Габарит это кратко и понятно

Обновлено: 01.07.2024

Одним из главных условий безопасности движения локомотивов, вагонов и иного подвижного состава является предупреждение их соприкосновения со стационарными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. Поэтому стационарные сооружения должны располагаться на определённом расстоянии от пути, а подвижной состав – иметь ограниченное поперечное очертание.

Таким образом, получаются два контура: контур, ограничивающий наименьшие допустимые размеры приближения строения и путевых устройств к оси пути – габарит приближения строений: и контур, ограничивающий наибольшие допускаемые размеры поперечного сечения подвижного состава – габарит подвижного состава. Второй расположен внутри первого и между ними имеется пространство (зазоры), за исключением опорных поверхностей колёс, где оба контура совпадают.

Габаритом приближения строений железных дорог называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др.) при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава.

Габаритом подвижного состава железных дорог называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимальные нормируемые износы.

Пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) обеспечивает безопасные смещения подвижного состава и погруженных на нём грузов, которые возникают при движении, а также обусловленные допустимыми отклонениями элементов пути.

Все смещения вагона могут быть сведены к следующим четырём группам:

а) вызываемые возможными отклонениями в состоянии пути – уширение колеи, упругое отжатие рельсов, перекосы и износы шпал и подкладок, упругие осадки шпал и балласта и т.п.;

б) динамические колебания вагона, возникающие при его движении;

в) обусловленные зазорами и износами ходовых частей и прогибы и осадки рессорного подвешивания от статической нагрузки;

г) выносы частей вагона в кривых.

При габаритных расчётах учитывают только смещения, возможные при отклонениях, допускаемых нормами содержания вагона и пути. Поскольку размеры габарита приближения строений установлены для прямых участков пути, а в кривых имеются дополнительные уширения, выносы вагона в кривых учитывают только в размерах, превышающих имеющиеся уширения.

В зависимости от способов учёта указанных смещений вагонов различают две системы габаритов подвижного состава: строительную и эксплуатационную.

Если пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава предназначено для первых трёх групп смещений, то устанавливаемый при такой системе учёта смещений габарит подвижного состава называется строительным. Если вышеуказанное пространство предусмотрено для первых двух групп смещений, то получаемый при этом габарит называется эксплуатационным габаритом подвижного состава.

Следовательно, строительный габарит подвижного состава представляет собой поперечное очертание, в котором должен помещаться новый ненагруженный вагон, расположенный на прямом горизонтальном пути, когда его продольная ось совпадает с осью пути.




При проверке габаритности проектируемого вагона, называемой вписыванием вагона в габарит, в данном случае необходимо учитывать лишь смещения четвёртой группы – выносы в кривых. В результате этого вписывание вагона в строительный габарит подвижного состава отличается простотой, что является достоинством данной системы. Существенный её недостаток в том, что пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава, установленное по одинаковой для всех вагонов величине смещений третьей группы, может для одних вагонов оказаться излишне большим, а для других – недостаточным.

Недоиспользование межгабаритного пространства обусловливает уменьшение ширины и высоты кузова вагона, что снижает экономическую эффективность грузовых и ухудшает комфортабельность пассажирских вагонов. Такое недоиспользование свойственно большей части вагонов, поскольку при построении строительного габарита подвижного состава смещения третьей группы устанавливают по вагонам с наибольшими разбегами и износами ходовых частей и статическими прогибами (осадками) рессорного подвешивания. Недостаточность межгабаритного пространства, возможная при проектировании вагона с большими нормируемыми износами или большим статическим прогибом (осадкой), чем было учтено при построении этого габарита, означает негабаритность вагона, угрожающую безопасности движения.

При вписывании вагона в эксплуатационный габарит подвижного состава учитывают смещения третьей и четвёртой групп.

На рис. 4.1 изображена схема построения габаритов подвижного состава.

Рис. 4.1. Схема построения габаритов подвижного состава

Исходя из габарита приближения строений 1 и осей междупутий 2 посредством учёта смещений первой и второй групп определяют эксплуатационный габарит подвижного состава 3. По нему путём вписывания, учитывающим смещения третьей и четвёртой групп, находят строительное очертание вагона 4. Проектное очертание вагона 5 отличается от строительного дополнительным учётом технологических отклонений в размерах, допускаемых при постройке вагонов.

Одним из главных условий безопасности движения локомотивов, вагонов и иного подвижного состава является предупреждение их соприкосновения со стационарными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. Поэтому стационарные сооружения должны располагаться на определённом расстоянии от пути, а подвижной состав – иметь ограниченное поперечное очертание.

Таким образом, получаются два контура: контур, ограничивающий наименьшие допустимые размеры приближения строения и путевых устройств к оси пути – габарит приближения строений: и контур, ограничивающий наибольшие допускаемые размеры поперечного сечения подвижного состава – габарит подвижного состава. Второй расположен внутри первого и между ними имеется пространство (зазоры), за исключением опорных поверхностей колёс, где оба контура совпадают.

Габаритом приближения строений железных дорог называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др.) при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава.

Габаритом подвижного состава железных дорог называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимальные нормируемые износы.

Пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) обеспечивает безопасные смещения подвижного состава и погруженных на нём грузов, которые возникают при движении, а также обусловленные допустимыми отклонениями элементов пути.

Все смещения вагона могут быть сведены к следующим четырём группам:

а) вызываемые возможными отклонениями в состоянии пути – уширение колеи, упругое отжатие рельсов, перекосы и износы шпал и подкладок, упругие осадки шпал и балласта и т.п.;

б) динамические колебания вагона, возникающие при его движении;

в) обусловленные зазорами и износами ходовых частей и прогибы и осадки рессорного подвешивания от статической нагрузки;

г) выносы частей вагона в кривых.

При габаритных расчётах учитывают только смещения, возможные при отклонениях, допускаемых нормами содержания вагона и пути. Поскольку размеры габарита приближения строений установлены для прямых участков пути, а в кривых имеются дополнительные уширения, выносы вагона в кривых учитывают только в размерах, превышающих имеющиеся уширения.

В зависимости от способов учёта указанных смещений вагонов различают две системы габаритов подвижного состава: строительную и эксплуатационную.

Если пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава предназначено для первых трёх групп смещений, то устанавливаемый при такой системе учёта смещений габарит подвижного состава называется строительным. Если вышеуказанное пространство предусмотрено для первых двух групп смещений, то получаемый при этом габарит называется эксплуатационным габаритом подвижного состава.

Следовательно, строительный габарит подвижного состава представляет собой поперечное очертание, в котором должен помещаться новый ненагруженный вагон, расположенный на прямом горизонтальном пути, когда его продольная ось совпадает с осью пути.

При проверке габаритности проектируемого вагона, называемой вписыванием вагона в габарит, в данном случае необходимо учитывать лишь смещения четвёртой группы – выносы в кривых. В результате этого вписывание вагона в строительный габарит подвижного состава отличается простотой, что является достоинством данной системы. Существенный её недостаток в том, что пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава, установленное по одинаковой для всех вагонов величине смещений третьей группы, может для одних вагонов оказаться излишне большим, а для других – недостаточным.

Недоиспользование межгабаритного пространства обусловливает уменьшение ширины и высоты кузова вагона, что снижает экономическую эффективность грузовых и ухудшает комфортабельность пассажирских вагонов. Такое недоиспользование свойственно большей части вагонов, поскольку при построении строительного габарита подвижного состава смещения третьей группы устанавливают по вагонам с наибольшими разбегами и износами ходовых частей и статическими прогибами (осадками) рессорного подвешивания. Недостаточность межгабаритного пространства, возможная при проектировании вагона с большими нормируемыми износами или большим статическим прогибом (осадкой), чем было учтено при построении этого габарита, означает негабаритность вагона, угрожающую безопасности движения.

При вписывании вагона в эксплуатационный габарит подвижного состава учитывают смещения третьей и четвёртой групп.

На рис. 4.1 изображена схема построения габаритов подвижного состава.

Рис. 4.1. Схема построения габаритов подвижного состава

Исходя из габарита приближения строений 1 и осей междупутий 2 посредством учёта смещений первой и второй групп определяют эксплуатационный габарит подвижного состава 3. По нему путём вписывания, учитывающим смещения третьей и четвёртой групп, находят строительное очертание вагона 4. Проектное очертание вагона 5 отличается от строительного дополнительным учётом технологических отклонений в размерах, допускаемых при постройке вагонов.


Что сказано в словаре?

Габариты рельсов

Вот его толкование:

Предельные контуры обрабатываемого (например, на строгальном станке) предмета, характеризующие его поперечное сечение, а также название приспособления, с помощью которого предмет устанавливается надлежащим образом. (Чтобы правильно подготовить деталь к обработке, нужно использовать габарит для ее закрепления на станке.).

Синонимы и этимология

Нюансы применения

Габариты вагона

Определенные габариты существуют для подвижных механизмов и машин, а также для подвижных частей машин, которые сами по себе являются неподвижными, внутри которых они перемещаются. В этом пространстве не должны находиться никакие детали механизмов или сооружений. Конечно, кроме тех, которые с ними непосредственно взаимодействуют.

Наиболее строго это понятие определяется для тех машин, у которых траектория движения задана особенно четко. Например, это характерно для рельсового и других направляемых видов транспорта.

Для тех видов транспортных средств, у которых траектория движения может быть вариативной в определенных пределах, например, для автомобилей, в некоторых случаях используется понятие динамического коридора. Оно учитывает ряд возможных отклонений при управлении транспортом.

Габариты на железной дороге

Габариты паровоза

Рассматривая вопрос о том, что такое габарит, нужно отметить, что приспособления с таким названием используются в различных областях хозяйственной деятельности. Вот некоторые примеры.

На железнодорожном транспорте употребляются такие понятия, как:

  • Габарит подвижного состава (подвижной состав должен помещаться в его пределах).
  • Габарит приближения строений (внутри него не должны находиться никакие детали, кроме непосредственно взаимодействующих с составом).
  • Габарит погрузки (обозначает предельное очертание, в пределах которого на открытом составе помещается груз с учетом крепления и упаковки).
  • Габаритные размеры (наибольшая допустимая для предмета длина, ширина и высота).
  • Негабаритность груза (груз является негабаритным, если при размещении в составе, учитывая крепление и упаковку, превышены пределы заданного основного габарита). Негабаритные грузы в основном перевозятся в сопровождении дорожных служб, которыми для них высвобождаются участки движения или автомобильная трасса.

Для колеи 1520

Русская колея

На российских железных дорогах преимущественно используется так называемая русская колея. Ее ширина равна 1520 или же 1522 и 1524 мм. В основном на территории стран бывшего СССР, а также Монголии и Финляндии. На скоростных дорогах допускаются параметры от 1516 до 1528 мм.

Но все же основной показатель – это 1520 мм. Для погрузки на железных дорогах с такой колеей применяются габариты следующих видов:

  1. Основной – для большинства видов грузов.
  2. Льготный – для тех грузов, которые располагаются в пределах платформы или кузова вагона.
  3. Зональный – предназначен для перевозки леса.

Нужно отметить, что существуют такие участки на железных дорогах, где эти габариты применяются с ограничениями.

Габарит подмостовой

Подмостовой габарит

Изучая вопрос о том, что такое габарит, рассмотрим, в каких еще отраслях он используется.

Например, габарит подмостовой. Этот термин обозначает предельный внешний поперечный контур свободного пространства под мостом. Он измеряется перпендикулярно по отношению к поверхности воды.

Образуется в результате пересечения низа пролетного строения, граней опор моста и полученного в результате расчета судоходного горизонта воды. Внутрь подмостового габарита не должны попадать включенные в конструкцию моста элементы или устройства, находящиеся под ними.

Данный габарит является мерилом возможности прохождения под мостом судов. Он устанавливается на судоходных и сплавных реках и зависит от:

  • Класса внутреннего водного пути.
  • Временного или постоянного назначения моста.
  • Наличия или отсутствия лесосплава.

Если лесосплав осуществляется в больших масштабах, выделяют два судоходных пролета, которые отличаются размерами. Один для большего – низового, а другой для меньшего – взводного - направлений движения. Если размер лесосплава ограничен, для двух направлений движения устраивают два одинаковых судоходных пролета.

Габаритные огни

Габаритные огни

Рассматривая вопрос о том, что такое габарит, стоит упомянуть и о предназначении габаритных огней. Их используют для обеспечения безопасности пешеходов и автомобилей на дорогах. Еще их называют парковочными. Их размещают по бокам передней и задней части транспортного средства. Габаритные огни должны быть включены в любое время суток, если движение осуществляется в условиях плохой видимости.

Также они должны светиться в темноте, если стоянка автомобиля осуществляется на обочине дороги или на проезжей части. Их важнейшая функция заключается в привлечении внимания остальных водителей, обозначении размеров транспортного средства в ночные и вечерние часы.

В светлое время суток габариты не используются вследствие их небольшой мощности, они практически незаметны при ярком солнечном освещении. Потому существует обязательное правило, предписывающее всем российским автомобилистам передвигаться со включенными ходовыми дневными огнями.

Ищешь, что значит слово габарит? Пытаешься разобраться, что такое габарит? Вот ответ на твой вопрос:

Габарит это:

Габари́т — предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений.

Для подвижных машин или подвижных частей неподвижных машин определяет пространство, в котором они перемещаются.

Габарит

Габарит

( фр. gabarit) предельные внешние очертания предметов: машин, мостов, зданий, вагонов и т. д.; г. железнодорожных строений- очертания свободного пространства для беспрепятственного прохождения поездов.

Габарит

Габарит

[фр. gabarit]предельные внешние очертания предметов: машин, мостов, зданий, вагонов и т. д.; г. железнодорожных строений- очертания свободного пространства для беспрепятственного прохождения поездов.

Габарит

Габарит

размер, величина предмета Солидные габариты у кого-н. (о рослом или толстом человеке; разг. шутл.). габарит предельные внешние очертания предмета Spec Г. железнодорожного подвижного состава.

Габарит

(франц. gabarit), предельные внешние очертания предметов, сооружений и устройств.

Габарит

габарит м. см. габариты.

Габарит

габарита, м. (фр. gabarit – Модель, шаблон) (спец.).

1. Предельный контур поперечного сечения подвижного состава (ж.-д.). || Особая рама, соответствующая этому контуру, служащая для обмера груженого подвижного состава (ж.-д.).

2. Расстояние от рельсового пути в горизонтальном и вертикальном направлении, ближе которого недопустимы никакие установки (ж.-д.).

3. Модель частей корабля или пушки в натуральную величину (тех.).

4. Предельный контур поперечного сечения предмета, обрабатываемого напр. на строгальном станке (тех.). || Приспособление для надлежащей установки этого предмета (тех.)

Габарит

– ширина или высота авто.

Габарит

(фр. gabarit) — предельные внешние очертания предмета.

Габарит

(франц. gabarit), предельное очертание предмета. Применительно к транспортным машинам и движущимся частям стационарных машин Г. определяют с учётом их безопасного перемещения среди других машин и сооружений. Вне Г., допускающего различные перемещения машин, возможно возведение сооружений, установка станков, машин и безопасное пребывание людей. Например, Г. железнодорожного подвижного состава — предельное очертание в плоскости, перпендикулярной к оси железнодорожного пути, из которого не должна выходить ни одна деталь локомотива или вагона в рабочем состоянии. Г. приближения строений железной дороги — предельное очертание в плоскости, перпендикулярной к оси железнодорожного пути, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Выполнение этих Г. обеспечивает безопасное движение поездов в тоннелях, по мостам, под путепроводами и т. д. Подмостовой Г. — очертание свободного просвета под мостом между низом его пролётного строения и расчётным судоходным горизонтом по высоте и между опорами пролёта по ширине.Лит.: Евграфов Г. К., Богданов Н. Н., Проектирование мостов, М., 1966; Железные дороги, М., 1968; Автомобиль. Эксплуатация и ремонт. Энциклопедический словарь-справочник, М.,

1968. И. А. Иванов.

Габарит

габарит, -а

Габарит

предельные, крайние очертания предмета мн. ч. линейные размеры, обычно ширина и высота габаритный огонь

Внушительных габаритов машина, окрашенная в сине-бело-красные тона, уже стояла на бетонке, готовясь к ответственному заданию.

Поршневые насосы бывают горизонтальные и вертикальные, тихоходные и имеют большие габариты .

Крупные габариты – своего рода диплом, удостоверяющий их значимость, тот источник, из которого они черпают уверенность в своём превосходстве над прочими честными людьми.


Что такое габариты? Наверняка многие слышали в разговоре этот термин, однако не все знают его точное толкование. В первую очередь при произношении этого слова у человека возникает представление о размерах чего-либо. В данной статье мы рассмотрим все аспекты этого понятия.

Описание в словаре

В словаре описывается несколько вариантов того, что такое габариты. Рассмотрим более подробно данные толкования:

  • Крайние, предельно допускаемые очертания какого-либо предмета, а также просвет, находящийся между различными сооружениями.

Габаритная рамка на железной дороге

  • Значение габаритов на железнодорожном транспорте является крайне важным. Одно из толкований этого термина описывается как особая рама, которая соответствует контуру транспортируемого предмета (груза). С ее помощью производится замер перевозимого груза для определения допустимых размеров. Перед транспортировкой какого-либо предмета по железной дороге сам груз измеряют при помощи этой рамы – габарита.
  • Расстояние от рельсов, которое измеряется в горизонтальном и вертикальном направлениях. Ближе этого расстояния запрещены любые установки различных конструкций. Рельсовые габариты по правилам не должны превышать расстояние 3 х 2 метра.
  • Габариты во множественном числе – это линейные размеры любого предмета, в большинстве случаев в них входят ширина и высота.

Другие значения

Габаритные огни

Отвечая на вопрос, что такое габарит, необходимо упомянуть и о моделях в музеях. Так, например, в экспозициях музеев можно встретить модели пушек, либо частей корабля, которые и называют габаритами.

Габариты – это предельные очертания (контуры) обрабатываемого предмета, например, на токарном или деревообрабатывающем станке. В данном случае габарит определяет поперечное сечение детали. Также габаритом называют приспособление, при помощи которого деталь (заготовка) устанавливается и фиксируется необходимым образом на станок.

Этимология и синонимы

Рассмотрев значение термина в словаре, стоит рассказать о синонимах данного слова. К ним относятся такие слова: измерения, размеры, контур, абрис. В более упрощенном варианте – это ширина, длина и высота.

Габариты предметов мебели

Применение и значение

Так, например, габариты характерны для машин и механизмов, а также подвижных сегментов агрегатов в машинах (станках) и на автотранспорте. Тех их частей, которые являются неподвижными, и внутри которых находятся движущиеся механизмы, имеющие свои контуры. Габариты в данном случае необходимы для правильной работы внутренних механизмов.

Существуют транспортные средства, имеющие вариативную траекторию движения, однако и в этом случае необходимо соблюдать габариты. Стоить отметить, что в этой ситуации соблюдение габаритов упрощается по сравнению с рельсовым транспортом и троллейбусами.

Габариты в железнодорожном транспорте

Железнодорожные габариты

  • Габариты у подвижных составов, которые должны полностью соответствовать строгим требованиям.
  • Габариты приближения к различным строениям (сам подвижной состав должен им соответствовать для беспрепятственного движения).
  • Габариты разгрузки-погрузки, которые применяются во всех странах СНГ и означают предельные характеристики (очертания), необходимые для транспортировки и крепления различных грузов.
  • Габаритный размер – предельно допустимые параметры груза по ширине, длине и высоте.
  • Негабаритность груза – это несоответствие предмета (груза) требуемым нормам.

Читайте также: