Главная мысль мильон терзаний кратко

Обновлено: 04.07.2024

Краткое содержание

1) Гончаров с первых строк отмечает, что пьесы стоит отдельно от всей литературы.

2) По мнению автора, она свежа, имеет значимую проблематику.

3) Гончаров ставит Чацкого выше как Печорина, так и Онегина.

4) Это было уникальное и интересное сравнение, а, главное, свежее для своего времени.

5) Иван гончаров советует постановщикам пьесы сохранить её язык, чтобы не потерять специфики.

Главные герои

Можно сказать так: в критической статье главных героев нет. Однако рассматривается образ Чацкого. Он представлен очень умным человеком. Также писатель разбирал в анализе и другие образы, высказывая о них собственное мнение.

Главная мысль

Иван Александрович хотел показать современникам и своему поколению, что новое имя в литературе (для тех лет) писателя значимо. Нужно продвигать произведения, исполненные смыслом и художественными достоинствами.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 9-11 класса.

…Когда первая прорывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел…

…живой след почти пропал, а историческая даль еще близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству и созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова Актер, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесен каждый стих: это значит – додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии…

…вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая…

Конфликты в произведении “Горе от ума”

Писатель поднимает два конфликта которые раскрывают любовную направленность и социальную. Комедия “Горе от ума” это подтверждает, любовные и социальный конфликт переплетены – Софья не хочет рисковать личным счастьем, а Чацкий легко может это счастье разрушить.

Внутренний конфликт заключается в непонимании, Чацкий в недоразумении почему Софья выбрала Молчалина, ведь Молчалин глупый и молчаливый мужчина. Александр не в недоумении, почему никто не понимает то, что мужчина хочет донести окружающим. Чацкий не считался человеком изгоем, даже если не приняло мужчину фамусовское общество, ведь в Москве живут умные люди, упоминаемые гостями Фамусова, например двоюродный брат Скалозуба.

Внешний конфликт завязывается у Чацкого с Фамусовым обществом и отцом Софьи. Фамусов считает книги злом, иногда возникает у него желание сжечь рукописи. Мнение Фамусова, таково – каждый парень обязан отслужить, а не заниматься образованием, а идеи Чацкого позорны.

В финале комедии фамусовское общество объявили сумасшедшим, интрига Молчалина раскрывается для главных героев, но Чацкий решил уехать на карете из-за разногласий невыносимого нахождения в имении Фамусова.

Композиция “Горе от ума”

В комедии “Горе от ума” присущи особенности. Произведение делится на две сюжетных линий. У каждой композиции написана собственная кульминация.

Отказ общепринятого механизма, создания пьесы, новизна подачи материала – это вызвало потрясение зрителей и сделало произведение Грибоедова бессмертным. Также пьеса разделяет в себе два конфликта – любовный и социальный. В любовном конфликте главным героем оказался Чацкий, Софья, Молчалин и Лиза. Чацкий энергично участвует в социальном конфликте, а также общество дома Фамусова. Грибоедов профессионально совместил две сюжетные линии, используя в этом завязку и развязку.

Композиционное решение пьесы делиться на четыре действия:

  • Экспозиция (до появления Чайковского, действие первое, явление первое – шестое).
  • Завязка (приезд Чацкого, действие первое, явление седьмое).
  • Развитие в произведении (конец первого действия, явления восьмое – десятое).

Ключевых персонажей грибоедовской пьесы – не больше двадцати, однако в этих типажах автор сумел отразить всю прежнюю Москву, дух города, историческую ситуацию, а также нравственные устои и обычаи.

Горе от ума. Эпизод

Иван Александрович Гончаров является одним из ведущих прозаиков XIX века. Предлагаем любителям классики ознакомиться с его биографией.

Фигура Чацкого в деталях

…Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе – и наносит удар всем, – но не хватило у него мощи против соединенного врага…

Чацкого постепенно принимают за безумца: герой часто прибегает к преувеличениям, речь грибоедовского персонажа отдает нетрезвостью. Наступает момент, когда Чацкий уже не в состоянии заметить, что сам превратился в бал, в спектакль, от которого бежал.

У Чацкого есть сокровище, которое, кажется, потеряли многие в наше время. У героя есть сердце. Лиза, служанка, положительно отзывается о Чацком, называя героя чувствительным, веселым и умным до остроты.

Положительные качества Чацкого

Александр Андреевич Чацкий – зрелый молодой человек, не воспринимает глупости и подхалимства окружающих. Александр не желает становиться чиновником, но эти суждения пугают Фамусова до такой степени, что причисляет главного героя к якобинцам. Чацкий считает, для того чтобы стать человеком которого будут уважать люди, хватает развиваться в науке. Главный герой произведения считается положительным персонажем, этот человек разумен, юморист и проницателен, способен испытывать страстные чувства. Андрей испытывает сильные чувства к Софии, даже не замечает в девушке глупость и недалекость. Свободолюбие из самых главных качеств в персонаже. Мнение героя не популярно в фамусовском обществе, что даже считают Александра сумасшедшим. Чацкий любит и уважает Родину, а также этот русский народ. Мужчину отталкивало что русский язык превратили в смешанный “французского с нижегородским”.

Чацкий замечает недостатки общества, с помощью острого языка высмеивает пороки окружающих. Но окружающие не понимают эту умную речь Чацкого, так народ оказался глупее чем, думал герой. Несмотря на собственную объективность и трезвость суждений, герой по-прежнему влюблен в Софью Фамусову и из-за пылкой любви не видит недалекость девушки.

Горечь участи Чацкого

Гончаров замечает, что судьба Чацкого состоит только в сеянии. Плоды же от этого сеяния суждено пожинать другим людям. Чацкие – мы говорим во множественном числе, потому что это типаж, а не один образ, – несут своеобразный терновый венец на своих головах: такие люди терзаются от любой мелочи, но больше всего – от столкновения ума и сострадательности, неразделенного любовного чувства, боли оскорбленного достоинства. Гончаров так отзывается о личности Чацкого:

…Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонство и шутовство…

Кто такая София?

Эпизод. Горе от ума

… обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой …

Софья желает почувствовать себя в роли покровителя. Так, именно в этом образе героиня выступает в романе с Молчалиным. Чувства Чацкого к Софье также играют важную роль в произведении. Чацкого раздражает ложь, проглядывающаяся в поступках девушки. С одной стороны, Чацкого тянет к Софье, но, с другой стороны, героиня служит для Чацкого мотивом и поводом для страданий, которые омрачили душу героя в итоге. Чацкий, хоть и страдает, все равно в результате побеждает. Герой пытается выпросить то, что невозможно получить просьбами, а именно: любовь:

Но есть ли в нем та страсть?
То чувство? Пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?

Противостояние чувств и ума

Софья нуждается не столько в Молчалине, сколько в ничтожном характере этого героя. Однако девушка, в то же время, признает, что встреча с Чацким для нее знаковая и неслучайная:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит
от старичков не ступит за порог
Чужих и вкривь и вкось не рубит, –
Вот я за что его люблю…

Чацкий, действительно, уходит в сумасшествие, ведь старается находить в словах Софьи то, чего на самом деле в этих словах нет. Для героя такой способ представляется попыткой успокоения и самооправдания.

Чацкий и Софья. Горе от ума

Трансформации личности Чацкого

Ум Чацкого слабеет в момент, когда герой устает от бесконечной борьбы. На смену былой веселости, остроте, симпатичности и чувствительности приходит желчь, придирчивость и грусть. Даже в конце Чацкий не ведет себя, подобно Онегину или герою Лермонтова, как франт. Герой Грибоедова продолжает хранить свою искренность, однако позволяет себе роковую слабость: ревность захлестывает Чацкого, когда герой видит свидание девушки с Молчалиным. Мужчина упрекает героиню, потому что та дала ему надежду. Однако Гончаров подчеркивает, что Софья, наоборот, постоянно отталкивала Чацкого:

А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…

Выводы Гончарова

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

… Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать …

Осенью, когда 11-классники начали готовиться к итоговому сочинению, разговорилась с подругой детства, у которой дочь как раз в 11 классе. Подруга высказала мысль, что у нашего поколения (мы окончили школу во 2-й половине 1990-х) не было особых проблем с написанием сочинений: мы всегда читали всё, что нам задавали, читали постоянно и много, летом и в течение учебного года (причем подруга вовсе не имеет отношения к филологии). К сочинениям, классным и домашним, готовились долго и основательно: подбирали эпизоды и цитаты, шли в библиотеку, читали критические статьи, составляли планы, обсуждали их в школе, сдавали планы на проверку и только потом писали работу. На подготовку к работе уходила неделя, а то и больше, не считая чтения самой книги и ее анализа на уроках.

Нетрудно заметить, что с тех пор многое изменилось. Людей стал увлекать не процесс чтения и познания, а конкретный результат. Тем не менее тряхнем стариной и перечитаем критическую статью, которая сама стала классикой.

Знаменитый критический этюд Ивана Александровича Гончарова (1812 - 1891) "Мильон терзаний" (1871), посвященный комедии "Горе от ума" и озаглавленный словами Чацкого, - одна из лучших статей русских критиков. В этюде всё: и обстоятельный анализ пьесы, и ее живое, страстное восприятие, и любование главным героем, и прекрасный, образный язык. Несмотря на то что мыслящий крупными категориями Гончаров допустил маленькие неточности, в целом его этюд стал основой современного анализа комедии.

Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977, в роли Чацкого - Виталий Соломин).

Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977, в роли Чацкого - Виталий Соломин).

Вспомним основные идеи статьи Гончарова, приведем цитаты.

1. Писатель отмечает, что по прошествии времени комедия не потеряла своего современного, актуального звучания.

2. В пьесе узнаваемо воссоздана картина старинных московских нравов, целая галерея образов, воспроизведены живые типы.

Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах. (. )

Как картина, она [ пьеса] , без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни - от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. (. )

3. Наше внимание привлекают также живая, острая сатира произведения и его образный, афористичный язык.

. Грамотная масса оценила ее [пьесу] фактически. Сразу поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения. (. )

Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

4. Центр комедии - ее главный герой Чацкий, начинающий новый век и оказывающийся "несравненно выше" Онегина и Печорина по уму и способности к чувству. (Обратите внимание: Гончаров дает интересующее нас сопоставление героев русской литературы - "лишних людей".)

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. (. )

5. В пьесе содержатся "две комедии" - два конфликта, которые проникают друг в друга: частный (любовный) и общественный.

Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел. (. )

. На сцену вторгается другая, живая, бойкая комедия, открывается разом несколько новых перспектив московской жизни. Около него [Чацкого] группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие. (. )

6. Суть общественного конфликта - противостояние фамусовского общества ("века минувшего", "века покорности и страха") и Чацкого ("века нынешнего", когда "вольнее всякий дышит"). Основной конфликт пьесы отражает возникновение свободолюбивых идей декабристов, нарастание общественной борьбы.

Теперь нам известны эти последствия. Они обнаружились с появлением комедии, еще в рукописи, в свет - и как эпидемия охватили всю Россию. (. )

Он не только грустен, но и желчен, придирчив. Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе - и наносит удар всем, - но не хватило у него мощи против соединенного врага. (. )

7. Причина поведения Софьи - ее воспитание и воздействие на девушку светского окружения. Это сильная, мечтательная, живущая интуитивно "книжная" героиня, которую можно сопоставить с Татьяной Лариной. Сталкиваясь с горькой правдой, Софья испытывает свой "мильон терзаний".

. Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все. (. )

Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы - вот что считалось классическим образованием барышни. (. ) Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. (. )

Между тем, она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И Софья, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного, даже не догадывается о том. (. ) Громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. (. )

8. Роль Чацкого не только "страдательная", но и "победительная" (герой испытывает внешнее поражение, но одерживает нравственную победу, оставаясь верным своим принципам).

Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. (. )

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

9. Образ Чацкого отмечен философской и психологической глубиной. Это образ общечеловеческого масштаба.

Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, - всё длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым, и всё бьются в поединках. миниатюрные Фамусовы и Чацкие. (. )

. Если приглядеться вернее к людским типам в толпе - то едва ли не чаще других встречаются эти честные, горячие, иногда жёлчные личности, которые не прячутся покорно в сторону от встречной уродливости, а смело идут навстречу ей и вступают в борьбу, часто неравную, всегда со вредом себе и без видимой пользы делу. Кто не знал или не знает, каждый в своем кругу, таких умных, горячих, благородных сумасбродов, которые производят своего рода кутерьму в тех кругах, куда их занесет судьба, за правду, за честное убеждение?! Нет, Чацкий, по нашему мнению, из всех наиболее живая личность. . Натура его сильнее и глубже прочих лиц.

Представителем свежих новых веяний выступает искренне влюбленный в Софью – Чацкий. Он неожиданно сталкивается с непонятной холодностью девушки. Это вызывает его беспокойство, переходящее в озлобленность и закончившееся открытым конфликтом с московской знатью, отстаивающей собственные устаревшие консервативные представления о нравственности и морали.

Чацкий одинок среди множества людей. Его не понимает воспитанная на французских романах Софья, стремящийся к богатству и почестям Фамусов, двуличный угодливый Молчалин. Порицает юношу собравшаяся на балу толпа из оригинальных типажей, а невеста объявляет его сумасшедшим. Конфликт завершается бегством Чацкого.

В этом заключается отличие деятельного, активно развивающегося духовно Чацкого от праздно прожигающих жизнь Онегина, Печорина — персонажей произведений Пушкина и Лермонтова. Такие герои быстро исчезают.

Характеристика и оценка Гончаровым героев:

Другие эпизодические герои:

Гончаров

Автор: Иван Александрович Гончаров

Речь не идет о противопоставлении комедии Грибоедова бессмертным сочинениям гениального Пушкина, а также произведениям других знаменитых писателей: Лермонтова, Фонвизина. Сравнению подлежат передовые герои (например, Онегин, Печорин), которые быстро ушли в прошлое, оставшись только в литературе.

Конечно, основные черты грибоедовских героев с течением времени видоизменились и не встречаются в действительности в таком ясном прочтении. Но общечеловеческие образцы не исчезают. Остается угодничество, стремление к чинам и почестям.

Яркие четко обозначенные образы всех персонажей, колорит эпохи, живой язык повествования, соединивший меткую шутку, юмор, самобытный ум, злость образуют изящную, необыкновенную, тонкую и одновременно страстную комедию, как сценическую, так и жизненную.

Чацкому, которому А. Пушкин в своем письме, адресованном А. Бестужеву, отказал в уме, отведена главная роль. Грибоедов же уже в названии комедии заранее информирует о том, что этот герой умен. Понять это позволяет его остроумная речь, безукоризненная честность.

Если сравнивать Чацкого, изображенного в роли искреннего деятельного горячего юноши, с Печориным и Онегиным — болезненными паразитирующими порождениями уходящего времени, то герой Грибоедова, начинающий новый век, несомненно, умнее их.

В начале действия влюбленный Чацкий, вернувшийся в Москву после трехлетнего отсутствия, сразу появляется у Софьи. Он радуется встрече, смотрит девушке в глаза и вдруг чувствует непривычный холод с ее стороны. Юноша огорчается.

Он озадачен и слегка раздражен. Он пытается, как и раньше, увлечь Софью разговором, пересыпая свою речь меткими характеристиками Москвы и всех присутствующих в доме персонажей. Но его остроты оставляют девушку равнодушной.

Софья резко, с плохо скрываемой злостью, реагирует только на замечания Чацкого о Молчалине. С этого момента практически все действие пьесы раскрывается на фоне разгадывания Чацким причин холодности Софьи, которую он искренне любит.

Заинтересовали юношу слова Фамусова о Скалозубе и его возможном сватовстве к Софье. Раздражение Чацкого возрастает. Он резко реагирует на похвалы в свой адрес со стороны Фамусова, сожалеющего, что такой умный человек нигде не служит.

Параллельно развивается психологически тонко вычерченная пронизывающая все произведение интрига любви. Понимание ситуации для Чацкого наступает после наблюдения обморока Софьи, случившегося, когда Молчалин упал с лошади. Теперь на подозрении у него уже два соперника, что вызывает сильные душевные переживания и муки.

Перед балом он задает Софье прямой вопрос о том, кого девушка любит. Хотя ответ был уклончив, он позволяет понять, что у Чацкого надежды нет. Но он пытается выяснить, чем его соперник лучше.

После того как Софья обрисовывает уступчивый и покорный характер Молчалина, уходит с мыслями, что девушка не может любить такого человека. Но ревность утихла, а душу охладило чувство безнадежности.

Чацкий готов уехать. Однако, его вовлекает другая сторона московской жизни, развернувшаяся среди множества колоритных лиц на балу. Мастерски описываются разные группы, играющие собственную комедию с раскрытием характеров и законченностью действий.

Например, семейство Горичевых, представленное мужем, превратившимся быстро из бодрого человека под воздействием жеманной светской жены в угодливого подкаблучника.

Присутствует принарядившийся контингент невест — графиня-внучка, шесть княжон. Ярко обрисованы представители века прошлого — старуха Хлестова, княгиня, князь Тугоуховский, угодливый мошенник Загорецкий. На балу множество оригинальных лиц.

Чацкий до ухода успел настроить отрицательно против себя своих старых знакомых едкими саркастическими репликами, дав пищу для обсуждения. Его чаша терпения переполнена. Он ищет сочувствия у Софьи, поверяя, как другу, расстроенное душевное состояние.

В этот момент Чацкий не подозревает, что в лагере противников против него уже созрел заговор. Но главный коварный удар наносит Софья, назвав его сумасшедшим. Да и сам Чацкий, утомленный неравной борьбой, утрачивает остроту и точность мысли. Его речь становится бессвязной.

Юноша опускается до некрасивой сцены ревности, когда увидел, как Молчалин встретился с Софьей. Он несправедливо обвиняет девушку, утверждая, что она давала ему надежду. В бешенстве он обрушивает свой гнев на всю толпу предателей, мучителей.

Катастрофа, вызванная сверкавшим на протяжении всей пьесы умом Чацкого и разразившаяся в конце комедии, как гром, поразила всех персонажей. Софья, обладающая задатками женской мягкости, живого ума, со стыдом узнала истинный характер Молчалина.

Пострадал и Фамусов, которого, конечно, Чацкий не образумил, но покой того был возмущен беспокойством о мнении московской знати. Молчалину придется скрываться после того, как он выдал свою низменную натуру, признаваясь служанке Лизе, что увлечен ею, а не Софьей. Все знакомые Чацкого, присутствовавшие на балу, попали под его меткие обличения. Это вызовет со временем новые противоречия.

Уже появляются единомышленники Чацкого, породившего раскол обличением отживших истин и лжи. Например, брат Скалозуба оставил службу, начал читать книги.

Положительность Чацкого заключена в требовании свободы выбора. На определенном историческом этапе он сломлен превосходящим количеством старой изжившей себя силы. Но ему удается нанести смертельный, серьезный удар уходящей эпохе качеством свежей жизнеутверждающей силы. Чацкие неизбежно появляются при смене исторических периодов. В этом заключено бессмертие комедии Грибоедова.

При театральной постановке пьесы артистам необходимо при ограниченном пространстве четко и тонко проживать свою роль. Важно донести присутствие в произведении двух, вложенных одна в другую, комедий (любовной интриги и общей эпохальной битвы).

Кратко об истории создания произведения

Анализ произведения

Кроме непосредственно анализа характера и поступков Чацкого И. Гончаров акцентирует внимание на особый колорит московского общества, характерный для переломного момента на рубеже XVIII и XIX в.

И. Гончаров дает ценные рекомендации, позволяющие полноценно раскрыть смысл выдающегося бессмертного произведения Грибоедова на театральной сцене. Он считает, что это возможно только при тонкой передаче душевных переживаний каждого героя пьесы.

Читайте также: