Годы исканий шацкий кратко

Обновлено: 06.07.2024

Труды шацкого

Люди порой припоминаются лишь по их речам. А С. Т. Шацкий речей но произносил, он всегда беседовал. В беседах же были не красивые фразы, а большие мысли. Ими он и покорял слушателей, поэтому современникам он и вспоминался не по речам, а по мыслям.

Очень большое значение придавал он эмоциональному началу в занятиях с детьми. И сам вносил его в свои занятия с учителями. Из воспоминаний современника: Вечером, собравшись в зале школы, педагоги вы докладывали К. В. Полтавской, в присутствии Станислава Теофиловича о своих наблюдениях и о результатах работы с населением. Тогда это была излюбленная тема не только этой школы, но и всей опытной станции. Станислав Теофилович внимательно слушал, старался подбодрить волнующихся, иногда задавал вопросы, что-то уточнял, потом высказывал свои задушевные мысли и суждения, рекомендации. А в заключение — подходил к роялю, просил Валентину Николаевну Шацкую поаккомпанировать ему, и небольшой зал заполнялся удивительного звучания голосом. Обладал Станислав Теофилович редчайшим драматическим тенором, волновавшим и покорявшим любого слушателя.

Вообще, Станислав Теофилович был многосторонне одаренным человеком. Он мог, пожалуй, стать и художником. Его рисунки, возможно, и грешили чем-то, с точки зрения профессионального мастерства, но были поэтичны и очень оригинально отражали то, что хотел он передать. Наверное, именно потому Станислав Теофилович удивительно легко мог читать и детские рисунки. Современником-педагогов покоряла многогранность и щедрость его таланта.

Педагогика Шацкого

2016-12-06_110807

Станислав Теофилович был человек неустанного поиска. А. А. Фортунатов находил какое-то внутреннее родство между величайшим деятелем искусства Станиславским и деятелем педагогики Шацким. Действительно, и тот и другой выступали прежде всего как искатели, и тот и другой не хотели повторять уже готовых форм и знакомых приемов, и тот и другой пускались в самую гущу исканий. И как Станиславский создал свою, покорившую всех систему в области театрального искусства, так и Шацкий сказал свое собственное слово в области педагогики.

Педагогические идеи

Педагогика, как наука, — часто говорил Станислав Теофилович Шацкий,— строится на основе непосредственного изучения самого педагогического процесса. Тот, кто действительно знает практически этот процесс, может теоретически рассуждать о педагогике. Иначе получается абстрактная игра теми или другими понятиями. Даже только эти педагогические идеи, высказанные в свое время Шацким, дают основание не соглашаться с утверждением, что Шацкий занимался лишь практической стороной дела, как ошибочно считают иногда. Нет! Занимаясь практической деятельностью, он внес и большой вклад в педагогическую теорию. Говоря точнее, именно практика Шацкого и двигала вперед его педагогическую теорию. Может быть, он только не успел при жизни достаточно обстоятельно высказать свои идеи.

Станислав Теофилович всегда ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность. Пусть, говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась. Без этого все мертво. Тем и дорог нам Станислав Теофилович, что для него теория и практика были едины. Он подтвердил это всей своей жизнью. То, что он проповедовал, — делал сам. Именно этому надо прежде всего учиться у Шацкого.

Большой вклад внос Шацкий и в строительство новой, советской трудовой школы. Ему были особенно дороги ее принципы, так как к тому времени у Станислава Теофиловича был уже накоплен определенный опыт трудового воспитания детей, что особенно ценила Надежда Константиновна Крупская. В работе с детьми он ставил своей задачей организовать трудовое воспитание и детское самоуправление, стремился всемерно учитывать детские интересы, которые в старой школе не только не поощрялись, но и подавлялись. Этим, видимо, и объясняется большая любовь детей к Шацкому.

— Почему мы так льнули к нему в детские годы? — вспоминает один из его воспитанников, А. Лушин. — Мы чувствовали, что Шацкий признавал право ребенка на творчество, признавал личное мнение ребенка. Он считал, что до сознания детей надо всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, чему и для чего они учатся.

С. Т. Шацкий: вклад в педагогику

2016-12-06_110722

Разумеется, были в педагогической деятельности С. Т. Шацкого и ошибки, да и не может быть иначе у человека в постоянном поиске. Но отдельные ошибочные представления его были искренними, честными и продиктованы были горячим стремлением строить действительно новую школу.

Оставил Шацкий немало полезных советов и касательно возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Любопытно его пожелание учителям: Выработать в себе способность представлять жизнь и ее отдельные моменты такими, какими они преломляются в сознании ребят определенного возраста, получше помнить себя маленькими.

Цитаты из педагогических трудов Шацкого

Книга "Годы исканий", а точнее, ее первая часть, написана одним из величайших педагогов двадцатого века - Станиславом Теофиловичем Шацким. Этот педагог известен прежде всего тем, что он создал на територии нынешнего города Обнинска колонию "Бодрая жизнь". А в этой книге он описал свое собственное детство, а точнее, свое обучение в Шестой Московской гимназии.

Книга Годы исканий - С. Т. Шацкий фото

Эта гимназия находилась в том здании, где сейчас расположена педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского. А в то время, в конце девятнадцатого века, она представляла собой самую типичную российскую гимназию.

Эта книга будет интересна тем, кто желает лучше понять жизнь и деятельность самого С. Шацкого. Также она, на мой взгляд, может заинтересовать именно как одна из множества книг, описывающих бытовую жизнь дореволюционной гимназии.

Станислав Теофилович писал, что это обучение стало для него первым серьезным отрицательным жизненным опытом, когда он впервые столкнулся с казенщиной, муштрой и бессмысленностью. Он рассказывает, как бесполезно проходила в таком учении жизнь ребенка, которого заставляли заучивать бесполезные для него вещи, совершать бессмысленные действия. В то же время у Шацкого прекрасно показана постепенная эволюция мировоззрения ученика гимназии, когда он проходит весь путь от запуганного первоклассника до сознательного юноши. И в конце обучения, когда, получив аттестат зрелости, ребята дружно утопили в реке свои учебники, они начинают свою взрослую жизнь.

Шацкий посвятил свою жизнь педагогике. Он больше всего стремился, чтобы школа помогала детям максимально развиться, а не подавляла их.


ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1.6.1878, Смоленск – 30.10.1934, Москва) – педагог; канд. естественных наук (1903); проф.

С о ч.: Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. Годы исканий. Мой педагогический путь. Бодрая жизнь. М., 1980; Т. 2. На пути к трудовой школе. Первая опытная станция по народному образованию при Наркомпросе РСФСР. Школа для детей или дети для школы; Острые вопросы педагогического образования. М., 1980.



Volume: 9, Issue: 3

Другие Выпуски:

Похоже, обращаюсь к вам в этом качестве в последний раз. После долгих размышлений и дискуссий мы пришли к выводу, что на данном этапе своей жизнедеятельности журнал исчерпал себя, а потому с большим сожалением было принято решение о его закрытии.

25 выпусков – это и очень много, и очень мало, в чем мы вполне отдаем себе отчет. Все же хочется надеяться, что на страницах журнала мы сумели рассказать о многом и пробудить интерес к ряду интересных и мало разработанных проблем в области воспитания в России и США. Поскольку все номера останутся в свободном доступе, вы сможете обращаться к ним снова и надеемся, каждый раз находить в них что-то полезное для себя.

В заключение позвольте от всей души поблагодарить авторов опубликованных статей, наших читателей, членов редакционного совета и рецензентов – без вас журнал просто бы не состоялся и не нашел отклик в умах и сердцах читателей из 140 стран. Отдельно хочу выразить искреннюю признательность Александру Минакову, бессменному и бескорыстному веб дизайнеру журнала, чье мастерство и терпение сделали этот проект столь успешным. Огромное всем спасибо! Для меня было честью служить вам!

Read All

Read All

Социальная педиатрия представляет собой инновационный и интегрированный подход, направленный на удовлетворение потребностей детей и молодежи, гарантируя уважение основополагающих прав детей и способствуя полноценному развитию каждого ребенка. Этот подход позволяет установить более точный диагноз, так как оценивает в комплексе физическое, физиологическое, когнитивное и социальное здоровье. Опираясь на сильные стороны детей, членов их семей и местного сообщества, социальная педиатрия объединяет в себе медицину, право и социальную работу в целях выявления, снижения и устранения стрессовых факторов, негативно влияющих на развитие и благополучие ребенка.

Read All

Read All

Read All

Read All

Социальная педиатрия представляет собой инновационный и интегрированный подход, направленный на удовлетворение потребностей детей и молодежи, гарантируя уважение основополагающих прав детей и способствуя полноценному развитию каждого ребенка. Этот подход позволяет установить более точный диагноз, так как оценивает в комплексе физическое, физиологическое, когнитивное и социальное здоровье. Опираясь на сильные стороны детей, членов их семей и местного сообщества, социальная педиатрия объединяет в себе медицину, право и социальную работу в целях выявления, снижения и устранения стрессовых факторов, негативно влияющих на развитие и благополучие ребенка.

Read All

Холистический подход к образованию, основанный на соблюдении прав ребенка, и его применение на практике

Read All

Когда государства, подобно Канаде, ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка, защитники прав детей почувствовали приход новой эры, позволяющей гарантировать осуществление неотъемлемого права ребенка на личное достоинство. Государства-участники должны стремиться удовлетворять потребности детей независимо от места их рождения и воспитания. Образование является основополагающим правом ребенка и жизненно необходимо для того, чтобы дети росли здоровыми взрослыми, живущими полной и счастливой жизнью. Школьное образование способно лишь частично решить эту благородную задачу. Ответственность за образование должна лежать на государстве, семье и обществе совместно, если мы действительно преследуем цель обеспечить получение детьми широкого спектра образовательного опыта.

Read All

Read All

Научные исследования способствуют лучшему пониманию пластичности мозга, обрабатывающего жизненный опыт, а также тому, как подобная пластичность способствует далее развитию ребенка. Иными словами, на биологический процесс развития мозга, начинающийся еще до рождения, влияют родительские гены и среда, в которой растет ребенок, включая период беременности матери и первые годы жизни ребенка [1]. Оптимальное развитие, следовательно, зависит от генетической предрасположенности, здоровой среды и стимулирующего опыта, создающего возможность для социального взаимодействия со взрослыми, оказывающими важное влияние на ребенка. В канадской провинции Квебек, несмотря на все затраченные силы и средства, существует лишь несколько программ, адаптированных к реальности неблагополучных детей. Так, доктор Жиль Жюльен разработал модель социальной педиатрии и создал основанные на этой модели центры в двух неблагополучных районах Монреаля: Хошлега-Мезонюв (Hochelaga-Maisonneuve) и Кот-де-Неж (Côte-des-Neiges). Сегодня двадцать два других центра по всей Канаде предлагают услуги социальной педиатрии, реализуемые 221 специалистом, включая педиатров, семейных врачей, юристов, медсестер, педагогов-психологов и учителей.

Read All

Начавшийся в 2009 г. в качестве пилотного проект Музыкальный гараж для молодежи (МГМ) является первой специализированной инициативой Центра сети услуг социальной педиатрии, основанного Хеленой (Сиуи) Трудел (Hélène (Sioui) Trudel), ведущим юридическим советником и генеральным директором Фонда д-ра Жюльена. Проект реализуется в районе Ошлага-Мэзоннев г. Монреаля; район, помимо других проблем, известен самым высоким показателем детей, не готовых к поступлению в школу (свыше 42,3%; EQDM, 20123). Этот уникальный комплекс профилактических мер предлагает ориентироваться на три главные цели или ключевые сферы поддержки неблагополучных несовершеннолетних детей и подростков (в возрасте от рождения до 17 лет) в духе неукоснительного соблюдения принципов Конвенции о правах ребенка как целостного документа посредством: (1) бесплатного музыкального образования, основанного на идеях коллективной педагогики; (2) предоставления индивидуализированной и адаптированной образовательной поддержки в Центре обеспечения доступа к школьному образованию (Centre Accès Scolaire, CAS); (3) организации обследования, ориентации и дополнительной помощи силами междисциплинарной командой специалистов в социально-педиатрической клинике.

Read All

Модель социальной педиатрии RICHER: межотраслевое партнерство и участие способствуют здоровому развитию ребенка и соблюдению прав детей

Читайте также: