Фз о землеустройстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одним из наиболее актуальных направлений в рамках совершенствования и модернизации регулирования управления земельными ресурсами в контексте развития территорий следует считать обеспечение формирования механизмов, обеспечивающих стратегическое планирование использования земельных ресурсов, в том числе территориальное планирование зонирование территорий, имеющих комплексный характер. При этом должны учитываться все социально значимые направления, включая не только освоение территорий под застройку, но и аграрную сферу, развитие сети особо охраняемых природных территорий, охрану и использование лесов, водных объектов, недр, что является необходимым условием сбалансированного устойчивого развития общества. Важно учитывать нарастающие тенденции использования земельных ресурсов с обращением к инструментам государственного пространственного и отраслевого стратегического планирования.

Тем самым землеустройство признается механизмом, обеспечивающим не только планирование использования земель, но и сбор информации для уяснения прогноза об их состоянии. Это в целом связывает землеустройство с деятельностью в области стратегического планирования.

Вместе с тем, его положения не вписываются в полной мере в систему земельного законодательства, законодательства о государственной регистрации недвижимости, законодательства о градостроительной деятельности. Затруднена его реализация в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1рассмотреть возможность подготовки единого стратегического документа развития государственного управления земельным фондом в Российской Федерации на период после 2020 года;

2.2 учесть при доработке законопроекта важный комплексный характер землеустройства как составляющей государственного управления рациональным использованием земель в Российской Федерации, предусмотрев при этом сохранение, совершенствование и развитие действующего института землеустройства, как составляющей механизма стратегического планирования в сфере землепользования и природопользования, направленного на обеспечение единых правил по рациональному и эффективному использованию земель различных категорий:

введение при проведении землеустройства принципов и механизмов учета потребностей социально-экономического развития территорий, сочетания публичных и частных интересов;

включение в деятельность по землеустройству всех необходимых мероприятий по отслеживанию и учету качества, сохранению и восстановлению земель в целях их рационального использования;

обоснованное соотношение землеустройства с градостроительным регулированием, регулированием лесоустройства, управлением в области охраны и использования природных ресурсов:

требования к землеустроительной документации, а также организацию контроля землеустроительной документации;

установление квалификационных требований к специалистам по землеустройству;

определение случаев проведения обязательного землеустройства;

определение последовательности землеустроительных действий;

обеспечение прав правообладателей земельных участков и хозяйствующих субъектов;

механизмы компенсации потерь при сокращении площади плодородных и ценных земель;

в финансово-экономическом обосновании законопроекта предусмотреть предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по обязательному землеустройству;

2.3 ускорить доработку и внесение в Государственную Думу законопроекта;

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

3.1 активизировать формирование подходов к совершенствованию института землеустройства;

3.3 рассмотреть возможность разработки мер, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, покрытых травостоем, древесно-кустарниковой растительностью, с целью вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

4.1. рассмотреть вопрос о сосредоточении в едином государственном информационном ресурсе всех сведений о земле, в том числе сведений
о сельскохозяйственных угодьях;

4.2 провести дополнительное обсуждение с профессиональным и научным сообществом законопроекта до его внесения в Правительство Российской Федерации, а также возобновить деятельность ранее образованной межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования института землеустройства.

5. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:

5.2 активизировать работу по подготовке специалистов и проведению научно-исследовательских разработок в области получения и использования пространственных сведений об объектах недвижимости для эффективного управления земельными ресурсами.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации ускорить проведение работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах землеустройства, в том числе о местоположении границ муниципальных образований и границ между субъектами Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий;

землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

установления или изменения границ объектов землеустройства;

абзацы третий - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

установление порядка проведения землеустройства;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

абзац утратил силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;

разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.12.2021 N 449-ФЗ.

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве, в том числе в органическом сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

абзацы четвертый - шестой утратили силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Утратила силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Глава IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Статья 19. Виды землеустроительной документации

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

абзацы третий - четвертый утратили силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Статья 22. Землеустроительное дело

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также перевод документов, содержащихся в данном фонде в форме документов на бумажных носителях, в форму электронных образов таких документов осуществляется публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр".

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства

Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства
    • Статья 3. Обязательность проведения землеустройства
    • Статья 4. Основания проведения землеустройства
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации
    • Статья 7. федеральный государственный надзор в области землеустройства (утратила силу)
    • Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства
    • Статья 9. Изучение состояния земель
    • Статья 10. Геодезические и картографические работы
    • Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
    • Статья 12. Оценка качества земель
    • Статья 13. Инвентаризация земель
    • Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
    • Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства
    • Статья 16. (утратила силу)
    • Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства
    • Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство
    • Статья 19. Виды землеустроительной документации
    • Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства
    • Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель
    • Статья 22. Землеустроительное дело
    • Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации
    • Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
    • Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства
    • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    С изменениями и дополнениями от:

    18 июля 2005 г., 4 декабря 2006 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 18 июля 2011 г., 22 октября 2014 г., 13 июля 2015 г., 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 11 июня, 30 декабря 2021 г.

    Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к преамбуле настоящего Федерального закона

    Президент Российской Федерации

    Определяются основные направления осуществления землеустройства, состав и назначение землеустроительной документации, порядок и последовательность ее разработки, согласования и утверждения. Устанавливается, что намеченные в порядке землеустройства целевое назначение земель, организация территории, границы земельных участков, мероприятия по рациональному использованию и охране земель, ограничения и обременения в их использовании являются обязательными для исполнения собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Устанавливаются требования, которые должны соблюдаться и обеспечиваться при проведении землеустройства. Определяются органы, осуществляющие правовое регулирование землеустроительной деятельности и управление землеустройством, а также осуществляющие контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий. Определяются участники землеустроительной деятельности, их права и обязанности, взаимоотношения между ними, источники финансирования землеустроительных работ и др.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 449-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2021 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Суть закона

    Совершенствование законодательства связано с земельной реформой и введением участков в гражданский оборот. Правовое регулирование в этой сфере осуществляется также Конституцией РФ, Земельным кодексом и распоряжениями местных органов власти.

    ФЗ №78 устанавливает, кто может инициировать процесс землеустройства и когда оно проводится. Собственник надела, арендодатель и любой участник земельных отношений может проявить инициативу и подать заявление с просьбой о его проведении в суд или государственные органы. Работы выполняются на основании решения суда, органов госвласти и местного самоуправления, договора об их проведении.

    Тонкости землеустройства

    Исследование проводится открыто, кроме случаев, когда изучаемые сведения относятся к государственной тайне или личные данные участников не могут разглашаться третьим лицам без соответствующих аргументов. Объектом исследования является участок субъектов РФ или муниципальных образований с условно очерченными границами по принципу зонирования.

    Три случая, когда землеустройство является обязательным:

    • установление или изменение границ участка;
    • выявление участков, загубленных человеком или воздействием природных явлений;
    • восстановление качества земельных наделов.

    Действия выполняются с учетом норм закона, участникам высылаются извещения. Результаты исследований можно обжаловать, подав иск в суд.

    Изменения в законе

    В правовой акт добавлена информация, что землеустройство обязательно проводится при установлении границ надела (п. 1 ст. 3 ФЗ №78). Раньше в этой статье было указано, что только при изменении границ.

    Уточнено определение объектов изучения. В первой редакции к ним относились территориальные зоны и населенные пункты. Сейчас закон указывает, что РФ и ее субъекты имеют полномочия в землеустройстве.

    Какие возможности дает закон

    ФЗ № 78 описывает весь комплекс работ, а тонкости их проведения конкретизируются в других правовых актах. Служба картографии анализирует порядок выполнения исследований на каждом этапе.

    Геодезические и картографические изыскания

    Они являются базой для последующих действий. Специализированная компания занимается исследованиями состава рельефа, грунта, почвы, создаются карты местности. Исследуются процессы, которые протекают под воздействием техногенных и природных факторов.

    Изучение состояния участка

    Специалисты изучают, в каком состоянии находится почва, соблюдается ли целевое назначение, проводится инвентаризация. Если собственник нарушает правила пользования, его могут оштрафовать (ст. 8.8 КоАП).

    Предприятия, которые организуют изыскательные работы, обязаны привести его в надлежащий вид согласно условиям договора. После завершения работ по акту приемки вернуть участок владельцу.

    Оценка качества почвы

    Специалисты анализируют урожайность на однотипных почвах. По результатам исследования дается оценка качеству земли, она будет иметь значение для ее эксплуатации и перевода в другую категорию.

    Инвентаризация

    Местные органы власти утверждают цель проведения работ. Выясняются границы наделов без закрепления на местности, исследуется, какие участки используются в нарушении целевого назначения.

    Исследование проводится на всей территории страны или в отдельных местностях для выявления наделов, которые плохо влияют на развитие территории.

    Организация рационального использования территории

    Изучается состояние земли, качество почвы, чтобы определить, как лучше ее использовать. Работы проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

    Землеустройство

    Описание расположения и установка границ

    Это основная и самая серьезная часть работ. Правительство устанавливает технические нюансы ее проведения. Для определения границ выполняются подготовительные работы, составляется план, формируется землеустроительное дело. Затем схему необходимо согласовать в территориальном органе Росреестра и местной администрации. После одобрения дело следует передать в кадастровые органы.

    Внутрихозяйственное устройство

    Специалисты исследуют проблемы территории: подтопление, эрозия, загрязнение. Создается научно-обоснованный проект для улучшения участка, для повышения его качества.

    Закон № 78 содержит обширный перечень действий, которые могут выполнять участники земельных отношений. Главная роль отводится экологической безопасности природных ресурсов. Собственник может использовать землю по своему желанию, но при этом не допускается ухудшать ее природные свойства и ущемлять права других лиц. Споры о порядке использования участка, установления границ решаются в судебном порядке.

    Читайте также: