Где в нижегородской губернии жили старообрядцы ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смутное время привело к ряду последствий, в том числе к изменениям, кото­рые стали происходить внутри Русской православной церкви. Созрела необхо­димость определен­ных реформ, определенного обновления — и в обще­стве, и в Церкви. И эти события привели к расколу.

В церковном каноническом праве есть ересь, а есть раскол. Ересь — это укло­нение от догма­тического учения, от неких вероучительных норм. Вот я, напри­мер, не считаю, что Бог — это Троица, — значит, я еретик; или я не признаю божественность Иисуса Христа — я еретик. А раскол — это когда вероучение одно и то же, но в отноше­нии церковного устройства возникают разногласия, которые приводят к расколу церковного института.

Эти разногласия были связаны с проводи­мыми патриархом Никоном рефор­мами. Реформы эти начались в 1653 году и, в , были обрядовыми: креститься не двумя пальцами, а тремя; служить не на семи просфорах, а на пяти; крестным ходом ходить против солнца, а не по солнцу; и еще ряд для современного человека совсем мелочей. Раскольников иногда изображают как упертых изуверов, которые настолько верили в магичность всех этих формул, обрядов, что любое отклонение от них они не признавали — вплоть до того, что себя сжигали и топили.

На самом деле все сложнее — хотя бы потому, что раскол начинается как раз среди тех, кто выступал за обновление Церкви. Самое интересное — что они все так или иначе причастны к Нижнему Новгороду. Аввакум родился в селе Григорово Нижего­родской области, патриарх Никон — мордовский крестьянин из деревни Вельдеманово, а Иван Неронов долгое время служил в Нижнем Новгороде священником. То есть основные действующие лица с обеих сто­рон — это люди из одной среды. В Лысково Нижегородской области служил, будучи священником, Никон. У него от эпидемии все дети умерли, и они с женой догово­рились и пошли по монастырям. В том же Лысково служил Иван Неронов. То есть это люди, которые буквально ходили по одной улице, жили в одном месте, в одной атмосфере.

Более того, они первоначально следовали одному и тому же идеалу. И Аввакум, и Неронов выступали за реформы. Они выступали за определенные изменения в богослужении. Например, Иван Неронов первым стал читать проповеди. Сейчас само собой разумеется, что священник читает проповедь. А в средне­ве­ковой Руси священ­ники проповеди не читали. Митрополит или епископ мог читать проповедь, но приходской священник — нет, это не входило в его обя­занности. Более того, когда Иван Неронов стал читать проповеди, дошло до того, что его стали бить — настолько это было непривычно.

Можно вспомнить того же Аввакума, который стал полностью служить службы. Ведь в результате реформ многогласие заменили единогласием. Многогласие — это когда служба служится и каждый исполняет свою партию: дьякон, священник, хор, чтец. И они должны все проговорить. И если они все это делают одновременно, то, с одной стороны, вносится определенная бессмыс­лица, но с другой стороны — вроде как все проговорили и все положенное отчитали. Решили это заменить единогласием — когда все делается поочередно. Но тогда служба растягива­ется. И у Аввакума просто были случаи, когда благодарные прихожане пыта­лись его убить за то, что он пытается заставить их по несколько часов стоять в церкви. Это действительно в аграрном ритме Руси было затруднительно.

Будущие старообрядцы — а тогда это были, можно сказать, обновленцы — выступали за усиление роли Церкви в жизни человека, за то, чтобы каждый православный искренне выполнял не только обряды, но и все те заповеди, которые были даны. У Аввакума ведь было довольно сложное детство: мы знаем из рассказа самого Аввакума, что его отец выпивал. И, видимо, это наложило отпечаток, потому что сам Аввакум был трезвенник и он был очень требователен и к жене, и к детям. Они вели постническое житие, очень строгое, все очень по уставу. Желание жить строго, по уставу, осмысленно, отдавать все лучшее Богу.

Что преследовала реформа патриарха Никона? Это стремление превратить русское православие во вселенскую силу. Реформа следовала греческим образцам. Почему это вызвало такую реакцию? Возможно, потому, что греки воспринимались как своего рода еретики — они уже веков под турками, они предали православную веру, а мы все-таки Москва — третий Рим, мы отстаиваем православие. Тем более что в Смутное время латиняне тоже себя показали с самой нехорошей стороны. Мы хранители истинного правосла­вия. И вдруг говорят: а у вас православие не совсем правильное, надо немножко его реформировать по другим образцам. Зачем это было нужно патриарху Никону? Это прежде всего было нужно царю Алексею Михайловичу ввиду грядущего присоеди­нения украинских земель — там обрядность была новогре­ческая — и ввиду того, чтобы сделать русское православие такой мировой силой.

Это ситуация, в которой каждый был прав. Когда проводились реформы Никона, говорили, что у нас неправильный устав, искажение, а надо ориентироваться на греков. А на самом деле как раз русский устав более соответ­ствовал древнегре­ческому уставу. Греки сильнее изменились во многих малозначительных обрядовых деталях, чем русская традиция: она была более инертной. То есть у нас был на самом деле более правильный, если брать древность за образцы, устав. Но его поменяли.

В результате происходит раскол, который окончательно оформится в 1666 го­ду, когда после Московских соборов будет снят Никон, а раскольники отлу­чены. Именно тогда начнется бегство раскольников, прежде всего в Нижего­род­скую землю. Их будут пресле­довать. Преследование раскола шло волнами: наиболее активные были при царевне Софье, потом при Петре произошли знаменитые Питиримовы гонения в Нижегородской области Имеются в виду гонения на старообрядцев, которые проводил нижегородский архиепископ Питирим. , потом были очень мощные гоне­ния при Николае I. Закончилось это все декретом о веро­тер­пимости, и в 1906 году ограничения были сняты.

История раскола очень связана с Нижним Новгородом, здесь образуются самые известные старообрядческие скиты. Самые, наверное, известные — это скиты, основанные Софонтием: был такой монах, который бежал с Соловков и стал лидером керженского старообрядчества — по реке Керженец, это дремучие труднодоступные места, там было множество скитов. Софон­тий был старо­обрядческим дьяконом, а в священники его рукополагал новопра­вославный епископ. И поэтому был собор старообрядцев, они его миропомазали, он стал старообрядческим священником, который уже осуществлял необходимые обряды для этих бежавших диссидентов, скрывавшихся в лесах.

Еще ряд скитов на Нижегородской земле тоже были основаны соловецкими бежен­цами. Соловецкий монастырь не согласился с новыми реформами, войска его осаждали. Участь большинства монахов была печальна, но некото­рые бежали. Например, был такой известный Шарпанский скит — он тоже связан с теми, кто бежал из Соловецкого монастыря, там произошла особая история с Казанской иконой Божией Матери, которая ими предводительство­вала и стала главной чудотворной иконой этого скита. Был Оленёвский скит, который, кстати, осно­вали еще в XV веке ученики Макария Унженского, которые бежали после того, как казанский хан разгромил Макарьевский монастырь. Они увидели чудесное явление оленя — и на этом месте основали скит, а старообрядцы его возродили.

Необходимо сказать несколько слов о XVIII веке, прежде всего о личности архиепископа Нижегородского Питирима. Это очень показательно в истории государственной политики по отношению к старообрядцам. Питирим сам был выходец из старообрядцев, но он принял новый обряд, вернулся в православ­ную церковь. Он сделал успешную церковную карьеру и был на хорошем счету у императора Петра I, который, как известно, всегда выступал за самые жест­кие меры во внутренней политике, в том числе религиозной. И вот Питирим устраи­вает гонения на старообряд­цев. Он разоряет большинство скитов, созданных беженцами. Известно его дело со старообрядческим дьяконом Александром: они сначала были в переписке и полемике, но результатом этой полемики было то, что Александра сожгли. Здесь мы имеем дело, можно сказать, с инквизи­цией. Многие возражают против применения этого термина по отношению к право­славию, но я думаю, что его можно с оговорками применить.

В то же время, если мы анализируем его деятельность, в ней много того, что можно и приветствовать: он был, безусловно, просветителем, основал Нижего­родскую духовную семинарию. Это человек, который выступал с позиции петровского просвещения, был соратником знаменитого Феофана Прокопо­вича. В его облике мы видим всю противоречивость этой политики эпохи Петра.

До этого даже на Нижегородской земле были многочисленные случаи, когда духовенство на местах закрывало глаза на тех, кто служил по старому обряду. Они не хотели идти на конфронтацию. И были случаи перехода старообрядцев в православие, но их дости­гали путем некого компромисса. А Питирим отме­нил любой компромисс. И раскол стал необратимым во многом из-за политики Питирима и вообще политики, которая велась при императоре Петре I и Анне Иоанновне. При Екатерине II политика была ослаблена, и ряд скитов начинают возрождаться. Это было экономически выгодно, Екатерина II это понимала. Когда она была в Городце, ей вынесли знаменитый городецкий пряник. А кто его нес? Старо­обрядческий купец Прянишников. Пряниш­никовы — одна из самых известных городецких староверческих фамилий.

Старообрядчество процветает до эпохи Николая I. Вот тут мы как раз пере­ходим к Павлу Ивановичу Мельникову, о котором необходимо сказать довольно подробно. Это очень важная фигура в истории и русского, и нижегородского старообрядчества. Мельников популяризи­ровал старооб­рядцев. Можно сказать, что был писатель Андрей Печерский и был чиновник Павел Иванович Мельников, а в результате из этих двух людей получился один — Мельников-Печерский.

Чиновник Мельников староверов гнал, был довольно жестоким их преследо­вателем. Он тоже вошел в староверческие апокрифы. Он был тем, например, кто разгромил Шарпанский скит и изъял оттуда чудотворную икону Казанской Божией Матери. Это вызвало шок: он вырвал сердце у старо­обрядцев. Более того, в записке 1854 года он в конце предлагает меры к тому, как искоренить старую веру, и говорит, что надо старших сыновей у старо­веров забирать в рекруты, что у них надо отнимать детей. То есть он предла­гает устраивать какой-то геноцид.

Легенда о Китеже отражает само миро­воззрение староверческой среды. Сейчас понятно, что эта легенда формировалась в XVIII веке, в основном среди беспо­повцев или беглопоповцев. Существует несколько источников. Окончательно она сформиро­валась к концу XVIII века. Но что самое интересное, в советское время она уже воспринималась как общеправославная легенда, а в нашу эпоху озеро Светлояр стало таким местом экуменизма.

Эта легенда повествует о том, что на Ниже­городской земле был некий град Китеж в керженских лесах. Во время нашествия Батыя его оборонял Георгий Всеволодович — последний князь Киевской Руси. Причем в этой повести он гибнет в бою. Батый подходит к Китежу благодаря предателю, который указывает тайную тропу. Город опускается под воду, и ныне он находится под водой, и только правед­ники могут найти туда дорогу.

О чем эта легенда на самом деле? Ясно, что Георгия Всеволодовича там не было. Ясно, что наивно искать Китеж, хотя в 19 годы эхолотами исследовали дно озера. Доказывать или опровергать легенду при помощи эхолотов — дело бесполезное. Это легенда о некой сокровенной Руси, которая была, но ушла — и теперь доступна только праведным. Это как раз мировоззре­ние старообрядцев: святая Русь исчезла.

Сейчас Китеж — это просто феномен совре­менной культуры. Многие поэты и писатели посещали места, связанные с Китежской легендой, — все это именно благодаря Мельникову.

Мельников дает картину жизни старооб­рядцев. Картину довольно достовер­ную: все герои, которых он выводит в своих романах, имели прообразы. По этим романам действи­тельно можно изучать жизнь староверов. Мельников ее знал довольно глубоко. Хотя сам, кстати, по своим взглядам не был особо верующим. Есть сведения, что он вообще был нигилистом. Из всей его жизни следует, что это был человек, вряд ли придержи­вавшийся православ­ной миссионер­ской позиции. Он просто как чиновник гнал старообрядцев — не потому, что имел против, а просто был такой курс: надо преследовать старообрядцев. Кстати, когда при Александре II курс этот был смягчен, Мель­ни­ков сразу перестал преследовать старообрядцев, наоборот, даже их поддер­живал. Когда Николай Александрович — старший сын Александра II, которого все прочили в наследники, — посещал Нижний Новгород, он был на Нижего­род­ской ярмарке и ездил с Мельниковым-Печерским в старообрядческие скиты. Там его даже признали за царя, потому что Николай Александрович, например, крестился двумя перстами.

Благодаря купцам-старообрядцам, в том числе нижегородским, до нас дошли многие рукописи и древние иконы. Именно они занимались коллекциони­ро­ванием и сохра­нением и рукописей, и древних книг, и икон. И сейчас многие музеи им обязаны: суще­ствуют целые фонды в той же Российской государ­ствен­ной библиотеке, которые являются, собственно, наследием этих старообрядческих фамилий.

Густые леса защищали поселенцев от гнёта государственной власти, а близость к Волге и торговым путям обеспечивала связь с регионами.

В 1720 году в Керженских скитах насчитывалось около 4 тысяч жителей. Так назывались поселения старообрядцев на реке Керженец в Нижегородской губернии, образовавшиеся на рубеже 17−18 веков. Густые леса защищали поселенцев от гнета государственной власти, а близость к Волге и торговым путям обеспечивала связь с регионами. В 1720 году в Керженских скитах насчитывалось около 4 тысяч жителей. Их быт запечатлен на фотоснимках.

Тем не менее, первый подобный объект, который мы посетили, – т.н. Малиновский скит – наиболее известен и легкодоступен. Несмотря на недавнее разорение, во II половине XIX в здесь все еще существовал богатый скит, состоящий из комплекса разнообразных построек, содержавшийся на средства богатейших нижегородских купцов-старообрядцев Н.Бугрова и М.Блинова. Здесь же в 1908 г (т.е. после издания царского манифеста о свободе веры) на средства Бугрова был выстроен очень красивый храм Казанской иконы Божией Матери в псевдорусском стиле, который сейчас восстановлен и принадлежит Русской Древлеправославной церкви. Когда мы ходили вокруг и фотографировали великолепные майолики церкви, нам повстречались две дамы, которые с ходу стали предлагать нам внести пожертвование на содержание храма (при этом даже не предложили открыть его, как это принято у никониан, например). Это нас несколько удивило, но, слава Богу, навсегда отбило у В. охоту подкалывать меня на тему двоеперстного крещения :)

Уже под вечер заехали ненадолго в бывшее село Коврово, которое сейчас входит в состав поселка Сормовский Пролетарий, где на кладбище сохранилась деревянная церковь Петра и Павла 1785 года постройки. К сожалению, церковь в очень плохом состоянии - колокольня совсем поклонилась.
Вечером и утром следующего дня я немного погуляла по Семенову - "столице" заволжского старообрядчества. Об этом городе я писала не так давно, только сейчас удалось погулять немного побольше.

Михаил Тарасов

Особо почитаемое нижегородскими раскольниками "святое место"-озеро Светлояр.
С его историей связана поэтическая легенда о чудесном погружении в его воды града Великого Китежа,не пожелавшего сдаваться Батыеву войску.по легенде Богородица спустилась с небес ,держа в руках чудодейственный покров,который и сокрыл град Китеж.
"Цел тот град до сих пор"-гласит легенда,"с белокаменными стенами,златоверхими церквями,с честными монастырями,узорчатыми теремами и каменными палатами.Цел град,но не видим.И только слышится на озере праведным звон китежских колоколов.
Собираясь у берегов озера,старообрядцы устраивали что-то вроде"всенощного бдения":молились,читали выдержки из древних сказаний о граде Китеже.А на рассвете начинали прислушиваться и приглядываться:было и до сих пор существует поверье,что в рассветные часы самым праведным может послышиться звон китежских колоколов и можно увидеть в чистых водах озера отражение невидимого града.
Вся эта "китежская легенда"дошла до нас в старообрядческих пересказах-переработках 17-18веков.Это "Книга глаголемая летописец",вторую часть которой составляет сказание"О граде сокровенном Китеже".

Михаил Тарасов

В настоящее время озеро Светлояр является памятником природы федерального значения,единственным в подобном статусе в Нижегородской области.Озеро находится в Воскресенском районе,около села Владимирское.
На фото:собственно озеро;Церковь на берегу озера;могила трёх святых:по легенде в этом месте произошла битва китежской дружины с татарами.Три китежских богатыря погибли здесь защищая русскую землю,с могил погибших воинов,верующие берут землю,считая что она исцеляет от всех недугов;Патриарх Московский и вся Руси Александр с паломниками из РДЦ;обход озера в ночь на Ивана Купалу(с 6на7июля).По преданию если в эту ночь зажечь свечу,загадать желание и обойти со свечой озеро три раза,то загаданное желание обязательно сбудется.

Михаил Тарасов

Старообрядцы заслуживают уважения хотя-бы за то,что благодаря им сохранилось огромное множество первопечатных и рукописных книг,которые после введения никоновских новшеств признавались еретическими и подлежали уничтожению.Также старообрядцы сохранили предметы древнерусского обихода:старинные братины и чаши;расшитые драгоценными камнями женские и мужские уборы;древнее оружие,иконы и другие предметы русской культуры допетровского времени.

Михаил Тарасов

Читайте также: