Где в нижегородской губернии жили старообрядцы ответ кратко
Обновлено: 05.07.2024
Смутное время привело к ряду последствий, в том числе к изменениям, которые стали происходить внутри Русской православной церкви. Созрела необходимость определенных реформ, определенного обновления — и в обществе, и в Церкви. И эти события привели к расколу.
В церковном каноническом праве есть ересь, а есть раскол. Ересь — это уклонение от догматического учения, от неких вероучительных норм. Вот я, например, не считаю, что Бог — это Троица, — значит, я еретик; или я не признаю божественность Иисуса Христа — я еретик. А раскол — это когда вероучение одно и то же, но в отношении церковного устройства возникают разногласия, которые приводят к расколу церковного института.
Эти разногласия были связаны с проводимыми патриархом Никоном реформами. Реформы эти начались в 1653 году и, в , были обрядовыми: креститься не двумя пальцами, а тремя; служить не на семи просфорах, а на пяти; крестным ходом ходить против солнца, а не по солнцу; и еще ряд для современного человека совсем мелочей. Раскольников иногда изображают как упертых изуверов, которые настолько верили в магичность всех этих формул, обрядов, что любое отклонение от них они не признавали — вплоть до того, что себя сжигали и топили.
На самом деле все сложнее — хотя бы потому, что раскол начинается как раз среди тех, кто выступал за обновление Церкви. Самое интересное — что они все так или иначе причастны к Нижнему Новгороду. Аввакум родился в селе Григорово Нижегородской области, патриарх Никон — мордовский крестьянин из деревни Вельдеманово, а Иван Неронов долгое время служил в Нижнем Новгороде священником. То есть основные действующие лица с обеих сторон — это люди из одной среды. В Лысково Нижегородской области служил, будучи священником, Никон. У него от эпидемии все дети умерли, и они с женой договорились и пошли по монастырям. В том же Лысково служил Иван Неронов. То есть это люди, которые буквально ходили по одной улице, жили в одном месте, в одной атмосфере.
Более того, они первоначально следовали одному и тому же идеалу. И Аввакум, и Неронов выступали за реформы. Они выступали за определенные изменения в богослужении. Например, Иван Неронов первым стал читать проповеди. Сейчас само собой разумеется, что священник читает проповедь. А в средневековой Руси священники проповеди не читали. Митрополит или епископ мог читать проповедь, но приходской священник — нет, это не входило в его обязанности. Более того, когда Иван Неронов стал читать проповеди, дошло до того, что его стали бить — настолько это было непривычно.
Можно вспомнить того же Аввакума, который стал полностью служить службы. Ведь в результате реформ многогласие заменили единогласием. Многогласие — это когда служба служится и каждый исполняет свою партию: дьякон, священник, хор, чтец. И они должны все проговорить. И если они все это делают одновременно, то, с одной стороны, вносится определенная бессмыслица, но с другой стороны — вроде как все проговорили и все положенное отчитали. Решили это заменить единогласием — когда все делается поочередно. Но тогда служба растягивается. И у Аввакума просто были случаи, когда благодарные прихожане пытались его убить за то, что он пытается заставить их по несколько часов стоять в церкви. Это действительно в аграрном ритме Руси было затруднительно.
Будущие старообрядцы — а тогда это были, можно сказать, обновленцы — выступали за усиление роли Церкви в жизни человека, за то, чтобы каждый православный искренне выполнял не только обряды, но и все те заповеди, которые были даны. У Аввакума ведь было довольно сложное детство: мы знаем из рассказа самого Аввакума, что его отец выпивал. И, видимо, это наложило отпечаток, потому что сам Аввакум был трезвенник и он был очень требователен и к жене, и к детям. Они вели постническое житие, очень строгое, все очень по уставу. Желание жить строго, по уставу, осмысленно, отдавать все лучшее Богу.
Что преследовала реформа патриарха Никона? Это стремление превратить русское православие во вселенскую силу. Реформа следовала греческим образцам. Почему это вызвало такую реакцию? Возможно, потому, что греки воспринимались как своего рода еретики — они уже веков под турками, они предали православную веру, а мы все-таки Москва — третий Рим, мы отстаиваем православие. Тем более что в Смутное время латиняне тоже себя показали с самой нехорошей стороны. Мы хранители истинного православия. И вдруг говорят: а у вас православие не совсем правильное, надо немножко его реформировать по другим образцам. Зачем это было нужно патриарху Никону? Это прежде всего было нужно царю Алексею Михайловичу ввиду грядущего присоединения украинских земель — там обрядность была новогреческая — и ввиду того, чтобы сделать русское православие такой мировой силой.
Это ситуация, в которой каждый был прав. Когда проводились реформы Никона, говорили, что у нас неправильный устав, искажение, а надо ориентироваться на греков. А на самом деле как раз русский устав более соответствовал древнегреческому уставу. Греки сильнее изменились во многих малозначительных обрядовых деталях, чем русская традиция: она была более инертной. То есть у нас был на самом деле более правильный, если брать древность за образцы, устав. Но его поменяли.
В результате происходит раскол, который окончательно оформится в 1666 году, когда после Московских соборов будет снят Никон, а раскольники отлучены. Именно тогда начнется бегство раскольников, прежде всего в Нижегородскую землю. Их будут преследовать. Преследование раскола шло волнами: наиболее активные были при царевне Софье, потом при Петре произошли знаменитые Питиримовы гонения в Нижегородской области Имеются в виду гонения на старообрядцев, которые проводил нижегородский архиепископ Питирим. , потом были очень мощные гонения при Николае I. Закончилось это все декретом о веротерпимости, и в 1906 году ограничения были сняты.
История раскола очень связана с Нижним Новгородом, здесь образуются самые известные старообрядческие скиты. Самые, наверное, известные — это скиты, основанные Софонтием: был такой монах, который бежал с Соловков и стал лидером керженского старообрядчества — по реке Керженец, это дремучие труднодоступные места, там было множество скитов. Софонтий был старообрядческим дьяконом, а в священники его рукополагал новоправославный епископ. И поэтому был собор старообрядцев, они его миропомазали, он стал старообрядческим священником, который уже осуществлял необходимые обряды для этих бежавших диссидентов, скрывавшихся в лесах.
Еще ряд скитов на Нижегородской земле тоже были основаны соловецкими беженцами. Соловецкий монастырь не согласился с новыми реформами, войска его осаждали. Участь большинства монахов была печальна, но некоторые бежали. Например, был такой известный Шарпанский скит — он тоже связан с теми, кто бежал из Соловецкого монастыря, там произошла особая история с Казанской иконой Божией Матери, которая ими предводительствовала и стала главной чудотворной иконой этого скита. Был Оленёвский скит, который, кстати, основали еще в XV веке ученики Макария Унженского, которые бежали после того, как казанский хан разгромил Макарьевский монастырь. Они увидели чудесное явление оленя — и на этом месте основали скит, а старообрядцы его возродили.
Необходимо сказать несколько слов о XVIII веке, прежде всего о личности архиепископа Нижегородского Питирима. Это очень показательно в истории государственной политики по отношению к старообрядцам. Питирим сам был выходец из старообрядцев, но он принял новый обряд, вернулся в православную церковь. Он сделал успешную церковную карьеру и был на хорошем счету у императора Петра I, который, как известно, всегда выступал за самые жесткие меры во внутренней политике, в том числе религиозной. И вот Питирим устраивает гонения на старообрядцев. Он разоряет большинство скитов, созданных беженцами. Известно его дело со старообрядческим дьяконом Александром: они сначала были в переписке и полемике, но результатом этой полемики было то, что Александра сожгли. Здесь мы имеем дело, можно сказать, с инквизицией. Многие возражают против применения этого термина по отношению к православию, но я думаю, что его можно с оговорками применить.
В то же время, если мы анализируем его деятельность, в ней много того, что можно и приветствовать: он был, безусловно, просветителем, основал Нижегородскую духовную семинарию. Это человек, который выступал с позиции петровского просвещения, был соратником знаменитого Феофана Прокоповича. В его облике мы видим всю противоречивость этой политики эпохи Петра.
До этого даже на Нижегородской земле были многочисленные случаи, когда духовенство на местах закрывало глаза на тех, кто служил по старому обряду. Они не хотели идти на конфронтацию. И были случаи перехода старообрядцев в православие, но их достигали путем некого компромисса. А Питирим отменил любой компромисс. И раскол стал необратимым во многом из-за политики Питирима и вообще политики, которая велась при императоре Петре I и Анне Иоанновне. При Екатерине II политика была ослаблена, и ряд скитов начинают возрождаться. Это было экономически выгодно, Екатерина II это понимала. Когда она была в Городце, ей вынесли знаменитый городецкий пряник. А кто его нес? Старообрядческий купец Прянишников. Прянишниковы — одна из самых известных городецких староверческих фамилий.
Старообрядчество процветает до эпохи Николая I. Вот тут мы как раз переходим к Павлу Ивановичу Мельникову, о котором необходимо сказать довольно подробно. Это очень важная фигура в истории и русского, и нижегородского старообрядчества. Мельников популяризировал старообрядцев. Можно сказать, что был писатель Андрей Печерский и был чиновник Павел Иванович Мельников, а в результате из этих двух людей получился один — Мельников-Печерский.
Чиновник Мельников староверов гнал, был довольно жестоким их преследователем. Он тоже вошел в староверческие апокрифы. Он был тем, например, кто разгромил Шарпанский скит и изъял оттуда чудотворную икону Казанской Божией Матери. Это вызвало шок: он вырвал сердце у старообрядцев. Более того, в записке 1854 года он в конце предлагает меры к тому, как искоренить старую веру, и говорит, что надо старших сыновей у староверов забирать в рекруты, что у них надо отнимать детей. То есть он предлагает устраивать какой-то геноцид.
Легенда о Китеже отражает само мировоззрение староверческой среды. Сейчас понятно, что эта легенда формировалась в XVIII веке, в основном среди беспоповцев или беглопоповцев. Существует несколько источников. Окончательно она сформировалась к концу XVIII века. Но что самое интересное, в советское время она уже воспринималась как общеправославная легенда, а в нашу эпоху озеро Светлояр стало таким местом экуменизма.
Эта легенда повествует о том, что на Нижегородской земле был некий град Китеж в керженских лесах. Во время нашествия Батыя его оборонял Георгий Всеволодович — последний князь Киевской Руси. Причем в этой повести он гибнет в бою. Батый подходит к Китежу благодаря предателю, который указывает тайную тропу. Город опускается под воду, и ныне он находится под водой, и только праведники могут найти туда дорогу.
О чем эта легенда на самом деле? Ясно, что Георгия Всеволодовича там не было. Ясно, что наивно искать Китеж, хотя в 19 годы эхолотами исследовали дно озера. Доказывать или опровергать легенду при помощи эхолотов — дело бесполезное. Это легенда о некой сокровенной Руси, которая была, но ушла — и теперь доступна только праведным. Это как раз мировоззрение старообрядцев: святая Русь исчезла.
Сейчас Китеж — это просто феномен современной культуры. Многие поэты и писатели посещали места, связанные с Китежской легендой, — все это именно благодаря Мельникову.
Мельников дает картину жизни старообрядцев. Картину довольно достоверную: все герои, которых он выводит в своих романах, имели прообразы. По этим романам действительно можно изучать жизнь староверов. Мельников ее знал довольно глубоко. Хотя сам, кстати, по своим взглядам не был особо верующим. Есть сведения, что он вообще был нигилистом. Из всей его жизни следует, что это был человек, вряд ли придерживавшийся православной миссионерской позиции. Он просто как чиновник гнал старообрядцев — не потому, что имел против, а просто был такой курс: надо преследовать старообрядцев. Кстати, когда при Александре II курс этот был смягчен, Мельников сразу перестал преследовать старообрядцев, наоборот, даже их поддерживал. Когда Николай Александрович — старший сын Александра II, которого все прочили в наследники, — посещал Нижний Новгород, он был на Нижегородской ярмарке и ездил с Мельниковым-Печерским в старообрядческие скиты. Там его даже признали за царя, потому что Николай Александрович, например, крестился двумя перстами.
Благодаря купцам-старообрядцам, в том числе нижегородским, до нас дошли многие рукописи и древние иконы. Именно они занимались коллекционированием и сохранением и рукописей, и древних книг, и икон. И сейчас многие музеи им обязаны: существуют целые фонды в той же Российской государственной библиотеке, которые являются, собственно, наследием этих старообрядческих фамилий.
Густые леса защищали поселенцев от гнёта государственной власти, а близость к Волге и торговым путям обеспечивала связь с регионами.
В 1720 году в Керженских скитах насчитывалось около 4 тысяч жителей. Так назывались поселения старообрядцев на реке Керженец в Нижегородской губернии, образовавшиеся на рубеже 17−18 веков. Густые леса защищали поселенцев от гнета государственной власти, а близость к Волге и торговым путям обеспечивала связь с регионами. В 1720 году в Керженских скитах насчитывалось около 4 тысяч жителей. Их быт запечатлен на фотоснимках.
Тем не менее, первый подобный объект, который мы посетили, – т.н. Малиновский скит – наиболее известен и легкодоступен. Несмотря на недавнее разорение, во II половине XIX в здесь все еще существовал богатый скит, состоящий из комплекса разнообразных построек, содержавшийся на средства богатейших нижегородских купцов-старообрядцев Н.Бугрова и М.Блинова. Здесь же в 1908 г (т.е. после издания царского манифеста о свободе веры) на средства Бугрова был выстроен очень красивый храм Казанской иконы Божией Матери в псевдорусском стиле, который сейчас восстановлен и принадлежит Русской Древлеправославной церкви. Когда мы ходили вокруг и фотографировали великолепные майолики церкви, нам повстречались две дамы, которые с ходу стали предлагать нам внести пожертвование на содержание храма (при этом даже не предложили открыть его, как это принято у никониан, например). Это нас несколько удивило, но, слава Богу, навсегда отбило у В. охоту подкалывать меня на тему двоеперстного крещения :)
Уже под вечер заехали ненадолго в бывшее село Коврово, которое сейчас входит в состав поселка Сормовский Пролетарий, где на кладбище сохранилась деревянная церковь Петра и Павла 1785 года постройки. К сожалению, церковь в очень плохом состоянии - колокольня совсем поклонилась.
Вечером и утром следующего дня я немного погуляла по Семенову - "столице" заволжского старообрядчества. Об этом городе я писала не так давно, только сейчас удалось погулять немного побольше.
Особо почитаемое нижегородскими раскольниками "святое место"-озеро Светлояр.
С его историей связана поэтическая легенда о чудесном погружении в его воды града Великого Китежа,не пожелавшего сдаваться Батыеву войску.по легенде Богородица спустилась с небес ,держа в руках чудодейственный покров,который и сокрыл град Китеж.
"Цел тот град до сих пор"-гласит легенда,"с белокаменными стенами,златоверхими церквями,с честными монастырями,узорчатыми теремами и каменными палатами.Цел град,но не видим.И только слышится на озере праведным звон китежских колоколов.
Собираясь у берегов озера,старообрядцы устраивали что-то вроде"всенощного бдения":молились,читали выдержки из древних сказаний о граде Китеже.А на рассвете начинали прислушиваться и приглядываться:было и до сих пор существует поверье,что в рассветные часы самым праведным может послышиться звон китежских колоколов и можно увидеть в чистых водах озера отражение невидимого града.
Вся эта "китежская легенда"дошла до нас в старообрядческих пересказах-переработках 17-18веков.Это "Книга глаголемая летописец",вторую часть которой составляет сказание"О граде сокровенном Китеже".
В настоящее время озеро Светлояр является памятником природы федерального значения,единственным в подобном статусе в Нижегородской области.Озеро находится в Воскресенском районе,около села Владимирское.
На фото:собственно озеро;Церковь на берегу озера;могила трёх святых:по легенде в этом месте произошла битва китежской дружины с татарами.Три китежских богатыря погибли здесь защищая русскую землю,с могил погибших воинов,верующие берут землю,считая что она исцеляет от всех недугов;Патриарх Московский и вся Руси Александр с паломниками из РДЦ;обход озера в ночь на Ивана Купалу(с 6на7июля).По преданию если в эту ночь зажечь свечу,загадать желание и обойти со свечой озеро три раза,то загаданное желание обязательно сбудется.
Старообрядцы заслуживают уважения хотя-бы за то,что благодаря им сохранилось огромное множество первопечатных и рукописных книг,которые после введения никоновских новшеств признавались еретическими и подлежали уничтожению.Также старообрядцы сохранили предметы древнерусского обихода:старинные братины и чаши;расшитые драгоценными камнями женские и мужские уборы;древнее оружие,иконы и другие предметы русской культуры допетровского времени.
Читайте также: