Фз о национально культурной автономии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Список всех необходимых услуг для НКО в одном месте. Более 40 специалистов во всех необходимых направлениях. Эксперты для решения сложных задач и недорогой аутсорсинг сотрудника для решения простых. Перечислим каждую из услуг и зачем она нужна. Уверен, что о некоторых из них Вы не знали.

Прежде чем вносить изменения в НКО любой из форм, необходимо ответить на несколько вопросов: Можно ли в вашей форме внести необходимые изменения впринципе. Куда подавать эти изменения в Минюст или ФНС. Если изменений несколько, какими этапами их подавать и в какой очередности. Придется ли из-за изменений приводить в соответствие (писать заново) Устав.

В 2020 году количество НКО значительно увеличилось и увеличивается оно стремительно который год. По этой причине мне часто задают вопрос: это сейчас тренд и так популярно, но объясни, пожалуйста, почему и главное зачем?

Итак. Вы решили создать Некоммерческую организацию, знаете чем хотите заняться, но вот вопрос: какая организационно-правовая форма Вам подходит. Возьмем основные формы НКО, перечислим каждую из них, и рассмотрим для чего предназначена каждая.

В данной статье мы подробно рассмотрим преимущества договора лизинга для НКО. Развернуто ответим на вопросы о том, какая некоммерческая организация может получить автомобиль в лизинг и как это сделать

Среди общественных организаций высшим статусом обладают Общероссийские. Они имеют право использовать Россию в своем названии, действовать на всей территории страны и имеют самую сложную структуру. Здесь мы расскажем об её особенностях и специфике создания.

Эксперт регистрации НКО обо всех формах и видах некоммерческих объединений. В каких формах могут быть созданы некоммерческий центр, некоммерческий клуб. 4 формы некоммерческих предприятий в 2022 году. Как создаются некоммерческие учреждения и их виды.

В нашей статье рассмотрим виды национально-культурных автономий, порядок регистрации национально-культурной автономии, перечень необходимых документо в соответствии с действующим законодательством РФ.

Итак, как вы уже поняли, в данной статье, речь пойдет о такой интересной форме некоммерческих организаций как национально-культурная автономия. Сегодня мы разберем:

Что такое национально-культурная автономия?

Некоммерческий сектор в Российской Федерации пестрит многообразием форм и среди них национально-культурная автономия является одним из видов общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях:

  • самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности,
  • развития языка, образования, национальной культуры,
  • укрепления единства российской нации,
  • гармонизации межэтнических отношений,
  • содействия межрелигиозному диалогу,
  • а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с:

Виды национально-культурной автономии

В зависимости от территориальной сферы деятельности все национально-культурные автономии подразделяются на местные, региональные и федеральные. *В разных источниках дается разное определение данной классификации, кто-то называет это видами национально-культурных автономий, кто-то уровнями.


Также в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 5-П в пределах субъекта Российской Федерации местными национально-культурными автономиями может быть образовано не более одной подлежащей государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке региональной национально-культурной автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.

Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.


Органы управления национально-культурной автономии

На практике существуют простые и более сложные аппараты органов управления национально-культурных автономий. Приведем пример общей стандартной структуры органов управления национально-культурной автономии:

Высшим органом управления автономий всех уровней могут быть:

  • общее собрание членов в местных автономиях;
  • съезды (конференции) делегатов от местных автономий в региональных автономиях;
  • съезд (конференция) делегатов от региональных автономий в федеральных национально-культурных автономиях.

Общие собрания членов, съезды (конференции) делегатов могут быть очередными и внеочередными. Также уставы автономий предусматривают периодичность созыва и кворум общего собрания, съезда (конференции) автономий. Как правило, для региональных и федеральных автономий данный период составляет 3-5 лет, для местных автономий периодичность созыва уменьшается и прописывается не реже одного раза в год. Кворум, как правило, составляет не менее половины от общего количества членов автономии или избранных делегатов. К полномочиям высшего органа управления можно отнести решение следующих вопросов:

  • внесение изменений и утверждение Устава автономии;
  • определение приоритетных направлений деятельности автономии, принципов формирования и использования ее имущества;
  • образование других органов управления автономии и досрочное прекращение их полномочий;
  • определение порядка приема в состав членов автономии и исключения из числа ее членов;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • принятие решений о реорганизации или ликвидации автономии и другие.

Высший орган автономии формирует выборный коллегиальный, постоянно действующий руководящий орган управления (как правило, его именуют советом или правлением). Работает такой орган в период между созывами высших органов. Порядок работы – заседания (раз в квартал, раз в месяц и т.д.) с целью принятия решений по текущим вопросам. К полномочиям такого органа можно отнести:

  • подготовку вопросов для обсуждения на Общем собрании/ съезде (конференции);
  • созыв Общего собрания/ съезда (конференции);
  • организацию исполнения решений Общего собрания/ съезда (конференции);
  • распоряжение имуществом
  • принятие решения о приеме и исключении из членов Автономии;
  • решение других вопросов, не относящиеся к исключительной компетенции других органов управления.

Также высший орган автономий избирает единоличный исполнительный орган управления (руководителя) автономии. К компетенции руководителя автономии можно отнести решение таких вопросов, как:

  • осуществление текущего руководства деятельностью Автономии;
  • действие без доверенности от имени Автономии, представление ее во всех учреждениях, организациях, предприятиях;
  • подотчетен высшему органу управления, отвечает за состояние дел Автономии и правомочен решать все вопросы деятельности Автономии, которые не отнесены к компетенции других органов управления;
  • принятие решений и издание приказов по оперативным вопросам внутренней деятельности Автономии;
  • заключение договоров, осуществление юридических действий от имени Автономии, открытие и закрытие счетов в банках;
  • решение вопросов хозяйственной, финансовой, экономической и кадровой деятельности (штатных работников) Автономии;
  • прием и увольнение штатных работников;
  • организация бухгалтерского учета и отчетности;
  • исполнение других исполнительно-распорядительных функций.

В обязательном порядке в автономиях всех уровней избираются контрольно-ревизионные органы, которые наблюдают за текущей хозяйственной и финансовой деятельностью. Порядок формирования может иметь особенности, но во всех случаях они избираются высшим органом управления автономий.

Мы привели лишь примерную структуру органов управления национально-культурной автономии. Отличительной особенностью национально-культурных автономий, закрепленной в ФЗ "О национально-культурной автономии", является то, что автономии имеют возможность образования органов межрегиональной координации без образования межрегиональной национально-культурной автономии. Это позволяет оперативно решать различные задачи, например, создавать упомянутые органы для проведения разовых мероприятий и т.д. В таком же порядке может осуществляться взаимодействие национально-культурных автономий различных этнических общностей (для этих целей межрегиональная национально-культурная автономия не может быть создана) На практике в автономиях также могут (не обязаны!) создаваться исполнительные коллегиальные органы, которые подчиняются лицам, осуществляющим повседневное руководство деятельностью автономий (председателям, президентам), либо имеют самостоятельный статус органа, осуществляющего организацию исполнения решений представительных органов автономии. Такие органы чаще всего именуются исполкомами. Также у руководителей могут быть заместители, вице и т.д.

В общем, каждая автономия выстраивает свою оптимальную для нее структуру органов управления.

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Создание национально-культурной автономии

На стадии создания национально культурной автономии необходимо:

Заявление и протокол об учреждении национально-культурной автономии

Одним из важных документов при создании автономии и в дальнейшей ее деятельности является протокол об учреждении национально-культурной автономии. Как и любой другой документ, он имеет свою структуру и должен включать в себя определенные положения, которые мы раскроем далее. Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей автономии должен ОБЯЗАТЕЛЬНО содержать в себе следующие положения:

  • дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания;
  • сведения об учредителях - участниках учредительного съезда (конференции), общего собрания;
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним, а именно:
  • избрание председателя, секретаря собрания, лица, проводивших подсчет голосов;
  • решение о создании автономии
  • утверждение полного и сокращенного наименования автономии
  • формирование всех органов автономии
  • определения места нахождения (адреса) автономии
  • определение размера имущества автономии;
  • определение порядка совместной деятельности учредителей по созданию автономии;
  • избрание лица, ответственного за проведение необходимых действий при государственной регистрации автономии;
  • фамилию, инициалы и личную подпись учредителей, председателя и секретаря съезда/ общего собрания, ответственных за составление протокола.

При создании национально-культурной автономии решения считаются принятыми, если за них проголосовали единогласно все учредители национально-культурной автономии.

Для государственной регистрации национально-культурной автономии вам также необходимо будет составить заявление по форме р11001. Заполнение данного заявления регулируется Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016). Так как национально-культурная автономия создается в организационно-правовой форме-общественного объединения, то вы можете ознакомиться с правилами заполнения данного заявления более подробно в нашей статье "Составление заявления на регистрацию общественной организации".

Устав национально-культурной автономии

Одним из главных документом национально-культурной автономии является ее учредительный документ-Устав. Устав национально-культурной автономии проходит тщательную правовую экспертизу в органах Министерства юстиции, поэтому очень важно подойти серьезно к вопросу составления данного документа и отразить все необходимые положения в соответствии с действующим законодательством.

  1. название, цели национально-культурной автономии, ее организационно-правовую форму;
  2. структуру национально-культурной автономии (для федеральных и региональных), руководящие и контрольно-ревизионные органы национально-культурной автономии, территорию, в пределах которой данная автономия осуществляет свою деятельность;
  3. условия и порядок приобретения и утраты членства в национально-культурной автономии, права и обязанности членов данной автономии;
  4. компетенцию и порядок формирования руководящих органов национально-культурной автономии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  5. порядок внесения изменений и дополнений в устав национально-культурной автономии;
  6. источники формирования денежных средств и иного имущества национально-культурной автономии, права национально-культурной автономии и ее структурных подразделений (для федеральных и региональных) по управлению имуществом;
  7. порядок реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии.

Устав национально-культурной автономии может содержать описание символики данной автономии. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности национально-культурной автономии, не противоречащие законам.

После создания автономии в процессе осуществления деятельности может возникнуть потребность внесения изменений в Устав по различным причинам. Государственная регистрация изменений, вносимых в уставы национально-культурных автономий, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация национально-культурных автономий.

За государственную регистрацию национально-культурной автономии, изменений, вносимых в устав, и ликвидацию взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок регистрации национально-культурной автономии

Срок подачи: необходимые документы представляются в территориальный орган юстиции в течение трех месяцев со дня проведения учредительной конференции (съезда) или общего собрания (схода).

Орган подачи: решения о государственной регистрации местных и региональных национально-культурных автономий принимаются Управлением Министерства юстиции РФ по месту нахождения национально-культурной автономии, решения о государственной регистрации федеральных национально-культурных автономий принимаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Представить документы на государственную регистрацию можно одним из следующих способов:

Пакет документов для регистрации национально-культурной автономии, который необходимо подать в регистрирующий орган:

  • заявление;
  • устав национально-культурной автономии;
  • протокол учредительной конференции (съезда) – для региональных и федеральных национально-культурных автономий или учредительного общего собрания (схода) – для местных национально-культурных автономий, содержащий сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов и др.;
  • сведения об учредителях;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому будет осуществляться связь с автономией;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Национально-культурная автономия считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Процесс рассмотрения и регистрации вашей автономии будет включать несколько этапов:

  1. правовая экспертиза документов специалистами Минюста будет проводиться в течение 30 (тридцати) календарных дней. На данном этапе обычно происходит внесение корректировок, доработок и т.д. При этом может производиться устранение замечаний заявителем без прекращения течения срока (при личной подаче/через представителя), документы могут возвращаться на доработку либо может быть вынесен отказ в государственной регистрации автономии в случае выявления нарушений и противоречий действующему законодательству.
  2. после прохождения правовой экспертизы и вынесения положительного решения Минюстом документы направляются в регистрирующий орган Федеральной налоговой службы, который в течение 5 (пяти) рабочих дней вносит сведения о ней в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента автономия считается созданной!
  3. после этого документы из налоговой обратно возвращаются в Министерство юстиции и в течение 5 (пяти) рабочих дней (на практике может увеличиваться до двух недель) выдаются заявителю на руки.

Пакет документов, который вы получите по итогу регистрации вашей национально-культурной автономии:

  1. Устав
  2. Свидетельство ИНН
  3. Свидетельство Минюста
  4. Лист записи о регистрации общественной организации
  5. Выписка из ЕГРЮЛ

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления и находится на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

В данной статье мы постарались раскрыть самую важную и значимую информацию касательно создания национально-культурных автономий, осветить правовые аспекты регистрации и регулирования их деятельности. Надеемся, что для вас, данная информация будет полезной и в случае намерений регистрации национально-культурной автономии вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам, мы с удовольствием поможем вам в этом!

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Понятие национально-культурной автономии
    • Статья 2. Принципы национально-культурной автономии
    • Статья 3. Правовое регулирование национально-культурной автономии
    • Статья 4. Права национально-культурной автономии
    • Статья 5. Организационные основы национально-культурной автономии
    • Статья 6. Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии
    • Статья 7. Консультативные советы по делам национально-культурных автономий
    • Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков
    • Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка
    • Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения
    • Статья 11. Обеспечение национально-культурными автономиями права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке
    • Статья 12. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения
    • Статья 13. Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры
    • Статья 14. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на сохранение и развитие национальной культуры
    • Статья 15. Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации
    • Статья 16. Финансирование и поддержка деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий
    • Статья 17. Собственность национально-культурных автономий
    • Статья 18. Имущество национально-культурных автономий
    • Статья 19. (утратила силу)
    • Статья 20. (утратила силу)
    • Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ
    "О национально-культурной автономии"

    С изменениями и дополнениями от:

    21 марта 2002 г., 10 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 30 ноября 2005 г., 1 декабря 2007 г., 9 февраля 2009 г., 2 июля 2013 г., 4 ноября 2014 г., 8 декабря 2020 г., 30 апреля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года

    Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

    Президент Российской Федерации

    Определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

    Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

    Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороны органов государственной власти, даются права на создание собственных средств массовой информации, образовательных учреждений, на участие в международных неправительственных организациях.

    Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2965, в "Российской газете" от 25 июня 1996 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 114-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 мая 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ

    Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ

    Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств.

    Общественные объединения, созданные в форме национально-культурных автономий являются одним из важнейших средств выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве.

    Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

    Основной целью создания национально-культурной автономии является самостоятельное принятие решений по вопросам сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения, организационно-правовой формой которой является общественная организация.

    В зависимости от территориальной сферы деятельности национально-культурные автономии подразделяется на местные, региональные и федеральные.

    Региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.

    Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

    - устав национально-культурной автономии;

    - выписка из протокола учредительной конференции (съезда) – для региональных и федеральных национально-культурных автономий или учредительного общего собрания (схода) – для местных национально-культурных автономий, содержащая сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;

    - сведения об учредителях;

    - сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому будет осуществляться связь с автономией.

    Национально-культурная автономия считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Необходимые документы представляются в территориальный орган юстиции в течение трех месяцев со дня проведения учредительной конференции (съезда) или общего собрания (схода). Решения о государственной регистрации местных и региональных национально-культурных автономий принимаются Управлением по месту нахождения национально-культурной автономии, решения о государственной регистрации федеральных национально-культурных автономий принимаются Министерством юстиции Российской Федерации.

    1) название, цели национально-культурной автономии, ее организационно-правовую форму;

    2) структуру национально-культурной автономии (для федеральных и региональных), руководящие и контрольно-ревизионный органы национально-культурной автономии, территорию, в пределах которой данная автономия осуществляет свою деятельность;

    3) условия и порядок приобретения и утраты членства в национально-культурной автономии, права и обязанности членов данной автономии;

    4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов национально-культурной автономии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

    5) порядок внесения изменений и дополнений в устав национально-культурной автономии;

    6) источники формирования денежных средств и иного имущества национально-культурной автономии, права национально-культурной автономии и ее структурных подразделений (для федеральных и региональных) по управлению имуществом;

    7) порядок реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии. Устав национально-культурной автономии может содержать описание символики данной автономии.

    В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности национально-культурной автономии, не противоречащие законам.

    Государственная регистрация изменений, вносимых в уставы национально-культурных автономий, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация национально-культурных автономий.

    В настоящее время в Реестре национально-культурных автономий Министерства юстиции Российской Федерации значатся 1027 национально-культурных автономий.


    15.07.2016 1:27


    История принятия российского закона о НКА

    Содержание закона об НКА

    Закон предусматривает две основные функции НКА: консультирование органов власти и государственных учреждений по вопросам, связанным с развитием языков, образования и культур. Нормы закона, касающиеся участия НКА в образовательной деятельности, создания СМИ, развития языков, являются декларативными и в основном дублируют положения других федеральных законов.

    Положения закона, посвященные роли государства, сформулированы двусмысленно, посредством использования глаголов настоящего времени в изъявительном наклонении: государство предоставляет, государство проводит консультации. Непонятно, закон обязывает государство что-то делать или дозволяет ему это.

    Закон об НКА, однако, не определяет уполномоченные органы, механизмы выделения и распределения, так же как и критерии установления объемов выделяемых ресурсов, то есть не предусматривает конкретных обязательств государства. Следует также отметить, что предусмотренный законом механизм государственной поддержки заведомо допускает финансирование только краткосрочных проектов и едва ли может быть основой поддержания учреждений образования и культуры.

    Что нового дает закон об НКА по сравнению с прочим законодательством? В общем и целом – ничего.

    Возможно, законодатели исходили из того, что НКА должны пользоваться преимуществами в получении государственной поддержки при реализации конкретных проектов в области языка, культуры и образования. Однако, общественная значимость конкретного проекта не зависит от организационно-правовой формы некоммерческой организации, следовательно, предпочтения, оказываемые НКА (если таковые будут иметь место), можно оценивать, как необоснованные, то есть дискриминационные.

    Положения Закона об НКА, касающиеся предоставления НКА государственной поддержки и создания консультативных структур с участием НКА, как говорилось выше, допускают двоякое толкование. На практике они интерпретируются органами государственной власти как управомачивающие, а не обязывающие нормы. Иными словами, НКА получают якобы причитающиеся им блага нерегулярно и в очень ограниченном объеме. При этом органы власти совершенно справедливо почти не проводят различия между НКА и всеми другими общественными объединениями, созданными по этническому признаку. НКА и прочие этнические общественные объединения получают на отдельные программы и мероприятия финансирование в рамках некоторых федеральных и региональных целевых программ.

    Перспективы нетерриториального самоуправления

    Значит ли все это, что понятие НКА не имеет перспектив в качестве описательной или аналитической категории? Вытекает ли из всего изложенного, что использование понятия нетерриториальной автономии и аналогичных терминов не имеет смысла? Думается, что все-таки понятию нетерриториальной автономии можно подобрать некоторое самостоятельное значение.

    Исходя из этого, нетерриториальные этнические автономии можно определять следующим образом. Это общественные институты, которые 1) являются самоуправляемыми, 2) не являются органами территориального государственного управления или местного самоуправления, 3) созданы по этническому или сходному с ним признаку в любом значении этого понятия (членства, участия, уставных целей, функций), 4) на регулярной основе получают ресурсы или/и властно-распорядительные полномочия публичной власти. Разумеется, под это определение могут подпадать самые разные организационно-правовые формы: от неправительственных организаций, получающих бюджетное финансирование до сословных корпораций по типу предложенных К.Реннером и О.Бауэром.

    Важнее даже другое – ставка в поддержании культуры и образования меньшинств исключительно на частные школы и прочие учреждения означало нарушение принципа социальной справедливости. Все платят в одинаковом размере налоги, а выбор языка общения, творчества и образования является (во всяком случае в России) конституционным правом. Действительно, оптимальным представляется соединение общественной инициативы с публичной поддержкой. На границе публичного и неправительственного некоммерческого сектора можно найти разные формы этого взаимодействия, что есть предмет отдельного разговора. Это могут быть учреждения, созданные совместно государством и неправительственными организациями [20], это могут быть самоуправляемые государственные учреждения, могут быть бюджетные неправительственные организации и пр. Эти структуры могут быть основаны или не основаны на индивидуальном членстве или участии, они могут обслуживать своих благополучателей по клубному принципу или на основе, аналогичной публичной оферте. Взаимодействием публичного и некоммерческого сектора в принципе решается еще одна задача – создается дополнительная гарантия для этнического меньшинства от попыток сократить поддержку его культурных и образовательных институтов. Разумеется, все это имеет смысл при нескольких условиях: твердой законодательной основе, регулярном характере бюджетной поддержки и наличии прозрачного механизма выделения и распределения ресурсов.

    1.1 Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

    1.1.2 Региональная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности создается не менее, чем тремя местными национально-культурными автономиями граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

    1.2 Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии. Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 №455. Местные и региональные национально-культурные автономии подлежат государственной регистрации в соответствующем территориальном органе Минюста России. Федеральные национально-культурные автономии подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Минюста России.

    2. Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально- культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры. 3. Национально-культурная автономия обязана: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Национально-культурная автономия также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

    Читайте также: