Геополитическое положение россии в начале 20 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Попытки осмысления зависимости политической организации от географических особенностей (континентальное, островное или прибрежное местоположение страны и размеры ее территории, протяженность береговой линии и границ, тип коммуникаций, ландшафт, климат) известны с древнейших времен (Геродот, Фукидид, Монтескьё). Однако становление геополитики как науки относится ко второй половине 19-певой половине 20 века. Наиболее видные геополитики-классики - шведский государствовед Р. Челлен (к.19н.20в), британский теоретик Х.Маккиндер. Введение в научный оборот самого термина геополитика (греч. – гео - земля) связывают с именем Р.Челлена. Он хар-л г-ку как науку, которая рассматривает гос-во как географический организм или феномен в пространстве.

В отечественной науке геополитике долгое время не уделялось должного внимания. В последнее же время термин "геополитика" стал одним из популярных в политическом лексиконе. И сегодня о геополитике можно говорить не только как о разделе политологии, но и как о самостоятельной науке, которая занимается изучением теоретических и практических проблем международных отношений, закономерностей и основных тенденций м/н жизни. Современная г-ка изучает внешнюю пол-ку государства посредством комплексного анализа ряда определяющих её факторов. Основным объектом исследования явля-ся геогр. среда страны - размер территории, её расположение в мировом геопол-м пространстве, форма гос-х границ, наличие природных ресурсов.

После распада СССР геополитическое положение нашего государства значительно ослабло.Распад Сов.Союза называют гигантским геополитическим взрывом в мировом пространстве. Одно из глобальных последствий крушения СССР- это распад двухполюсной структуры мирового геопол-го пространства. Хотя это противостояние было конфронтационным, все же оно играло роль равновесия м/н отношений, во многом это противостояние было сдерживающим фактором, не допускающим эскалации (расширения) конфликтов. Конец холодной войны поставил на повестку дня вопрос о новой конфигурации геополитических сил в мировом пространстве. Поскольку одна из сверхдержав ушла с авансцены напрашивается вывод о единополярном мировом пространстве, где в гордом одиночестве господствуют Соед. Штаты. В то же время многие геополитики, считают, что третье тысячелетие будет многополярным. В качестве основных центров геополит-го пространства в прогнозах называют США, объединенную Европу, а также Китай и Японию. Россия в прогнозах так же фигурирует, но при условии, что она сумеет преодолеть сегодняшний кризис и встать на путь устойчивого и эффективного развития.

Этот этап совпал с внутренними трансформациями в самой России.. Резкое сжатие пространства, разрушение того массива, на котором она существовала долгие годы. Значительно снизился м/н авторитет страны, утрачен статус сверхдержавы. Утрата статуса сверхдержавы тяжело переживается россиянами, до сих пор сохранились державные амбиции. Это удел любой имперской державы, пережившей поражение, ущемленное чувство гордости (Соц. опрос - к. 90-х г. Хотели бы вы родиться и жить в этой стране ?

Нет - 40 %, остальные затруднились ответить)

Основания для этого конечно есть. Сократился промышленный, ресурсный потенциал страны. Наблюдается медленный рост внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, застойные явления в аграрном секторе, наличие огромного внутреннего и внешнего гос-го долга. (По уровню экономического развития в середине 90-х г. были на 57 месте; в 2003 г. - на 63 месте). Пока конечно Россия находится в незавидном положении.

Россия в к. ХХ века пережила ряд кризисов, в том числе кризис геополитической идентичности. В нем выделяют несколько аспектов:

- регрессия статуса страны в мировом геопол-м пространстве, ослабление политич-го, экономического и военного влияния России в мире;

- снижение возможности существенно влиять на процессы в м/н отношениях для достижения своих гос-х целей;

- угроза территориальной целостности, опасность её распада (это связано с многочисленным этническими конфликтами на территории России);

- сужение возможностей в торгово-экономических отношениях, утрата былой позиции. Этот кризис - с одной стороны, результат трансформаций миропорядка, с другой - результат внутренних кризисных факторов.

Но в то же время, многие обращают внимание на то, что если разумно использовать оставшийся ресурсный потенциал, географическое положение страны (ведь Россия это важнейшая транзитная зона !), то Россия могла бы занять достойное место в мировом сообществе.

Т.О. накануне 21 века мировая геополитическая структура претерпела кардинальную трансформацию. Россия в 21 век вступила с иным геополитическим положением. Российское гос-во потеряло значительную часть своей территории, тем не менее, и сегодня РФ обладает самой большой территорией (17 млн. км), имеет непосредственный выход к морям, входящим в акватории Атлантического, Тихого и Сев. Ледовитого океана. РФ занимает центральное положение не только в постсоветском пространстве, но и в Евразийском геопространстве, находясь в соприкосновении с крупнейшими цивилизациями двух континентов - Европы и Азии. В то же время, конечно нельзя не отметить и ряд негативных хар-к сегодняшнего геополитического положения России. Сложившаяся конфигурация границ после распада СССР далеко не оптимальна как в транспортно-географическом, так и в военно-географических аспектах (береговая линия меньшей протяженности, ограничен доступ к транспортным коммуникациям теплых морей, что усложняет связь с зарубежными партнерами). Произвольно установленные границы в сов период между бывшими республиками СССР в наши дни стали источником разнообразных конфликтов.

Геополитическое положение России.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

  • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
  • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
  • В Латвии – Пыталовский район (--).
  • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

Геополитическая роль Российской Федерации на постсоветском пространстве
Россия на постсоветском пространстве выступает центром геополитического притяжения в силу того, что это громадное и все еще могучее государство, имеющее демографический, экономический, научный, военный и иной потенциал, превосходящий другие государственные образования.
Однако геополитическая роль России на постсоветском пространстве имеет ряд особенностей, обусловленных рядом негативных для нее факторов. Выделим некоторые из них.
1. Неподконтрольные геополитические трансформации, происходящие как в постсоветском, так и мировом пространстве в целом. Они обусловлены, в частности:
- относительным ослаблением мощи России, превращением ее в одну из частей бывшей сверхдержавы (пусть и самую большую);
- усиление активности как традиционных геополитических конкурентов (Турция, Иран, Китай, США, ФРГ), так и новых геополитических соперников (от Пакистана до Саудовской Аравии) на постсоветском пространстве.
- расширение НАТО на Восток без участия в нем России;
- потенциальные проблемы формирования новых геополитических государственных образований (Курдистан, самостоятельный Синьцзян, Восточный Туркестан, распад Афганистана и т. д.).
На эти процессы Россия не оказывает существенного влияния. Между тем они происходят у самых границ России.
2. Коммуникационная изоляция России.
3. Отрицательный внутренний факторный резонанс:
- попытки суверенизации республик, их отдаление от федерального центра (Чечня, Татарстан, Башкортостан);
- проекты республиканизации областей. В 90-х гг. декларировалось провозглашение Сибирской, Восточно-Сибирской, Средне-Сибирской, Ангаро-Енисейской, Енисейской, Иркутской, Уральской, Дальневосточной, Балтийской, Саратовской и др. республик;
4. Миграционные проблемы. Наличие больших потоков беженцев и вынужденных переселенцев. В местах наибольшего их скопления существует угроза социального напряжения, возможность межнациональных конфликтов.
Место и роль России в постсоветском геополитическом пространстве обусловлено тем, что:
· России принадлежит важная роль в поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства;
· экономика стран ближнего зарубежья все еще тесно связана с экономикой России и особенно с ее энергоресурсами. Попытки осуществить транспортные коридоры среднеазиатских ресурсов в Европу, минуя Россию, пока не дали существенных результатов;
· Россия экономически самодостаточное государство;
· Россия - ядерная держава, ключевая фигура мирового ядерного клуба.
Союз России с государствами СНГ вполне может служить залогом коллективной безопасности стран Евразии. Наиболее реально развитие отношений между этими государствами на основе стратегического партнерства и военно-политической интеграции.
Объединившись, государства СНГ могли бы более эффективно решать стоящие перед ними проблемы.
Существует немало факторов, способствующих движению стран СНГ навстречу друг другу. Во-первых, мощной интеграционной силой выступает технологическая взаимосвязь и взаимодополняемость бывших союзных республик. Несмотря на то, что хозяйственные связи формировались на внерыночных принципах, насильственное дробление экономического пространства Союза и разрыв народнохозяйственного комплекса приводит к огромным издержкам и является одной из причин тяжелейшего экономического кризиса во всех странах СНГ.
Во-вторых, важной интеграционной силой является единая инфраструктура: транспорт, связь, телекоммуникации. Все страны Содружества заинтересованы в бесперебойной работе телекоммуникаций, следовательно, требуется согласование позиций и сотрудничество в этой сфере.
В-третьих, в Содружестве, несмотря на все трудности, сохранился мощный научно-технический потенциал, который создавался как единый; он вполне может быть задействован самым эффективным образом.
В-четвертых, сохраняющаяся политическая нестабильность в отдельных странах СНГ и региональные конфликты требуют от новых суверенных государств поиска компромиссов и устранения противоречий, проведения эффективной национальной политики. Иными словами, экономическая и политическая взаимозависимость могут служить основой дальнейшей консолидации стран СНГ. В этом нет ничего предосудительного: интернационализация хозяйственной жизни лежит в русле мировых тенденций. Развитие производства и научно-технический прогресс все чаще ставят проблемы глобального характера, которые легче решить совместными усилиями государств.
В то же время, несмотря на выгоды и преимущества сотрудничества, сохраняются факторы, мешающие интеграционным процессам. К экономическим причинам дезинтеграции относятся: продолжающийся в большинстве стран спад производства, кризисное состояние их экономики, структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса, неадекватный рост транспортных тарифов, низкая платежепокупательская способность новых независимых государств и др.
В этих условиях интеграционная политика стран СНГ должна быть ориентирована на постепенное сближение хозяйственного законодательства, проведение единой таможенной политики, совершенствование системы платежей. Однако интеграционный механизм предпочитает гармонизацию интересов не только хозяйствующих субъектов, но и национальных интересов страны. Требуется включение таких механизмов, которые бы подчинили интересы хозяйствующих субъектов государственным интересам стран СНГ.
Другая важнейшая сторона - военная интеграция. Следует подчеркнуть, что интеграция вооруженных сил экономически выгодна - она дает возможность сократить национальные военные бюджеты, снизить громадные финансовые и материальные затраты на предотвращение эскалации региональных конфликтов. В одиночку решить задачу обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, полагаясь только на свои возможности, по крайней мере, не рационально.
Учитывая геостратегический интерес, политика России в отношении стран СНГ должна отличаться гибкостью, готовностью к компромиссам и диалогу.

Сегодня мы поговорим о геополитическом положении России на рубеже 19 – 20 вв. Узнаем о месте и роли России в мировой политической жизни, об основных тенденциях внешней политики. Генеральным направлением внешней политики в этот период было сохранение нейтралитета России. Этой цели служили образование вначале германо-австро-русского союза, а впоследствии и франко-русского блока. Также во второй половине 19 в Россия активизируется на Дальнем Востоке, укрепляются дипломатические связи с США, идет присоединение Средней Азии к российским территориям.

В 19 веке Россия переживала достаточно много очень серьезных внешнеполитических потрясений. Было много войн, было много дипломатической борьбы, ну и какой же вышла Россия из этого противоборства к концу 19, началу 20 века. Давайте разбираться по порядку.

Геополитическое положение России — рубеж 19-20 веков

Западноевропейское направление развития России

Вообще, конечно, можно обозначить несколько основных направлений развития внешней политики, геополитических процессов в тогдашнем мире, которые затрагивала и Россия. Это, безусловно, западноевропейское направление, это дальневосточное направление, это американское направление и это среднеазиатское направление. То есть тут целый спектр, целый набор, но говорить обо всем вместе у нас, конечно же, не получится. Поэтому давайте разделим зерна от плевел.

И так, первое направление — западноевропейское. Как Россия позиционировала себя среди самых мощных, самых развитых европейских капиталистических держав? Тут, конечно, уместно вспомнить тот момент рубежный, с которого начинается вторая половина 19 века. Это безусловно восточная или, как мы ее называем, крымская война. Россия вышла из этой войны проигравшей.

Она потерпела очень серьезное поражение и, даже, не столько, может быть, военное поражение, сколько политическое. Был нанесен очень серьезный ущерб российской дипломатии. Вообще, Россию начинают воспринимать, как некое государство, такое большое, но не очень уж сильное. Все таки европейцы, собравшись вместе, практически решили все задачи, которые ставили перед собой. Но, если мы посмотрим на эту войну более детально, то мы увидим, что по большому счету европейцы, в общем-то, ничего не достигли.

Да, они высадились в Крыму, да им даже удалось захватить Севастополь, хотя, опять таки, даже не целиком. Да, они одержали несколько побед в полевых сражениях, но и что толку? Европейцы не смогли аннексировать у России ничего. Все десантные операции, которые проводились вне пределов Черного моря, будь то Балтика или Дальний Восток, Петропавловск-Камчатский, везде их ждало
разочарование, то есть они проиграли, и больше того, даже, в Белом море попытка высадиться на практически не населенном берегу русского севера, также окончилась неудачей. Поэтому говорить о том, что победа европейцев над Россией была сокрушительной, видимо, нельзя.

Но тем не менее, по парижскому мирному договору Россия теряла право на обладание черноморским флотом и, вообще, на какие бы то ни было военные сооружения на побережье Черного моря.

Это было тяжелое бремя. Тяжелое психологически. Как это так? Мы вышли сюда, на южные моря, пройдя целую череду войн, причем, войн победоносных, нужно вспомнить весь 18 век, и теперь мы должны были от всего этого отказаться. Это было очень обидно.

Действия канцлера Горчакова

Вот поэтому канцлер Горчаков — это был последний канцлер Российской империи, но об этом человеке вы, наверняка, уже слышали, это один из однокашников Пушкина, человек, который прошел всю дипломатическую карьеру, что называется, от начала и до самого конца, до самого высшего государственного поста, вот, канцлер Горчаков поставил перед собой однозначную задачу: Россия должна денонсировать парижский договор. Мы должны добиться права обладанием Черным морем, как это было всегда.

Горчаков выдвинул целую концепцию: Россия сосредотачивается. Эта концепция, она была олицетворением не только внешнеполитического курса России, это была концепция и на внутреннее развитие России, потому что в это время, как вы помните в 60 годы, проводились самые радикальные либеральные реформы за всю историю Российской империи. Поэтому Россия, действительно, сосредотачивалась, она собиралась силы.

Россия и Пруссия

Нужен был повод, нужны были условия. И эти условия, конечно, должны были созреть. И вот к началу 70 годов 19 века эти условия созрели. С одной стороны Пруссия, самая мощная, самая сильная из германских государств, а нужно вспомнить, что в это время Германии, как единого государства еще не существовало, было большое количество отдельных германских княжеств, курфюрстов, герцогств и так далее, так вот, Пруссия была самым сильным королевством из этой череды, она начинает процесс объединения германских земель вокруг себя.

Россия в войне между Пруссией и Францией

И так, первая задача была выполнена. Россия начинает, в общем-то, уже строить свой военно-морской флот на Черном море, и самое главное, что либеральные преобразования, которые были начаты в стране, они постепенно, но вместе с тем достаточно активно, вводили Россию в число наиболее развитых экономических стран западной Европы. Это становилось уже государством подлинно капиталистическим, хотя, конечно, со своими особенностями, связанными с социальной организацией нашего общества.

Но вместе с тем, все таки, было очевидно, Россия из сосредоточенного состояния выходит к состоянию бурно развивающемуся. Но вот, случается внутреннее несчастье. Александр II после того, как пережил несколько неудачных покушений, в конечном итоге был убит. Убит террористами внутри страны.

Правительство Александра III

Новое правительство Александра III, сына покойного императора, безусловно, должно было ответить и в наших советских учебниках обычно писали об Александровской реакции, ставя, как бы, в один ряд Александр III — и реакционер, то есть такой человек, несущий какое-то негативное начало. На самом деле, реакция — это адекватный ответ. Конечно, на убийство отца сын должен был ответить. Ответить террористам и ответить, безусловно, жестко. И ответ был, но самое главное, что, конечно, происходит некая трансформация внешней политики России. Новый министр иностранных дел Гирс смотрит на европейские дела несколько иначе. Он считает — Россию нельзя втянуть в новую крупномасштабную европейскую войну, значит Россию нужно огородить.

А что может огородить Россию? Ее может огородить союз с, скажем так, наиболее близкими нам по духу государствами. Наиболее близки, по мнению Гирса, конечно, Германия и Австро-Венгрия. Ну хотя бы, в силу того, что большинство российских императриц — это, как известно, были представители германского этноса. На немках женились, начиная с Петра I. В таком случае, этот такой династический и политический союз может обеспечить России такое спокойствие, некое умиротворение, хотя бы на обозримое десятилетие, а это десятилетие, как предполагал Гирс, внутри страны будет очень и очень напряженным.

Новый союз императоров

В 1881 году итогом вот этих действий, действий Гирса, и собственно говоря, вообще всей русской дипломатии, становится подписание, так называемого, нового союза императоров. Это очень напоминало священный союз, договор, который был подписан в 1815 году после Венского конгресса, когда императоры европейские заботились о том, чтобы больше в Европе никогда не было революции, подписали такое соглашение о том, что они готовы прийти на помощь друг другу в случае, если возникнет революционная ситуация в какой-либо из европейских стран.

Но вот новое соглашение, как оказалось, было таким пустым фантиком. С одной стороны, был союз трех императоров, но, как оказалось, очень скоро Германия, Австро-Венгрия и Италия заключили между собой тройственное соглашение, и это уже был военнополитический союз. Вот здесь ситуация в корне менялась, потому что получалось так, что Россия, как бы связана, политическим договором с Австрией и Германией, а они между собой объединены еще и военным союзом. Это означало, что дисбаланс в Европе на лицо. Есть очень мощная, очень, скажем так, густонаселенная часть Европы, которая готова в любой момент выставить очень большое количество войск против любого из возможных противников.

Франция — союзник России

А кто могут быть эти противники? Не так давно Австрия, с которой у нас были такие же союзнические отношения не очень хорошо себя повела в крымскую войну. Она практически, не вступив в войну, сделала все, чтобы Россия эту войну проиграла. Вспомните ситуацию с мобилизацией австрийских войск и выводом их к российским границам. То есть все это говорило о том, что России нужно искать иного союзника. И в конечном итоге этот союзник был найден. Этим союзником становится очень далекая географически для России Франция. Но, как оказалось, в 19 веке — это очень близкая для нас страна.

В 1891 году французская эскадра, на борту которой находился президент Франции пребывает в Кронштадт. Это, конечно, был очень показательный, очень демонстративный жест. Не просто так визит главы государства, в другую державу. Хотя, между прочим, тогда это совершалось очень редко. Это было действительно масштабным событием, потому что в силу объективных обстоятельств просто не было тогда еще самолетов. Президент не мог полететь на один, два дня в какую-то страну.

И в этом тоже не могло быть никаких сомнений. Ну как иначе? Александр III, император российский, тот самый, который говорил, что европейские послы могут и подождать, пока русский царь удит окуньков. Он действительно, иногда задерживался на официальные приемы, потому что считал, что занятость русского императора намного более важная, нежели, чем какие бы то ни было дипломатические дела.

Так вот, Александр III стоял без головного убора, выслушивая гимн тогдашней Франции, Марсельезу, а это, между прочим, революционная песня, в которой есть слова, призывающие к смерти всех королей. Так вот, соглашение между Россией и Францией было подписано. В начале это сделали генеральные штабы двух государств, а потом это соглашение было скреплено уже и главами государств. Россия и Франция стали тем противовесом, который должен был быть адекватным ответом тройственному союзу германских государств в Европе.

Дальневосточное направление развития России

Ну а теперь давайте переместим свой взгляд на Дальний Восток. Мы пробежим несколько часовых поясов, то есть, как бы, пройдем тысячи километров. У нас есть такая возможность, потому что мы с вами просто разговариваем. Так вот, если мы посмотрим на дальневосточные российские дела, то мы здесь видим совершенно иную картину. Иную еще
и в том плане, что здесь совершенно другая Россия.

И оно ведет почти самостоятельную внешнюю политику, хотя, конечно, все таки, как не говори, но основной вектор этой политики он был урегулирован из Петербурга, из столицы государства. Так вот, что же на Дальнем Востоке?

Россия и Китай

На Дальнем Востоке ситуация следующая: подбрюшье России — Китай, государство очень большое, очень многочисленное, самое
многочисленное на земле. Но Китай в конце 19 века слаб. Это государство раздираемо, это государство является объектом экспансии со стороны европейцев. Они видят в нем просто неиссякаемый потенциал. Ну еще бы, представляете, такой огромный рынок сбыта. Продай каждому китайцу по конфете и ты уже будешь миллиардер, то есть это практически
бездонный рынок, его хочется разорвать всем. Россия капиталист и, в общем-то, принять в этом участие ей тоже хочется. Но, все-таки, Россия ведет себя по отношению к Китаю значительно более мягче.

Англичане и французы ведут с Китаем самые настоящие войны. Впору вспомнить те самые знаменитые опиумные войны, когда китайское правительство запрещало продажи на своей территории опиума, который ввозили английские купцы. Англичане добивались права на то, чтобы этот опиум реализовывать. По сути, Великобритания зарабатывала на торговле наркотиками, и не просто зарабатывала, а на государственном уровне отстаивала интересы своих наркоторговцев.

Россия вела себя несколько иначе. Она дипломатическим путем выговаривала для себя все более и более лучшие условия, и конечно же, увеличивала свои территориальные владения. Так были денонсированы условия знаменитого Нерчинского договора. Был подписан новый договор, по которому Приамурье вновь возвращалось России. И самое главное, торговля России с Китаем год от года росла, она увеличивалась объемно, она увеличивалась по денежному измерению, и русские люди в Китае становятся не каким-то, так сказать, нонсенсом или случайностью, нет, в Китае формируются самые настоящие русские торговые фактории.

Россия и Япония

Примерно такие же события происходят и с Японией. Хотя, там была некоторая специфика. Все-таки Японии — это государство, которое очень долгое время проводило политику изоляции. И тут, конечно, очень интересная судьба самой Японии. Мы должны оперировать к чему? Ко второй половине 70 годов 19 века России удается заключить договор с Японией торговой. В Японии были определены специальные места для поселения русских.

Там были образованы российские консульства, Нагасаки, Синода, то есть это становятся территории, где русские моряки чувствовали себя практически, как дома. Между прочим, очень многие русские моряки, имеется в виду офицерский корпус, даже заводили там вторые семьи. Это было совершенно нормальным, заключался договор с, так называемой временной женой, и вот, в Японии было довольно много детей, которые, соответственно, рождались в результате таких браков. То есть жизнь становилась между Россией и Японией такой обыденной. Больше того, постепенно были решены и территориальные притязания.

Если вначале остров Сахалин находился в совместном владении между Россией и Японией, то в конечном итоге, Япония признала абсолютные, исключительные права России на весь остров Сахалин. То есть мы к концу 19 века с японцами не просто договорились дипломатически, но, по сути, мы стали государствами, которые активно шли на дипломатическое, экономическое и военное сближение. Правда, в начале 20 века эта ситуация в корне изменится.

Русская Америка

Конечно же, очень интересен вопрос о русской Америке. Бытует такой миф о том, что Россия продала Аляску Америке еще при Екатерине II. Вот это неправильный подход на самом деле к этой проблеме. Россия не продавала Аляску при Екатерине II. Аляска была продана только в конце 19 века и, если уж совершенно четко следовать юридической стороне дела, то мы не продавали Аляску, а мы передали ее в аренду на 99 лет.

Это такой типовой договор с возможностью пролонгации данного договора, но тем не менее, все таки, это была временная передача собственности России Соединенным Штатами Америки данных территорий на 99 лет. Почему мы говорим о том, что временно? Да потому, что есть в мире прецеденты, когда вот такие договора в конечном итоге заканчивались, их не продлевали и, соответственно, территория переходила к государству, которое изначально свою территории сдавало в аренду.

Вспомнить можно хотя бы Гонконг. Жемчужина Великобритании в Китае считалась ее неотъемлемой частью, когда подписывали этот договор еще в 1841 году, считали, что Гонконг отошел на вечное владение Великобритании. Но нет, китайцы живут, что называется, тысячелетними мерилами. Они подождали свои 90 лет, а потом просто предъявили, что называется, счет. Что все, теперь время аренды истекло, теперь Гонконг наш. И никого не стало смущать то, что Китай коммунистический, а Гонконг — это опора и оплот капитализма на Дальнем Востоке, Гонконг перешел под власть коммунистической партии Китая.

Вот, возможно такая же судьба ждала и Аляску, но история не меняется. Россия Аляску продала. Продала, в общем, за смешную по нынешним временам сумму — 7,5 миллионов долларов. И не только Аляску, но еще и Алеутские острова, еще и владения в Калифорнии. Русские к 19 веку обжили достаточно большое американское побережье, и поэтому потеря, в общем то, достаточно значительная. Но был ли у России иной шанс на тот момент? На тот момент, видимо, не было, потому что Америка очень быстро развивалась, очень бурными темпами набирала свою мощь.

У России на Дальнем Востоке сильного флота не было и заводить себе какого-то противника на Дальнем Востоке было, попросту, невыгодно. Нужно было получить какие-то деньги и, самое главное, заручиться хорошими дипломатическими отношениями. А помимо Аляски, Россия смогла заручиться такими отношениями с США, но тут можно вспомнить и знаменитый визит русских эскадр во время обострения дипломатического конфликта с англичанами, ну и некоторые другие моменты.

Среднеазиатское направление российской внешней политики

Конечно, было еще и среднеазиатское направление российской внешней политики, которое геополитически, то есть стратегически, в политическом плане было также очень важным. Важным в силу каких причин? Важным в силу исторического конфликта интересов между Российской империей и Британской империей в 19 веке. Жемчужиной Великобритании была Индия и, как говорил, еще Николай I, если и щекотать где-то англичан, то только в направлении Индии.

Англичане именно там щекотки боятся. Поэтому Россия была, скажем так, определена на то, чтобы продвигать свои интересы в Средней Азии. Процесс этот оказался достаточно длительным. Более 30 лет русские продвигались очень планомерно в Средней Азии. В конечном итоге дошли до самой южной точки России — города Кушка, а это фактически расстояние минимальное до Индии, там остается буквально один переход, 30 или 40 километров и ты уже на территории Индии, и там мы остановились, дав понять англичанам, смотрите, в случае чего от России до сердца Британской империи, что называется, рукой подать.

Подводя итоги

Таким образом, если мы проведем с вами итог, мы должны отметить следующее: вторая половина 19 века для России была сложной, была очень напряженной, были довольно такие тяжелые события, связанные с тем, что России пришлось преодолевать, как внутренние проблемы, так и решать проблемы старые, связанные, допустим с крымской катастрофой, но, в конечном счете, русская дипломатия нащупала верные векторы, которые позволили сделать Россию вновь мощной сильной державой, как политически, так и дипломатически.

Российская империя по праву в конце 19 века считалась одним из сильнейших государств мира и без нее, как и в 18 веке, по-прежнему не одна пушка в Европе не стреляла.

Первая половина ХХ века

Центром исследования отечественных геополитологов являлась проблематика обнаружения самобытности государственного положения России, частицей этого была обозначена проблема выявления ее рубежей.

Страна, не имеющая устойчивых границ, не могла быть стабильной ни в геополитическом, ни в экономико-политическом смыслах.

Стабильные границы в данном случае - это те пределы пространства государства, в чьих рамках оно может устойчиво пребывать в экономической независимости и быть надежно защищенным в военно-стратегическом плане. Отечественная геополитическая мысль называла такие границы естественными.

Российская геополитика находилась в отрицании наличия естественных границ между Европой и нашей страной, поэтому в условном смысле географическая Европа представлялась землями, лежащими в западную сторону от Пулковского меридиана. При отсутствии демаркации ландшафтов, граница западной стороны была проведена по культурно-историческому принципу и по религиозному, то есть по границам между латинской и православной цивилизаций, и по меже, разделяющей области с наличием либо отсутствием русского говора. Этот принцип раздела культурно-географических миров Европы и России применяли:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Н.Я. Данилевский;
  • В.И. Ламанский;
  • П.Н. Савицкий.

Вторая половина ХХ века

Н.Я. Данилевский и В.И. Ламанский считали принадлежащими некоторые частицы Малой Азии и Сирии Среднему миру на основании культурно-исторических принципов: христианские сирийцы, арийские азиаты. В соответствии с данным культурно-историческим подходом, естественные грани между Россией и Азией не были отмечены. Эта грань проводилась условно на Дальнем Востоке, в области, где переходила в долготы Хингана.

Географическая собственность Внешней Монголии к российскому пространству определена близостью почвенно-ботанической и климатической – резко континентальный климат был характерным русской полосе степей, тянущейся до Большого Хингана; связью гор Внешней Монголии с Алтаем, Саянами и Забайкальским краем.

Большинство выводов наших геополитиков конца ХХ века подтверждались не только опытом истории, но настоящей практикой политики.

На рубеже XIX—XX вв. углубился раскол Европы. Усилилась борьба великих держав за передел мира, сферы влияния и колонии. Германская империя, созданная в 1871 г. и пропустившая этап первоначального раздела мира между капиталистическими государствами, стремилась наверстать упущенное. В связи с этим резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, на мировой арене начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического и политического влияния. Российская империя превратилась к концу XIX в. в мощную евразийскую державу, обладавшую весомым международным авторитетом. Ее внешняя политика определялась географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами. Однако в выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики было много противоречивого. НиколайII и его окружение проявляли также непоследовательность в методах осуществления внешнеполитических задач. Часть правящей верхушки (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). Другая часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (статс-секретарь Комитета по делам Дальнего Востока А. М. Безобразов, министры иностранных дел А. П. Извольский и С. Д. Сазонов).Основные направления внешней политики. В конце

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Причины: противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, война вспыхнула в результате обострения противоречий: экономических и политических. Экономические противоречия строительство Китайско-восточной железной дороги, совместно с Китаем, и российская экономическая экспансия в Манчьжурии; аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт-Артура. Политические причины: борьба за сферы влияния в Китае и Корее; война как средство отвлечения от революционного движения в России.

Соотношение сил Россия, обладавшая огромным военным потенциалом, надеялась на быструю победу. Однако ее военные ресурсы на Дальнем Востоке оказались значительно слабее японских. Пополнение армейских частей в ходе войны было недостаточным из-за значительной отдаленности театра военных действий и слабой пропускной способности Транссибирской магистрали. Военно-морской флот России на Дальнем Востоке количественно и качественно уступал японскому. Стратегические ресурсы были подорваны казнокрадством военных чиновников. Катастрофически не хватало финансов из-за экономическою кризиса и промышленною застоя. Россия оказалась также в международной политической изоляции, так как Франция, ее союзник, заняла нейтральную позицию, а Великобритания и CILIA, боровшиеся против се укрепления на Дальнем Востоке, активно помогали Японии. Последняя на основе бурного промышленного подъема в начале XX в. создала мощную военную индустрию, модернизировала и перевооружила армию, построила новый современный морской флот




Россия была вынуждена поит на мирные переговоры. К ним ее подталкивала и разраставшаяся в стране революция. Патриотический подъем населения, возникший в начале войны, сменился антивоенными выступлениями. Япония также стремилась к миру, так как ее силы были исчерпаны. США предложили свое посредничество на переговорах.

Портсмутский мирный договор. В августе 1905 г. в городе Портсмут (США) было подписано мирное соглашение. Благодаря усилиям С. Ю. Витте (главы российской делегации) его условия для России стали нс столь унизительными, как это ожидалось из-за поражения. Было отвергнуто требование Японии о контрибуции. Однако Россия признала Корею сферой влияния Японии, передала ей право на аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и южную часть острова Сахалин. Влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано. В этой войне, несправедливой с обеих сторон, Россия и Япония понесли огромные финансовые затраты и людские потери.

Образование тройственного согласия. Россия и балканские кризисы. Ослабление России из-зи Рус.-.яп. войны и необходимость внутренней стабилизации заставили русских дипломатов вести острожную политику, избегать внешних осложнений, направленную на укрепление международного положения страны и противодействие агрессии центрально-европейских государств на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. В 1904 году Франция и Великобритания урегулировав спорные вопросы в Африке подписали соглашение (сердечное согласие) о политическом и военном сотрудничестве. Причиной было расширение экспансии Германии на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке и др. регионах мира. В 1907 году Россия и Великобритания подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Т.е. фактически эти два соглашения привели к образованию тройственного союза – Антанты (Россия-Великобр. – Франция) (официально она оформилась лишь в начале 1 мир. Войны). Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря. Балканские кризисы. В 1908—1909 гг. разразился Боснийский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на Балканах, в 1908 г. аннексировала (насильственно в одностороннем порядке присоединила их территорию к своей) Боснию и Герцеговину. Россия под нажимом Германии была вынуждена признать это действие австрийского правительства, так как не готова была помешать ему военными средствами. Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала сплочение балканских народов и новый подъем их национально-освободительной борьбы.

Первая мировая война. В 1 мировой войне участвовали 38 государств с населением свыше 1,5 млд человек. Основные противники: Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США - с одной стороны; с другой – Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария.

Причины войны противоречия между странами Тройственного согласия (Антанта: Англия, Франция, Россия) и тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия , с 1915 г. Турция). Противоречия были из-за колоний, сфер влияния, рынков сбыта. Состояние русской армии Россия в 1914 г. не была готова к войне. Военная реформа, начавшаяся после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Германская артиллерия значительно превосходила русскую. Особое отставание наблюдалось в обеспечении армии современными видами вооружения (автоматическое оружие, автомобильный парк, средства связи и др.). Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным. В ходе войны были смещены Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, начальник Генерального штаба Н. Н. Янушкевич и военный министр В. А. Сухомлинов. Николай II, принявший на себя должность Верховного главнокомандующего, не обладал военным опытом и руководил боевыми действиями лишь номинально. Свою бездарность в ходе войны продемонстрировали многие командующие фронтами и армиями.

Основные события Повод для начала военных действий: убийство в июне 1914 г. в г. Сараево наследника австрийского престола Франца Фердинанда.

1914 г. – Военная компания не принесла решающего успеха ни одной из сторон. 1915 г – Поражения русской армии в военной компании. Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии, Украины. 1916 г. – Основные военные действия на Западном фронте. Май – июнь 1916г – Брусиловский прорыв на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии. 1917 г – Поражение русских войск в условиях революции. Переговоры большевиков с Германией о мире. 1918 г. Март – сепаратный мир Советской России с Германией. Ноябрь – поражение Германии и ее союзников от Антанты. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором в 1919 г., в его подписании Советская Россия не участвовала.

По своему характеру война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Она принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито и умерло от ран 9,5 млн человек, ранено20 млн., из них 3,5 млн остались калеками. Погибло большое количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана.

На рубеже XIX—XX вв. углубился раскол Европы. Усилилась борьба великих держав за передел мира, сферы влияния и колонии. Германская империя, созданная в 1871 г. и пропустившая этап первоначального раздела мира между капиталистическими государствами, стремилась наверстать упущенное. В связи с этим резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, на мировой арене начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического и политического влияния. Российская империя превратилась к концу XIX в. в мощную евразийскую державу, обладавшую весомым международным авторитетом. Ее внешняя политика определялась географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами. Однако в выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики было много противоречивого. НиколайII и его окружение проявляли также непоследовательность в методах осуществления внешнеполитических задач. Часть правящей верхушки (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). Другая часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (статс-секретарь Комитета по делам Дальнего Востока А. М. Безобразов, министры иностранных дел А. П. Извольский и С. Д. Сазонов).Основные направления внешней политики. В конце

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Причины: противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, война вспыхнула в результате обострения противоречий: экономических и политических. Экономические противоречия строительство Китайско-восточной железной дороги, совместно с Китаем, и российская экономическая экспансия в Манчьжурии; аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт-Артура. Политические причины: борьба за сферы влияния в Китае и Корее; война как средство отвлечения от революционного движения в России.

Соотношение сил Россия, обладавшая огромным военным потенциалом, надеялась на быструю победу. Однако ее военные ресурсы на Дальнем Востоке оказались значительно слабее японских. Пополнение армейских частей в ходе войны было недостаточным из-за значительной отдаленности театра военных действий и слабой пропускной способности Транссибирской магистрали. Военно-морской флот России на Дальнем Востоке количественно и качественно уступал японскому. Стратегические ресурсы были подорваны казнокрадством военных чиновников. Катастрофически не хватало финансов из-за экономическою кризиса и промышленною застоя. Россия оказалась также в международной политической изоляции, так как Франция, ее союзник, заняла нейтральную позицию, а Великобритания и CILIA, боровшиеся против се укрепления на Дальнем Востоке, активно помогали Японии. Последняя на основе бурного промышленного подъема в начале XX в. создала мощную военную индустрию, модернизировала и перевооружила армию, построила новый современный морской флот

Россия была вынуждена поит на мирные переговоры. К ним ее подталкивала и разраставшаяся в стране революция. Патриотический подъем населения, возникший в начале войны, сменился антивоенными выступлениями. Япония также стремилась к миру, так как ее силы были исчерпаны. США предложили свое посредничество на переговорах.

Портсмутский мирный договор. В августе 1905 г. в городе Портсмут (США) было подписано мирное соглашение. Благодаря усилиям С. Ю. Витте (главы российской делегации) его условия для России стали нс столь унизительными, как это ожидалось из-за поражения. Было отвергнуто требование Японии о контрибуции. Однако Россия признала Корею сферой влияния Японии, передала ей право на аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и южную часть острова Сахалин. Влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано. В этой войне, несправедливой с обеих сторон, Россия и Япония понесли огромные финансовые затраты и людские потери.

Образование тройственного согласия. Россия и балканские кризисы. Ослабление России из-зи Рус.-.яп. войны и необходимость внутренней стабилизации заставили русских дипломатов вести острожную политику, избегать внешних осложнений, направленную на укрепление международного положения страны и противодействие агрессии центрально-европейских государств на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. В 1904 году Франция и Великобритания урегулировав спорные вопросы в Африке подписали соглашение (сердечное согласие) о политическом и военном сотрудничестве. Причиной было расширение экспансии Германии на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке и др. регионах мира. В 1907 году Россия и Великобритания подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Т.е. фактически эти два соглашения привели к образованию тройственного союза – Антанты (Россия-Великобр. – Франция) (официально она оформилась лишь в начале 1 мир. Войны). Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря. Балканские кризисы. В 1908—1909 гг. разразился Боснийский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на Балканах, в 1908 г. аннексировала (насильственно в одностороннем порядке присоединила их территорию к своей) Боснию и Герцеговину. Россия под нажимом Германии была вынуждена признать это действие австрийского правительства, так как не готова была помешать ему военными средствами. Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала сплочение балканских народов и новый подъем их национально-освободительной борьбы.

Первая мировая война. В 1 мировой войне участвовали 38 государств с населением свыше 1,5 млд человек. Основные противники: Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США - с одной стороны; с другой – Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария.

Причины войны противоречия между странами Тройственного согласия (Антанта: Англия, Франция, Россия) и тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия , с 1915 г. Турция). Противоречия были из-за колоний, сфер влияния, рынков сбыта. Состояние русской армии Россия в 1914 г. не была готова к войне. Военная реформа, начавшаяся после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Германская артиллерия значительно превосходила русскую. Особое отставание наблюдалось в обеспечении армии современными видами вооружения (автоматическое оружие, автомобильный парк, средства связи и др.). Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным. В ходе войны были смещены Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, начальник Генерального штаба Н. Н. Янушкевич и военный министр В. А. Сухомлинов. Николай II, принявший на себя должность Верховного главнокомандующего, не обладал военным опытом и руководил боевыми действиями лишь номинально. Свою бездарность в ходе войны продемонстрировали многие командующие фронтами и армиями.

Основные события Повод для начала военных действий: убийство в июне 1914 г. в г. Сараево наследника австрийского престола Франца Фердинанда.

1914 г. – Военная компания не принесла решающего успеха ни одной из сторон. 1915 г – Поражения русской армии в военной компании. Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии, Украины. 1916 г. – Основные военные действия на Западном фронте. Май – июнь 1916г – Брусиловский прорыв на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии. 1917 г – Поражение русских войск в условиях революции. Переговоры большевиков с Германией о мире. 1918 г. Март – сепаратный мир Советской России с Германией. Ноябрь – поражение Германии и ее союзников от Антанты. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором в 1919 г., в его подписании Советская Россия не участвовала.

По своему характеру война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Она принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито и умерло от ран 9,5 млн человек, ранено20 млн., из них 3,5 млн остались калеками. Погибло большое количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана.

Читайте также: