Главные направления магистралей автомобильного транспорта кратко

Обновлено: 19.05.2024

В статье рассказывается:

Транспортная система России имеет ярко выраженные особенности, которые связаны не только с относительно недавним переходом к рыночной экономике, но и с географическим расположением страны. Ряд этих черт обуславливает уникальное развитие, а также возникновение проблем, которые нехарактерны для иных стран.

Принято считать, что сфера транспорта у нас неразвита, однако это совсем не так. В нашей статье мы расскажем, что входит в транспортную систему России, какие особенности она имеет, и поговорим о проблемах и путях развития в данной сфере.

Особенности транспортной системы России

Транспортная система РФ – это комплекс разнообразных видов транспорта, которые используются в России. Какие-то из них развиты лучше, какие-то отстают по количественным, техническим и прочим показателям. По данной системе движутся транспортные средства, граждане, а также осуществляются грузоперевозки внутри населенных пунктов либо между ними.

Особенности транспортной системы России

Особенности транспортной системы России

Транспортная система РФ обладает специфическими характеристиками, которые зависят от географических и исторических факторов. Перечислим основные особенности:

  • Транспортная инфраструктура развита неравномерно, имеет низкую плотность по территории Российской Федерации.

При этом к западу от Урала густота путей достаточно большая. Поэтому разные виды транспорта конкурируют между собой, становится возможным строить гибкие цепи поставок.

  • Радиальная конфигурация транспортной сети, ориентированная на столичный транспортный узел.

Этот город в настоящее время считается финансово-индустриальным центром и ядром потребительского рынка. Из-за такой особенности московский транспортный узел перегружен, приходится осуществлять транспортировку грузов на дальние расстояния, поскольку нет прямых связей между регионами, находящимися на периферии.

Безопасные и качественные дороги: разбираемся с необходимыми составляющими

  • Низкое качество транспортной инфраструктуры.

Однако не только в нашей стране качество транспортной инфраструктуры низкое. Результаты, полученные Всемирным банком и McKinseyGlobalInstitute, свидетельствуют о том, что во многих развитых и развивающихся государствах ощущается недостаточное финансирование данной сферы.

  • Сильное влияние фактора сезонности.

Большая часть водных путей внутри нашей страны не эксплуатируется в зимнее время. Кроме того, функционирование большинства морских портов осложнено тем, что необходимо осуществлять ледокольную проводку. По некоторым автодорогам во время половодья весной нельзя свободно проехать крупногабаритным машинам. В результате транспортное обслуживание цепей поставок становится нестабильным.

  • Недостаточно развит автотранспорт.

Во времена плановой экономики железнодорожная сеть являлась основой национальной транспортной системы. При этом автотранспорт находился на второстепенной позиции для осуществления местных перевозок. В итоге в настоящее время в РФ есть эффективная железнодорожная инфраструктура, однако сеть автодорог развита плохо. Качество дорожного полотна недостаточно высокое, это приводит к тому, что рост экономики и развитие бизнеса замедляются.

Несмотря на то что инвестирование в развитие автодорог непрерывно увеличивается, чтобы преодолеть диспропорции, необходимо в течение многие лет активно работать.

Кроме вышеуказанных нюансов, появившихся в результате многолетних тенденций, оценивая транспортную систему нашей страны, следует также брать в расчет факторы переходного периода. Они стали оказывать влияние на развитие данной сферы начиная с 90-х годов. К этим факторам можно отнести то, что в течение почти трех десятков лет перестроена структура экономики, она была интегрирована в мировой рынок. Это отразилось на транспортной системе России.

Транспортная система России

Транспортная система России

Составляющие транспортной системы России

Комплекс автомобильно-транспортной системы России включает в себя следующие составляющие:

Из вышесказанного следует, что железнодорожный и трубопроводный грузооборот суммарно составляют 90 %. Одна третья от общего объема грузов перевозится с помощью транспорта.

Две трети в системе составляет автотранспорт, несмотря на то что по грузообороту он обеспечивает лишь 5 %. Также необходимо отметить, что доля ж/д транспорта постоянно растет.

Развитие транспортной системы России необходимо для того, чтобы расширить внешнюю торговлю и обеспечить коммуникацию всех отраслей производства и регионов РФ.

Экономические показатели транспортной системы России

Чтобы оценить функционирование транспортной системы России, определить задачи и решить их, улучшив транспортно-логистическую работу, следует вывести наиболее значимые параметры, характеризующие функционирование транспортной системы.

От каких параметров зависит оснащенность транспортной системы:

Инновации в дорожном строительстве на страже безопасности человечества

Параметры работы транспорта:

  • Объем перевозок. Он равен количеству транспортированного груза, важны такие показатели, как масса, объем, количество штук.
  • Грузооборот. Чтобы его найти, нужно умножить объем перевозки на расстояние (в тыс. км).
  • Среднее расстояние перевозки 1 т груза. Определяется через отношение грузооборота к объему перевозок (измеряется в километрах).

Экономические показатели транспортной системы России

  • Показатель интенсивности использования инфраструктуры. Определяется как отношение грузооборота либо объема перевозок к 1 км транспортной сети (измеряется в километрах).
  • Груженый, а также общий пробег транспортных средств за выбранный промежуток времени (измеряется в километрах).
  • Степень использования грузоподъемности транспортного средства. Для определения этого параметра нужно найти отношение средней фактической загрузки транспортного средства к его грузоподъемности.
  • Скорость движения транспортных средств. Рассчитывается как средняя скорость (отношение пройденного пути ко времени, либо можно найти эксплуатационную скорость, когда также учитывается время, затраченное на остановки).
  • Количество рейсов, которое совершило транспортное средство за выбранный временной промежуток.
  • Количество грузов, которое транспортное средство перевезло за выбранное время.

Управление транспортной системой России

Развитием транспортной системы России занимается Министерство транспорта. Оно включает в себя:

  • ФАС (Федеративную авиационную службу РФ);
  • Росморфлот (Федеративную службу морского флота России);
  • Росречфлот (Федеративную службу речного флота России);
  • Федеративную автомобильно-дорожную службу.

У каждой службы есть глава, который занимает должность министра. Необходимо отметить, что железные дороги не относятся к юрисдикции транспортного министерства.

Центральное учреждение не может распоряжаться собственностью транспортных предприятий (это его главное отличие от ранее существовавших министерств транспорта), не управляет развитием их хозяйственной деятельности. Цель Министерства транспорта – проводить собственную ценовую политику, определять тарифы. В каждом регионе сформированы региональные управления транспортно-дорожным комплексом.

На морском транспорте созданы морские администрации портов, они занимаются регулировкой работы организаций.

Вертикальную структуру управления можно встретить на железных дорогах. Она была создана еще при Советском Союзе (МПС) и сохраняется в том же виде сегодня. У железной дороги существуют отделения со структурными единицами, к примеру станциями, депо – вагонными и локомотивными, дистанциями и участками. Чтобы соответствовать требованиям времени, в этой системе разработана программа коренной реорганизации.

В Российской Федерации в транспортной системе почти полностью отсутствует конкуренция в результате естественных монополий, а также технологических особенностей транспортировки грузов и пассажиров. Сюда относится обширная территория, погодные и климатические условия. Поэтому государство вынуждено выделить видам транспорта соответствующий рыночный сектор на монопольное обслуживание.

Управление транспортной системой России

Управление транспортной системой России

Однако государство вправе выполнять следующие действия:

  • контролировать качество обслуживания;
  • отслеживать, правильно ли устанавливаются тарифы;
  • контролировать безопасность движения транспортных средств;
  • следить за тем, чтобы соблюдались нормы и правила проектирования и создания транспортных средств и сооружений;
  • контролировать, чтобы выполнялись стандарты экономических воздействий транспорта;
  • учитывать национальные интересы.

Госрегулирование осуществляется в таких сферах:

  • создание рынка транспортных услуг с определением показателей спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического закрепления прав и обязанностей транспортных компаний (лицензирование) при соблюдении правил цивилизованной конкуренции;
  • определение тарифов, которые важны как для отрасли, так и для государства, поскольку тарифы влияют на качество жизни граждан;
  • налоговое регулирование, создание льготных условий на восстановительные работы, а также модернизацию и замену транспортных средств;
  • инвестиционное регулирование;
  • рациональное дотирование убыточных предприятий, которые являются социально значимыми.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Программа развития транспортной системы России должна быть максимально эффективной, поскольку транспорт является важным элементом, от которого зависит не только экономика страны, но и социальная, культурная жизнь граждан. На данную сферу непрерывно оказывает влияние полный спектр государственных проблем. Какие трудности являются наиболее важными:

Программа развития транспортной системы России поможет решить актуальные проблемы. Благодаря комплексному подходу удастся:

  • сформировать инфраструктуру;
  • учесть потребности и создать эффективную систему логистики;
  • создать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают доступность услуг данной отрасли;
  • осуществить транспортный и транзитный потенциал нашей страны, восстановить традиционные связи, выйти на мировой рынок;
  • снизить пагубное воздействие на экологию;
  • улучшить систему транспортной безопасности.

Чтобы реализовать все задуманное, следует создать единый координационный центр, улучшить взаимодействие между органами государственной власти, а также частными компаниями.

Необходимые действия уже были совершены, а именно удалось построить, реконструировать и произвести ремонт тысячи километров автотрасс, увеличить на 40 % грузооборот ж/д транспорта, восстановить взлетно-посадочные полосы на 25 аэродромах, построить 10 терминалов. Кроме того, на 50 % увеличился объем перевозок морского транспорта. Все, что требуется сделать, – это следовать установленному вектору. В результате планомерных действий в нашей стране повысится уровень экономического развития.

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны - это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортная система России

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Транспортная система - обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Ж/д сеть России

Железнодорожный - это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный - система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный - имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской - крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной - наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный - это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление - доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Грузовой автомобильный транспорт

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Авария на нефтепроводе

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Грузовые вагоны РЖД

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий - замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Виды транспорта

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.


Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Планы развития транспортной системы РФ

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.




С помощью данного видеоурока учащиеся познакомятся с железнодорожным и автомобильным транспортом, их особенностями, значением, географией на территории России. А также смогут подробно рассмотреть преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Железнодорожный и автомобильный транспорт"

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Вроде всё понятно, но вот что странно: транспорт ничего не производит, а только перемещает. И в то же время он является отраслью материального производства. Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства.

Транспортная система страны включает несколько видов транспорта. В их число входит наземный, водный и воздушный транспорт.

Наземный транспорт использует искусственно созданные дороги. Большая часть из них проложена по поверхности земли. Хотя дороги могут быть и подземными, они всё равно являются элементами наземного транспорта, поскольку имеют твёрдое основание. К наземному относится прежде всего железнодорожный и автомобильный транспорт.

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку массовых грузов и пассажиров на средние и дальние расстояния. Когда мы говорим о работе транспорта, средними считаются расстояния в сотни, а дальними – в тысячи километров. А что значит массовые грузы? Это любые виды грузов, перевозимых в больших количествах (например, лес, уголь, нефть, зерно).

Железнодорожный транспорт — ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны. Территория России сильно вытянута в широтном направлении, поэтому основное направление перевозок также широтное. Для их осуществления использовать морской и речной транспорт практически нельзя.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств: высокая грузоподъёмность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно. Однако высокая доля железных дорог в работе транспорта объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.

Железнодорожный транспорт в России – это один из крупнейших железнодорожных путей в мире. Протяжённость железных дорог в России составляет около восьмидесяти шести тысяч километров. По протяжённости железных дорог Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Китаю.

Страны мира по протяжённости железных дорог

Характерной особенностью железнодорожного транспорта в России является высокая доля электрифицированных дорог. Электрификация железных дорог — это комплекс мероприятий, выполняемых на участке железной дороги для возможности использовать на нём электроподвижной состав. В него входят: электровозы (для тяги дальних пассажирских и грузовых поездов), а также электропоезда (для тяги пригородных пассажирских поездов). Длина электрифицированных железных дорог в России – одна из наибольших в мире.

Крупнейшей железнодорожной магистралью России является Транссибирская магистраль. Она протянулась от Москвы до Владивостока. Протяжённость дороги – девять тысяч двести восемьдесят девять километров.

В перспективе не менее важной остаётся проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока неэффективно используется Байкало-Амурская магистраль. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Протяжённость её составляет три тысячи восемьсот девятнадцать километров.

Зачем нужны новые железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? Главное богатство этих районов — это разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый надёжный и дешёвый способ транспортировки сырья и техники для его добычи — по железной дороге. Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока доставляется по морям и рекам. При этом время доставки удлиняется до одного-полутора лет.

Ясно, что в восточных районах страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России. Однако необходимо создать её каркас, охватывающий наиболее перспективные с хозяйственной точки зрения районы. Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства на востоке России никогда не было.

Стоит отметить, что строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отчуждается полоса земли шириной тридцать—сорок пять метров, на которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждом тысячном километре железнодорожного полотна уничтожается до сорока пяти километров квадратных естественного растительного покрова. Насыпь существенно нарушает водный режим территорий. Однако железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в атмосферу в двадцать раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, и в шестьсот сорок раз меньше, чем авиационный транспорт.

Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием: во-первых, плохих дорог. Во-вторых, недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъёмности (менее двух и более восьми тонн). В-третьих, слабого использования дизельных двигателей. В-четвёртых, плохого качества отечественных автомобилей. Однако автомобильный транспорт обладает большой манёвренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяжённость в России — около одного миллиона трёхсот тысяч километр. Из них около семидесяти процентов – с твёрдым покрытием. Однако, стоит подчеркнуть, что треть из них имеет твёрдое покрытие низкого качества.

География автодорог России схожа с географией железных дорог.

Крупнейшие автомагистрали расходятся, словно лучи, от города Москвы. Развитие автомобильного транспорта России идёт по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.

Для развития автомобильного транспорта в России, прежде всего, необходимо строить новые дороги. Фактически только в 90-х годах в России началась эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли значительно раньше. Помимо плохих дорог, серьёзные препятствия на её пути — слабое развитие предприятий, обслуживающих автомобили и автомобилистов (автозаправок, станций техобслуживания, мотелей и прочего).

Стоит подчеркнуть, что автомобильный транспорт — один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на тысячу литров сожжённого топлива выбрасывает двести килограмм окиси углерода, двадцать килограмм окислов азота, двадцать пять килограмм углеводородов, один килограмм сажи, один килограмм сернистых соединений. Также при эксплуатации автомобилей образуются жидкие (масла) и твёрдые (отработанные детали, автомобильные шины) отходы. При строительстве автодорог часто отторгаются ценные сельскохозяйственные угодья.

§ 32. Железнодорожный и

автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт — ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны. Территория России сильно вытянута в широтном направлении, поэтому основное направление перевозок также широтное. Для их осуществления использовать морской и речной транспорт практически нельзя.

Обоснуйте это, используя карты атласа.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств: высокая грузоподъемность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно.

Однако высокая доля железных дорог в работе транспорта объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.

Протяженность железных дорог в России 85 тыс. км. Это меньше, чем в Канаде и США, но длина электрифицированных железных дорог (44 тыс. км) — наибольшая в мире. В связи с кризисом грузооборот железнодорожного транспорта снижается.

Такая география железнодорожных путей создает серьезные проблемы в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными районами страны. Особенно сложно стало выполнять эту задачу после распада СССР. Значительные участки крупнейших широтных магистралей — Транссибирской (Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Владивосток), Среднесибирской и Южносибирской — теперь оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии выполнять эту важнейшую общегосударственную функцию.

Определите, сколько широтных железных дорог проходит по территории Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Сложившийся рисунок российских железных дорог не позволяет им обеспечивать надежную и кратчайшую связь между: 1) западными и восточными районами страны; 2) государствами, граничащими с Россией, но не граничащими друг с другом (приведите примеры); 3) странами Европы и странами Азиатско- Тихоокеанского региона.

В перспективе не менее важной остается проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока практически не используется Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут — Советская Гавань). Ведется строительство Амуро-Якутской магистрали (Беркакит — Том- мот — Якутск).

Особое направление — создание высокоскоростных железнодорожных магистралей. В ближайшие годы предполагается строительство подобных магистралей Москва — Санктп-Петербург и Москва — Нижний Новгород. Они проектируются как сугубо пассажирские, со скоростью движения поездов 300— 350 км/ч и затратами времени в пути — 2—3 часа. Предполагаемая стоимость каждой магистрали — 8 млрд долл.

Строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отчуждается полоса земли шириной 30—45 м, на которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км железнодорожного полотна уничтожается до 45 км2 естественного растительного покрова. Насыпь существенно нарушает водный режим территорий.

Но железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в атмосферу в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, и в 640 раз меньше, чем авиационный транспорт.

Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием: 1) плохих дорог; 2) недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 и более 8 тонн); 3) слабого использования дизельных двигателей; 4) плохого качества отечественных автомобилей. Но автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяженность в России — менее 600 тыс. км. Но из них 1/7 — грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. При этом 1/3 сельских населенных пунктов России вообще не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием.

География автодорог России схожа с географией железных дорог. 12 крупнейших автодорог расходятся лучами от Москвы (см. карту атласа). В восточных районах число дорог резко снижается.

Строительство объектов

До сих пор нет автомагистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.

Автомобильный транспорт — один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на 1000 л сожженного топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода, 20 кг окислов азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений. Средний расход топлива на 100 км пути у отечественных легковых автомобилей — 10 л, у грузовых — 20—80 л, у городских автобусов — 40—50 л.

При строительстве автодорог часто отторгаются ценные сельскохозяйственные угодья.

Вопросы и задания

1. Какова роль железнодорожного транспорта в России?
2. Каков рисунок железнодорожной сети России? В чем его недостаток?
3. Расскажите о главных положительных и отрицательных чертах автомобильного транспорта.

Внимание! Проблема!

1. Зачем нужны новые железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
Главное богатство этих районов — разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый надежный и дешевый способ транспортировки сырья и техники для его добычи — по железной дороге.

Варианты транспортного строительства в азиатской части России

Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока доставляется по морям и рекам. При этом время доставки удлиняется до 1—1,5 лет. Резко возрастают потери.

Есть и другие обстоятельства, говорящие в пользу строительства новых железных дорог. Попробуйте сформулировать их.

2. Где, что и как нужно строить?

Ясно, что в восточных районах страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России. (Почему?) Необходимо создать ее каркас, охватывающий наиболее перспективные с хозяйственной точки зрения районы. Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства на востоке России никогда не было (рис. 63). Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая:
а) природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения полезных ископаемых и потребность России в них;
б) географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;
в) техническую возможность строительства и его экологические последствия.
Предложите и обоснуйте свои варианты новых железных дорог России.

Внимание! Проблема!

Для развития автомобильного транспорта в России прежде всего необходимо строить новые дороги. Минимальная потребность — не менее 1500 тыс. км автодорог хорошего качества.

Фактически только сейчас в стране начинается эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли 70 лет назад. Помимо плохих дорог, серьезные препятствия на ее пути — отсталая автомобильная промышленность, слабое развитие предприятий, обслуживающих автомобили и автомобилистов (автозаправок, станций техобслуживания, мотелей и пр.)*


География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.


Планирование географии, материалы по географии 9 класса скачать, учебники онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: