Генезис коррупции в мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] — более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке — обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1. Понятие коррупции

Первый критерий — вид деятельности коррупционера (схема 1 — кто).

Схема 1. Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера


Второй критерий — формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий — насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 — как часто)

Схема 2. Типология коррупционных отношений по степени распространенности


Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия коррупции

Рациональный подход (экономика преступности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально реша­ет идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента — плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция — контрактное взаимодей­ствие между экономическими агентами с целью злоупотребления пози­цией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и вы­соким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический либерализм

Источник: Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне.

Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45

Итак, мы убедились, что коррупция — это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения — чему и посвящен следующий раздел.

2.Причины возникновения коррупции

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону — лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество — и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П — О,

где К — коррупция, М — власть монополий, П — произвольность решений, О — ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:


где I — страна, t — год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Фундаментальные

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3.

Таблица 3. Последствия коррупции

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Невозможность осуществления демократических принципов

Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов

Рост социального неравенства, бедность

Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок

Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост финансовых и коммерческих рисков

Нарушение принципа верховенства закона

Поиск ренты в ущерб материальному производству

Усиление организованной преступности

Неэффективность политических и судебных институтов

Искажение (повышение) цен

Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества

Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию

Становление мафиозных группировок

Падение престижа страны

Рост теневой экономики, налоговые потери

Дискредитация права в глазах общественности

Исчезновение реальной политической конкуренции

Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций

Морально-нравственные нормы теряют значение

Снижение эффективности экономики страны в целом

Рост социальной напряженности

Источники: см. список литературы

Проиллюстрируем эти утверждения примерами[13]. Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос — как же в таком случае бороться с этим явлением?

4. Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,
мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
  • Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
    i. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
    ii. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
    iii. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Список использованной литературы

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures”, Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”,Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption: Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

Приложение 1. Измерение коррупции

Измерение коррупции — важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

До недавнего времени доминировало представление о неизмеримости коррупции. Действительно, исследователи сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

Однако в 1995 году был впервые опубликован CPI — индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International — проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто — предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций

На сегодняшний день тема коррупции в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
Понятие коррупции …………………………………………….…………. 3
Генезис взяточничества и коррупции (исторический аспект)…. …….…5
Причины возникновения коррупции………..…….………………………..6
Заключение..………………………………………………………………. 7
Белорусское Общество Красного Креста………………………………….13
Список литературы …………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Реф по корруп.doc

  1. Введение………………………………………………………… …….……..3
  2. Понятие коррупции …………………………………………….…………. 3
  3. Генезис взяточничества и коррупции (исторический аспект)…. …….…5
  4. Причины возникновения коррупции………..…….………………………..6
  5. Заключение..……………………………………………… ………………. 7
  6. Белорусское Общество Красного Креста………………………………….13
  7. Список литературы …………………………………………………………………14

На сегодняшний день тема коррупции в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Нельзя не согласиться с тем, что именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а, с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс. Давно подтверждено, что криминальная коррупция подрывает устои государственной власти, деформирует, общественное сознание, ложиться тяжелым материальным бременем на россиян.

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральных устоям общества.

Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей. Сформировавшиеся преступные сообщества сделали ставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти, местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов, что значительно затрудняет выявление совершенных ими преступлений. Весьма точным является утверждение, что если обычная преступность наступает на общество, действуя против его институтов, в том числе государства, организованная преступность в этом наступлении старается опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам.

В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента. и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных лиц"

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

Генезис взяточничества и коррупции (исторический аспект)

С аналогичными вопросами сталкивались и правители древнего Египта. Документы, обнаруженные в процессе археологических исследований, свидетельствуют и о массовых проявлениях коррупции в Иерусалиме в период после вавилонского пленения евреев в 597 - 538 гг. до Рождества Христова.

Не избежала проявлений и расцвета коррупции и античная эпоха. Ее разрушительное влияние было одной из причин распада Римской империи.

К сожалению, Россия в смысле наличия коррупционных отношений не была и не является исключением из общего правила. Их формирование и развитие также имеет многовековую историю. В частности, одно из первых письменных упоминаний о посулах как незаконном вознаграждении княжеским наместникам относится еще к концу XIV века. Соответствующая норма была закреплена в так называемой Двинской уставной грамоте (Уставная грамота Василия I),[6] а позже уточнена в новой редакции Псковской Судной грамоты. Можно предположить, что эти источники лишь констатировали наличие подобных деяний, которые явно имели место намного раньше своего официального нормативного закрепления.

Тем не менее, все эти благие рекомендации в принципе так и остались нереализованными, а чиновничий аппарат все более и более погружался в пучину коррупции. Не случайно нравы, царившие в чиновничьей среде, в том числе коррупционные деяния и их участники, получили яркое отображение не только в исторических документах, но и произведениях великих русских писателей Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. И. Лажечникова, А. В. Сухово-Кобылина, А. П. Чехова и многих других.

Анализ истории появления коррупции в эпоху Древнего мира: в Афинах и императорском Риме. Изучение логики развития коррупционных отношений в политарном обществе. Суть симбиоза власти и финансовых кругов. Капитализм как общественно-экономическая формация.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2017
Размер файла 27,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Коррупция: генезис и история развития

Пахомов В.Г.

Майорова М.С.

Рассмотрение коррупции как исторического явления необходимо не только для утверждения ее истоков и оснований, но и для выяснения того, насколько определение коррупции, данное выше, является справедливым в историческом измерении.

Исторический анализ коррупционных отношений требует выбора точной научной методологии. Она должна не просто помочь зафиксировать отдельный факт существования коррупции в тот или иной период времени, но проследить ее изменение в соответствии со стадиями развития всего человечества, а также выявить существенные закономерности этих изменений.

В настоящее время в общественных науках утвердилось два подхода к стадиям развития человечества: цивилизационный и формационный. Приверженность большинства теоретиков права цивилизационному подходу к истории человечества и даже попытка применить его к истории коррупции для выявления ее первопричин [14, с. 30-36] не позволяет ответить на вопросы о закономерностях коррупционных отношений в рамках истории всего человечества, а также дать адекватное сущности коррупции понятие. Кроме того, в этом случае теряется смысл в применении к коррупции транснационального подхода, так как сторонники цивилизационного взгляда на историю настаивают на уникальности каждой цивилизации и неприменимости к ней тех методов, которые применимы к другим цивилизациям. Те же, кто признает закономерности в истории, теряют всякую последовательность в цивилизационном подходе. Все это в известной мере ставит под сомнение научность самого подхода и заставляет обратиться к возможностям теории общественно-экономических формаций, основа которой была заложена К. Марксом и Ф. Энгельсом [16, с. 7-76], а затем развита некоторыми представителями следующих поколений ученых в общественных науках.

В свое время К. Марксом было выделено четыре способа производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный [13, с. 1083], а также отмечено существование первобытно-общинного и потенциальная возможность коммунистического.

Отличительной чертой теории общественно-экономических формаций является утверждение о существовании объективных, не зависящих от воли и сознания человека, экономических отношений, определяющих основной способ производства, который формирует стадию развития всего человечества - общественную формацию. Это говорит о единстве всей человеческой истории и дает возможность сравнивать общества, находящиеся как на одной ступени развития, так и на разных. А это позволяет проанализировать и коррупционные отношения в обществе.

Безусловно, в условиях первобытно-общинного способа производства не могло существовать коррупционных отношений, так как отсутствовали даже общественные институты для формирования их. Однако самое важное, что дает рассмотрение первобытно-общинного строя, для теории коррупции - это зарождение факта присвоения одними членами общины общественно полезного продукта, произведенного другими членами общины, то есть эксплуатации. Дальнейший анализ стадий развития человечества покажет, что такой чертой обладают и коррупционные отношения.

Ранее уже указывалась логика развития коррупционных отношений в политарном обществе при выяснении первопричины коррупции. Рассмотрим этот процесс более подробно.

Политарные отношения, не смотря на их дальнейшее вытеснение со стороны других способов производства, тем не менее, продолжали играть большую роль в истории человечества. Кроме того, что политарный способ производства существовал в странах Азии, например, в Китае, вплоть до XX века, и элементы которого сохранились и в современном Китае (а также в большинстве стран Африки), система политарных отношений, игравшая главную роль в истории, имела место и в межформационный период, воплотившись в Римской империи, а также в период абсолютизма в феодальных странах. коррупция власть финансовый капитализм

Рассматривая историю политарных обществ во всей совокупности можно сказать, что в их развитии проявляется несколько важных закономерностей. Во-первых, коррупция в этих обществах является неотъемлемой частью общественной жизни, а в период распада представляет собой сущность экономических отношений внутри общества, закономерный этап его развития, который, при отсутствии влияния со стороны обществ, находящихся на более высокой ступени развития, неизбежно должен завершиться новой централизацией власти. Если, как будет показано далее, в условиях иных общественно-экономических формаций, коррупция являлась чем-то девиантным, так как государственный аппарат преимущественно представлял интересы других классов, то в условиях политаризма ее в большей степени можно назвать нормальной для общества и внутренне присущей ему. Во-вторых, именно при политаризме можно выявить основные причины коррупции в обществе: стремление назначенных должностных лиц к получению большего дохода посредством властного и имущественного присвоения.

Следующей общественно-экономической формацией является рабовладение, существующее в период античности в Греции и Риме. Анализируя этот период, стоит заострить внимание на том противоположном политарному обществу явлении, которое представляет собой отсутствие бюрократического аппарата и соответственно коррупционных отношений. Характерно это было не для всей античности, но ярким представителем являются Афины. В Афинах отсутствовала специальная категория людей, занимающаяся управлением государства на постоянной основе - граждане сами отправляли свою власть. Совет пятисот, достигший своего наивысшего развития к середине V века до н.э., избирался по жребию среди всех свободных граждан полиса, что исключало возможность влиятельных лиц определять итоги выборов в своих личных целях и придавало высокую степень демократизма в афинском обществе. Суды формировались также как и члены совета - по жребию. Но самым важным являлось то, что свободные граждане осуществляли свою власть не через представительство, а непосредственно. Последнее позволило, во-первых, обеспечить развитие гражданского общества, где каждый гражданин разбирался в государственных делах, а во-вторых, не дать сформироваться профессиональному государственному аппарату и утвердить разделение между государством и обществом [5, с. 40-45]. Опыт Афин тем самым является, возможно, одним из самых важных опытов в истории человечества по пресечению появления и развития коррупционных отношений в государственном управлении. Однако само устройство полиса не позволяло выйти за собственные пределы, и поэтому влияние его, как политической системы, со временем угасло, и доминирующей стала иная система. Кроме того, обеспечение развития свободных граждан полиса происходило за счет существования и эксплуатации рабов, что, тем не менее, не уменьшает значения политического устройства полиса в историческом измерении.

В эллинистический период (македонское государство), а затем и в римский, при построении империй путем завоевания неминуемо происходило увеличение государственного аппарата для обеспечения существования самой империи, что, в свою очередь, при определенных условиях давало возможность развитию коррупционных отношений.

По окончании буржуазных революций, которые в том числе стремились освободиться от непомерных налогов со стороны государства, утвердился взгляд на то, что последнее не должно каким-либо образом влиять на экономическую жизнь общества. С утверждением капиталистических отношений в обществе формируется экономический взгляд на коррупцию: коррупционные отношения являются следствием зарегулированности государством экономической жизни. Этот подход используется и сегодня при объяснении причин существования коррупции, но его применение без анализа всех общественных отношений в современном мире приводит к односторонности экономического взгляда. Если в период становления и прихода буржуазии к власти подобное отношение к государственной власти и имело место, то с начала полной победы буржуазных идеалов в общественном сознании, государство стало представлять преимущественно интересы капиталистов. Как следствие, наличие коррупции теперь зависит от того, насколько капиталистические экономические отношения позволяют ей развиться.

Особенностью капиталистических отношений является то, что капитализм представляет собой первую общественно-экономическую формацию, которая распространилась на весь мир, став глобальной формацией, безотносительно к тому какие экономические отношения существовали в тех обществах, в которых он утверждался. Изначально этот процесс назывался империализмом, но стоит учитывать, что в настоящий момент государства не действуют военными методами, захватывая территории других стран, а борются за сферы влияния в том или ином регионе иными (идеологическими или экономическими) методами. Этот процесс привел к поляризации мира, разделению стран на страны центра и периферии. При этом, если говорить о коррупционных отношениях, то в странах центра сохраняется отрицательное отношение к коррупции. Она воспринимается как девиантное поведение со стороны должностных лиц, ограждающихся от экономической жизни общества и обеспечивающих безопасность. Эти страны в большинстве своем имеют наиболее низкие показатели уровня коррупции [2]. Страны периферии напротив обладают высоким уровнем коррупции. Причина этого лежит не столько в уровне развития самих стран, но в том, что эти страны во многом зависят от той политики, которую проводят в отношении них страны центра. Влияние одного общества на другое может иметь как положительный, так и отрицательный характер, и в данном случае многое зависит от интересов общества, находящегося на более высокой стадии развития.

Сложно сделать достаточно обоснованный вывод, что глобализация коррупции, превращение ее в явление мирового масштаба во всех смыслах определяет влияние коррупционных отношений не только на отношения между людьми, упадок их экономических, политических, правовых, культурных связей, но также и на окружающую среду, которая с неизбежностью повлияет на жизнь всех людей в целом. Кроме того, по данным Transparency International за год на взяточничество и коррупцию в сфере государственных закупок тратится уходит около 400 млрд. долларов. Большая часть из этой суммы приходится на страны зависимой периферии [1]. Именно поэтому важное место занимает политика международных организаций по противодействию коррупции, призвание которой состоит также в обеспечении снижения уровня коррупционных отношений в этих странах.

Список литературы

1. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. 1 / Под ред. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М., 1980.

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. 2 / Под ред. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М., 1980.

3. Glenn T. Ware, Shaun Moss, J. Edgardo Campos, Noone G.P. Corruption in procurement // Handbook of global research and practice in corruption / Ed. by Adam Graycar, Russell G. Smith. - Cheltenham, 2011.

4. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы города Москвы: монография / под ред. А.И. Землина, В.М. Корякина. - М., 2014.

5. Андерсон П. Переходы от античности к феодализму / Пер. с англ. А. Смирнова; под ред. Д.Е. Фурмана. - М., 2007.

6. Андерсон П. Родословная абсолютистского государства / Пер. с англ. И. Куриллы. - М., 2010.

7. Гоббс Т. Левиафан. - М., 2001.

8. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вызов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

9. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е, переработ. и доп. - М., 1976.

10. История Древнего Востока. - М., 1979.

11. Кузавков Ю.В. Мировая история коррупции. - М., 2010.

12. Маркосян Г.М. Коррупция в СССР в 1920-е годы и борьба с ней: диссертация канд. … ист. наук: 07.00.02. - М., 2010.

13. Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс. Капитал: критика политической экономии. Т. I. - М., 2011.

14. Основы противодействия коррупции / Под ред. С.В. Максимова. - М., 2000.

15. Попович А.С., Попович З.А. От бюрократизации управления до бюрократизации мысли: Марксистский анализ феномена бюрократии. - М., 2015.

16. Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Кн. 3: Марксистский прорыв в философии. - М., 2013.

18. Семенов Ю.И. Происхождение и развитие экономики: От первобытного коммунизма к обществам с частной собственностью, классами и государством (древневосточному, античному и феодальному). - М., 2014.

Аннотация

В работе рассмотрены особенности, условия и закономерности не только зарождения коррупции в общественно-экономических формациях. Делается достаточно углубленный анализ истории появления коррупции в эпоху Древнего мира: в Афинах, императорском Риме. Подробно рассматривается логика развития коррупционных отношений в политарном обществе, где выясняется её первопричина. Особое внимание уделено появлению коррупции в СССР и РФ.

Ключевые слова: коррупция, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, азиатский способ производства, политарные отношения, Афины

Подобные документы

Истоки появления коррупции в обществе. Исторические сведения борьбы правителей с коррупцией. Теория общественного договора. Специфика коррупции в России. Судебник Ивана III. Реформы Петра I - рост бюрократического аппарата. Коррупция в советское время.

реферат [37,1 K], добавлен 28.05.2010

Генезис взяточничества и коррупции (исторический аспект). Характеристика современного состояния взяточничества коррупции в России. Коррупция и взяточничество в высших эшелонах власти. Коррупция и организованная преступность. Понятие преступного сообщества

дипломная работа [77,0 K], добавлен 16.12.2005

Генезис взяточничества и коррупции. Характеристика современного состояния взяточничества и коррупции в России. Коррупция и взяточничество в высших эшелонах власти. Коррупция и организованная преступность. Борьба с организованной преступностью.

дипломная работа [90,8 K], добавлен 28.11.2006

Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения права. История развития коррупции в Республике Казахстан: устои общественно-государственного устройства Монгольского ханства, их влияние на процессы цивилизации; современная антикоррупционная политика.

реферат [81,5 K], добавлен 06.10.2012

Общее понятие о коррупции. Принципы организации и государственные органы борьбы с ней. Правонарушения, создающие условия для ее осуществления. Виды коррупционных правонарушений. Сферы деятельности, в наибольшей степени подверженные коррупции в России.

доклад [17,0 K], добавлен 17.02.2012

Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

курсовая работа [997,7 K], добавлен 15.05.2014

Сущность, структура, масштабы и влияние коррупции в Украине. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений. Коррупция в органах правопорядка и власти. Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью.

Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

- стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Читайте также: