Гос контроль и его виды кратко

Обновлено: 08.07.2024

Контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные (общественные) органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам. Принципами контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Сущность государственного контроля состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности.

В государственном управлении осуществляются следующие виды контроля:

контроль, осуществляемый Президентом РФ (президентский контроль);

контроль, осуществляемый органами представительной власти;

контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

судебный контроль; общественный контроль.

Президентский контроль в государственном управлении состоит, прежде всего, в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией и федеральными законами, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности, Администрации Президента, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил РФ, назначении и отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Кроме того, Президент РФ осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти. Контрольные полномочия в сфере обеспечения безопасности Президент РФ осуществляет через Совет Безопасности РФ. Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента РФ играют полномочные представители Президента в федеральных округах. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Контроль, осуществляемый органами представительной власти, осуществляется палатами Федерального Собрания РФ (парламента РФ), являющегося представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации может осуществлять контроль при осуществлении таких функций, как:

утверждение федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

отрешение Президента РФ от должности;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией:

принятие федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания РФ являются следующие:

подготовка и принятие парламентского запроса;

проведение парламентских слушаний;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

заслушивание на заседаниях палат членов Правительства РФ (парламентский час);

рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий;

приглашение на заседание комитета представителей органов исполнительной власти;

запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов;

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату,

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, включает в себя контроль, осуществляемый Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией и Законом о Правительстве РФ осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ в процессе руководства работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ также осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют отраслевой и межотраслевой контроль.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти и организаций в отраслях и сферах своей деятельности.

Межотраслевой (подведомственный контроль) осуществляется за определенными сферами (вопросами) не подчиненных им органов и должностных лиц. Такой контроль касается только определенных функций или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности.

Судебный контроль в государственном управлении осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, в том числе военными судами, а также арбитражными судами.

Основной формой общественного контроля в государственном управлении в Российской Федерации является контрольная деятельность Общественной палаты РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.

Сущность государственного контроля:

1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;

5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Общий контрольорганов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

Отраслевой контрольорганов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта.

Сущность государственного контроля заключается в:

  • Наблюдении за подконтрольным объектом;
  • Получении полной достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
  • Принятии мер по предупреждению правонарушений.

Виды государственного контроля

I. В зависимости от объема и содержания

  • Общий – охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта
  • Специальный – осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности

II. В зависимости от временного режима

Государственный надзор и его соотношение с государственным контролем

Государственный надзор – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за соблюдением законности на подконтрольном объекте.

Соотношение государственного контроля и надзора: государственный контроль и государственный надзор довольно близкие понятие. В теории административного права не сложилось четкой точки зрения по поводу разграничения данных понятий, так как в законодательстве содержатся некоторые неточности и неясности по данному вопросу. Ряд деятелей считает данные понятие идентичными, я ряд деятелей считает, что их нужно разграничивать.

В частности, контроль и надзор разграничиваются по следующим критериям:

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

Государственный и муниципальный контроль – это одна из функций государственного и муниципального управления, реализуемая в границах полномочий органов государственного и муниципального управления с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства к осуществлению государственного и муниципального управления, а также оценки эффективности решений государственных и муниципальных органов власти.

Нормативно-правовая база осуществления государственного и муниципального контроля

Соответствующие нормативно-правовые акты применяются к различным уровням государственного и муниципального контроля.

Конкретные виды государственного и муниципального контроля регулируются определенными положениями, которые определяют следующие аспекты осуществления контрольной деятельности:

  • во-первых, перечень органов, имеющих полномочия на реализацию определенного вида контроля;
  • во-вторых, критерии определения объектов контроля для его осуществления;
  • в-третьих, состав мероприятий профилактического характера;
  • в-четвертых, виды контрольных мероприятий и перечень допустимых действий контрольного характера в отношении мероприятий;
  • в-пятых, периодичность и виды проведения контрольных мероприятий;
  • в-шестых, порядок оценки соблюдения лицензионных требований;
  • в-седьмых, иные аспекты осуществления контрольной деятельности.

Принципиальные основы осуществления государственного и муниципального контроля

Государственный и муниципальный контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • принцип обоснованности и законности. Суть данного принципа подразумевает необходимость наличия оснований для проведения контрольных мероприятий. Перечень таких оснований устанавливается соответствующими нормативными актами, что обеспечивает законность проведения контроля;
  • принцип стимулирования добросовестного соблюдения требований. Данный принцип контроля устанавливает приоритетность проведения профилактических мероприятий, снижающих возможные риски по отношению к иным контрольным мероприятиям;
  • принцип соразмерности вмешательства в деятельность лиц, подлежащих контролю. Сущность данного принципа состоит в установлении соразмерности характера нарушений и объема применяемых контрольных мероприятий;
  • принцип охраны законных интересов и прав контролируемых лиц, уважения их достоинства и деловой репутации. Данный принцип подразумевает обеспечение контролирующими субъектами перечисленных прав контролируемых лиц;
  • принцип недопустимости злоупотребления правом. Данный принцип подразумевает установление запрета на превышении допустимых законодательством процедур проведения контроля в виде нарушения сроков проверки, объемов контрольных процедур и так далее;
  • принцип соблюдения охраняемой законодательством тайны. Данный принцип подразумевает невозможность разглашения информации, полученной в результате контрольных мероприятий, если на эту информацию распространяется режим сохранения тайны;
  • принцип доступности и открытости информации об организации и порядке осуществления государственного муниципального контроля. Данный принцип подразумевает информированность контролируемых лиц о контрольных мероприятиях;
  • принцип оперативности осуществления государственного и муниципального контроля. Данный принцип подразумевает соблюдение сроков проведения контрольных мероприятий и возможность их продления только при наличии соответствующих оснований.

Характеристика видов и типов государственного контроля

В соответствии с критерием объема и содержания государственный и муниципальный контроль подразделяется на следующие виды:

  • общий контроль, который направлен на оценку соблюдения положений Конституции, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов государственного и муниципального управления;
  • специальный контроль, которой осуществляется в разрезе отдельных направлений деятельности;
  • ведомственный контроль, осуществляемый соответствующими ведомствами в отношении подведомственных им субъектов;
  • межотраслевой или вневедомственный контроль, осуществляемый в отношении различных субъектов контрольной деятельности, не имеющих общей организационной подчиненности;
  • отраслевой или внутриведомственный контроль, осуществляемый отраслевыми и межведомственными органами в отношении вопросов отраслевого характера.

В соответствии со стадиями осуществления государственный и муниципальный контроль может быть следующих типов:

Читайте также: