Героические мифы и мифы о культурном герое кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Культурный герой (англ. Culture hero, фр. Heros civilisateur, нем. Heilbringer), герой-просветитель — тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.

Связанные понятия

Космогонические мифы — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Разновидность мифов о происхождении. Родственные им мифы о происхождении (перво)человека называются антропогоническими.

Божество́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.

Тотеми́зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.

Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.

Праиндоевропейская религия — политеистическая религия праиндоевропейцев, предположительные общие черты которой удаётся восстановить путём сопоставления религиозно-мифологического материала различных индоевропейских народов.

Упоминания в литературе

Поистине, не-мыслимая (не)встреча небесного и человеческого составляет подлинную сердцевину евразийского миросознания и обуславливает преемственность всех исторических форм и уровней евразийского культурного комплекса от первобытных культов до утонченных построений буддийской логики и метафизики. Ей соответствует и общеевразийский миф культурного героя , рожденного от Неба, открывающего в себе полноту жизненной мощи благодаря своей способности соединять, собирать духовным взором земной и потусторонний миры, причем последним словом этого мифа является именно возвращение героя из потустороннего – небесного или подземного – мира в гущу земной жизни. Утверждение духовного и религиозного смысла повседневности (фактически имманентности жизни), праздничности быта как такового или, говоря отвлеченнее, онтологического значения обыденности составляет центральный сюжет евразийской мифологии с самых древних времен.

Связанные понятия (продолжение)

Фи́нно-уго́рская мифоло́гия — общие мифологические представления финно-угорских народов, зародившиеся в эпоху их общности в 2-3 тысячелетие до н. э. К 1 тысячелетию н. э. сложились собственные, но близкородственные прибалтийско-финские (эстонские, карело-финские, вепсские, ижорские и пр.) саамские, мордовские, марийские, удмуртские, коми, обских угров и венгерские мифологические представления.

Зоола́трия (от греч. ζωον — животное и λατρεια — служение, культ), теротеизм, анимализм — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии.

Фетишизм (фр. fétichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня.

Мифы о происхождении (англ. origin myths) — категория мифов, которые призваны объяснить происхождение какой-то особенности природного или социального мира.

Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности, включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.). Мифология изучается в рамках научных дисциплин, например — сравнительная мифология.

Животные в религиозных представлениях и мифах играют огромную роль, отображая представления различных народов о мироздании (космогонические мифы, космологические мифы), о своём происхождении (антропогонические мифы, тотемические мифы), они участвуют в качестве культурных героев, зачастую им приписывают сверхъестественные способности.

Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое). Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так.

Дух-хозя́ин (и аналогичные ему: господин, владыка; или дух локуса, дух места, дух-покровитель места, гений места) — общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии.

Китайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддистской и поздней народной мифологий.

Боги смерти — божества различных религий, связанные со смертью: проводников душ, подземных божеств и богов загробных миров. Этот термин относится к божествам, которые либо собирают души умерших, либо господствуют над мёртвыми, а не тех богов, которые определяют момент смерти. Тем не менее, все эти виды будут включены в эту статью.

Веди́йская мифоло́гия — мифологические аспекты ведийской религии и литературы, ставшие позднее базой для индуистской мифологии. Центральным мифом, выступающим основой ведийского ритуала, является история Индры, который, будучи опьянён небесным напитком сома, убивает дракона Вритру и освобождает ведийские реки, коров и зарю.

Полинезийская мифология — совокупность религиозных и мифологических представлений народов Полинезии, которые характеризуются рядом общих черт, общим героями и т. п. В отличие от близких ей меланезийской и микронезийской мифологии, полинезийская мифология связана с устоявшимся пантеоном. Почти все полинезийские культуры главой пантеона признают бога Тангароа (небесно-морской бог-осьминог) или Атуа (обожествленное небо). Повелителем водной стихии выступает Икатере (внук Тангароа через Пунги). Покровителем.

Тюркская мифология (Мифология тюркоязычных народов) — совокупность мифологических представлений среди различных народов, говорящих на тех или иных тюркских языках. Одним из компонентов мифологии тюркских народов является древнетюркская мифология.

Мифология айнов — комплекс мифологических представлений народа айнов. Характер и уровень развития мифологических представлений и мифологического фольклора у айнов определяется такими факторами, как дисперсный характер расселения и тип хозяйствования (собирательство, рыболовство и охота), что требовало поддержания равновесия в природной среде и в человеческой популяции (в частности, не допускать демографических взрывов).

Умирающий и воскресающий бог — по мнению Джеймса Фрэзера и его последователей, широко распространённый мифологический архетип.

Сравни́тельная мифоло́гия (компарати́вная мифоло́гия) — термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов. Сравнительная мифология входит в состав сравнительного изучения религий.

Папуасская мифология - мифологические представления папуасов — коренного населения острова Новая Гвинея и ряда близлежащих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических сообществ, которые отличаются значительной языковой отделенностью. Папуасская мифология представляет собой конгломерат самостоятельных и относительно замкнутых локальных (племенных, родовых) систем (как целое она воссоздается лишь путём специального историко-типологического анализа). В то.

Список древнеегипетских богов — список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Для удобства список разбит на несколько таблиц.

Время сновидений — термин, обозначающий характерное для различных австралийских мифологий понятие о своеобразной мифологической эре, эпохе творения, населённой культурными героями и метафизическими сущностями и как бы продолжающей существовать в потусторонней реальности.

Мирово́е де́рево (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.

Гибридные/диморфные/полиморфные существа — персонажи мифов, сказок, легенд, сочетающие в своём облике черты различных существ; в случае сочетания антропоморфных и зооморфных черт называются полулю́ди. Известны практически во всех древних и традиционных культурах. В полиморфных образах человеческая фантазия объединяла важнейшие черты исходных животных, создавая множество вымышленных существ различной степени популярности. Местом обитания таких существ часто указывались малодоступные местности на границе.

Шама́н — согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и излечивать болезни.

Загробный мир (Потусторонний мир, Грядущий мир, Царство мёртвых, Тот свет, Мир иной, Царство небесное, Ирий) — мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ. Представления о загробном мире являются типологически общими практически для всех религий, а также культур и цивилизаций с религиозной основой мировоззрения. В славянской мифологии — это место обитания душ умерших, а также вообще мир мёртвых, противопоставленный жизни и земному миру людей. Обычно Загробный мир помещался.

Лунное божество — сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях.

Зооморфи́зм, териоморфизм — наделение людей качествами животных. Очень часто используется для обозначения представления богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов. Является существенным элементом многих древних политеистических религий (например, древнеегипетской) и некоторых современных религий (например, индуизма).

Ку́льт пре́дков — одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.

Жре́чество — категория людей, профессионально занимавшаяся отправлением культов в домонотеистических религиях. Жрец, жри́ца — языческий священнослужитель.

Меланезийская мифология — это комплекс мифологических представлений меланезийцев — жителей архипелагов и островов Меланезии, а также отдельных районов Новой Гвинеи. Характер и уровень развития мифологических представлений и мифологического фольклора у меланезийцев определяется такими факторами, как значительная этническая и языковая разобщённость и сохранение (до прихода европейцев) общинно-родового строя, пережившего в разных районах различные стадии развития. На верованиях также оставили свой отпечаток.

Дома́шние божества́ и ду́хи (лат. dii domestici, familiares, patrii, др.-греч. πατρωοι, γενέθλιοι) — в мифологии народов мира покровители семейного очага божественного происхождения и его незримые духи-хранители.

Пе́рвый челове́к — прародитель человечества. Понятие, близкое различным областям знаний, но имеющее разный смысл и значение в зависимости от выбранного подхода.

Религия маори — языческая религия, которую исторически исповедовали и отчасти исповедуют сейчас маори Новой Зеландии. Характеризуется анимизмом и развитым культом предков. Интересна сложной системой мифологии, сходной в основном с главными мифами народов Океании (точнее — Полинезии).

Упоминания в литературе (продолжение)

4. Трикстер – господин многих искусств, мастер на все руки, иногда он – спутник культурного героя , его проводник или его Тень, а то и сам культурный герой; тот, кто проверяет претензии героя на Силу. Трикстер – добытчик знаний через нарушение социального или космогонического запрета, инициатор мифологического (архетипического) действия.

Религиозные харизматики, сформулировавшие идеи Торы (Моисей, Аарон, Мариам, Иисус Навин и др.), реализовывали задачи этническо-государственной самоорганизации – что и определило особенности реальности в Торе. Ее создатели – культурные герои , военные вожди, организаторы еврейского государства нашли беспрецедентную метафизическую форму экстремализации общей идеи этнического превосходства, которую., как мы знаем, разделяли большинство тогдашних народностей – субъектов древних цивилизаций и империй. Они также, что не менее важно, нашли и новую интеллектуальную технологию фиксации религиозных полаганий – форму завета – многофункционального сакрального документа, сочетающего в себе метафизическую экспозицию мира ("Бытие"), племенное предание ("Исход"), нормативную кодификацию ("Левит", "Числа", "Второзаконие"), объединенного одной центральной идеей.

Остановимся кратко на дальнейших этапах развития теории ритуала. Важную роль сыграла британская школа социальной антропологиию. Ее признанный глава Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (1881–1955) в отличие от Дюркгейма, считавшего основой традиционного общества толпу[11], рассматривает общество как социальную систему, отраженную в совокупном восприятия человеком внешнего мира, что означает переориентацию исследовательского поиска на выявление оснований сакрального в окружающей (общество) природе. Он выделяет ритуальную значимость особых отношений, возникающих между человеком и важными для жизнедеятельности племени определенными видами растений и животных. Подчиненность природного порядка социальной и культурной традиции проявляется, в частности в том, что некоторые виды животных и растений персонифицируются и представляются как предки/ или культурные герои , а также в том, что классификации животных и растений определяются социальными классификациями (каждый вид соотносится с определенной социальной группой)[12]. Сформулированная Радклифф-Брауном установка на поиск истоков ритуала в производственной деятельности человека, регулирующей его отношения с природой, и в социальной структуре, определяющей отношения людей внутри социума, является ныне общепринятой в этнографии и социальной антропологии.

В то же время приведённое замечание следует отнести в большей степени к повседневной обыденности, но не к праздничной поре, когда люди – участники обрядов уподоблялись божественным первопредкам, культурным героям , богам и, следовательно, могли себе позволить причаститься пищи или напитков, употребление которых в обычные дни было недопустимо. К их числу, как мы постараемся показать, едва ли не в первую очередь следует отнести и обрядовые хмельные напитки.

Но если идея бога-творца была совершенно чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают как боги, так и титаны и другие полубожественные существа. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, а также женских рукоделий; Деметре — культуры хлебных злаков; Дионису — виноградарства и виноделия; Гермесу — изобретение мер и весов, чисел и письма; Аполлону — обучение людей поэзии, музыке и другим искусствам. Из полубожественных мифических образов в качестве культурных героев выделяются такие, как аркадский Пеласг и сын его Ликаон, как элевсинский Триптолем, научивший людей обработке земли (самое имя его означает троекратную вспашку), как афинский Эрихтоний, изобретатель езды на колесницах и конных состязаний. Особенно же колоритной мифологической фигурой культурного героя является Прометей, друг и покровитель людей, косневших вначале в совершенной дикости. Титан Прометей дал людям разум, знания, научил их скотоводству, земледелию, кораблестроению и мореплаванию, обработке металлов, счету, письму, врачебному делу. Он принес им и благодатный огонь. Своим покровительством человеку мудрый Прометей навлек на себя гнев самого Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни (его, прикованного к скале на далеком Кавказе, ежедневно терзал орел Зевса, выклевывая ему печень, за ночь выраставшую вновь), лишь много лет спустя освободил его от этой казни Геракл. Прометей — не только культурный герой, но и титан-богоборец: миф резко противопоставляет этого благородного защитника людей жестоким и завистливым богам.

Из этого примера, кстати, видно, что мифы о культурных героях — как и многие другие мифы — вовсе не обязательно имеют религиозный характер. Рядом с культурными героями-богами (Афина, Аполлон и др.) выступают и титанические образы вроде Прометея, олицетворения человеческого гения, силы, мужества, идеальных человеческих свойств, возвышающих человека, по мысли создателей мифа, даже над богами. Хотя и в этих мифах видна работа олицетворяющей фантазии, фантазии о сверхъестественном, но по существу основная идея мифа о Прометее — не только не религиозная, а скорее антирелигиозная. Недаром Маркс говорил, что "Прометей — самый благородный святой и мученик в философском календаре"[250].

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей, основателей и устроителей городов, а с другой стороны, великих художников, певцов и поэтов. К числу героев первого типа относятся: Тесей, которому приписывается синойкизм Афин, разделение народа Аттики на филы, фратрии и роды, на сословия и профессии; Ликург, известный спартанский законодатель; Кадм, основатель Фив, и др. В этих образах черты каких-то исторических личностей сливаются с полубожественными, мифологическими представлениями, так что вопрос о реальном историческом зерне легенд о Тесее, Эаке, Кадме, даже Ликурге и Харонде остается неясным. Но элемент религии в этих образах легендарных градооснователей и законодателей есть: они были по большей части предметами местного культа. Ясен и политический смысл этого культа и самих этих легенд: приписывая установление существующего социально-политического строя (конечно, аристократического) полубожественным персонажам, родоплеменная знать (эвпатриды, спартиаты и др.) тем самым облекала ореолом святости и неприкосновенности свои собственные привилегии и власть.

Другая категория полумифических-полуисторических образов — это великие художники, изобретатели, поэты. Такими являются в мифах и преданиях хитроумный мастер и изобретатель Дедал, художник Пигмалион, певцы Орфей, Арион и Гомер. Что бы мы ни думали об историческом существовании лиц с этими именами, они представляются нередко просто персонификацией известных ремесел и профессий: например, дедал — это прежде всего нарицательное название архаических деревянных статуй, а также особого праздника, в котором они употреблялись (Павсаний, кн. IX, гл. 3, 2-8), а уже отсюда — личное имя художника, их легендарного создателя. С другой стороны, перед нами эпонимы — родоначальники известных фамилий художников и поэтов (Дедалиды, Гомериды) или эпонимы — основатели религиозных братств (Орфики). Социальный смысл этих легенд тоже не возбуждает сомнений: здесь налицо обычная тенденция к самовозвеличению профессии или религиозной секты и в то же время стремление замкнуть ее в пределах одной фамилии или братства. Нельзя быть уверенным, что та же тенденция персонификации не сказалась и на полулегендарном образе философа Пифагора.

Некоторые мифы интересны тем, что в них сохранились смутные воспоминания об исчезнувших формах социальной жизни и о древних обычаях. Таков известный миф о суде над Орестом, убившим свою мать в отмщение, за кровь отца (Агамемнона), — миф, в котором Бахофен гениально угадал отражение исторической смены материнского права отцовским[251]. Таковы, быть может, и многочисленные следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в греческой мифологии (принесение в жертву Макарии, Алкестиды, Хтонии, Ифигении, Пенфея и др.).

Культурные герои всегда идут в обход!

Песня

Культурный герой — относительно новое явление. Сначала были боги, управляющие миром, герои, совершающие подвиги, цари местного значения. А "культурный герой" появился позже, когда выяснилось, что помимо подвигов и царствования, некоторые персонажи мифов занялись творческим преображением мира, несли в мир созидательное начало, создавали то, что теперь называется культура и цивилизация.

За свою культуртрегерскую деятельность многие персонажи попали на небо.

Прометей

Выделю титана Прометея отдельно. Если верить традиционной точки зрения, Прометей был главным божественным "прогрессором" человечества.

Он вынесен в раздел титанов - Прометей.

Сельское хозяйство

Теперь для себя отыщи ты
Место в тени под скалой и вином запасися библинским.
Сдобного хлеба к нему, молока от козы некормящей,
Мяса кусок от телушки, вскормленной лесною травою,
Иль первородных козлят. И винцо попивай беззаботно.

"Труды и дни", Гесиод, пер. В. В. Вересаева

Божественным покровителем земледелия была Деметра (созвездие Дева). После известных событий с похищением и возвращением дочери Персефоны она как-то расчувствовалась и одарила человечество в лице его отдельных представителей всякими полезными земледельческими навыками. В целом это пошло человечеству на пользу, а вот отдельные представители пострадали.

    — первый земледелец; получил от Деметры золотую колесницу с драконами, соху, зерно; засевал земли и обучал других; первый посвящен в мистерии - Возничий, Волопас, Близнецы (с Иасионом) — земледелец; получил от Деметры зерна пшеницы; посвященный, основатель самофракийских мистерий - Близнецы (с Триптолемом) — изобретатель повозки и плуга, сын Деметры и Иасиона; возможно, первопосвященный: Волопас.

Вино — важнейшая часть культуры греков, да и человечества вообще. Бог вина - Дионис.

Дионис передал Ойнею виноградную лозу, за то, что переспал с его женой. Дионис обучил Икария виноградарству и виноделию. Икарий, отец Эригоны, распространял виноделие и культуру пития вина по Аттике, но финал его был печален.

Аристей: заквашивание молока, пчеловодство и выращивание маслин.

Конная езда и воинское дело

Целый ряд персонажей - культурных героев Греции связан с освоением всякой конной упряжи и использованием коней в качестве транспорта. Поскольку конь - атрибутивное животное Посейдона, этот бог-земледержец прячется за подкладкой многих мифов этого цикла.

  • Квадрига - Эрихтоний или Орсилох или Трохил,
  • верховая езда (вместо обычных колесниц) - Беллерофонт,
  • седло (или попона) и узда - Пелетроний.

Все эти герои (включая Посейдона) претендуют быть отображенными в созвездии Возничий.

Искусство, наука, религия

Хирон, даром что кентавр, оказал самое облагораживающие влияние на Грецию, воспитывал и обучал героев, прививая им не только воинские навыки, но давая общее образование и наставляя в искусствах и науках. Многие из этих наук он основал сам, скажем, астрономию. Многие ниже- и вышеописанные герои воспитаны Хироном.

Игрой на лире овладел Орфей и привил человечеству любовь к музыке. Продолжателем его был Арион. Одновременно с Орфеем жил фракийский музыкант и поэт Тамирид. Амфион, брат Зета — вдохновенный игрок на лире, от звуков которой двигались камни и выстраивались в городские стены. Кротос, кентавр, но кентавр культурный, изобретатель лука, ценитель искусства, придумавший приветствовать артистов аплодисментами.

По некоторым древним версиям мифов, чудовищные братья Алоады, на самом деле - создатели культа Муз. Не верится никак, но я их все-таки включил в этот раздел.

Асклепий — основатель медицины.

Дедал — инженер, архитектор, механик и вообще изобретатель.

Девкалион со своею женой Пиррой — возродители человечества после потопа.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Культурный герой. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ – персонаж, созидающий культурные блага, его деятельность подобна деятельности ремесленника; он создает или добывает предметы, уже существующие, но удаленные, скрытые. Первоначально – демиург и культурный герой – один персонаж. Культурный герой учит охотничьим приемам, ремеслам, искусствам; вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники. Мифы о культурных героях – летопись первых успехов людей в трудовой и общественной практике. Может совпадать с образом бога: Энки и Энлиль (шумеро-аккадская мифология); Один (скандинавская мифология) – поэт, провидец; Осирис (египетская мифология).

ТРИКСТЕР (от англ. - обманщик, ловкач) ТРИКСТЕР (от англ. - обманщик, ловкач) - плут-озорник, демонически-комический дублер культурного героя. Культурный герой может сам выступать в противоположных ипостасях, прибегает к хитростям: Ворон притворяется плачущим ребенком, стараясь получить мячи (небесные светила); Прометей обманывает богов при дележе мяса. Есть тенденция отделить демонические и комические черты. Озорные проделки чаще всего служат удовлетворению его прожорливости или похотливости. В типе трикстера заключен универсальный комизм. Он распространяется -на жертв плута -на высокие ритуалы -на невоздержанность и асоциальность самого плута. Этот комизм трикстера подобен карнавальной стихии.

Вяйнямёйнен (карело-финский эпос) Вяйнямёйнен (карело-финский эпос) извлекает огонь из чрева огненной рыбы; добывает орудия для изготовления лодки – в царстве мертвых; мастерит кантеле и первую лодку; похищает сампо. Осруко (богатырь, герой нартского эпоса) добывает огонь и фруктовые деревья. Герои якутских олонхо и бурятских улигеров выступают как одинокие первые люди и совершают чудесные деяния. Гильгамеш (мифология Двуречья) создает древнейший культурный центр Двуречья – город Урук; строит храм и крепость, отнимая материал у чудовища. Алпамыш – герой-богатырь тюркской мифологии (башкиры, киргизы, татары, узбеки и др.) Кухулин – культурный герой ирландской мифологии. Гэсэр – культурный герой монгольской мифологии

ДИТЯ ДИТЯ 1) Связан с начальным временем, мотивом рождения богов и людей от пары первосуществ. Одно из главных космогонических деяний младенца – разделение земли и неба, которые осмысливаются как супружеская пара. Индра – сын неба и земли в индуистской мифологии – выпил сомы и вырос до гигантских размеров. Иногда старшие боги покидают дитя или спускают его в колыбели на землю специально с демиургической целью – на земле дитя становится прародителем людей и устроителем жизни. 2) Выступает в функции культурного героя в близнечных мифах (Ромул и Рем). 3) Мотив чудесного зачатия или чудесного рождения – из земли, из камня, из скалы, из дерева (Адонис). 4) Мотив вскармливания, выращивания в шкуре животного, в гнезде, в море. 5) Мотив красоты и мудрости/уродства и дикости младенца.

ТИПЫ КУЛЬТУРНЫХ ГЕРОЕВ ТИПЫ КУЛЬТУРНЫХ ГЕРОЕВ ПАСТУХ (ПАСТЫРЬ). Пастух - патриарх, мессия. Пастух причастен к природной мудрости, тайне общения с животными и растениями, небесными светилами и подземным царством (душами мертвых). Пастух связан с идеей времени - ритм жизни Вселенной. В скотоводческой традиции – пастух-звездочет: у древних евреев – земля подобна пастбищу, бог – пастух, люди – овцы. В истории человеческой первосемьи предпочтение отдается пастушеству и скотоводству (Давид, Иисус, Митра). В земледельческой культуре пастух может рассматриваться как дикий кочевник, разбойник. В Египте «мерзость для египтян всякий пастух овец). Наиболее древний образ пастуха связан с образом умирающего и воскресающего бога. Пастух - поэт и музыкант: Давид - на лире Кришна – на флейте Пан – на флейте-сиринге Боян –на гуслях.

Читайте также: