Гоголь о себе кратко

Обновлено: 25.06.2024

Один из самых загадочных русских классиков. Автор произведений, которые совершенно неожиданно для современников оказывались знаковыми и оказывали огромное влияние на развитие всей отечественной культуры. Что рассказать о нем ученикам? Что напомнить одиннадцатиклассникам, а заодно и себе, о личности этого неподражаемого русского гения?

В чем суть?

Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. У Гоголя всегда есть много мистики, гротеска. И это, скорее всего, благодаря невероятно яркому воображению писателя — или он обладал таким особым видением реальности. Он так видел — и то, что он видел, иногда оказывается сильнее всякого воображения.

Готовясь к разговору с учениками о Гоголе, стоит сделать упор именно на эту уникальную способность Гоголя — придумывать миры, которые затем становятся реальными. Предложите ученикам поставить себя на место писателя, создать собственный вымысел. Например, нарисуйте план квартала, в котором находится ваша школа, и придумайте мифологию мест, которые пометили на плане. За счет чего вымысел становится похож на правду, в каком-то смысле даже более правдив?

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. № 1.

О личности и жизненном пути

А вот с Белинским Гоголь так и не подружился, хотя и был вхож в круг общения критика. Встречались они редко; Гоголю были больше по сердцу словянофилы: Аксаков, Шевырев — впрочем, Гоголя мало беспокоило, к какому течению относились милые и близкие его сердцу люди. Во многом Белинский создал Гоголя как писателя, когда в своей знаменитой статье предвещал закат Пушкину. Так совпали события, что статья была понята однозначно: грядет завершение эпохи Пушкина, а вот и новый гений, новая звезда русской литературы, Гоголь.

Гоголь, каким мы его не знаем . Каким он был со своими современниками? Воспоминания гласят, что общаться с ним было непросто: характер тяжелый и непредсказуемый. Гоголь относился к себе очень странно: плохо питался, никогда не заботился о том, как он выглядит, очень стеснялся своего выговора, рядом с ним редко видели девушек — да, пожалуй, что и вообще не видели. У Гоголя было много страхов и странностей. Например, он был болезненно мнителен; в какой-то момент решил, что болен смертельной болезнью желудка и что из пищи ему подойдут только спагетти, которые умеют готовить только в Риме. Гоголь вообще любил Рим: он для него был спасительным, ему не хватало в Петербурге солнца. Но, надо сказать, и другим городам Европы он с удовольствием отдавал дань: бывал в Дюссельдорфе, в Париже, в Ницце, радостно путешествовал по Швейцарии, восхищался заснеженными вершинами Альп. Там, вдалеке от дома, он писал свои великие произведения о России — и гордился этим, и говорил, что так он устроен: что чем дальше он, тем лучше ему видится Россия, тем лучше он ее представляет и воспринимает.

Писатель-мистик. Таинственная смерть. Гоголь всегда панически боялся, что его похоронят живым. Он настаивал, что на теле должны появиться явные следы тления — только после этого просил себя похоронить. Стоит ли удивляться, что посмертная его история полна суеверий, слухов, догадок. При переносе захоронения после революции появились слухи о том, что исчезла голова Гоголя из гроба, что, судя по скелету, он двигался в гробу — то есть, его смерть могла быть летаргическим сном. Другой слух был связан с тем, что обшивка гроба была поцарапана изнутри. Русский клиницист В.Ф. Чиж уже после смерти Гоголя написал большую статью, в которой подробно обосновывает наличие у Гоголя серьезной психической болезни религиозной экзальтацией, резкой переменой настроения и непредсказуемым поведением. Но, как известно, посмертно такие диагнозы не ставят.

Все это слухи, а что было на самом деле? После сокрушительной переписки с Белинским Гоголь все еще носит в себе замыслы, он хочет подняться над этой суетой, он ощущает в себе прилив святости. Он побывал в Святой земле, приложился к гробу Господню, почувствовал, какой неправильной была его жизнь, каким холодным человеком он пришел к этому гробу. Он несет в себе совершенно иную весть. Но этой вести не дано было прозвучать. Гоголь ушел из жизни в расцвете своего таланта — фактически, уморив себя голодом.

Можно сказать, что талант его был управляем самим человеком, который, возможно, не осознал этого масштаба. Он не понял, кто живет в нем. Он представлял себя учителем, а был он — великим писателем. Он представлял себя учителем нации, а оказалось, что он открывает горизонты воображения человека.

Ещё по теме:

Литература. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа.

О знаковых произведениях Гоголя

. впоследствии эта переписка была запрещена: письмо Белинского Гоголю оказалось одной из самых запретных тем для чтения. Это была черная метка, за чтение этого произведения полагалась смертная казнь. Поднял эту черную метку Буташевич-Петрашевский, один из первых крупных русских утопистов: в его кружке оказался провокатор — а одним из завсегдатаев кружка оказался и Достоевский. В числе прочих он был приговорен к смертной казни. Достоевский писал потом, что никогда этого не забудет: его везут на площадь, он отсчитывает последние минуты своей жизни. Осталось семь, пять, одна. На голову ему надевают мешок, стучат барабаны. И в последний момент — каторга вместо смертной казни. За что? За прочтение письма Белинского Гоголю.

Какие причуды и тайны о себе скрывал Гоголь: От дворянского происхождения до недугов

Что известно о семье Николая Гоголя и почему его называли Яновским

Отец писателя Василий Гоголь-Яновский и мать Мария Косяровская. / Фото:moi-zhivotnye.ru


Известно, что Николай родился в 1809 году в селе Сорочинцы, которые находилось в Полтавской области. Его отец Василий Гоголь-Яновский был коллежским асессором. Это соответствовало чину майора в армии, что давало право на потомственное дворянство (вплоть до 1845 года). Мать писателя Мария Косяровская была дочерью зажиточного помещика и очень красивой девушкой. За отца Гоголя она вышла замуж в раннем возрасте (14 лет). В семье родилось 12 детей, но выжить удалось только Николаю и 4 сестрам. Еще в 5 лет у Гоголя проявился талант к сочинительству, и он сам записывал все, что приходило ему в голову.

Картина Николая Гоголя в детстве. / Фото: udipediya.ru


Интересная история происхождения фамилии Яновский, которой иногда подписывался Николай Гоголь. Оказывается, что настоящая фамилия писателя, принадлежащая его роду, была Яновский, а не Гоголь. Последнюю, просто выдумал его дед Афанасий Яновский в надежде получить дворянский титул. Дед был полковым писарем и женился на дочери помещика. За женой было поместье, а вот дворянства не было. Императрица Екатерина II пообещала сохранить все права польскому шляхетству после разделения Речи Посполитой.

Дед Афанасий не растерялся, раздобыв поддельную грамоту, в которой было указано, что он шляхетского происхождения. Там писалось, что сам король Ян-Казимир даровал дворянство прапрадеду помещика Андрею Гоголю. Подтвердить, как и опровергнуть этот факт было на то время невозможно. Афанасий Яновский добивался признания дворянства несколько лет, но ему это все-таки удалось. Хотя со временем, Николай не захотел носить фамилию Яновский и стал просто Гоголем. У литератора должна быть короткая и запоминающаяся фамилия.

Откуда пошло увлечение Гоголя рукоделием


Интересно, что Гоголь увлекался совершенно не мужским занятием. Он еще с детства любил шить и вязать. Такое увлечение у него появилось неспроста. Кроме него в семье было еще 4 девочки, которым повезло выжить среди многих детей. Как старший брат, Николай много времени проводил с сестрами, и принимал участие в одном из их любимых занятий – рукоделии. Со временем он научился искусно кроить и шить одежду, быстро и качественно вязал спицами шарфы и шапки, даже вышивал.

Гоголь искусно умел шить и вязать. / Фото: fb.ru

Гоголь мог использовать умение шить, как способ заработать на жизнь. / Фото:sciencepop.ru


Сам Гоголь вспоминал, что умение шить, и вязать у него было в запасе, как одно из средств зарабатывания денег на жизнь. Однако ему повезло, и применить его в реальности не пришлось. Поэтому рукоделие осталось просто его любимым хобби на всю жизнь. Правда, перед другими он немного стеснялся, пытаясь скрыть свое занятие от посторонних глаз.

Здоровье Гоголя и страсть к лечению


У отца Николая Василия Гоголя-Яновского и матери Марии Косяровской родилось 12 детей и только 5 из них сумели выжить. После смерти 2-го ребенка мать вымаливала у Святого Николая послать ей здорового мальчика. Так и случилось, и Николай выжил, но все равно был болезненным малышом. Он не только часто болел, но и очень любил поговорить о болезнях и пожаловаться на них. Эту любовь он пронес через всю жизнь.

Гоголь часто болел и любил обсуждать свои недуги. / Фото: wwwzoryacom.blogspot.com


Когда Гоголь приехал учиться в Нежинскую гимназию, то поразил всех своим видом. Родители очень трепетно к нему относились, словно он доживал свои дни, пораженный неизлечимой болезнью. Мальчик был закутан во много слоев одежды и одеяла, и похож на капусту. Его лицо было бледным и прозрачным с красными пятнами из-за золотухи. Глаза с красным ободком, а из ушей постоянно что-то текло, поэтому и были они смешно подвязаны платком.

Из-за частых болезней и желания лечиться, Гоголь мог отсутствовать длительное время в Патриотическом институте, где он преподавал, поэтому его уволили. Своим знакомым он любил жаловаться на болезни, придумывая фантастические особенности и преувеличивая то, что могло быть на самом деле. Путешествуя по России и Европе, Гоголь часто посещал местных врачей и с удовольствием пробовал новые методики лечения. После чего давал советы своим знакомым и уверял, что этот способ лечения просто творит чудеса.

Тайна смерти и захоронения Гоголя


Существует мнение, что причиной смерти Николая Гоголя является некое психическое заболевание и частые депрессии. Известно, что, когда Николаю было 10 лет, умер его родной брат Иван. Он очень любил 9-летнего Ваню и вследствие этого получил серьезную психологическую травму. Это спровоцировало душевное расстройство у Гоголя, которым он в легкой форме страдал еще с 5 лет. Историки предполагают, что это потрясение оказало отрицательное действие не только на его здоровье, но и на творчество.

О гениальности или проблемах с психикой Гоголя спорят до сих пор. / Фото: tvzvezda.ru


Сумасшествие у Гоголя проявлялось не часто, а вот хитрость и отменная актерская игра по случаю. Прикинувшись сумасшедшим, Николаю удалось избежать порки в Нежинской гимназии, где он учился. Зато пришлось провести 14 дней в больнице. Специалисты по психиатрии склоняются к тому, что Гоголь все-таки страдал неким психическим заболеванием, которое разрушало его. Например, Николай Баженов был уверен, что писатель страдал периодическим психозом. Однако прямых доказательств этому диагнозу не было.

Тайны смерти Николая Гоголя. / Фото: proza.ru


Смерть Гоголя до сих пор окутана мистикой. Долгое время утверждали, что его похоронили заживо в 1852 году на кладбище Даниловского монастыря, приняв летаргический сон за смерть. Оказывается, что Николай Васильевич страдал тафефобией. Он панически боялся быть похороненным заживо. В своем завещании Гоголь даже написал, что его нужно похоронить, только если будет заметно, что его тело начало разлагаться. Тогда он точно умер. Сам писатель не просто так побаивался. Он периодически мог впадать в сомнамбулические состояния на несколько дней. Слухи о заживо похороненном Гоголе распространились после перезахоронения его тела спустя 79 лет. Никаких подтверждающих фактов так и не удалось обнаружить

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Гоголь, как лич­ность, пред­став­ляет собою такую слож­ную и зага­доч­ную пси­хи­че­скую орга­ни­за­цию, в кото­рой стал­ки­ва­ются и пере­пле­та­ются между собою самые раз­но­род­ные, а ино­гда и прямо про­ти­во­по­лож­ные начала. Сам Гоголь созна­вал эту зага­доч­ность и слож­ность сво­его пси­хи­че­ского мира и неод­но­кратно в своих пись­мах выра­жал это созна­ние. Еще в юно­ше­ских годах, на школь­ной ска­мье, в одном из писем к матери, он так заяв­ляет о себе: „я почи­та­юсь загад­кой для всех; никто не раз­га­дал меня совер­шенно“ [1] . „Зачем Бог,– вос­кли­цает он в дру­гом письме,– создав сердце, может быть, един­ствен­ное, по край­ней мере,– ред­кое в мире,– чистую, пла­ме­не­ю­щую жар­кою любо­вью ко всему высо­кому и пре­крас­ному душу, зачем Он дал всему этому такую гру­бую обо­лочку? Зачем Он одел все это в такую стран­ную смесь про­ти­во­ре­чия, упрям­ства, дерз­кой само­на­де­ян­но­сти и самого уни­жен­ного сми­ре­ния“ [2] ? Такой неурав­но­ве­шен­ной, непо­нят­ной нату­рой Гоголь был в юно­ше­ском воз­расте, таким остался он и в после­ду­ю­щей своей жизни. „Много каза­лось нам в нем,– читаем мы в „Вос­по­ми­на­ниях о Гоголе“ Арнольди,– необъ­яс­ни­мым я зага­доч­ным. Как, напр., согла­сить его посто­ян­ное стрем­ле­ние к нрав­ствен­ному совер­шен­ству с его гор­до­стью, кото­рой мы все были не раз сви­де­те­лями? его уди­ви­тель­ный тон­кий, наблю­да­тель­ный ум, вид­ный во всех сочи­не­ниях, и, вме­сте с тем, в обык­но­вен­ной жизни – какую-то глу­пость и непо­ни­ма­ние вещей самых про­стых и обык­но­вен­ных? Вспо­ми­нали мы также его стран­ную манеру оде­ваться и его насмешки над теми, кто оде­вался смешно и без вкуса, его рели­ги­оз­ность и сми­ре­ние, и слиш­ком уже под­час стран­ную нетер­пе­ли­вость и малое снис­хож­де­ние к ближ­ним; одним сло­вом, нашли без­дну про­ти­во­ре­чий, кото­рые, каза­лось, трудно было и сов­ме­стить в одном чело­веке“ [3] . И, в самом деле, как сов­ме­стить в одном чело­веке наив­ного иде­а­ли­ста начала его лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти с гру­бым реа­ли­стом позд­ней­шего вре­мени,– весе­лого, без­обид­ного юмо­ри­ста Рудого Панько, зара­жав­шего своим сме­хом всех чита­те­лей; – с гроз­ным, бес­по­щад­ным сати­ри­ком, от кото­рого доста­ва­лось всем сосло­виям,– вели­кого худож­ника и поэта, творца бес­смерт­ных про­из­ве­де­ний, с про­по­вед­ни­ком – аске­том, авто­ром стран­ной „Пере­писки с дру­зьями“? Как при­ми­рить в одном лице столь про­ти­во­по­лож­ные начала? Где объ­яс­не­ния этого слож­ного пере­пле­те­ния самых раз­но­об­раз­ных пси­хи­че­ских эле­мен­тов? Где, нако­нец, раз­гадка той пси­хи­че­ской загадки, кото­рую задал Гоголь всем своим суще­ство­ва­нием? Нам гово­рят, что „отгадка Гоголя может в пси­хо­ло­гии того слож­ного необъ­ят­ного целого, что мы назы­ваем име­нем „вели­кого чело­века“ [4] . Но что такое „вели­кий чело­век“ и какое отно­ше­ние имеет он к Гоголю? Какие такие осо­бые законы, управ­ля­ю­щее душою „вели­кого чело­века?“ – По нашему мне­нию, раз­гадку Гоголя нужно искать не в пси­хо­ло­гии вели­кого чело­века вообще, а в пси­хо­ло­гии именно Гого­лев­ского вели­чия, соеди­нен­ного с край­ним само­уни­чи­же­нием,– Гого­лев­ского ума, соеди­нен­ного с стран­ным „непо­ни­ма­нием вещей самых про­стых и обык­но­вен­ных [5] ,– Гого­лев­ского таланта, соеди­нен­ного с аске­ти­че­ским само­от­ри­ца­нием и болез­нен­ным бес­си­лием,– сло­вом, в пси­хо­ло­гии един­ствен­ной, исклю­чи­тель­ной спе­ци­ально Гого­лев­ской личности.

Итак, что же пред­став­ляет собою лич­ность Гоголя? Не смотря на слож­ность и раз­но­об­ра­зие внут­рен­него мира его, не смотря на мно­же­ство про­ти­во­ре­чий, заклю­ча­ю­щихся в его лич­но­сти, при бли­жай­шем зна­ком­стве с харак­те­ром Гоголя нельзя не под­ме­тить двух глав­ных тече­ний, двух пре­об­ла­да­ю­щих сто­рон, погло­ща­ю­щих собою все дру­гие пси­хи­че­ские эле­менты: Это, во-пер­вых, сто­рона, име­ю­щая непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к Гоголю, как чело­веку, и выра­жа­ю­ща­яся в склон­но­сти его к посто­ян­ному нрав­ствен­ному само­ана­лизу, нрав­ствен­ному само­об­ли­че­нию и обли­че­нию дру­гих; и, во-вто­рых,– дру­гая сто­рона, харак­те­ри­зу­ю­щая Гоголя соб­ственно как писа­теля и состо­я­щая в изоб­ра­зи­тель­ной силе его таланта, худож­ни­че­ски и все­сто­ронне вос­про­из­во­дя­щей окру­жа­ю­щий его мир дей­стви­тель­но­сти в том виде, как он есть. Эти две сто­роны лич­но­сти все­гда можно легко раз­ли­чить в Гоголе. Таким обра­зом, он явля­ется пред нами как Гоголь — мора­лист и как Гоголь — худож­ник, как Гоголь — мыс­ли­тель и как Гоголь — поэт, как Гоголь — чело­век и как Гоголь — писа­тель. Эта двой­ствен­ность его натуры, кото­рая весьма рано ска­зы­ва­ется в нем и кото­рую можно про­сле­дить в нем от начала его жизни и до конца её, это раз­де­ле­ние его „я“ на два „я“,– состав­ляет харак­тер­ную осо­бен­ность его лич­но­сти. Вся его жизнь,– со всеми её пери­пе­ти­ями, про­ти­во­ре­чи­ями и стран­но­стями, есть ничто иное, как борьба между собою этих двух про­ти­во­по­лож­ных начал с попе­ре­мен­ным пере­ве­сом то той, то дру­гой, или, вер­нее с пере­ве­сом сна­чала пре­иму­ще­ственно одной сто­роны, а потом – дру­гой; его конеч­ная, тра­ги­че­ская судьба есть ничто иное, как окон­ча­тель­ное тор­же­ство Гоголя — мора­ли­ста над Гого­лем — худож­ни­ком. Задача пси­хо­лога — био­графа должна состо­ять в том, чтобы про­сле­дить в раз­лич­ных фази­сах этот слож­ный пси­хо­ло­ги­че­ский про­цесс, посте­пенно при­вед­ший весе­лого юмо­ри­ста пасеч­ника Рудого Панько к рез­кому, болез­нен­ному аске­тизму,– гроз­ного сати­рика-писа­теля к само­от­ри­ца­нию и отри­ца­нию всего того, чем он жил, и что им было напи­сано ранее. Не при­ни­мая на себя раз­ре­ше­ния этой труд­ной и слож­ной задачи, мы в насто­я­щем своем очерке хотим наме­тить только глав­ные моменты этого про­цесса и набро­сать хотя общий кон­тур лич­но­сти Гоголя.

Сын несколько извест­ного писа­теля Васи­лия Афа­на­сье­вича Гоголь-Янов­ского и несколько экзаль­ти­ро­ван­ной жены его Марьи Ива­новны, Гоголь от при­роды уна­сле­до­вал выда­ю­щейся лите­ра­тур­ный талант и впе­чат­ли­тель­ную, вос­при­им­чи­вую натуру. Его отец,– автор несколь­ких коме­дий из мало­рус­ского быта, обла­дав­ший весе­лым и доб­ро­душ­ным харак­те­ром, питав­ший силь­ную страсть к театру и к лите­ра­туре, несо­мненно ока­зал при своей жизни весьма бла­го­твор­ное вли­я­ние на раз­ви­тие лите­ра­тур­ного таланта сво­его сына и на обра­зо­ва­ние его сим­па­тий. Имея с дет­ства на гла­зах при­мер ува­же­ния к книге и горя­чей любви к сцене, Гоголь весьма рано при­стра­стился к чте­нию и к игре. По край­ней мере, в Нежин­ской гим­на­зии, вскоре же по поступ­ле­нии в нее Гоголя, мы встре­чаем его уже как ини­ци­а­тора и глав­ного дея­теля по устрой­ству гим­на­зи­че­ского театра, по орга­ни­за­ции люби­тель­ского чте­ния книг для само­об­ра­зо­ва­ния, нако­нец, по изда­нию уче­ни­че­ского жур­нала „Звезды“. Эту страсть к лите­ра­туре и к театру,– при­ви­тую ему еще в дет­стве, он сохра­нил в себе на всю жизнь. Но в это время как отец мог ока­зать и несо­мненно ока­зал бла­го­твор­ное вли­я­ние на раз­ви­тие лите­ра­тур­ного таланта сво­его сына, рели­ги­озно-настро­ен­ная и в выс­шей сте­пени набож­ная мать его ока­зала силь­ное вли­я­ние на обра­зо­ва­ние нрав­ствен­ной лич­но­сти Гоголя. Она поста­ра­лась в своем вос­пи­та­нии поло­жить проч­ное осно­ва­ние хри­сти­ан­ской рели­гии и доб­рой нрав­ствен­но­сти. И впе­чат­ли­тель­ная душа ребенка не оста­ва­лась глу­хой к этим уро­кам матери. Гоголь впо­след­ствии сам отме­чает это вли­я­ние матери на свое рели­ги­озно-нрав­ствен­ное раз­ви­тие. С осо­бым чув­ством при­зна­тель­но­сти вспо­ми­нает он потом эти уроки, когда, напр., рас­сказы матери о страш­ном суде „потря­сали и будили в нем всю чув­стви­тель­ность и заро­дили впо­след­ствии самые высо­кие мысли“. Как на плод мате­рин­ского же вос­пи­та­ния нужно смот­реть и на то, что в Гоголе весьма рано про­бу­ди­лась пла­мен­ная жажда нрав­ствен­ной пользы, кото­рую он меч­тает ока­зать чело­ве­че­ству. Под вли­я­нием этого стрем­ле­нья быть полез­ным он весьма рано, еще на школь­ной ска­мье, оста­нав­ли­ва­ется мыс­лию „на юсти­ции“, думая; что здесь он может ока­зать наи­боль­шее бла­го­де­я­ние чело­ве­че­ству. „Я видел,– пишет он из Нежина сво­ему дяде Кося­ров­скому,– что здесь работы более всего, что здесь только могу я быть бла­го­де­я­нием, здесь только буду истинно поле­зен для чело­ве­че­ства. Непра­во­су­дие, вели­чай­шее в свете несча­стие, более всего раз­ры­вало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты корот­кой жизни своей не уте­рять, не сде­лав блага [6] “. Это стрем­ле­ние к нрав­ствен­ной пользе, страст­ную жажду подвига, Гоголь сохра­нил до конца своей жизни,– меняя взгляд только на роды дея­тель­но­сти,– и эта черта должна быть при­знана истин­ной выра­зи­тель­ни­цей его нрав­ствен­ной физио­но­мии. Его нена­висть ко всему пош­лому, само­до­воль­ному, ничтож­ному была про­яв­ле­нием этой черты его харак­тера. И Гоголь, дей­стви­тельно, нена­ви­дел все это, насколько только мог, и пре­сле­до­вал пош­лость с осо­бою стра­стью, пре­сле­до­вал всюду, где только нахо­дил ее, и пре­сле­до­вал так, как только может пре­сле­до­вать мет­кое, едкое слово Гоголя.

Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище.

Николай Васильевич Гоголь

Цитаты о себе

Тот, кто переоценивает себя, недооценивает других, а недооценивая, угнетает.

Сэмюэл Джонсон

Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.

Пьер Огюстен Бомарше

Не спрашивай друзей о своих недостатках — друзья о них умолчат. Лучше разузнай, что говорят о тебе враги.

Саади

Другим прощай многое, себе — ничего.

Публилий Сир

В дневнике человек разговаривает с самим собой.

Элиас Канетти

Другим прощай часто, себе — никогда.

Публилий Сир

Обращаясь к самим себе, мы отворачиваемся от истины.

Гастон Башлар

Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.

Иоганн Вольфганг Гёте

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Антон Павлович Чехов

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Николай Гаврилович Чернышевский

Читайте также: