Гастелло николай францевич кратко

Обновлено: 02.07.2024


Тайны века. Николай Гастелло - Кто совершил великий подвиг?

Николай Гастелло — биография

Николай Гастелло – советский военный летчик, совершивший в самом начале ВОВ героический подвиг. Ценой собственной жизни он уничтожил колонну вражеской техники, направив в нее свой горящий бомбардировщик.

Да, советская пропаганда активно использовала подвиг выдающегося летчика в своих целях. Многое в этой истории приукрашено и даже переиначено. Несомненно одно – Гастелло совершил мужественный поступок, решиться на который сможет далеко не каждый.

Детство и юность

Знаменитый летчик родился в столице СССР 6 мая 1907 года в рядовой рабочей семье. Его отец был белорусом, а его фамилия в оригинале звучала как Гастылло. В начале 20-го века Франц Павлович прибыл в Москву из белорусской деревни Плужыны, устроился на работу, да так и обосновался здесь. Именно в столице его фамилию переиначили, с тем, чтобы окружающие легче воспринимали ее на слух. Работая на железной дороге литейщиком, Гастелло-старший встретил будущую жену Анастасию, которая тогда трудилась в швейном цехе.

Вскоре в молодой семье родился первенец – Николай, а через несколько лет появился и второй сын Виктор. Семейство ютилось в небольшом бараке на окраине Москвы.

Николай Францевич Гастелло

Когда пришло время начинать обучение, Колю отдали в школу для мальчиков. Проучился он в ней всего два года, после чего в 1918 году настал страшный голод и многих школьников эвакуировали в Приволжье. После возвращения юноша окончил еще два класса, а затем устроился подмастерьем к столяру.

На военной службе

В 1932-м Гастелло призвали в ряды Красной Армии. его направили в Луганск, где располагалась авиационная часть. После года подготовки курсант стал летчиком и был распределен в Ростов-на-Дону. Здесь на протяжении пяти лет он был вторым пилотом-бомбардировщиком, а к концу службы стал командиром экипажа самолета.

В конце 30-х подразделение Николая было реорганизовано, вследствие чего он попал в бригаду тяжелой бомбардировочной авиации. Военное начальство высоко оценило храбрость молодого бойца, и уже через год он стал командиром первичного тактического отряда. Вскоре Гастелло был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.

Николай Францевич Гастелло

В этот же период на советско-монгольской границе произошел локальный конфликт с Японией, в разрешении которого участвовал отряд Николая Францевича. Далее была советско-финская война, ставшая второй в биографии летчика. Летом 1940-го проводилась знаменитая Бессарабская операция, результатом которой стало присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Герцы к СССР. В этих сражениях Николай проявил себя, как профессиональный летчик, преданный долгу перед Родиной.

Под конец 1940-го подразделение Гастелло передислоцировалось в Псковскую область, а после и в Смоленск, поближе к границе с Европой. Здесь боец удостоился звания капитана авиации. Перед самым началом войны Николай отучился на специальных курсах, где познакомился с новой боевой техникой – двухмоторным бомбардировщиком Ильюшина.

Николай Францевич Гастелло


Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

Подвиг Николая Гастелло


Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Краткий курс истории. Николай Гастелло

Краткий курс истории. Николай Гастелло

Три войны

Краткий курс истории. Николай Гастелло

Подвиг

Первый огненный таран в Великой Отечественной войне, геройски совершенный Гастелло на его подбитом бомбардировщике, очень скоро получил широкое освещение в прессе. Сослуживцы Гастелло, старший лейтенант Федор Воробьев и лейтенант Анатолий Рыбас, написали рапорты в штаб об увиденном подвиге (сами они тоже погибли в 1941-м). В 1951 году по случаю 10-летия подвига останки Гастелло было решено торжественно перезахоронить, но в могиле были обнаружены останки его сослуживца и ближайшего друга, Александра Маслова. Эта история стала известной широкой общественности в 1990-м году и породила массу споров о подвиге. Однако, по воспоминаниям родственников Гастелло, в СССР несколько раз проводилось расследование на тему его подвига, и всякий раз комиссия подтверждала, что подвиг был. Маслову же в 1996 году было присвоено звание Героя Российской Федерации.


Кто такой Николай Гастелло

В 1932 году становится призывником Красной Армии, под крылом которой отправляется на учебу в Луганскую военную авиашколу. Именно в ней было положено начало становления Николая как летчика.

Помимо войны 1941 года, Гастелло принимал участие в военных действиях с Финляндией, боях на Халкин-Голе, а также в присоединении Бессарабии и Северной Буковины. Отмечались высокие навыки Николая в управлении авиационной техникой. В арсенале его состояло блестящее пилотирование бомбардировщика ТБ-3, а также ДБ-3ф (Ил-4), на котором и был совершен легендарный подвиг.

Спустя всего несколько дней после начала войны – 26 июня 1941 года, военный экипаж под командованием Гастелло совершает налет на немецкую механизированную колонну. Однако, не завершив поставленной цели, самолет был подбит, возникло повреждение топливного бака. Вместо попыток эвакуации, команда предприняла решение нанести удар по колонне противника. Направив самолет на вражеский отряд, экипаж ценою своей жизни разбил противника, совершив огненный таран. Произошел оглушительный взрыв и вместе со всей немецкой колонной, погибает и команда Гастелло.

Противоречивость подвига

По сей день происходят дискуссии по поводу достоверности лиц, совершивших подвиг, однако официальной версией на данный момент все же остается подвиг команды Гастелло.

Николай Гастелло

Николай Гастелло родился 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1907 года в Москве.

Мать - Анастасия Семеновна Кутузова, русская, была белошвейкой.

Брат - Виктор Францевич (1913 - 28 сентября 1942 года), во время Великой Отечественной войны командовал батальоном, погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.

Всего в семье было трое детей.

Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (позже - 3-я Гражданская улица).

Отец и мать Николая Гастелло

Отец и мать Николая Гастелло

В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в свое училище, где проучился до 1921 года.

С 1923 года Николай Гастелло начал работать учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского - там работал и его отец. Параллельно Николай Гастелло окончил школу (ныне - средняя школа № 33).

В 1928 году вступил в ВКП(б).

В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая.

В 1930-1932 годах Николай Гастелло жил в поселке Хлебниково.

Николай Гастелло в молодости

Николай Гастелло в молодости

В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учебу в 11-ю военную авиационную школу пилотов в город Луганск, в которой проучился с мая 1932 года по декабрь 1933-го.

В 1933-1938 годах проходил службу в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на тяжелом бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля.

В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.

В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим - заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка.

Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне-июле 1940 года.

Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служил Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем - в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Николаю Гастелло присвоено звание капитана.

летчик Николай Гастелло

Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф (Ил-4).

С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях как командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно - Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков.

Огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран - направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

капитан Николай Гастелло

Согласно официальной версии, 26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух дальних бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Федор Воробьев, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена еще двух членов экипажа Воробьева не сохранились). Во время атаки скопления германской техники самолет Гастелло был подбит и загорелся. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолет Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы летчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Члены экипажа Гастелло - А. А. Бурденюк, А. А. Калинин и Г. Н. Скоробогатый - долгое время оставались в тени подвига своего командира. Но в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в средства массовой информации.

Приказом министра обороны СССР капитан Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки лётного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка.

Именем Николая Гастелло названы ряд населенных пунктов, учебных заведений. Многие улицы, площади, скверы в различных городах России и стран СНГ. Также во многих городах установлены памятники Николаю Гастелло: на шоссе Минск-Вильнюс - на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976); в Москве, в Сокольниках; в городе Муроме Владимирской области; в городе Починке Смоленской области; в городе Ростов-на-Дону Ростовской области; в городе Уфе; в городе Луганске (на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов); в городе Одессе и др.

Мемориальная доска в память о Гастелло установлена в Ростове-на-Дону на доме офицерского состава по улице Таганрогская 133/2, где он жил.

Личная жизнь Николая Гастелло:

Жена - Анна Петровна Гастелло.

Сын - Виктор Николаевич Гастелло, летчик военно-транспортной авиации, полковник в отставке. Автор воспоминаний об отце.

Николай Гастелло и жена Анна (в центре)

Николай Гастелло и жена Анна

Жена и сын Николая Гастелло

Жена и сын Николая Гастелло

Сын Виктор Гастелло вспоминал: "Я хорошо помню своего отца Николая Францевича Гастелло - в июне 41-го мне шел уже девятый год. Моя мать, Анна Петровна Гастелло, споро управлялась с домашним хозяйством и, неплохо зная немецкий, настойчиво репетировала с отцом этот язык. К лету 41-го я успел окончить первый класс. В Боровском мы жили третий месяц, и у нас была мечта съездить на экскурсию в Смоленск. В воскресенье 22 июня с утра мы решили поехать туда - до Смоленска всего-то 50 километров.

Утром я проснулся с ощущением пустоты в квартире, и горькая мысль, что меня обманули и мы не едем в Смоленск, заставила быстро вскочить с постели. Мать я нашел на кухне у окна. Она молчала и как-то напряженно всматривалась в сторону аэродрома. И тут меня поразил странный гул, доносившийся со "взлетки". Полеты и гул самолетных моторов - явление, конечно, привычное для военных аэродромов. Даже в выходной день. Но тут гул моторов был особый, мощный, такого гула я никогда не слышал. Чувствовалось, что работали двигатели одновременно множества самолетов, которые были на аэродроме. Необъяснимая тревога вдруг охватила меня, я подошел вплотную к маме. Мать всхлипнула и с какой-то неожиданной судорожной силой, не отрывая взгляда от окна, прижала к себе и, не сдерживая рыданий, начала целовать меня в голову: "Сынуля, что-то произошло, под утро прибегал посыльный, все на аэродроме".

Наскоро позавтракав, почти не слушая мать, я бросился к аэродрому. В это время один за другим начали взлетать самолеты. Это тоже было привычным, полеты - дело обычное. И все-таки что-то фатальное было в бесконечной веренице взлетающих самолетов.

Спустя некоторое время самолеты начали прилетать по одному, по два, реже звеном, и необычно было видеть, как вместо выполнения привычной посадочной коробочки некоторые самолеты с ходу плюхались на аэродром или садились один за другим почти вплотную, не соблюдая безопасного интервала. До самого позднего вечера над аэродромом стояла безконечная гудящая карусель - самолеты прилетали, подвешивали бомбы, заправлялись, снова выруливали на взлетную полосу. А женщины стояли, с надеждой всматриваясь в небо.

О начальном периоде Великой Отечественной войны написано много. Часто подчеркивалась мысль, что война застала нас врасплох, мы оказались совершенно неподготовленными. Однако в первый же день войны 207-й бомбардировочный авиаполк совершил удачный боевой вылет. Полк произвел точное бомбометание мотомехколонн в районе поселка Лептуны, несмотря на сильный зенитный огонь, отбомбился без потерь, и, улетая, пилоты видели горящую фашистскую бронетехнику и разбегающихся в панике немцев.

. Было утро третьего дня войны, и я завтракал, поглядывая в окно. Неожиданно темный силуэт странного самолета на малой высоте появился из-за леса. Самолет на большой скорости скользил к аэродрому. Он казался очень необычным, и я невольно вскрикнул:

- Мама, посмотри, какой самолет.

- Наш, заходит на посадку.

Но невооруженным глазом были видны черные кресты на крыльях, зловещая фашистская свастика на хвосте самолета. Продолжая стрелять, самолет прошел над городком и скрылся за лесом.

Бросив завтракать и увернувшись от матери, я выскочил на улицу. Немецкий самолет не заставил себя долго ждать, вскоре на бреющем полете он снова выскочил из-за леса и, забирая правее, заходил теперь точно над аэродромом, возобновив стрельбу. Зенитчики не могли вести прицельный огонь, слишком низко летел немецкий самолет. Но вдруг, перебивая ровную немецкую очередь с самолета, длинно заработал наш крупнокалиберный пулемет. Несколько секунд они почти синхронно стучали, выводя страшную и непривычную еще мелодию войны. В следующее мгновение немецкий бомбардировщик Ю-88 уже уходил от аэродрома, но вдруг у него за хвостом пыхнули один, второй, третий шары светлого дыма. Уже над лесом самолет зачадил, задымил, оставляя за собой черный зловещий шлейф. Так он и скрылся, заволакивая кромку леса черным нарастающим дымом. Тут до меня дошло, что немецкий самолет подбит нашим стрелком и наверняка упал где-то за лесом.

Стало известно, что немецкий "Юнкерс-88" срезал пулеметной очередью с турельной установки с земли командир эскадрильи капитан Гастелло. Немцев захватили в плен и привезли на аэродром. Подбитый "Юнкерс" сел на вынужденную посадку на колхозное поле за лесом. Командиром экипажа оказался фашистский ас-подполковник, награжденный тремя Железными крестами. С ним были также майор, лейтенант и фельдфебель. По рассказам, немецкий летчик долго не мог прийти в себя, не веря, что сбит на третий день войны, перед этим победно пройдя пол-Европы.

На следующий день войны 207-й авиаполк снова вылетел на боевое задание. В месте бомбометания полк попал под плотный зенитный огонь, потом навалились десятки истребителей противника. Самолет командира эскадрильи капитана Гастелло был подбит и тяжело ранен штурман эскадрильи.

В тот последний вечер 25 июня отец после полетов сказал:

- Аня, собирайся, завтра утром эвакуация, очередь нашей эскадрильи.

Меня поразили потемневшее лицо отца, сухой блеск его воспаленных глаз. Он обнял меня, больно и резко прижал к металлическим пуговицам на гимнастерке, так мы стояли несколько мгновений. Потом он пошел в другую комнату. Я посмотрел ему вслед, не предполагая, что вижу отца последний раз.

Пятый день войны, 26 июня, выдался по-летнему теплым, безоблачным и ясным. Мать с заплаканными глазами сидела на кухне и, кусая губы, смотрела в окно. Наверное, было известно, что ожидается воздушный налет, а потому нас очень торопили. Знакомый комендант охрипшим голосом кричал: "Быстрее, быстрее! - И едва машины загрузились, махнул рукой: - Поехали. "

Спустя минут десять после нашего отъезда вдали послышались глухие взрывы, и там, где остался аэродром, застилая горизонт, поползли темные мрачные тучи. Немцы начали массированно бомбить авиагородок. Мы ехали, не ведая и не зная, что, возможно, в эти мгновения Николай Францевич уходил из жизни. Похоже, мать что-то предчувствовала: она безудержно плакала, и слезы, перемешанные с дорожной пылью, накладывали на ее лицо неровный и серый печальный след. ".

Читайте также: