Гносеологические предпосылки религии кратко

Обновлено: 17.04.2024

Существует противоречие между характером человеческого познания, которое по своей природе, призванию, возможностям неограниченно и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Знание всегда несет на себе печать ограниченности.

Благоприятную гносеологическую почву религии создают отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания — ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения.

Предпосылки религии на чувственной ступени познания.

Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности — сила данных форм познания, но в ней же заключена их известная ограниченность. Оно схватывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное, в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но не может перейти от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, от следствия к причине. Особенностью субъективного чувственного образа является его предметная отнесенность к внешнему миру. В обычных условиях предмет и образ не расчленены.

Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и явлений. Оно не приковано к данному свойству и вещи, для его появления достаточно лишь слова, обозначающего предмет.

Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью воображения. Воображение—это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности воображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его основе воображение репродуцирует элементы будущего образа предмета и ситуации, но целостный образ появляется в результате продуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений, ситуаций.

Предпосылки религии на рациональной ступени познания.

Мышление познает действительность глубже, чем ощущение, восприятие, представление. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от случайности к необходимости. По сравнению с формами чувственного познания оно более опосредованно связано с внешним миром, имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в большей мере оторваться от действительности.

По мере развития практики, общественных отношений, разделения труда умственная деятельность отделяется от непосредственной материальной, прогрессирует абстрактное мышление. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Диалектическое мышление отражает объективную диалектику адекватно. Метафизический способ понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает того предела, за которым становится односторонним, ограниченным.

Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех предметов, свойств, связей, которые в определенном отношении несущественны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от действительности, производят разрыв объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое конкретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления, расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений. Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мышление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает действительность.

? Обобщающее свойство мышления позволяет образовывать понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее находятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. Если же общее субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особенного, если игнорируется диалектика формирования и движения понятий, то может возникнуть видимость предсуществования общего до единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и, следовательно, не может быть сведено к данному единичному, возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего.

Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслительное содержание в чувственной сфере. Понятия, абстракции рассудка тесно связаны с представлением, а поэтому незаметно происходит полагание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее может быть преобразовано в фантастическое существо, существующее наряду с единичным и отдельно от него. Происходит процесс гипостазирования (греч. hypostasis — сущность, субстанция) — превращение отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа и наделение их объективным существованием.


Религия, как и все человеческое сознание, коренится в условиях практической жизни людей. Но, в отличие от других форм сознания, религия порождалась и порождается ограниченностью человеческой практики.

В ходе трудовой деятельности человек преобразовывает природу, ставя ее себе на службу. На ранних этапах развития человечества средства практического воздействия на природу были слабы, неразвиты, ограничены. Поэтому его отношение к природе — это главным образом отношение зависимости, несвободы.

Так, например, первобытный охотник, несмотря на всю свою ловкость, часто оставался без добычи. По непонятным для него причинам животные вдруг исчезали из районов охоты или не шли в ловушки и капканы. То, чего первобытный охотник не мог достичь реальными средствами, он пытался добиться средствами иллюзорными: магическими ритуалами, заклинаниями и т. п.

Религия, таким образом, как бы восполняет трудовую деятельность людей там, где последняя слаба, ограничена в средствах, не может постоянно обеспечивать требуемый результат.

Бессилие людей перед лицом природы составляет один из социальных корней религии; последняя порождается ограниченным отношением людей к природе, вытекающим из низкого уровня развития общественного производства.

В ходе исторического развития люди все полнее овладевают силами природы. Происходит движение от несвободы и зависимости ко все большей свободе. Тем самым постепенно исчезает один из важных корней религии.

В антагонистическом обществе бессилие людей перед лицом стихийных социальных законов дополняется классовым гнетом, испытываемым эксплуатируемыми. Представители угнетенных классов не только порабощены экономически и бесправны политически, но и лишены возможностей духовного роста. Задавленные подневольной работой на других, нуждой и одиночеством, они ищут на небе выход из тисков эксплуатации на земле.

Религия в докоммунистических формациях необходимо воспроизводится как результат несвободы людей, их неспособности управлять своими собственными общественными отношениями. Лишь с переходом к социализму здесь происходит скачок, который Ф. Энгельс назвал переходом из царства необходимости в царство свободы.

В условиях социализма и коммунизма устраняются частная собственность, эксплуатация человека человеком и появляется объективная возможность реализации общественных законов через сознательную деятельность людей. Люди впервые становятся господами не только природы, но и своих общественных отношений. Несвобода и зависимость сменяются свободой и в сфере отношений людей друг к другу1 2. А это означает подрыв наиболее глубоких социальных корней религии.

Научное объяснение религии требует выявления не только социальных, но и гносеологических и психологических ее корней.

Существование религии предполагает, что бессилие людей перед природными и социальными силами должно быть осознано человеком. Какие особенности человеческой психики делают возможным формирование религиозных представлений и верований?

Представление, например, есть такая форма чувственного познания, которая соотносится с реальностью опосредованно. В представлениях весьма заметна активность сознания, переработка им непосредственных чувственных данных, причем результат этой переработки не является образом какого-либо конкретного объекта (общие представления). Вместе с тем на ступени представления создаются и новые возможности для искажения действительности. Человек может создать фантастические, в том числе и религиозные, представления, соединяя в сознании то, что в действительности соединено быть не может (русалка, кентавр, ангел и т. п.).

Гносеологические возможности религии коренятся и в известной ограниченности человеческого познания. Незнание подлинных причин тех или иных явлений или событий (в особенности непосредственно затрагивающих судьбы людей) выступает как одна из важнейших гносеологических предпосылок формирования религиозных верований.

Большую роль в возникновении религии играют человеческие эмоции. К числу психологических корней религии следует отнести некоторые отрицательные эмоциональные состояния индивида (страх, отчаяние, горе, одиночество и т. п.), создающие у некоторых людей благоприятные возможности для усвоения ими религиозных идей и представлений, появления религиозной веры.

На ранних этапах развития человеческого общества формирование религиозных представлений происходит в значительной мере под влиянием стремления к олицетворению окружающего мира. Первобытный человек стремится объяснить явления окружающей природы по аналогии с действиями человека: неодушевленные объекты он наделяет сознанием, волей, приписывает им обдуманные намерения.

Гносеологические и психологические корни религии — это предпосылки, возможности, условия формирования религиозного сознания. Религия не смогла бы возникнуть, не будь этих предпосылок и возможностей. Но гносеологические и психологические возможности религии реализуются только при наличии определенных социальных условий. Поэтому решающая роль в воспроизводстве религии принадлежит социальным факторам.

Различаются по главному объяснительному принципу. Взаимосвязаны друг с другом.

- теологические

- философско-социологические

Рассмотрев содержание существовавшей до него метафизики, И. Кант пришел к выводу, что она не имеет статуса науки, что научное теоретическое знание о душе, мире, Боге невозможно. Он подвергает критике традиционные доказательства бытия Бога — онтологическое, космологическое, физико-теологическое*. Однако в своей этической концепции философ обосновывал необходимость практического применения идей души и Бога.

- биологические/психологические

- этнологические

СОЦИУМНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИИ

Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений- в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность природных и общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты условий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интеллектуального и физического труда, привязанность работника к тому или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которого индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властноавторитарные отношения, политический гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов.

Отношения, в основе которых лежит материальное производство, развертываются в двух аспектах — отношения людей к природе и друг к другу.

Факторы в отношениях общества и природы

Характер отношений людей к природе, общества и природы зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а также от уровня развития людей — участников общественного производства.

Короче, человек – часть социума. В каждом социуме есть свои обычаи и традиции. Вот мы живем в России, большинстве из нас априори православные христиане. Вот и основа религии. Олсо, можно увести на тот же политеизм Древней Руси – википедии нет, прогноза погоды нет. Окай, помолимся тому-то чтоб было солнышко и т.д.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИИ

Психологические факторы религии — это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для воспроизводства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов.

Страх является естественной реакцией на реальную опасность, сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, постоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание.

Чувства бессилия, зависимости, которые в данных условиях непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс, включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность действительного освобождения приводит к поискам освобождения духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания — процесса, который причиняет много физической боли и духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких, друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха смерти может принять веру в бессмертие души.

Гносеология – учение о познании мира, т.е. учение о том, как, какими методами и средствами человек познает мир и самого себя.

Условно познание мира постигается следующими методами и средствами:

  • врожденные ощущения: зрение, обоняние, осязание, слух.
  • врожденные примарные инстинкты: инстинкт самосохранения, половой инстинкт и т.д.
  • рефлективно-чувственные основы постижения мира: чувства страха, тревоги, безразличия (индифферентное чувство), голода, боли и т.д.
  • в купе своей ощущение, инстинкты и рефлективно-чувственные свойства влияют на эмоциональное состояние, настроение и переживание, которые, в свою очередь, воздействуют на стереотипно-устоявшуюся форму проявления мимики лица и жестов.
  • рациональное освоение мира происходит при помощи сознания, интеллекта человека. Это достигается посредством различных методов усвоения внешнего и внутреннего мира: внимательного рассмотрения, включенного наблюдения, исследования, изучения, анализа и т.п.

Гносеологические предпосылки коренятся в специфике познавательной деятельности человека, в процессе которой:


  • в-третьих – это противоречие и коллизия между знанием и незнанием.

Другими словами, это противоречие, с одной стороны, между уже привычным, понятным и обыденно-естественным знанием, а поэтому не вызывающим каких-либо негативных реакций со стороны психики; с другой стороны, еще не понятных и неизведанных феноменах человеческого бытия. Такими феноменами для древнего человека были гром и молния, стихийные бедствия и природные катаклизмы, феномен смерти и сна человека, затмение солнца и таинственный шепот леса, таящий в себе многие опасности и множество других явлений, каждодневно сопровождающих неандертальца, синантропа или австралопитека, живших миллионы лет назад.

Все эти явления вызывали у древнего человека различные чувства и эмоции: интерес, внимание, потребность в исследовании и познании или же необъяснимое возбуждение, тревогу и жуткий страх, что является психологической основой для возникновения религии.

Таким образом, незнание или лучше сказать отсутствие каких-либо знаний у древнего человека законов природы, приводило его к стремлению хоть как-то объяснить и рационально понять явления внешнего мира, столь сильно психологически воздействующих на него. Что и привело его, в свою очередь, к неправильной интерпретации, мистификации действительности и появлению, впоследствии, сверхъестественных идей и представлений.

Примером этому может служить мировоззрение древних германцев, выраженное в следующих понятиях:

Придти в это место простому человеку и благополучно пройти его очень трудно, но если уж прошел – то, значит, сделал его знакомым, известным и уже не таким опасным. В русских сказках – это место, где за семью морями и горами живет Змей Горыныч; где находится о. Буян и т.д. В сказках, если герой все-таки попадает в это место и возвращается здоровым и невредимым, то с ним происходят всевозможные метаморфозы: шел Иванушкой -дурачком, а пришел принцем и т.д. Все эти сказочные сюжеты имеют под собой реальную основу в отголосках древних обрядов инициаций.

В итоге, гносеологические основы религии заключаются в следующем: в самом процессе познания и освоения мира заложен источник для возникновения, эволюции и воспроизводства религиозных идей и представлений.

Так рождается идея сверхъестественного существа или силы, обладающей, с одной стороны, мощью, властью, господством и т.д., а с другой, – всепрощением, сочувствием, абсолютным добром. Это карающая и одновременно прощающая сила впоследствии начинает именоваться богом (славянск. – наделяющий богатством; древнеиранск. baga – господин, участь; древнеиндийского bhaga – удача, счастье, дарующий; лат. dues; греч. – светить, сиять, однокоренное от div).

Бог становится одним из ключевых религиозных понятий, означающим некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения. В число атрибутивных характеристик бога входят совершенные качества: бог является всемогущим, всеблагим, всеведущим, всепрощающим, вечным и т.п.

Читайте также: