Геометрический орнамент это кратко

Обновлено: 24.04.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ.

Выполнил : воспитанник 7-б класса

Михалицын Петр Константинович

воспитанник 7-б класса

Крылов Константин Олегович

Научный руководитель:

Зевина Елена Петровна

Каждый человек должен знать историю своего народа. Знать как человек выражал себя, свое отношение к окружающему миру через узоры орнамента, которые являлись средствами общения. Без прошлого не бывает будущего.

Перед началом работы мы поставили следующие задачи . Исследовать историческое возникновение орнамента. Рассмотреть геометрический орнамент, способы его построения. Исследовать как с помощью геометрических знаков и символов человек выражал свое восприятие к окружающему миру. Приобщение к истории и национальной культуре.

Научится читать узоры графическим языком.

Гипотеза. Рассматривая геометрический орнамент, предполагаем, что национальные костюмы исторически украшаются орнаментом, составленным из геометрических фигур, и этот орнамент можно читать.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг – солнце, квадрат – земля, треугольник – горы, свастика – движение солнца.

Человек, живший постоянно среди природы и, наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему виду. Каждая линия, каждый знак были полны понятно ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или их группы. Возникновение орнаментики относится ко времени глубокой древности, ибо стремление человека украшать родилось уже на первых ступенях развития культуры и встречается в примитивном виде у древнейших народов нашей планеты. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Н.М. Калашникова, автор многих работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, отмечает то, что семантический

статус одежды, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития; они должны были читаться не только ее владельцем, но и соплеменниками.(1)

Под словом орнамент , орнаментика, понимаю те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Поэтому эти украшения должны вполне согласовываться с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть самостоятельными. Орнаменты составляются из геометрических и природных форм. Комбинируя плавно и соразмерно всевозможные прямые и кривые линии в различных положениях, художник, благодаря своему развитому вкусу, производит всеми нанесенными на предмет добавлениями несравненно большее впечатление, чем оно получилось бы от созерцания простой, чуждой всяких украшений вещи. Это ритм, череда повторяющихся мотивов, называемых еще раппортами. Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают в нас чувства покоя и гармонии. Ведь все сущее упорядоченное ритмами - сезоны, сердцебиение, музыка, жизнь и смерть. Орнамент - украшение в виде узора, которое характеризуется ритмически упорядоченным расположением повторяющихся изобразительных элементов. (из словаря рекламных терминов) В зависимости от того, из чего составлен орнамент, он носит разные названия:

- если о сновными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд-а стральный орнамент (от слова ”астра” – звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд.

-из отдельных букв или элементов текста – каллиграфический.
Задача орнамента — не только дополнять, но и украсить предмет, на котором он находится.

Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. Геометрия – наука о пространстве, точнее – наука о формах, размерах и границах тех частей пространства, которые в нем занимают вещественные тела. Таково классическое определение геометрии. Однако современная геометрия во многих своих дисциплинах выходит далеко за пределы этого определения. Люди с незапамятных времен использовали геометрические знания в быту. Геометрической формы были не только бытовые предметы, но и культовые.

Почти все названия математических фигур греческого происхождения. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого языка, а через латинский язык. Например:

Геометрический орнамент – узор, который состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрического орнамента являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы - фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками – продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношение его частей.

Окружность считается одной из самых совершенных и законченных форм. Она используется и как собственно орнаментальный элемент, и для ограничения поверхности. Линии с переменным радиусом кривизны несут в себе динамичность, напряженность, неравномерность и активное движение. При подборе цветовой гаммы изделия — будь то вышивка, изделие из бисера или кружева учитываются все свойства цвета, в том числе и его влияние на человека. Приведем таблицу цветовых сочетаний с учетом характера воздействия цвета на человека.

Цветовое сочетание

Воздействие на человека, восприятие цвета

приятное, теплое; при преобладании серого — строгое

Все части геометрического орнамента-основные его элементы и промежутки между ними (интервалы) должны быть одинаковы (равны) между собою или должны находиться в определенных соотношениях. Если и отдельные элементы (основные фигуры), составляющие орнамент, и промежутки между ними абсолютно равны и по размерам, и по форме, и по цвету, и по технике, то получится симметричный орнамент; если же в элементах или интервалах будет неравенство хотя бы по одному из указанных признаков, то получится орнамент только ритмичный. Построение орнаментов подчинено следующим принципам : повторение, чередование, инверсия, симметрия. Повторение - придает ценность малозначительному элементу, создает чувство покоя, уверенной силы.

Рисунок. Повторение


Рисунок. Повторение
Чередование - мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении.

Рисунок. Чередование


Рисунок. Чередование
Инверсия , или обратное расположение узора. Один и тот же мотив располагается в противоположном направлении и дает возможность избежать однообразия при использовании одинаковых и неустойчивых форм.



Рисунок. Инверсия
Симметрия - расположение двух сходных мотивов по обе стороны от оси.
Симметрия бывает: полная (зеркальная), относительная (достигается равновесием масс, цветовых пятен), частичная (детали мотива разные).


Обычно в орнаментах комбинируются и симметричные и ритмичные сочетания. За основу любого орнамента берется какая-либо линия или несимметричная фигура, которая затем повторяется (переносится) различными способами. Наиболее простой способ повторения — зеркальное отражение. И фигура человека, и фигуры животных спереди или сзади симметричны по вертикальной оси, т. е. правая и левая половины у них одинаковы и повторяются как бы зеркальной плоскостью. Другой способ повторения фигуры может быть путем вращения вокруг какой-либо точки или оси, проходящей через точку. Фигура при вращении может повторяться много раз. Это будет симметрия вращения. При вращении фигура должна повторяться на равных расстояниях.

Для орнамента характерны, как геометрические, так и криволейно – растительные узоры. Ромб – элемент геометрического характера, земледельческий культовый символ. Одиночный ромб с завитками – символ плодородия земли и скота, он должен быть украшен элементами орнамента как внутри, так и снаружи. Цепочка ромбов означает дерево жизни.

Представление о солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо - бога весеннего солнца. Представление о солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо - бога весеннего солнца.

- сарафан замужней женщины: квадраты – засеянное поле, сколько птичек - столько и дочек.

Изучая используемую литературу для подготовки данной работы, было приобретено много интересных знаний из истории народного творчества и геометрии, что еще раз убеждает в многогранности применения этой науки (геометрии) и необходимости ее изучения. Не вызывает сомнения важность применения закономерностей и законов геометрии.

Геометрический орнамент – декор, состоящий из простых геометрических фигур. Относится к самому древнему и распространенному, в том числе и в наше время, виду. Известны образцы предметов быта, украшенные геометрическим орнаментом, относимые еще к палеолиту. Наряду с простыми элементами и формами – кругом, треугольником, прямоугольником – в такие узоры могут быть включены линии, прямые и кривые. Данный вид орнамента называют также абстрактным или не изобразительным.

Становление геометрического орнамента

Геометрически орнамент возник задолго до появления текстиля, керамики, металлических предметов быта и орудий труда и каких бы то ни было рукотворных архитектурных сооружений. Как украшения для этих форм он стал использоваться по мере их изобретения. В большинстве случаев орнамент при этом выполнял не столько функцию украшения, сколько нес сакральный мистический смысл. Одним из самых первых распространившихся повсеместно элементов орнамента стал ромб. Так же достаточно часто использовался ромбо-меандровый орнамент. Данный геометрический элемент можно считать структурообразующим. Именно ромб лежит в основе орнамента в целом.

В качестве примера можно привести найденные на территории России костяные фигурки Матери-прародительницы, относимые к эпохе палеолита, декорированными именно ромбическим орнаментом. Женщины того времени на празднествах украшали себя именно таким узором. Постепенно он стал символом именно плодородия, удачи и процветания. Палеонтологом В. И. Бибиковой было убедительно доказано, что ромб и волнообразные линии, часто сопровождающие его, являются ничем иным, как воспроизведением узора мамонтовой кости. Раскопки показали, что такой орнамент использовался повсеместно, начиная от неолита и до бронзового века. Вплоть до гальштатской эпохи он помещался в основном на ритуальных предметах и жертвенниках.

Арабский геометрический орнамент

Создание бесконечного орнамента состоит из следующих основных этапов:

• выбор определений раппортной системы;
• построение отдельных мотивов;
• размещение их на сетке;
• выбор способа исполнения (зависит от материала).

Художественная сторона в орнаментах напрямую связана с четвертым этапом, то есть находиться в полностью зависимости от того, на каком предмете будет выполняться декор. Еще одной особенностью именно арабского узора является получения очень сложных геометрических систем всего лишь из одного мотива. О сложности орнаментов говорит, например, то, что уже в XVIII веке восточные художники умели гармонично сочетать двенадцатиконечные звезды с пятиконечными.

Но, как уже упоминалось, мастера довольно часто отступали от строго математического расположения мотивов в пользу творчества. При этом, конечно, нарушалась сетка, использовались геометрически неправильные фигуры, либо добавлялись новые. Именно благодаря этому стало возможным создание на Востоке нескольких разных школ орнамента. Геометрический орнамент веками использовался для украшения текстиля, интерьеров, предметов быта, оружия и орудий труда. И в наше время этот вид декора является одним из самых популярных. Что-либо более подходящее для оформления окружающих человека предметов достаточно простое в исполнении и при этом эффектное найти, кажется, просто невозможно.

Разновидность орнамента, составленного из прямых, изломанных и округлых линий, образующих геометрические элементы — круги, прямоугольники, многоугольники и т.п. — или переплетающиеся линии, плетенки (иногда с включением крестов). Несложные элементы Г. О. (кружки, ромбы и т.п.) украшают в иконописи галуны, оторочки и каймы одежд, а также золоченые фона и обрамления икон XIX-XX вв.

Словарь изографа. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт . В. В. Филатов . 1997 .

Смотреть что такое "геометрический орнамент" в других словарях:

Орнамент — (от лат. ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как… … Художественная энциклопедия

Геометрический стиль — Геометрический стиль. Аттическая амфора. 2 я четверть 8 в. до н.э. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, одна из ранних стадий (9 8 вв. до нашей эры) развития древнегреческого искусства. Наиболее ярко проявился в вазописи, отчасти в мелкой пластике и глиптике:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ — ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ, геометрическая, геометрическое (научн.). 1. прил. к геометрия. Геометрическая теорема. Геометрические тела (шар, конус, пирамида, призма и др.). Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг и др.). 2. Состоящий из линий,… … Толковый словарь Ушакова

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ — в искусстве ранняя (9 8 вв. до н. э.) стадия развития древнегреческого искусства: геометрический орнамент, геометризованные фигуры людей и животных в вазописи, схематичные бронзовые статуэтки … Большой Энциклопедический словарь

Геометрический стиль — Гидрия в стиле геометрики. 750 700 гг. до н. э. Лувр … Википедия

геометрический стиль — в искусстве, ранняя (IX VIII вв. до н. э.) стадия развития древнегреческого искусства: геометрический орнамент, геометризованной фигуры людей и животных в вазописи, схематичные бронзовые статуэтки. * * * ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ… … Энциклопедический словарь

Орнамент — на здании … Википедия

Орнамент — исполненное в одной плоскости, выделенное рельефно илирезанное вглубь, одноцветное или иллюминованное красками изображение,служащее в архитектуре украшением различных частей зданий (полов,потолков, карнизов, фризов, капителей колонн, самых стен и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ОРНАМЕНТ — (от латинского ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента в искусстве палеолита, большого разнообразия форм орнамент достиг в… … Современная энциклопедия

Орнамент — (от латинского ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента в искусстве палеолита, большого разнообразия форм орнамент достиг в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орнамент — один из древнейших видов изобразительного искусства, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражались чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он появился уже в эпоху верхнего палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

Орнамент возник из подражания формам живой природы. Например, меандровый орнамент древнего браслета с Мезинской стоянки, предположительно, повторяет рисунок на спиле бивня мамонта.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента.



Геометрический орнамент

Геометрический орнамент состоит из различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий (ломаной, в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований.

Как наиболее древний он помогал человеку выразить свое представление о мире. Основные знаки-символы: круг, квадрат или ромб (солн­це); прямые горизонтальные линии (земля); волнистые линии (вода). Они располагались на предмете ритмически, обогащались реальными или фантастическими мотивами. Наскальные изо­бражения, черепки, покрытые точками, спиралями, бо­роздами, кругами – это попытка первобытных людей что-то обозначить, сообщить на расстоянии о каком-ли­бо событии.

Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых рук-лучей или в виде крылатого шара характерно для Древнего Египта. В славянском орнаменте солнце изображалось в виде лучистой розетки, много­гранника, ромба.

Ромб в восточных орнаментах прочитывается как изображение человека. Изображение спирали считается символом водной стихии. Одновре­менно этот символ служил для передачи в изображении стихийных бедствий — наводнений, ураганов.

Зооморфный орнамент

Фантастические животные встречались в орнаментах Древнего Егип­та, Древнего Востока, Европы.

Происхождение звериного стиля, связанного с пере­житками тотемизма (культа животных — прародителей рода).

Растительный орнамент

Элементы и мотивы растительного орнамента (листья, цветы, ягоды, ветки, деревья и т. д.) использовались в орнаментах многих народов мира.

Образ цветущего сада — олицетворение представлений народа о счастье и благополучии в поэтическом и изобра­зительном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских или мужских фигур или полуфигур.

Вязь, или шрифтовой орнамент – искусное соединение букв в текстах превращающее строку в нарядный орнамент.

Геральдический орнамент

Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Законы построения орнамента

Главное от­личие орнамента от других видов художественного изо­бражения, подчиненность расположения изобразитель­ных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива или раппорта.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Линейный орнамент (бордюр)

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий.

Сетчатый орнамент

Повторяющиеся узоры, основу которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняют плоскость. Математики насчитывают семнадцать принципиальных вариантов такого заполнения. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические.

Замкнутый орнамент

Замкнутым называ­ют орнамент, который находится в определенных грани­цах, а его основной мотив не распространяется на поле орнамента. По характеру замкнутый орнамент представляет со­бой изображение растительного харак­тера в границах простой формы — квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, окружность, ромб и др. В структуре орнамента лежит симметричное построение мотива отно­сительно центра. Бывает нарочито асиммет­ричное построение, когда нет ярко выраженной симмет­рии.

Читайте также: