Гоголь о себе кратко
Обновлено: 25.06.2024
Один из самых загадочных русских классиков. Автор произведений, которые совершенно неожиданно для современников оказывались знаковыми и оказывали огромное влияние на развитие всей отечественной культуры. Что рассказать о нем ученикам? Что напомнить одиннадцатиклассникам, а заодно и себе, о личности этого неподражаемого русского гения?
В чем суть?
Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. У Гоголя всегда есть много мистики, гротеска. И это, скорее всего, благодаря невероятно яркому воображению писателя — или он обладал таким особым видением реальности. Он так видел — и то, что он видел, иногда оказывается сильнее всякого воображения.
Готовясь к разговору с учениками о Гоголе, стоит сделать упор именно на эту уникальную способность Гоголя — придумывать миры, которые затем становятся реальными. Предложите ученикам поставить себя на место писателя, создать собственный вымысел. Например, нарисуйте план квартала, в котором находится ваша школа, и придумайте мифологию мест, которые пометили на плане. За счет чего вымысел становится похож на правду, в каком-то смысле даже более правдив?
О личности и жизненном пути
А вот с Белинским Гоголь так и не подружился, хотя и был вхож в круг общения критика. Встречались они редко; Гоголю были больше по сердцу словянофилы: Аксаков, Шевырев — впрочем, Гоголя мало беспокоило, к какому течению относились милые и близкие его сердцу люди. Во многом Белинский создал Гоголя как писателя, когда в своей знаменитой статье предвещал закат Пушкину. Так совпали события, что статья была понята однозначно: грядет завершение эпохи Пушкина, а вот и новый гений, новая звезда русской литературы, Гоголь.
Гоголь, каким мы его не знаем . Каким он был со своими современниками? Воспоминания гласят, что общаться с ним было непросто: характер тяжелый и непредсказуемый. Гоголь относился к себе очень странно: плохо питался, никогда не заботился о том, как он выглядит, очень стеснялся своего выговора, рядом с ним редко видели девушек — да, пожалуй, что и вообще не видели. У Гоголя было много страхов и странностей. Например, он был болезненно мнителен; в какой-то момент решил, что болен смертельной болезнью желудка и что из пищи ему подойдут только спагетти, которые умеют готовить только в Риме. Гоголь вообще любил Рим: он для него был спасительным, ему не хватало в Петербурге солнца. Но, надо сказать, и другим городам Европы он с удовольствием отдавал дань: бывал в Дюссельдорфе, в Париже, в Ницце, радостно путешествовал по Швейцарии, восхищался заснеженными вершинами Альп. Там, вдалеке от дома, он писал свои великие произведения о России — и гордился этим, и говорил, что так он устроен: что чем дальше он, тем лучше ему видится Россия, тем лучше он ее представляет и воспринимает.
Писатель-мистик. Таинственная смерть. Гоголь всегда панически боялся, что его похоронят живым. Он настаивал, что на теле должны появиться явные следы тления — только после этого просил себя похоронить. Стоит ли удивляться, что посмертная его история полна суеверий, слухов, догадок. При переносе захоронения после революции появились слухи о том, что исчезла голова Гоголя из гроба, что, судя по скелету, он двигался в гробу — то есть, его смерть могла быть летаргическим сном. Другой слух был связан с тем, что обшивка гроба была поцарапана изнутри. Русский клиницист В.Ф. Чиж уже после смерти Гоголя написал большую статью, в которой подробно обосновывает наличие у Гоголя серьезной психической болезни религиозной экзальтацией, резкой переменой настроения и непредсказуемым поведением. Но, как известно, посмертно такие диагнозы не ставят.
Все это слухи, а что было на самом деле? После сокрушительной переписки с Белинским Гоголь все еще носит в себе замыслы, он хочет подняться над этой суетой, он ощущает в себе прилив святости. Он побывал в Святой земле, приложился к гробу Господню, почувствовал, какой неправильной была его жизнь, каким холодным человеком он пришел к этому гробу. Он несет в себе совершенно иную весть. Но этой вести не дано было прозвучать. Гоголь ушел из жизни в расцвете своего таланта — фактически, уморив себя голодом.
Можно сказать, что талант его был управляем самим человеком, который, возможно, не осознал этого масштаба. Он не понял, кто живет в нем. Он представлял себя учителем, а был он — великим писателем. Он представлял себя учителем нации, а оказалось, что он открывает горизонты воображения человека.
Ещё по теме:
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа.
О знаковых произведениях Гоголя
. впоследствии эта переписка была запрещена: письмо Белинского Гоголю оказалось одной из самых запретных тем для чтения. Это была черная метка, за чтение этого произведения полагалась смертная казнь. Поднял эту черную метку Буташевич-Петрашевский, один из первых крупных русских утопистов: в его кружке оказался провокатор — а одним из завсегдатаев кружка оказался и Достоевский. В числе прочих он был приговорен к смертной казни. Достоевский писал потом, что никогда этого не забудет: его везут на площадь, он отсчитывает последние минуты своей жизни. Осталось семь, пять, одна. На голову ему надевают мешок, стучат барабаны. И в последний момент — каторга вместо смертной казни. За что? За прочтение письма Белинского Гоголю.
Что известно о семье Николая Гоголя и почему его называли Яновским
Известно, что Николай родился в 1809 году в селе Сорочинцы, которые находилось в Полтавской области. Его отец Василий Гоголь-Яновский был коллежским асессором. Это соответствовало чину майора в армии, что давало право на потомственное дворянство (вплоть до 1845 года). Мать писателя Мария Косяровская была дочерью зажиточного помещика и очень красивой девушкой. За отца Гоголя она вышла замуж в раннем возрасте (14 лет). В семье родилось 12 детей, но выжить удалось только Николаю и 4 сестрам. Еще в 5 лет у Гоголя проявился талант к сочинительству, и он сам записывал все, что приходило ему в голову.
Интересная история происхождения фамилии Яновский, которой иногда подписывался Николай Гоголь. Оказывается, что настоящая фамилия писателя, принадлежащая его роду, была Яновский, а не Гоголь. Последнюю, просто выдумал его дед Афанасий Яновский в надежде получить дворянский титул. Дед был полковым писарем и женился на дочери помещика. За женой было поместье, а вот дворянства не было. Императрица Екатерина II пообещала сохранить все права польскому шляхетству после разделения Речи Посполитой.
Дед Афанасий не растерялся, раздобыв поддельную грамоту, в которой было указано, что он шляхетского происхождения. Там писалось, что сам король Ян-Казимир даровал дворянство прапрадеду помещика Андрею Гоголю. Подтвердить, как и опровергнуть этот факт было на то время невозможно. Афанасий Яновский добивался признания дворянства несколько лет, но ему это все-таки удалось. Хотя со временем, Николай не захотел носить фамилию Яновский и стал просто Гоголем. У литератора должна быть короткая и запоминающаяся фамилия.
Откуда пошло увлечение Гоголя рукоделием
Интересно, что Гоголь увлекался совершенно не мужским занятием. Он еще с детства любил шить и вязать. Такое увлечение у него появилось неспроста. Кроме него в семье было еще 4 девочки, которым повезло выжить среди многих детей. Как старший брат, Николай много времени проводил с сестрами, и принимал участие в одном из их любимых занятий – рукоделии. Со временем он научился искусно кроить и шить одежду, быстро и качественно вязал спицами шарфы и шапки, даже вышивал.
Сам Гоголь вспоминал, что умение шить, и вязать у него было в запасе, как одно из средств зарабатывания денег на жизнь. Однако ему повезло, и применить его в реальности не пришлось. Поэтому рукоделие осталось просто его любимым хобби на всю жизнь. Правда, перед другими он немного стеснялся, пытаясь скрыть свое занятие от посторонних глаз.
Здоровье Гоголя и страсть к лечению
У отца Николая Василия Гоголя-Яновского и матери Марии Косяровской родилось 12 детей и только 5 из них сумели выжить. После смерти 2-го ребенка мать вымаливала у Святого Николая послать ей здорового мальчика. Так и случилось, и Николай выжил, но все равно был болезненным малышом. Он не только часто болел, но и очень любил поговорить о болезнях и пожаловаться на них. Эту любовь он пронес через всю жизнь.
Когда Гоголь приехал учиться в Нежинскую гимназию, то поразил всех своим видом. Родители очень трепетно к нему относились, словно он доживал свои дни, пораженный неизлечимой болезнью. Мальчик был закутан во много слоев одежды и одеяла, и похож на капусту. Его лицо было бледным и прозрачным с красными пятнами из-за золотухи. Глаза с красным ободком, а из ушей постоянно что-то текло, поэтому и были они смешно подвязаны платком.
Из-за частых болезней и желания лечиться, Гоголь мог отсутствовать длительное время в Патриотическом институте, где он преподавал, поэтому его уволили. Своим знакомым он любил жаловаться на болезни, придумывая фантастические особенности и преувеличивая то, что могло быть на самом деле. Путешествуя по России и Европе, Гоголь часто посещал местных врачей и с удовольствием пробовал новые методики лечения. После чего давал советы своим знакомым и уверял, что этот способ лечения просто творит чудеса.
Тайна смерти и захоронения Гоголя
Существует мнение, что причиной смерти Николая Гоголя является некое психическое заболевание и частые депрессии. Известно, что, когда Николаю было 10 лет, умер его родной брат Иван. Он очень любил 9-летнего Ваню и вследствие этого получил серьезную психологическую травму. Это спровоцировало душевное расстройство у Гоголя, которым он в легкой форме страдал еще с 5 лет. Историки предполагают, что это потрясение оказало отрицательное действие не только на его здоровье, но и на творчество.
Сумасшествие у Гоголя проявлялось не часто, а вот хитрость и отменная актерская игра по случаю. Прикинувшись сумасшедшим, Николаю удалось избежать порки в Нежинской гимназии, где он учился. Зато пришлось провести 14 дней в больнице. Специалисты по психиатрии склоняются к тому, что Гоголь все-таки страдал неким психическим заболеванием, которое разрушало его. Например, Николай Баженов был уверен, что писатель страдал периодическим психозом. Однако прямых доказательств этому диагнозу не было.
Смерть Гоголя до сих пор окутана мистикой. Долгое время утверждали, что его похоронили заживо в 1852 году на кладбище Даниловского монастыря, приняв летаргический сон за смерть. Оказывается, что Николай Васильевич страдал тафефобией. Он панически боялся быть похороненным заживо. В своем завещании Гоголь даже написал, что его нужно похоронить, только если будет заметно, что его тело начало разлагаться. Тогда он точно умер. Сам писатель не просто так побаивался. Он периодически мог впадать в сомнамбулические состояния на несколько дней. Слухи о заживо похороненном Гоголе распространились после перезахоронения его тела спустя 79 лет. Никаких подтверждающих фактов так и не удалось обнаружить
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Гоголь, как личность, представляет собою такую сложную и загадочную психическую организацию, в которой сталкиваются и переплетаются между собою самые разнородные, а иногда и прямо противоположные начала. Сам Гоголь сознавал эту загадочность и сложность своего психического мира и неоднократно в своих письмах выражал это сознание. Еще в юношеских годах, на школьной скамье, в одном из писем к матери, он так заявляет о себе: „я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно“ [1] . „Зачем Бог,– восклицает он в другом письме,– создав сердце, может быть, единственное, по крайней мере,– редкое в мире,– чистую, пламенеющую жаркою любовью ко всему высокому и прекрасному душу, зачем Он дал всему этому такую грубую оболочку? Зачем Он одел все это в такую странную смесь противоречия, упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения“ [2] ? Такой неуравновешенной, непонятной натурой Гоголь был в юношеском возрасте, таким остался он и в последующей своей жизни. „Много казалось нам в нем,– читаем мы в „Воспоминаниях о Гоголе“ Арнольди,– необъяснимым я загадочным. Как, напр., согласить его постоянное стремление к нравственному совершенству с его гордостью, которой мы все были не раз свидетелями? его удивительный тонкий, наблюдательный ум, видный во всех сочинениях, и, вместе с тем, в обыкновенной жизни – какую-то глупость и непонимание вещей самых простых и обыкновенных? Вспоминали мы также его странную манеру одеваться и его насмешки над теми, кто одевался смешно и без вкуса, его религиозность и смирение, и слишком уже подчас странную нетерпеливость и малое снисхождение к ближним; одним словом, нашли бездну противоречий, которые, казалось, трудно было и совместить в одном человеке“ [3] . И, в самом деле, как совместить в одном человеке наивного идеалиста начала его литературной деятельности с грубым реалистом позднейшего времени,– веселого, безобидного юмориста Рудого Панько, заражавшего своим смехом всех читателей; – с грозным, беспощадным сатириком, от которого доставалось всем сословиям,– великого художника и поэта, творца бессмертных произведений, с проповедником – аскетом, автором странной „Переписки с друзьями“? Как примирить в одном лице столь противоположные начала? Где объяснения этого сложного переплетения самых разнообразных психических элементов? Где, наконец, разгадка той психической загадки, которую задал Гоголь всем своим существованием? Нам говорят, что „отгадка Гоголя может в психологии того сложного необъятного целого, что мы называем именем „великого человека“ [4] . Но что такое „великий человек“ и какое отношение имеет он к Гоголю? Какие такие особые законы, управляющее душою „великого человека?“ – По нашему мнению, разгадку Гоголя нужно искать не в психологии великого человека вообще, а в психологии именно Гоголевского величия, соединенного с крайним самоуничижением,– Гоголевского ума, соединенного с странным „непониманием вещей самых простых и обыкновенных [5] ,– Гоголевского таланта, соединенного с аскетическим самоотрицанием и болезненным бессилием,– словом, в психологии единственной, исключительной специально Гоголевской личности.
Итак, что же представляет собою личность Гоголя? Не смотря на сложность и разнообразие внутреннего мира его, не смотря на множество противоречий, заключающихся в его личности, при ближайшем знакомстве с характером Гоголя нельзя не подметить двух главных течений, двух преобладающих сторон, поглощающих собою все другие психические элементы: Это, во-первых, сторона, имеющая непосредственное отношение к Гоголю, как человеку, и выражающаяся в склонности его к постоянному нравственному самоанализу, нравственному самообличению и обличению других; и, во-вторых,– другая сторона, характеризующая Гоголя собственно как писателя и состоящая в изобразительной силе его таланта, художнически и всесторонне воспроизводящей окружающий его мир действительности в том виде, как он есть. Эти две стороны личности всегда можно легко различить в Гоголе. Таким образом, он является пред нами как Гоголь — моралист и как Гоголь — художник, как Гоголь — мыслитель и как Гоголь — поэт, как Гоголь — человек и как Гоголь — писатель. Эта двойственность его натуры, которая весьма рано сказывается в нем и которую можно проследить в нем от начала его жизни и до конца её, это разделение его „я“ на два „я“,– составляет характерную особенность его личности. Вся его жизнь,– со всеми её перипетиями, противоречиями и странностями, есть ничто иное, как борьба между собою этих двух противоположных начал с попеременным перевесом то той, то другой, или, вернее с перевесом сначала преимущественно одной стороны, а потом – другой; его конечная, трагическая судьба есть ничто иное, как окончательное торжество Гоголя — моралиста над Гоголем — художником. Задача психолога — биографа должна состоять в том, чтобы проследить в различных фазисах этот сложный психологический процесс, постепенно приведший веселого юмориста пасечника Рудого Панько к резкому, болезненному аскетизму,– грозного сатирика-писателя к самоотрицанию и отрицанию всего того, чем он жил, и что им было написано ранее. Не принимая на себя разрешения этой трудной и сложной задачи, мы в настоящем своем очерке хотим наметить только главные моменты этого процесса и набросать хотя общий контур личности Гоголя.
Сын несколько известного писателя Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского и несколько экзальтированной жены его Марьи Ивановны, Гоголь от природы унаследовал выдающейся литературный талант и впечатлительную, восприимчивую натуру. Его отец,– автор нескольких комедий из малорусского быта, обладавший веселым и добродушным характером, питавший сильную страсть к театру и к литературе, несомненно оказал при своей жизни весьма благотворное влияние на развитие литературного таланта своего сына и на образование его симпатий. Имея с детства на глазах пример уважения к книге и горячей любви к сцене, Гоголь весьма рано пристрастился к чтению и к игре. По крайней мере, в Нежинской гимназии, вскоре же по поступлении в нее Гоголя, мы встречаем его уже как инициатора и главного деятеля по устройству гимназического театра, по организации любительского чтения книг для самообразования, наконец, по изданию ученического журнала „Звезды“. Эту страсть к литературе и к театру,– привитую ему еще в детстве, он сохранил в себе на всю жизнь. Но в это время как отец мог оказать и несомненно оказал благотворное влияние на развитие литературного таланта своего сына, религиозно-настроенная и в высшей степени набожная мать его оказала сильное влияние на образование нравственной личности Гоголя. Она постаралась в своем воспитании положить прочное основание христианской религии и доброй нравственности. И впечатлительная душа ребенка не оставалась глухой к этим урокам матери. Гоголь впоследствии сам отмечает это влияние матери на свое религиозно-нравственное развитие. С особым чувством признательности вспоминает он потом эти уроки, когда, напр., рассказы матери о страшном суде „потрясали и будили в нем всю чувствительность и зародили впоследствии самые высокие мысли“. Как на плод материнского же воспитания нужно смотреть и на то, что в Гоголе весьма рано пробудилась пламенная жажда нравственной пользы, которую он мечтает оказать человечеству. Под влиянием этого стремленья быть полезным он весьма рано, еще на школьной скамье, останавливается мыслию „на юстиции“, думая; что здесь он может оказать наибольшее благодеяние человечеству. „Я видел,– пишет он из Нежина своему дяде Косяровскому,– что здесь работы более всего, что здесь только могу я быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага [6] “. Это стремление к нравственной пользе, страстную жажду подвига, Гоголь сохранил до конца своей жизни,– меняя взгляд только на роды деятельности,– и эта черта должна быть признана истинной выразительницей его нравственной физиономии. Его ненависть ко всему пошлому, самодовольному, ничтожному была проявлением этой черты его характера. И Гоголь, действительно, ненавидел все это, насколько только мог, и преследовал пошлость с особою страстью, преследовал всюду, где только находил ее, и преследовал так, как только может преследовать меткое, едкое слово Гоголя.
Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище.
Николай Васильевич Гоголь
Цитаты о себе
Тот, кто переоценивает себя, недооценивает других, а недооценивая, угнетает.
Сэмюэл Джонсон
Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.
Пьер Огюстен Бомарше
Не спрашивай друзей о своих недостатках — друзья о них умолчат. Лучше разузнай, что говорят о тебе враги.
Саади
Другим прощай многое, себе — ничего.
Публилий Сир
В дневнике человек разговаривает с самим собой.
Элиас Канетти
Другим прощай часто, себе — никогда.
Публилий Сир
Обращаясь к самим себе, мы отворачиваемся от истины.
Гастон Башлар
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Иоганн Вольфганг Гёте
Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
Антон Павлович Чехов
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
Николай Гаврилович Чернышевский
Читайте также: