Героические образы в творчестве бетховена кратко

Обновлено: 13.05.2024

Открытый урок по музыке в 4 классе учителя музыки Квачёвой О.М.

(по программе В.В.Алеева ) Дата проведения: 05.12.14г.

Тема урока: Героические образы Л.Бетховена

Тип урока: изучение нового материала с элементами интеграции.

Цель урока: Дать определение героизму и героическим образам. Через героические образы музыки Л. Бетховена и возникшие жизненные трудности, дать понять учащимся огромную ценность мужества, стойкости и силе воли в человеческой жизни.

  1. Образовательная: познакомиться с биографией композитора и 1 частью

симфонии № 5 Л. Бетховена;

  1. Развивающая: учиться определять настроение произведения и давать ему
  1. Воспитательная: пробудить интерес к классическому наследию

Бетховена, воспитывать нравственные качества, воспитывать патриотизм на примере творчества композитора.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, плейер, слайды, учебник. .

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки будет посвящен решению очень серьезной и сложной проблемы- проблемы героизма. Но прежде, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.

2.Повторение домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучали музыку Австрии.

1.Скажите, пожалуйста, с какими венскими классиками мы познакомились? (В.А.Моцарт, Й.Гайдн, Л.В. Бетховен). (повтор. Стр.46)

Слайд 2 классики

2.Почему этих композиторов называли Венскими? (значительная часть их творческой жизни проходила в Вене - столице Австрии).

3. Ход урока. Вступление к теме урока

- Ребята, я хотела бы рассказать вам одну историю. Недавно я смотрела передачу, в которой рассказывалась судьба одной молодой женщины, которая живет в России. Она родилась без рук. Но не потерялась в этой жизни, не упала духом. Зажимая пальчиками ног ручку, она училась грамоте, причем почерк у нее, просто идеальный, она делала поделки, расчесывалась, умывалась, т.е вела обычный образ жизни, такой как мы с вами. Сейчас она пишет стихи, имеет семью, любящего мужа, смогла воспитать двоих детей и дала понять, что руки не самое главное в ее жизни, а самое главное – это жизнь. Она приспособилась к этой ситуации. Вся жизнь ее – это борьба с трудностями судьбы. Ведущий передачи назвал ее жизнь – героическим поступком.

4.Изучение нового материала.

Слайд 3 богатыри

О героях написано много книг. Героические образы в былинах - это любимые нами богатыри русские (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович).

Слайд 4 памятники

Есть памятники героям Великой Отечественной войны.

Художники изображали образы героев в своих картинах.

А что же музыка? Музыка не осталась в стороне. Песни о героизме русских солдат в годы войны. Патриотические песни несут в себе память о героях и их подвигах.

(на карточках примеры слов, из которых дети выбирают нужные слова – добрый, мужественный, смелый, умный, храбрый, мягкий, нежный, уверенный в себе, ответственный).

Тема нашего урока будет связана с героическими образами.

Слайд6 тема урока

Сегодня мы остановимся на творчестве, одного из выдающихся венских композиторов-классиков, музыка которого, не умерла и актуальна в наши дни. Зовут этого композитора Людвиг ван Бетховен.

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.

Слайд 8 ребенок

Но судьба, как будто бы вновь стучала в дверь и предупреждала о новой беде.

Большое горе испытал Людвиг, когда умерла его мама и все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.

И вновь судьба стучит в его дверь.

Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте . (работа с учебником стр.55). Развивается глухота и Бетховен, как музыкант испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.

Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди.

Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора, но и с этими испытаниями он справляется. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.

Но борьба со злой судьбой не останавливает Бетховена.

Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.

Запишите в тетради: СИМФОНИЯ – это крупное музыкально произведение для оркестра.

В 1824 году в венском театре симфонию №5 исполнили впервые. Будучи совершенно глухим, Бетховен дирижировал оркестром. Публика была в восторге. Зная о его глухоте, люди бросали шляпы и платки, чтобы Бетховен видел восторг, от его творения. От волнения и неописуемого счастья Бетховен даже упал в обморок.

Прослушивание. (Симфония №5)

Какая по характеру эта музыка? (дети дают характеристику).

Мужественный, героический образ - это образ человека борца. Таковым был сам Бетховен и таковым, для него должен быть человек. Те слова, которые вы подняли соответствуют тому героическому образу, который звучит в симфонии.

Слайд 13 похороны

Умер великий композитор, когда ему было 57 лет, в 1827 году. На похоронах его присутствовало огромное количество людей, почитателей его таланта. Он был блестящим пианистом, дирижером и выдающимся композитором.

Слайд 14 героизм

Можно ли назвать жизнь той молодой женщины, о которой я рассказывала в начале урока, и жизнь величайшего венского классика Л.Бетховена - героическим поступком?

Их героизм заключается в том, что не смотря на такую сложную судьбу, они не перестали бороться за свою жизнь.

Героические образы Л. Бетховена

  1. Внимательно рассмотрите портрет Л. Бетховена. По изображению попытайтесь определить, человеком какого характера был выдающийся композитор. Слова для справок: сильный, волевой, мягкий, добродушный, мужественный.
  2. Какой цвет на картине усиливает восприятие основных черт характера Бетховена?

Ведущим солирующим инструментом в эпоху венских классиков стало фортепиано. Для него создаётся много произведений в различных жанрах (сонаты, вариации, пьесы). Главным был жанр сонаты.

Это произведение было написано Бетховеном в период, когда он впервые осознал свой недуг.

. Это гигантский рывок вперёд, к тому, что в искусстве ещё только должно прийти. Такой музыки ещё не было.

Звуки музыки

Вступление. Grave-Allegro di molto e con brio

Аккорд! Могучий и грозный. Властный голос. Он требует ответа. Быстрого, ясного. Он нетерпелив. Он не хочет ждать.

И ответ приходит. Но робкий и уклончивый. В нём страдание и боль, но нет решения.

И тогда снова раздаётся прежний голос. На этот раз ещё более сильный и требовательный.

И пять тот же ответ.

Но голос не умолкает. Он всё настойчивей. От него не скроешься и не уйдёшь, как не уйти от жизни, требующей решения и ожидающей его. Жизнь зовёт к действию. И зову её невозможно противостоять.

С каждым новым аккордом слабеет сопротивление. И вот оно осталось только в одиноких и ломких звуках. Устало скатываются они вниз и тонут во вздымающихся валах начального аллегро. Стремительное и бурное, оно контрастирует с медленным, напряжённым вступлением.

Первая часть. Grave-Allegro di molto e con brio

Аллегро первой части полно борьбы - острой, кипучей, не затихающей ни на миг. Главная тема - она выросла из мощных аккордов вступления - порывистая, мужественная, сильная,

Побочная тема сродни ответу вступления. Побочная тема всё больше подчиняется главной, пока, наконец, могучий разлив совсем не поглощает её.

Ни внезапный возврат скорбных голосов вступления; ни аккорды, дробящие молотом воли нерешительность и сомнение, не в силах остановить победного движения, изменить исход борьбы.

Вторая часть. Adagio cantabile

Вторая часть - созерцательная, проникнутая философским раздумьем. Звучит медленно и певуче. Это размышление о том, что недавно произошло. Глубокое, спокойное, беспристрастное, свободное от случайных чувств и переживаний, вспыхнувших под влиянием момента и возникших в горниле борьбы. Свободно и плавно течёт мелодия, возвышенная, как сама борьба, развернувшаяся в первой части, и благородная, как цель, ради которой она велась.

Третья часть. Rondo Allegro

Третья, заключительная, часть сонаты - само движение. Оно вскипает с первых же тактов и стихает только с последними аккордами. Если вслушаться в стремительный взлёт главной темы - лёгкой и воздушной, нетрудно угадать знакомые черты побочной темы первой части. Но здесь она преображена. Нет ни горечи, ни страдания. На смену пришло веселье.

Главной темой многих произведений Бетховена была борьба людей за своё счастье и стремление к свободе. Герой Бетховена, как и он сам, - неистовый борец, мыслитель, личность, обладающая богатым внутренним миром.

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Соната № 8 Патетическая:
I ч. Grave-Allegro (полностью и фрагменты), mp3;
II ч. Adagio cantabile , mp3;
III ч. Rondo (Allegro) , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

img3 (530x700, 59Kb)

Ранние годы
Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.
Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.
Бетховен любил читать, особенно популярными у него были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, и более современные поэты Уильям Шекспир, Гёте и Фридрих Шиллер.

Последние годы
В 1802-1812 годах была создана знаменитая Девятая симфония.

Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки 18 века, в особенности непосредственными его предшественниками – Гайдном и Моцартом. Много художественных образов подсказала ему и реальная действительность - революционная эпоха (3, 5, 9 симфонии). Особенно волновала Бетховена проблема "героя и народа". Герой Бетховена неотделим от народа, и проблема героя перерастает в проблему личности и народа, человека и человечества. Случается, что герой гибнет, но гибель его венчает победа, несущая счастье освобождённому человечеству. Но, раскрывая мир внутренней, эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует всё того же героя, сильного, гордого, мужественного, который никогда не становится жертвой своих страстей, так как его борьбу за личное счастье направляет всё та же мысль философа. Каждая из девяти симфоний – произведение исключительное, плод долгого труда. Подлинный творческий взлёт произошёл в Третьей симфонии. Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена на создание самых выдающихся симфонических произведений – Пятой симфонии, увертюр, затем эта тема возрождается с недосягаемым художественным совершенством и размахом в Девятой симфонии. Идея героической борьбы в Пятой симфонии проводится ещё более последовательно и направленно.

Симфония №5



2 Цель урока: 1. Познакомить детей с характерными чертами творчества Л. Бетховена. 2. Уметь определять и анализировать произведение великого композитора. 3. Познакомить детей с некоторыми фактами биографии Л. Бетховена через его творчество. 4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и жизненной позиции на примере жизни и творчества Л. Бетховена.

4 --- Рассмотрите портретЛ. Бетховена, попытайтесь определить, человеком какого характера был выдающийся Композитор? - Какой цвет на картине усиливает восприятие основных черт характера Бетховена? - Какими отличительными чертами будут наделены произведения Л. Бетховена? - С чем это связано?

5 Бетховен родился в небольшом немецком городке - Бонн, в небогатой семье музыкантов.

6 Его дед, Людвиг ван Бетховен, был капельместером. Именно от него Бетховен унаследовал многие черты своего характера: сильную волю, гордый, независимый нрав, настойчивость и работоспособность.

7 Мария Магдалена, мать Людвига, была домохозяйкой.

8 Иоган ван Бетховен, отец Людвига, служил певцом- тенором в капелле Бетховена старшего.

10 Приходя ночью после встречи с друзьями, отец поднимал маленького мальчика с постели и, крича, заставлял играть на клавесине. Другой бы возненавидел музыку, но в мальчике рождалась лишь неприязнь к отцу. В 11 лет Бетховен пошел работать, чтобы содержать семью, он замещал органиста в церкви. В 14 лет стал давать уроки музыки в богатых семьях.

11 Суровое детство повлияло на характер музыканта. Он был сосредоточенным, замкнутым, стремился к уединению. Бетховен мог часами бродить по окрестностям Бонна, размышляя о жизни. Природа затрагивала в нем самые сокровенные струны души. Став взрослым, в момент острых внутренних кризисов, именно в любви к природе, в общении с ней находил Бетховен силы, чтобы восстанавливать душевные силы.

12 В 1787 году, накопив немного денег, Бетховен взял свои сочинения и отправился в далекий путь в Вену к Моцарту.

14 Но учиться у Моцарта Людвигу было не суждено- заболела мама. Бетховен помчался в Бонн, Мария умерла от туберкулеза у сына на руках. Вся забота о семье легла на его плечи, так как отец к тому времени окончательно спился.

15 Лишь в 1792 году Бетховену удалось переехать в Вену. Вена была крупнейшим музыкальным центром того времени. Музыка в Вене звучала повсюду.

16 Но даже в салонах аристократов Бетховен не изменял своей гордой независимости. Он умел заставить уважать себя даже тех людей, которые воспринимали артиста как лакея.

18 Почему его музыка была такой бунтарской? Людвигу было 18, когда пришла весть: народ Парижа восстал, ворвался в Бастилию – мрачную крепость королей, перебил стражу, выпустил на волю заключенных … Началась Великая не разделять этих чувств? Все французская революция! Мог ли гордый и самолюбивый юноша передовые люди Германии приветствовали революцию. Людвига вдохновила мысль о борьбе за свободу за счастье людей, за равенство и братство. Он не обучен стрелять из пушек? Не беда! За то в его власти могучее оружие – музыка! Музыка должна высекать огонь из груди человека!- восклицал композитор.- Она поведет за собой народы!

19 Между тем вокруг Франции сгущаются тучи. Короли и императоры европейских стран посылают свои войска, чтобы разгромить революционный народ. Но народ Франции яростно защищает свою свободу, и во главе революционных войск становится талантливый полководец Наполеон Бонапарт. И вот уже французы разбивают прусскую армию, австрийскую армию … Бетховена захватила мысль создать музыку во славу человека – героя и народа-героя. В самом начале музыка должна обрисовать образ смелого человека, готового принять бой. А потом герой погибает в борьбе, но смерть его не будет напрасной. Она приблизит свободу. Слышны воинственные возгласы: Верьте, боритесь! Счастье не приходит само, его надо завоевывать!

20 Бетховен неделями сидел, запершись, работая над симфонией. Вот наконец огромный труд окончен. Бетховен посвятил его герою. И надписал на заглавном листе: Бонапарт. Но вошел молодой друг Бетховена, увидел надпись и удивился: Бонапарт? Но разве маэстро еще ничего не знает? Наполеон принял титул императора. Он задушил революцию. Бетховена охватила ярость. Он задыхался от гнева. Он кричал: Так значит, и этот не что иное, как обыкновенный человек! Теперь он будет попирать все человеческие права …. станет тираном! И Бетховен разорвал лист с именем, которое стало ему ненавистным. Симфония отныне будет называться Героической!

21 Музыка Людвига ван Бетховена всегда будет призывать к человечности, мужеству и борьбе за счастье всех людей. Значит Л.Бетховен для всех нас живой.

23 4. Назовите имя императора, которому начально была посвящена 3-я симфония? 5. Есть ли у этой симфонии название? 3. Какие исторические события повлияли на его творчество? Вывод: 1. Какими чертами характера обладал композитор? 2. Как характер повлиял на судьбу Бетховена?

Читайте также: