный Суд наделялся функциями конституционного надзора и судебного контроля. Всесоюзный Съезд Советов обладал правом вносить изменения в Конституцию.

Основные положения Конституции 1924 года

Создание СССР и Конституции определялось жизненной необходимостью объединить скудные ресурсы советских республик для преодоления хозяйственной разрухи, противостояния внешней угрозе (экономической, военной и т.д.), упрочения и консолидации диктатуры пролетариата.

В первой Конституции СССР был предоставлен полный перечень предметов ведения Союза. К исключительному ведению по Конституции были отнесены:

  • внешние отношения;
  • решение вопросов о войне и мире;
  • внешняя торговля;
  • планирование и исполнение бюджета, и руководство экономикой;
  • руководство вооруженными силами;
  • общесоюзная юстиция (разработка основ законодательства).

Утверждать и изменять основные начала Конституции мог только Съезд Советов. Союзная республика имела право выйти из состава Советского Союза, ее территория можно было изменить лишь с согласия самой республики. Все граждане СССР имели единое союзное гражданство.

Высшие органы гос власти и управления СССР по Конституции 1924г.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР .

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов.

. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза.

Высшим органом власти в СССР стал Съезд Советов СССР, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) СССР, который состоял из двух палат: Союзного совета и Совета Национальностей. Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), но он не являлся постоянно действующим, а созывался на сессии 3 раза в год. В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривали все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального Исполнительного комитета и Совета Народных Комисаров Советских Социалистических Республик. Законопроекты получат законную силу только при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. В случае разногласия, вопрос передавался в создаваемую ими согласительную комиссию. Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Было единство законодательной и исполнительной власти. Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. Они приобретают конституционный статус объединенного наркомата – ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Жертвенность, качество человека, говорящее о его самодостаточности! Человек, у которого проблемы с целостностью, не может давать. Он только принимает, думая, что это восполнит нехватку внутренних пустот. ==> читать все изречения.

Читайте также: