Горцы и степняки кратко

Обновлено: 04.07.2024

На древней земле нашего края судьба свела адыгов и славян – кубанских казаков. Адыги являются аборигенами Северо-Западного Кавказа. Славяне появились на Кубани в эпоху средневековья, когда было образовано Тмутараканское княжество. Заселение черноморскими казаками правобережья Кубани в конце XVIII столетия окончательно связало наши народы.

ВложениеРазмер
doklad.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

История соседства: соприкосновение двух народов, двух культур

На древней земле нашего края судьба свела адыгов и славян – кубанских казаков. Адыги являются аборигенами Северо-Западного Кавказа. Славяне появились на Кубани в эпоху средневековья, когда было образовано Тмутараканское княжество. Заселение черноморскими казаками правобережья Кубани в конце XVIII столетия окончательно связало наши народы. Мирные контакты стали нормой отношений соседей и немало способствовали взаимообогащению национальных культур. И даже в условиях, когда царское правительство, осуществляя завоевание Кавказа, сделало казаков орудием захватнической политики, между нашими предками развивались экономическое сотрудничество, дружба, куначество межнациональные браки, культурные связи [1] . В исторической литературе и в архивных документах можно встретить свидетельства об историко-культурном единстве адыгов и казачества. Если специально изучать это явление, то процесс взаимодействия горских культур с казачьей культурой, оказывается многогранным и своеобразным. Хочу остановиться лишь на самых ярких примерах взаимопроникновения двух культур на Кавказе.

Заимствования в области материальной культуры у русских и горцев были взаимными. Приезжая в села и станицы на ярмарки или в гости к кунакам, горцы видели, как выглядели русские поселения, как было устроено жилище, и перенимали то, что казалось им удобным и практичным. При строительстве новых аулов усадьбы стали располагаться вдоль улиц, проходивших через все поселение. Окна домов размещались на той стороне дома, которая выходила на улицу. Такие изменения во внешнем облике селений оказались возможны с установлением мирной жизни на Кавказе, когда дом и двор горцу уже не нужно было устраивать как крепость.

Учитывая крайнюю земельную тесноту горского населения, российское правительство выделило земли на равнине для расселения наиболее малоземельных аулов. При переселении на равнину горцы стали использовать новые строительные материалы, менять технику постройки домов. Так, карачаевцы Малого Карачая стали строить турлучные жилища, как у черкесов, а позже – саманные, как у русских. Шире применялись привозные строительные материалы, в частности, жесть, в срубовых домах появились большие окна, которых не было в традиционном горском жилище.

Черкесы стали увеличивать площадь дома пристройками к основному помещению. Богатые горцы возводили дома из дерева на каменном фундаменте, часто с галереей и застекленными окнами. Двери делали на железных петлях, иногда настилали в домах деревянные полы. Значительным новшеством было появление в горских домах русских печей. Сначала их ставили в комнате для молодоженов. А там, где жили старики, обходились очагом с дымарем. В некоторых домах очаг на зиму обкладывали и обмазывали глиной, превращая в печь. Дома знати всех горских народов в конце ХIХ в. все больше походили на дома русского населения.

Изменилось и внутреннее убранство жилищ. У богатых горцев появилась европейская мебель – столы, стулья, металлические кровати, шкафы, комоды, зеркала. На окна стали вешать занавеси и портьеры из фабричных тканей, столы накрывать скатертью, пользоваться постельным бельем. Зажиточные горцы и кочевники покупали самовары, швейные машины, изредка даже граммофоны и пианино.

Очень популярны стали в селах и станицах настенные ковры, которые покупали у горцев. Позже появились в русских селениях мастерицы, которые сами научились изготавливать ковры без ворса. Причем, если у хозяина не было денег на ковер, то его заменяли куском ситца, который вешали на стену, а некоторые девушки раскрашивали стену, имитируя ковер. Казаки по горскому обычаю стали вешать на стену оружие. По словам историка терского казачества И.Д. Попко, русские много переняли у горцев во внутреннем убранстве дома. По одной стене, иногда по-кавказски украшенной коврами, было развешено оружие и доспехи, в углу горкой возвышались постели и одеяла, сложенные на кавказский манер ровными кипами; на самом видном месте красовалась на полочках тщательно вычищенная и парадно расставленная посуда, причем особой любовью пользовалась металлическая – главным образом медная и более редкая серебряная (кувшины для воды, блюда, кубки и т.д.). Все это сочеталось с традиционной русской печью с широким устьем, просторными русскими лавками, порой на кавказский манер покрываемыми коврами, столами, стульями, сундуками, иконами в красном углу [6] .

Что случилось с адыгом кунаком моим?

То ли дали далекие мрак покрыл,

Может, нежная лебедь взмахнула крылом,

Закружила, завеяла, увела к себе в дом?

Пусть скорее приходит весенняя рань,

И откроется синевой Адыгеи даль,

Может сердце кунака вспомнит друзей,

Приезжай, прилетай ты в Россию скорей [9] !

Ещё одним обычаем, перенятым казаками у горцев было - аталычество. Обычай аталычества (тюрск, аталык - отцовство) является одной из древнейших традиций у многих народов, особенно у горцев, в воспитании подрастающего поколения. Некоторые исследователи объясняют аталычество как пережиток древней старины, когда в горах Кавказа обитали амазонки. В это время между женщинами-амазонками и мужчинами-воинами заключались союзы.

Каждый год осенью они собирались в определенном месте, приносили жертвы своим богам и свободно вступали во временные браки. Рожденные от этих браков дети делились по половому признаку: девочек забирали амазонки, а мальчиков - воины. Отсюда будто бы и возник обычай воспитания мальчиков чужими мужчинами - аталыками. У горских народов правом передачи на воспитание своих сыновей в другие семьи пользовались только знатные роды князей и узденей (воины, зарекомендовавшие себя незаурядной храбростью, поразительной находчивостью, геройской стойкость) . Тот, кто брал на воспитание княжеского сына, становился для князя одним из самых ближних родственников, так как он был для княжича отцом - аталыком. Аталык относился к своему воспитаннику с большим вниманием и заботливостью. Мальчика в семье аталыка кормили грудным молоком наравне с собственными детьми. Подросшие дети становились на всю жизнь молочными братьями. Аталык и его семья со временем становились уважаемыми в своем роду и в ауле, а молочные братья пользовались уважением не только в семье князя, в своем роду, ауле, но и среди горцев вообще. Впоследствии, когда княжеский сын становился взрослым, его молочные братья сопровождали его повсеместно, становясь дружинниками, а нередко и узденями. Знатные родители отдавали своих новорожденных детей в другие семьи на воспитание. При достижении аталыком определенного возраста происходило возвращение его в родную семью. Этот своеобразный обряд также проходил в торжественной обстановке.

Можно еще много и долго приводить примеры культурного заимствования казаков и адыгов за всю историю их совместного проживания на территории Северного Кавказа. Это и свадебные обряды, и семейный уклад, и фольклор , и медицина, и сельское хозяйство, и образование, и даже кулинария. Но бесспорно одно – изучая историю казачества не стоит забывать, что она теснейшим образом связана с историей других народов Северного Кавказа. Не смотря на различие в языке, религии, образе жизни эти народы постоянно контактировали друг с другом. Конечно горцы далеко не всегда мирно относились к чужакам, пришедшими и поселившимися по соседству. Но мы должны в первую очередь помнить, что именно общение с горцами способствовало тому, что казаки легко адаптировались на Кавказе, переняв некоторых их хозяйственные традиции, духовную и материальную культуру. Как бы то ни было мы должны уважать культуру и традиции обоих народов, живущих рядом веками, чтобы лучше понимать истоки некоторых традиций.

Межнациональная война на Юге России никому не нужна. Однако топлива для конфликта — в избытке.

Жители национальных республик Кавказа в большинстве своем отнюдь не оригинальны в предпочтениях. Они, как и все, хотят высокооплачиваемой работы и благоустроенных квартир, и никто не вправе им в этом отказать. Просто по злому стечению обстоятельств у себя дома они этого получить не могут. Жизнь большинства из них по общероссийским меркам убога. В Грозном зарплата 600 руб­лей в месяц — по-прежнему норма, и за рабочее место еще нужно побороться. Поэтому чеченцы, и не только они, будут и дальше снимать углы и пытаться устроиться на работу в центральной России. Будут давать взятки милиционерам, чтобы получить регистрацию и вытащить на обжитое место своих многочисленных родственников. И значит, будут продолжать раздражать коренное население.

Исторически южнорусские регионы — это пограничье. И местные жители остро ощущают: вот она, граница, и чужие люди и общины совсем рядом стремительно осваивают все новые земли. В такой ситуации глупо упрекать людей в отсутствии толерантности — пограничье должно острее чувствовать опасность.

Напряженность в отношениях между жителями равнин и горцами — проблема вечная и характерная не только для Юга России. Похожие социальные кризисы были во Франции и Испании, в Греции и Югославии. Горцы везде выделялись своей экзотичной одеждой, горячностью и склонностью к анархизму. А свободные нравы жителей равнин воспринимались ими как воплощение Содома и Гоморры. Не понимая многих нюансов городской морали, они трактовали их как проявление двуличия. Известный французский историк и социолог Фернан Бродель считает, что Дон Жуан, презиравший лицемерие буржуазного брака, был типичным сыном гор.

Поэтому глупо рассуждать в духе безысходности — мол, есть разные нации и разные общины, и конфликт между ними вечен. Просто решение проблемы лежит не в национальной, а в социально-экономической плоскости. Ясно, что если приезжий входит в новое для себя общество через мелкий криминальный бизнес или низкооплачиваемую работу — это запрограммированный конфликт, причем всюду — и в Европе, и в Америке. Зато если тот же процесс происходит через городское производство, образование или, скажем, армию, это всегда приводит к появлению новых лояльных граждан.

Сейчас в Южном федеральном округе заявляют о привлечении инвестиций крупных российских компаний. В Гудермесе строят аквапарк, в Грозном, говорят, скоро появятся привычные для всей России рестораны быстрого питания. В прошлом году губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сказал, что скорее отдаст несколько районов чеченцам, чем китайцам: эти хоть свои, россияне, — вот пусть и осваивают Сибирь. Все это лишь обозначает направление деятельности, но обозначает верно.

Необходимо стимулировать городскую занятость, меняющую образ жизни в самих кавказских республиках, а также шире открывать возможности образования и социальной интеграции на всей территории страны. И одно Ставрополье — со всем его опытом многонациональной жизни — не может и не должно принимать на себя всю остроту этой проблемы.

Степняки-кочевники Если монголам удалось благодаря оптимальным ландшафтным условиям пережить жестокую засуху начала X в., то их степным соседям повезло в другом. Как только муссоны вернулись в прежнее воздушное русло и степи опять зазеленели, кочевники получили

Гунны-эфталиты

Гунны-эфталиты Гунны-эфталиты являлись тюрко-монгольской ордой, и скорее, они были монголами, нежели тюрками, [152] выходцами, как об этом свидетельствует Сюнь Юн, с предгорий Киньшаня, т.е. Алтая, пришедшие затем в степи нынешнего русского Туркестана. Византийские историки

Какими внешне были степняки?

Какими внешне были степняки? На протяжении многих сотен веков Русь постоянно соприкасалась со степными племенами. Вдоль ее южных границ проходили авары и венгры, гунны и булгары, жестокие опустошительные набеги совершали печенеги и половцы, два столетия Русь была под

Кавказ Проконсул, горцы, ханы

Степняки-коневоды культуры среднего стога

Степняки-коневоды культуры среднего стога Древнейшая значимая, оставившая глубокий, а во многом и основополагающий след в индоевропейском продвижении на запад Европы волна кочевников, представители которой впервые широко использовали лошадь для верховой езды и

Степняки-кочевники

Степняки-кочевники Если монголам удалось благодаря оптимальным ландшафтным условиям пережить жестокую засуху начала X в., то их степным соседям повезло в другом. Как только муссоны вернулись в прежнее воздушное русло и степи опять зазеленели, кочевники получили

Горцы турукку

Горцы турукку Последние годы правления грозного владыки были поглощены войной с горцами Загроса, а именно племенем (племенами?) турукку. Этноязыковая принадлежность турукку не ясна. Отмечают, однако, что среди них пользовались влиянием хурриты и многие из турукку носили

Горцы не служат ЦРУ

Горцы не служат ЦРУ Я вновь в знакомом кабинете офицера госбезопасности ДРВ. На этот раз он принес фотодокументы, рассказывающие о том, как была обезврежена одна из американских разведывательных групп, заброшенных в ДРВ уже после начала бомбардировок страны.– Это было в

Горцы и Крымская война

Горцы и Крымская война Турецкие и английские эмиссары упрекали Шамиля в поспешности и призывали к новым совместным действиям. Но Шамиль уже разуверился в возможных союзниках и решил полагаться лишь на собственные силы.Когда 4 октября 1853 года Турция объявила войну

Горцы и Крымская война

Горцы и Крымская война Турецкие и английские эмиссары упрекали Шамиля в поспешности и призывали к новым совместным действиям. Но Шамиль уже разуверился в возможных союзниках и решил полагаться лишь на собственные силы.Когда 4 октября 1853 года Турция объявила войну

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Народы гор и степейУчитель ИЗО МАОУ СОШ №48 Михасева М.А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народы гор и степейУчитель ИЗО МАОУ СОШ №48 Михасева М.А.

Народы гор и степей
Учитель ИЗО МАОУ СОШ №48
Михасева М.А.

Народы гор- горцы Люди заселяют всевозможные места нашей планеты, но горы – э.

Народы гор- горцы
Люди заселяют всевозможные места нашей планеты, но горы – это одно из самых красивых мест.
Но красота не может быть основополагающим фактором заселения. Необходимым условиям для жизни является вода. Вода в горах чистая и прозрачная. Воздух немного разряжен, в нем меньше кислорода чем в воздухе на равнине. Солнце в горах гораздо активнее, что приводит к большей выработке витамина D в организме человека.

Горцы - долгожителиСогласно статистике, в России долголетием могут похвастать.

Горцы - долгожители
Согласно статистике, в России долголетием могут похвастаться регионы Северного Кавказа, Алтайского края и некоторые районы Сибири. В мире "голубые зоны" отмечены в горных районах Японии, Греции, Италии и Америке.
В Советском Союзе самым знаменитым долгожителем был Меджид Агеев из Азербайджана. Мужчина умер в 1978 году в возрасте 143 лет. Меджид имел 15 детей, последний из которых родился, когда ему было 104 года.
Горцы ведут активный образ жизни. Кроме этого, они занимаются сельским хозяйством и животноводством.
Постоянный труд поддерживает жизненный тонус и способствует укреплению здоровья.

Жители Дагестана Дагестан- суверенная республика в составе Российской Федерац.

Жители Дагестана
Дагестан- суверенная республика в составе Российской Федерации.
Самая крупная по размеру территории Северного Кавказа.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени…

Кубачи- село в горах Дагестана, расположено на высоте 1650м между реками Мехк.

Кубачи- село в горах Дагестана, расположено на высоте 1650м между реками Мехкилекотты и Кинтуракотты

Образовано примерно в 6 веке. Сейчас проживает около 3000 жителей

Утварь и быт народа Дагестана

Утварь и быт народа Дагестана

Народы степей- степняки, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся скотоводст.

Народы степей- степняки, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся скотоводством
Юрта – жилище кочевых народов.
Монголы
Племя Цаатанов проживающих в Монголии (исчезающий народ)

Степь – её можно сравнить с морем на суше. Таже бескрайняя гладь.Степи весной.

Степь – её можно сравнить с морем на суше. Таже бескрайняя гладь.
Степи весной - это разноцветный ковер сотканный самой природой.
Летом степь напоминает пустыню по своим краскам и температурным перепадам.

Степь – территория равнины с травянистым растительным миром на ней. Для степи.

Степь – территория равнины с травянистым растительным миром на ней. Для степи характерна небольшая численность деревьев или их полное отсутствие. Степи получили широкое распространение во всех частях света, за исключением Антарктиды
Красным цветом отмечены степи и лесостепи
Степная зона занимает место посередине от полупустыни и лесостепи.
Территориально степная зона России охватывает значительное пространство площадью 1,7 млн км2, или 10% территории страны.

Задание:Нарисовать человека в полный рост в народном костюме горца или степняка

Задание:
Нарисовать человека в полный рост в народном костюме горца или степняка

Читайте также: