Генри форд вклад в автомобилестроение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ферма под Детройтом

Генри родился в фермерской семье под Детройтом, его родители были выходцами из Ирландии, а кроме него в семье росло еще 6 детей. Отец Форда был в состоянии обеспечивать семью, денег вполне хватало на жизнь, а по фермерским меркам семья Фордов считалась богатой, хотя и работать для этого приходилось всем.

Одним из важнейших событий детства, Генри считает подарок от отца – наручные часы, которые любопытный парень разобрал практически сразу же, чтобы исследовать внутренний механизм. Любовь к технике и механике проснулась в мальчике еще с раннего возраста, но среда, в которой он пребывал и убеждения отца не способствовали развитию способностей, поэтому вскоре Форд решает покинуть дом.

Работа по призванию

Генри дважды пытался вырваться из родной фермы в Детройт, чтобы работать инженером. Впервые он сбежал в город в 16 лет, и чтобы как-то обеспечить свое существование работал на предприятии по производству вагонов, а в ночную смену занимаясь ремонтом часов в мастерской. После 4-х лет такой жизни Форд вернулся домой, где отец отдал ему 40 акров земли, чтобы парень навсегда забыл о машинах.

Второй раз Генри Форд поехал в Детройт уже вместе с женой (к тому времени, кстати, беременной) и получил должность инженера-механика в стремительно развивающейся в то время Осветительной компании Томаса Эдисона. Усердного работника вскоре повысили до главного инженера, и он начинает строить собственный автомобиль дома в гараже.

Автомобили для среднего класса – прорыв Ford Motors

Для увеличения эффективности на заводе Ford Motors вводится метод конвейерной сборки , а сами конвейеры поднимаются до уровня пояса, что делает работу в разы комфортнее. Кроме того, на производственной линии монтируются подъеемные крюки и тросы, позволяющие поднимать двигатели и тяжелые части автомобиля гораздо быстрее и с меньшим количеством людей.

Результатом оптимизации рабочего процесса стала вышедшая модель Т, стоимостью в 800 долларов – на треть меньше, чем стартовая цена большинства автомобилей того времени.

Модель Т раскупали с такими темпами, что вскоре Ford Motors стала монополистом на рынке заняв более 50% сегмента . Закрепила успех компании усовершенствованная модель А.


Если посмотреть на самых богатых людей современности, то мы увидим, что это инвесторы, которые держатся за свои портфели. Да, они добились, чего хотели, однако по их уходу земля не увидит наследия. Атланты же прошлых лет держали на себе мир, возглавляя индустрию. Они отдавали приказы тысячам, делали жизнь миллионов лучше и, что самое важное, изменяли мир вокруг себя.

Мы можем по-разному относиться к этим деятелям, как и к капитализму в общем, но сам размах, с которым они творили, не может не поражать. Если же говорить о Генри Форде, то мы четко увидим, что он является одним из творцов современности.

Главенство потребления

Я все время работаю. Днем я в размышлениях о работе, а по ночам вижу о ней сны. Что может быть противнее тунеядства? Бездельники никогда не выживут в этом в мире.

Первая модель Форда была очень похожа на квадроцикл – четыре колеса да моторчик. По сути, она представляла собой велосипед, и появилась на свет в 1893 году. Спустя девять лет, в 1902 Форд смог занять первое место в США по гонкам на авто, участвуя на агрегате собственного производства. Механиков, которые любили мастерить, было множество. Однако Форд поставил перед собой цель – создать модель, доступную всем.

Автомобилей было очень и очень мало, а вот фирм, которые решили попытать здесь счастья, очень много. И каждая из них старалась как можно больше продвинуть свое детище, напичкав его технологиями того времени. Соответственно, цены всегда были подняты до небес. Но вот появился Форд, который решил действовать иначе – много делать и много продавать.

Нужно не собирать деньги, а правильно их тратить. Вкладывайте, вместо того чтобы копить.


Большое внимание Форд уделял тому, чтобы его сотрудники могли приобрести машины, которые делают, поэтому создавал для них очень выгодные условия. Это было лучшей рекламой для всех остальных. После того, как Генри Форд начал пожинать первые плоды успеха, за ним ринулись и все прочие компании, которые начали перенимать эту стратегию.

Конвейерное производство

В 1913 году заработал первый конвейер Форда. Результатом стало учетверение производительности. Ни один пожар не смог бы так быстро охватить мир, как новость об этом. На самом деле, эффективность такого подхода была доказана еще первопроходцами политэкономии. Однако именно Форд смог воплотить теорию в материи.

После того, как процесс производства четко разделили на этапы, а на заводах стали работать конвейерные ленты, произошли и дальнейшие усовершенствования. Генри Форд занялся организацией процесса, как не занимался никто до него. Везде, где можно было применить научный алгоритм, он делал это.

Вот один из любопытнейших примеров мотивации сотрудников. К каждому заводу были приставлены ремонтники, задачей которых было исправление неполадок, связанных с конвейером. Для них была оборудована специальная комната отдыха, и если они находились внутри, ничего не делая, им начислялась зарплата. Стоило чему-нибудь сломаться, они тут же мчались это исправлять, так как в момент поломки рост начисление останавливалось. Если работа выполнялась хорошо, и поломок практически не было, эти рабочие богатели.

Люди с дипломами раздают так много советов, что не успевают работать.


Что мы видим сегодня? У конвейера стоят автоматы. Люди же достигают успеха с помощью фантазии и креативности. Все ли рады этому?

Особый капитализм Форда

Свобода – это возможность работать ограниченное время, и получать за это сумму, которой хватит на неплохой уровень жизни.

Рост прибыли компании Генри Форда был выгоден не только верхушке – простые рабочие тоже получали надбавку в конце года. Социализм обозвал это хитрым обманом, который должен притупить чувство ответственности у народа. Тем не менее, каждый рабочий Форда был заинтересован в том, чтобы его начальник становился богаче. Их можно было назвать партнерами.

Нововведением 1914 года стало повышение минимальной дневной ставки до 5 долларов. Это было вдвое выше того, что получали все остальные рабочие США, а также сокращение количества рабочих часов до 40. О Форде говорили, что он станет причиной лени и разврата сотрудников. Также было запрещено создавать какие-либо профсоюзы, так как они, по мнению Форда, становились источником вражды и значительно ухудшали экономику.

Наследие

Чем больше вы стремитесь к деньгам, тем меньше шансов на их получение. Но стоит поработать в удовольствие, как вы начинаете зарабатывать.

Наследие компании Ford открывает нам две грани того, к чему способно привести единоличное управление. С одной стороны, личность Генри раскрылась в полной мере. С другой же, мы видим, как опасно бывает держать все на себе.


В 1943 Форда Эдсела, которого отец с детства подготавливал к тому, что передать компанию, настигла быстрая смерть от рака. Ни один из преемников не оказался готов принять управление. Генри, которому на тот момент было уже 80 лет, снова занялся всем сам, но годы брали свое. Большое влияние завоевал Гарри Беннет, который занимал пост начальника службы безопасности.

Хотя компании пророчествовали разрушение, она превосходно себя ощущает и после 110 лет работы. Правда, теперь она не лидирует по продажам, занимая всего 6-е место в мире, 2-е в Соединенных Штатах. Компанией руководит Уильям Форд-младший, тем самым сохраняя семейную преемственность.

Интересные факты

Если кто-то не захочет купить у меня автомобиль, в этом виноват только я.


Генри Форд (1863-1947) был американским промышленником, наиболее известным за его новаторский вклад в автомобильную промышленность. Построив ранний безлошадный экипаж, он занялся автомобильным бизнесом, основав Ford Motor Company.

В октябре 1908 года Ford Motors представила модель T по цене 850 долларов, что сделало ее первым автомобилем, который мог позволить себе средний класс. Это был огромный успех, и он захватил более 50% американского автомобильного бизнеса.

Генри Форд внес несколько революционных вкладов в промышленность, включая создание движущегося конвейера, пятидневную заработную плату в размере 5 долларов и пятидневную сорокачасовую рабочую неделю. Помимо автомобилей он также внес важный вклад в авиационную промышленность. Генри Форд за свою жизнь получил множество наград, и он считается одним из самых влиятельных людей 20 века. Вот его несколько главных достижений.


Собрал Quadricycle


В 1896 году в возрасте 32 лет Генри Форд построил свой первый экспериментальный самоходный автомобиль. Он назвал его Quadricycle, потому что он работал на четырех велосипедных шинах.

Таким образом, Ford Quadricycle рассматривался как важное новшество, которое заложило основу для будущего с более практичным дизайном автомобилей.

Компания Форда было одной из самых успешных в мире


Его модель T считается первым доступным автомобилем


После основания Ford Motor Company Генри Форд задумал серию автомобилей с модели A, чтобы потом продолжить алфавит. В октябре 1908 года дебютировала модель T Ford. Она была оценена в 850 долларов, и за счет производства на конвейере ее стоимость продолжала снижаться, пока в 1925 году она не достигла уровня менее 300 долларов. Среди прочего Model T была бесперебойной в работе, легкой в ​​управлении и чрезвычайно дешевой в ремонте. Модель T считается первым доступным автомобилем для среднего класса.

Форд создает сборочную ленту


Сборочная линия - это производственный процесс, в котором элемент перемещается с одной рабочей станции на другую, где детали добавляются последовательно, пока не будет собран конечный продукт.

С успехом Model T на автомобиль возник огромный спрос. Кроме того, Ford хотел снизить цену на машину, построив ее более эффективно. Движущаяся сборочная линия была создана компанией Ford и начала работу 7 октября 1913 года на заводе Ford в Хайленд-Парке.

Процесс создания Model T был разделен на 45 шагов. Используя конвейерные ленты, движущаяся сборочная линия сократила время, необходимое для сборки автомобиля, с более чем 12 часов до примерно 2 часов 30 минут. Это, в свою очередь, увеличило производство до более чем одного миллиона в год к 1920 г.

Пятидневная зарплата


5 января 1914 года Генри Форд ввел своим служащим пятидневную зарплату, увеличив их доход вдвое. Это было в то время, когда большинство рабочих зарабатывали по одиннадцать долларов в неделю.

5 долларов в 1914 году равняются примерно 120 долларам в 2014 году. Таким образом, пятидневная заработная плата Генри Форда была одним из определяющих моментов 20-го века для американских рабочих. Более того, с новыми доходами рабочие могли купить произведенный ими продукт, модель T, менее чем за четыре месяца.

Генри Форд популяризировал пятидневную 40-часовую рабочую неделю

Генри Форд – один из самых известных предпринимателей, который прославился выпуском доступных автомобилей и рядом новшеств, которые он внедрил в бизнес-процессы, повысив их эффективность.

Генри Форд

Краткая биография Генри Форда

Дата рождения – 30 июля 1863 года. Место – штат Мичиган, на ферме вблизи Дирборна. Семья Форда была обеспеченной, но в родных местах он не смог получить качественного образования. Он окончил школу при церкви и даже спустя много лет не раз допускал грубейшие ошибки при составлении важнейших контрактов.

Первое знакомство Генри с автомобилями произошло, когда ему было всего 12 лет. Это был всего лишь экипаж с мотором, но одного его вида хватило, чтобы идея собрать собственный самодвижущийся транспорт определила всю биографию Генри Форда. Родители мальчика не разделяли его устремлений и были разочарованы, когда тот устроился учеником в механическую мастерскую. Они хотели, чтобы он стал фермером.

Обучение заняло четыре года, а после его окончания Генри вернулся домой, где все же приступил к работе на ферме, но и свою мечту что-нибудь изобрести не бросил.

Хорошая жена – верный спутник на всю жизнь

В 1887 году Форд женился на Кларе Брайант. Генри и Клара стали хорошей семейной парой. Об этом говорит и тот факт, что вместе они прожили всю жизнь. 1891 году у них родился сын, которого назвали Эдсел. Женитьбу на Кларе Форд считал одной из самых крупных удач в его жизни.

Первый шаг на пути к успеху

Первый автомобиль Форда

Работая на Эдисона, Форд не бросал мыслей о том, чтобы сконструировать доступный автомобиль. И первую модель такого автомобиля он создает в 1893 году. Он представляет свою разработку потенциальным покупателям, но интереса это изобретение ни у кого не вызывает.

Однако Генри Форд не сдается и решает прорекламировать свой автомобиль. Для этих целей он участвует в автогонках и выигрывает их, заставляя чемпиона Америки уступить пьедестал почета ему. Столь яркая рекламная кампания сделала свое дело, и к Форду стали приходить клиенты. С появлением инвесторов наступило время, когда Генри Форд основал компанию. Случилось это в 1903 году. Она получила название Ford Motor Company.

Миссией и главной целью новой компании становится давняя мечта Форда создать универсальный автомобиль, который будет простым в эксплуатации, надежным и в то же время недорогим, ведь в те времена мало кому в голову могла прийти мысль о покупке собственного авто.

Чтобы добиться нужного результата, Генри старается упростить как конструкцию машины, так и процесс ее изготовления. Это делается при помощи стандартизации деталей автомобиля и внедрения конвейера на производстве. Именно эти два решения приводят к тому, что компания Форда за короткий срок выбивается в лидеры рынка.

Форд – лучший работодатель своего времени

Маленькая компания превратилась в огромную империю

К 1920 году автомобилей под маркой Форд было выпущено больше, чем каких-либо других на тот момент. 70% покупателей выбирали Ford. Полученные прибыли автогигант вкладывал в покупку новых заводов, шахт, рудников и прочих объектов, которые были необходимы для производства автомобилей. Таким образом, Форд старался сделать свою империю максимально независимой от внешних обстоятельств.

Успех, неудача и опять успех…

Новая модель выглядела намного привлекательнее предыдущей, а также была более совершенной с точки зрения технических характеристик. В результате, Генри Форд снова оказался на волне успеха. Дела его компании пошли в гору, и он руководил ею до 30-х годов, после чего место руководителя занял его сын. Но сын погиб в 1943-м и Форду снова пришлось вернуться на должность руководителя.

Интересные факты из жизни и достижения Генри Форда

— С 12 лет интересовался автомобилями и всю жизнь стремился сконструировать доступный массовый автомобиль.

— Первым в мире использовал конвейер и стандартизацию для повышения эффективности автомобильного производства;

— Платил своим сотрудникам такую зарплату, что они могли позволить себе покупать автомобили, создаваемые их же руками.

— Создал компанию, о которой знает каждый из нас.

—Генри Форд умер в возрасте 83 лет. Случилось это в месте его рождения – в Дирборне, штат Мичиган.

Американский изобретатель и промышленник Генри Форд в своем офисе. 1913 год

Американский изобретатель и промышленник Генри Форд в своем офисе. 1913 год

Фото: Hulton Archive / Getty Images

Американский изобретатель и промышленник Генри Форд в своем офисе. 1913 год

Фото: Hulton Archive / Getty Images

Юный техник

Генри Форд родился 30 июля 1863 года на семейной ферме в штате Мичиган. Он был старшим ребенком в семье преуспевающего и уважаемого фермера, но не хотел продолжать дело отца. С раннего детства интересовался всевозможными механизмами. В 12 лет собрал паровую турбину в коробке из-под пищевой соды, использовав механизм настенных часов. Потом попробовал сделать паровую турбину в школе. Турбина взорвалась, обгорел школьный забор. Построил водяное колесо — затопил соседскую картофельную грядку.

Получив в подарок на день рождения карманные часы, изучил их устройство и затем стал за небольшую плату чинить сломанные часы для всей округи. Не имея нормальных инструментов, использовал заточенный гвоздь вместо отвертки, а пинцет сделал из пластинок маминого корсета.

В 16 лет Генри приехал в Детройт. Шесть дней проработал в мастерской по ремонту конок — коллегам не нравилось, что юный механик работает лучше и быстрее их. Затем работал в мастерской, принадлежащей другу отца. 60-часовая рабочая неделя, зарплата — $2,5 в неделю (примерно $70 на современные деньги). После работы чинил часы, зарабатывая на этом еще $2 в неделю. Из города пришлось вернуться в родительский дом, чтобы накопить денег на свадьбу. Для этого отец купил ему участок земли под лесопилку.

В 1891 году Генри Форд вместе со своей женой Кларой переехал в Детройт. В 1893 году у них родился сын Эдсел.

Изобрести велосипед

В Детройте Генри Форд устроился на работу в Edison Illuminating Company, занимался обслуживанием паровых двигателей. За два года он продвинулся — с инженера подстанции до главного инженера, зарплата выросла с $40 до $100 в месяц. В свободное время вел курсы для механиков в Ассоциации молодых христиан, получая $2,5 за лекцию.

Первый автомобиль

В 2012 году Билл Форд, председатель совета директоров Ford Motor Company и правнук основателя компании, приобрел автомобиль Ford A 1903 года выпуска за $264 тыс. Первый автомобиль Форда вернулся в компанию.

Кирпичный сарай на заднем дворе Генри превратил в мастерскую. Новым увлечением Форда стал бензиновый двигатель. По утверждению самого Форда, в Рождество 1893 года он испытал двигатель внутреннего сгорания собственного изобретения на домашней кухне. Но несколько знакомых Форда утверждали, что случилось это на два года позже и Форд не изобрел этот двигатель, а изготовил его по чертежам из журнала American Machinist от 7 ноября 1895 года.

Генри Форд ехал на велосипеде за машиной Кинга. Три месяца спустя Форд испытал свою безлошадную повозку. Он решил делать не коляску без лошади, а усовершенствованный четырехколесный велосипед — квадрицикл.

Первый бизнес комом

Квадрицикл Форда был устойчивее велосипеда и ехал сам, педали крутить было не нужно

Квадрицикл Форда был устойчивее велосипеда и ехал сам, педали крутить было не нужно

Фото: Getty Images

Квадрицикл Форда был устойчивее велосипеда и ехал сам, педали крутить было не нужно

Фото: Getty Images

В 1898 году Генри Форд собрал второй квадрицикл.

Бизнес его уже ждал. Торговец лесом Уильям Мёрфи, которого Форд прокатил на своем квадрицикле, сам вложил деньги в разработки Форда и привлек своих знакомых в качестве инвесторов. 5 августа 1899 года была образована Detroit Automobile Company.

Генри Форд был назначен управляющим компанией с зарплатой $150 в месяц и получил пакет акций фирмы. На старом месте работы ему предложили $160 в месяц, чтобы удержать ценного специалиста. Не удержали.

Первой разработкой новой компании стал фургон для доставки грузов. Спрос на него оказался так высок, что фирма не успевала выполнять заказы. Качество продукции упало, клиенты стали отказываться от заказов. В конце 1900 года Detroit Automobile Company обанкротилась.

Второй бизнес комом

Генри Форд тем временем сконструировал гоночную машину, способную развивать бешеную скорость — почти 60 миль в час (около 95 км/ч). 10 октября 1901 года его автомобиль выиграл гонки, обойдя лучшую гоночную машину фирмы Уинтона.

От А до Т

Сборка маховиков на первом движущемся конвейере на заводе Форда в Хайленд-Парк. 1913 год

Сборка маховиков на первом движущемся конвейере на заводе Форда в Хайленд-Парк. 1913 год

Фото: Ford Motor Company via AP

Сборка маховиков на первом движущемся конвейере на заводе Форда в Хайленд-Парк. 1913 год

Фото: Ford Motor Company via AP

Было создано партнерство Ford & Malcomson.

Малкомсон решил, что компании не нужно собственное производство, все детали можно закупать на стороне, а собирать фордмобили можно в любом сарае. После этого продавать их и расплачиваться с поставщиками комплектующих. Братья Додж готовы были поставить 650 шасси по $250 за штуку. Другие комплектующие и затраты на рекламу доводили общую сумму расходов до $350 тыс. Продавая автомобили за $850, можно было получить $552,5 тыс. За вычетом расходов на производство и сбыт, по подсчетам Малкомсона, должно было остаться $95 тыс.

В этом бизнес-плане было одно слабое место. У Малкомсона не было $350 тыс. У него не было даже $10 тыс. аванса, который требовали братья Додж. А Генри Форд потратил на свои работы не $3 тыс., а $7 тыс.

Без стороннего капитала было не обойтись. Партнерство было перестроено в акционерное общество Ford Motor Company. Форд и Малкомсон поменяли акции своего партнерства на акции новой компании, получив по 255 акций каждый. Джон Грей, президент German-American Bank of Detroit (и к тому же дядя Малкомсона), вложил $10,5 тыс., став самым крупным сторонним инвестором. Он получил 105 акций. Еще 8 человек получили по 50 акций. В том числе братья Додж — взамен аванса. Джеймс Кузенс, управляющий угольной компанией Малкомсона, получил 25 акций. Генри Форд занял в компании должность вице-президента. Иметь в качестве президента известного банкира Грея было выгоднее с точки зрения имиджа.

Генри Форд (на переднем плане справа) демонстрирует станок, используемый на его автомобильном заводе, своему старому знакомому Томасу Эдисону (на переднем плане слева), в компании которого он когда-то трудился рядовым, но очень перспективным инженером. 1928 год

Генри Форд (на переднем плане справа) демонстрирует станок, используемый на его автомобильном заводе, своему старому знакомому Томасу Эдисону (на переднем плане слева), в компании которого он когда-то трудился рядовым, но очень перспективным инженером. 1928 год

Фото: Corbis via Getty Images

Генри Форд (на переднем плане справа) демонстрирует станок, используемый на его автомобильном заводе, своему старому знакомому Томасу Эдисону (на переднем плане слева), в компании которого он когда-то трудился рядовым, но очень перспективным инженером. 1928 год

Фото: Corbis via Getty Images

В арендованной мастерской конных экипажей на Мак-авеню в Детройте в июне 1903 года был собран первый автомобиль — модель А. Базовая цена модели составляла $850 (около $24,8 тыс. на современные деньги).

Только за третий квартал 1903 года фирма продала 195 автомобилей. Чистая прибыль компании за этот период составила $36 957. Акционерам были выплачены дивиденды на общую сумму $10 тыс. В январе 1904 года размер дивидендов составил $20 тыс. Прибыль 1904 года — более $246 тыс.

В следующем году компания построила новое здание на Пикетт-авеню и перевела производство туда.

Форд позднее утверждал, что уже в 1903 году у него родилась концепция, воплощенная позднее в жизнь в виде легендарной модели T.

Самой дешевой в линейке на тот момент была модель C (базовая комплектация — $850, переделка с двухместной на четырехместную — $100, крыша — $30 за резиновую, $50 за кожаную). В 1906 году ей на смену пришла модель N, стоившая $500.

Форд и патентные тролли

Малкомсон же хотел делать ставку на приносящие большую прибыль с каждой продажи автомобили класса люкс. Такие как модель B (продавалась за $2 тыс.) и пришедшая ей на смену в 1906 году модель К ($2,8 тыс.). Малкомсон создал собственную компанию, выпускавшую автомобили класса люкс Aerocar, впрямую конкурировавшие с моделью К.

Но Форд не был первооткрывателем концепции доступного автомобиля. Конкурирующие фирмы предлагали даже более привлекательные цены. Дешевле модели С были Oldsmobile Runabout ($650), Western’s Gale Model A ($500). А первая модель компании Success стоила и вовсе $250.

Форд не стал переубеждать Малкомсона. Он с помощью Кузенса создал отдельную фирму — Ford Manufacturing Company, у которой Ford Motor стала закупать комплектующие. Цены на комплектующие были столь высоки, что Ford Motor перестала получать прибыль. Малкомсон, поняв, что его перехитрили, продал свои акции Форду за $175 тыс.

Успех модели N оказался таким, что Ford Motor Company стала в конце 1906 года крупнейшим автомобилестроителем США.

Вслед за Малкомсоном Форд выдавил остальных акционеров. Он выкупал их доли, угрожая уйти и создать новую компанию. Последними продали свой пакет братья Додж, получив за него $25 млн (около $370 млн на современные деньги). В 1919 году Форд получил полный контроль над Ford Motor. Его сын Эдсел занял пост президента компании.

Ford Motor продолжала расти. В 1913 году был построен новый завод Форда в городе Хайленд-Парк, пригороде Детройта,— крупнейший завод в мире и первый завод с движущимся конвейером. Каждый стоявший у конвейера рабочий выполнял одну простую операцию. Еще до Форда так был устроен процесс сборки на автомобильных заводах Рэнсома Олдса. Но там автомобиль перемещался от одного сборщика к другому не на движущейся ленте, а на деревянном поддоне.

Генри и Эдсел Форды с первым квадрициклом и 10-миллионным автомобилем легендарной модели T. 1924 год

Генри и Эдсел Форды с первым квадрициклом и 10-миллионным автомобилем легендарной модели T. 1924 год

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Генри и Эдсел Форды с первым квадрициклом и 10-миллионным автомобилем легендарной модели T. 1924 год

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Счастливой буквой алфавита Форда стала Т.

Первая машина этой модели была собрана 27 сентября 1908 года, когда Генри Форду было 45 лет. После того как был продан 10-тысячный экземпляр модели T, выпуск всех остальных моделей был прекращен.

Международная экспансия компании Ford началась еще в 1904 году с открытия дочерней фирмы в Канаде. В 1917–1925 годах заводы компании появились в Великобритании, Ирландии, Франции, Дании, Германии, Австрии, Аргентине, Японии, Южной Африке, Австралии. 31 мая 1929 года Ford Motor Company заключила соглашение с Высшим советом народного хозяйства СССР о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. На заводе в Горьком стали выпускаться мало отличающиеся от моделей Ford-А и Ford-АА легковушка ГАЗ-А и грузовик ГАЗ-АА.

За производительность против профсоюзов

Генри Форд c президентом компании Ford Motor Эдселом Фордом. На заднем плане — 25-миллионный автомобиль, выпущенный семейной фирмой. 1939 год

Генри Форд c президентом компании Ford Motor Эдселом Фордом. На заднем плане — 25-миллионный автомобиль, выпущенный семейной фирмой. 1939 год

Генри Форд c президентом компании Ford Motor Эдселом Фордом. На заднем плане — 25-миллионный автомобиль, выпущенный семейной фирмой. 1939 год

В годы Второй мировой войны заводы Форда перешли на производство военной техники, выпустив 390 тыс. танков и армейских грузовиков, 270 тыс. джипов, более 8 тыс. самолетов В-24.

Форд, евреи и нацисты

В 1943 году умер от рака Эдсел Форд. Генри Форд скончался 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет. Новым главой компании стал его внук Генри Форд II.

Сложно оценить, сколько стоил Генри Форд к концу его жизни.

До 1956 года все акции компании Ford принадлежали семье Форд. Еще в 1936 году во избежание громадного налога на наследство был создан Фонд Форда (Ford Foundation). Акции Ford Motor были разделены на два класса — А (95% всех акций) и В (5% акций). Только акции класса В имели право голоса — чтобы семья сохранила контроль над компанией, даже продав все акции без права голоса.

После смерти Эдсела Форда и Генри Форда в фонд перешли все принадлежавшие им акции компании класса А — 3 089 908 штук. По оценке налоговой службы, в день смерти Генри Фонда одна акция стоила $135. Весь пакет, соответственно — $417,1 млн (около $4,5 млрд на современные деньги). Но эта оценка взята практически с потолка, ведь акции не котировались на бирже. О том, каким было состояние Генри Форда на самом деле, можно только гадать.

Читайте также: