Географическое положение древнееврейского царства кратко

Обновлено: 08.07.2024

Гео­гра­фическим ядром Израильского царства был гор­ный ре­ги­он, про­тя­нув­ший­ся от северных под­сту­пов к Ие­ру­са­ли­му до Из­ре­ель­ской до­ли­ны; главными го­ро­да­ми это­го ре­гио­на бы­ли Си­хем (еврейский Ше­хем; современный На­блус; по-ви­ди­мо­му, пер­вая сто­ли­ца Израильского царства), Фир­ца (еврейский Тир­ца; сто­ли­ца Израильского царства в начале IX века), Са­ма­рия (еврейский Шом­рон; сто­ли­ца Израильского царства со 2-й четверти IX века и до кон­ца его су­ще­ст­во­ва­ния) и Ве­филь (евр. Бет-Эль). В пе­рио­ды уси­ле­ния Израильского царства под его кон­тро­лем на­хо­ди­лась вся Северная Па­ле­сти­на (вплоть до города Дан вклю­чи­тель­но, т. е. прак­ти­че­ски до современной из­ра­иль­ско-ли­ван­ской гра­ни­цы), а так­же Заи­ор­да­нье (тер­ри­то­рии, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­щие с вос­то­ка к реке Иор­дан и Мёрт­во­му мо­рю).

Со­глас­но Биб­лии, к X веку на тер­ри­то­рии Па­ле­сти­ны сло­жи­лось мо­гу­ще­ст­вен­ное еврейское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме, од­на­ко по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (ко­то­рая мо­жет быть от­не­се­на к 920-м или 930-м годам) это цар­ст­во рас­ко­ло­лось на Се­вер­ное (Израильское царство) и Юж­ное (Иу­дей­ское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме). Не­взи­рая на поч­ти по­сто­ян­ные вой­ны друг с дру­гом, два еврейских го­су­дар­ст­ва на­хо­ди­лись в тес­ной свя­зи. Зем­ли Израильского царства бы­ли бо­лее пло­до­род­ны­ми, чем зем­ли Иу­дей­ско­го цар­ст­ва; ре­мёс­ла и городская жизнь так­же бы­ли бо­лее раз­ви­ты, чем на юге. В пе­рио­ды военного уси­ле­ния Израильское царство стре­ми­лось пре­вра­тить Иу­дей­ское цар­ст­во в сво­его вас­са­ла. Ис­то­рия Израильского царства до начала IX века вклю­чи­тель­но из­вест­на нам толь­ко из биб­лей­ских пре­да­ний. На 2-ю треть - середину IX века при­хо­дит­ся рас­цвет Израильского царства. Это вре­мя прав­ле­ния ца­ря Ом­ри (ко­то­рый, со­глас­но Биб­лии, был ос­но­ва­те­лем Са­ма­рии) и его сы­на Аха­ва. Ко вре­ме­ни Аха­ва от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние Израильского царства в др. ис­точ­ни­ках (кро­ме Биб­лии) - в рас­ска­зе ас­сирийского ца­ря Сал­ма­на­са­ра III о бит­ве при Кар­ка­ре в 853 году. За пе­рио­дом по­ли­тической сла­бо­сти (2-я половина IX - начало VIII веков) по­сле­до­вал но­вый рас­цвет Израильского царства при Ие­ро­воа­ме II (786-746 годы).

В хо­де во­енных кам­па­ний 734-732 годов ас­сирийский царь Тиг­лат­па­ла­сар III пре­вра­тил Израильское царство в сво­его дан­ни­ка и зна­чи­тель­но умень­шил его тер­ри­то­рию. Со­бы­тия по­след­них лет су­ще­ст­во­ва­ния Израильского царства не­яс­ны. Со­глас­но од­ной из над­пи­сей ас­сирийского ца­ря Сар­го­на II, в пер­вый год сво­его прав­ле­ния (722 год) он раз­ру­шил Са­ма­рию и по­ло­жил ко­нец не­за­ви­си­мо­сти Израильского царства, но многие учё­ные счи­та­ют, что это про­изо­ш­ло ещё при его пред­ше­ст­вен­ни­ке Сал­ма­на­са­ре V. Так или ина­че, зна­чительная часть жи­те­лей Израильского царства бы­ла де­пор­ти­ро­ва­на Сар­го­ном II в от­да­лён­ные про­вин­ции Ас­си­рии, а на тер­ри­то­рии бывшего Израильского царства пе­ре­се­ле­ны лю­ди из др. стран. Од­на­ко в це­лом ме­ст­ное на­се­ле­ние со­хра­ни­ло многие тра­ди­ции древнееврейского язы­ка, куль­ту­ры и ре­ли­гии; сфор­ми­ро­вав­ший­ся на тер­ри­то­рии быв­ше­го Израильского царства свое­об­раз­ный эт­нос (са­ма­ри­тя­не) хо­ро­шо из­вес­тен по ан­тич­ным и средневековым ис­точ­ни­кам, не­боль­шие об­щи­ны са­ма­ри­тян со­хра­ни­лись до на­ших дней.

Со­глас­но Биб­лии, по­стро­ен­ный Со­ло­мо­ном в Ие­ру­са­ли­ме Храм яв­лял­ся един­ст­вен­ным ме­стом, где мож­но бы­ло со­вер­шать бо­го­слу­же­ние. Ца­ри же, ес­те­ст­вен­но, по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли свя­ти­ли­щам, на­хо­дя­щим­ся на тер­ри­то­рии Израильского царства (Ве­филь, Дан, Са­ма­рия). По­это­му они (и пре­ж­де все­го ос­но­ва­тель Израильского царства Ие­ро­во­ам I) трак­ту­ют­ся в Биб­лии как от­ступ­ни­ки, вся ис­то­рия Израильского царства пред­ста­ёт как гре­хов­ная, а ко­нец его - как за­слу­жен­ная ка­ра. На тер­ри­то­рии Израильского царства про­по­ве­до­ва­ли про­ро­ки биб­лей­ские (Илия, Ели­сей, Амос и Осия).

О евреях можно прочитать в Ветхом Завете в Библии. Там есть известное место, где рассказывается, как их заставили работать на египетских царей.

Во время сильной засухи, когда долго не было дождей, земля вы­сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа­саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас­ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото­рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве­стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

Евреи пришли в Ханаан примерно в 1250 г. до н. э. После многочисленных сражений они отвоевали часть земли и поселились там, намереваясь заняться земледелием.

Борьба с филистимлянами

Евреям приходилось защищать свою землю от филистимлян, которые также основали свои поселения вдоль морского побережья. Евреи выбрали себе в цари военачальника Саула, но героем битвы стал мальчик по имени Давид. В Библии говорится, что он, пустив из пращи камень, убил самого сильного филистимлянского воина.

Царь Давид

После смерти Саула царем стал Давид. Он нанес поражение филистимлянам и объединил евреев в единое царство Израиль. Захватив Иерусалим, Давид сделал его своей столицей.

Царь Соломон

Сын Давида, Соломон, установил торговые связи с другими странами, такими, как Финикия, и сделал Израиль богатым и могучим. Он истратил часть собственного богатства на строительство огромного храма в Иерусалиме, где его народ мог молиться своему богу.

Разделение Израильского царства

После смерти Соломона между севером и югом начались раздоры. Страна раскололась на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге.

Гибель древнееврейских царств

В 722 г. до н. э. ассирийцы, напав на Израиль, подчинили его своей власти. Спустя некоторое время израильтяне восстали и многие были уведены в Ассирию в рабство. Иудея была покорена вавилонянами, которые, разрушив Иерусалим, взяли все население в плен. Жителям страны, получившим известность под названием иудеи, после краха Вавилонской империи позволили вернуться на родину.

Иерусалим

Главным городом древнееврейского царства стал Иерусалим — священный город и для многих других народов. В Евангелии — священной книге христиан — рассказывается, как путешествовал по Палестине Иисус Христос, как крестился он в водах реки Иор­дан, как в Иерусалиме окончился его земной путь. Мусульмане ве­рят, что из Иерусалима подни­мался па небо к Богу пророк Му­хаммед. Иерусалим, которому около 3000 лет, — один из древ­нейших городов мира.

Древнееврейская культура

Религия древних евреев

В отличие от большинства народов в древние времена, они веровали только в одного бога. Евреи полагали, что бог позаботится о них, если они будут подчиняться ему.

После того как пророк Моисей вывел 600 тыс. евреев из Египта, он 40 лет водил свой народ по пустыне, пока не сменилось три поколения, он ждал, пока умрут те, кто был рабом. Именно не знавшим рабства поколениям евреев предстояло в длительной борьбе отстоять свое право на владение благодатной землей.

Предыстория

Освободившись от египетского плена, евреи долго странствовали, прежде чем оказались в Палестине. Палестина – страна в долине реки Иордан, согласно библейскому преданию, обещанная евреям богом. Чтобы закрепиться на этой земле, евреям пришлось вести длительные войны.

События

XI в. до н.э. – возникновение царства Израиль. Евреи становятся оседлым народом.

Войны с филистимлянами. Ветхозаветные предания, относящиеся к этому периоду:

Самсон и Далила: в Ветхом завете описан богатырь Самсон, который сражался с филистимлянами и которого никто не мог победить, пока он не открыл секрет – сверхъестественная сила сосредоточена в нестриженых волосах филистимлянке Далиле, которую полюбил. Далила предала Самсона, выдав его секрет филистимлянам.

Давид и Голиаф: легенда о поединке юного пастуха Давида с великаном филистимлянином Голиафом, которого Давид убил камнем, пущенным из пращи.

X в. до н.э. – Давид завоевывает Иерусалим, который становится столицей древнееврейского царства.

Участники

Саул – первый царь древнееврейского царства. Правил в XI в. до н.э.

Давид – второй царь древнееврейского царства. Правил в конце XI – первой половине X в. до н.э. Давиду приписывается авторство ряда библейских текстов.

Соломон – третий царь древнееврейского царства (965 – 928 до н. э.). Построил Иерусалимский храм на горе Сион. Согласно легендам, Соломон обладал необыкновенной мудростью. Проект Энциклопедия о Соломоне.

Заключение

Период правления царя Соломона считается временем расцвета древнееврейского царства. После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.

Древнееврейское царство

Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис. 1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

На рубеже XI–Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис. 2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).

После смерти Саула Давид стал царем (1005–965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.

Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели: - дать представление о формировании древнееврейского государства через библейские предания;

-развивать умения учащихся актуализировать ранее изученное, умения работать с текстом учебника, формировать несложные выводы;

- воспитывать уважение к истории и традициям еврейского народа.

Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная установка,

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Устный ответ

- На предыдущих уроках мы уже познакомились с несколькими древневосточными государствами.

- Давайте сейчас вспомним каждое из этих государств. Проведём небольшую игру.

- Я буду называть вам слово, вы должны вспомнить, к какой стране оно принадлежит и страну, которой оно принадлежит ( или назвать другое слово, относящееся к этой стране)

Нил – Египет клинопись - Двуречье

Библ- Финикия стекло - Финикия

Евфрат- Египет алфавит - Финикия

Осирис - Египет Хаммурапи- Египет

Кирпичи - Двуречье сфинкс - Египет

Шафуд - Египет пурпурная краска – Финикия

Колонии – Финикия иероглифы – Египет

Тигр – Двуречье пирамида - Египет

- сегодня на уроке мы отправляемся в Древнееврейское царство. Как вы помните в 13 веке до н. э. после странствий евреи пришли в Палестину (см. по карте). Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны. Предания и легенды тех лет повествуют о сражениях и могучих героях.

- Поможет познакомиться нам с этим государством план ( сл. 2)

1.Библейские предания о героях.

2 .История царя Давида.

4.Храм в Иерусалиме.

- Задание на урок ( сл. 3) будет следующим:

Определите, что в преданиях евреев похоже на правду, а что - на вымысел?

4. Изучение нового материала.

1. Библейские предания о героях.

-( сл. 4) После долгих странствий евреи пришли в обещанную богом благодатную страну. Она была плодородна и богата пастбищами, а по её территории протекала река Иордан. Но там уже проживали люди, поэтому им пришлось вести изнуряющие войны с местным населением.

- Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон. Но вот собрались они вместе, закричали все разом и затрубили в трубы. От этих звуков рухнули высокие стены Иерихона.

- в библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Они вторглись в Палестину по суше, приплыли по морю. Они захватили побережье и боролись за обладание этой страной.

- ( сл. 5) Существует предание о могучем Самсоне, сражающемся с филистимлянами.

Мальчик рос на удивление отважным и смелым, а о его богатырской силе по иудейской земле стали распространяться небывалые слухи. Однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боев с филистимлянами он убил около тысячи врагов ослиной челюстью.

- Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы, другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен.

- ( сл. 6) Женщины его боготворили, он отвечал на их чувства и, влюбляясь в очередную красавицу, терял голову, становился покорным, смиренным и кротким. Однажды Самсон пришел в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу и полюбил её. Но не добром откликнулась Далила на его любовь. Правители филистимские подкупили её и просили выпытать у Самсона, в чём его великая сила.

- Хитрые филистимляне воспользовались сердечной слабостью Самсона и уговорили ее за большую плату узнать сокровенный секрет богатырской силы непобедимого богатыря. Коварная женщина согласилась и в тот же вечер," прибегнув к самым хитрым способам, стала выведывать у Самсона его тайну. Тот долго не решался открыть секрет, несколько раз говорил неправду, предчувствуя неладное. Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело будет связано семью веревками. Когда он уснул, Далила приказала слугам связать его и послала за филистимлянскими начальниками. Те в полночь вломились в дом Далилы, но Самсон с легкостью разорвал веревки и расправился с врагами. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась Самсону в своей невиновности. Влюбленный мужчина поверил коварной предательнице.

Через несколько дней она вновь напоила возлюбленного вином и так горько плакала, жестоко упрекая Самсона в недоверии и нелюбви к ней, что простодушный великан сдался во второй раз. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди"

- Когда он заснул, коварная женщина приказала остричь их. Обессилевшего Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Враги ликовали.

2. Предания о первых царях.

Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачлив был царь Саул, его войско побеждало.

А тем временем бродил по степи, перегоняя стадо овец, будущий царь израильтян, но пока что безвестный мальчик-пастушок Давид.

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из их рядов огромный Голиаф – с медным шлемом на голове, с мечом, щитом и копьём. В поединок с великаном отважился вступить лишь один Давид. Он был ещё совсем юн и не казался силачом. Одет был Давид как простой пастух, а в руках он держал лишь посох и пращу.

( сл. 10) Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них Саул погиб. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде, в 10-м веке до н. э., стал город Иерусалим.

3. Правление Соломона.

( сл.11) После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные.

В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии с гор Ливанских доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма.

( сл. 12) Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. В Библии рассказывается, что сам фараон отдал ему в жёны свою дочь. А однажды из далёкой Южной Аравии, из страны Сава, прибыл ко дворцу Соломона караван верблюдов, навьюченных богатыми дарами. Это царица Савская решила увидеть своими глазами царя Соломона и убедиться в великолепии его дворца.

( сл. 13) Давайте прочитаем легенду о мудрости этого царя ( стр. 80 – в синей рамке)

4. Храм в Иерусалиме.

( сл. 14) – работа по учебнику)

Храм в Иерусалиме. Особенно красив был храм, возведённый при Соломоне. Стены храма были выложены из кедра, а полы – из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы.

Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник – место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В ларце том хранились каменные скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный жрец.

Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения богу Яхве. Все, кто верил в бога Яхве и его завет – договор с еврейским народом, считали этот храм главной святыней. Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти.

5. Подведение итога урока.

Исторический диктант.

- Вы видите на слайде ( сл. 15) цифры, под которыми находятся ответы на те вопросы, которые я вам буду задавать. Ваша задача записать всего лишь цифру, под которой, на ваш взгляд, находится правильный ответ в специальные листочки.

1) Город, разрушенный звуком труб ( Иерихон)

2) Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил

3) Название Древнееврейского царства ( Палестина)

4) Первый царь Древнееврейского государства ( Саул)

5) Человек, 40 лет водивший евреев по пустыне ( Моисей)

6) Герой древнееврейских мифов, сила которого была в волосах ( Самсон)

7) Возлюбленная Самсона, предавшая его ( Далила)

8) Царь Израиля, победивший Голиафа ( Давид)

9) Царь Израильского царства, о мудрости которого ходили легенды ( Соломон)

Гео­гра­фическим ядром Израильского царства был гор­ный ре­ги­он, про­тя­нув­ший­ся от северных под­сту­пов к Ие­ру­са­ли­му до Из­ре­ель­ской до­ли­ны; главными го­ро­да­ми это­го ре­гио­на бы­ли Си­хем (еврейский Ше­хем; современный На­блус; по-ви­ди­мо­му, пер­вая сто­ли­ца Израильского царства), Фир­ца (еврейский Тир­ца; сто­ли­ца Израильского царства в начале IX века), Са­ма­рия (еврейский Шом­рон; сто­ли­ца Израильского царства со 2-й четверти IX века и до кон­ца его су­ще­ст­во­ва­ния) и Ве­филь (евр. Бет-Эль). В пе­рио­ды уси­ле­ния Израильского царства под его кон­тро­лем на­хо­ди­лась вся Северная Па­ле­сти­на (вплоть до города Дан вклю­чи­тель­но, т. е. прак­ти­че­ски до современной из­ра­иль­ско-ли­ван­ской гра­ни­цы), а так­же Заи­ор­да­нье (тер­ри­то­рии, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­щие с вос­то­ка к реке Иор­дан и Мёрт­во­му мо­рю).

Со­глас­но Биб­лии, к X веку на тер­ри­то­рии Па­ле­сти­ны сло­жи­лось мо­гу­ще­ст­вен­ное еврейское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме, од­на­ко по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (ко­то­рая мо­жет быть от­не­се­на к 920-м или 930-м годам) это цар­ст­во рас­ко­ло­лось на Се­вер­ное (Израильское царство) и Юж­ное (Иу­дей­ское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме). Не­взи­рая на поч­ти по­сто­ян­ные вой­ны друг с дру­гом, два еврейских го­су­дар­ст­ва на­хо­ди­лись в тес­ной свя­зи. Зем­ли Израильского царства бы­ли бо­лее пло­до­род­ны­ми, чем зем­ли Иу­дей­ско­го цар­ст­ва; ре­мёс­ла и городская жизнь так­же бы­ли бо­лее раз­ви­ты, чем на юге. В пе­рио­ды военного уси­ле­ния Израильское царство стре­ми­лось пре­вра­тить Иу­дей­ское цар­ст­во в сво­его вас­са­ла. Ис­то­рия Израильского царства до начала IX века вклю­чи­тель­но из­вест­на нам толь­ко из биб­лей­ских пре­да­ний. На 2-ю треть - середину IX века при­хо­дит­ся рас­цвет Израильского царства. Это вре­мя прав­ле­ния ца­ря Ом­ри (ко­то­рый, со­глас­но Биб­лии, был ос­но­ва­те­лем Са­ма­рии) и его сы­на Аха­ва. Ко вре­ме­ни Аха­ва от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние Израильского царства в др. ис­точ­ни­ках (кро­ме Биб­лии) - в рас­ска­зе ас­сирийского ца­ря Сал­ма­на­са­ра III о бит­ве при Кар­ка­ре в 853 году. За пе­рио­дом по­ли­тической сла­бо­сти (2-я половина IX - начало VIII веков) по­сле­до­вал но­вый рас­цвет Израильского царства при Ие­ро­воа­ме II (786-746 годы).

В хо­де во­енных кам­па­ний 734-732 годов ас­сирийский царь Тиг­лат­па­ла­сар III пре­вра­тил Израильское царство в сво­его дан­ни­ка и зна­чи­тель­но умень­шил его тер­ри­то­рию. Со­бы­тия по­след­них лет су­ще­ст­во­ва­ния Израильского царства не­яс­ны. Со­глас­но од­ной из над­пи­сей ас­сирийского ца­ря Сар­го­на II, в пер­вый год сво­его прав­ле­ния (722 год) он раз­ру­шил Са­ма­рию и по­ло­жил ко­нец не­за­ви­си­мо­сти Израильского царства, но многие учё­ные счи­та­ют, что это про­изо­ш­ло ещё при его пред­ше­ст­вен­ни­ке Сал­ма­на­са­ре V. Так или ина­че, зна­чительная часть жи­те­лей Израильского царства бы­ла де­пор­ти­ро­ва­на Сар­го­ном II в от­да­лён­ные про­вин­ции Ас­си­рии, а на тер­ри­то­рии бывшего Израильского царства пе­ре­се­ле­ны лю­ди из др. стран. Од­на­ко в це­лом ме­ст­ное на­се­ле­ние со­хра­ни­ло многие тра­ди­ции древнееврейского язы­ка, куль­ту­ры и ре­ли­гии; сфор­ми­ро­вав­ший­ся на тер­ри­то­рии быв­ше­го Израильского царства свое­об­раз­ный эт­нос (са­ма­ри­тя­не) хо­ро­шо из­вес­тен по ан­тич­ным и средневековым ис­точ­ни­кам, не­боль­шие об­щи­ны са­ма­ри­тян со­хра­ни­лись до на­ших дней.

Со­глас­но Биб­лии, по­стро­ен­ный Со­ло­мо­ном в Ие­ру­са­ли­ме Храм яв­лял­ся един­ст­вен­ным ме­стом, где мож­но бы­ло со­вер­шать бо­го­слу­же­ние. Ца­ри же, ес­те­ст­вен­но, по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли свя­ти­ли­щам, на­хо­дя­щим­ся на тер­ри­то­рии Израильского царства (Ве­филь, Дан, Са­ма­рия). По­это­му они (и пре­ж­де все­го ос­но­ва­тель Израильского царства Ие­ро­во­ам I) трак­ту­ют­ся в Биб­лии как от­ступ­ни­ки, вся ис­то­рия Израильского царства пред­ста­ёт как гре­хов­ная, а ко­нец его - как за­слу­жен­ная ка­ра. На тер­ри­то­рии Израильского царства про­по­ве­до­ва­ли про­ро­ки биб­лей­ские (Илия, Ели­сей, Амос и Осия).

Читайте также: