Географическое положение японии в 18 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Раздел 5. Япония в XVII – XVIII вв.

Понятийный аппарат

самая древняя из трех мировых религий.

китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.).

поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать

аристократическое окружение императора в Киото.

титул японского император.

Политика закрытых дверей

1) политика отчуждения. Запрет на приезд иностранцев в страну. 2) политика изоляции от внешнего мира.

принцип или начало (лат. Principium, греч. Αρχή) — в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

титул военно-феодальных правителей Японии, при которых в 1192-1867 императорская династия была лишена реальной власти.

феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 г . Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава. Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 г . Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названию столицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо.

религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вера в сверхъестественные силы духов и во множество богов.

форма религии, сочетающая в себе элементы различных других религий.

социальная структура сёгуната. Си – самурайство, но – крестьяне, ко – ремесленники, се – торговцы.

социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Основные события

Правление династии сёгунов Токугава в Японии

подписан договор между Японией и США.

подписаны англо-японские соглашения.

подписаны русско-японские соглашения.

соглашение между Голландией и Японией.

подписано французско-японские соглашения.

падение сёгуната Токугава.

Тема: Япония XVII – XVIII вв.

1. Социально – политическое положение Японии

А. Политическое положение. Двоевластие

В. Социальная структура

Население 18 млн. Крупные города: Нагасаки, Хаката, Эдо (500 тыс), Осака (270 тыс.), Киото (500 тыс)

К началу XVII в. в Японии было около 260 княжеств.

II. Внешняя политика сёгуна Токугавы

Причина: держать в повиновении весь народ, защищать государство от крестьянских восстаний, набегов иноземцев, распространение христианских религий;

Факты: 1640 г . – указ, запрещающий принимать иностранную веру;

1636 г . – запрет японцам выезжать за пределы Японии, нарушителей ожидала смертная казнь;

1638 г . – правительство Токугавы изгнало из страны всех португальцев и испанцев.

1637 г . – жители города Самабар, исповедовавшие христианство, выступили против порядка Токугавы, но были жестоко подавлены.

Японцы постоянно следили за новшествами в Китае, Западных странах.

Результат: XVII – XVIII вв. расцвет яп. культуры (создавались музыкальные произведения, прикладное искусство, живопись и т.д. – основанные на традиционной культуре)

III. Роль религии в Японии.

Синтоизм – религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов;

Буддизм – сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы.

Конфуцианская теория – проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.

Синкретическая религия – синтоизм + буддизм, основная часть населения.

В XVIII в. в Японии прочно утвердились синтоизм и конфуцианство.

проводил политика контроля над классом феодалов.

разделил самураев на несколько разрядов:

1603 г . – взял себе титул сёгуна.

Начало новой династии в Японии, Токугава (1603-1867).

Контрольные вопросы по теме Япония .

1. Основным землевладением в Японии было-

А) дайме В) сёэн С) буси Д) ронины Е) микадо

2. Японию объединил-

А) Ода Нобунага В) Тоётоми Хидэёси С) Хорошито Миномото Д) Токугава Е) Мицуи

А) Самураев. В) Крестьян. С) Императора. D) Чиновников.

Е) Городских жителей.

А) Киото. В) Хиросима. С) Нагасаки. D) Эдо. Е) Осака.

5. К началу 17 века в Японии было:

А) 200 княжеств. В) 260 княжеств. С) 300 княжеств. D) 360 княжеств. Е) 160 княжеств.

6. Подавив в 1637 году восстание на острове Кюсю, сегун объявил Японию:

А) Закрытой для иностранцев.

В) Открытой для иностранцев.

С) Демократической страной.

D) Рабовладельческим государством.

Е) Независимым государством.

А) Ремесленный центр.

В) Ювелирная мастерская.

С) Титул императора.

Е) Название сословной системы.

8. Основная религия в Японии:

А) Христианство. В) Ислам. С) Синтоизм. D) Конфуцианство. Е) Иудаизм.

9. Аристократическое окружение императора называлось:

А) Дайме. В) Сегуны. С) СЕ D) Кугэ. Е) Самураи

10. Обедневшие самураи – это:

А) Ронины В) Ямасиро. С) Якудза D) Тайба Е) Буси

1. Дайте определения следующим словам:

Сёгунат____________________________________________________________

Си_________________________________________________________________

Дайме______________________________________________________________

Кугэ_______________________________________________________________

Сейлор Мун, аниме, японская культура

Географическое положение Японии

japan

Географическое положение страны является одним из важных факторов, которые влияют на ее экономическое развитие, историю, культуру и менталитет народа этой страны.

Географическое положение Японии само по себе довольно специфично, что не в последнюю очередь определило и специфичность ее культуры.

Япония, расположенная на островах Японского Архипелага (всего их 6852) в северо-западной части Тихого Океана, у восточной оконечности Евразии, изолирована от континента морями. На юге и востоке это Тихий Океан (часть Тихого Океана к западу от островов Огасавара также называют Филиппинским морем), на северо-западе – Японское море, которое отделяет Японию от Корейского полуострова, на западе – Восточно-Китайское море, отделяющее архипелаг от Китая и Тайвани, на северо-востоке – Охотское море. Через негоЯпония граничит с Россией. Таким образом, у Японии нет сухопутных границ с другими странами. Самая ближайшая морская граница — с Россией.

Море между островами Кюсю и Сикоку также называют Внутренним Японским морем ( или Сэто-найкай), и в нем расположено большое количество мелких островов.

Береговая линия островов сильно изрезана, особенно в юго-западной ее части, и составляет 29 751 км.

Если говорить о морских течениях, то с южной стороны Японских островов проходит теплое течение Куросио, течение Японского моря, а с севера –холодное течение Оясио.

Сам Японский архипелаг представляет собой узкую и длинную цепь островов, по форме напоминающих лук. Среди них 4 крупных острова, составляющих основную территорию (с севера на юг):

а также 6848 мелких. Они состоят из

— островов Огасавара , расположенных на юге от основной территории,

-островов Нансэй, или Рюкю,на юго-западе. Самым крупным из них является остров Окинава

Площадь территории Японии составляет 378 000кв. км, из них 374 744 кв. км занимает суша, а остальное — вода. По площади страна на 61 месте в мире. 70% ее территории занимают горы, 67% покрыто лесами, то есть львиную долю территории Японии составляет лесистый горный ландшафт.

Японию считают маленькой страной. Однако по площади она больше Англии, Германии,Новой Зеландии, Малайзии, Италии или Кореи. Но из-за того, что большую часть ее территории занимают горы, для расселения пригодны лишь узкое побережье и немногочисленные равнины (самая большая из них — Канто, равная 13 тыс. кв. км). Это определяет высокую плотность населения страны.

Реки здесь короткие, опять же, из-за обилия гор. Ни одна из них не является сквозной артерией, которая соединяла бы запад и восток страны, поэтому японские реки никогда не играли роли важных транспортных путей, которую играют реки в континентальных странах. При этом они располагаются в дождливых районах, поэтому их течение очень мощное и быстрое, и они образуют долины в горных районах и наносы в устье.

Большая протяженность страны с севера на юг определила разнообразие ее климата в различных районах: от холодного климата Хоккайдо до тропического на южных островах.

Климат восточной части Японии, обращенной к Тихому океану, сильно отличается от климата западной части, обращенной к Японскому морю, так как страна разделена вдоль горными массивами в центральной части архипелага.

Зимой в северо-западной части Японии, где дуют холодные сезонные ветра, выпадает много снега, тогда как для восточной части характерна ясная и сухая погода. Разница температур постепенно повышается к северу. Для климата Японии характерна четко выраженная смена времен года.В начале лета бывает затяжной период дождей, после которого наступает жаркая и влажная погода. Во второй половине августа жара спадает, и приходит сухая осень. Осенью часто бывают тайфуны, представляющие большую опасность.

Япония бедна минеральными ресурсами, что определяет интенсивный, ресурсосберегающий характер экономического развития страны. Животный мир из-за островного положения Японии также беден. Особенности ландшафта не дают возможности для разведения и выпаса скота. Вместе с тем, морские течения создают благоприятные условия для обитания огромного количества видов рыб.Это повлияло на традиционный рацион питания обитателей Японского архипелага, большую долю которого составляют морепродукты.

После того, как умер Тоётоми Хидэёси, на престол взошел Токугава Иэясу. В 1600 году, при помощи аристократии, он победил в битве при Сэкигахара род Тоётоми и в течение дальнейших 15 лет уничтожил этот клан.

В 1603 году император дал Иэясу титул сёгуна и создал новый сёгунат в городе Эдо.

Период существования данного правительства самураев принято называть эпохой Эдо (1603—1867).

Япония 17-19 век

Ияэсу Токугава история Японии

В первой половине 17 столетия правительство Японии было заинтересовано во взаимодействии с государствами Европы и остановило гонения христиан. Пытаясь развить межгосударственную торговлю и получить от нее большую часть выгоды, сёгунат в 1604 году сделал необходимым лицензирование японских кораблей, отбывавших за рубеж в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем, борьба в Японии протестантских Голландии и Англии с одной стороны и католических Португалии и Испании с другой, угрожала втянуть Японию в войну этих стран. Из-за этого Япония начала проводить политику по ограничению связей с Европой и её колониями, позже названную сакоку.

В 1614 году сёгунат наложил запрет на христианство, считая, что это средство зарубежного воздействия. Тысячи японских христиан были подвергнуты гонениям, а отъезд за границу, где была возможность принять крещёние, был невозможным. По этой причине в 1637 году некоторые крестьяне и самураи острова Кюсю, которые исповедовали христианство, устроили мятеж в Симабаре. Сёгунат в течение года усмирил восставших, и в 1639 году, чтобы полностью ликвидировать христианство, издал указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Поблажки давались Голландии, суда которой, оказавшие помощь в подавлении восстания, получили исключительную возможность торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.

Пытки христиан в Японии картина

С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.

Социально-экономическое развитие Японии в 17-19 веках

Японский социум эпохи Эдо был сословным и делился на 4 крупных класса: воинов-самураев, крестьян, торговцев и ремесленников. Государством управляла исключительно самурайская знать. В классовую систему не входили парии, занимавшиеся черным трудом: утилизацией отходов, тюремной службой, уборкой. Главенствующими религиями являлись буддизм и синтоизм. Присутствовал порядок регистрации жителей при буддистских монастырях по району проживания. Христианство не было разрешено, из-за чего его приверженцы пребывали в подполье. Официальной идеологической философией государства являлось неоконфуцианство, которое получило наиболее сильную популярность в период владычества Токугавы Цунаёси и во время деятельности исследователя Араи Хакусэки. Его преподавали в национальной академии, которая была создана Хаяси Радзан. Под воздействием неоконфуцианства был основан кодекс самураев бусидо.

Цинаеси история Японии

Дэдзима история Японии

Дэдзима, голландская фактория

Экономика Японии времен Эдо была наполовину натуральной. В государстве в качестве денег использовались серебряные и золотые монеты, но дань и заработная плата выплачивались рисом. Поэтому особую важность имели села, главные поставщики риса и плательщики дани. Японские сёла управлялись головами, но важные решения утверждали коллективно. В поселениях была принята схема круговой поруки и взаимовыручки. Ради поддержки села правительство не разрешало крестьянам продавать землю и переезжать в города. Благодаря такому курсу, в 17 столетии крестьяне расширили размер всех пахотных земель государства в два раза, создали новые орудия труда и принялись выращивать технические растения — коноплю, чай, хлопок, рапс и всевозможные красители.

Продажа зерна в Японии

Продажа зерна и хвороста

Период реформирования, Япония 18, 19 век

Кабан японская валюта

Кобан, японская валюта

Одновременно власть восточнояпонских обособленных провинций Тёсю-хан и Сацума-хан преодолела экономические трудности своими силами. Они привлекли к руководству одаренных самураев из низов и энергично поддерживали торговлю. В течение короткого времени обе провинции приобрели достаточную силу, чтобы соперничать с сёгунатом.

Культура эпохи Эдо, Япония 17-19 век

В 17-19 столетии традиционная культура Японии окончательно сформировалась. В конце 17 — начале 18 века общеяпонскими центрами культуры и науки являлись Осака и Киото, а во второй половине 18 столетия эти функции исполнял город Эдо. Культуру эпохи киотско-осацкого преобладания называют культурой Гэнроку, а культуру времен Эдо — культурой Кассё. Они так названы в честь соответствующих лозунгов властвования Императоров.

Театр кукол нингё-дзюрури распространился благодаря поэтическим постановкам драматурга Тикамацу Мондзаэмона. В художественном искусстве энергично творили художники школ Кано, Рин и Тоса. Одновременно был создан новый стиль гравюр укиё-э, родоначальником которого стал Хисикава Моронобу. Кроме того развивались точные и естественные науки, в особенности агрономия и математика.

Три красавицы Япония

Три красавицы (1793)

Брама Никко святилище Ияэсу Япония

Брама Никко, святилища Иэясу

Видео

Видео, в котором нассказывается про эпоху конца изоляции.

Жанр статьи - История Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема "Япония в XVI - XVIII веках"


Цель: способствовать пониманию учащимся наиболее полного представления о развитии Японии в XVI – XVIII веках.

Задачи :

Образовательная : охарактеризовать социально-экономическое положение Японии в XVI – XVIII веках, раскрыть события внешней политики сегуната Токугавы, изучить особенности национальной культуры;

Развивающая: учить анализировать внутреннюю и внешнюю политику различных государств, умение работать в группе, изложение собственных позиций, работа над развитием сознательной работы;

Организационный момент

Психологический настрой

Совместное целеполагание

Активизация мыслительной деятельности учащихся

Введение нового материала

Физкультминутка

Первичная проверка понимания нового материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Выставление отметок с комментированием

Организационный момент

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Психологический настрой

Класс разделен на четыре группы. Группам предлагается просмотреть видео ролик о чайной церемонии, в которой зашифрована тема урока.

Учитель: Давайте сейчас вместе просмотрим видеосюжет, а ваша задача – догадаться , о какой стране пойдет речь на уроке и понять, о какой традиции шла речь? (Япония) Откроем тетради:записываем тему урока и дату на полях.

Учитель: Многие иностранцы бывают сбиты с толку, видя постоянно улыбающихся японцев. Это тоже их своеобразная традиция. Даже самые неприятные моменты в общении здесь принято сопровождать улыбкой. Я хочу, чтобы и мы с вами поглядели друг на друга, улыбнулись, поглядели на наших гостей и также улыбнулись. Мы начинаем наш урок.

Совместное целеполагание

Учитель: Что мы узнаем об этой нации? (ответы учащихся). Конечно, вы правы. Мы действительно узнаем о развитии Японии как внутри государства, так и о ее взаимодействии с другими странами. Работать мы будем в четырех группах. А я постараюсь вызвать интерес к развитию истории этого государства.

Учитель: Я предлагаю организовать нашу работу по следующему плану

( Ознакомление с планом урока )

Отношения с европейцами.

Культура Японии эпохи Токугавы.

Активизация мыслительной деятельности учащихся

Составление кластера.

Учитель: Какие ассоциации у вас вызывает слово Япония . Во время заполнения кластера вы можете подходить друг к другу, советоваться и после вывесить на доске свои результаты (каждая группа презентует свой кластер).

Учитель: невозможно говорить о стране, не понимая, где она расположена на карте. Ведь от географического положения государства зависит успех ее развития. Давайте определим географическое положение Японии и охарактеризуем его. (Работа с картой):

1,3 группы - Показать, где расположена Япония;

2,4 Группы - Найти, какие острова составляют государство Япония (работа с учебником).

Учитель: Япония – островное государство. Расположена на крупнейших островах Хонсю, Сикоку, Кюсю, Хоккайдо.Обратившись к историческим источникам, я выяснила некоторые данные о социально-политическом развитии этого государства на начало 17 века. В начале 17в в Японии было около 260 княжеств, численность населения достигала 18 млн. человек, 80% населения занималось с/х.

Введение нового материала

1 вопрос. Объединение Японии.

Учитель: Давайте вместе с вами выясним, кто управлял этим государством. Охарактеризуем внутриполитическое положение этой страны. Я вам предлагаю взять конверты, в которых есть буквы, сложить слово и найти значение этого термина в учебнике. Командам из букв собрать слова (самурай, сёгун),Ответы учащихся. Самурай – это…; сёгун – это … .

Учитель: На самом деле правителем японского государства считался микадо – император. Нов 1603 г. – власть захватил сёгун (военачальник) ТокугаваИэясу( самым богатым был род Токугава). Сегунская власть передавалась от отца к сыну. Япония сформировалась в централизованное государство, где был установлен военный порядок.

Учитель: Какие выводы можно сделать из сказанного?

Запись в тетрадь: Япония –централизованное государство, в котором установлен военный порядок.

2 вопрос.СёгунатТокугавы.

Учитель: Итак, мы с вами увидели, что власть в государстве принадлежала двум лицам. Что это значит?Давайте выясним, кому на самом деле принадлежала власть в стране и, на кого в управлении государством опирался правитель.

Двоевластие в Японии

Сёгуны реально правили государством

Столица страны г . Эдо(Токио) – резиденция сегунов.

Благодаря становлению централизованного государства, началось крупное строительство городов, таких как:Эдо, Осака, Киото, Нагоя, Нагасаки, Хаката. Число жителей Эдо и Киото – 500 тыс человек, Осака – 270 тыс. человек.

Учитель: Как вы считаете, было ли в Японии сословное разделение? (ответ учащихся). Конечно, да. Давайте вместе рассмотрим социальную структуру эпохи СегунатаТокугавы.

Социальная структура сёгуната

Самураи- си Сословная система Крестьяне- но

(самые богатые слои населеия

Ремесленники- ко Торговцвы - се

Учитель: Я предлагаю вам записать данную схему в ваши тетради.

VI .Физкультминутка

Учитель: Япония – это та страна, где люди очень бережно относятся к своему здоровью. Давайте и мы на минуточку представим себя частичкой этой нации. И сделаем традиционную японскую зарядку.

3 вопрос. Отношения с европейцами.

Учитель: Как вы считаете, могли ли европейцы в 16-18 веках оказаться на территории далёкой, неизвестной Японии? (ответы учащихся). Конечно, могли. Благодаря ВГО им покорились все моря и океаны. Кто из европейцев первым оказался на этих далеких островах? Какие другие европейские страны появились здесь позже? (работа с учебником). Сейчас каждая группа получит исторический документ, после прочтения которого, вам необходимо ответить на вопрос.

Какова цель появления здесь европейцев?

Какую опасность почувствовали японские власти?

Какие меры были предприняты для предотвращения миссионерской деятельности?

Кому из европейцев всё же было разрешено оставаться на территории страны?

(ответы учащихся)

Внешняя политика сёгуната

Учитель: Но давайте задумаемся, какие выгоды преследовала Япония от сотрудничества с Европой? (ответы учащихся).

Учитель: Династия Токугава налаживала отношения с иностранцами, нуждаясь в их знаниях, методе производства оружия, торговле.

Европейцы занимались миссионерской деятельностью. 700 тысяч японцев приняли христианскую веру.

4 вопрос. Самоизоляция.

Учитель: Несмотря на сотрудничество с европейскими странами все же правительство Японии приняло решение о введении политики самоизоляции. Как вы понимаете этот термин? Самоизоляция – закрытие страны для иностранцев.

Однако японцы постоянно следили за новшествами как в Китае, так и в западных странах. Привозили много европейской научной литературы.

Каковы последствия подобной внешней политики для Японии:

(работа в группах)?
а) положительные; б) отрицательные?
А) Сохранили независимость страны;
Б) Возможность отставания в развитии из-за сохранения традиционных отношений в обществе и хозяйстве, ослабление государства перед лицом более развитых стран. Угроза порабощения сохранялась.

5 вопрос. Культура.

1 группа: развитие образования (работа с текстом)

2 группа: развитие книгопечатания (работа с текстом)

3 группа: искусство (работа с текстом)

4 группа: одежда (работа с текстом)

Учитель : Что касается литературы, то самым популярным направлением было написание стихов – хайку. Давайте ознакомимся с написанием таких стихов (работа с учебником).

Я предлагаю каждой группе попробовать себя в качестве японских поэтов того времени. В конвертах есть строки стихов, составьте свои стихи (работа в группах).

А теперь сравним ваши варианты с автором. В школьном краеведческом музее средней школы № 1, где я являюсь руководителем, мы с учащимися изучаем также культуру разных стран. И Скорая Ксения сочинила для вас стихи в японском стиле. (Стихи на экране).

Читайте также: