Габитарный имидж это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагог-психолог – О.Ю. Дедова

Габитарный имидж педагога

История развития одежды учителя в России

Роль одежды в педагогической деятельности

Как правильно одеться?

Опыт других регионов и стран в разработке дресс-кода для педагогов

Габитарный имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.

Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

До революции учителя России носили специальную форму. В наши дни своя форма есть у врачей, стюардесс, милиционеров… Нужен ли дресс-код для учителя? Вопрос этот очень деликатный. С одной стороны, возможно, видя учителя в форме, ученики тоже охотнее начнут носить ученическую форму. С другой стороны, это опять своего рода принуждение, психологическое давление на учителей.

Данная тема обсуждалась 10 месяцев на сайте Интер.ГУ. ru интернет-государство учителей в разделе педсовет, в рубрике молодой учитель , затронула многих учителей: 168 откликов.

Мнения учителей разделились:

1.Форма одежды нужна;

2.Форма одежды лишает учителей индивидуальности;

3. Форма не нужна, нужно соответствовать общепринятым нормам.

История развития одежды учителя в России:

1900-1917 гг. В России для учителей гимназии - мужчин была обязательна единая форма, введенная Министерством просвещения: мундир, форменные брюки и фуражка.

1917-1930 гг. Единая форма для учителей отменена. Носить предлагалось: мужчинам строгие костюмы, белую сорочку, галстук, женщинам - строгие платья с кружевным или шелковым воротником, а также блузы и юбки длиной до щиколотки или середины голени. Военная форма (кители, гимнастерки) приветствовалась ввиду скудости отечественной промышленности и для общей героизации образа нового педагога.

1930-1950 гг. В моде двубортные костюмы, широкие брюки, закрытые шерстяные жилеты, добротные ботинки. У дам те же строгие платья с аккуратным воротничком и манжетами либо трикотажные жилеты поверх блузы и - никаких украшений и яркого маникюра. Особое внимание уделялось чулкам: тонкие, телесного цвета фильдеперсовые. Норма - грубые коричневые чулки "в резинку", которые рекомендовалось носить в воспитательных целях. После войны количество кителей и гимнастерок в классах возрастает, мода на учительские платья - без изменений.

1960-1970 гг. Костюм-двойка в союзе с легкими вельветовыми куртками вытесняет военную форму окончательно, для учителей-женщин допускаются платья из легких тканей, трикотажные кофточки, шелковые блузки, однако каблуки по негласному правилу не превышают 4-5 см.

1980-1990 гг. Мужчины-учителя сбросили официальные костюмы, заменив пиджаки трикотажными свитерами, а брюки джинсами, у дам кое-где мелькают даже брючные костюмы и мини-юбки. Табу на прозрачные чулки и высокие каблуки снято, как и на модные стрижки, украшения и макияж.

С 2000-года по настоящее время – без ограничений.

Роль одежды в педагогической деятельности.

Одежда учителя является неотъемлемой частью имиджа педагога. Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в СМИ, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности. Вспомним поговорку: "Встречают по одёжке, а провожают по уму". Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных. Первым шагом на пути к успеху, думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность - первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Нужно, чтобы сам преподаватель чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Он сможет склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом.

Работа в образовательном учреждении с одной стороны накладывает некоторые ограничения в выборе одежды, а с другой стороны, заставляет служить примером своим внешним видом. В общении с аудиторией педагогу надлежит демонстрировать такие качества, как основательность, надежность, дисциплинированность, аккуратность.

Форма нужна. Но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам и учащихся и самого педагога. И еще не лечь тяжелым бременем на бюджет. Форма дисциплинирует и подтягивает. Преимущество формы в том, что все-таки это рабочая, а не праздничная одежда. А учебное заведение - это место работы, а не отдыха и развлечений. К сожалению, не всегда заработная плата педагога позволяет ему прилично одеваться и покупать дорогую деловую одежду, ведь тратить значительные суммы на постоянное обновление гардероба готов далеко не каждый, равно как и носить в течение целого года один и тот же костюм. Вот и выходит, что большинство женщин давно перестали уделять внимание официальности и стилю собственного наряда, выбирая в одежде, прежде всего удобство, доступность и практичность.

Как правильно одеться?

Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать чистота и опрятность. Одежда учителя является визитной карточкой преподавателя. Она должна быть удобной и в то же время не противоречить общепринятым нормам приличия.

В одном из исследований десятилетним девочкам предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Девочки достаточно уверенно и согласованно определяли и социальный слой “носительницы” одежды, и даже ее личные характеристики.

Наиболее ясные знаки – знаки превосходства. Прежде всего это цена одежды, которая определяется качеством одежды, модностью.

С социальным статусом, кроме цены, связан и силуэт одежды. Многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной” (высокостатусным считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару. С высоким статусом несовместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.).

Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус. Педагог должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у студентов с неустойчивой нервной системой. В одежде педагогу лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных вызвать у учеников неожиданные эмоции.

Надо сказать, что все факторы действуют только в сочетании. Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).

В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.

Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, внушать уважение и вызывать доверие. Для женщины – это не обязательно должен быть пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье. Для мужчин, ну можете кроме учителя физкультуры, костюм предпочтителен, однако, здесь следует особое внимание обратить, на то, чтобы костюм был чистым, отглаженным и хорошо сидел. Студенты замечают все, в том числе и неряшливость и мешковатость наряда, и уважения к педагогу от этого в них не прибавляется. Что касается украшений, то их должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учительница не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.

Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Опыт других регионов и стран в разработке дресс-кода для педагогов

Управление образования Оренбурга разработало дресс-код для педагогов. Соответствующее распоряжение было подписано еще в начале сентября. Педагогам нужно запомнить три основных правила:

Обувь. Главное правило – она должна быть чистой.

Руки. Главная зона внимания – ногти. Женщинам стоит делать пусть самый обычный, но маникюр (контроль чистоты и длины ногтей).

Волосы. Аккуратность прически придает общую ухоженность внешности.

Что касается одежды, то здесь все расписано буквально до мелочей: длина не выше (ниже) 5 см. от колена, каблук не выше 10 см. Никакой спортивной, пляжной и джинсовой одежды. Запрет наложили на парики, шиньоны, пирсинг на лице, татуировки, объемную бижутерию.

Отдельно рекомендации прописаны для учителей-мужчин. Немало тонкостей и здесь, вплоть до длины галстука.

Трудно представить, что преподаватели Пакистана осмелятся пренебречь дресс-кодом. Здесь учителя испокон веков носят традиционные одежды и опасаются стать объектом всеобщего порицания.

Если мужской костюм удобен и даже в какой-то степени приспособлен под климатические особенности страны, то педагогам женского пола приходится мириться с некоторыми сложностями. Правила достаточно строгие. Обязательным атрибутом униформы является хиджаб. Более того, им нельзя иметь ни одного открытого участка тела.

В США единого мнения в масштабах страны о необходимости дресс-кода для педагогов нет. Да и не будет - такие вопросы находятся в ведении каждого штата либо школьных округов, поэтому от школы к школе можно встретить самые разные подходы.

В целом и зачастую, к немалому удивлению самих учителей, в последние год-два эта тема все чаще становится предметом для обсуждения. Параллельно с тем как растет число школ, вводящих форму или дресс-код для учеников, все больше учебных заведений начинают накладывать определенные ограничения и для преподавателей.

Причем идет эта волна не от руководства штатов или образовательных округов, а по большей части от родителей. Если дети по какой-то причине в восторге от внешнего вида кого-либо из педагогов, абсолютное большинство которых женщины, и рассказывают об этом взрослым, то последние торопятся с жалобами к руководству школы или округа. А руководство в ответ вводит дресс-код для учителей.

Одним из наиболее консервативных в этом смысле является штат Аризона. Так, в прошлом году одна из школ штата, а за ней и образовательный округ, запретили преподавателям носить короткие юбки и шорты, сандалии, слишком облегающую или прозрачную одежду, блузки с глубоким декольте или демонстрирующие обнаженные талию, плечи, нижнее белье. Но и этого родителям показалось мало. Вскоре преподавателей ограничили и в плане цвета волос, татуировок и пирсинга. По мнению руководства округа, все это делает преподавателя выглядящим непрофессионально: он должен одеждой подавать пример детям, а не отвлекать их от учебы.

В Аризоне на уровне штата учителям разрешено носить джинсы не чаще раза в неделю: считается, что они выглядят слишком повседневно. В одной из школ Нью-Йорка пошли еще дальше и вовсе объявили преподавателей в джинсах вне закона. В штате Висконсин с 2011 года нельзя появляться перед школьниками в футболках и спортивной одежде. Некоторые школы запрещают преподавателям-мужчинам носить усы или бороду. Другие не приветствуют украшения или яркий макияж.

Однако не все так придирчивы и конкретны. Например, образовательный округ Лос-Анджелеса требует от учителя выглядеть лишь "опрятным и чистым". А в Вирджинии одежда должна в целом "отражать профессионализм" преподавателя.

За нарушение дресс-кода особо строгих наказаний нет. По большей части эпатажного преподавателя отправят домой переодеться, а в случае регулярного неповиновения примут дисциплинарные меры.

В последние годы в Бразилии все чаще речь идет об упрощении дресс-кода для преподавателей. Решение о том, как должен одеваться учитель, принимает руководство того или иного учебного заведения.

Если это муниципальная школа, то решает сам мэр. Если же университет - ректор. Преподавателям, которые пренебрегают нормами, может грозить не только отстранение от работы на один день, но и выговор, даже штраф.

Практически ни одно учебное заведение в Бразилии не заставляет преподавателей проводить занятия в костюме. Обычно они приходят в свободной одежде: джинсах, рубашках, в некоторых случаях можно даже надеть майку поло или футболку. Однако это больше зависит от школы, университета и климатических условий. Невозможно представить, чтобы учитель на юге страны, где зимой выпадает снег, пришел на занятия в шортах. Но также сложно понять запрет на ношение легкой одежды на севере страны, где круглый год влажность воздуха около ста процентов, а снег видели только по телевизору.

Не так давно префект города Рио-де-Жанейро разрешил школьным преподавателям в летний период приходить на работу в шортах. По его мнению, работать в 40-градусную жару в закрытом помещении без кондиционера и с большим количеством людей проще в легкой одежде. Это вызвало неоднозначную реакцию, как учеников, так и самих учителей. Некоторые до сих пор высказываются довольно жестко о таком решении, а остальные с удовольствием натянули белые шорты.

1.Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа// Вестник Государственного университета управления № 3 (19). – М., ГУУ, 2006 г.;

2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г.;

4. Дресс-код в мешке. Как в разных странах одеваются на работу учителя. Российская газета №6282 (10) от 20.01.2014г.

Габитарный имидж – это как раз и есть то, что мы обычно понимаем под словом имидж, а именно – внешность человека. Мы с первого взгляда определяем, нравится нам кто-то или нет, всё остальное решаем потом. И даже если первое впечатление оказалось неверным, избавляться от его отпечатков придётся ещё долго.

Одежда делает людей?

Надевая костюм, каждый старается вести себя соответственно примеряемому образу и наоборот, если мы хотим производить определенное впечатление, то одеваем ту или иную одежду. Вспомните хотя бы, как долго выбирали правильную юбку для первого собеседования. Но не нужно переносить на себя чужой стиль, каким бы желанным он ни был, хорошенько перед этим не подумав. И никогда не забывайте, что габитарный имидж больше, чем костюм – это прическа, макияж, украшения, аксессуары и даже запах.

Три кита габитарного имиджа

Создать имидж с помощью одежды непросто. Начиная работу над имиджем, всегда учитывают три важных момента:

1. Всё индивидуальное

Каждому человеку присуща своя цветовая гамма, соответствующая его типу внешности – цвету глаз, волос, тону кожи, и т.д. Эта палитра включает базовые цвета, их оттенки и сочетающиеся с ними яркие тона (для деталей).

Проверить, ваш цвет или нет, очень просто. Примерьте в магазине какую-нибудь с виду обычную чёрную куртку. Казалось бы, такую можно носить всем, но если она вам подходит, и сама она, и вы в ней станете выглядеть ярче.

81306454_large_141c6d57d985.jpg

Телосложение, возраст, рост, вес, цвет кожи, национальная принадлежность – остаётся всё меньше характеристик, которые не поддаются изменению (вспомните хотя бы Майкла Джексона). Но есть такие, от которых приходится отталкиваться, как бы ни хотелось ими пренебречь. И то, насколько умело вы пользуетесь собственными природными данными, прямо пропорционально эффекту, производимому на других вашей внешностью. К тому же, если постараться, любой недостаток можно превратить в особенность. Всё зависит только от того, как далеко вы готовы пойти.

2. Образ жизни, профессия, ситуация

Имидж – это практически свидетельство, подтверждающее вашу принадлежность к какой-либо культурной среде или профессиональному кругу. Он может быть напористым или мягким, консервативным или непринужденным, а может быть утонченным, элегантным.

214338658.jpg

От каждого человека ждут чего-то конкретного: от бизнесмена – строгости, выверенности, чувства меры, от поп-дивы – оригинальности, яркости, смелости. Появление Леди Гаги в повседневной одежде уже вызывает больше шумихи, чем любой из её эпатажных нарядов. Смотрите, уместна ли будет ваша одежда в той или иной ситуации.

3. Мода, тенденции, тренды

Чтобы быть в теме и получить признание, придётся следить за трендами. Но между тем, чтобы выглядеть модным и стильным или смешным и нелепым, грань очень тонкая. Учитесь определять, где есть вкус, а где – моветон.

332e80dba5dd6fc0631f680e128dc340.jpg

Кто-то пробует создать имидж самостоятельно, на свой страх и риск. Специалисты делают это профессионально, с осознанием каждой мелочи. Имиджмейкер скажет, с каким рисунком купить галстук, сколько сорочек какого тона должно быть в гардеробе, что выбрать – плащ или куртку, к чему подбирать обувь, носки и ремень.

Хотите быть как все – придерживайтесь правил, хотите выделяться – меняйте шаблоны, хотите подчеркнуть индивидуальность – используйте аксессуары. Однако не забывайте, что качество и ухоженность неизменно главенствуют над всем, а неопрятность и небрежность – первый повод для окружающих задуматься о ваших качествах, и обмануть здесь никого не удастся.

Успех возможен лишь в том случае, если вы сумеете выразить во внешнем облике свои лучшие способности и достоинства.

Когда замешана политика

Управление имиджем – незаменимая технология в политике. Избиратели проголосуют за того, кто покажется им достойным, и большая часть, ставя крестик у имени кандидата, будет судить только по внешности. Поэтому при запуске предвыборной кампании общественное мнение изучают особо тщательно. Положительное выдвигают вперёд, а некрасивое аккуратно прячут, и каждый образ всегда получает свою историю. Даже маленькая ошибка может обойтись слишком дорого – СМИ не упустят возможность рассказать о ней всему свету.

Виды имиджа

Основные типы

Индивидуальный

Индивидуальный имидж, как и следует из названия, представляет собой репутацию отдельно взятого человека. О нем можно судить по нескольким направлениям. Например, по внешности — одежде, мейкапу, стрижке, аксессуарам, степени опрятности, то есть по его габитусу. Данную составляющую имиджа называют габитарной.

Образ человека несет в себе немало информации. Так, оторванная пуговица, грязный ворот рубашки и неухоженные ногти указывают на человека рассеянного и неаккуратного. Землистый цвет лица указывает на наличие вредных привычек или проблем со здоровьем. Чрезмерный макияж выдает вульгарную, неразборчивую в связях особу.

Оценке подвергается все: телосложение, физическая форма, косметика, прическа, одежда и аксессуары — в идеале они должны вызывать приятные эмоции, свидетельствовать о чувстве собственного достоинства человека и уважении к окружающим людям.


Средовый имидж — это мнение о человеке, которое создается на основе оценки его среды обитания и общения. Сюда входит целый комплекс факторов:

  • люди, с которыми человек общается;
  • жилище;
  • офис/кабинет;
  • личный автомобиль.

Нужно заметить, что среда обитания необязательно зависит от самого человека, однако, существенно влияет на его репутацию.

Овеществленный имидж создается на основе оценки вещей и предметов, сделанных самим человеком. Это могут быть деловые письма, а также визитки, листовки с рекламой и другие подобные продукты.


Вербальный имидж представляет собой оценку личности на основе того, что человек говорит или как он пишет. Устная и письменная речь являются одними из устойчивых характеристик личности. Манера излагать свои мысли, голос, используемая лексика и грамматическая структура может либо создать привлекательный образ человека, либо начисто разрушить его, очаровать собеседника или, наоборот, отвратить. Произношение напрямую указывает на социальную принадлежность человека. Не секрет, что коммуникативный имидж имеет колоссальное значение в деловой среде — обычно лидерами становятся те, кто умеет лучше говорить.

По мимике, жестикуляции, а также позе, речевым интонациям и личной дистанции формируется кинетический имидж. Метальный — в данном случае оценки и суждения составляются на базе анализа принципов человека, его морали, убеждений и мировоззрения, они могут сделать человека как приятным для общения, так и, напротив, неинтересным. Фоновый — сюда относится то, что говорят о конкретном персонаже окружающие (знакомые, родственники, коллеги либо СМИ). Имидж в интернете — здесь имеется в виду оценка активности человека в Сети, то, что он простит, какие выкладывает картинки и фотографии, как комментирует. В наши дни интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека, потому он является полноценным и весомым источником интересной информации о людях.

Первое и самое сильное впечатление на окружающих производит внешний облик. Информация, получаемая нами визуально, становится основной базой первичных данных о человеке. Гармоничный имидж воплощается в облике, а облик (не лицо, а лик) предполагает наличие у человека образа как результата образования, которое достигается в результате глубокой работы над собой. Новые внешние атрибуты образа приживаются тогда, когда у человека есть опыт переживаний, духовной работы, постижения культуры – и тогда человек несет свою новую внешность, одухотворяя ее внутренней красотой.

Вложенные файлы: 1 файл

Фактор успешного трудоустройства.docx

Первое и самое сильное впечатление на окружающих производит внешний облик. Информация, получаемая нами визуально, становится основной базой первичных данных о человеке.

Создавая привлекательный габитарный (habitus: лат. - внешность) имидж, необходимо учитывать три базовых понятия:

1) индивидуальность человека, определённую его природной цветовой гаммой, физическими и психофизиологическими характеристиками;

2) стиль, наиболее адекватно соотносящийся с индивидуальными характеристиками человека и требованиями профессии. Стилевой основой для габитарного имиджа делового человека будет, конечно же, классический стиль с его строгостью, выверенностью и чувством меры. В зависимости от ситуации он может дополняться элементами другого стиля: романтического, спортивного, драматического или креативного;

3) моду, отражающую тенденции развития и помогающую мужчине быть современным, признанным, в особенности среди молодежи, которой свойственно больше ориентироваться на моду, нежели на свою индивидуальность и стиль. С другой стороны, слепо следуя моде, человек рискует выглядеть смешным и нелепым.

А теперь посмотрим на конкретный деловой костюм, в широкое понятие которого входят одежда, обувь, аксессуары, прическа, оформление лица, рук и, конечно, аромат.

В минимальный гардероб делового мужчины могут входить следующие предметы.

Пальто (шерстяное или меховое, классического силуэта, средней длины, базового цвета) и плащ (классического силуэта, нейтрального базового цвета). Многие руководители предпочитают динамичный образ жизни, а потому любят куртки.

Хотите быть как все – продолжайте носить куртку, хотите выделиться из уличной тиражированности – носите пальто или плащ.

Костюмы: два на летнее время (в нейтральном и в ярком базовом цветах), два для зимнего времени (базового цвета). Всегда старайтесь выбирать качественные ткани и безукоризненную отделку. Тип костюма делового человека – традиционный английский: пиджак с двумя боковыми шлицами, однобортный, талия слегка обозначена полуприлегающим силуэтом. Лацканы должны быть умеренного размера и соотноситься с особенностями фигуры. Отдавайте предпочтение брюкам без манжет, если вы небольшого роста.

Куртка тоже необходима в гардеробе, но для лидера – только в неофициальных ситуациях.

Сорочек можно иметь столько, сколько позволяет бюджет, но не меньше пяти. Не забывайте чередовать однотонные сорочки с полосатыми. На летнее время предусмотрите сорочки с коротким рукавом. Что касается цветов, голубой цвет преобладает всегда и приспосабливается ко всем окраскам своими тонкими оттенками, однако цвет сорочки следует подбирать в соответствии со своим природным колоритом. Белые сорочки в деловом костюме нежелательны, оставим их для торжественного случая. Лучшая же им замена – сорочки соответствующего светлого цвета из вашей персональной палитры.

Клубные пиджаки, блейзеры, пуловеры, кардиганы, тенниски должны быть в вашем гардеробе, но к лидерскому имиджу, к деловым ситуациям они не имеют отношения.

Аксессуары и обувь многое рассказывают о характере и пристрастиях человека. Их роль состоит в том, что они подчёркивают индивидуальность. Поэтому выберем их с особой тщательностью.

Галстуки лучше иметь шёлковые – это непреходящая классика. Вы можете носить однотонные галстуки, можете выбрать самый консервативный – с фулярным рисунком (повторяющийся геометрический), любите скорость и хотите подчеркнуть решительность – берите галстук в диагональную полоску. При этом помните, что цвет галстука должен сочетаться с цветом сорочки, костюма и акцентировать привлекательный цветовой элемент вашей внешности – голубизну глаз или здоровую кожу лица, или благородную седину. Подбирая галстук, важно учитывать особенности внешности, например, при небольшой голове и мелких чертах лица не рекомендуется большой узел или крупный рисунок, при ярко выраженных залысинах противопоказана диагональная полоска и т. д.

Ремни всегда подбирайте к обуви по материалу, фактуре, цвету. Шарфов может быть два-три в разных стилях, потому что шарфы, так же как и галстуки, вносят стилевой оттенок в ваш классический образ. Их цвет согласовывайте, в первую очередь, с вашим природным колоритом. А вот перчатки можно подбирать и под обувь, и под одежду. Деловой мужской костюм требует кожаного портфеля, размер которого соответствует росту и фигуре. Мужчина невысокого роста и деликатного телосложения с большим портфелем вызывает улыбку.

Визуальный имидж и деловая одежда как его составляющая определяются целевыми имиджевыми установками.

Обувь следует выбирать хорошего качества. Классическая обувь – это туфли со шнурками. Неоклассический вариант без шнурков или с застежками (спортивный стиль), или мокасины – все это не предназначено для высокого делового стиля. Главное и актуальное требование – чтобы обувь всегда выглядела ухоженной. Носки чёрного цвета никогда не испортят делового костюма.

Для правильного выбора цвета одежды необходимо определить индивидуальную палитру, соответствующую природному колориту человека. В палитре представлены базовые цвета, служащие основой для выбора верхней одежды, светлые оттенки базовых цветов – для выбора сорочек, летней и спортивной одежды, а также яркие цвета-акценты, служащие основой для выбора аксессуаров. Индивидуальную палитру современный человек должен знать, как свой размер. Не зная ее, человек может ошибиться при выборе одежды, и тогда даже самая лучшая вещь может сослужить ему не лучшую службу: она будет не подчёркивать, а затенять его природные достоинства.

Как известно, цвет несёт психологическую нагрузку. Решая деловой доминантный образ через выбор цвета, остановимся на темно-синем костюме, светлой сорочке, галстуке с фулярным рисунком красных акцентов, туфлях и носках, ремне и портфеле чёрного цвета. Кстати сказать, это классический образ российского лидера образца 2003–2005 годов.

Имидж делового человека – это сложный образ, поскольку его определяют различные типы взаимодействия: он должен быть, к примеру, авторитетным и властным в ситуации, требующей незамедлительного принятия решения, но располагающим и мягким в личной беседе. Поэтому с помощью цветовых комбинаций можно добиваться определённого воздействия на людей в зависимости от ситуации. Варианты комбинаций у людей всегда будут различны в зависимости от особенностей их персональной палитры. Приведём примеры цветовых комбинаций для конкретного мужчины: 35–40 лет, высокого роста, стройного, со светлой желтоватой кожей, серо-зелёными глазами, густыми темными волосами, с высокой цветовой контрастностью внешности.

Элегантный, утончённый. Сочетание однотонного костюма тёмного сине-зелёного цвета с сорочками мягкого белого или персикового цвета и галстуками выразительного цвета – темно-кораллового, глубокого зелёного или синего цветов.

Энергичный, напористый, концентрирующий внимание. Сочетание тёмного серо-коричневого костюма с сорочкой мягкого белого или жёлто-зелёного цвета и галстуком, содержащим в рисунке ярко-красные или яркие жёлто-золотистые оттенки.

Консервативный. Деловой костюм тёмного сине-коричневого цвета с белой или светло- голубой сорочкой и галстуком фулярного рисунка темно-синего или темно-красного цвета.

Дружелюбный, доступный. Костюм коричневого, зелено-коричневого, зелёного цвета в сочетании с голубой или жёлтой сорочкой и голубым акцентом в рисунке.

Здоровый консерватизм и требовательность в создании габитарного имиджа служащих компаний – залог привлекательного имиджа и процветания самой компании.

Имидж ситуативен. Это означает, что при выборе костюма мы руководствуемся соображениями, насколько уместна будет та или иная одежда в конкретной ситуации. Именно с этим правилом формирования имиджа изначально связано понятие дресс-кода как совокупности этикетных правил при подборе одежды. Позднее понятие дресс-кода трансформировалось в более сложное, дающее представление о том, как человек должен выглядеть, чтобы заявить:

- о своём социально-культурном уровне;

- о принадлежности к определённой корпоративной среде и месте в ее иерархии;

- о профессиональном статусе.

Рассуждая о габитарном имидже, нельзя не сказать о тенденциях в коррекции представлений о деловом костюме, дресс-коде.

Во-вторых, толерантность как общепринятая норма поведения проявляется и в деловом этикете, поэтому отступления в деловой одежде становятся все более допустимыми. Более того, они становятся обязательными атрибутами деловых встреч, организованных по особому протоколу. Но ровно настолько, чтобы не потерять собственного достоинства и уважения со стороны других, обеспечить окружающим комфорт. Достаточно в качестве примера вспомнить последний Давос и неофициальные переговоры Д. Медведева в каминной гостиной российской резиденции.

И, наконец, самое главное правило. Визуальный имидж и деловая одежда как его составляющая определяются целевыми имиджевыми установками: к Жириновскому в пляжном варианте сорочки на телеэкране трудно предъявить претензии – эпатажность всегда была доминантой его имиджа; крупный политик в сорочке с коротким рукавом – скрытая демонстрация его демократичности, пренебрежения правилами, близости к народу. А вообще здоровый консерватизм и требовательность в создании габитарного имиджа служащих компаний – залог привлекательного имиджа и процветания самой компании.

Габитарный имидж включает совокупность всех данных внешности: телосложение, внешние проявления состояния здоровья, общая аккуратность и ухоженность, о которых хочется сказать отдельно. Кожа лица, руки, волосы, ногти выдают секреты не только о чистоплотности, об уходе за собой, но и, прежде всего, о нашей культурно-эстетической идентичности. Представления о мужчине брутальном уходят в прошлое, в деловом мире все большей популярностью пользуется образ мужчины-метросексуала, человека традиционной сексуальной ориентации, уделяющего много внимания своему внешнему виду: от делового костюма до изысканного аксессуара, тщательного маникюра и элегантной обуви.

Читайте также: