Геннадий григорьев биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

А когда-то многие понимали, что Гена очень талантлив. Но все с ним общались запросто. И я тоже. Мы не раз с ним выпивали… А кто в те времена не выпивал с Геной Григорьевым?

Мы познакомились давно, ещё в Доме писателя на Шпалерной, и часто встречались в ресторане. И, конечно, я давно знал его стихи:

Мы построим скоро сказочный дом

с расписными потолками внутри.

И, возможно, доживём — до…

Только вряд ли будем жить при…

И, конечно же, не вдруг и не к нам

в закрома посыплет манна с небес.

Только мне ведь наплевать на…

я прекрасно обойдусь без…

Погашу свои сухие глаза

и пойму, как безнадёжно я жив.

И как пошло умирать за…

если даже состоишь в…

И пока в руке не дрогнет перо,

и пока не дрогнет сердце во мне,

буду петь я и писать про…

чтоб остаться навсегда вне…

Поднимаешься и падаешь вниз,

как последний на земле снегопад…

Но опять поют восставшие из…

И горит моя звезда — над!

Гена был хулиган.

На общем собрании Союза писателей во время торжественной речи председателя в аудиторию вдруг вошёл гражданин в противогазе и, прошествовав через весь зал, уселся в первом ряду. Это случилось за тридцать лет до пандемии коронавируса. Писатели-соцреалисты заволновались, зашумели и силой вывели его из зала. Каждый из них воспринял появление человека в противогазе как личное оскорбление.

Это был поэт Геннадий Григорьев. Вся жизнь его являла сплошной эпатаж.

Когда Григорьева вывели, на трибуну забрался писатель-деревенщик и срывающимся от возмущения голосом предложил немедленно исключить Геннадия Григорьева из Союза писателей. Его поддержали подавляющим большинством голосов. Но вдруг кто-то в зале усомнился:

— А является ли Геннадий Григорьев членом Союза писателей?

Стали выяснять в секретариате, и оказалось, что членом Союза он не является, в то время как его стихи и его самого знали все. Это был конфуз.

Геннадия Григорьева приняли в Союз писателей Санкт-Петербурга только в 2002 году.

Следы хулиганств Геннадия Григорьева частенько обнаруживались на страницах нашей газеты. И хорошо, если мы замечали их вовремя.

Вечером приходит разъяренный Дмитрий Каралис.

— Генка опять напакостил! Я его задушу!

В литературном кроссворде, который он сочинил для нашей газеты, оказался очередной Генин прикол.

Как и многие писатели, Гена купил дачу на горе в Феодосии. У него был, как сказали бы сейчас, бюджетный вариант дома — за пятьдесят долларов. Дом представлял собой небольшой бетонный бункер, на участке не имелось туалета, бассейна (бака для воды), и весь он зарос травой и кустарником. Зато с участка было видно море. Гена рассказывал:

Он нашёл свое счастье в Феодосии на горе Тепе-Оба.

Не всегда понимаешь, что значит тот или иной человек в твоей жизни. Понимаешь только, когда он уходит.

ГРИГО́РЬЕВ Геннадий Анатольевич [ 14.12 . 1950 , Л-д - 13.3. 2007 , СПб .] - поэт , драматург , анаграммист .

В 2010 учреждена Международная поэтич. премия им. Г. Григорьева.

Соч.: Алиби: Стихотворения, поэма. Л., 1990; Футбол - 1985. Свидание со спидом: Поэмы. Л., 1990; Нет бездельников у нас / В соавт. с Н. Голем СПб., 1991; Мы болеем за Спартак: Поэма. СПб., 1997; Венок поздравлений к женскому дню. СПб., 1997; Доска, или Встречи на Сенной: Поэма / Комм. С. Носова. СПб., 2003; Выдержка. СПб., 2008; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010.

Лит.: Топоров В. На Сенной били бабу кнутом // Жесткая ротация: Статьи. СПб., 2007; Елисеев Н. Человек свободный // Эксперт Северо-Запад. 2007. № 12, 26 март.; Ахматов А. Трагичен ли гений // Царское Село. 2007. № 3; Салманова Е. Открытый всем ветрам // Слово. 2009. № 6.

Родился Геннадий Григорьев в семье крупного строительного начальника. Гена был первенцем в семье и с раннего детства был окружён любовью и заботой. Родители поддерживали его во всех начинаниях, включая поэтические. Григорьев начал говорить и писать стихи почти одновременно [1] .

Когда он появился здесь, он удивил всех теми абсолютно зрелыми стихами и той неожиданной, чрезвычайно весёлой манерой, которая и оставалась его манерой всю жизнь, он как бы не вышел из юности.

В конце 60-х годов Геннадий Григорьев покидает Дворец пионеров и поступает на филологический факультет Ленинградского университета, из которого был исключён после первой же сессии. Виктор Топоров вспоминает:

Я из институтских дел помню только рассказ о том, что в свою единственную сессию, которую он пытался сдать, Григорьев провёл сто сорок кулачных поединков, из них сто тридцать девять проиграл нокаутом, а в сто сороковом его противник просто сам упал пьяный.

Имел пять неудачных попыток суицида, которые часто заканчивались курьёзно, например, во время попытки повеситься оборвалась люстра и Григорьев сломал себе копчик.

Эстетику Геннадия Григорьева Виктор Топоров пытался определить как насквозь романтическую и инфантильную.

Григорьев не разделял явь и выдумку, ему казалось, что раз мне так хочется, то так оно и есть. Собственно, об этом все его стихи [4] .

В 2010 году учреждена Международная поэтическая премия им. Геннадия Григорьева. [6]

Награды и звания

Книги

Радиопередачи

  • Профессор Синицын и академик Пятитомов. Радио России
  • Литературные фанты. Радио России
  • Однажды в библиотеке. Радио России
  • Волшебный компьютер. Радио России

Примечания

Как у дедушки Ивана
и корова и сметана,
а теперь коровы нет,
на то хрущёвский декрет.

Мы построим скоро сказочный дом
С расписными потолками внутри.
И, возможно, доживём до…
Только вряд ли будем жить при…

И, конечно же, не вдруг и не к нам
В закрома посыплет манна с небес.
Только мне ведь наплевать на…
Я прекрасно обойдусь без…

Погашу свои сухие глаза
И пойму, как безнадёжно я жив.
И как пошло умирать за…
Если даже состоишь в…

И пока в руке не дрогнет перо,
И пока не дрогнет сердце во мне,
Буду петь я и писать про…
Чтоб остаться навсегда вне…

Поднимаешься и падаешь вниз,
Как последний на земле снегопад.
Но опять поют восставшие из…
И горит моя звезда — над!

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 декабря
  • Родившиеся в 1949 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 13 марта
  • Умершие в 2007 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Поэты России
  • Русские поэты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Григорьев, Геннадий Анатольевич" в других словарях:

Григорьев, Геннадий — Геннадий Григорьев: Григорьев, Геннадий Анатольевич (1950 2007) поэт, драматург, мастер анаграммист Григорьев, Геннадий Геннадьевич (литературный псевдоним Григорий Егоркин, р. 1963) российский драматург, поэт, журналист … Википедия

Григорьев — Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Б 1.3 … Википедия

Михневич, Андрей Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михневич … Википедия

Мартынов, Сергей Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мартынов. Сергей Мартынов Общая информация Полное имя Сергей Анатольевич Мартынов Оригинальное имя Сяргей Анатольевіч Мартынаў … Википедия

Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы — Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

Список народных артистов Российской Федерации — Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия

Список заслуженных механизаторов сельского хозяйства Российской Федерации, 1996—1999 годы — Приложение к статье Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации Содержание 1 Республик … Википедия

Список заслуженных агрономов Российской Федерации — Приложение к статье Заслуженный агроном Российской Федерации Содержание 1 Республика Алтай … Википедия

Список заслуженных механизаторов сельского хозяйства Российской Федерации, 2000—2010 годы — Приложение к статье Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации Содержание 1 … Википедия

Поэзия

* * *
Бога нет.
Ну что ж, и слава Богу.
Без Него достаточно хлопот.

Сея в сердце смутную тревогу,
над землей
пасхальный звон плывет.

Но так, на всякий случай,
позабыв про деньги и харчи,
затаи дыхание и слушай,
как пасхальный звон плывет в ночи.

Все сильней, все праведней, все выше
золотой
звучащею стеной
движутся колокола,
колыша
черный воздух
над моей страной.

Бога нет.
Ну что ж, я понимаю.
И, влюбленный в белый, бедный свет,
я глаза спокойно поднимаю
к небесам,
которых тоже нет.

Поэзия

***
Ты отведешь свои глаза… Ну что ж,
не упрекаю — ни строкой, ни взглядом.
Ты не уходишь.
Ты — перестаешь,
как теплый дождь над яблоневым садом.
Не объясняй.
Я все и так пойму,
и улыбнусь — спокойно и устало.
Ведь в этой жизни саду моему
лишь теплого дождя недоставало.

Вам
в Летнем саду
не случалось случаться?
Там листья о низкое небо стучатся.
Там музы — из мрамора, сторож — из плоти.
Он музыку может свистулькой испортить.

Там звери
(которые рядом с Крыловым).
Там лебедь
(позвольте пожать мне крыло вам!).

Там пахнет стихами, бензином и травкой.
Там наглый мотор за Лебяжьей канавкой
грохочет как хочет
до первого часа…

Там, в Летнем саду,
я, случалось, случался…

***
Альбом открыток.
Виды Ленинграда.
Глубокая печать или офсет.
Кораблик Александровского сада
неотразимо действует на всех.

Кариатиды.
Всадники.
Квадриги.
Веселый праздник в парке городском…
И шпиль —
прекрасным ракурсом—
в отрыве
от праздника — на ярко-голубом!

Альбом открыток.
Клодтовские кони.
Игрушечный кораблик на волне.
Толпа — на Невском.
Ангел — на колонне.
Часы — на Думе.
Гений — на коне!

Альбом открыток.
Всё как на ладони.
Усталый город. Гулкая вода.
Звенит звезда. И на вечернем фоне
передо мной проходит череда
всегда открытых видов Ленинграда.

Глубокая печать или офсет —
мне все равно. Меня прельщать не надо.
…………………………

Глубокая печаль. И насовсем.

В разговорах, в любви, в работе
Мы куда-то себя торопим.
Петербург стоит на болоте.
По болоту идем. По топям.

Если даже по магазинам,
Или в гости к знакомой даме
Все равно идем по трясинам,
Сотрясающимся под нами.

Петербург — он почти в Европе,
Петербург — он богат дворцами…
Но какие повсюду топи!
— Чуть оступишься и — с концами.

Купола стоят в позолоте.
Шпили ввысь устремились стройно.
Петербург стоит на болоте.
По ночам у нас — неспокойно.

На болоте не видно брода,
На болоте шумит осина…
Вон — случайного пешехода
Засосала опять трясина.

Как подумаешь… А ведь что-то
В этой жизни не то творится…
Все спешат, а кругом — болото.
Дай им, Боже, не провалиться.

Поэзия

* * *
Никогда ничего не имел,
ни меча, ни щита,
защищаясь от нечисти
разве что крестным знаменьем.
Никогда ничего.
Но вовек нищетой не считал
то, что я именую сегодня
своим неименьем.
Неименье мое.
Я не знаю, поверишь ли ты,
что оно существует.
Но в этом могу побожиться.
Там ржавеют пруды,
отражая железо листвы.
И листва в октябре
с тихим звоном на землю ложится.
Ты смеешься: ведь нет ничего!
Разумеется, нет.
Это просто прием,
обусловленный стихотвореньем.
Это просто игра.
Это просто неяркий рассвет.
осветил облака,
что плывут над моим неименьем.
Продолжается жизнь!
Снова зазеленеют поля.
Продолжается жизнь!
Ибо все-таки встретились двое.
Я велел запрягать.
Собирайся, родная моя.
Я тебя увезу
в неименье свое родовое.

Поэзия

Опять ведут щенка на поводке
И держат поводок накоротке.
Боятся потерять его? Однако
Какие не стояли бы века,
Искусство не приемлет поводка.
Оно всегда — бродячая собака.

Ему, конечно, создают уют
И сахарные косточки дают.
Одна беда — намордник и ошейник.
И потому, как взбалмошный щенок,

Искусство обрывает поводок
И не страшится никаких лишений.

И настает печальный час.
И по проспекту городскому,
себя доверив гороскопу,
уходят женщины от нас.

Навстречу истинной судьбе,
навстречу игрищам и торгам
они уже спешат с восторгом —
они уверены в себе.

А по прудам идут круги,
и в старом парке гаснут клены…
Еще нежны, но непреклонны —
уходят женщины к другим.

Они спешат на дальний свет
(да будет он хоть трижды ложным!)
и остаются в нашем прошлом.
Ведь в нашем будущем — их нет.

А мы? А мы им все простим
И, улыбаясь, выйдем в вечер.
Но не вослед пойдем. Навстречу.
Навстречу женщинам другим.

***
За окнами грохочет пятилетка,
а мне с тобой — спокойно и легко.
Поведай мне о Блоке, блоковедка,
скажи, что мне до Блока — далеко.

Ты осторожна и хитра, как кошка,
и мне тебя не приручить никак.
И все-таки пора закрыть окошко.
Закрыть окошко и открыть коньяк.

Отбросим прочь рифмованную ветошь,
мы не за тем горюем и горим.
Мне далеко до Бога, блоковедыш….
О Блоке мы потом поговорим.

***
Душа
не поладила с телом.
Ей стало невмоготу.
Как белая девочка в белом
уходит она в темноту.

Верни её, дуру, попробуй…
Всё тоньше и призрачней свет.
И плоть моя с тяжкою злобой
покорно плетётся вослед.

Поэзия

Каких только чудес на белом свете нету!
Конверт о трех углах, обычный, фронтовой…
Полвека почитай он провалялся где-то.
И вот пришел с войны и лег передо мной.

Был цензор фронтовой рабом цензурных правил.
И он (а вдруг письмо да попадет к врагу)
Лишь первую строку нетронутой оставил
Да пощадить решил последнюю строку.

Я цензора сейчас не упрекну в бездушье.
Он свято чтил свой долг, он знал свои права.
Не зря же он письмо замазал жирной тушью.
Наверно, были там и вредные слова.

Писалось то письмо в окопе? На привале?
И кто его писал – солдат ли, офицер?
Какие сны его ночами донимали?
О чем он помышлял во вражеском кольце?

Поэзия

Поэзия

Поэзия

Поэзия

Ах, какие были славные разборки!
Во дворе,
под бабий визг и песий лай,
будоража наши сонные задворки,
дядя Миша
перестраивал сарай.
Он по лесенке, по лесенке –
все выше…
А в глазах такая вера и порыв!
С изумленьем обсуждали дядю Мишу
зазаборные
усадьбы и дворы.
– Перестрою! – он сказал.
И перестроит.
Дядя Миша не бросал на ветер слов.
Слой за слоем отдирал он рубероид –
что-то около семидесяти слоев…
Сверху вниз
летели скобы, шпингалеты…
(Как бы дядя Миша сам не рухнул вниз!)
Снизу вверх
летели разные советы…
В общем,
цвел махровым
цветом плюрализм.
Во дворе у нас
на полном на серьезе
дядя Миша
перестраивал сарай.
Дядя Боря,
разойдясь, пригнал бульдозер…
Дед Егор ему как рявкнет: –
Не замай!
Дело тонкое… К чему такие гонки?
И не каждому такое по уму.
Мы с дружком глушили водку
чуть в сторонке,
с интересом наблюдая –
что к чему.
Вдруг стропила как пошли, просели…
(Ух, мать!)
Неужели план работ не разъяснен?
Дядя Миша, ты позволь…
Мы эту рухлядь
в четверть часа топорами разнесем!
Эй, ребята!
Кто ловчей да с топорами,
разомнемся?
Пощекочем монолит?
Дядя Миша говорит:
– Не трожь фундамент!
Он еще четыре века простоит.
Мы б снесли все до основ, как говорится…
И построили бы сауну… сераль…
На худой конец хотя бы психбольницу…
Дядя Миша
перестраивал сарай.
Мы с дружком сидим по-тихому,
бухаем.
В этом ихнем деле
наше дело – край.
Все равно сарай останется сараем,
как он там ни перестраивай са
рай

Поэзия

Прощаясь,
ты опять пожмешь плечами.
Прости меня, но в этом сентябре
я о тебе печалюсь
в полпечали,
я в полтоски
тоскую по тебе.
Я берегу голосовые связки
и, в теплый шарф упрятав пол-лица,
в полголоса
рассказываю сказки
с концом счастливым,
но - не до конца.
Мне просто надоело на пределе
себя в своей удерживать судьбе.
хочу побыть при галстуке, при деле
/прости, что я об этом - при тебе/.
Я, как всегда, вполне полусерьезно
полушучу.
Коронный жанр - раек!
И надвое раскалываться поздно,
и налито, как прежде, до краев.
Мне самому пока исход неведом,
но незачем заглядывать в меню.
Все сказки
я закончу хэппи-эндом,
и лишь с одной
пока повременю.

Опять ко мне,
угрюмый и небритый,
не для чудес, а так - на огонек,
с бутылками, со свертками, со свитой
заходит полупьяный полубог.
И вновь его кулак грохочет по столу:
"Пошто такие муки нам? Пошто?"
Торжественно молчат полуапостолы,
почтительно принявшие по сто.
Он стал бы богом, да не видит толку.
А без толку зачем пугать народ?
И мой сосед подглядывает в щелку,
как полубог со мною водку пьет.

Я рукописей сих не издавал.
неважно кто - стилист или апостол,
я бога для себя не создавал.
А может быть, не сознавал, что создал.
Но - авторства не стану отрицать,
когда мне скажут: "Вот твое творенье. "
Когда лицо уходит вглубь лица,
а позвоночник обретает зренье
и авторучка обретает плоть -
становится суставчиком тревожным
и кровоточит.
я шепчу: "Как можно меня так мучить?"
Но молчит Господь.
И только в крик: "Когда же наконец
захлопнется проклятая страница,
где тварью притворяется творец.
А тварь творцом. И черт-те что творится".

Читайте также: