Германия в период территориальной раздробленности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Важной особенностью политического развития Германии в средние века является постепенное распадение ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX столетия. Экономические и политические условия развития Германии способствовали ее раздробленности.

Экономическое развитие Германии шло неравномерно по отдельным районам, интересы которых нередко расходились; внутренние сношения были недостаточно развиты, и в экономическом отношении различные районы Германии не были связаны между собой. Единого хозяйственного центра в Германии не сложилось.

В пользу местных сил сложилась и политическая обстановка как внутри страны, так и вовне. Королевская власть, сравнительно сильная в X—XI вв., в своих политических интересах поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями, как, например, Оттон I. Однако ему не удалось сокрушить герцогов, зато епископы с королевской помощью превратились во владетельных князей и наряду с герцогами стали в дальнейшем главными противниками королевской власти.

Еще более пагубными для монархии и государственного единства оказались результаты внешней политики государства. Походы в Италию и приобретение императорского титула, по сути дела, не усилили положения короля внутри страны и не сплотили германских феодалов, а, напротив, благоприятствовали росту враждебных королю сил и укреплению внутреннего партикуляризма.

Стремясь получить римскую императорскую корону и удержаться в завоеванной стране, германские короли шли на все новые политические уступки магнатам и подрывали, тем самым, свои позиции внутри страны.

Кроме того, с середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней опасности, которая могла бы послужить фактором внутреннего политического сплочения.

Императорская власть не сумела также установить связь с городом и сделать его своей опорой.

Таким образом, королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. И в то время, когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.

Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV.

Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными (Майнцем, Кельном и Триром) и четырьмя светскими (Богемией, Пфальцем, Саксен-Виттенбергом и Бранден- бургом) землями. Выборы должны были производиться большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право одних князей империи вести войны против других князей империи.

Запрещению подвергались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, то есть исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты.

Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая Булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получили все права самостоятельных властителей. Объединявшая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции — все это принадлежало курфюрстам.

В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что они уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток к восстановлению единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

В XIII-XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных регионов.

Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Важная особенность сословной структуры (обусловленная "щитами" вассально-ленной иерархии) − дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны.

В империи − имперские сословия (или чины), а в княжествах − земские сословия.

-представители имперских городов.

-дворяне и духовенство княжеств;

-горожане княжеских городов.

В связи с дальнейшим расширением и усилением политической роли сословия князей среди них выделилась немногочисленная группа светских и духовных аристократов, которые и раньше оказывала решающее влияние на выборы королей, - так называемые курфюрсты (князья-избиратели).

Изменения в государственном строе

"Золотая булла" 13567. закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

В Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. "имперский день").

Рейхстаг состоял из 3-ёх коллегий:

-коллегии князей, графов и свободных господ;

-коллегии представителей имперских городов.

Рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

Общеимперским учреждением был также имперский суд (учрежденный решением Вормсского рейхстага 1495 г.), его члены назначались курфюрстами, городами и императором.

Империя не имела постоянного войска. С XV в. основой имперской и княжеских армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага произвольная вербовка солдат в имперскую армию без согласия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной политической раздробленности.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

16. Салическая правда, ее содержание и значение. Преступление и наказание. Судебный процесс по Салической правде.

Салическая правда (Салический закон), составленная на рубеже 5-6 вв., является важнейшим историческим источником наших познаний об общественном и государственном строе франков (одного из германских племен) в период меровингов и каролингов. Салическая правда-запись обычного права, отражающего переходный к феодализму период времени.

Судебная власть: Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из 7 избранных народом рахинбургеров. При Карле Великом на смену им приходят назначенные властями скабины. С усилением королевской власти старинным председателем судебных собраний становится граф.

Судебный процесс: Судебный процесс носил состязательный характер. Начинался по инициативе потерпевшего. Уголовное и гражданское судопроизводство было одинаковым. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. 3 вида доказательств в судебном процессе:

1.соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого)

2. свидетельства очевидцев

3. ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы.Кордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников.

Преступление. Определения преступления не дается, но подразумевается причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но литы и рабы.

•Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.

•Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж)

•Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство)

•Нарушение предписаний короля.

Наказание. Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия.

С XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь формально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. Его деятельность на местах была в значительной степени парализована реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.

С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд.

Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав Империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.[7]

Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493-1519) предпринять попытку укрепить императорскую власть в Германии. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

После окончательного установления верховенства римских пап над церковью император утратил положение главы церкви и перестал наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру - наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.

Избрание императора стало производиться узкой коллегией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии.

Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязанностями королевской власти поддерживать "мир" и осуществлять правосудие. Однако эта прерогатива императора осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утрачиваемой регалией. Император практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли вассалов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип "принудительного пожалования леном"). Попытки Фридриха Барбароссы возобновить императорские регалии - права на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монетных дворов, а также ввести подушевой и земельный налоги окончились безрезультатно.

Императорская власть не смогла создать систему центральных имперских учреждений и "вырастить" королевскую бюрократию, сколько-нибудь сравнимых с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Франции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального центрального суда.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.[8]

Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две - духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей Империи.

Важную роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, близки к ним были вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII-XIV вв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Члены совета и бургомистры не получали жалованья. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли так называемые "цеховые революции" - движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они добились тех или иных перемен в городском строе. Ремесленники вошли в состав советов либо сформировали особую коллегию в составе прежнего совета. В некоторых городах в основу городского строя было положено цеховое устройство. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.

Период средневековья, охватывавший более тысячи лет европейской истории, представляет собой закономерный этап в процессе поступательного развития человеческого общества. На карте средневековой Европы возникли практически все ныне существующие национальные государства. Они пришли в тесное соприкосновение, начали активно воздействовать друг на друга не только в военном, но и в хозяйственном, культурном, правовом отношениях. Отставание отдельных регионов или стран сравнительно быстро преодолевалось вследствие усвоения достижений более развитых государств.

Единство эпохе европейского средневековья придает господство феодализма, который представлял собой не только особую совокупность социально-экономических отношений, но и обусловленную этими отношениями специфическую систему политических и правовых установлений. В политической системе средневековой Европы, несмотря на свойственную феодализму диффузию политической власти, решающая роль всегда принадлежала государству, так что даже в период максимальной феодальной раздробленности королевская власть оставалась общепризнанным олицетворением единства страны и народа. По формам правления, государственного устройства и методам осуществления политической власти (политическим режимам) феодальные государства в различных странах и на различных этапах исторического развития отличались большим разнообразием. При этом явное преобладание в период средневековья имели монархические формы правления, тогда как республиканские устройства были сравнительно редкими явлениями. Что касается политических режимов, то им были свойственны преимущественно автократические и олигархические черты.

Опыт средневекового государственного строительства оказал самое серьезное влияние на становление политических и правовых институтов нового и новейшего времени. Именно в период средневековья квалифицирующим признаком верховной власти стал ее публично- правовой характер; были выработаны основы взаимоотношений различных административно-управленческих институтов местного и регионального масштаба; был решен принципиальной важности вопрос о соотношении государства и церкви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003. - 496 c.

2. Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран 2-е изд., Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004г. — 624 с.

3. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 548 с.

4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах. 3-е изд., испр. - М.: Тон-Остожье, 2000. Т.1 - 528с, Т.2 - 496с.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Учебное пособие под ред. проф. 3. М. Черниловского составитель В. Н.Садиков М.: 1994

[1] В.В. Кучма Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — С 288.

[2] В.В. Кучма Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.

[3] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

[4] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

[5] Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003.

[6] В.В. Кучма Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.

[7] Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003.

[8] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 38735
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Исторические особенности развития Германии. Важной особенностью политического развития Германии в средние века является постепенное распадение ее на отдельные княжества.

Экономическое развитие Германии шло неравномерно по отдельным районам, интересы которых нередко расходились. Внутренние сношения были недостаточно развиты, и в экономическом отношении различные районы Германии не были связаны между собой. Единого хозяйственного центра в Германии не сложилось.

Политическая обстановка как внутри страны, так и вовне сложилась в пользу феодалов. Королевская власть, сравнительно сильная в Х – ХI вв., в своих политических интересах поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями.

С середины Х в. для Германии не существовало серьезной внешней опасности, которая могла бы послужить фактором внутреннего политического сплочения. Императорская власть не сумела также установить связь с городом и сделать его своей опорой. Таким образом, королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. И в то время, когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.

Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными (Майнцем, Кельном и Триром) и четырьмя светскими (Богемией, Пфальцем, Саксен-Виттенбергом и Бранденбургом) землями. Выборы должны были производиться большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей.

Было узаконено право одних князей империи вести войны против других князей империи. Запрещению подвергались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, то есть исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая Булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно.

В ХV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что они уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток к восстановлению единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

Общественный строй. С развитием феодализма происходят изменения в сословно-классовой структуре общества. Было проведено довольно резкое различие между верхними слоями (аристократией) и низшим дворянством. Из аристократии выделилась небольшая группа светских и духовных феодалов – курфюрстов. Почти полностью исчезло среднее дворянство. Основную массу низшего дворянства с XIV века составили министериалы. Из господских слуг они вступали в рыцари и, таким образом, становились свободными и входили в ряды дворян. Этот процесс совпал с развитием рыцарства. Окончательно утверждается взгляд, что рыцарем могло стать только лицо дворянского происхождения. Позднее, с развитием капиталистических отношений, значение рыцарства падает, и оно приходит в упадок. Большинство рыцарей разоряется, изыскивая источники дохода, они не пренебрегают простым грабежом городов.

Немецкие города делились на три вида: имперские города, бывшие непосредственными вассалами короля; вольные города, не платившие налоги и пользовавшиеся полным самоуправлением; княжеские города, статус которых определялся князем, на территории которого они находились. Население городов было неоднородно. Верхние слои городского населения образовывали патрициат, состоявший из купечества, слившегося с земельными собственниками. На следующей ступени стояли ремесленники, а в самом низу – плебейские массы: подмастерья, поденщики.

Государственный строй. Высшее управление Германией сосредоточилось в руках коллегии курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство.

Рейхстаг созывался императором 2 раза в год, иногда раз в несколько лет. С начала ХI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Обсуждались дела по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установлению земского мира, организации общеимперских военных предприятий, вопросам войны и мира, отношениям с другими государствами, обложению имперскими повинностями, изменениям в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав империи. Это обусловливало неустойчивость решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.

Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами. У него не было постоянного общеимперского войска. Не существовало общеимперского суда.


Власть князей в отдельных землях первоначально была ограниченной. В этих землях существовали собрания местных чинов или ландтаги – сословные представительства духовенства, дворянства и горожан. В некоторых землях в этих собраниях встречались и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты, но в некоторых землях таких палат было две (духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Поэтому, когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями.

Ландтаги в различные периоды их развития обладали разными полномочиями. Ландтаг считался верховным судом княжества, пока не образовались особые суды, к которым впоследствии перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаг в ряде государств стал апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал дела, не входившие в юрисдикцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая то или иное влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников.

В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае прекращения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских государств объявление войны могло быть произведено лишь с согласия ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право введения новых налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям все чаще и чаще приходилось обращаться за денежными субсидиями к ландтагам. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д.

Таким образом, ландтаги, в известной мере, ограничивали власть князей и были, по сути своей, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг, что дает основание полагать о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи.

Во второй половине ХIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.

Судоустройство Германии. Распад франческой монархии и развитие феодализма привело к созданию в поместьях землевладельцев феодальных судов. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Наряду с феодальными, существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась как на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т.д.). Кроме того существовали городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В некоторых суд производился судьей и заседателями-шеффенами, в других – городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община.

С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах. Судебные функции имели и управители округов. Кроме того, в округах были низшие суды с разнообразной компетенцией.

Абсолютизм в Германии. В конце ХV и первой половине ХVI в. в Германии наступает полный хозяйственный расцвет. Однако развитие хозяйства шло несколько иным путем, чем в Англии и Франции. Ни один город в Германии не сделался таким хозяйственным сосредоточием страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс привел к объединению интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что содействовало политической раздробленности.

В первой половине ХVI в. в Германии происходила реформация, которая ко всем условиям, разъединившим Германию, прибавила еще одно: вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее важным было крестьянское восстание 1525 г. В результате этой войны было разорено духовенство, дворянство, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий, и попали в полную зависимость от князей.

Перед восставшими стояли две основные задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и прекращение политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач способствовало бы переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Исход крестьянской войны оказался выгодным лишь для князей.

Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего от крестьянского восстания и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи; северо-германские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого

национального государства. Борьба закончилась победой князей. Они сделались почти независимыми от императорской власти.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: