Гипотеза эффективности рынка кратко

Обновлено: 08.07.2024

Корректнее этот тезис звучит так: большая часть того, что понимается под техническим анализом, не работает на большинстве акций. Понимается разное: уровни поддержки и сопротивления, линии трендов, графические фигуры на любой, даже самый взыскательный, вкус. Чем сложнее методика — тем для неё хуже.

Из моего опыта следует, что:

    работают либо очень простые вещи (скользящие средние, пробой канала), либо сложные, но обоснованные (паттерны);

Конкретно про моментум у меня была отдельная заметка, но если коротко — да, есть такое. На российском рынке тоже. Даже в большей степени есть у нас, чем не у нас.

Но давайте сейчас коснёмся более общей темы. Есть два полюса. На одном считают, что есть эффективные стратегии заработка на рынках, на другом считают, что есть только эффективные рынки, следовательно, нет заработка на них. Ну как нет? С оговорками. В них вся соль.

Почему они считают, что цена учла всё? Потому что любой, кто хочет заработать на рынке, — не самый умный.

Он хочет использовать в свою пользу некую информацию, но вряд ли она эксклюзивна и принадлежит только ему. Допустим, технический анализ работает (здесь не надо спорить, мы же сказали допустим). Можно посмотреть на график и определить, куда пойдёт цена — вверх или вниз. Возможно, для этого придётся немного заняться геометрией, провести какие-то линии. Возможно, немного заняться алгеброй на уровне скользящих средних.

Что здесь сложного? Ничего. Эта информация в доступе у тысяч людей, они могут и хотят её использовать. То же самое с фундаментальным анализом. Данные доступны всем. Точно так же с новостями. Если все знают всё, то, парадоксальным образом, никто не знает ничего действительно важного.

Второе соображение в пользу ГЭР: вечный двигатель не может быть собран.

Допустим, вы нашли рабочий алгоритм. Чудо-алгоритм делает вам 30–40% годовых, игра хорошо масштабируемая, вы их реинвестируете. Через несколько лет вы очень крупный игрок. Через несколько десятилетий вы невозможно крупный игрок. Ваша игра сломается хотя бы только на том, что на рынке нет таких денег, чтобы ваш денежный мешок толстел тем же темпом. Вы не можете собрать в него все деньги мира, всегда должны быть те, у кого деньги забираются, и их должно быть больше, чем вас. Поголовье зайцев не может упасть ниже поголовья волков. Хотя бы только поэтому всё сломается.

Но всё-таки ГЭР — это идеальная картинка. Всё дело в нюансах. Например, очень важный нюанс, который не учитывается. Не все люди рациональны, хотя бы поэтому ГЭР не может быть до конца верна. Профанам подчас так приятно быть профанами, что они готовы не пользоваться данными (которые всегда под рукой), не извлекать опыт (который очевиден) и не включать критическое мышление (доступное даже школьнику). Им неприятно быть жертвой, но устройство психики мешает изменить вредное представление. Не будем вдаваться в эту большую, интересную, грустную тему. Просто согласимся: не все люди рациональны. И хотя бы поэтому рынки всё ещё неэффективны.

Согласно идеальной картинке, заработать на рынке вообще нельзя, но миллионы игроков (Баффетт и другие активные инвесторы) всё-таки заработали, тысячи игроков (системные трейдеры) заработали очень много, если смотреть в процентах на капитал (в абсолютной сумме инвесторы, впрочем, обыграли спекулянтов). Всё благодаря нюансам. Благодаря тому, что неэффективности скорее пульсируют, чем умирают навсегда. И периодически появляются новые и живут — от нескольких дней до нескольких лет, но для заработка хватает.

С тем, что заработать иногда можно, согласны даже отцы самой ГЭР. Та же факторная модель Юджина Фамы выделяет три главных фактора премии, которая капает поверх безрисковой доходности: премии за рыночный риск, премия за размер, премия за недооценку (в некоем роде все они за риск, кстати). Рыночная премия означает, что акции волатильнее облигаций, и за это слегка доплачивают. Премия за размер: акции мелких компаний растут быстрее, чем самых крупных. Потому что в них тоже больше риска и меньше комфорта. В премии за недооценку стоимостные инвесторы узнали бы то, на чём делают деньги они. Недооценённая компания всё-таки более рискованна и менее комфортна, чем индекс. Вдруг так и останется недооценённой?

Я бы, кстати, все три премии Фамы — Френча свёл к одной — премии за знание.


В оригинале (по-английски), термин гипотеза эффективного рынка звучит как efficient market hypothesis и обозначается аббревиатурой EMH.

То есть, другими словами, в условиях эффективного рынка невозможно получить прибыль в размере большем средней рыночной. Ведь если вся информация уже заведомо отражена в цене, то ей невозможно воспользоваться для прогнозирования её движения.

Гипотеза эффективного рынка

Однако в действительности же большинство рынков оказываются малоэффективными (ниже описаны три степени эффективности), а это (в контексте рассматриваемой теории) говорит нам о том, что зарабатывать действительно большие деньги можно только с использованием инсайдерской информации.

Предыстория

Официально эта гипотеза была сформулирована в 60-х годах прошлого века двумя выдающимися американскими экономистами Юджином Фама и Полом Самуэльсоном. Причём это была не их совместная работа, они пришли к этой гипотезе независимо друг от друга примерно в одно и то же время.

Башелье писал, что если два человека заключили между собой сделку, которая оказалось выгодной для одного из них, то для другого эта сделка однозначно невыгодна. А если оба человека намерены получить в результате сделки прибыль, то они непременно придут к определённой справедливой цене (одинаково выгодной или одинаково невыгодной для обоих).

По мнению Луи Башелье все колебания цен на рынках происходят вследствие появления новой, доселе непредсказуемой, информации, а потому и спрогнозировать эти движения в принципе невозможно.

Основные положения гипотезы и её критика

До настоящего времени никому не удалось ни полностью подтвердить эту гипотезу, ни полностью её опровергнуть. До сих пор вокруг неё ведутся нешуточные дискуссии. Ниже рассмотрены основные положения гипотезы эффективного рынка, а также критические замечания касательно каждого из них.

  1. Предполагается, что все участники рынка обладают абсолютно всей необходимой информацией. Это касается и истории, и текущих новостей, и частной (в том числе инсайдерской) информации.
  2. Также предполагается, что действия всех участников рынка подчинены строгой логике, а потому абсолютно рациональны. Другими словами никто и никогда не заключает сделку, если та не сулит уровень доходности соответствующий принятому на себя риску.
  3. Из первых двух пунктов, как следствие, вытекает утверждение о том, что не один из участников рынка не может получать среднюю прибыль выше рыночной (при заданном уровне риска).
  4. Вследствие того, что на эффективном рынке движение цены может быть обусловлено только новой, доселе никому неизвестной, информацией – предсказать её изменения невозможно. То есть, и технический, и фундаментальный анализ в данном случае отдыхают.

Теперь о критике. Начнём с того, что на современном рынке нет никакого информационного равенства участников. Мало кто обладает действительно всей необходимой информацией касаемо того или иного рассматриваемого актива. Практически всегда есть узкий круг инсайдеров обладающих, так называемой, закрытой информацией, использование которой, хотя и карается во многих случаях по закону, но, тем не менее, чисто теоретически (а иногда, чего греха таить, и практически) может быть ими использована для получения прибыли существенно превышающей среднерыночную.

Кроме того, торговля на финансовых рисках зачастую сопряжена с эмоциональной составляющей и здесь как нигде в другой сфере деятельности может проявиться так называемый человеческий фактор. А о какой логике и рациональности можно говорить, когда в дело вступают эмоции?

Ну и наконец, технический и фундаментальный методы анализа, как ни крути, а в определённой степени доказывают своё право на существование. Например, есть определённая статистика по срабатыванию паттернов технического анализа говорящая целиком и полностью в пользу последнего. Никак нельзя списывать со счетов и фундаментальный анализ рынков, благодаря которому, в частности, Джордж Сорос сделал огромное состояние, предсказав падение курса британского фунта.

Три формы эффективности рынка

Вследствие вышеописанной критики, гипотеза эффективности рынка претерпела ряд доработок. В частности появились стадии (или формы) эффективности рынка в зависимости от степени информированности всех его участников.

alt

Эту самую последнюю вероятность спекулянт пытается предсказать; он анализирует причины, которые могут повлиять на рост или падение рынка и амплитуду движений. Его умозаключения сугубо личные, ибо у его коллеги непременно будет противоположное мнение. Создается впечатление, что рынок, то есть сборище спекулянтов, не должен верить в заданный момент ни в рост, ни в падение, поскольку для каждой объявляемой цены покупателей столь же много, сколь и продавцов В заданный момент рынок не верит ни в рост, ни в падение истинной цены.

Признаки кантианства в различии, которое Башелье делает между двумя типами вероятностей, можно считать очевидными. Ключевым компонентом кантовского критического исследования пределов чистого спекулятивного разума представляется различие между познанием априори и апостериори. Последнее является знанием, проистекающим из заблуждающегося чувственного опыта, в то время как первое является знанием о самих условиях возможности, структурирующих переживание мира. К этим условиям возможности можно подобраться через чистое дедуктивное размышление, не зависящее от ошибочного эмпирического опыта. Сам Башелье определяет первую из своих двух вероятностей, а именно математическую, как априорную, из чего можно заключить, что второй тип вероятности, то есть вероятность, зависящая от будущих событий, является апостериорной.

Идея об эффективности рынка, которую продвигали Башелье, Самуэльсон и многие другие, держится на предпосылке о том, что апостериорная вероятность непредсказуема. Это не означает, что будущее полностью непредсказуемо. Если бы нас интересовало инвестирование денег в фермерское хозяйство, мы могли бы резонно предсказать, что урожай зерновых, высаженных весной, можно собрать и продать осенью. Но все остальные потенциальные покупатели или продавцы акций в сельхозиндустрии тоже обладают этим базовым знанием, и оно уже учтено в текущих ценах, по которым акции готовы купить или продать на рынке. Поэтому цены акции в сельхозиндустрии очевидно не колеблются в соответствии с предсказуемой сменой сезонов; они не снижаются зимой, когда поля пустуют, и не взлетают летом, когда зерновые подрастают и приближается время сбора урожая.

Что может повлиять на цены, так это непредвиденные события. Если в один год случается сильная засуха, снижающая урожайность, это, вероятно, приведет к падению стоимости акций сельхозпредприятий. Однако падение происходит не тогда, когда засуха уже случилась, а тогда, когда становятся известными прогнозы о засухе. Для того чтобы извлечь выгоду из изменений цены, связанных с будущими событиями, индивидуальный инвестор должен знать о том, что грядет данное событие, прежде остального рынка. Если один инвестор обладает лучшим способом предсказания погоды, он может осуществлять прибыльные торги исходя из своего более точного знания о будущей урожайности.

Кутнер обобщает эту мысль так:

Если бы некая значительная группа покупателей считала, что цены слишком низкие, их покупательская активность привела бы к росту цен. Обратное было бы верно для продавцов. За исключением увеличения стоимости через нераспределенную прибыль, условно ожидаемая цена на завтра с учетом сегодняшней цены — это сегодняшняя цена. В таком мире единственные возможные ценовые изменения возникают с появлением новой информации. Поскольку нет причин ожидать, что эта информация будет выглядеть неслучайной, изменения цены акции от одного момента времени к другому должны быть случайными движениями, статистически независимыми друг от друга.

Гипотеза эффективного рынка гласит: при идеальных условиях рынок сам мгновенно подстраивается к новой информации. На эффективном рынке невозможно получить прибыль, торгуя исходя из новой информации, поскольку все потенциальные покупатели и продавцы акций или других ценных бумаг реагируют одновременно, стоит этой информации стать известной. Эта черта определяет гипотезу эффективного рынка так, как ее сформулировал Юджин Фама. Так как эта формулировка часто считается авторитетной, мы процитируем Фаму подробно:

Здесь мы видим, как Фама обращается с ГЭР не только как с аналитическим, но и как с синтетическим суждением. Он даже в состоянии обосновать это суждение. Статья Фамы представляет собой кульминацию эволюции современных неоклассических финансов. ГЭР больше не является всего лишь теоретической идеей в умах абстрактных экономических мыслителей, она становится точной моделью реально существующих финансовых рынков.

Среди экономистов и инвесторов идут споры, является ли рынок эффективным? О чём идёт речь, и как это может отразиться на вашей инвестиционной стратегии, я расскажу в этой статье. Гипотеза эффективного рынка была сформулирована в кандидатской диссертации Юджином Фамой в 1960 году. Вкратце, её суть заключается в том, что цены на рынке отражают инвестиционную привлекательность активов, информацией о которой владеют все участники рынка.

Часто выделяют три степени эффективности: слабую, среднюю и сильную.

Слабая эффективность — гипотеза, подразумевающая, что текущие цены на рынке отражают всю доступную информацию о инструментах. В том числе, и информацию об истории поведения инструментов. Таким образом, слабая форма эффективности подразумевает, что технический анализ бесполезен, в том смысле, что он не может дать статистически значимого выигрыша.

Средняя эффективность — гипотеза, подразумевающая, что текущие цены на рынке полностью определяются всей публично доступной информацией на рынке. Таким образом, эта форма эффективности подразумевает, что и фундаментальный анализ не может дать статистически значимого выигрыша инвестору, ведь более "доходные" бумаги будут либо дороже стоить, либо нести в себе больший риск.

Сильная эффективность — гипотеза, подразумевающая, что текущие цены определяются не только публично доступной, но и частной информацией. То есть ни у кого нет никаких шансов "обогнать рынок", в этом смысле рынок является абсолютно эффективным.

Естественно, никакого доказательства этой гипотезы быть не может. Но исходит она из того простого факта, что как только на рынке появляется какая-то неэффективность, то участники рынка могут на ней заработать. И в ходе действий, приносящих им прибыль, они будут эту самую неэффективность уменьшать. К примеру, появляется информация о том, что у компании был успешный год, и прибыль увеличилась. Тут же участники рынка начинают покупать акции, их цена растёт, а покупка акций становится не столь выгодна. То есть информация об успешном годе включается в цену.

Динамика эффективности

Очевидно, многие могут привести массу примеров неэффективностей на рынке, тем более на нашем. Да и вряд ли вообще возможен эффективный рынок, если воспринимать эту гипотезу в её сильном варианте. С другой стороны, на долгосрочном периоде, из-за описанного выше механизма рынки определённо демонстрируют эффективность. Можно отметить, что на эффективном рынке единственным разумным способом инвестирования будет пассивное инвестирование. А получение дохода выше средне-рыночного может быть только случайным событием.

На мой личный взгляд, который совпадает со мнением многих экономистов, эффективность рынков растёт со временем. Действительно, в последнее время появились роботы, торгующие на рынках, а информация о финансовых инструментах стала распространяться с неимоверной скоростью, и фактически доступна одновременно всем участникам рынка, а количество команд, пытающихся заработать на неэффективности огромно.

Одним из классических примеров повышения эффективности рынка является исчезание сезонных колебаний. Например, раньше (в 70-ые) у рынка США была явная сезонность, связанная с особенностью поведения менеджеров фондов. Появилась даже поговорка "Sell in may and go away" ("Продавай в мае и отдыхай", пер. мой). Но как только появились люди зарабатывающие на этом, она начала исчезать, и последнее время сезонность не проглядывается.

Гипотеза эффективного рынка приводит к ещё одному интересному следствию. Заключается оно в том, что выбирать время покупки фактически бессмысленно. В переводной статье "Насколько важно выбирать время для покупки активов?" , я показывал, почему этот фактор переоценивают. Как говорится, есть самое лучшее время для покупки активов — сейчас.

Напоследок, хотелось бы заметить, что эффективность рынка вовсе не означает одинаковую доходность всех инструментов, как кажется некоторым. На абсолютно эффективном рынке чем выше будет доходность, тем больше будет риск вложений (в плане волатильности), причём именно так, чтобы в среднем компенсировать эту повышенную доходность. Однако, вероятностный характер рисков приведёт к тому, что каждая конкретная реализация вложений может давать доходность как выше, так и ниже средне-рыночной. Но вот долго получать доходность выше рынка не получится, против вас будет играть теория вероятности.

Трейдеры и инвесторы спустя какое-то время начинают интересоваться закономерностями на рынках, чтобы обогнать рынок и получить "сверхприбыль". В этой статье мы поговорим про "теорию эффективного рынка". Насколько можно прогнозировать будущее изменения цены? Реально ли это рядовым гражданам?

1. Что такое гипотеза эффективного рынка простыми словами

Гипотеза эффективного рынка ("efficient market hypothesis", EMH) — это теория говорящая, что рыночная цена справедлива и уже учитывает всю текущую информацию. Например, эт могут быть стихийные бедствия, государственные перевороты, кризисы, инсайдерская информация.

Теория считает: вся информация доступна в равной части каждому участнику торгов и что она поступает моментально каждому. А также, что инвесторы действует рационально с точки зрения получения собственной прибыли от своих действий.

Получить прибыль больше среднерыночной можно лишь в случае, если прогноз будет работать. То есть инвестор будет обыгрывать рынок за счёт своих специфических знаний.

В период после второй мировой войны и вплоть до конца ХХ века рынки были во много не такие эффективные как сейчас. Это подтверждают многие их участники. С развитием телевиденья, интернета, появления смартфонов сделало информацию доступной для всех. Сейчас любой трейдер и инвестор получает мгновенную информацию о каких-либо важных решениях, срочных новостях.

Под эффективностью рынка во многом понимают "информационную эффективность". Чем быстрее информация расходится по всем инвесторам, тем эффективнее будет рынок.

Впервые об EMH заговорили в начале ХХ века. В 1960-ых годах Фама развил дальше теорию. Он считал, что рыночная эффективность - это способность быстро адаптироваться к новой информации. Он предполагал, что цены на акции всегда соответствуют фундаментальным факторам, лежащим в основе ценообразования.

Существует также понятие "операционной эффективности рынка". Она отображает скорость реакции цены на поступающую информацию. Чем развитие рынок, тем быстрее информация будет отображена в цене актива.

Если рынок не информационно эффективен, то у более быстрых инвесторов появляется возможность обыграть рынок, получив сверхприбыль.

2. Ключевые моменты гипотезы эффективного рынка

Необходимые условия, при которой говорят про гипотезу рыночной эффективности:

  1. Все участники торгов обладают одинаковой информацией. Отсутствует какая-либо инсайдерская информация.
  2. Участники действуют рационально. Их ожидания о будущей стоимости однородны.
  3. Все получают среднюю рыночную доходность.
  4. Движение цены возникают в результате потока новых новостей. Технический и фундаментальный анализ не работают.
  5. Инвесторы имеют одинаковое виденье на горизонт инвестирования.

Постулаты теории эффективности:

3. Три формы эффективности

Выделяют следующие три формы рыночной эффективности (классификацию предложил Е. Фейма):

  1. Слабая. Это прошлая информация, которая уже включена и отыграна в текущей стоимости. Такая информация доступна и известна.
  2. Средняя. Цена включает в себя текущую публичную информацию.
  3. Сильная. Внутренняя (или служебная) информация, которая не доступна широкой публики. Цена может не всегда учитывать ее моментально, поскольку про неё знают лишь инсайдеры.

На последок хотелось бы ещё также отметить на чем базируется нерациональность поведения некоторых инвесторов:

  • Психологические особенности мышления инвесторов;
  • Отношение к риску;
  • Эффект толпы;
  • Различие доступа к рыночной информации;

4. Мнение самых опытных инвесторов

Отец фундаментального анализа Бенджамин Грэхем в конце своей жизни изменил мнение об эффективности отбора акций для инвестирования. Он сказал, что метод больше не работает, единственный шанс заработать частным инвесторам: просто покупать весь фондовый индекс.

Уоррен Баффет уже с 2000 г. стал замечать, что компаний удовлетворяющих его критериям отбора уже нет. Годами он ищёт куда можно выгодно вложить деньги, но предложений практически нет.

Для рядовых инвесторов Баффет также рекомендует использовать пассивное индексное инвестирование. Он считает, что переиграть рынок инвесторам практически невозможно.

На Московской бирже с 2014 г. для всех физических лиц появилась удобная возможность инвестировать просто в индекс через ETF фонды. Их стоимость составляет от 900 до 10000 рублей. Это самый простой и доступный способ для рядовых инвесторов дешево купить индекс.

Читайте также: