Геополитический код россии кратко

Обновлено: 28.06.2024

По-видимому, дело в геополитическом коде. Этим понятием принято обозначать совокупность фундаментальных представлений народа о себе, о своём месте в мире, о национальных интересах и приоритетах, о векторах внешнеполитического курса страны.

В самом деле, каждый народ формируется в определённом пространственном, природном окружении, географический фактор, если и не определяет в полной мере политическое устройство страны, то всё же влияет на её политическую архитектуру. Геополитический код включает в себя картину культуры, созданную народом в этом географическом пространстве за многие столетия, как совокупность этических и эстетических представлений.

В него входят набор стереотипов поведения, стереотипов представлений относительно себя и своего окружения, ценностные предпочтения и ориентиры, т.е. то, что называют характером народа, особенностью его менталитета. Геополитический код включает комплиментарность, как писал Л. Н. Гумилёв, по отношению к другим народам, либо стойкие предубеждения, с которыми особенно часто сталкиваются русские люди, общаясь с иностранцами.

Россия. Геополитический код Великая держава, обладающая самым протяженным территориальным ресурсом. Россия сохранила геополитическое положение второй мировой ядерной державы и Запад вынужден с этим считаться в международной политике. Ядерное оружие играет исключительную политическую роль, остается единственным фактором, обеспечивающим статус великой державы. Евразийское государство, занимающее срединное положение между мировыми полюсами экономического и технологического развития в Западной Европе, Северной Америке и АТР. Один из крупнейших в мире обладателей энергоресурсов. Несмотря на катастрофический спад в экономике, сохраняет важное геостратегическое положение на мировом рынке энергоносителей (экспорт нефти и газа). По совокупности параметров геополитической мощи государство способно оказывать влияние на многие процессы в международных отношениях. В российском политическом пространстве идет борьба между транснациональной (неолиберальной), национально-государственной и имперской моделью развития.

Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ . В. А. Дергачев . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "Россия. Геополитический код" в других словарях:

Украина. Геополитический код — Государство в Юго Восточной Европе, утратившее за годы независимости статус ядерной державы. Из среднеразвитой страны Украина превратилась в маргинала мировой политики и экономики. В геополитическом коде Украины выделяются внешние и внутренние… … Геоэкономический словарь-справочник

Китай. Геополитический код — Единственное в мире государство, создавшее Великую цивилизационную геополитику, основанную на философии Великого китайского порядка. Китай на протяжении многих веков стремится к сохранению единых границ государства и цивилизации, сочетанию… … Геоэкономический словарь-справочник

Восточная Европа. Геополитический код — В традиционной геополитике рассматривается как срединный или осевой регион (Хартленд), контроль над которым ведет к мировому могуществу. В Холодной войне Запад стремился победить Хартленд (Советский Союз). В реальной действительности Хартленд был … Геоэкономический словарь-справочник

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Теория заговора — У этого термина существуют и другие значения, см. Теория заговора (значения). Теория заговора (от англ. conspiracy theory, также известная как конспирологическая теория) совокупность гипотез, показывающая жизненно важное (общественно… … Википедия

Картинки по запросу

Геополитический код

1. Кто является нынешними и потенциальными союзниками?

2. Кто является нынешними и потенциальными врагами?

3. Как сохранить нынешних союзников и привлечь потенциальных?

4. Как противостоять нынешним врагам и предотвратить появление потенциальных?

5. Как объяснить эти четыре выбора населению и международному сообществу? (причем, значение последнего вопроса в современном мире становится определяющим).

В обоих случаях авторы указывают на дискурсивный и субъективный характер понятия геополитического кода. Геополитический код основывается на образных и нематериальных представлениях о пространстве. Это значит, что геополитический код отличает конструируемость и множественность.

Масштаб и ориентация российского геополитического кода

Традиционно в геополитическом коде выделяют две ключевые переменные: масштаб и ориентацию. Масштаб характеризует локальный, региональный или глобальный уровень интересов и влияния государства. Ориентация описывает, на какой из центров глобальной силы страна ориентируется: на Европу, США, Россию, АТР или любой другой.

Отчасти подобные флуктуации российского геополитического кода нашли отражение в трансформации официальных стратегий внешней политики. В первом внешнеполитическом документе постсоветского периода — концепции внешней политики РФ 1993 г. [3] — есть претензии как на статус великой державы, так и на статус региональной державы. В качестве приоритетного направления внешней политики в концепции выдвигается ближнее зарубежье (прежде всего СНГ), и в числе главных задач на данном направлении упоминается урегулирование приграничных конфликтов и защита прав этнических русских.


Рис. 1. Мир, как он видится из России.

Источник: Атлас Le Monde Diplomatique /* под ред. Иноземцева В.Л. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 72.

Вторая переменная российского геополитического кода — внешняя обусловленность ее великодержавного статуса. Согласно представлениям российского общества, точкой входа в современность — то есть моментом, когда сложилась современная система международных отношений — следует считать конец Второй мировой войны, когда в результате переговоров членов антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме были выработаны актуальные правила поведения на международной арене и определены основные игроки: Россия и США, и с некоторым отставанием Китай и Европа. На Западе же трактовка статуса в мировой политике основана на том, что современные правила игры сложились не в 1945 г., а в 1991 г. по результатам холодной войны.

На самом деле в отношении восприятия стран в качестве друзей и врагов в России существует неоднозначность трактовок. В таблице представлены данные социологического опроса ФОМ о том, какие страны являются дружественными и не дружественными для России, какие представляются нужными партнерами, а также данные о контактах министра иностранных дел за последние 10 лет и объем внешнеторгового оборота за последние три года.

Дружественные страны, опрос ФОМ в апреле 2019 г. [8]

Недружественные страны, опрос ФОМ в апреле 2019 г. [9]

Самый нужный партнер России, опрос ФОМ в апреле 2019 г. [10]

Наибольшее число контактов С. Лаврова в 2010–2019 гг.

Внешнеторговые партнеры России по данным ФТС за 2017­–2019 гг.

В результате воздействия разнообразных факторов Россия сформировала оригинальный геополитический код — набор полити­ко-географических предположений, которые лежат в основе внеш­ней политики страны.

Он включает определение государственных интересов, идентификацию внешних угроз этим интересам, плани­руемое реагирование на такие угрозы, обоснование такого реагиро­вания.

В борьбе за существование Запад стал доминировать в экономическом и политическом планах, но он не смог полностью обезоружить со­перников, лишив их исконно присущей им культуры. В духовном поединке последнее слово еще не сказано.




Россия унаследовала от Византии функцию буфера и посредника между Востоком и Западом с соответствующими политико-куль­турными установками на терпимость и стремление к синтезу достижений Европы и Азии.

Историческая судьба русского народа была несчастной и страдаль­ческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерыв­ность и изменение типа цивилизации. В русской истории нельзя найти органического единства.

Исторический путь России проходил через следующие стадии культурного и государственного развития: 1) Языческий период; 2) Киевская Русь христианского времени; 3) Московское царст­во; 4) Петербургская империя; 5) Коммунистический период; 6) Посткоммунистический период.

При этом каждый последующий исторический этап революционно отрицал предыдущий и, не­взирая на крайнюю болезненность, отвергал не только те или иные устоявшиеся формы государственной и общественной организации, но также старые нормы и ценности.

Однако на каждом этапе развития интегрировались некоторые основополагающие особенности предшествующих и изменчивость со­четалась с преемственностью от поколения к поколению. Благодаря этому политическая куль­тура России продемонстрировала удивительную устойчивость своих базовых характеристик, своей, если так можно выразиться, структу­ры.

Политиче­ская система всегда фактически строится на монархических прин­ципах, хотя сам монарх может быть наследным или избираемым, пожизненным или временным, может носить различные титулы — великого князя, царя, императора, генерального секретаря или пре­зидента. При этом монархическая система повсеместно воспроизво­дится не только в глобальном, но и в локальном масштабе, вплоть до общественных структур на микроуровне.

В России в силу ряда исторических обстоятельств государство занимает доминирующее положение в общественной жизни. В России на протяжении многих веков не государство есте­ственным путем вырастало из гражданского общества, а граждан­ское общество развивалось под жестким патронажем государства. Демократические права и свободы в России, как правило, не завоевывались обществом в упорной борьбе, а даровались милостью монарха. Даже перестройка (80-е годы), которую в историческом плане можно расценивать как буржуазную революцию, была предпринята руко­водящей элитой, а не народными массами. Переход к демократии был провозглашен лидерами отнюдь не демократической партии (КПСС). Можно сказать, что этатизм является принципом общественной жизни в России: государство доминирует, общество занимает под­чиненное положение, что обусловливает неравноправные отноше­ния между государством и индивидом.

Этатизм (государственничество) (от фр. État — государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Из этого вытекают:

= огромная политическая роль бюрократии;

= патернализм и клиентелизм (стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; преимущественное использование элитами неформальных свя­зей); ориентация гражданина на социальное восхождение не в результате личного трудового вклада (по протестантскому об­разцу), а вследствие занятия более высокой позиции в государ­ственной иерархии и извлечения из этого соответствующих льгот и привилегий;

В Западной Европе, как писал П.Н. Милюков, общество и государство строились снизу вверх и власть явилась как высшая надстройка над предварительно сложившимся средним слоем. В России же государство иного типа — государство, формирующее общест­во. Геополитическая доминанта русского характера парадоксальна. Стихийный порыв к свободе и воле, замешанный на эгоизме, цен­тробежности и анархии русского человека, способствовал геополи­тической мощи русского государства.

В результате воздействия разнообразных факторов Россия сформировала оригинальный геополитический код — набор полити­ко-географических предположений, которые лежат в основе внеш­ней политики страны.

Он включает определение государственных интересов, идентификацию внешних угроз этим интересам, плани­руемое реагирование на такие угрозы, обоснование такого реагиро­вания.

В борьбе за существование Запад стал доминировать в экономическом и политическом планах, но он не смог полностью обезоружить со­перников, лишив их исконно присущей им культуры. В духовном поединке последнее слово еще не сказано.

Россия унаследовала от Византии функцию буфера и посредника между Востоком и Западом с соответствующими политико-куль­турными установками на терпимость и стремление к синтезу достижений Европы и Азии.

Историческая судьба русского народа была несчастной и страдаль­ческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерыв­ность и изменение типа цивилизации. В русской истории нельзя найти органического единства.

Исторический путь России проходил через следующие стадии культурного и государственного развития: 1) Языческий период; 2) Киевская Русь христианского времени; 3) Московское царст­во; 4) Петербургская империя; 5) Коммунистический период; 6) Посткоммунистический период.

При этом каждый последующий исторический этап революционно отрицал предыдущий и, не­взирая на крайнюю болезненность, отвергал не только те или иные устоявшиеся формы государственной и общественной организации, но также старые нормы и ценности.

Однако на каждом этапе развития интегрировались некоторые основополагающие особенности предшествующих и изменчивость со­четалась с преемственностью от поколения к поколению. Благодаря этому политическая куль­тура России продемонстрировала удивительную устойчивость своих базовых характеристик, своей, если так можно выразиться, структу­ры.

Политиче­ская система всегда фактически строится на монархических прин­ципах, хотя сам монарх может быть наследным или избираемым, пожизненным или временным, может носить различные титулы — великого князя, царя, императора, генерального секретаря или пре­зидента. При этом монархическая система повсеместно воспроизво­дится не только в глобальном, но и в локальном масштабе, вплоть до общественных структур на микроуровне.

В России в силу ряда исторических обстоятельств государство занимает доминирующее положение в общественной жизни. В России на протяжении многих веков не государство есте­ственным путем вырастало из гражданского общества, а граждан­ское общество развивалось под жестким патронажем государства. Демократические права и свободы в России, как правило, не завоевывались обществом в упорной борьбе, а даровались милостью монарха. Даже перестройка (80-е годы), которую в историческом плане можно расценивать как буржуазную революцию, была предпринята руко­водящей элитой, а не народными массами. Переход к демократии был провозглашен лидерами отнюдь не демократической партии (КПСС). Можно сказать, что этатизм является принципом общественной жизни в России: государство доминирует, общество занимает под­чиненное положение, что обусловливает неравноправные отноше­ния между государством и индивидом.

Этатизм (государственничество) (от фр. État — государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Из этого вытекают:

= огромная политическая роль бюрократии;

= патернализм и клиентелизм (стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; преимущественное использование элитами неформальных свя­зей); ориентация гражданина на социальное восхождение не в результате личного трудового вклада (по протестантскому об­разцу), а вследствие занятия более высокой позиции в государ­ственной иерархии и извлечения из этого соответствующих льгот и привилегий;

В Западной Европе, как писал П.Н. Милюков, общество и государство строились снизу вверх и власть явилась как высшая надстройка над предварительно сложившимся средним слоем. В России же государство иного типа — государство, формирующее общест­во. Геополитическая доминанта русского характера парадоксальна. Стихийный порыв к свободе и воле, замешанный на эгоизме, цен­тробежности и анархии русского человека, способствовал геополи­тической мощи русского государства.

Читайте также: